Ф м достоевский идиот аргументы. "Идиот" Достоевского: подробный анализ романа

Живой организм не погибает одновременно с остановкой дыхания и прекращения сердечной деятельности, поэтому даже после их остановки организм продолжает некоторое время жить. Это время определяется способностью мозга выжить без поступления к нему кислорода, оно длится 4–6 минут, в среднем – 5 минут. Этот период, когда все угасшие жизненно важные процессы организма еще обратимы, называется клинической смертью . Клиническая смерть может быть вызвана обильным кровотечением,электротравмой, утоплением, рефлекторной остановкой сердца, острым отравлением и т. д.

Признаки клинической смерти:

1) отсутствие пульса на сонной или бедренной артерии; 2) отсутствие дыхания; 3) потеря сознания; 4) широкие зрачки и отсутствие их реакции на свет.

Поэтому, прежде всего, необходимо определить у больного или пострадавшего наличие кровообращения и дыхания.

Определение признаков клинической смерти:

1. Отсутствие пульса на сонной артерии – основной признак остановки кровообращения;

2. Отсутствие дыхания можно проверить по видимым движениям грудной клетки при вдохе и выдохе или приложив ухо к груди, услышать шум дыхания, почувствовать (движение воздуха при выдохе чувствует­ся щекой), а также поднеся к губам зеркальце, стеклышко или часовое стекло, а также ватку или нитку, удерживая их пинцетом. Но именно на определение этого признака не следует тратить время, так как методы не совершенны и недостоверны, а главное требуют на свое определение много драгоценного времени;

3. Признаками потери сознания являются отсутствие реакции на происходящее, на звуковые и болевые раздражители;

4. Приподнимается верхнее веко пострадавшего и определяется размер зрачка визуально, веко опускается и тут же поднимается вновь. Если зрачок остается широким и не суживается после повторного приподнимания века, то можно считать, что реакция на свет отсутствует.

Если из 4-х признаков клинической смерти определяется один из первых двух, то нужно немедленно приступить креанимации. Так как только своевременно начатая реанимация (в течение 3–4 минут после остановки сердца) может вернуть пострадавшего к жизни. Не делают реанимацию только в случае биологической (необратимой) смерти, когда в тканях головного мозга и многих органах происходят необратимые изменения.

Признаки биологической смерти :

1) высыхание роговицы; 2) феномен «кошачьего зрачка»; 3) снижение температуры;. 4) тела трупные пятна; 5) трупное окоченение

Определение признаков биологической смерти:

1. Признаками высыхания роговицы является потеря радужной оболочкой своего первоначального цвета, глаз как бы покрывается белесой пленкой – «селедочным блеском», а зрачок мутнеет.

2. Большим и указательным пальцами сжимают глазное яблоко, если человек мертв, то его зрачок изменит форму и превратится в узкую щель – «кошачий зрачок». У живого человека этого сделать не возможно. Если появились эти 2 признака, то это означает, что человек умер не менее часа тому назад.

3. Температура тела падает постепенно, примерно на 1 градус Цельсия через каждый час после смерти. Поэтому по этим признакам смерть удостоверить можно только часа через 2–4 и позже.

4. Трупные пятна фиолетового цвета появляются на нижележащих частях трупа. Если он лежит на спине, то они определяются на голове за ушами, на задней поверхности плеч и бедер, на спине и ягодицах.

5. Трупное окоченение – посмертное сокращение скелетных мышц «сверху - вниз», т. е. лицо – шея – верхние конечности – туловище - нижние конечности.

Полное развитие признаков происходит в течение суток после смерти. Прежде чем приступить к оживлению пострадавшего, нужно в первую очередь установить наличие клинической смерти .

! Приступают к реанимации только при отсутствии пульса (на сонной артерии) или дыхания.

! Мероприятия по оживлению должны быть начаты без промед­ления. Чем раньше будут начаты реанимацион­ные мероприятия, тем вероятнее благоприятный исход.

Реанимационные ме­роприятия направлены на восстановление жизненно важных функ­ций организма, в первую очередь кровообращения и дыхания. Это, прежде всего, искусственное поддержание кро­вообращения головного мозга и принудительное обогащение крови кислородом.

