Эпоха появления человека разумного. Почему людей называют людьми? Как появился человек разумный? Что подразумевают под определением «человек»


Происхождение и становление культуры связаны с происхождением и становлением человека – антропогенезом. Антропогенез есть составная часть биогенеза – процесса происхождения жизни на Земле. Существует две основные точки зрения на проблему происхождения природы и человека.

Креационизм

Первая отражена в концепции креационизма или «творения », согласно которой человек и все живое на земле сотворены некой верховной силой, Богом или богами. Концепция «творения» прослеживается уже в самых древних мифах, созданных в Месопотамии и Египте в 3-м тыс. до н. э. Она отражена в книге «Генезис» («Бытие»), созданной древними иудеями в 1-м тыс. до н. э. и воспринятой христианами как составная часть Библии. В книге говорится о том, что Бог сотворил весь мир и человека за 6 дней. Скоротечность творения выявляет всемогущество Бога. Эту концепцию принял на вооружение и ислам, созданный в Аравии в VII в. н. э.

Поддержанная авторитетом ведущих мировых религий концепция «творения» долго безраздельно господствовала в мире, но в XIX–XX вв. ее позиции были потеснены в Европе, Северной Америке и ряде других стран. Тем не менее, многие люди в этих странах и сегодня привержены концепции «творения», принимая ее более современные версии. Так, например, библейская версия о сотворении мира в течение шести дней получает новый вариант интерпретации, согласно которому библейские «дни» надо понимать как целые эпохи и т. п. Сторонники традиционных взглядов отвергают такие модификации, полагая, что они подрывают версию о всемогуществе Бога. Традиционалисты отвергают саму необходимость аргументации концепции творения, заявляя, что она дается человеку божественным откровением.

Тем не менее, ученые уже в античном мире и в средние века искали рациональные аргументы в пользу концепции «творения». И главный аргумент видели в том, что без признания существования высшего существа, Бога–творца трудно объяснить всю сложность мироздания и мирового порядка. На вопрос, кто создал так сложно и разумно устроенный мир природы, легче всего дать такой ответ: все это создала вышестоящая могущественная сила, которая есть начало всех начал, первопричина всего. Однако при более глубоком рассмотрении, это объяснение порождает вопросы, которые остаются без убедительного ответа. Например: если Бог создал мир, то кто создал Бога? Где обитает Бог? И т. п. И у человека возникает выбор: либо просто верить в то, что Бог создал мир, либо искать какие-то другие объяснения.

Эволюционная теория

Наряду с концепцией «творения» издавна существовала идея становления человека в результате постепенной и долгой эволюции природы. Философы Древнего мира обращали внимание на то, что различные формы жизни на земле проходят постоянно повторяющиеся циклы: рождаются, развиваются и умирают. Это порождало мысль о том, что природа бесконечна и ее развитие идет по единым всеобщим законам. Кроме того, было видно, что природа постоянно создает какие-то новые формы жизни, и развитие идет от простого к сложному. Эти наблюдения вели к возникновению точки зрения, согласно которой человек является результатом длительной эволюции природы, в ходе которой возникли сначала простые формы живых организмов, а затем они становились все более и более сложными.

Некоторые ученые древности удивительно прозорливо наметили основные этапы и последовательность эволюции. Так, древнегреческий философ Анаксимандр (VI в. до н. э.) полагал, что растения, а затем животные, и, наконец, человек возникли из тины на формирующейся Земле. Китайский мудрец Конфуций (VI–V вв. до н. э.) считал, что жизнь возникла из одного источника при помощи постепенного развертывания и разветвления.

