Франц рубо панорама бородинской битвы. Панорама Бородинского сражения

В 1912 г. Россия готовилась торжественно отметить столетнюю годовщину Отечественной войны 1812 г. К юбилею выдающимся баталистом, академиком живописи Францем Алексеевичем Рубо по заказу императора Николая II была создана панорама «Бородинская битва». На грандиозном полотне (длина 115 м, высота 15 м) художник изобразил один из самых напряженных моментов 15-часового Бородинского сражения 12 часов 30 минут дня, после ранения князя Петра Багратиона. Сочетание кругового полотна с примыкающей к нему трехмерной экспозицией призвано создать у зрителя ощущение присутствия в самом центре событий. Ф. А. Рубо к тому времени являлся автором двух батальных панорам «Штурм аула Ахульго» (1890) и «Оборона Севастополя» (1905), с 1903 года возглавлял батальную мастерскую Петербургской Академии Художеств. Торжественное открытие панорамы «Бородинская битва» состоялось 29 августа 1912 г. в Москве в специально построенном деревянном павильоне на Чистопрудном бульваре, где она и размещалась до 1918 г., когда павильон был демонтирован, а полотно панорамы скатано в вал. В 1948 году было принято решение о восстановлении панорамы, которое проходило под руководством известных художников Э. Грабаря и П. Корина.


Музей-панорама «Бородинская битва» был открыт в 1962 г., к 150-летию Отечественной войны 1812 года, в построенном новом здании на Кутузовском проспекте напротив Поклонной горы. Расположенный в центре Москвы, на территории бывшей деревни Фили, музей-панорама «Бородинская битва» сегодня является центром историко-мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года. Комплекс начал складываться в конце XIX в., когда в 1883 г. офицеры Гренадерского корпуса в память о событиях 1812 года установили верстовой столб со Смоленской дороги на месте сгоревшей избы Военного совета в Филях. Сама «Кутузовская изба» была восстановлена силами Общества хоругвеносцев Храма Христа Спасителя в 1887 году. В 1912 г., в год столетнего юбилея войны, рядом с избой была возведена часовня Архистратига Михаила в память генерал-фельдмаршала М. И. Голенищева-Кутузова. В 1958 г. перед Кутузовской избой был установлен бронзовый бюст М. И. Кутузова работы скульптора Н. В. Томского. В 1968 г. на Кутузовском проспекте, между Поклонной горой и музеем-панорамой установлена Триумфальная арка (автор О. И. Бове), изначально сооруженная на площади Тверской Заставы в 1829–1834 гг. Увенчал единый историко-мемориальный комплекс памятник Героям Отечественной войны 1812 года работы скульптора Н. В.Томского, установленный перед зданием музея в 1973 г.




Создание Бородинской панорамы выдающийся творческий подвиг Рубо. Патриотическая возвышенность темы и совершенство исполнения делают панораму выдающимся художественным произведением, шедевром мирового батального искусства. П. Д. Корин Фрагменты Бородинской панорамы и комментарии к ним из книги «Бессмертен тот, Отечество кто спас…: Михаил Илларионович Кутузов» (М.: Мысль, С. 158 – 171)


Перед нами полуразрушенная деревня Семеновское, у которой в момент изображаемых событий развернулись самые ожесточенные бои. От артиллерийского обстрела вспыхнули пожары. В центре композиции этого фрагмента панорамы Д. С. Дохтуров, только что прибывший на левый фланг русской позиции в деревне Семеновское на смену тяжелораненому П. И. Багратиону. Дохтуров стоит на переднем плане картины у барабана рядом с горящей избой. Взгляд его устремлен вперед, не противоположный берег Семеновского ручья, откуда приближается неприятельская пехота. Рядом с Дохтуровым его адъютант и офицер Ахтырского гусарского полка. Офицеры атакующих Московского и Харьковского гренадерских полков приветствуют командующего. За горящими избами расположились войска, которые более шести часов сражались на Семеновских флешах. Впереди этой группы на белом коне генерал П. П. Коновницын. После ранения Багратиона он остался на левом фланге старшим в чине. Со свойственным ему хладнокровием Коновницын успел собрать войска, отвести пушки и задержать неприятеля. Сейчас войска под его командованием готовятся снова вступить в бой. Далее за ними заняли позиции спешенные драгуны Харьковского и Черниговского полков и артиллерийский резерв.


По приказу Д. С. Дохтурова через полуразрушенную горящую деревню Семеновское в атаку спешат гренадеры Московского и Астраханского полков. Успешным действиям пехоты на этом участке во многом содействовала легкая артиллерийская рота полковника Козена, которая расположилась вдоль Семеновского ручья. Справа, на втором плане, видна французская кавалерия кирасиры (тяжелые всадники) генерала Нансути. Кирасиры имели задание обойти Семеновское справа и выйти в тыл его защитникам. Но на их пути встали в боевом каре лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки. Тесно прижавшись друг к другу и выставив вперед штыки, гвардейцы простояли на поле 6 часов. Потеряв почти половину своего состава, они отбили все три неприятельские атаки.


