Финно-угорские народы — Энциклопедия. Финно-угорские народы: история и культура

Финно-угорские народы составляют часть уникальной семьи различных культур, обладая языками, культурными и художественными традициями, которые формируют особую неповторимую частичку прекрасной мозаики человечества.

Языковое родство финно-угорских народов обнаружил венгерский католический священник Янош Шайнович (1733-1785). На сегодняшний день финно-угры составляют одну ветвь большой семьи уральских языков, которая также включает самодийскую ветвь (ненцы, энцы, нганасаны и селькупы).

По данным переписи населения Российской Федерации 2002 года 2 650 402 человека признали себя финно-уграми. Однако опыт показывает, что по всей вероятности большое количество этнических финно-угров, возможно даже половина, предпочли назваться русскими. Таким образом, общее количество финно-угров, проживающих на территории России, в действительности составляет 5 миллионов человек или больше.

Если к этому числу прибавить эстонцев, финнов, венгров и саамов, численность финно-угров, проживающих на нашей планете, превысит 26 миллионов! А это значит, что финно-угров примерно столько же, сколько жителей Канады!

2 удмуртов, 1 эстонка, 2 коми, 2 мордвинки

Кто такие финно-угры?

Считается, что прародина финно-угорских народов находится на западе от Уральских гор, в районе Удмуртии, Перми, Мордовии и Марий Эл. К 3000 году до н. э. прибалтийско-финская подгруппа переселилась не запад по берегу Балтийского моря. Примерно в это же время саамы переселились в глубь на северо-восток, достигнув берегов Атлантического океана. Мадьяры (венгры) проделали самый длинный и недавний путь с территории Уральских гор до их настоящей родины в центральной Европе, только в 896 году н. э.

Каков возраст финно-угорских народов?

Культура ямочно-гребенчатой керамики (Название было дано по способу украшения керамических находок, характерных для этой культуры, который выглядит как отпечатки гребней.), достигшая расцвета в 4200 – 2000 годах до н. э. между Уралом и Балтийским морем, в общем представляется как древнейшее ясное свидетельство ранних финно-угорских общностей. Поселения этой культуры всегда сопровождаются захоронениями представителей уральской расы , в фенотипе которой обнаруживают смесь монголоидных и кавказских элементов.

Но представляет ли культура ямочно-гребенчатой керамики начало жизни финно-угорского народа или этот отличительный узор является всего лишь новой художественной традицией среди старой уже на то время финно-угорской цивилизации?

Пока у археологов нет ответа на этот вопрос. Они обнаружили поселения в этом районе, которые датируются периодом до окончания последнего ледникового периода, но пока у ученых нет достаточных оснований для предположения, что это были поселения финно-угорских или иных известных нам народов. Так как два или более народа могут проживать на одной территории, недостаточны лишь географические сведения. Для того, чтобы установить принадлежность этих поселений необходимо показать определенную связь, например, похожие художественные традиции, которые являются показателем общности культуры. Так как возраст этих ранних поселений составляет 10 000 лет, у археологов просто нет достаточных доказательств для того, чтобы сделать какое-то предположение, поэтому происхождение этих поселений остается загадкой. Каков же возраст финно-угорских народов? В настоящее время невозможно дать точный ответ на этот вопрос. Мы можем только сказать, что финно-угры появились на западе от Уральских гор между окончанием последнего ледникового периода и 8000 – 4200 годами до н. э.

Посмотрим на этот отрезок времени в перспективе:
Письменность была изобретена шумерами примерно в 3800 году до н. э.
Египетские пирамиды были построены в 2500 году до н. э.
Стоунхендж в Англии был построен в 2200 году до н. э.
Кельты, предки Ирландцев и Шотландцев, высадились на Британские острова примерно в 500 году до н. э.
Англичане высадились на Британские острова после 400 года н. э.
Турки начали переселяться на территорию современной Турции примерно в 600 году н. э.

В результате, антропологи называют финно-угорские народы самыми древними постоянными жителями Европы и древнейшими выжившими жителями северо-восточной Европы.

Однако уже невозможно отделить историю финно-угров от истории другого народа, индоевропейских славян.

К 600 году н. э. произошло разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную. Начался медленный процесс переселения и расселения. В 9 веке у восточных славян образовался центр в Киевской Руси и Новгороде. К середине 16 века с завоеванием Русью Казанского ханства, почти все финно-угорские народы, не считая саамов, финнов, эстонцев и венгров, перешли под контроль Руси.

На сегодняшний день большинство финно-угров живет на территории Российской Федерации, и их будущее навсегда связано с их большим славянским соседом.

Финно-угорские языки

«Разнообразие языков – неотъемлемая часть наследия человечества. Каждый язык воплощает уникальную культурную мудрость народа. Таким образом, потеря любого языка – это потеря для всего человечества.»
ЮНЕСКО, Организация Объединенных Наций по вопросам образования науки и культуры

Эстонский филолог Малл Хеллам нашел всего одно предложение, понятное на трех самых распространенных из финно-угорских языков: венгерском, финнком и эстонском. Живая рыба плавает в воде

"Eleven hal úszkál a víz alatt." (Венгерский)
"Elävä kala ui veden alla." (Финнский)
"Elav kala ujub vee all." (Эстонский)

К этим языкам можно добавить эрзянский "Эрцця калосо укщны ведь алга" (Эрзя)

В составе финно-угорских языков обычно выделяют следующие группы и языки:

Количество говорящих на языке Общее количество человек По оценке ЮНЕСКО:
Угорская подветвь Венгерский 14 500 000 14 500 000 Благополучный
Хантыйский 13 568 28 678 Неблагополучный
Мансийский 2 746 11 432 Исчезающий
Финно-пермская подветвь Удмуртский 463 837 636 906 Неблагополучный
Коми-зырянский 217 316 293 406 Неблагополучный
Коми-пермяцкий 94 328 125 235 Неблагополучный
Финно-волжские языки Эрзя-мордовский 614 260 843 350 Неблагополучный
Мокша-мордовский Неблагополучный
Лугово-марийкий 451 033 604 298 Неблагополучный
Горно-марийский 36 822 Неблагополучный
Финский 5 500 000 5 500 000 Благополучный
Эстонский 1 000 000 1 000 000 Благополучный
Карельский 52 880 93 344 Неблагополучный
Aunus Karelian Неблагополучный
Вепсский 5 753 8 240 Исчезающий
Ижорский 362 327 Исчезающий
Водский 60 73 Практически вымерший
Ливский 10 20 Практически вымерший
Западно-саамский кластер Северносаамский 15 000 80 000* Неблагополучный
Луле-саамский 1 500 Исчезающий
Южносаамский 500 Исчезающий
Пите-саамский 10-20 Практически вымерший
Уме-саамский 10-20 Практически вымерший
Восточно-саамский кластер Кильдинский 787 Исчезающий
Инари-саамский 500 Исчезающий
Колтта-саамский 400 Исчезающий
Терско-саамский 10 Практически вымерший
Аккала - Вымерший в декабре 2003 г.
Кеми-саамский - Вымерший в 19 в.

Сравните финно-угорские языки

Как и в любой семье, некоторые е члены больше похожи друг на друга, а некоторые имеют лишь отдаленное сходство. Но нас объединяет общность языковых корней, именно это определяет нас как семью и создает основу для обнаружения культурных, художественных и философских связей.

