Романтическая мечта. Шопениана

Стремление к Идеалу, мечта о Любви, тоска души по невыразимой Красоте и встреча с ней… Все это попытался передать молодой балетмейстер Михаил Фокин в своей постановке «Шопениана»...

Шопениана
Романтическая мечта

В 1907 году В. Э. Дандре предложил Михаилу Фокину, молодому петербургскому балетмейстеру, поставить спектакль для благотворительного вечера. Фокин выбрал для новой постановки «Шопениану» - сюиту из сочинений Шопена, оркестрованную А. Глазуновым. Каждую пьесу из сюиты балетмейстер задумал превратить в самостоятельную танцевальную картинку. И еще он попросил Глазунова оркестровать Вальс до-диез минор. Этот вальс Шопена понадобился ему потому, что большая часть других номеров требовала постановки характерных танцев: полонеза, мазурки, тарантеллы, - а Фокину хотелось среди прочих создать и особый романтический танец на пуантах и в длинных тюниках.

Сочиняя свой вальс, Фокин вдохновлялся знаменитым в 30-е годы XIX века балетом «Сильфида», в котором главную роль исполняла гениальная Мария Тальони. В основу балета легла сказка о любви прекрасной Сильфиды, бесплотного духа воздуха, к земному юноше. Легкий, воздушный танец передавал тончайшие движения души героини, ее самые глубокие переживания. Тальони поражала зрителя не виртуозностью, а талантом выражать невыразимое - чистоту и прозрачность существа из иного, высшего мира, зов мечты и трепет души, ее вечное стремление к идеалу. Партия Сильфиды была лишена всяких технических эффектов, но, несмотря на это зрители испытывали на спектаклях подлинное потрясение.

Фокин пошел путем Тальони. Постановка вальса отличалась от других балетных па-де-де отсутствием трюков. Балетмейстера направляла музыка: невозможно было и представить какое-нибудь быстрое вращение или высокие прыжки под самый поэтичный вальс Шопена. Фокин не ставил себе никаких правил или запретов, не думал, вызовет ли этот лирический дуэт аплодисменты, удовлетворит ли публику, балерину, не думал о приемах, гарантирующих успех, не думал вообще об успехе. Потому-то и был вознагражден…

1810 - 1849
Польский композитор и пианист-виртуоз, педагог

1880 - 1942
Русский солист балета, русский и американский хореограф,
основатель современного классического романтического балета

В феврале 1907 года публике была представлена танцевальная сюита «Шопениана». Вальс исполняли Анна Павлова и товарищ Фокина по балетной школе Михаил Обухов. Павлова появилась на сцене в костюме Тальони. Рисовал его Бакст по гравюрам 1840-х годов. Обухов был одет в романтический черный бархатный костюм, тоже по рисунку Бакста.

«Сильфида - крылатая надежда - влетает в освещенный лунным светом романтический сад. Ее преследует юноша. Это был танец в стиле Тальони, в стиле того давно забытого времени, когда в балетном искусстве господствовала поэзия, когда танцовщица поднималась на пуанты не для того, чтобы продемонстрировать свой стальной носок, а для того, чтобы, едва касаясь земли, создать своими танцами впечатление легкости чего-то неземного, фантастического. В этом танце не было ни одного пируэта, ни одного трюка, но как поэтичен, как прелестен и увлекателен был этот дуэт в воздухе! Публика была очарована, и я вместе с ней», - вспоминал Михаил Фокин.

Танец Павловой произвел на него такое сильное впечатление, что он решил поставить целый балет в том же стиле - балет легкокрылых сильфид, порхающих вокруг одинокого юноши, влюбленного в Красоту.

И в начале 1908 года зрители увидели вторую «Шопениану». На сцене появился невиданный в то время кордебалет. Двадцать три Тальони окружили балетмейстера перед началом спектакля. Фокин давал последние указания, проверял, чтобы все балерины были причесаны гладко, на пробор, так же как когда-то в «Сильфиде» Тальони. И не уставал повторять: «Не танцуйте для публики, не показывайте себя, не любуйтесь собой… вы должны видеть не себя, а окружающих вас легких сильфид, на них вы смотрите, когда танцуете, ими любуйтесь, к ним тянитесь».

Тамара Карсавина - Сильфида, Вацлав Нижинский - юноша (1908 г.)