К мероприятиям сердечно-легочной реанимации относятся : прекардиальный удар , непрямой массаж сердца иискусственная вентиляция легких (ИВЛ) методом «рот-в-рот».

Сердечно-легочная реанимация состоит из последовательных этапов : прекардиальный удар; искусственное поддержание кро­вообращения (наружный массаж сердца); восстановление проходимости дыхательных путей; искусст­венная вентиляция легких (ИВЛ);.

Подготовка пострадавшего к реанимации

Пострадавший должен лежать на спине, на твердой поверхности . Если он лежал на кровати или на диване, то его необходимо перенести на пол.

Оголить грудную клетку пострадавшего, так как под его одеждой на грудине может находиться нательный крест, медальон, пуговицы и т. д., которые могут стать источниками дополнительной травмы, а также расстегнуть поясной ремень .

Для обеспечения проходимости дыхательных путей необходимо: 1) очистить ротовую полость от слизи, рвотных масс тканью намотанной на указательный палец. 2) устранить западание языка двумя способами: запрокидыванием головы или выдвижением нижней челюсти.

Запрокинуть голову пострадавшего необходимо для того, чтобы задняя стенка глотки отошла от корня запавшего языка, и воздух мог свободно пройти в легкие. Это можно сделать, подложив валик из одежды или под шею или под лопатки (Внимание! ), но не под затылок!

Запрещено! Подкладывать под шею или спину твердые предметы: ранец, кирпич, доску, камень. В этом случае при проведении непрямого массажа сердца можно сломать позвоночник.

Если есть подозрение на перелом шейных позвонков, можно не сгибая шею, выдвинуть только нижнюю челюсть . Для этого накладывают указательные пальцы на углы нижней челюсти под левой и правой мочкой уха, выдвигают челюсть вперед и закрепляют в этом положении большим пальцем правой руки. Левая рука освобождается, поэтому ею (большим и указательным пальцами) необходимо зажать нос пострадавшего. Так пострадавший подготовлен к проведению искусственной вентиляции легких (ИВЛ).

Понятие и причины клинической и биологической смерти. Разница, признаки.

Люди живут так, будто час их смерти никогда не наступит. А между тем все на планете Земля подвержено разрушению. Все, что рождается, через определенный промежуток времени умрет.

В медицинской терминологии и практике существует градация стадий умирания тела:

Поговорим подробнее о двух последних состояниях, их признаках и отличительных чертах.

Понятие о клинической и биологической смерти: определение, признаки, причины

фото реанимации людей из состояния клинической смерти

Клиническая смерть — это пограничное состояние между жизнью и биологической смертью, длящееся 3-6 минут. Его основные признаки — отсутствие деятельности сердца и легких. Другими словами — нет пульса, процесса дыхания, признаков жизнедеятельности тела.

  • Медицинскими терминами признаки клинической смерти называются кома, асистолия и апноэ.
  • Причины, вызвавшие ее наступление, разные. Наиболее часто встречающиеся — электротравма, утопление, рефлекторная остановка сердца, обильное кровотечение, острое отравление.

Биологическая смерть — это необратимое состояние, когда все жизненные процессы тела прекратились, клетки мозга отмирают. Ее признаки в первый час похожи на клиническую смерть. Однако потом приобретают более яркую выраженность:

  • селедочный блеск и пелена на радужной оболочке глаз
  • трупные фиолетовые пятна на лежачей части тела
  • динамика снижения температуры — каждый час на градус
  • окоченение мышц в направлении сверху вниз

Причины биологической смерти самые разные — возраст, остановка сердца, клиническая смерть без попыток реанимации или позднее их применение, травмы, несовместимые с жизнью, полученные в ДТП, отравление, утопление, падение с высоты.