Счет на финно-угорских языках
Финский yksi kaksi kolme nelj viisi kuusi seitsemän kahdeksan yhkeksän kymmenen
Эстонский üks kaks kolm neli viis kuus seitse kaheksa üheksa kümme
Вепсский ükś kakś koume nel" viž kuź seičeme kahcan ühcan kümńe
карельский yksi kaksi kolme nelli viizi kuuzi seiččie kaheka yheks kymmene
Коми öти кык куим нель вит квайт сизим кöкъямыс öкмыс дас
Удмуртский одӥг кык куинь ньыль вить куать сизьым тямыс укмыс дас
Эрзя вейке кавто колмо ниле вете кото сисем кавксо вейксэ кемень
Мокша
Лугово-марийский ик кок кум ныл вич куд шым кандаш индеш лу
Венгерский egy kett három négy öt hat hét nyolc kilenc tiz
Хантыйский ит катн хулм нял вет хут лапат ниил яртьянг янг
Северно-саамский okta guokte golbma njeallje vihtta guhtta čieža gávcci ovcci logi
Финно-угоский
прототип
ykte kakte kolm- neljä- vit(t)e kut(t)e - - - -
Общие финно-угорские слова
сердце рука глаз кровь иди рыба лёд
Финский sydän käsi silm veri menn kala jää
Эстонский süda käsi silm veri mine kala jää
Коми сьöлöм ки син вир мун чери йи
Удмуртский сюлэм ки син мын чорыг йӧ
Эрзя седей кедь сельме верь молемс кал эй
Лугово-марийский шӱм кид шинча вÿр мияш кол ий
Венгерский szív kéz szem vér menni hal jég
Хантыйский сам ёш сэм вур мана хул енгк
Северно-саамский giehta čalbmi mannat guolli jiekŋa
Финно-угоский
прототип
śiδä(-mɜ) käte śilmä mene- kala jŋe
Финно-угорские личные местоимения

Прибалтийско-финская подгруппа

Финно-пермская
подветвь

Финский карельский ливвиковский Вепсский Эстонский Удмуртский Коми
я min mie min min mina мон ме
ты sin sie sin sin sina тон тэ
он/она hän hiän häi hän tema со сiйö
мы me my müö meie ми ми
вы te työ tüö teie тӥ тi
они he hyö hüö nemad соос найö

Финно-волжские языки

Угорская подветвь

мордва

марийский

Венгерский Хантыйский
Эрзя

Лугово-
марийский

я мон мый én ма
ты тон тый te нанг
он/она сон тудо õ лув
мы минь ме mi мунг / мин
вы тынь те ti нын
они сынь нуно õk лув / лын

Рассматривая географическую карту России, можно заметить, что в бассейнах Средней Волги и Камы распространены названия рек, оканчивающиеся на "ва" и "га": Сосьва, Изьва, Кокшага, Ветлуга и т. д. В тех местах живут финно-угры, и в переводе с их языков "ва" и "га" означают "река", "влага", "мокрое место" , "вода" . Однако финно-угорские топонимы {1 } встречаются не только там, где эти народы составляют значительную часть населения, образуют республики и национальные округа. Ареал их распространения значительно шире: он охватывает европейский север России и часть центральных областей. Примеров можно привести немало: старинные русские города Кострома и Муром; реки Яхрома, Икша в Московской области; деревня Веркола в Архангельской и т. д.

Некоторые исследователи считают финно-угорскими по происхождению даже такие привычные нам слова, как "Москва" и "Рязань". Как полагают учёные, в этих местах когда-то жили финно-угорские племена, и ныне память о них хранят древние названия.

{1 }Топоним (от греч. "топос" - "место" и "онима" - "имя") - географическое название.

КТО ТАКИЕ ФИННО-УГРЫ

Финнами называют народ, населяющий соседнюю с Россией Финляндию (по-фински "Суоми "), а уграми в древнерусских летописях именовали венгров . Но в России нет венгров и очень мало финнов, зато есть народы, говорящие на языках, родственных финскому или венгерскому . Эти народы и называют финно-угорскими . В зависимости от степени близости языков учёные делят финно-угров на пять подгрупп . В первую, прибалтийско-финскую , входят финны, ижорцы, водь, вепсы, карелы, эстонцы и ливы . Два самых многочисленных народа этой подгруппы - финны и эстонцы - проживают в основном за пределами нашей страны. В России финнов можно встретить в Карелии, Ленинградской области и в Санкт-Петербурге ; эстонцев - в Сибири, Поволжье и в Ленинградской области . Небольшая группа эстонцев - сету - живёт в Печорском районе Псковской области . По вероисповеданию многие финны и эстонцы - протестанты (как правило, лютеране ), сету - православные . Маленький народ вепсы живёт небольшими группами в Карелии, Ленинградской области и на северо-западе Вологодской , а водь (их осталось меньше 100 человек!) - в Ленинградской . И вепсы, и водь - православные . Православие исповедуют и ижорцы . Их в России (в Ленинградской области) 449 человек, ещё примерно столько же в Эстонии. Вепсы и ижорцы сохранили свои языки (они имеют даже диалекты) и используют их в бытовом общении. Водский язык исчез.

Самый крупный прибалтийско-финский народ России - карелы . Они живут в Республике Карелия , а также в Тверской, Ленинградской, Мурманской и Архангельской областях. В быту карелы говорят на трёх диалектах: собственно карельском, людиковском и ливвиковском , а литературный язык у них - финский. На нём выходят газеты, журналы, на филологическом факультете Петрозаводского университета действует кафедра финского языка и литературы. Знают карелы и русский.

Вторую подгруппу составляют саамы , или лопари . Основная их часть расселена в Северной Скандинавии , а в России саамы - обитатели Кольского полуострова . По мнению большинства специалистов, предки этого народа когда-то занимали значительно большую территорию, но со временем были оттеснены к северу. Тогда же они утратили свой язык и усвоили одно из финских наречий. Саамы - хорошие оленеводы (в недавнем прошлом кочевники), рыболовы и охотники. В России они исповедуют православие .

В третью, волжско-финскую , подгруппу входят марийцы и мордва . Мордва - коренное население Республики Мордовия , но значительная часть этого народа проживает по всей России - в Самарской, Пензенской, Нижегородской, Саратовской, Ульяновской областях, в республиках Татарстан, Башкортостан, в Чувашии и т. д. Ещё до присоединения в XVI в. мордовских земель к России у мордвы появилась собственная знать - "инязоры", "оцязоры ", т. е. "хозяева земли". Инязоры первыми крестились, быстро обрусели, и в дальнейшем их потомки составили в русском дворянстве элемент немногим меньший, чем выходцы из Золотой Орды и Казанского ханства. Мордва делится на эрзю и мокшу ; у каждой из этнографических групп есть письменный литературный язык - эрзянский и мокшанский . По вероисповеданию мордва православные ; они всегда считались наиболее христианизированным народом Поволжья.

Марийцы живут преимущественно в Республике Марий Эл , а также в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областях . Принято считать, что у этого народа два литературных языка - лугововосточный и горно-марийский. Однако не все филологи разделяют это мнение.

Ещё этнографы XIX в. отмечали необычайно высокий уровень национального самосознания марийцев. Они упорно сопротивлялись присоединению к России и крещению, и до 1917 г. власти запрещали им жить в городах и заниматься ремёслами и торговлей.

В четвёртую, пермскую , подгруппу входят собственно коми , коми-пермяки и удмурты . Коми (в прошлом их называли зырянами) образуют коренное население Республики Коми, но живут также в Свердловской, Мурманской, Омской областях, в Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах . Их исконные занятия - земледелие и охота. Но, в отличие от большинства других финно-угорских народов, среди них издавна было много купцов и предпринимателей. Ещё до Октября 1917г. коми по уровню грамотности (на русском языке) приближались к наиболее образованным народам России - русским немцам и евреям. В наши дни в сельском хозяйстве работает 16,7 % коми, зато в промышленности - 44,5 %, а в образовании, науке, культуре - 15%. Часть коми - ижемцы - освоили оленеводство и стали крупнейшими оленеводами европейского севера. Коми православные (частью старообрядцы).

Очень близки по языку к зырянам коми-пермяки . Больше половины этого народа живёт в Коми-Пермяцком автономном округе, а остальные - в Пермской области . Пермяки в основном крестьяне и охотники, но на протяжении своей истории были они и заводскими крепостными крестьянами на уральских заводах, и бурлаками на Каме и Волге. По вероисповеданию коми-пермяки православные .

Удмурты { 2 } сосредоточены большей частью в Удмуртской Республике , где они составляют около 1/3 населения. Небольшие группы удмуртов живут в Татарстане, Башкортостане, Республике Марий Эл, в Пермской, Кировской, Тюменской, Свердловской областях . Традиционное занятие - сельское хозяйство. В городах они чаще всего забывают родной язык и обычаи. Может быть, поэтому удмуртский язык считает родным только 70% удмуртов, в основном жители сельских районов. Удмурты православные , но многие из них (в том числе и крещёные) придерживаются традиционных верований - поклоняются языческим богам, божествам, духам.

В пятую,угорскую , подгруппу входят венгры, ханты и манси . "Уграми " в русских летописях называли венгров , а "югрой " - обских угров , т. е. хантов и манси . Хотя Северный Урал и низовья Оби , где живут ханты и манси, расположены за тысячи километров от Дуная, на берегах которого создали своё государство венгры, эти народы - ближайшие родственники. Ханты и манси относят к малым народам Севера. Манси живут в основном в Ханты-Мансийском автономном округе , а ханты - в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Томской области . Манси прежде всего охотники, потом рыболовы, оленеводы. Ханты, наоборот, сначала рыболовы, а затем охотники и оленеводы. И те и другие исповедуют православие , однако не забыли и древнюю веру. Большой урон традиционной культуре обских угров нанесло промышленное освоение их края: исчезли многие охотничьи угодья, загрязнились реки.