Линия фронта в момент изображаемых событий проходит по Семеновскому оврагу, часть которого хорошо видна на переднем плане картины. Через овраг идут в контратаку русские воины сводной гренадерской дивизии. По дощатому мосту и вброд они переходят Семеновский ручей и там вступают в рукопашную схватку с неприятелем. На втором плане изображены атакующие части французского кавалерийского корпуса генерала Нансути, которых впереди ждут построенные в каре лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки (см. предыдущий кадр). «Полки лейб-гвардии Измайловский и Литовский в сем сражении покрыли себя славою в виду всей армии. Быв атакованы три раза неприятельскими кирасирами и конными гренадерами, стояли твердо и, отразив их стремление, множество из оных истребили». М. И. Кутузов «Неприятель, усиля свои фронты новыми подкреплениями, сделал на полки 3-й дивизии, близ их стоявшие, сильную кавалерийскую атаку, которая при всей стремительности своей осталась вовсе не удачною. Удар выдержан был с отчаянным мужеством и стоил неприятелю страшной потери». П. П. Коновницын


Французская артиллерия, расположившаяся вдоль Семеновского оврага, поддерживает огнем атаку кирасир на боевые порядки Измайловского и Литовского полков. На переднем плане в атаку идет французская пехота под командованием генерала Фриана, их передовые отряды контратакуют переправляющиеся через ручей и овраг русские гренадеры. На втором плане, за пехотой Фриана, видны два русских укрепления Семеновские (Багратионовские) флеши. Здесь недавно гремели ожесточенные бои. Об этом свидетельствует множество павших воинов и лошадей. В момент изображаемых событий флеши заняты французскими войсками.


На фрагменте изображены французские позиции. На переднем плане французская артиллерия генерала Сорбье, расположившаяся вдоль Семеновского оврага, которая поддерживает огнем атаку кирасир генерала Нансути и пехотной дивизии генерала Фриана. Конная батарея только что подошла к самому краю Семеновского оврага, артиллеристы разворачиваются, на ходу отцепляют орудия от передков, подносят снаряды, заряжают пушки, некоторые уже ведут огонь по русским позициям. На заднем плане слева видна оставленная русскими войсками правая Семеновская флешь. Правее флеши на опушке леса стоят остатки корпусов маршалов Даву и Нея, отошедшие сюда после боя за Семеновские флеши. Эти корпуса понесли огромные потери. Не случайно Семеновские флеши называли «могилой французской пехоты».


На фрагменте изображены французские позиции. На переднем плане левый край разворачивающейся французской артиллерии генерала Сорбье. На заднем плане, правее корпусов маршалов Даву и Нея, видна Старая гвардия Наполеона. Она стоит слева от Шевардинского редута (изображен на следующем фрагменте панорамы). Вместе с Молодой гвардией (которая располагалась справа от редута), Старая гвардия являлась последним, личным резервом французского императора. На многочисленные просьбы маршалов и генералов ввести их в бой Наполеон отвечал, что не может жертвовать последним резервом в восьмистах льё от Парижа.


На втором плане фрагмента у леса видна возвышенность. Это Шевардинский редут. 24 августа здесь героически сражались войска, возглавляемые генералом А. И. Горчаковым. В день Бородинского сражения в районе редута располагался командный пункт Наполеона. Он изображен вдали слева на белом коне. За императором его свита. Справа от редута вдали Молодая гвардия. Со всех сторон к Наполеону и от него мчатся гонцы с сообщениями о ходе сражения и приказаниями войскам. В этот момент Наполеону уже докладывают о появившихся в тылу его армии кавалеристах Уварова и казаках Платова. Через некоторое время он будет вынужден лично отправиться на левый фланг для выяснения обстановки. На переднем плане наступающая кавалерия Латур-Мобура (саксонские и вестфальские кирасиры). Она наносила удар справа по деревне Семеновское одновременно с наступающей слева конницей Нансути. За вводом в бой кавалерии на этом участке наблюдает неаполитанский король маршал Мюрат командующий резервной кавалерией в армии Наполеона. Он изображен у обочины дороги на светло-сером коне, в головном уборе с высоким плюмажем из страусовых перьев.


Стройными рядами идут в атаку кирасиры корпуса Латур-Мобура. Перед Семеновским оврагом строй конницы нарушается, сбивается наступательный порыв. Расположение русской армии создавало дополнительные трудности для атак неприятеля, особенно кавалерийских частей. На опушке леса итальянская гвардия. За рекой Колочь командующий 4-м корпусом наполеоновской армии вице-король Италии Е. Богарне со свитой. Его войска готовы по первому приказу двинуться в атаку на центральные русские укрепления батарею Раевского. «Наполеон, считая наш центр достаточно ослабленным, надеялся сокрушить его решительным ударом: огромные массы неприятельских войск, как грозные тучи, облагали нашу позицию… Но в этот момент предложенная атака неприятеля была приостановлена смятением в войсках вице-короля, оставленных у Бородина за Колочью… Причиною этой тревоги была атака генерала Уварова на левое крыло неприятельской армии». М. И. Богданович


Кирасиры корпуса Латур-Мобура выбираются на берег Семеновского оврага, чтобы вступить в бой с русскими кирасирами Бороздина 2-го. На втором плане на боевые порядки русской армии наступают уланы генерала Рожнецкого. Фрагмент представляет левую часть эпизода, известного как «Кавалерийский бой во ржи».


На нескошенном ржаном поле в жестокой схватке сошлись саксонские кирасиры и русские кирасиры полка Бороздина. На втором плане за кирасирами драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют улан генерала Рожнецкого. После нескольких часов упорного боя на этом участке неприятель был вынужден отступить. На заднем плане село Бородино. Сюда рано утром Наполеон обрушил один из первых своих ударов. В момент изображаемых событий село находится в руках французов. Все село сгорело, осталась лишь церковь Рождества Христова, силуэт которой виден на картине. Построенная в 1701 году, эта церковь сохранилась до наших дней и является единственным материальным свидетелем битвы. Правее села Бородина, в пороховом дыму батарея Раевского, центральное укрепление русской армии. Французы назвали его «редутом смерти». Склоны усеяны телами. К этому времени защитники отбили уже две неприятельские атаки. В изображенный момент батарею защищает 24-я пехотная дивизия генерала Лихачева. Неприятель готовится к третьей атаке на батарею, защитники к контратаке.


