Евгений онегин огонь и пламень. Но ленский, не имев конечно

1. Сходство и различие двух героев романа.
2. Ленский — романтический идеал поэта.
3. Онегин — светский человек.

Онегин и Ленский — герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — две противоположные личности: Один — юный мечтатель, а другой — разочарованный в жизни и не питающий на ее чей счет иллюзий скучающий светский денди. Казалось бы, что у них общего? Как могла возникнуть между ними дружба? И действительно, поначалу

...взаимной разнотой они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны...

Именно непохожесть друг на друга изначально притягивает героев. А затем выясняется, что

...Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой...

И действительно, оба героя, несмотря на непохожесть, слывут за вольнодумцев. Ленский, обучавшийся в Геттингенском университете — одном из наиболее либеральных учебных заведений Европы, «из Германии туманной»

Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Упоминание о кудрях до плеч не случайно. Это прямое указание на вольнодумство героя. Длинные волосы в те времена носили те, кто презирал светскую моду и отказывался следовать общепринятым канонам.

Онегин также воспринимается сельским обществом как вольнодумец. Так как он «... ярем барщины старинной, оброком легким заменил». Это тут же вызвало неприятие соседей, которые усмотрели в этом «ужасный вред». Выходит, у этих двух персонажей, гораздо больше общего, чем можно предположить на первый взгляд. Не случайно Онегин оказывается единственным, кто в деревенской глуши способен понять и по достоинству оценить юного поэта.

Ленский признается, что ненавидит «модный свет», но и «шумные пиры» сельских помещиков ему тоже чужды. Он бежит от их «благоразумных разговоров»

О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне...

У Онегина же жизнь в сельском «прелестном уголке» вызывает отчаянную скуку. С легкой иронией описывает Пушкин юность героя, его увлечение светом и светскими красавицами. Он с легкостью добился выгодного о себе мнения и достиг совершенства в «науке страсти нежной». Но все это скоро наскучило ему. Чувства в нем остыли, друзья надоели, красавицы успели утомить. И разлюбил он наконец «и брань, и саблю и свинец». Он становится угрюм, холоден, ко всему равнодушен. Его томит невозможность вырваться из порочного круга светской суеты. Он едет в деревню в надежде на лоне природы воскреснуть и освежиться. Но находит там ту же пустоту и бессодержательность жизни. Лишь знакомство и возникшая дружба с Ленским дали пищу его уму. В спорах друзья касаются самых разных тем. Все влечет их к размышлениям:

Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И тайны гроба роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду.

Но Ленский, в отличие от Онегина, романтик, который верит в совершенство мира:

Он в песнях гордо сохранил
Всегда возвышенные чувства,
Порывы девственной мечты

И прелесть важной простоты.

Он чист и благороден, открыт всему высокому и прекрасному. Его душа еще не успела увянуть и остыть в «хладном разврате света». И Онегин, давно лишившийся всех иллюзий, с улыбкой слушает пылкие речи Ленского. Он смотрит на юного поэта как взрослый человек на восторженное дитя, но не хочет разрушать его веры в прекрасное, стремясь удержать «охладительное слово». Онегин понимает, что сама жизнь скоро снимет пелену с глаз поэта, который, толкуя о жизни, совершенно ее не знает. Мечты и фантазии Ленского далеки от реальности. Любовь для него — это смысл всей жизни, всесильное чувство, над которым ни что не властно. Но любит он, не столько Ольгу — милую, очаровательную, но пустую и легкомысленную барышню, сколько тот прекрасный образ, который создал в своем воображении. Он превратил свою возлюбленную в музу, нашел в ней достоинства и совершенство, которыми Ольга никогда не обладала. Пылкий герой приписал ей чувства и мысли, которых на самом деле у нее не было в помине. И хотя Ленского потрясает тот факт, что его возлюбленная с легкостью принимает ухаживания его друга и начинает с ним флиртовать, а потом без тени смущения корит жениха за то, что он рано уехал, он все же оправдывает возлюбленную, возлагая всю вину на коварного «развратителя» Онегина. Образ Ольги в его душе остается чистым и незамутненным, хотя поначалу он готов возненавидеть ее и в простом легкомыслии узреть измену. А в желании Онегина подшутить над ним он увидел обольщение и кровную обиду. После того как Онегин подошел к Ольге, герой превратился для него во врага, «червя презренного», «развратителя», стал воплощением зла. Для него дуэль — это не просто решение собственной судьбы, это попытка спасти, защитить любимую девушку, уберечь ее от коварных сетей и утвердить тем самым начала добра.