Состав исполнителей был великолепный: Павлова, Преображенская, Карсавина, Нижинский. На сцене одна за другой появлялись светлые сильфиды - олицетворенные мечты одинокого юноши. Павлова летала через сцену в мазурке. Вальс в исполнении Карсавиной был необыкновенно поэтичным. Преображенская в Прелюде замирала на пальцах одной ноги и в танце, почти лишенном прыжков, становилась воздушной. Роль юноши исполнял Нижинский. Хотя в балете не было сюжета и действия, Нижинскому удалось удивительно тонко и глубоко передать задуманный постановщиком поэтический образ юноши-мечтателя, стремящегося к чему-то иному, лучшему, живущего в мире своих грез.

«Романтические Мечты» - так молодой балетмейстер назвал свою новую «Шопениану». И потому основным жестом в ней стал порыв в какой-то иной, фантастически красивый мир, греза, ностальгия души по неведомой ей Красоте.

Спустя несколько лет этот балет вошел в репертуар «Русских сезонов» в Париже под названием «Сильфиды», и с тех пор новое имя «Шопенианы» прочно закрепилось в зарубежном балетном репертуаре.

В моем « Reverie Romantique» (романтическая греза, как я назвал свою «Шопениану», я старался не удивлять новизной, а вернуть условный балетный танец.

К моменту его высочайшего развития. Так ли танцевали наши балетные предки, я не знаю. И никто не знает. Но в мечтах моих они танцевали именно так. Я поставил серию отдельных пьес Шопена как сольные танцы и ансамбли. Оркестровал их Морис Келлер. Вальс в оркестровке А.К.Глазунова из 1-й «Шопенианы» я вставил в балет. Двадцать три Тальони обступили меня…»

Из книги М.Фокина «Против течения»

«Шопениана» - балетная сюита на музыку Фридерика Шопена. Балет не имеет конкретного, развивающегося сюжета, т. е. не заключает в себе рассказа о тех или иных событиях, происшедших с действующими лицами. В танцах этой сюиты языком пластических образов выражены настроения, свойственные музыке Шопена: от романтической мечтательности и меланхолической грусти до светлой, лучезарной радости. Танец, следуя за мелодией Шопена, вводит зрителя в поэтичесский мир композитора.

Первый вариант «Шопенианы», поставленный балетмейстером

М. М. Фокиным в 1906 году, не имел почти ничего общего с нынешней «Шопенианой». Тогда Фокин использовал для своей постановки оркестровую сюиту А. К. Глазунова из четырех фортепьянных пьес Шопена: полонеза, ноктюрна, мазурки и тарантеллы. По просьбе Фокина А. К. Глазунов инструментовал дополнительно вальс cis-moll, который был включен в сюиту. Каждая из этих пьес была решена балетмейстером как самостоятельная сценка: полонез исполнялся в польских костюмах на фоне декораций бального зала. Под музыку ноктюрна на сцену был выведен сам Шопен: он боролся с кошмарами в развалинах древнего монастыря, и здесь же ему являлась его муза. Мазурка решалась как польская свадьба: девушку насильно выдают замуж за старика, но она убегает со своим возлюбленным. Под музыку тарантеллы артисты в итальянских костюмах танцевали на фоне Везувия. Вальс cis-moll был сочинен как дуэт двух солистов. Исполняли вальс Анна Павлова и Михаил Обухов. Вот что рассказывает Фокин об их выступлении: «Сильфида - крылатая надежда-влетает в освещенный лунным светом романтический сад. Ее преследует юноша. Это был танец в стиле Тальони, в стиле того давно забытого времени, когда в балетном искусстве господствовала поэзия, когда танцовщица поднималась на пуанты не для того, чтобы продемонстрировать свой стальной носок, а для того, чтобы, едва касаясь земли, создать своим танцем впечатление легкости, чего-то неземного, фантастического... Публика была очарована, и я вместе с ней. Павлова произвела на меня такое сильное впечатление, что я задумался над тем, не поставить ли целый балет в том же стиле. И вот ко дню следующего бенефиса я подготовил для Павловой балет «Сильфиды» ! (Под этим названием «Шопениана» шла во время гастролей русского балета в 1909 году в Париже и до сих пор идет за рубежом.)

Если бы она так чудесно, так восхитительно не исполнила тогда вальс Шопена, я бы никогда не создал этого балета».

Так в 1908-1909 годах родился балет «Шопениана», в котором Фокин, отказавшись от первоначального замысла сочинения разобщенных сюжетных танцев к шопеновским пьесам, создал стилистически единую хореографическую композицию.

Вальс, который исполняла Павлова, явился ключом к созданию балета, чрезвычайно цельного в своем хореографическом и музыкальном единстве.