Воспользовавшись замешательством, вызванным атакой в тыл французам казаков М. И. Платова и кавалеристов Ф. П. Уварова, которое задержало третью атаку на батарею Раевского почти на два часа, Кутузов направил к Курганной высоте свежие войска. На заднем плане слева видно, как на помощь защитникам батареи спешат Волынский и Тобольский полки. Правее батареи Раевского группа военачальников русской армии: впереди командующий центром и правым флангом М. Б. Барклай-де- Толли, за ним командир 7-го пехотного корпуса Н. Н. Раевский, генерал- квартирмейстер К. Ф. Толь и исполняющий обязанности начальника штаба Л. Л. Бенигсен. На переднем плане спешат в атаку кирасиры бригады Н. М. Бороздина, справа в зеленом мундире и треуголке с белым плюмажем сам генерал-майор Н. М. Бороздин. На заднем плане справа деревня Горки, где находился командный пункт М. И. Кутузова. Все 15 часов битвы главнокомандующий находился на командном пункте, спокойно и уверенно руководя действиями своих войск.


На переднем плане фрагмента левый фланг атакующих кирасир бригады генерал-майора Н. М. Бороздина, за ними идут в атаку ахтырские гусары и астраханские кирасиры. На заднем плане располагаются резервы русской армии. Слева, рядом с деревней Горки, где находился командный пункт фельдмаршала Кутузова, выстраиваются в боевой порядок 2-й и 3-й кавалерийские корпуса генерал-майора Ф. К. Корфа. Справа стоят в резерве лейб- гвардии Преображенский и Семеновский полки. Резервы должны быть сберегаемы сколь можно долее, ибо тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден. М. И. Кутузов


На втором плане фрагмента, слева, близ опушки леса, видна деревня Князьково, около которой в день сражения находился один из главных перевязочных пунктов русской армии. Здесь героически трудились военные лекари, оказывая первую медицинскую помощь раненым. По проселочной дороге на перевязочный пункт направляются повозки с ранеными. На последней, запряженной тройкой лошадей, везут тяжелораненого П. И. Багратиона. Повозка проезжает мимо стоящих здесь в резерве конногвардейцев и кавалергардов. Они застыли в четком строю, отдавая честь любимому командиру.




Характеризуя момент сражения, изображенный на панораме, консультант Ф. А. Рубо генерал-лейтенант Б. А. Колюбакин писал: «В это время развернулись наиболее яркие и характерные события: время наибольшего участия наших войск, наибольшее участие конницы, участие почти всей нашей гвардии». Хотя на панораме показано всего несколько эпизодов, художнику удалось отразить весь драматизм сражения, героическую борьбу русских солдат. К 200-летию победы над Наполеоном на официальном сайте музея- панорамы «Бородинская битва» ведется работа над созданием виртуального музея, который будет доступен всем пользователям интернет. Адрес сайта Виртуальный музей




В сознании каждого человека есть опорные точки истории и культуры. Их надо знать, периодически следует к ним обращаться, а ещё лучше увидеть. Такой опорной точкой и является «Бородинская панорама», написанная великим русским художником Францом Алексе́евичем Рубо́ (Одесса, 1856-1928, Мюнхен).

Рубо создал три панорамы: «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго» и панорама «Оборона Севастополя», всего автор написал более двухсот монументальных полотен.

Ранние работы Рубо относятся к Русско-персидской войне. Затем он пишет серию полотен о кавказских войнах. Первой крупной работой стала «Оборона Севастополя», написанная в 1902-1905 годах.

К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Николая II Франц Рубо написал панораму «Бородинская битва», изображающую Бородинское сражение. Работа над полотном шла при участии И. Г. Мясоедова и консультанта Б. М. Колюбакина. Первоначально панорама была открыта в1912 году в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве. В 1918 году панорама была демонтирована и, после длительной реставрации, вновь открыта к 150-летию битвы в 1962 году.

Музей-панорама на Кутузовском

«Бородинская панорама» находится в специально построенном в 1962 году здании на Кутузовском проспекте.

Длина всего полотна составляет 115 метров, высота – 15 метров. В центре зала – площадка, с которой удобно осматривать картину, на Бородинском поле это место зовется “высотой Рубо”. Между площадкой и картиной создан предметный план глубиной 13 м. Художник изобразил события на поле боя примерно на 12.30 пополудни 26 августа (7 сентября) 1812 года. Осматривая панораму, стоит задержаться на нескольких точках и подробно рассмотреть происходящие события.

Первая точка называется «У Дохтурова». Это окраина деревни Семёновская. И наша точка зрения – как бы с крыши уцелевшего дома. То, что происходило в этот день точно описано в воспоминаниях Ф.Н. Глинка:

“Ужасна была картина на той части поля Бородинского, около деревни Семёновской, где сражение кипело, как в котле. Густой дым и пар кровавый наступающих и разбитых эскадронов бегущих… Деревня Семёновское пылает, дома оседают, горящие брёвна катятся».

На первом плане картины видны три офицера. Солдат подводит к ним трёх запасных лошадей. Главный среди них – генерал Дохтуров. Он изображён у барабана, на его мундире – золотые эполеты. Ему протягивают подзорную трубу. По приказу главнокомандующего он приехал сменить смертельно раненого Багратиона. Здесь – в Семеновском – его командный пункт.