Онегин крайне недоволен теми последствиями, к которым привела его шутка. Наедине с собой он признает, что был неправ, в первую очередь потому, что

... над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.

А главное, он понимает, что не должен был соглашаться на дуэль, что Ленскому в его юном возрасте простительно «дурачиться». А он должен был показать себя

Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.

Но, презирая свет, Онегин не может освободиться от власти светских предрассудков. Он боится «шепота и хохотни глупцов». Он едет на дуэль и убивает своего друга. А потом бежит прочь, мучимый угрызениями совести. Первое время оплакивают поэта и сестры Ларины. Но уже скоро «невеста молодая» забывает о нем выходит замуж за улана. Романтическая мечта Ленского о вечной любви оказывается иллюзией. Лишь две души — Татьяна, считавшая Ленского братом и Онегин, убийца, любивший его как друга — продолжают грустить о нем. Поэт погибает, но Пушкин намекает нам на возможность другого финала. Восторженный романтик Ленский мог быть либо «повешен, как Рылеев», либо жизнь охладила бы его душевный пыл и он, расставшись с музами, получил бы обычный удел женатого человека:

В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганный халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел...

Пушкину дорог Ленский как романтический идеал. Но он понимает его иллюзорность и невосполнимость в реальной жизни. А для его героя Онегина гибель Ленского стала первым в жизни подлинным страданием, которое способствовало его возрождению. Онегин и Ленский это два этапа развития личности — от восторженной веры в совершенство мира к скуке и разочарованию.