«Шопениана» в окончательной редакции состоит из восьми пьес Шопена. Вступлением к балету служит торжественный полонез А-dur. Затем в него входят ноктюрн Аs-dur, вальс Ges-dur, две мазурки (G-dur и D-dur), прелюд А-dur, вальс cis-moll. Завершается балет общим вальсом B-dur.

Полонез, служащий вступлением, вальс cis-moll оркестрованы

А. Глазуновым, остальные пьесы Шопена, вошедшие в «Шопениану» - М. Келлером и другими.

Автор «Шопенианы» Михаил Фокин (1880-1942) -известный русский балетмейстер. Начало постановочной деятельности Фокина относится к первым годам XХ века. Это была эпоха больших реформ в области театра; поиски жизненной правды и стилистического единства находили выражение в деятельности Художественного театра, в спектаклях оперы Мамонтова. Совершенно закономерно, что балет тоже начал в ту пору нащупывать новые пути. Фокин никогда не отрицал достижений русского балета прошлого, но (месте с тем он один из первых повел борьбу со всем обветшалым и устаревшим в балете конца XIX века. Он стремился преодолеть выработанный десятилетиями штамп построения спектакля с обязательным па де де ведущих танцовщиков, или как их называли «первых сюжетов», на фоне обезличенного кордебалета. Он искал для каждого спектакля особые средства выразительности. В сюжетных спектаклях он восставал против условных жестов, бытовавших в то время, против того, чтобы действие раскрывалось через «немые разговоры», а танцы существовали независимо от отражаемых событий.

Считая, что балету необходимо обращаться к первоклассной музыке, Фокин сочинял свои постановки на музыку М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Ф. Шопена, Р. Шумана, ставил балеты М. Равеля, И. Стравинского; сотрудничал с крупнейшими художниками - А. Головиным, Л. Бенуа, Л. Бакстом. Фокин первым выступил против традиционных пышных юбочек балерин - «пачек», переходящих из спектакля в спектакль независимо от того, где и когда происходило действие балета. Он добивался создания в балете костюмов, соответствующих стилю отражаемой эпохи.

Фокиным создано большое число балетов: это «Павильон Армиды»

Н. Черепнина, «Жар-птица» и «Петрушка» И. Стравинского, «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, «Египетские ночи»

А. Аренского, «Арагонская хота» М. Глинки и многие другие. Им поставлены также пользующиеся всемирной известностью «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина и создан специально для Анны Павловой не менее известный концертный номер «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса. «Шопениана» принадлежит к наиболее знаменитым фокинским балетам.

Ставя «Шопениану», Фокин сознавал, что успех спектакля зависит от того, удастся ли ему создать танцевальные образы, близкие музыкальным образам Шопена. Танцы в этом балете должны восприниматься как ожившая, ставшая «зримой» музыка: романтическая музыка Шопена как бы вызывает к жизни образы легкокрылых танцовщиц эпохи романтического балета - Марии Тальони, Фанни Эльслер, Карлотты Гризи...

Стремясь воспроизвести в «Шопениане» стиль романтического балета 30-40 годов XIX века, балетмейстер добровольно пошел па самоограничение в технике танца, отказавшись от появившихся в конце XIX века виртуозных пируэтов и других эффектных па. Однако хореографический язык «Шопенианы» вовсе не выглядит от этого обедненным: только владея всеми богатствами балетной техники, может балетмейстер создавать танцы, отличающиеся такой благородной простотой и изяществом. В «Шопениане» все логично и строго подчинено музыкальной мысли, именно мысли, именно смыслу музыки, а не только ее форме - и в этом-то и заключается заслуга Фокина.

Фокин проявляет исключительную музыкальность, тонкий вкус и изобретательность не только в разработке движений сольных танцев, но и в танцах групп. Движения и группировки артисток балета неразрывно связаны с танцем солистов. Комбинации движений, переходящие из одной группы в другую, всегда красивы и логически вытекают одна из другой.

Несмотря на кажущуюся простоту хореографического языка, «Шопениана» очень трудный спектакль, он требует от артистов не только уверенного исполнения, но прежде всего чувства стиля, музыкальности, предельной легкости танца. Иначе безвозвратно утеряется очарование этой пленительной «романтической грёзы» на музыку Шопена, как назвал ее балетмейстер.

В 1909 году, через несколько месяцев после петербургской премьеры «Шопенианы», балет этот был показан в Париже. В спектакле приняли участие самые выдающиеся танцовщики России: Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский. Знаменитая афиша, посвященная гастролям русского балета в Париже, выполненная по эскизу художника В. Серова, изображает Анну Павлову в «Шопениане», Спектакль имел очень большой успех. Парижские критики в один голое выразили восхищение его хореографией, оформлением, исполнителями.