На заднем плане в атаку идут гренадеры, их наступление поддерживает артиллерия, они контратакуют французскую кавалерию. На заднем плане на белом коне изображён генерал Коновницын. Именно он после ранения Багратиона принял на себя командование,собрал войска и организовал их отступление с флешей. Линия фронта в этот день проходила вдоль Семёновского оврага. Этот овраг, прекрасно виден на панораме правее деревни Семеновской.

Деревня Семеновская находится на левом фланге русской армии. Впереди, за пехотой, за Утицким лесом – Старая Смоленская дорога – прямой путь к Москве. На заднем плане видна пехота, которая построена в каре. Такое построение необходимо для противостояния коннице. Если пехота построена в квадраты, каре, которое на все 4 стороны ощетинивается штыками, то она неприступна для конницы. Пехота несёт потери главным образом от артиллерийского огня.

На предметном плане (его глубина 13 м) виден зарядный ящик. В таких ящиках хранились и перевозились ядра. Рядом с ящиком – нацеленное на противника полевое орудие. Также на переднем плане виден раненый солдат. Это пехотинец. Пехотинцы всегда имели при себе шинель – в этом их отличие от других родов войск. На левом берегу ручья изображен барабанщик. Барабанщики своей барабанной дробью передавали различные команды. На поле битвы было очень шумно –грохот орудий, крики атакующих,ржание коней. Расслышать какие-то команды было практически невозможно, поэтому офицер отдавал команды через барабанщика. Особым образом отбивая дробь, барабанщики передавали солдатам команды – двигаться вперёд, остановиться, построиться, отступать, атаковать и пр.

Сцена окутана клубами дыма от взорвавшихся гранат, которые при взрыве поражали людей и лошадей осколками.

Вторая точка. Здесь мы передвигаемся на французские позиции. На заднем плане видны Семёновские или Багратионовы флеши. Они были построены у кромки труднопроходимого, заболоченного Утицкого леса. Три стреловидных(от франц. fleche -стрела) укрепления были выполнены в виде насыпных валов, перед которыми были вырыты рвы. На одной из флешей поднят французский флаг. На флешах был тяжело ранен генерал Петр Багратион. Но распространился слух, что генерал убит. Войско впало в уныние; один из участников сражения охарактеризовал это так: «душа отлетела от левого фланга».

После взятия флешей основной удар французов был направлен на деревню Семёновская. Следующую точку можно назвать “артиллерия Сорбье”. На заднем плане видны уже знакомые нам Семеновские флеши. Французы их взяли. На левом фланге было сосредоточено меньше русских войск и блестящий тактик Наполеон угадал замысел Кутузова и сосредоточил главный удар на левом фланге. В этом месте один русский солдат сражается с тремя французами, у французов в этом месте был троекратный численный перевес.

Стоит обратить внимание на французскую артиллерию – мы видим пушки, которые стоят в одну линию. На первом плане, ближе к зрителю, пушку чистят. Затем, следующая пушка – ее расчет прицеливается. Третью пушку заряжают после выстрела. Затем видно разбитое, выведенное из строя орудие, рядом с ним рассыпаны снаряды. Но сюда же подходит гвардейская конная артиллерия французов.

Третья точка обзора называется «Командный пункт Наполеона». Здесь видно, как немецкие кирасиры, входившие в армию Наполеона, пошли в атаку, но им встретилось препятствие – ручей. Строй смешался, замешкался, видно, как осторожно, по одному, кавалеристы переправляются через водную преграду. Справа трубач призывает из восстановить строй, но времени для этого у них нет. Это саксонцы – их легко опознать по жёлтым мундирам.

На первом плане видны четверки конной артиллерии Наполеона. Мундиры артиллеристов напоминают русскую военную форму. На помощь саксонцам спешат вестфальские кавалеристы. Почти напротив точки обзора можно рассмотреть генерала Иоахима Мюрата верхом на белом коне.

Идёт восьмой час битвы. У Шевардинского редута, на берегу речки Каменки стоит сам Наполеон. Речка очень маленькая, её даже не видно и её русло похоже на овраг. Наполеон изображён верхом на белом коне. Он окружён четырьмя телохранителями, которые стоят по углам четырёхугольника. Расстояние, с которого мы видим Наполеона – примерно 2 км от деревни Семёновская.

Позади императора – его резервы – Старая и Молодая гвардия, численностью примерно 20 тысяч солдат. Несмотря на то, что генералы просили Наполеона дать им подкрепление, он отвечал, что не может рисковать своим последним резервом, находясь в трех тысячах километров от Парижа.

Четвёртая точка осмотра – «Бой во ржи». На заднем плане этой точки в дыму видна белая церковь Рождества Богородицы 1701 года, которая была свидетелем событий двух отечественных войн (1812 и 1941-45 гг.), была сильно повреждена, затем восстановлена и стоит на поле и поныне.

В гуще саксонских кирасир виден всадник без шлема, с окровавленным лицом. Это русский кавалерист, опередивший своих товарищей и вломившийся во вражеский строй. Это единственный персонаж на полотне, обращенный лицом к зрителю. Говорят, что у него есть реальный прототип – это Игнатий Рыбас, вахмистр лейб-гвардии полка его величества, который действительно вырвался вперёд в этой атаке, был окружен неприятелем, но товарищи успели его выручить. Они вынесли его всего израненного. Игнатий Рыбас получил за этот подвиг знак ордена Святого Георгия.