Чем клиническая смерть отличается от биологической: сравнение, разница



доктор вносит записи в карточку пациента, находящегося в коме
  • Наиболее важное отличие клинической смерти от биологической — обратимость. То есть человека можно вернуть к жизни из первого состояния, если своевременно прибегнуть к методам реанимации.
  • Признаками. При клинической смерти не появляются трупные пятна на теле, его окоченение, сужение зрачков до «кошачьих», помутнение радужных оболочек.
  • Клиническая — это смерть сердца, а биологическая — мозга.
  • Ткани и клетки продолжают жить без доступа кислорода какое-то время.

Как отличить клиническую смерть от биологической?



бригада врачей реанимации готова возвращать пациента из клинической смерти

Человеку, далекому от медицины, на первый взгляд определить стадию умирания не всегда просто. К примеру, пятна на теле, похожие на трупные, могут образоваться у наблюдаемого еще при жизни. Причина — нарушение кровообращения, сосудистые заболевания.

С другой стороны отсутствие пульса и дыхания присущи обоим видам. Отчасти поможет отличить клиническую смерть от биологической состояние зрачков. Если при надавливании они превращаются в узкую щель по типу кошачьих глаз, значит налицо биологическая смерть.

Итак, мы рассмотрели отличия клинической и биологической смерти, их признаки и причины. Установили основную разницу и яркие проявления обоих видов умирания человеческого тела.

Видео: что такое клиническая смерть?

Интенсивная терапия терминальных состояний

При развитии клинической смерти единственное правильное решение - начать сердечно-легочную реанимацию (СЛР) с по­следующим подключением всех методов интенсивной терапии.

Принцип лечения преагонального и агонального состоя­ний заключается в проведении посиндромной терапии, то есть коррекции патологических синдромов: синдром наруше­ния дыхания, синдром нарушения кровообращения и т. д. Примерная схема интенсивной терапии терминальных со­стояний представлена в табл. 15.

ВНЕЗАПНАЯ ОСТАНОВКА КРОВООБРАЩЕНИЯ.

КЛИНИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ

Под острой остановкой кровообращения понимают не толь­ко механическую остановку сердечной деятельности, но и сердечную деятельность, не обеспечивающую необходимого для жизни уровня кровообращения,- синдром «малого вы­броса».

Любая причина, которая приводит к внезапной остановке кровообращения, в течение мгновений ведет к развитию кли­нической смерти.

Внезапная остановка кровообращения является абсолютным показанием к проведению сердечно-легочной реанимации, в от­личие от смерти, наступившей в результате финальной стадии хронического неизлечимого заболевания.

Клиническая смерть может наступить от любой причины: травмы, поражения током, кровопотери, острого инфаркта миокарда и т. д. В первый момент оказания помощи причина не важна, потому что действия по спасению человека всегда одинаковы.

Биологическая смерть - необратимое явление - наступает через 5-6 минут после клинической смерти, и терять это дра­гоценное время на раздумывания и углубленный осмотр уми­рающего будет смертельной ошибкой.

Прежде всего надо четко знать признаки клинической и биологической смерти.

Признаки клинической смерти

Изменение цвета кожных покровов. При отсутствии или крайней недостаточности кровообращения бросается в глаза цианоз или землистый, сероватый цвет кожных покровов. При острой кровопотере кожа может быть резко бледной. Цвет кожи изменен всегда, и чтобы определить этот признак, достаточно одного взгляда. Исключение составляют постра­давшие с отравлением цианидами или угарным газом, у них кожные покровы остаются розовыми. Но если имеются и дру­гие признаки клинической смерти, диагностика остановки кровообращения в этих случаях не представляет труда.

Отсутствие дыхательных движений грудной клетки. Этот признак определяется именно внешним осмотром, без выслу­шивания дыхательных шумов ухом или стетоскопом. На него тоже достаточно потратить несколько секунд, причем одно­временно осматривают кожные покровы и определяют по пу­льсации на сонных артериях наличие сердечной деятельности.


Отсутствие пульсации на сонных артериях. Бесполезно тра­тить время на прощупывание пульса на лучевых (у запястья) артериях в критических состояниях. Уж если его нет на круп­ных сонных артериях, то нечего искать его в других местах. Нет также смысла выслушивать тоны сердца - у посиневше­го, бездыханного и без пульса человека вы их никогда не про­слушаете.