В Новое время эти блестящие догадки древних ученых получили развитие и обоснование в рамках эволюционной теории , которая выступает как альтернатива концепции «творения». Вначале ученые не стремились полностью рвать с концепцией Бога–творца и искали компромиссные варианты. Так, в XVII в. французский ученый Декарт признавал роль Бога как творца материи и первопричину ее развития , но далее обосновывал тезис о естественном возникновении Вселенной и ее развитии по законам, присущим самой материи . Нидерландский философ Б. Спиноза отождествил Бога с природой, которую рассматривал как вечную систему, развивающуюся по своим собственным законам (пантеизм ). В XVIII в. Эразм Дарвин (1731–1802) высказал идею о том, что жизнь возникла из одной нити, созданной Богом , а затем эта нить постепенно развивалась вплоть до возникновения человека под влиянием изменяющейся среды в результате наследования приобретенных признаков.

В начале XIX века ведущим представителем эволюционизма был французский зоолог Ж. Б. Ламарк, который объяснял сходные черты, присущие определенной группе животных (например, львам, тиграм и другим представителям породы кошачьих) тем, что они имеют общего предка. Возникшие различия между ними Ламарк объяснял разными условиями жизни. Особая роль в создании эволюционной теории принадлежит Чарльзу Дарвину (1809–1882), автору учения о происхождении различных видов живых существ в результате естественного отбора в ходе борьбы за выживание: те организмы, которые сумели лучше приспособиться к изменяющейся природной среде, имеют больше шансов на выживание и размножение. Менее приспособленные вымирают. Таким образом, Дарвин более четко, чем его предшественники, показал общий механизм биологической эволюции. Вначале Ч. Дарвин также не решался полностью порвать с концепцией Бога–творца, но затем сделал это.

К проблеме происхождения человека первым применил теорию эволюции американский ученый Л. Г. Морган, который в ходе изучения жизни американских индейцев создал концепцию, согласно которой человек прошел три стадии развития: «дикости», «варварства» и «цивилизации». Моргана считают родоначальником антропологии как современной науки.

В ХХ в. ученые проделали огромную работу по обнаружению и изучению древних останков растений, животных и человека. В ходе изучения четко прослеживалась закономерность: в нижних, самых древних, слоях земной коры находятся наиболее примитивные организмы, в верхних слоях появляются все более сложные. Эти свидетельства очень длительного восхождения от простых форм жизни к сложным – главный аргумент в пользу теории эволюции. В результате создана достаточно стройная картина эволюционного биогенеза и антропогенеза, которая выглядит так.

Возраст Земли определяется учеными примерно в 5 млрд. лет. Первые живые организмы (одноклеточные) появились примерно 3 млрд. лет назад. Развитие примитивных организмов привело к появлению растительного, а затем и животного мира (700 млн. лет тому назад). Примерно 200 млн. лет назад появились млекопитающие – класс позвоночных животных, который вскармливал своих детенышей молоком. Примерно 60 млн. лет назад в этом классе сформировался отряд приматов – пятипалых, с большим пальцем, сильно противостоящим остальным (результат жизни на деревьях). Примерно 8 млн. лет назад высшие приматы (дриопитеки), обитавшие в лесах Восточной Африки, дали три ветви, которые привели к появлению шимпанзе, гориллы и человека (Homo).

В процессе становления человека выделяют три главных звена, которые образуют так называемую гоминидную триаду . Первым звеном становления человека стало прямохождение . Изменение климата привело к вытеснению в ряде районов лесов саваннами, и поэтому часть высших приматов встали на задние конечности. Прямохождение освободило передние конечности для разносторонней деятельности и привело к формированию второго звена триады – кисти руки, способной к тонкому манипулированию . Это позволило заниматься более сложной работой и, в свою очередь, вело к развитию третьего звена – мозга – центрального отдела нервной системы животного, что в частности проявилось в нарастании объема черепа. Развитие мозга породило способность к целенаправленной заранее спланированной, т. е. сознательной , деятельности. Эта способность нашла свое выражение в изготовлении орудий труда – орудийной деятельности . Орудийная деятельность отличает человека от других животных. Обезьяна может использовать палки и камни, но не делает из них более удобные орудия труда для повседневного применения, не занимается их постоянным совершенствованием.