События происходят на нескошенном ржаном поле. Это бой русских кирасир с тяжелой саксонской кавалерией. Русские кавалеристы изображены в черных кирасах, это архангельская кавалерийская бригада. В состав бригады входил и гвардейский гусарский Ахтырский полк. Его командиром был Денис Давыдов. Но в этот момент он уже создал летучий отряд для действий во вражеском тылу и в Бородинской битве не участвовал.

С этой точки видна фигура Михаила Богдановича (Михаэля Андреаса) Барклая де Толли – остзейского дворянина, чьи корни уходят в средневековую Шотландию, командующего 1-й русской армией в 1812 году, военачальника, на которого легло тяжкое бремя отступления, которого считали трусом и предателем интересов России. Отступление от Немана до Смоленска было вызвано стратегической необходимостью. “Великая армия” Наполеона обладала огромным численным превосходством. Пограничное сражение с нею привело бы к гибели русской армии. Барклай де Толли понимал это и, сохраняя войска, уходил из под ударов Наполеона вглубь страны. Это вызвало неодобрение в и высшем свете, где распространялись слухи о том, что немцу Барклаю безразлична судьба России, и среди простых солдат и ратников, обзывавших (заглазно) своего командира “Болтай-да-и-Только”. Не случайно на Бородинском поле Барклай де Толли был в первых рядах сражающихся, казалось, он искал смерти. На полотне он изображен во главе группы высших офицеров сразу же за атакующими кирасирами. Вдалеке видны избы деревни Горки и перед ними еле различимая группа людей. Это Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов со своим штабом.

Кутузов командовал русской армией с середины августа 1812 г. по конец апреля 1813 года. После его смерти именно Барклай де Толли возглавил русскую армию. Под предводительством Барклая русские вступили в Париж.

На этом фрагменте панорамы хорошо виден многонациональный характер “Великой армии”. Недаром наши предки называли войну 1812 года “нашествием галлов, а с ними двунадесяти языков”. Саксонские кирасиры в желтых мундирах нам уже знакомы, на заднем плане их атаку поддерживает польская кавалерия Юзефа Понятовского. Ф.А.Рубо почему то изобразил их под перевернутым польским флагом. Также на заднем плане видна итальянская кавалерия под предводительством Евгения Богарне.

Справа вдали в клубах порохового дыма – Курганная высота. На ней располагалась батарея генерала Раевского. В этом месте наши войска находились в очень невыгодном положении и несли огромные потери.

Пятая точка – «Командный пункт Кутузова».Сам главнокомандующий еле различим – ведь он находится примерно в четырёх километрах от Семёновского.Штаб фельдмаршала Кутузова расположился в деревне Горки. Справа видны русские резервы. Это гвардейские кавалерийские части, включая знаменитые Преображенский, Измайловский и Семеновский полки. Кутузов раскрыл замысел Наполеона и приказывает перевести войска от села Бородино на левый фланг.

Справа на предметном плане видна берёзка. Она настоящая. Вдалеке, на заднем плане – полевой госпиталь, видны белые палатки. На повозке везут смертельно раненого генерала Багратиона. Наши войска выстроились и салютуют своему генералу. Мы прошли полный круг и вернулись на исходную точку- деревню Семёновская.

В битве участвовали около 135 тысяч французских солдат. Им противостояли 120 тысяч русских. Эти цифры относятся к регулярным войскам. Фактически в русской армии было около 150 тысяч солдат, включая ратников-ополченцев. С нашей стороны погибло 40-43 тысячи солдат, 27 генералов. С французской стороны – 38 тысяч солдат, 50 генералов, 1 маршал.

Вот как отозвался об итогах Бородинского сражения М.И.Кутузов:” Сей день пребудет вечным памятником славы русского оружия, когда вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. В тот день на французов впервые была наложена рука сильнейшего духом противника”.

По словам Наполеона “из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвою было выказано наиболее мужества и достигнуты наименьшие результаты”.

В описании панорамы использованы материалы

Конюшевская Любовь Леонидовна

Всероссийский конкурс «Новая Россия начинается с 1812 года»

Исследовательская работа на тему:

Выполнила: ученица 10 “А” класса

МБОУ Заполярного района

«СОШ п. Искателей»

Конюшевская Любовь Леонидовна

Научный руководитель:

Почепинец Ольга Александровна

учитель изобразительного искусства,

черчения и МХК

Скачать:

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Новая Россия начинается с 1812 года»

Исследовательская работа на тему:

“Бородинская битва” в творчестве Ф. А. Рубо

(музей – панорама «Бородинская битва»)

Выполнила: ученица 10 “А” класса

МБОУ Заполярного района

«СОШ п. Искателей»

Конюшевская Любовь Леонидовна

Научный руководитель:

учитель изобразительного искусства,

Черчения и МХК

Пос. Искателей

2012

Введение …………………………………………………………...............................2

Глава 1. Музей – панорама «Бородинская битва» ….…………………………..........3

  1. История создания музея………………………………………………………………………………….3

Глава 2. Гордость музея – панорама «Бородинская битва»……..………………..…3

2.1. Создание панорамы………………………………………………………………..3

2.2. Фрагменты панорамы……………………………………………………………...4

Заключение……….…………....….................................................................................6

Приложения……………………………………………………………………………..7

ВВЕДЕНИЕ.

Цель: Донести до нынешнего поколения, какой глубокий след в общественной жизни оставила Отечественная война 1812 года.

Задачи:

Актуальность : 1) Растущий интерес молодежи к боевым сражениям;

2) Столетие музея – панорамы «Бородинская битва»;

3) 200-летие Бородинского сражения.