Древнерусские летописи сохранили названия финно-угорских племён, ныне исчезнувших, - чудь, меря, мурома . Меря в I тысячелетии н. э. обитали в междуречье Волги и Оки, а на рубеже I и II тысячелетий слились с восточными славянами. Существует предположение, что современные марийцы - потомки этого племени. Мурома в I тысячелетии до н. э. жили в бассейне Оки, а к XII в. н. э. смешались с восточными славянами. Чудью современные исследователи считают финские племена, жившие в древности по берегам Онеги и Северной Двины. Не исключено, что именно они являются предками эстонцев.

{ 2 }Русский историк XVIII в. В. Н. Татищев писал, что удмурты (прежде их называли вотяками) молитвы свои совершают "при каком-либо хорошем дереве, однако не при сосне и ели, которые листа, ни плода не имеют, а осину почитают за проклятое дерево...".

ГДЕ ЖИЛИ И ГДЕ ЖИВУТ ФИННО-УГРЫ

Большая часть исследователей сходятся на том, что прародина финно-угров находилась на границе Европы и Азии, в районах между Волгой и Камой и в Приуралье . Именно там в IV- III тысячелетиях до н. э. возникло сообщество племён, родственных по языку и близких по происхождению. К I тысячелетию н. э. древние финно-угры расселились до Прибалтики и Северной Скандинавии. Они занимали обширную территорию, поросшую лесами, - практически всю северную часть нынешней Европейской России до Камы на юге.

Раскопки показывают, что древние финно-угры принадлежали к уральской расе : в их облике смешаны черты европеоидные и монголо-идные (широкие скулы, часто монгольский разрез Глаз). Двигаясь на запад, они смешивались с европеоидами. В результате у некоторых народов, происшедших от древних финно-угров, монголоидные признаки стали сглаживаться и исчезать. Сейчас "уральские" черты свойственны в той или иной степени всем финским народам России : средний рост, широкое лицо, нос, именуемый "курносым", очень светлые волосы, негустая борода. Но у разных народов эти особенности проявляются по-разному. Например, мордва-эрзя высокие, светловолосые, голубоглазые, а мордва-мокша и ростом пониже, и лицом пошире, и волосы у них потемнее. У марийцев и удмуртов часто встречаются глаза с так называемой монгольской складкой - эпикантусом, очень широкие скулы, жидкая борода. Но при этом (уральская раса!) светлые и рыжие волосы, голубые и серые глаза. Монгольская складка иной раз встречается и у эстонцев, и у води, и у ижорцев, и у карел. Коми бывают разные: в тех местах, где есть смешанные браки с ненцами, они черноволосы и раскосы; другие скорее напоминают скандинавов, с чуть более широким лицом.

Занимались финно-угры земледелием (чтобы удобрить пеплом почву, выжигали участки леса), охотой и рыболовством . Их поселения находились далеко друг от друга. Может быть, по этой причине они нигде не создали государств и стали входить в состав соседних организованных и постоянно расширявшихся держав. Одни из первых упоминаний о финно-уграх содержат хазарские документы, написанные на иврите - государственном языке Хазарского каганата. Увы, в нём почти нет гласных, так что остаётся догадываться, что "црмс" значит "черемисы-марийцы", а "мкшх" - "мокша". Позднее финно-угры платили дань также булгарам, входили в состав Казанского ханства, в Русское государство.

РУССКИЕ И ФИННО-УГРЫ

В XVI-XVIII вв. на земли финно-угров устремились русские переселенцы. Чаще всего заселение было мирным, но иногда коренные народы сопротивлялись вхождению своего края в Российское государство. Наиболее яростное сопротивление оказывали марийцы.

Со временем крещение, письменность, городская культура, принесённые русскими, стали вытеснять местные языки и верования. Многие начинали чувствовать себя русскими-и действительно становились ими. Иной раз для этого достаточно было креститься. Крестьяне одной мордовской деревни писали в челобитной: "Предки наши, бывшая мордва", искренне полагая, что только их предки, язычники, были мордвой, а их православные потомки никак к мордве не относятся.

Люди переселялись в города, уезжали далеко - в Сибирь, на Алтай, где общим для всех был один язык - русский. Имена после крещения ничем не отличались от обычных русских. Или почти ничем: далеко не все замечают, что в фамилиях типа Шукшин, Веденяпин, Пияшева ничего славянского нет, а восходят они к названию племени шукша, имени богини войны Ведень Ала, дохристианскому имени Пияш. Так значительная часть финно-угров была ассимилирована русскими, а некоторые, приняв мусульманство, смешались с тюрками. Потому финно-угры и не составляют большинства нигде - даже в республиках, которым дали своё имя.

Но, растворившись в массе русских, финно-угры сохранили свой антропологический тип: очень светлые волосы, голубые глаза, нос-"ши-шечку", широкое, скуластое лицо. Такой тип, который писатели XIX в. называли "пензенский мужичок", теперь воспринимается как типично русский.

В русский язык вошло немало финно-угорских слов: "тундра", "килька", "салака" и т. д. Есть ли более русское и всеми любимое блюдо, чем пельмени? Между тем слово это заимствовано из языка коми и означает "хлебное ушко": "пель" - "ухо", а "нянь" - "хлеб". Особенно много заимствований в северных диалектах, в основном среди названий явлений природы или элементов ландшафта. Они придают своеобразную красоту местной речи и областной литературе. Возьмите хотя бы слово "тайбола", которым в Архангельской области называют глухой лес, а в бассейне реки Мезень - дорогу, идущую по морскому берегу рядом с тайгой. Оно взято из карельского "taibale" - "перешеек". Веками живущие рядом народы всегда обогащали язык и культуру друг друга.

Финно-уграми по происхождению были патриарх Никон и протопоп Аввакум - оба мордвины, но враги непримиримые; удмурт - физиолог В. М. Бехтерев, коми - социолог Пи-тирим Сорокин, мордвин - скульптор С. Нефёдов-Эрзя, взявший имя народа своим псевдонимом; мариец - композитор А. Я. Эшпай.

ДРЕВНЯЯ ОДЕЖДА В О Д И И И Ж О Р Ц Е В

Основная часть традиционного женского костюма води и ижориев - рубаха . Старинные рубахи шили очень длинными, с широкими, тоже длинными рукавами. В тёплое время года рубаха была единственной одеждой женщины. Ешё в 60-х гг. XIX в. молодой после свадьбы полагалось ходить в одной рубахе до тех пор, пока свёкор не давал ей шубу или кафтан.

У водских женшин долго сохранялась древняя форма несшитой поясной одежды - хурсгуксет , который надевали поверх рубахи. Хурсгуксет похож на русскую понёву . Его богато украшали медными монетами, раковинами, бахромой, колокольчиками. Позже, когда в быт води вошёл сарафан , невеста надевала на свадьбу хурсгуксет под сарафан.

Своеобразную несшитую одежду - аннуа - носили в центральной части Ингерманландии (часть территории современной Ленинградской области). Это было широкое, доходившее до подмышек полотнище; к его верхним концам пришивали лямку и перекидывали её через левое плечо. Аннуа расходилось на левом боку, и потому под него надевали второе полотнище - хурстут . Его оборачивали вокруг талии и также носили на лямке. Русский сарафан постепенно вытеснил у води и ижориев старинную набедренную одежду. Одежду подпоясывали кожаным ремнём, шнурами, плетеными поясами и узкими полотенцами.

В древности водские женшины брили голову .

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА Х А Н Т О В И М А Н С И

Одежду ханты и манси шили из шкур, меха, рыбьей кожи, сукна, крапивного и льняного холста . При изготовлении детской одежды использовали и наиболее архаичный материал - птичьи шкурки .

Мужчины зимой надевали распашные шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок, а летом короткий халат из грубого сукна; ворот, рукава и правую полу оторачивали мехом . Зимняя обувь была меховой, и носили её с меховыми чулками. Летнюю изготовляли из ровдуги (замши из оленьей или лосиной шкуры), а подошву из лосиной кожи.

Мужские рубахи шили из крапивного холста, а штаны из ровдуги, рыбьей кожи, холста, хлопчатобумажных тканей. Поверх рубахи обязательно надевали тканый пояс , к которому подвешивали расшитые бисером мешочки (в них держали нож в деревянных ножнах и огниво).