Развитие сознания сделало человека способным к абстрактному мышлению: мышлению при помощи образов, закрепленных в языке . Человек оперирует абстрактными понятиями (символами), которыми он обозначает различные предметы и явления. Язык человека отличен от языка животных. Последний есть система сигналов, передающих звуковую реакцию на какой-либо непосредственный внешний раздражитель. Например, уловив запах врага, животные подают сигнал тревоги. Речь человека есть инструмент передачи очень сложной информации, которая может быть и не обусловленной непосредственными внешними раздражителями. Язык и мышление неразрывно связаны. Наряду с орудийной деятельностью они отделяют человека от животных. Таким образом, удачное сочетание ряда факторов позволило человеку в процессе борьбы за выживание подняться на самую высокую ступеньку эволюции.

Этапы становления человека (род Homo)

В рамках наиболее распространенной классификации непосредственным предшественником рода Homo считают австралопитека («южная обезьяна»), жившего в южной и восточной Африке IV–V млн. лет тому назад. Строение тазобедренных костей и стопы австралопитеков, характер сочленения позвоночника и головы показывают, что они были прямоходящими . Объем мозга у австралопитека доходил до 500 куб. см.

Первыми представителями рода Homo являются так называемые архантропы – « древнейшие люди». Некоторые ученые полагают, что они появились уже 4 млн. лет назад, но достоверным считается срок 2 млн. лет. Помимо прямохождения главная отличительная особенность архантропов – орудийная деятельность. В число архантропов входят:

1) Хомо хабилис – «человек умелый». Он жил 2 млн. лет назад в Африке в районе озера Танганьика (Танзания), где найдена искусственно обработанная галька. Объем мозга – 500–700 куб. см.

2) Homo erectus – «человек выпрямленный». Он появился в тропической зоне Африки 1,5–2 млн. лет назад. Объем мозга – 800 – 1000 куб. см. Ему принадлежат более совершенные орудия труда – рубила, обточенные с двух сторон камни миндалевидной формы. Из Африки homo erectus перешел в Азию и Европу. Наиболее известные представители:

– питекантроп – обезьяночеловек, найденный на острове Ява в Индонезии;

– синантроп – китайский человек, найден недалеко от Пекина;

– гейдельбергский человек, найденный в Германии.

3) Homo ergaster – «человек ремесленный», который появился 1,5 млн. лет назад и морфологически был ближе к современному человеку.

Новая ступень развития человека – палеоантропы (древние люди). Период расцвета – 200–40 тыс. лет до новой эры. Наиболее известные представители названы неандертальцами по имени первой находки в долине Неандерталь в Германии. Мозг – до 1500 куб. см. Неандертальцев считают первыми представителями «хомо сапиенс» – человека разумного, но, скорее всего, неандерталец – это боковая тупиковая ветвь эволюции.

Последняя ступень антропогенеза – неоантропы (новые люди)– хомо сапиенс сапиенс. Наиболее ранние датировки появления неоантропов – 100 тыс. лет. Появились в Африке. Вероятно, это линия идет от Homo ergaster. Наиболее известный неоантроп – кроманьонец, найденный в гроте Кро–Маньон во Франции. Время появления – 35 тыс. лет. Мозг – 1400 куб. см. С биологической точки зрения кроманьонец однотипен современному человеку. В ходе дальнейшей эволюции до 10-го тыс. идет складывание основных рас, но расы – это географические популяции одного и того же биологического вида неоантропа.



Человеческая жизнь на Земле появилась приблизительно 3,2 млн. лет назад. До сих пор человечеству не известно достоверно, каким образом зародилась человеческая жизнь. Существует ряд теорий, которые предоставляют свои варианты происхождения человека.

Самые известные из этих теорий - это религиозная, биологическая и космическая. Существует также археологическая периодизация жизни древних людей, которая основывается на том, из какого материала в разное время производились орудия труда.