Почему я выбрала эту тему: Я выбрала эту тему, так как меня вдохновил поход в музей – панорама «Бородинская битва». Благодаря этой экскурсии во мне возникло желание узнать как можно больше о музее.

Глава 1. Музей – панорама «Бородинская битва». (Приложение 1)

  1. История создания музея

18 октября 1962 года, в дни празднования 150-летия Отечественной войны 1812 года, в Москве на Кутузовском проспекте был открыт музей-панорама "Бородинская битва", посвященный крупнейшему сражению этой войны. Здание музея построено на историческом месте. Здесь находилась деревня Фили, где 13 сентября 1812 года в избе крестьянина А. Фролова на состоявшемся Военном совете под председательством Михаила Илларионовича Кутузова решалась судьба Москвы, судьба России. Эту избу народ любовно назвал "Кутузовской". Комплектование фондов Музея-панорамы «Бородинская битва» началось сразу после его организации в 1962 году. Прежде всего, необходимо было выявить и собрать материалы. К настоящему времени, благодаря многолетней кропотливой работе по выявлению и приобретению памятников эпохи 1812 года нескольких поколений сотрудников Музея, благодаря активной помощи коллекционеров, а также потомков участников Отечественной войны 1812 года, фондовое собрание Музея-панорамы насчитывает около сорока тысяч единиц хранения. Основной темой комплектования Музея была и остается: «Отечественная война 1812 года».

Глава 2. Гордость музея – панорама.

2.1. Создание панорамы.

Бородинское сражение было "битвой гигантов", кровавой, упорной, страшной. Оно произошло 7 сентября 1812 года в 124 километрах к западу от Москвы у села Бородино. Со стороны русских в ней участвовало 120 тысяч человек, с французской - 135 тысяч человек. Именно в этом сражении впервые был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии. Панорама "Бородинская битва" воскрешает это историческое сражение,ее автор - выдающийся художник-баталист, академик Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг.)(Приложение 2). Он вошел в историю русского искусства как создатель первых отечественных панорам. Панорама - особый вид изобразительного искусства. В ней живописное полотно сочетается с предметным планом-макетом местности и реальными предметами. Вершиной творчества художника явилось создание панорамы "Бородинская битва". Ф. А. Рубо с помощниками работал над ней два года (1910-1912 гг.). Панорама была написана к 100-летию Бородинской битвы. С 1912 года по 1918 год она демонстрировалась в Москве. С 1918 году живописное полотно было снято и в течение многих лет нигде не экспонировалось. Из-за длительного, далеко не идеального хранения живописное полотно сильно пострадало. Огромную работу по его восстановлению проделали советские художники-реставраторы. Они воссоздали утраченные части живописи, заново создали передний предметный план. Живописное полотно панорамы "Бородинская битва" имеет в длину по окружности 115 метров, в высоту - 15 метров. На нем воспроизведен один из напряженных кульминационных моментов сражения, когда Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семеновской. Франц Александрович Рубо запечатлел непоколебимую стойкость, героизм, упорство, отвагу и мужество русской армии в это битве.

2.2. Фрагменты панорамы.

I. .(Приложение3).Бой за деревню Семеновская. У барабана - генерал Дохтуров. Он только что вступил в командование левым флангом русской армии, заменив тяжелораненого П. Багратиона.

II. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А.Рубо. (Приложение4).Через полуразрушенную деревню Семеновскую проходят Московский и Астраханский гренадерские полки. В глубине, справа вверху, Измайловский, Литовский и Финляндский гвардейские полки. У леса, по дороге, на рысях мчится дивизия русских кирасир.

III.

(Приложение5).Гренадеры сводно-гренадерской дивизии (в высоких киверах) и павловцы (в остроконечных шлемах) контратакуют французов. Атаку кирасир генерала Нансути отбивают русские гвардейские полки.Русская гвардейская артиллерия ведет огонь по неприятелю.

IV. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение6).Солдаты из сводно-гренадерской дивизии вброд переходят Семеновский ручей. Некоторые взбираются по крутым склонам оврага, а на противоположном берегу завязался жестокий бой между русскими солдатами и пехотинцами французской дивизии генерала Фриана.

V. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение7).У леса - захваченные французами знаменитые русские укрепления - Семеновские (Багратионовы) флеши, которые защищали войска Петра Ивановича Багратиона. Вдоль оврага - артиллерия генерала Сорбье поддерживает огнем наступление французской пехоты.

VI. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение8).На опушке леса - корпуса французских маршалов Нея и Даву, захват их дорого обошелся французам - 30 тысяч убитыми и ранеными. На огневую позицию выезжает французская конногвардейская батарея. Готовится мощный обстрел деревни Семеновской и батареи Раевского.

VII. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение9).Вдали, слева - Шевардинский редут - командный пункт Наполеона. На белом коне во главе свиты - Наполеон. На вороном коне - командир кавалерийского корпуса генерал Латур-Мобур. У дороги за вводом в бой конницы наблюдает маршал Мюрат (на белом коне).

VIII. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

(Приложение10).Стремительное движение бригады саксонских кирасир задерживает глубокий Семеновский овраг. На опушке леса - Итальянская гвардия. За рекой Колочей - командир корпуса Евгений Богарне со свитой.

IX. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение11).“Бой во ржи” - один из кульминационных фрагментов панорамы. Здесь грудь с грудью сшиблись французские и русские кирасиры. На втором плане - драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан. Вдали горит село Бородино, захваченное французами.

X. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение12).Стремительно мчатся в атаку кирасиры из бригады генерала Бороздина-второго.Густым пороховым дымом объята Курганная высота. Славные защитники батареи Раевского ведут огневой бой с противником. На помощь подходят полки 4-й пехотной дивизии.