Женшины зимой надевали шубу из шкуры оленя ; подкладка тоже была меховой. Там, где было мало оленей, подкладку делали из заячьих и беличьих шкурок, а иногда из утиного или лебединого пуха. Летом носили суконный или хлопчатобумажный халат , украшенный нашивками из бисера, цветной материи и оловянных бляшек . Эти бляшки женшины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Пояса были уже мужских и более нарядные.

Женшины и зимой и летом покрывали голову платками с широкой каймой и бахромой . В присутствии мужчин, особенно старших родственников мужа, по традиции полагалось концом платка закрывать лицо . Бытовали у хантов и головные повязки, расшитые бисером .

Волосы прежде было не принято стричь. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, собирали их в два хвоста и завязывали цветным шнуром . Женшины заплетали две косы, украшали их цветным шнурком и медными подвесками . Внизу косы, чтобы не мешали при работе, соединяли толстой медной цепочкой. К цепочке подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женшины у хантов, по обычаю, носили много медных и серебряных колец . Были также широко распространены украшения из бисера, который завозили русские купцы.

КАК ОДЕВАЛИСЬ М А Р И Й Ц Ы

В прошлом одежда марийцев была исключительно домашнего изготовления. Верхнюю (её надевали зимой и осенью) шили из домашнего сукна и овчины, а рубахи и летние кафтаны - из белого льняного холста.

Женшины носили рубаху, кафтан, штаны, головной убор и лыковые лапти . Рубахи вышивали шёлком, шерстью, хлопчатобумажными нитками. Их носили с поясами, которые ткали из шерсти и шёлка, украшали бисером, кистями и металлическими цепочками. Один из видов головных уборов замужних мариек , похожий на колпак, назывался шымакш . Его шили из тонкого холста и надевали на берестяной каркас. Обязательной частью традиционного костюма мариек считались украшения из бисера, монет, оловянных бляшек.

Мужской костюм состоял из холшовой вышитой рубахи, штанов, холщового кафтана и лаптей . Рубаха была короче женской, её носили с узким пояском из шерсти и кожи. На голову надевали войлочные ШЛЯПЫ и шапки ИЗ ОВЧИНЫ .

ЧТО ТАКОЕ ФИННО-УГОРСКОЕ ЯЗЫКОВОЕ РОДСТВО

Финно-угорские народы по образу жизни, вероисповеданию, историческим судьбам и даже внешнему виду отличаются друг от друга. Объединяют их в одну группу на основе родства языков. Однако языковая близость бывает разная. Славяне, к примеру, могут легко договориться, объясняясь каждый на своём наречии. А вот финно-угры не смогут так же просто объясниться с собратьями по языковой группе.

В глубокой древности предки современных финно-угров говорили на одном языке. Потом его носители стали переселяться, смешивались с другими племенами, и некогда единый язык распался на несколько самостоятельных. Финно-угорские языки разошлись так давно, что обших слов в них немного - около тысячи. Например, "дом" по-фински - "koti", по-эстонски - "kodu", по-мордовски - "куду", по-марийски - "кудо". Похоже слово "масло": финское "voi", эстонское "vdi", удмуртское и коми "вый", венгерское "vaj". Зато звучание языков - фонетика - осталось настолько близким, что любой финно-угр, слушая другого и даже не понимая, о чём тот говорит, чувствует: это родственный язык.

ИМЕНА ФИННО-УГРОВ

Финно-угорские народы длительное время исповедуют (по крайней мере, официально) православие , поэтому их имена и фамилии, как правило, не отличаются от русских. Однако в деревне, в соответствии со звучанием местных языков, они меняются. Так, Акулина становится Окуль , Николай - Никуль или Микуль, Кирилл - Кырля, Иван - Йыван . У коми , например, часто отчество ставят перед именем: Михаил Анатольевич звучит как Толь Миш, т. е. Анатольев сын Мишка, а Роза Степановна превращается в Степан Розу - Степанову дочку Розу. В документах, конечно, у всех значатся обычные русские имена. Только писатели, художники и артисты выбирают традиционно деревенскую форму: Йыван Кырля, Никуль Эркай, Илля Вась, Ортьё Степанов.

У коми часто встречаются фамилии Дуркин, Рочев, Канев; у удмуртов - Корепанов и Владыкин ; у мордвы - Веденяпин, Пи-яшев, Кечин, Мокшин . Особенно распространены у мордвы фамилии с уменьшительным суффиксом - Кирдяйкин, Видяйкин, Попсуйкин, Алёшкин, Варлашкин .

Некоторые марийцы , особенно некрещёные чи-мари в Башкирии, в своё время приняли тюркские имена . Поэтому у чи-мари часто встречаются фамилии, похожие на татарские: Андуга-нов, Байтемиров, Яшпатров , но имена и отчества у них при этом русские. У карел бывают фамилии и русские, и финские, но обязательно с русским окончанием: Перттуев, Лампиев . Обычно в Карелии по фамилии можно различить карела, финна и петербургского финна . Так, Перттуев - карел , Пертту - петербургский финн , а Пертгунен - финн . А вот имя и отчество у каждого из них может быть Степан Иванович .

ВО ЧТО ВЕРЯТ ФИННО-УГРЫ

В России многие финно-угры исповедуют православие . В XII в. были крешены вепсы, в XIII в. - карелы, в конце XIV в. - коми. Тогда же для перевода Священного писания на язык коми была создана пермская письменность - единственный самобытный финно-угорский алфавит . На протяжении XVIII-XIX вв. крешены мордва, удмурты и марийиы. Однако марийиы так до конца и не приняли христианство. Чтобы избежать обращения в новую веру, часть их (они называли себя "чи-мари" - "истинные марийцы") ушли на территорию Башкирии, а те, кто остался и крестился, нередко продолжали поклоняться старым богам. Среди марийцев, удмуртов, саамов и некоторых других народов было распространено, да и сейчас сохранилось, так называемое двоеверие . Люди почитают старых богов, но признают "русского Бога" и его святых, особенно Николая Угодника. В Йошкар-Оле, столице Республики Марий Эл, государство взяло под охрану священную рощу - "кюсото ", и теперь здесь происходят языческие моления. Имена верховных богов и мифологических героев у этих народов похожи и, вероятно, восходят к древнефинскому названию неба и воздуха - "ilma ": Ильмаринен - у финнов, Илмайлине - у карел , Инмар - у удмуртов , Ен - у коми .

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФИННО-УГРОВ

Письменность многих финно-угорских языков России создана на основе кириллицы, с добавлением букв и надстрочных знаков, передающих особенности звучания . Карелы , литературный язык которых финский, пишут латинскими буквами.

Литература финно-угорских народов России очень молода, зато у устного народного творчества многовековая история. Финский поэт и фольклорист Элиас Лёнро т (1802-1884) собрал сказания эпоса "Калевала " среди карелов Олонецкой губернии Российской империи. В окончательной редакции книга издана в 1849 г. "Калевала", что значит "страна Калева", в своих песнях-рунах повествует о подвигах финских героев Вяйнямёйнена, Ильмаринена и Лемминкяйнена, об их борьбе со злобной Лоухи, хозяйкой Похьёлы (северной страны мрака). В великолепной поэтической форме эпос рассказывает о быте, верованиях, обычаях предков финнов, карел, вепсов, води, ижориев. Сведения эти необычайно богаты, они раскрывают духовный мир земледельцев и охотников Севера. "Калевала" стоит наравне с величайшими эпосами человечества. Есть эпосы и у некоторых других финно-угорских народов: "Калевипоэг " ("Сын Калева") - у эстонцев , "Пера-богатырь " - у коми-пермяков , сохранились эпические сказания у мордвы и манси .

Финно-угорские языки являются родственными современным финскому и венгерскому. Народы, говорящие на них, составляют финно-угорскую этноязыковую группу. Их происхождение, территория расселения, общность и различие во внешних чертах, культуре, религии и традициях - предметы глобальных исследований в области истории, антропологии, географии, лингвистики и ряда других наук. Вкратце осветить эту тему постарается данная обзорная статья.

Народы, входящие в финно-угорскую этноязыковую группу

Основываясь на степени близости языков, исследователи разделяют финно-угорские народы на пять подгрупп.

Основу первой, прибалтийско-финской, составляют финны и эстонцы - народы, обладающие собственными государствами. Проживают они также и на территории России. Сету - небольшая группа эстонцев - расселена в Псковской области. Самый многочисленный из прибалтийско-финских народов России - карелы. В быту они употребляют три автохтонных диалекта, в то время как литературным языком у них считается финский. Кроме того, к этой же подгруппе относятся вепсы и ижорцы - маленькие народы, сохранившие свои языки, а также водь (их осталось менее ста человек, собственный язык утрачен) и ливы.