Эпоха Палеолита - появление первого человека

Появления человека связывают с эпохой Палеолита – каменного века (от греческого « палеос» - древний, «литос» - камень). Первые люди жили небольшими стадами, их хозяйственная деятельность заключалась в собирательстве и охоте. Единственным орудием труда было каменное рубило. Язык заменяла жестикуляция, человек руководился исключительно собственными инстинктами самосохранения и во многом был похож на животное.

В эпоху Позднего Палеолита завершилось умственное и физическое формирование современного человека, лат. Homo sapiens, человека разумного.

Особенности человека разумного: анатомия, речь, орудия труда

Человек разумный отличается от своих предшественников умением абстрактно мыслить и выражать свои мысли в членораздельной речевой форме. Человек разумный научился строить первые, хотя и достаточно примитивные жилища.

Первобытный человек имел ряд анатомических отличий от человека разумного. Мозговая часть черепа была значительно меньше по сравнению с лицевой. Так как человек разумный был более умственно развитым, его строение черепа абсолютно меняется: лицевая часть уменьшается, появляется плоский лоб, появляется подбородочный выступ. Руки человека разумного значительно укорачиваются: ведь ему больше не нужно заниматься собирательством, на смену ему приходит земледелие.

Человек разумный значительно совершенствует орудия труда, их уже существует более 100 видов. На смену первобытному стаду уже приходит сформированная родовая община: Homo sapiens четко определяет своих родственников среди множества людей. Благодаря умению анализировать, он начинает наполнять окружающие объекты и явления духовным смыслом – так зарождаются первые религиозные верования.

Человек разумный уже не так сильно зависит от природы: на смену охоты приходит скотоводство, он может также самостоятельно выращивать овощи и фрукты, не прибегая к собирательству. Благодаря тому, что человек смог приспособится к окружающей среде и бороться со стихийными бедствиями, его средний показатель жизни увеличивается примерно на 5 лет.

Позже, с усовершенствованием орудий труда, человек разумный создаст классовое общество, которое говорит, прежде всего, о материальном превосходстве и умении создавать личное имущество. Человеку разумному присуща вера в духи умерших предков, которые якобы помогают и покровительствуют ему.

Смотря на эволюционное развитие человечества, душу охватывает восхищение его силой воли и умением бороться с различными препятствиями на своем пути. Благодаря чему, человек смог не только выйти из пещеры, но и самостоятельно строить современные небоскребы, реализовываться в науке и искусстве, полностью подчинив себе природу.

Человек разумный, или Homo sapiens, с момента своего возникновения претерпел множество изменений - как в строении тела, так и в социальном, духовном развитии.

Возникновение людей, которые имели современный физический облик (тип) и сменили произошло в позднем палеолите. Их скелеты впервые были обнаружены в гроте Кроманьон во Франции, поэтому люди этого типа были названы кроманьонцами. Именно им был присущ комплекс всех основных физиологических особенностей, которые характерны и нам. Их в сравнении с таковым у неандертальцев достигло высокого уровня. Именно кроманьонцев ученые считают нашими прямыми предками.

Некоторое время этот тип людей существовал одновременно с неандертальцами, которые в дальнейшем погибли, так как лишь кроманьонцы оказались достаточно приспособлены к условиям окружающей среды. Именно у них каменные орудия труда выходят из обихода, а их заменяют более искусно обработанные из кости и рога. Кроме того, возникает больше видов этих орудий - появляются всевозможные сверла, скребки, гарпуны и иглы. Это делает людей более независимыми от климатических условий и позволяет осваивать новые территории. Человек разумный изменяет и свое поведение по отношению к старшим, появляется связь между поколениями - преемственность традиций, передача опыта, знаний.