1. Сходство и различие двух героев романа. 2. Ленский - романтический идеал поэта. 3. Онегин - светский человек. Онегин и Ленский - герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - две противоположные личности: Один - юный мечтатель, а другой - разочарованный в жизни и не питающий на ее чей счет иллюзий скучающий светский денди. Казалось бы, что у них общего? Как могла возникнуть между ними дружба? И действительно, поначалу...взаимной разнотой они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом И скоро стали неразлучны... Именно непохожесть друг на друга изначально притягивает героев. А затем выясняется, что...Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой... И действительно, оба героя, несмотря на непохожесть, слывут за вольнодумцев. Ленский, обучавшийся в Геттингенском университете - одном из наиболее либеральных учебных заведений Европы, «из Германии туманной» Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч. Упоминание о кудрях до плеч не случайно. Это прямое указание на вольнодумство героя. Длинные волосы в те времена носили те, кто презирал светскую моду и отказывался следовать общепринятым канонам. Онегин также воспринимается сельским обществом как вольнодумец. Так как он «... ярем барщины старинной, оброком легким заменил». Это тут же вызвало неприятие соседей, которые усмотрели в этом «ужасный вред». Выходит, у этих двух персонажей, гораздо больше общего, чем можно предположить на первый взгляд. Не случайно Онегин оказывается единственным, кто в деревенской глуши способен понять и по достоинству оценить юного поэта. Ленский признается, что ненавидит «модный свет», но и «шумные пиры» сельских помещиков ему тоже чужды. Он бежит от их «благоразумных разговоров» О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне... У Онегина же жизнь в сельском «прелестном уголке» вызывает отчаянную скуку. С легкой иронией описывает Пушкин юность героя, его увлечение светом и светскими красавицами. Он с легкостью добился выгодного о себе мнения и достиг совершенства в «науке страсти нежной». Но все это скоро наскучило ему. Чувства в нем остыли, друзья надоели, красавицы успели утомить. И разлюбил он наконец «и брань, и саблю и свинец». Он становится угрюм, холоден, ко всему равнодушен. Его томит невозможность вырваться из порочного круга светской суеты. Он едет в деревню в надежде на лоне природы воскреснуть и освежиться. Но находит там ту же пустоту и бессодержательность жизни. Лишь знакомство и возникшая дружба с Ленским дали пищу его уму. В спорах друзья касаются самых разных тем. Все влечет их к размышлениям: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И тайны гроба роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду. Но Ленский, в отличие от Онегина, романтик, который верит в совершенство мира: Он в песнях гордо сохранил Всегда возвышенные чувства, Порывы девственной мечты И прелесть важной простоты. Он чист и благороден, открыт всему высокому и прекрасному. Его душа еще не успела увянуть и остыть в «хладном разврате света». И Онегин, давно лишившийся всех иллюзий, с улыбкой слушает пылкие речи Ленского. Он смотрит на юного поэта как взрослый человек на восторженное дитя, но не хочет разрушать его веры в прекрасное, стремясь удержать «охладительное слово». Онегин понимает, что сама жизнь скоро снимет пелену с глаз поэта, который, толкуя о жизни, совершенно ее не знает. Мечты и фантазии Ленского далеки от реальности. Любовь для него - это смысл всей жизни, всесильное чувство, над которым ни что не властно. Но любит он, не столько Ольгу - милую, очаровательную, но пустую и легкомысленную барышню, сколько тот прекрасный образ, который создал в своем воображении. Он превратил свою возлюбленную в музу, нашел в ней достоинства и совершенство, которыми Ольга никогда не обладала. Пылкий герой приписал ей чувства и мысли, которых на самом деле у нее не было в помине. И хотя Ленского потрясает тот факт, что его возлюбленная с легкостью принимает ухаживания его друга и начинает с ним флиртовать, а потом без тени смущения корит жениха за то, что он рано уехал, он все же оправдывает возлюбленную, возлагая всю вину на коварного «развратителя» Онегина. Образ Ольги в его душе остается чистым и незамутненным, хотя поначалу он готов возненавидеть ее и в простом легкомыслии узреть измену. А в желании Онегина подшутить над ним он увидел обольщение и кровную обиду. После того как Онегин подошел к Ольге, герой превратился для него во врага, «червя презренного», «развратителя», стал воплощением зла. Для него дуэль - это не просто решение собственной судьбы, это попытка спасти, защитить любимую девушку, уберечь ее от коварных сетей и утвердить тем самым начала добра. Онегин крайне недоволен теми последствиями, к которым привела его шутка. Наедине с собой он признает, что был неправ, в первую очередь потому, что... над любовью робкой, нежной Так подшутил вечор небрежно. А главное, он понимает, что не должен был соглашаться на дуэль, что Ленскому в его юном возрасте простительно «дурачиться». А он должен был показать себя Не мячиком предрассуждений, Не пылким мальчиком, бойцом, Но мужем с честью и с умом. Но, презирая свет, Онегин не может освободиться от власти светских предрассудков. Он боится «шепота и хохотни глупцов». Он едет на дуэль и убивает своего друга. А потом бежит прочь, мучимый угрызениями совести. Первое время оплакивают поэта и сестры Ларины. Но уже скоро «невеста молодая» забывает о нем выходит замуж за улана. Романтическая мечта Ленского о вечной любви оказывается иллюзией. Лишь две души - Татьяна, считавшая Ленского братом и Онегин, убийца, любивший его как друга - продолжают грустить о нем. Поэт погибает, но Пушкин намекает нам на возможность другого финала. Восторженный романтик Ленский мог быть либо «повешен, как Рылеев», либо жизнь охладила бы его душевный пыл и он, расставшись с музами, получил бы обычный удел женатого человека: В деревне, счастлив и рогат, Носил бы стеганный халат; Узнал бы жизнь на самом деле, Пил, ел, скучал, толстел, хирел... Пушкину дорог Ленский как романтический идеал. Но он понимает его иллюзорность и невосполнимость в реальной жизни. А для его героя Онегина гибель Ленского стала первым в жизни подлинным страданием, которое способствовало его возрождению. Онегин и Ленский это два этапа развития личности - от восторженной веры в совершенство мира к скуке и разочарованию.