Вторая - саамская (или лопарская) подгруппа. Основная часть народов, давших ей название, расселена в Скандинавии. В России саамы проживают на Кольском полуострове. Исследователи предполагают, что в давние времена эти народы занимали более значительную территорию, однако впоследствии были оттеснены севернее. Тогда же произошло замещение их собственного языка одним из финских наречий.

В третью подгруппу, составляющую финно-угорские народы - волжско-финскую - входят марийцы и мордва. Марийцы - основная часть Марий Эл, живут они также в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии и ещё ряде российских областей. У них выделяют два литературных языка (с чем, однако, согласны не все исследователи). Мордва - автохтонное население республики Мордовия; в то же время значительная часть мордвинов расселена по всей России. В составе этого народа - две этнографические группы, каждая со своим литературным письменным языком.

Четвёртая подгруппа называется пермской. Она включает а также удмуртов. Ещё до октября 1917 года по уровню грамотности (правда, на русском языке) коми приближались к самым образованным народам России - евреям и русским немцам. Что касается удмуртов, то их диалект сохранился по большей части в сёлах Удмуртской республики. Жители же городов, как правило, забывают и коренной язык, и обычаи.

К пятой, угорской, подгруппе относятся венгры, ханты и манси. Хотя низовья Оби и северный Урал отделяет от венгерского государства на Дунае множество километров, эти народы на самом деле являются самыми ближайшими родственниками. Ханты и манси относятся к малым народам Севера.

Исчезнувшие финно-угорские племена

К финно-угорским народам относились и племена, упоминания о которых в настоящее время сохранились лишь в летописях. Так, народ меря обитал в междуречье Волги и Оки в первом тысячелетии нашей эры - существует теория, что он впоследствии слился с восточными славянами.

То же самое произошло и с муромой. Это - ещё более древний народ финно-угорской этноязыковой группы, некогда населявший бассейн Оки.

Давно исчезнувшие финские племена, проживавшие вдоль и Северной Двины, исследователи называют чудью (согласно одной из гипотез, они были предками современных эстонцев).

Общность языков и культуры

Объявив финно-угорские языки единой группой, исследователи подчёркивают эту общность как главный фактор, объединяющий народы, говорящие на них. Однако уральские этносы, несмотря на сходство в структуре их языков, всё же понимают друг друга далеко не всегда. Так, финн, безусловно, сумеет объясниться с эстонцем, эрзянин - с мокшанином, а удмурт - с коми. Однако народы этой группы, территориально отдалённые друг от друга, должны приложить довольно много усилий, чтобы выявить в своих языках общие черты, которые помогли бы им вести разговор.

Языковое родство финно-угров прежде всего прослеживается в сходстве лингвистических конструкций. Это существенно влияет на формирование мышления и мировоззрения народов. Несмотря на различие культур, данное обстоятельство способствует возникновению между этими этносами взаимопонимания.

Одновременно своеобразная психология, обусловленная мыслительным процессом на этих языках, обогащает общечеловеческую культуру их уникальным видением мира. Так, в отличие от индоевропейца, представитель финно-угорского народа склонен с исключительным уважением относиться к природе. Финно-угорская культура во многом также способствовала стремлению этих народов мирно приспособиться к соседям - как правило, они предпочитали не воевать, а мигрировать, сохраняя свою самобытность.

Также характерная черта народов данной группы - открытость к этнокультурному взаимообмену. В поиске путей укрепления взаимоотношений с родственными народностями они поддерживают культурные контакты со всеми теми, кто их окружает. В основном финно-уграм удалось сохранить свои языки, основные культурные элементы. Связь с этническими традициями в этой области прослеживается у них в национальных песнях, танцах, музыке, традиционных блюдах, одежде. Также до наших дней дошли многие элементы их старинных обрядов: свадебных, похоронных, поминальных.

Краткая история финно-угров

Происхождение и ранняя история финно-угорских народов до сего времени остаются предметом научных дискуссий. Среди исследователей наиболее распространено мнение, что в древности существовала единая группировка людей, говоривших на общем финно-угорском праязыке. Предки нынешних финно-угров до конца третьего тысячелетия до н. э. сохраняли относительное единство. Они были расселены на Урале и западном Приуралье, а возможно, также и в некоторых прилегающих к ним районах.

В ту эпоху, называемую финно-угорской, их племена контактировали с индоиранцами, что нашло отражение в мифах и языках. Между третьим и вторым тысячелетиями до н. э. отделились друг от друга угорская и финно-пермская ветви. Среди народов последней, расселившихся в западном направлении, постепенно выделились и обособились самостоятельные подгруппы языков (прибалтийско-финская, волжско-финская, пермская). В результате перехода автохтонного населения Крайнего Севера на одно из финно-угорских наречий образовались саамы.

Угорская группа языков распалась к середине I тысячелетия до н. э. Разделение прибалтийско-финской произошло в начале нашей эры. Пермская просуществовала несколько дольше - до восьмого столетия. Большую роль в ходе обособленного развития этих языков играли контакты финно-угорских племён с балтийскими, иранскими, славянскими, тюркскими, германскими народами.

Территория расселения

Финно-угорские народы в наши дни преимущественно проживают в Северо-Западной Европе. Географически они расселены на огромной территории от Скандинавии до Урала, Волго-Камья, нижнего и среднего Притоболья. Венгры - единственный народ финно-угорской этноязыковой группы, образовавший своё государство в стороне от других родственных им племён - в Карпато-Дунайской области.

Численность финно-угров

Общая численность народов, разговаривающих на уральских языках (к ним относятся финно-угорские вместе с самодийскими), составляет 23-24 миллиона человек. Самыми многочисленными представителями являются венгры. Их в мире более 15 миллионов человек. За ними следуют финны и эстонцы (5 и 1 миллион человек, соответственно). Большинство прочих финно-угорских этносов проживает в современной России.

Финно-угорские этносы на территории России

Русские переселенцы массово устремились на земли финно-угров в XVI-XVIII столетиях. Чаще всего процесс расселения их в этих краях происходил мирно, однако некоторые коренные народы (например, марийцы) долго и ожесточённо сопротивлялись присоединению своего края к Российскому государству.

Христианская религия, письменность, городская культура, привнесённые русскими, со временем стали вытеснять местные верования и наречия. Люди переезжали в города, переселялись на сибирские и алтайские земли - туда, где основным и общим был русский язык. Впрочем, и он (в особенности его северный диалект) впитал много финно-угорских слов - заметнее всего это в области топонимов и названий явлений природы.

Местами финно-угорские народы России смешались с тюрками, приняв мусульманство. Однако значительная их часть всё же была ассимилирована русскими. Поэтому данные народы нигде не составляют большинства - даже в тех республиках, которые носят их имя.

Тем не менее, согласно переписи населения в 2002 году, в России встречаются очень значительные по численности финно-угорские группы. Это мордва (843 тысячи человек), удмурты (почти 637 тысяч), марийцы (604 тысячи), коми-зыряне (293 тысячи), коми-пермяки (125 тысяч), карелы (93 тысячи). Численность некоторых народов не превышает тридцати тысяч человек: ханты, манси, вепсы. Ижорцы насчитывают 327 человек, а народ водь - только 73 человека. Живут в России также венгры, финны, эстонцы, саамы.

Развитие финно-угорской культуры в России

Всего в России проживает шестнадцать финно-угорских народов. Пять из них имеют свои национально-государственные образования, а два - национально-территориальные. Прочие же расселены дисперсно по всей стране.

В России уделяется значительное внимание сохранению самобытных культурных традиций населяющих её На общегосударственном и местном уровне разрабатываются программы, при поддержке которых изучается культура финно-угорских народов, их обычаи и диалекты.

Так, саамский, хантыйский, мансийский преподают в начальных классах, а коми, марийский, удмуртский, мордовский языки - в средних школах тех регионов, где проживают большие группы соответствующих этносов. Существуют специальные законы о культуре, о языках (Марий Эл, Коми). Так, в Республике Карелия действует закон об образовании, закрепляющий право вепсов и карелов обучаться на своём родном языке. Приоритет развития культурных традиций этих народов определяет Закон о культуре.

Также в республиках Марий Эл, Удмуртии, Коми, Мордовии, в Ханты-Мансийском АО существуют собственные концепции и программы национального развития. Создан и действует Фонд развития культур финно-угорских народов (на территории республики Марий Эл).