Подводя итог вышесказанного, можно выделить основные аспекты становления вида Homo sapiens:

  1. духовное и психологическое развитие, которое приводит к самопознанию и развитию абстрактного мышления. Как следствие - возникновение искусства, о чем свидетельствуют наскальные рисунки и живопись;
  2. произношение членораздельных звуков (зарождение речи);
  3. жажда знаний для передачи их своим соплеменникам;
  4. создание новых, более совершенных орудий труда;
  5. которая позволила приручить (одомашнить) диких животных и окультурить растения.

Эти события стали важной вехой в становлении человека. Именно они позволили ему не зависеть от среды обитания и

даже осуществлять контроль над некоторыми ее сторонами. Человек разумный и в дальнейшем претерпевает изменения, важнейшим из которых становится

Пользуясь благами современной цивилизации, прогресса, человек до сих пор пытается установить власть над силами природы: меняя течения рек, осушившая болота, заселяя территории на которых жизнь ранее была невозможна.

Согласно современной классификации, вид "Человек разумный" делится на 2 подвида - "Человек Идалту" и "Человек Такое разделение на подвиды появилось после обнаружения в 1997 году останков, которые имели некоторые схожие со скелетом современного человека анатомические особенности, в частности - размер черепа.

Согласно научным данным, человек разумный появился 70-60 тысяч лет назад, и за все это время существования его как вида, он совершенствовался под воздействием лишь социальных сил, потому что со стороны анатомо-физиологического строения изменений не обнаружено.

На протяжении длительного времени в антропогене биологические факторы и закономерности постепенно вытеснялись социальными, что обеспечило, наконец, появление в верхнем палеолите человека современного типа – Homo sapiens, или человек разумный. В 1868 году в пещере Кро-Маньон во Франции было обнаружено пять человеческих скелетов вместе с каменными орудиями и просверленными раковинами, поэтому Homo sapiens еще часто называют кроманьонцами. До появления человека разумного на планете существовал другой гуманоидный вид, называемый неандертальцами. Они заселяли практически всю Землю и отличались крупными размерами, серьезной физической силой. Объем их мозга был практически как у современного землянина – 1330 см3.
Неандертальцы жили в эпоху великого оледенения, поэтому им приходилось носить одежду, изготовленную из звериных шкур, и укрываться от холодов в глубине пещер. Единственным их соперником в природных условиях мог быть только саблезубый тигр. У наших предков были сильно развиты надбровные дуги, они обладали мощной выдвинутой вперед челюстью с крупными зубами. Останки, найденные в палестинской пещере Эс-Схул, на горе Кармел, со всей очевидностью говорят о том, что неандертальцы – предки человека современного типа. В этих останках сочетаются как древние неандертальские черты,так и особенности, характерные уже для современного человека.
Предполагается, что переход от неандертальца к человеку нынешнего типа происходил в наиболее благоприятных в климатическом отношении регионах земного шара, в частности, в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, Крыму и на Кавказе. Последние исследования показывают, что неандерталец некоторое время жил даже одновременно с кроманьонцем – прямым предшественником современного человека. Сегодня неандертальцев принято рассматривать как своеобразную боковую ветвь эволюции Homo sapiens.
Кроманьонцы появились около 40 тыс. лет тому назад в Восточной Африке. Они заселили Европу и в течение весьма непродолжительного периода полностью вытеснили неандертальцев. В отличие от своих предков, кроманьонцы отличались большим деятельным мозгом, благодаря которому в короткий промежуток времени сделали невиданный шаг вперед.
Поскольку человек разумный жил во многих регионах планеты с различными природными и климатическими условиями, это наложило определенный отпечаток на его внешний облик. Уже в эпоху верхнего палеолита стали развиваться расовые типы современного человека: негройдно-австралоидная, европейско-азиатская и азиатско-американская, или монголоидная. Представители различных рас отличаются цветом кожи, разрезом глаз, цветом и видом волос, длиной и формой черепа, а также пропорциями тела.
Важнейшим занятием для кроманьонцев стала охота. Они научились делать дротики, наконечники и копья, изобрели костяные иглы, с их помощью сшивали шкуры лис, песцов и волков, а также начали строить жилища из костей мамонта и других подручных материалов.
Для коллективной охоты, строительства жилища и изготовления орудий люди стали жить родовыми общинами, состоявшими из нескольких больших семей. Женщины считались ядром рода и были хозяйками в общих жилищах. Разрастание лобных долей человека способствовало усложнению его общественной жизни и разнообразию трудовой деятельности, обеспечило дальнейшую эволюцию физиологических функций, двигательных навыков и ассоциативного мышления.