Расширение зрачков и отсутствие их реакции на свет. При­подняв веки пострадавшего, осмотрите его зрачки. Если зрач­ки широкие и не реагируют на свет - не сужаются, сколько бы раз вы ни прикрывали веки умирающему, это признак клинической смерти.

Безусловно, в таком состоянии человек находится без со­знания, и в этом вы убедитесь по отсутствию реакции с его стороны на ваши действия. При таком подходе к определению клинической смерти затрачивается минимум времени. У чело­века за 30 секунд происходит около 8 вдохов и 30 сердечных сокращений. Если вы за это время не уловили ни одного ды­хательного движения и не ощутили ни одного удара пульса на сонной артерии и при этом отмечаете изменение цвета кожи и расширение зрачков, не тратьте времени и приступайте к акции спасения!

Клиническую смерть следует отличать от биологической смерти, когда уже наступили необратимые изменения. Если несчастье произошло на ваших глазах, то сомнений в том, что произошла именно клиническая смерть, быть не может. Если же вы прибыли на место происшествия спустя какое-то вре­мя, необходимо убедиться, что ваша акция спасения может иметь успех.

Явные признаки биологической смерти проявляются до­статочно поздно, спустя 1-2 часа после того, как она насту­пит: трупное окоченение, трупные пятна, снижение темпера­туры тела до температуры окружающей среды и т. д. Самым ранним признаком биологической смерти является симптом «коша­чьего зрачка». При легком сдавлении глазного яблока между боль­шим и указательным пальцами расширенный зрачок деформиру­ется, принимает узкую шелевидную форму, как у кошки (рис. 23).

Если после прекращения сдавления зрачок вновь становится круглым, то это еще клиническая смерть и реанимация может быть успешной. Если зрачок остается щелевидно деформиро­ванным, то это указывает на биологическую смерть организма и успех реанимации сомнителен.

Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» является сегодня одним из самых популярных и востребованных произведений русской литературы. Уже много лет создаются и продолжают создаваться различные интерпретации этого великого творения: экранизации, оперные и балетные прочтения, театральные постановки. Роман популярен во всем мире.

Работа над романом началась в апреле 1867 и длилась почти полтора года. Творческим импульсом для автора было дело семьи Умецких, где родителей обвиняли в жестоком обращении с детьми.

1867год — тяжелое время для писателя и его семьи. Достоевский скрывался от кредиторов, что вынудило его уехать за границу. Другим печальным событием была смерть трёхмесячной дочери. Эту трагедию Федор Михайлович и его супруга переживали весьма тяжело, но договорённость с журналом «Русский вестник» не позволяла творцу придаваться горю. Работа над романом полностью поглотила автора. Находясь во Флоренции, в январе 1869 года Достоевский закончил свое сочинение, посвятив его племяннице С. А. Ивановой.

Жанр, направление

Во второй половине XIX века писатели особенное внимание уделяли жанру романа. Возникали различные поджанры, связанные с направлением, стилем, структурой. «Идиот» Достоевского относится к лучшим примерам философского романа. Этот вид прозы возник ещё в эпоху Просвещения в западноевропейской литературе. Отличает его акцент на размышлениях героев, разработке их идей и концепций.

Немало интересовало Достоевского и исследование внутреннего мира персонажей, что даёт основание относить «Идиот» к такому виду романа как психологический.

Суть

Князь Мышкин приезжает из Швейцарии в Петербург. С маленьким узелком вещей в руках, одетый не по погоде, он отправляется в дом Епанчиных, где знакомится с генеральскими дочерями и секретарём Ганей. У него Мышкин видит портрет Настасьи Филипповны, а позднее узнаёт некоторые детали её жизни.

Молодой князь останавливается у Иволгиных, где вскоре встречает саму Настасью. Покровитель девушки сватает её за Ганю и даёт за неё приданое 70 тысяч, что привлекает потенциального жениха. Но при князе Мышкине происходит сцена торга, где участвует Рогожин, ещё один претендент на руку и сердцу красавицы. Итоговая цена – сто тысяч.