Финно-угорские народы: внешность

Предки нынешних финно-угров произошли в результате смешения палеоевропейских и палеоазиатских племён. Поэтому во внешности всех народов данной группы присутствуют как европеоидные, так и монголоидные черты. Некоторые учёные даже выдвигали теорию о существовании самостоятельной расы - уральской, являющейся "промежуточной" между европейцами и азиатами, однако эта версия имеет мало сторонников.

Финно-угры неоднородны в антропологическом отношении. Однако характерными "уральскими" чертами в той или иной мере обладает любой представитель финно-угорского народа. Это, как правило, средний рост, очень светлый цвет волос, широкое лицо, негустая борода. Но проявляются эти особенности по-разному. Так, мордвины-эрзя - рослые, обладатели светлых волос и голубых глаз. Мордвины-мокша - напротив, ниже ростом, широкоскулые, с более тёмными волосами. У удмуртов и марийцев нередко встречаются характерные "монгольские" глаза с особой складкой у внутреннего угла глаза - эпикантусом, очень широкие лица, жидкая борода. Но при этом волосы у них, как правило, светлые и рыжие, а глаза - голубые либо серые, что характерно для европейцев, но никак не монголоидов. "Монгольская складка" встречается также у ижорцев, води, карел и даже эстонцев. Коми выглядят по-разному. Там, где бывают смешанные браки с ненцами, представители этого народа раскосы и черноволосы. Другие коми, напротив, скорее походят на скандинавов, однако более широколицы.

Финно-угорская традиционная кухня в России

Большая часть блюд традиционных кухонь финно-угорского и Зауралья, по сути, не сохранилась либо была существенно искажена. Однако этнографам удаётся проследить некоторые общие закономерности.

Основным продуктом питания финно-угров была рыба. Её не только обрабатывали по-разному (жарили, вялили, варили, квасили, сушили, ели сырой), но и готовили каждый вид своим способом, который лучше передавал бы вкус.

До появления огнестрельного оружия основным способом охоты в лесу были силки. Ловили преимущественно лесную птицу (тетеревов, глухарей) и мелкого зверя, в основном зайца. Мясо и птицу тушили, варили и пекли, значительно реже - жарили.

Из овощей использовали репу и редьку, из пряных трав - растущие в лесу жеруху, борщевик, хрен, лук, молодую сныть. Западные финно-угорские народы практически не употребляли грибы; в то же время для восточных они составляли существенную часть пищевого рациона. Древнейшие виды зерна, известные этим народам - ячмень и пшеница (полба). Из них готовили каши, горячие кисели, а также начинку для домашних колбас.

Современный кулинарный репертуар финно-угров содержит очень мало национальных черт, поскольку испытал сильное влияние русской, башкирской, татарской, чувашской и других кухонь. Однако почти у каждого народа сохранилось одно или два традиционных, ритуальных либо праздничных блюда, которые дошли до наших дней. В сумме они позволяют составить общее представление о финно-угорской кулинарии.

Финно-угорские народы: религия

Большинство финно-угров исповедуют христианскую веру. Финны, эстонцы и западные саамы относятся к лютеранам. Среди венгров преобладают католики, хотя можно встретить также кальвинистов и лютеран.

Финно-угры, живущие в - преимущественно православные христиане. Однако удмурты и марийцы местами сумели сохранить древнюю (анимистическую) религию, а самодийские народы и жители Сибири - шаманизм.

Финно-угры , их место в истории русской нации и государства Российского – это вопрос академический. Однако, в последние двадцать лет на уровне жёлтой прессы вопрос с финнами и уграми взялись обсуждать делитанты. Я не отношу себя к специалистам в части антропологии, однако в состоянии определить основные проблемные стыковые точки, которые не позволяют украинцам и россиянам найти общий язык и придерживаться нити дискуссии.

Основными проблемами в вопросе с историей финно-угров, стоящими на пути к взаимопониманию, есть следующие

Низкий уровень образования в эпоху интернета . К сожалению, основная масса людей не стремятся к познанию академической (научной ) части вопроса славян (включая их внешность, украшения, мифы, сказки, религию и культуру ) в истории России. Увы, но читать академическую литературу сложно из-за способа изложения материала. И это так! Читать же жёлтую прессу на тему " славян " (или подобную) с громкими антиукраинскими фразами и крайними высказываниями очень просто и, что самое главное, запоминается легко и быстро! К сожалению! Более того, наличие доступа к интернет не помогает решить вопрос, а даже наоборот – усложняет. Захватывающие перспективы "заткнуть" рот оппоненту на форуме и перемешать всё в одну кучу перевешивает здравый смысл и – понеслась собственная мифология и зомбирование по поводу финно-угров…

Нежелание власти идти навстречу людям. Властям России такая позиция российских граждан крайне выгодня: никаких трат со стороны России на издание и агитацию академической литературы; жёлтую прессу издают не за счет государства , естественно, и она распространяется молниеносно. Множество такой литературы по теме финно-угров (и не только) было издано еще в прошлом-позапрошлом веке и сегодня новомодные умники ничего нового по этому вопросу не придумали, а ретранслируют те старые источники, даже не удосуживаясь их пересмотреть на предмет наличия опровержений. К тому же, управлять тупыми и озлобленными намного проще – покажи пальцем и скажи: "Фас!".

В итоге выплывает следующая проблема: ищет себя и не может найти (либо боится). Однако, Россию в своё время уже "нашёл" Карамзин . С тех пор та история Карамзина повлияла в некоторой степени на другого российского историка – Ключевского. Так и повелось с тех пор – перетекают основные выгодные положения истории Российского государства Карамзина из одного учебника в другой, забыв о населении и прировняв его к государству, что крайне неверно! По сути, история Карамзина стала первой заказной политической версией истории России , после чего история перешла из плоскости науки в плоскость политики. Возможно, что в России историей как наукой вообще никто до Карамзина не занимался. В противном случае Карамзину не пришлось бы писать её под заказ Царя.

Что может помочь в решении вопроса о финно-угорских народах?

Разделить вопросы языка и ДНК. Так получается, что по ДНК (корни, род) население России действительно состояло по большей части из финно-угров (читаем ниже ). Однако, кто сказал, что финно-угры не могут освоить славянский язык и, будучи по сути финно-уграми, говорить по-руссски и бить себя кулаком в грудь?

Начитавшись об украинцах всякой всячины времен царя Гороха, россияне, почему-то, обвиняют украинцев в нелюбви к угро-финнам. Мы (украинцы) не проявляем к финно-уграм нелюбовь . Мы выступаем против того, что сами россияне проявляют к финно-уграм нелюбовь, пытаясь откреститься от родства с ними. В результате, россияне пытаются отректись от большой части самих себя , а эту часть заполнить , к которой не имеют отношения. Я не говорю, что россияне не имеют ничего общего с , но ведь россияне ставят вопрос таким образом , что мы (украинцы) остаёмся не у дел. В итоге, сами россияне своим поведением и необразованностью вызывают негатив со стороны украинцев, обзывая . Ребята, украинцы не могут по определению! Вопрос в том, почему россияне открещиваются от своей части финно-угорского наследия???

Отсутствие информации порождает слухи и выдумки . В вопросе с финно-угорским наследием на территории России дело обстоит аналогично. активно противится заполнению белых пятен в своей финно-угорской истории и это "вынуждает" украинцев (даёт все основания и повод) заполнять эти белые пятна за россиян, излагая при этом, естественно, своё видение вопроса . Но за это всю ответственность несут сами россияне – не молчите! Сами активно анализируйте (а не выдумывайте) и тем самым вы лишите своих оппонентов агрументов. Кто мешает?

Дополнительно по теме финно-угров …

По удачному сравнению академика Ореста Борисовича Ткаченко, всемирно известного меряниста (дисциплина в финно-угроведении, занимающаяся изучение народа мери): "У русского народа, по материнской линии связанного со славянской прародиной, отцом был финн. По отцовской линии русские восходят к финно-уграм " . Это объяснение делает понятными множество культурных фактов в жизни и развитии русской нации. В конце концов и Московская Русь, и Новгород развивались именно на землях заселенных финно-угорскими племенами чуди, мери и мещеры, а также на мордовских, вепсских, водьско-ижорских, карельских и пермских территориях.

Славяне не ассимилировали финские племен а. Это финно-угры адаптировались под новый язык и приняли часть византийской духовной культуры. Поэтому, у русских есть возможность выбора. Осознать свою укорененность на этой земле, разглядеть в предках не только и не столько славян, ощутить, что культура российского народа базируется на финно-угорской основе .