XI. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо. (Приложение13).Грозно движутся в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зеленом мундире, командир бригады генерал Бороздин - второй. Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба Михаил Илларионович Кутузов. На втором плане - выдвигаются из резерва второй и третий кавалерийские корпуса.

XII. Фрагмент панорамы «Бородинская битва». Ф. А. Рубо. (Приложение 14).У берез – в резерве стоят Семеновский и Преображенский гвардейские полки. По дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными. В последней, запряженной тройкой лошадей, отправляют в тыл тяжелораненого генерала Багратиона.

Заключение.

Цель моей работы было определение для нынешнего поколения значение отечественной войны 1812 в истории нашей страны и народа. Для осуществления цели я постарались рассказать о важности создания великого по объему и значимости монумента памяти, о подвигах русских воинов в эти суровые военные годы. Музей панорама бородинская битва является единственным музеем, экспозиция которого полностью посвящена Отечественной войне 1812 года, а сама панорама блестящий образец военной исторической живописи начала 20 века.Для потомков музей является историческим подлинником, где вместе выступают добро и зло, мужество и слабость, свободолюбие, стойкость, великая любовь к родине и своему народу. Такие исторические памятники никогда не позволят остаться равнодушными к событиям военных лет, более того, напоминая нам о суровом прошлом, они предостерегают нас от ошибок.

Приложение.

Приложение 1.

Музей – панорама «Бородинская битва».

Приложение 2.

Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг.) художник – баталист, академик.

Приложение 3.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 4.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо

Приложение 5.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 6.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо

Приложение 7.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо

Приложение 8.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 9.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 10.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 11.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 12.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 13.

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Приложение 14

  1. Фрагмент панорамы “Бородинская битва”. Ф. А. Рубо.

Пояснительная записка (для педагога).

Почепинец Ольга Александровна

Должность

Учитель черчения, изобразительного искусства и МХК

Образовательное учреждение

МБОУ Заполярного района «СОШ п. Искателей»

Название материала

Исследовательская работа

Вид ресурса

Цели, задачи материала

Задачи:

1. Изучить литературу по теме

2. Изучить историю создания музея.

3. Рассказать о художественном великолепии панорамы Бородинского сражения.

Список литературы.

  1. «Военная история» Юлин Б.В.
  2. «Военная литература» Милитин
  3. «Путеводитель по местам боев Бородинского сражения 1812» Воениздат
  4. «Очерки Бородинского сражения » Ф.Н.Глинка
  5. «Подлинные документы о Бородинском сражении 1812» В.А. Афанасьев

Название материала

Исследовательская работа

Вид ресурса

Текстовый документ, презентация

Цели, задачи материала

Цель: Донести до нынешнего поколения, какой глубокий след в общественной жизни оставила Отечественная война 1812 года.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме

2. Изучить историю создания музея.

3. Рассказать о художественном великолепии панорамы Бородинского сражения.

Список литературы.

  1. «Военная история» Юлин Б.В.
  2. «Военная литература» Милитин

    Подписи к слайдам:

    “Бородинская битва ” в творчестве Ф. А. Рубо (музей –панорама «Бородинская битва») Выполнила: ученица 10 “А” класса МБОУ Заполярног района «СОШ п.Искателей Конюшевская Любовь Леонидовна Научный руководитель: Почепинец Ольга Александровна Преподаватель: изобразительного искусства, черчения и МХК Всероссийский конкурс «Новая Россия начинается с 1812 года»

    «… Ведь были ж сватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!... Вам не видать таких сражений!... Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел …»

    Цель: Донести до нынешнего поколения, какой глубокий след в общественной жизни оставила Отечественная война 1812 года. Задачи: 1) Изучить литературу по теме; 2) Изучить историю создания музея; 3) Рассказать о художественном великолепии панорамы Бородинского сражения.

    Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг). 1)

    1) 2) 4) 3) 8) 7) 6) 5) 12) 11) 10) 9)

    «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми»

    Спасибо за внимание!

: 55°44′19″ с. ш. 37°31′24″ в. д.  /  55.738740° с. ш. 37.523227° в. д.  / 55.738740; 37.523227 (G) (Я) К:Музеи, основанные в 1962 году

Музе́й-панора́ма «Бороди́нская би́тва» открыт в 1962 году на территории бывшей деревни Фили (ныне Кутузовский проспект).

Основу мемориального комплекса составляет изба совета в Филях , восстановленная после пожара в 1887 году , и сама панорама Бородинской битвы , завершенная Францем Алексеевичем Рубо в 1912 году .

История

Детали полотна панорамы «Бородинская битва»

Франц Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»

Кутузовская изба в Филях

Рядом с Кутузовской избой в 1912 году был выстроен храм-часовня Архистратига Божия Михаила работы архитектора Н. Д. Струкова .

Другие экспонаты музея

  • Поставленная в 1912 году музей-часовня архистратига Михаила , в память генерал-фельдмаршала М. И. Голенищева-Кутузова.
  • Памятник героям Отечественной войны 1812 года скульптора Н. В. Томского, установленный перед зданием музея в 1973 году .