Лев Николаевич Мышкин глубоко тронут красотой Настасьи Филипповны, он приходит к ней тем же вечером. Он встречает там множество гостей: генерала Епанчина, Фердыщенко, Тоцкого, Ганю, — а ближе к ночи является и сам Рогожин с газетным свёртком, в котором обещанные сто тысяч. Героиня бросает деньги в огонь и уезжает с избранником.

Спустя шесть месяцев князь решает навестить Рогожина в его доме на Гороховой улице. Парфён и Лев Николаевич обмениваются крестами – теперь, с благословения матушки Рогожина, они братья.

Через три дня после этой встречи князь едет в Павловск на дачу к Лебедеву. Там после одного из вечеров Мышкин и Аглая Епанчина договариваются о встрече. После свидания князь понимает, что полюбит эту девушку, а через несколько дней Льва Николаевича провозглашают её женихом. Настасья Филипповна пишет письмо Аглае, где убеждает её выйти замуж за Мышкина. Вскоре после этого происходит встреча соперниц, после которой случается расторжение помолвки князя и Аглаи. Теперь общество в предвкушении другой свадьбы: Мышкина и Настасьи Филипповны.

В день торжества невеста сбегает с Рогожиным. На следующий день князь отправляется на поиски Настасьи Филипповны, но никто из знакомых ничего не знает. Наконец Мышкин встречает Рогожина, который приводит его в свой дом. Здесь под белой простынёй лежит труп Настасьи Филипповны.

В итоге от всех полученных потрясений главный герой сходит с ума.

Главные герои и их характеристика

  1. Князь Лев Николаевич Мышкин . В черновиках писатель называет протагониста князь Христос. Он является центральным персонажем и противопоставлен всем другим героям произведения. Мышкин взаимодействует практически со всеми участниками действия. Одна из его главных функций в романе – раскрытие внутреннего мира персонажей. Ему не составляет труда вызвать собеседника на откровенный разговор, узнать его сокровенные мысли. Для многих общение с ним подобно исповеди.
  2. Антиподами Мышкина выступают Ганя Иволгин и Парфён Рогожин . Первый из них слабохарактерный, женственный, прельщенный деньгами молодой человек, который хочет выбиться в люди любой ценой, но все же испытает стыд за это. Он мечтает о статусе и уважении, но вынужден терпеть лишь унижения и неудачи. Богатый купец Рогожин одержим одной лишь страстью – владеть Настасьей Филипповной. Он упрям и готов на всё для достижения цели. Его не устроит никакой другой исход, но жизнь в страхе и сомнении, а любит ли она его, не сбежит ли, не для Рогожина. Потому их отношения заканчиваются трагедией.
  3. Настасья Филипповна . Роковая красавица, чью истинную натуру угадал только князь Мышкин. Её можно считать жертвой, можно демоном, но больше всего в ней привлекает то, что роднит ее с самой Клеопатрой. И это не только покоряющая красота. Известен случай, когда египетская властительница растворила огромную жемчужину. Реминисценцией этого поступка в романе является эпизод, где Настасья Филипповна бросает в камин сто тысяч рублей. Прототипом героини считается Аполлинария Суслова, возлюбленная Достоевского. Она испытывает презрение к деньгам, ведь за них купили ее позор. Бедную девушку соблазнил богатый господин, но он стал тяготиться своим грехом, поэтому пытался сделать из содержанки порядочную женщину, купив ей жениха – Ганина.
  4. Образ Настасьи Барашковой оттеняет Аглая Епанчина, антипод и соперница. Эта девушка отличается от своих сестер и матери. В Мышкине она видит гораздо больше, чем чудаковатого глупца, и не все из родных могут разделить её взгляды. Аглая ждала человека, способного вывести её из закостенелой, загнивающей среды. Сначала таким спасителем она представляла князя, затем некоего поляка-революционера.
  5. Интересных героев в книге больше, но мы не хотим слишком уж затягивать статью, поэтому если вам необходима характеристика персонажа, которой тут нет, напишите об этом в комментариях. И она появится.