Кто такие финно-угры (литература по теме)

Финно-угры – этно-языковая общность народов, насчитывающая более 20 миллионов человек. Все финно-угорские народы являются коренными на своих территориях . Предки финно-угров жили в Восточной Европе и на Урале еще со времен неолита (новый каменный век). От Балтийского моря до Западной Сибири, от лесостепей Русской равнины до побережья Северного Ледовитого Океана – исконные земли финно-угорских и близких к ним самодийских народов.

В языковом отношении финно-угры делятся на несколько подгрупп. Пермско-финскую подгруппу составляют коми , удмурты и бесермяне . Волжско-финскую группу: мордва (эрзяне и мокшане) и марийцы . К прибалто-финнам относятся: финны , финны-ингерманландцы , эстонцы , сету , квены в Норвегии, загадочная водь , ижорцы , карелы , вепсы и потомки мери . К отдельной угорской группе принадлежат ханты , манси и венгры . Потомки средневековой мещеры и муромы, скорее всего, относятся к волжским финнам.

В антропологическом отношении финно-угорские народы неоднородны. Некоторые ученые выделяют особую уральскую расу, переходную между европеоидами и монголоидами . Всем народам финно-угорской группы присущи как европеоидные, так и монголоидные признаки. Обские угры (ханты и манси), часть марийцев, мордвы обладают более выраженными монголоидными чертами. У остальных, этих черт либо поровну, либо европеоидная составляющая доминирует. Но это не свидетельствует в пользу индоевропейского происхождения финно-угров, следует отличать индоевропейские антропологические черты от языковой индоевропейской общности.

Финно-угров по всему свету объединяет общая материальная и духовная культура. Все настоящие финно-угры живут в гармонии с природой, с окружающим их миром и с соседними народами. Только финно-угорские народы и в начале третьего тысячелетия сохранили в Европе в наиболее полном объеме традиционную культуру, в том числе, как это не парадоксально и русскую. Впрочем, этот парадокс объясним. В отличии от многих народов, финно-угорские стараются сохранить в своей культуре как можно больше обычаев и традиций, включая и (возможно в России этим и объясняется довольно большое количество сохранившихся древних традиций и элементов времён Руси ).

Карело-финский эпос "Калевала" сохранили для истории беломорские карелы, а не урбанизированные финны; почти все русские древнейшие сказки, былины и легенды (эпический фольклор – самый древний из всех форм устной народной культуры) были записаны этнографами в конце 19 века в районах проживания карел, вепсов и потомков финно-угорских народов в Архангельской губернии. Большинство памятников древнерусского деревянного зодчества достались нам в наследство из финно-угорских земель. Несколько лет назад записан и восстановлен эпос эрзянского народа "Масторава", что само по себе уникально.

Духовная жизнь финно-угра невозможна без народных верований. Даже давно крещенные народы сохранили у себя огромный пласт культуры, связанный с дохристианскими верованиями. А некоторые, как марийцы, до сих пор придерживаются, в основном, традиционной веры. Не надо путать эти верования с язычеством. Марийцы, эрзяне, часть удмуртов, обские угры имеют национальные религии.

Финно-угорский вопрос – это без сомнения и русский вопрос. Вопрос этнической идентификации великорусского этноса. На всех территориях Русской равнины, где теперь проживают русские, раньше проживали финно-угры. Большая проблема, каков был характер славянской колонизации. Ведь русские сохраняют одну и ту же материальную и духовную традиционную культуру именно с финно-угорскими народами, а не с южными славянами или тюрками. Психологические особенности населения, его национальный характер, особенно на севере, северо-западе и северо-востоке Европейской части России (самой коренной части России) у русских и финно-угров тоже общие.

Надеюсь, что изложенная выше информация по теме финно-угров и России поможет найти проблемные места в истории России и понять в каком направлении следует строить саму историю России, отложив в сторону политику.

Также по теме:

  • Криза національної та етнічної ідентичності як діагноз
  • Басни о правильных и неправильных нациях. Рождение наций.
  • Національність: як визначити національність людини (дитини) в наш час
  • Переламні моменти формування української нації: традиції, Іван Франко
  • Лист до молоді Івана Франка "Одвертий лист до галицької української молоді"
  • Життя нації. Використання топонімів Русь, Московія, Україна, Росія
  • Російська та українська історіографії. Політика та історія як наука - як відрізнити?
  • Право наций на самоопределение. Башкирский опыт в Российской Федерации
  • В Украине сформировалась настоящая государствообразующая нация и в ней нет места избирателям Крыма и Донбасса
  • Стратегия развития Украины - почему в Украине отсутствует стратегия государственного развития?
  • Российская дружба и её долговечность как некий коммерческий проект
  • Финно-угорский народ и русская культура. Финно-угры в крови россиян
  • Россия переписывает историю соседних народов и государств - почему?
  • Наслідки Бірюлєво - гастарбайтер в Росії – опора Росії
  • В Сочі робітникам не платять зарплату по три місяці - досвід Романа Кузнецова
  • Беспорядки в Бирюлево - передел рынка земли и политическое рейдерство против овощной базы

6 229

Начало классификации финно-угорских языков было положено в XVII в., когда немецкий ученый Мартин Фогель доказал родство финского, саамского и венгерского языков. Более полно и обстоятельно эта классификация была обоснована в XVIII в. В трудах шведского ученого Филиппа Иоганна фон Страленберга, бывшего полтавского офицера-пленника.

Подробно описав народы, известные в Западной Европе по ряду сочинений под общим именем «татары», Ф. Страленберг показал, что некоторые из них, проживающие в Восточной Европе и Северной Азии, неправильно считать татарами. К книге он приложил таблицу, сгруппировав в ней по лингвистическому принципу все эти народы,в том числе татарский, в шесть языковых классов:1) финно-угорские; 2) тюркские; 3) самоедские;4) калмыцкий, маньчжурский и тангутский; 5) тунгусские; 6) кавказские. К классу финно-угорских языков Страленберг отнес финский, венгерский, мордовский, марийский, пермяцкий, удмуртский, хантыйский и мансийский, отметив, что предки народов, говорящих на этих языках и живущих частью в Европе, частью в Азии (в Сибири), в древности обитали в одном месте и составляли один народ.

Выводы М. Фогеля и Ф. Страленберга о родстве финно-угорских языков, их происхождении от «всеобщего начала», «одного начала» были поддержаны и развиты дальше в трудах русских ученых XVIII в. В. Н. Татищева, П. И. Рычкова, М. В. Ломоносова и др.

Очень интересный вывод о происхождении финно-угорских народов был сделан профессором Хельсингфорсского университета И.Р. Аспелиным по результатам экспедиций Финского археологического общества на Орхон. Ниже я привожу краткий обзор этих исследований.

По китайским источникам известен народ усуньцы (они же турки) — синеглазые (зеленоглазые) рыжебородые скотоводы Страны Турков, сходные по быту и крови с ханами (хунами,гуннами).

Турк и Угор означает «горец» в современном понимании.

Это арийские скотоводческие народы Афанасьевской культуры. При этом «турк» следует считать производным от ветви арийского народа Туран, упоминаемого в Авесте (академическая история считает Туранов менее культурными, нежели первородная ветвь РАСЫ, собственно монголов из Скитии).

Академики от истории также говорят о Державе турков 61-го (6) века от Китая до Византии.

После ухода ханов (гуннов) в Скитию в теплый период Лет 6023-6323 (515-815г.), в Лето 6060 (552г.) был создан Туркский каганат (государство).

В Лето 6253 (745 г.) был образован Угорский каганат.

Спустя 25 Лет с Севера на Орхон пришли и обосновались светловолосые синеглазые киргизы.

Киргизы это славяно-арийское военизированное сословие скотоводов, / причём оседлое, разводившее преимущественно коров и свиней/.То есть, подобно казакам –которые являлись военизированным сословием землепашцев, которые фактически были асами- они же ханы (гунны), они же скиты, они же русичи….

С приходом киргизов в Лето 6348 (840г.) турки (угоры) проживавшие в области Орхона по причине перенаселённости стали перемещаться:

* на Юг, к китайской стене (были полностью уничтожены в 71-72 (16-17) веках калмыками пришедшими из Китая);

* на юго-запад (были этнически уничтожены — частично в 71-72 (16-17) веках пришедшими калмыками из-за китайской стены создавших Джунгарию от Мьянмы до современной Калмыкии, и окончательно после оккупации китайцами в Лета 7225-7266 (1717-1758г.), сразу после потепления климата);

*не запад, на Кольский полуостров ушли те угры, кто сегодня сохранился в своём первородстве — эти угоры сегодня называют себя финнами.