Постепенно совершенствовалась техника производства орудий труда, увеличивался их ассортимент. Научившись пользоваться преимуществами своего развитого интеллекта, человек разумный стал полновластным хозяином всего живого на Земле. Помимо охоты на мамонтов, шерстистых носорогов, диких лошадей и бизонов, а также собирательства, Homo sapiens освоил и рыболовство. Менялся и образ жизни людей – началось постепенное оседание отдельных групп охотников и собирателей в обильных растительностью и дичью лесостепных районах. Человек научился приручать животных и одомашнивать некоторые растения. Так появилось скотоводство и земледелие.
Оседлый образ жизни обеспечил быстрое развитие производства и культуры, что привело к расцвету жилищного и хозяйственного строительства, изготовлению разнообразных орудий труда, изобретению прядения и ткачества. Начал складываться совершенно новый тип хозяйствования, и.люди стали меньше зависеть от капризов природы. Это привело к увеличению рождаемости и распространению человеческой цивилизации на новых территориях. Изготовление более совершенных орудий труда стало возможным благодаря освоению золота, меди, серебра, олова и свинца примерно в IV тысячелетии до нашей эры. Происходило общественное разделение труда и специализация отдельных племен в производственной деятельности в зависимости от тех или иных природно-климатических условий.
Делаем выводы: в самом начале эволюция человека происходила очень медленными темпами. Понадобилось несколько миллионов лет, прошедших с момента возникновения древнейших предков, чтобы человек достиг этапа своего развития, на котором научился создавать первые наскальные рисунки.
Но с появлением на планете Homo sapiens все его способности начали стремительно развиваться, и за сравнительно небольшой промежуток времени человек превратился в господствующую форму жизни на Земле. Сегодня наша цивилизация уже достигла отметки в 7 млрд людей и продолжает расти. При этом по-прежнему работают механизмы естественного отбора и эволюции, однако эти процессы медленны и редко поддаются прямому наблюдению. Возникновение Homo sapiens и последовавшее за этим стремительное развитие человеческой цивилизации привели к тому, что природа постепенно начала использоваться людьми для удовлетворения их собственных потребностей. Воздействие людей на биосферу планеты произвело в ней существенные перемены – изменился видовой состав органического мира в окружающей среде и природе Земли в целом.

Предмет: История
Класс: 5
Тема урока по учебно-тематическому плану: Появление “человека разумного”.
Форма урока: Комбинированный урок
Оборудование: Учебник Уколова и др., контурные карты,документы, сравнительная таблица, История Мультимедиа комплекс, ЦОР “История древнего мира 5 классы”, издательство НФПК, ЦОР “История 5-е классы” издательство “Просвещение”, ЦОР “Атлас истории Древнего мира ”, собственная презентация
Цель: Доказать, что “человек разумный” наш современник.
Задачи: Развитие познавательного интереса

Воспитание любви к всеобщей истории и следственно к своей Родине

Формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками

Ожидаемые результаты: самостоятельно продолжить рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объяснить разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнить отличия рас друг от друга и сделать выводы; выявлять закономерность исторического развития; сравнивать и делать логические выводы. Ответить на проблемный вопрос.

Цель урока: доказать, что “человек разумный” - наш современник.

Оборудование урока: карта “Территории государств в древности”, презентация, задания. Макеты орудий труда, подготовленные к уроку.

Опрос Д.З.