    Темы и проблемы

    1. Проблематика романа весьма многообразная. Одной из главных проблем, обозначенных в тексте, является корыстолюбие . Жажда престижа, статуса, богатства заставляет людей совершать гнусные поступки, клеветать друг на друга, изменять самим себе. В описываемом Достоевским обществе невозможно добиться успеха, не имея покровителей, знатного имени и денег. В тандеме с корыстью идёт тщеславие, особенно присущее генералу Епанчину, Гане, Тоцкому.
    2. Поскольку «Идиот» относится к философскому роману, в нём разрабатывается огромное богатство тем, важной из которых является религия . К теме христианства автор обращается неоднократно, главным персонажем, причастным к этой теме, выступает князь Мышкин. Его биография включает некоторые библейские аллюзии на жизнь Христа, он наделён функцией «спасителя» в романе. Милосердие, сострадание к ближнему, умение прощать – этому учатся у Мышкина и другие герои: Варя, Аглая, Елизавета Прокофьевна.
    3. Любовь представлена в тексте во всех возможных её проявлениях. Любовь христианская, помощь ближнему, семейная, дружеская, романтическая, страстная. В более поздних дневниковых записях Достоевского обнаруживается главный замысел — показать три разновидности этого чувства: Ганя – тщеславная любовь, Рогожин – страсть, а князь – любовь христианская.

    Здесь также, как и с героями, разбирать тематику и проблематику можно долго. Если чего-то конкретного вам все же не достает, пожалуйста, напишите об этом в комментариях.

    Главная мысль

    Основная идея Достоевского – показать разложение русского общества в слоях интеллигенции. В этих кругах наблюдается духовный упадок, филистерство, супружеские измены, и двойная жизнь — практически норма. Достоевский стремился создать «прекрасного человека», который мог бы показать, что и в этом мире ещё живы доброта, справедливость и искренняя любовь. Такой миссией наделён князь Мышкин. Трагедия романа заключается в том, человек, стремящийся видеть в современном ему мире только любовь и доброту, погибает в нем, будучи неприспособленным к жизни.

    Смысл, заложенный Достоевским, заключается в том, что людям все же необходимы такие праведники, которые помогают им взглянуть в лицо самому себе. В разговоре с Мышкиным герои познают свою душу и учатся открывать ее другим. В мире фальши и лицемерия это очень нужно. Конечно, самим праведникам очень тяжело освоиться в обществе, но их жертва не напрасна. Они понимают и чувствуют, что хоть одна исправленная судьба, хоть одно неравнодушное, проснувшееся от безразличия сердце – это уже большая победа.

    Чему учит?

    Роман «Идиот» учит верить в людей, ни в коем случае не осуждать их. В тексте поданы примеры, как можно наставлять общество, не ставя себя при этом выше его и не прибегая к прямому морализаторству.

    Роман Достоевского учит любить, в первую очередь, во спасение, всегда помогать людям. Автор предупреждает, что о низких и грубых поступках, совершенных сгоряча, после которых придётся жалеть, но раскаяние может наступить слишком поздно, когда исправить уже ничего нельзя.

    Критика

    Некоторые современники называли роман «Идиот» фантастическим, чем вызывали негодование писателя, поскольку он считал это самым реалистичным сочинением. Среди исследователей на протяжении многих лет, с момента создания книги и посей день, возникали и продолжают возникать различные определения этого произведения. Так, В. И. Иванов и К. Мочульский называют «Идиот» романом-трагедией, Ю. Иваск использует термин евангельский реализм, а Л. Гроссман считает это произведение романом-поэмой. Другой русский мыслитель и критик М. Бахтин исследовал в творчестве Достоевского явление полифонизма, «Идиот» он также считал полифоническим романом, где параллельно развивается несколько идей и звучит несколько голосов героев.

    Примечательно, что роман Достоевского вызывает интерес не только у русских исследователей, но и у зарубежных. Особенно популярно творчество писателя в Японии. Например, критик Т. Киносита отмечает большое влияние прозы Достоевского на японскую литературу. Писатель обратил внимание на внутренний мир человека, и японские авторы охотно следовали его примеру. Например, легендарный писатель Кобо Абэ называл Федора Михайловича любимым литератором.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!