Анна Павлова и другие русские балерины танцевали «Шопениану» не только во Франции, но и в Англии, США и других странах. Позднее под названием «Сильфиды» этот балет вошел в репертуар всех балетных трупп мира. У нас «Шопениана» шла с неизменным успехом в дореволюционные годы в Петербурге, затем в советское время в Ленинграде и в Москве. В этом спектакле выступали все известнейшие русские и советские балерины: О. Преображенская, М. Кшесинская, О. Спесивцева, позднее Е. Люком, Е. Гердт и др. Выдающейся исполнительницей «Шопенианы» была Галина Уланова. В 1928 году в Ленинграде она впервые выступила в этом балете, покорив всех лиризмом, одухотворенностью и искренностью исполнения. «Шопениана» явилась как бы провозвестницей будущих достижений балерины в самых сложных лирических партиях балетного репертуара.

В Большом театре Союза ССР «Шопениана» впервые была поставлена в 1932 году. В 1958 г. на этой сцене балет был возобновлен Е. Гейденрейх.

Значение «Шопенианы» в истории русского и мирового балетного искусства велико. Она открыла балетмейстерам путь к использованию в балетных спектаклях классической музыки, первоначально ие предназначенной для выражения ее средствами танца.

Одна за другой стали возникать в постановке других балетмейстеров «Листиана», «Моцартиана», «Штраусиана», балеты на музыку П. Чайковского, Э. Грига, А. Лядова, Р. Штрауса, наконец, балетные сюиты, в основу которых положена музыка революционных песен. В наше время широчайшее распространение получили, особенно на Западе, балеты на музыку симфоний, инструментальных и фортепьянных пьес композиторов-классиков. Так балетное искусство обогатилось новыми жанрами, а многие музыкальные произведения, успешно разрешенные в танце, стали доступнее, понятнее, ближе самым широким кругам зрителей,

Елизавета Суриц

Педагоги-репетиторы: заслуженные артисты. России Юрий Бурлака и Ольга Коханчук.

Фото

Подготовила Юлия Яковлева

«Шопениана», постановка 1991 года, фрагмент. Хореография Михаила Фокина в редакции Агриппины Вагановой, музыка Фредерика Шопена

Мариус Петипа руководил петербургским балетом почти пятьдесят лет. Когда он был уволен, никто не знал, что делать дальше. Нужен был человек, который повел бы за собой труппу и задал бы работу тренированным, вышколенным танцовщикам, — то есть тот, кто умел свободно сочинять на языке классиче-ского танца.

В 1907 году танцовщик Мариинского театра Михаил Фокин показал свой балет «Шопениана», и всем стало ясно: это тот хореограф, которого так ждали. Музыка балета была составлена Фокиным из фортепианных произведе-ний Шопена в оркестровке Александра Глазунова. Набралось на один акт. А больше Фокину и не было нужно: он сразу понял, что век трех-четырехакт-ных спек-таклей в духе Петипа прошел. Как и век любимых Петипа балерин-виртуозок, эталоном которых была Пьерина Леньяни — невысокая, корот-коно-гая, крепкая, с бравурной, точной и смелой манерой танца.

Фокин тосковал по балетным 1830-м, по временам « » и балерины Марии Тальони, современницы Шопена. Фокин изучил доступные гравюры того времени и за копейки заказал костюмы всему кордебалету. В балетах Петипа костюмы шились из шелка и бархата, украшались золотым шитьем и невероятно раздували бюджет постановки. В «Шопениане» на всех танцов-щицах, от балерин до кордебалета, были простенькие белые лифы с батисто-выми рукавами-фонариками, пышные длинные юбки и веночки из роз. Та-кой же костюм Фокин видел на гравюрах у Марии Тальони. Он попросил тан-цовщиц в «Шопениане» двигаться как бы вполголоса, а то и шепотом, желая воссоздать то впечатление, которое, согласно мемуарам, производила на пуб-лику Тальони. И он этого добился. Публика была потрясена, всем стало ясно, что солисты «Шопенианы» — Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижин-ский — звезды, и звезды совершенно нового типа.

Но главным открытием Фокина и «Шопенианы» стали даже не они, не манера танцевать вполголоса, как бы растушевывая рисунок танца, а то, что в «Шопе-ниане» демонстративно не было героев. В программке значились просто «Юно-ша» и «Сильфиды». Танец выступал сам по себе, один на один с музыкой. И как оказалось, это совсем не мешало балету оставаться увлекательным, интерес-ным, сложным.