  • вопросы №1-3 (3чел)
  • задание №1-3 (устно)

Новый материал.

Назвать цель урока.

Открыть тетради и записать дату и тему урока.

“Появление “человека разумного”. (Слайд №1 )

На каких континентах жил древнейший человек. (Африка, Евразия ) Показать на карте.

Вспомним теории о происхождении человека (божественная, инопланетная, от крупного млекопитающего)

Чарлз Дарвин (Слайд №2)

Что такое эволюция (Слайд №3) Записываем в тетради.

Посмотрим, как происходило развитие человека или антропогенез – антропо (человек) и генез (развитие). (Слайд №4)

Кто изображен Слайд №5 . (южная обезьяна )

Кто изображен Слайд №6 .(обезьяночеловек)

Все вместе они составляли название “человек умелый”.

Когда появился “человек умелый” (ок. 2,5 млн. лет назад)

Какими были главные занятия древнего человека. (Слайд № 7)

Что такое собирательство.

Какой тип хозяйства вел древний человек.(присваивающее)

Почему. (все необходимое для жизни брал из природы )

Что умел изготовлять “человек умелый”. (орудия труда и оружие) (Слайд №8) + макеты орудий

Из какого материала человек изготовлял орудия труда и оружие. (Дерево и камень )

Как называется такой век, в котором орудия и все необходимое делалось из камня. (каменный)

Из скольких периодов состоит каменный век. (трех) Как они называются и что означают? (палеолит, мезолит, неолит)

Что способствовало развитию мышления человека? (труд)

Эволюция продолжалась и на смену “человек умелый” пришел “человек разумный”. (Слайд № 9) Запись в тетради.

К этому типу относятся неандерталец и кроманьонец. Запись в тетради.

Где его родина. Читаем текст с.18 посл.абзац . Неандерталец (Приложение №10 ) получил название по месту первой находки его останков в долине Неандерталь в Германии. У него были сильно развитые надбровные дуги, мощные выдвинутые вперед челюсти с крупными зубами.

Неандерталец не мог отчетливо говорить, так как голосовой аппарат у него был недостаточно развит. Неандертальцы делали орудия из камня, строили примитивные дома. Они охотились на крупных зверей. Их одеждой были звериные шкуры. Хоронили умерших в вырытых могилах. У них впервые появились представления о смерти как о переходе в загробный мир. (Слайд №11 – 14).

Как назывались места, где древние люди по долгу останавливались. (стоянка) (Слайд №15)

Долгое время считалось, что неандертальцы были непосредственными предшественниками человека современного типа. Однако сейчас ученые отказались от данной точки зрения и считают неандертальцев тупиковым видом. Неандертальцы некоторое время жили с другим видом “человека разумного” - кроманьонцем, останки которого впервые были найдены в пещере Кро-Маньон во Франции.

(Слайд № 16)

Есть ли сходство кроманьонца с современным человеком. (Да)

- Кроманьонцы – наши прямые предки. Ученые называют кроманьонцев, как современных людей, “хомо сапиенс, сапиенс”, т.е. “человек разумный, разумный”. Тем самым подчеркивается, что человек является обладателем самого развитого разума на нашей планете.

40-30 тысяч лет назад – появился кроманьонец . (запись в тетради )

Благодаря постоянному труду, объем мозга человека увеличивался. (Слайд №17)

Человек начинает все более осмысленно трудиться, учится говорить и общаться с сородичами.

Ледниковый период. (Слайд №18 ) Запись в тетради.

Во время оледенения в Европе лишь на короткий период земля оттаивала, и на ней появлялась скудная растительность. Но, ее хватало для пропитания – мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, северных оленей.

Как вы думаете, какое занятие становится главным у людей и почему. (Охота, т.к. осталась скудная растительность)

Охота в ледниковый период превращается в важнейшее занятие кроманьонцев. Орудия стали изготовлять не только из камня, но и из кости и рога диких животных.