Официальная история повествуют о диких ханах (гуннах), терзавших Венею (Европу.)

На самом же деле наоборот, переселенцы в Венею — Асы (с Асии, Азии) дали Европе современную культуру, основанную на «Одинизме» (Боге Одине).

Сделать вывод об этнических корнях можно и на примере самого многочисленного финно-угорского народа — венгров.

По преданиям, венгры — союз семи племен, из которых два были угорскими, а остальные тюрки и индоиранцы.

Не смотря на то, что венгерский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи, сами венгры считают себя мадьярами, а свою страну предпочитают называть Мадьяристаном. То есть, венгры считают, что по культуре они ближе к древними гунно -тюркскими племенами Центральной Азии. А поскольку и сарматы, и гунны, и мадьяры, и кипчаки – выходцы из Казахских степей, венгры полушутя называют себя самыми западными из казахов, а казахов – самыми восточными из венгров. Отсюда и тяга мадьяр ко всему кочевому, к тюркскому в частности, и к своей прародине – Казахстану. Регулярно общественная организация «Туран-Венгрия» устраивает в стане традиционный Курултай гунно-тюркских народов:


Современные языковеды обращают внимание на то, что в венгерском языке очень много древнетюркских заимствований. Об этом свидетельствуют фонетические и морфологические сходства этих языков. Языковеды считают, что тюркское влияние на венгерский язык восходит к глубокой древности, когда в начале нашей эры предки венгров жили в окрестностях среднего течения Волги и Камы.

В IV в. н. э. часть угорских племен двинулась к югу Восточной Европы, часть же более западных племен осталась и постепенно растворилась в тюркских племенах. В конце IХ в. н. э. угро-венгры вошли на территорию своей нынешней родины, занятых в основном славянами и остатками аварских племен, где им удалось прочно обосноваться.

Венгерский этнолог Андраш Биро, занимающийся исследованием башкиро-венгерских и тюрко-венгерских связей утверждает, что древние мадьяры и башкиры жили вместе на Южном Урале. Более тысячи лет назад мадьяры ушли на Запад, в Центральную Европу, но их по- прежнему объединяет древняя культура кочевников грамматика языков и даже национальная кухня.

Многие исследователи поражаются сходству северных алтайцев с финнами. Так, в записях путешественника Г.П. фон Гельмерсена, посетившего Алтай в 1834 году, мы читаем о поразившем его сходстве кумандинцев с финнами. Внешность и культура которых настолько близки, что автор заметок порой забывал, у какого озера находится- Телецкого или Ладыжского. В кумандинской одежде он увидел подобие мордовских и черемисских костюмов, а во внешности -сходство с чухонцами: безбородые скуластые лица с прямыми светлыми волосами и полуприкрытыми глазами.

Очень интересно, что приходит к тем же выводам и известный учёный-ономастик Никонов В. А., но уже на основании…космонимов. «Космонимы, пишет он, – названия космических объектов… Они могут многое рассказать о прежних передвижениях народов и их связях.

Как по-разному увидели различные народы один и тот же космический объект, показывают названия Млечного пути. Для одних он – Лыжный след, для других – Серебряная река… При таком многообразии названий (даже в пределах одного языка называют по-разному) случайное совпадение названий его у соседних народов невероятно.

А в Поволжье не у двух и не у трех, а у большинства народов-соседей названия Млечного пути семантически однородны.

Тюркские: татарское Киек каз юлы ‘диких гусей путь’, башкирское Каз юлы и чувашское Хуркайнак суле – с тем же этимологическим значением; финно-угорские; марийское Кайыккомбо корно – то же, эрзянское и мокшанское Каргонь ки ‘журавлиный путь’, у мокши также и Нармонь ки ‘птичий путь’.

Легко предположить, что соседи переняли космонимы друг у друга.

Чтобы определить, у кого из них оно исконно, нужно выяснить, как называется Млечный путь в родственных им языках. Тут ждет неожиданность. У финнов-суоми Linnunrata, у эстонцев Linnunree тоже значили «птичий путь»; оно сохранилось у коми и в диалектах мансийского языка; у венгров после их переселения на Дунай оно еще держалось несколько столетий.

В тюркских языках названия с тем же значением известны у казахов, киргизов, туркмен. Обнаружилось поразительное единство от финнов Балтики до киргизов Тянь-Шаня, которые нигде не соприкасались. Значит, далекие предки и тюркских, и финно-угорских народов либо произошли от одного источника, либо в тесном длительном контакте обитали рядом».

Точка же на вопросе происхождения финно-угорских народов ставиться сегодня учёными современной науки ДНК-генеалогии, выводы которых подтверждают исследования других учёных, приведённых выше.

Дело в том, что ДНК человека имеет метку древнего рода, под названием «снип», определяющую гаплогруппу, которая и является определением древнего рода.

Причем в отличие от национальности, записанной в паспорте, и которую всегда можно поменять, в отличие от языка, который со временем адаптируется к окружению, в отличие от этнографических факторов, подверженных довольно быстрым изменениям, гаплогруппа не ассимилируется. Она определяется «рисунком» мутаций в мужской Y-хромосоме ДНК, которая передается от отца к сыну сотнями и тысячами поколений.

В результате довольно простых и надежных тестов можно определить, к какому роду принадлежит любой человек. Так вот: Род у всех финно-угорских и славянских народов – один, а вот племена разные.

Финно-угры, пришедшие с Сибири на русский северо-запад 3500 – 2700 д.н.э.

(??здесь археологическая датировка даётся более ранняя, чем датировка генетиков)

К сожалению, точно установить возраст общего пра-этноса финно-угров и славянских племён учёные затрудняются. Предположительно, этот возраст должен быть порядка 10-12 тысяч лет или более. Он уводит нас далеко за границы письменной истории.

А вот более точно оказалось возможным определить, что славянский первопредок восточных славян, жил 5000±200 лет назад, а общий предок славянских угро-финских гаплотипов жил примерно 3700±200 лет назад (на тысячу лет позже). От него в дальнейшем пошли другие генеалогические линии (финны, эстонцы, венгры, коми, мари, мордва, удмурты, чуваши).

В чём же заключаются генетические отличия этих племён?

Сегодняшняя генетика может без особого труда определить историю потомков одной хромосомы — той, в которой когда-то произошла редкая точковая мутация. Так вот, у финнов — ближайших родственников некоторых этнических групп Урала — была обнаружена высокая частота Y-хромосом, содержащих замену тимидина (Т-аллель) на цитозин (Ц-аллель) в определенном месте хромосомы. Замена эта не встречается ни в других странах Западной Европы, ни в Северной Америке, ни в Австралии.

Зато хромосомы с Ц-аллелем находят в некоторых других азиатских этнических группах, например у бурят. Общая Y-хромосома, встречающаяся с заметной частотой у обоих народов, указывает на очевидное генетическое родство. Возможно ли это? Оказывается, существует масса подтверждений этому, которые мы находим в культурных и территориальных факторах. Например, между Финляндией и Бурятией можно обнаружить территории, заселенные различными народностями, родственными финнам и бурятам.

Наличие значительной доли Y-хромосом, несущих Ц-аллель показало и генетическое исследование уральских популяций, относящихся к финно-угорским этническим группам. Но, пожалуй, наиболее неожиданный факт состоял в том, что доля этой хромосомы оказалась необычно высока у якутов — около 80 процентов!

А это значит, что где-то в основании ветви финно-угорских народов были не только славяне, но и предки якутов и бурят, корни которых тянутся в Юго-Восточную Азию.

Учёные-генетики установили и путь движения славянских и финно-угорских племён к их общему месту оседлости — на среднерусскую равнину: славяне двигались с запада – с Дуная, с Балкан, с Карпат, а финно-угры, они же уральцы, они же алтайцы, двигались по своей дуге с северо-востока, а ранее – с юга Сибири.

Таким образом, сойдясь на северо-востоке, в районе будущих Новгорода-Иваново-Вологды, эти плимена образовали союз, ставший угро-славянским, а потом и русским (русский-определение, означающее принадлежность к одному роду русов, то есть светлых), в первой половине первого тысячелетия нашей эры, а возможно, и намного ранее.

По оценкам, в то время восточных славян было вчетверо больше, чем угро-финнов.

Так или иначе, особой вражды между ними не было, была мирная ассимиляция. Мирное существование.