Но Ленский, не имев конечно
Охоты узы брака несть,
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом,
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

«С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть».

Совсем как Татьяна. Разве что письмо не написал. Ленский, наверное, стремясь к Онегину, нарушил приличия как ни будь по-другому (Каждодневные визиты? Преследование во время конных прогулок?). И так же как Татьяна, он не был остановлен в своем стремлении даже первоначальным разочарованием («скукой»).

Нечто дьявольское влекло их к герою романа. Прямо Владимир и Татьяна – «иствикские ведьмы», а Онегин – прямо Даррил ван Хорн в исполнении Николсона. Что ж, бывает, такое бывает, даже запросто.

Только зачем то Пушкин в эту бочку меда опрокинул целых два ушата дегтя: нам сообщается, что, оказывается, восторженный Ленский влекся к Онегину всего лишь «от делать нечего», а печальная Татьяна – просто ждала «КОГО НИБУДЬ», ну, тут кстати и подвернулся Онегин.

Это не получило никакого развития, ни к чему не привело, герои в конечном итоге, так или иначе «полюбили» друг друга и остались романтиками – так зачем же был нужен показ, этой режущей глаз «правда жизни»?

«Они сошлись. Волна и камень…», конфликт в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

А.С. Пушкин.

Так описывает Пушкин героев своего романа, Онегина и Ленского. И, действительно, они были совершенно разными людьми. Это хорошо видно из описания их характеров автором. Как пишет Пушкин, Ленский имел “пылкий и довольно странный” дух, его душа всегда была согрета “приветом друга, тоской дев”. Онегин же уже прошел через это. В Ленском он видит себя в прошлом, но сейчас он переменился. Его уже не привлекают ни балы, ни шумные вечера, ни праздники, ему по душе одиночество. Он любил быть на природе, размышлять над философскими вопросами, которые никак не могли бы заинтересовать Ленского. Деревенские жители не понимали Онегина, для них он был неучем, сумасбродом, в отличие от Ленского, который представлялся им образованным дворянином из высшего общества. В домах его принимали, как жениха.

Рассмотрев образы Ленского и Онегина, очень трудно представить, чем же они могли понравиться друг другу. Встает вопрос: зачем сводит автор столь разных по характеру героев, двух людей, которые настолько отличались взглядами на жизнь, общество, любовь, отношением к людям?

Я думаю, нельзя правильно ответить на этот вопрос, не рассмотрев каждого героя, не сравнив их характеры, не проанализировав их поступки.

Достаточно ярко, как мне кажется, разница характеров проявлялась в их отношении к обществу, светской жизни. Евгений Онегин вел достаточно пассивный образ жизни, после того как приехал в деревню. Он не любит разъезжать по гостям, да и у себя редко принимает кого-то. Ленский же знал всех в округе. Его привлекала бурная жизнь, насыщенная любовными приключениями. Ленскому нравились веселые, красивые девушки, такой была и Ольга, его возлюбленная.

Всегда скромна, всегда послушна,

" Всегда как утро, весела,

Как жизнь поэта, простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны, льняные,

Но Онегин видит Ольгу совсем в другом свете:

Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет.

Та, что понравилась Онегину, была совсем другая, необычная. Татьяна не отличалась особой красотой, но в глазах ее был какой-то огонек, который и привлек Онегина. Она всегда была задумчивой, печальной, молчаливой, любила одиночество, с ранних лет ей нравились романы. Автор пишет: “Они ей заменяли все”. Из примеров мы видим, что жизнь Ленского не сильно отличается от жизни остальных молодых людей того времени. Онегин же был по натуре своей необычным человеком. Особенно хорошо это видно при сравнении характеров Ленского и Онегина. Мне кажется, что автор сводит их вместе и показывает их характеры в сравнении, чтобы подчеркнуть особенности и отличия Онегина от других людей. Я считаю, что в образе Ленского автор показывает нам представителя общества, так как его образу присущи черты, характерные молодым людям того времени. Образ Ленского помогает увидеть Онегина как личность, индивидуальность.