Кроме этого появились костяные иглы, которыми шили одежду из лисицы, волка, и др. животных. (Слайд №19)

Какими способами охотились древние люди на диких животных. (Слайды №20-22)

Изменилось и жилище. (Слайд №23) Читаем. С 20 посл. Абзац.

Можно ли было охотиться на дикого зверя и строить дома в одиночку. (Нельзя)

Требовались десятки людей, организованных, собранных, дисциплинированных. Люди стали жить родовыми общинами. (Слайд № 24) Запись в тетради.

В такую семью входило несколько больших семей, которые образовывали род. Мужчины сообща охотились. Совместно изготовляли орудия труда и строили жилище. Особым уважение пользовалась женщина-мать. Первоначально родство велось по материнской линии. В местах обитания древних людей часто находят искусно сделанные женские фигурки.

Что делали женщины. (Занимались собирательством, готовили пищу, следили за огнем, сохраняли запасы пищи, шили одежд, и главное – растили детей)

Родом управляли старейшины – наиболее мудрые и опытные члены рода.

Сообщение на тему “Воспитание детей в родовой общине)

Как вы думаете, почему так жестко воспитывали доисторических мальчиков. (это время – время выживания, и от того как ты будешь подготовлен к жизни, зависит будущее тебя и твоих близких)

С появлением кроманьонца стали формироваться человеческие расы. Раса – группа человечества. Всего в мире их существует- три. (Слайд № 25) Запись в тетради.

Чем человеческие расы различаются. (Слайд № 26 – 28) (Цветом кожи, разрезом глаз, цветом и видом волос, длиной и формой черепа).

Вывод: расы различаются только внешними признаками. Все расы обладают равными возможностями для развития.

Закрепление.

Задание №4. Группами и все вместе.

Вернемся к цели нашего урока. Вспомните, сегодня на уроке мы с вами говорили, что ученые называют кроманьонца и современных людей – “хомо сапиенс”,

“человек разумный”. Докажите почему? (внешний облик; человек приобрел качества, которые стали отличать от животного мира: сознание, труд, речь, общение)

(Слайд № 29)

Оценки за урок:

IV. Домашнее задание.

& 4 (в.1,2 у.); творческое задание. “Я – писатель”

Задание №1.

Вставьте недостающие слова.

А) Древнейшие люди жили на земле более ________ лет назад.

Б) Главным отличием древнейших людей от животных было ________.

В) Древнейшими орудиями труда были: ______________.

Г) У древнейших людей было два главных способа добывания пищи _________.

Задание №2.

Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?

В гроте Тешик -Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади – 2, медведя – 2, горного козла – 767, леопарда – 1.

Задание №3.

Продолжи рассказ. Почему старейшина так поступил?

“… Крек рассказал всё, что с ними случилось, почему они не могли во время вернуться в пещеру. Он попробовал разжалобить стариков.

Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, - задыхаясь, закончил мальчик свой рассказ, - и только потом я покинул пещеру. Уходя, я позаботился о том, чтобы огонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения.

Огонь умер… - проворчал один начальник. – И пусть он будет отомщён.

Крек и Ожо растерянно озирались кругом. Дикие крики, взывавшие о мести, становились всё громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах старейшин и охотников. Все лица были искажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость.

Старший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и …”.

Задание №4.

Заполни таблицу, отметив знаком “+” членов родовой общины, которые выполняли перечисленные дела и обязанности. Подчеркни ту работу, которую мужчины, женщины и дети делают и в наши дни.

Дела и обязанности Мужчины Женщины Дети Старейшина
1 Рыть ямы и ловушки
2 Строить жилища
3 Изготавливать орудия труда
4 Шить одежду
5 Готовить пищу
6 Поддерживать огонь
7 Растить детей
8 Собирать фрукты, орехи, сладкие корешки
9 Проверять запасы пищи
10 Учить делать орудия труда
11 Рассказывать предания рода

Задание №5.(Домашнее задание)