    Savrasov izba.jpg

    Изба совета в Филях.jpg

    Единственные достоверные изображения избы совета в Филях

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Фрагмент панорамы

Напишите отзыв о статье "Бородинская панорама"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бородинская панорама

– Это не он самый. Это отец того, который написал прокламацию, – сказал адъютант. – Тот молодой, сидит в яме, и ему, кажется, плохо будет.
Один старичок, в звезде, и другой – чиновник немец, с крестом на шее, подошли к разговаривающим.
– Видите ли, – рассказывал адъютант, – это запутанная история. Явилась тогда, месяца два тому назад, эта прокламация. Графу донесли. Он приказал расследовать. Вот Гаврило Иваныч разыскивал, прокламация эта побывала ровно в шестидесяти трех руках. Приедет к одному: вы от кого имеете? – От того то. Он едет к тому: вы от кого? и т. д. добрались до Верещагина… недоученный купчик, знаете, купчик голубчик, – улыбаясь, сказал адъютант. – Спрашивают у него: ты от кого имеешь? И главное, что мы знаем, от кого он имеет. Ему больше не от кого иметь, как от почт директора. Но уж, видно, там между ними стачка была. Говорит: ни от кого, я сам сочинил. И грозили и просили, стал на том: сам сочинил. Так и доложили графу. Граф велел призвать его. «От кого у тебя прокламация?» – «Сам сочинил». Ну, вы знаете графа! – с гордой и веселой улыбкой сказал адъютант. – Он ужасно вспылил, да и подумайте: этакая наглость, ложь и упорство!..
– А! Графу нужно было, чтобы он указал на Ключарева, понимаю! – сказал Пьер.
– Совсем не нужно», – испуганно сказал адъютант. – За Ключаревым и без этого были грешки, за что он и сослан. Но дело в том, что граф очень был возмущен. «Как же ты мог сочинить? – говорит граф. Взял со стола эту „Гамбургскую газету“. – Вот она. Ты не сочинил, а перевел, и перевел то скверно, потому что ты и по французски, дурак, не знаешь». Что же вы думаете? «Нет, говорит, я никаких газет не читал, я сочинил». – «А коли так, то ты изменник, и я тебя предам суду, и тебя повесят. Говори, от кого получил?» – «Я никаких газет не видал, а сочинил». Так и осталось. Граф и отца призывал: стоит на своем. И отдали под суд, и приговорили, кажется, к каторжной работе. Теперь отец пришел просить за него. Но дрянной мальчишка! Знаете, эдакой купеческий сынишка, франтик, соблазнитель, слушал где то лекции и уж думает, что ему черт не брат. Ведь это какой молодчик! У отца его трактир тут у Каменного моста, так в трактире, знаете, большой образ бога вседержителя и представлен в одной руке скипетр, в другой держава; так он взял этот образ домой на несколько дней и что же сделал! Нашел мерзавца живописца…

В середине этого нового рассказа Пьера позвали к главнокомандующему.
Пьер вошел в кабинет графа Растопчина. Растопчин, сморщившись, потирал лоб и глаза рукой, в то время как вошел Пьер. Невысокий человек говорил что то и, как только вошел Пьер, замолчал и вышел.
– А! здравствуйте, воин великий, – сказал Растопчин, как только вышел этот человек. – Слышали про ваши prouesses [достославные подвиги]! Но не в том дело. Mon cher, entre nous, [Между нами, мой милый,] вы масон? – сказал граф Растопчин строгим тоном, как будто было что то дурное в этом, но что он намерен был простить. Пьер молчал. – Mon cher, je suis bien informe, [Мне, любезнейший, все хорошо известно,] но я знаю, что есть масоны и масоны, и надеюсь, что вы не принадлежите к тем, которые под видом спасенья рода человеческого хотят погубить Россию.
– Да, я масон, – отвечал Пьер.
– Ну вот видите ли, мой милый. Вам, я думаю, не безызвестно, что господа Сперанский и Магницкий отправлены куда следует; то же сделано с господином Ключаревым, то же и с другими, которые под видом сооружения храма Соломона старались разрушить храм своего отечества. Вы можете понимать, что на это есть причины и что я не мог бы сослать здешнего почт директора, ежели бы он не был вредный человек. Теперь мне известно, что вы послали ему свой. экипаж для подъема из города и даже что вы приняли от него бумаги для хранения. Я вас люблю и не желаю вам зла, и как вы в два раза моложе меня, то я, как отец, советую вам прекратить всякое сношение с такого рода людьми и самому уезжать отсюда как можно скорее.
– Но в чем же, граф, вина Ключарева? – спросил Пьер.
– Это мое дело знать и не ваше меня спрашивать, – вскрикнул Растопчин.
– Ежели его обвиняют в том, что он распространял прокламации Наполеона, то ведь это не доказано, – сказал Пьер (не глядя на Растопчина), – и Верещагина…
– Nous y voila, [Так и есть,] – вдруг нахмурившись, перебивая Пьера, еще громче прежнего вскрикнул Растопчин. – Верещагин изменник и предатель, который получит заслуженную казнь, – сказал Растопчин с тем жаром злобы, с которым говорят люди при воспоминании об оскорблении. – Но я не призвал вас для того, чтобы обсуждать мои дела, а для того, чтобы дать вам совет или приказание, ежели вы этого хотите. Прошу вас прекратить сношения с такими господами, как Ключарев, и ехать отсюда. А я дурь выбью, в ком бы она ни была. – И, вероятно, спохватившись, что он как будто кричал на Безухова, который еще ни в чем не был виноват, он прибавил, дружески взяв за руку Пьера: – Nous sommes a la veille d"un desastre publique, et je n"ai pas le temps de dire des gentillesses a tous ceux qui ont affaire a moi. Голова иногда кругом идет! Eh! bien, mon cher, qu"est ce que vous faites, vous personnellement? [Мы накануне общего бедствия, и мне некогда быть любезным со всеми, с кем у меня есть дело. Итак, любезнейший, что вы предпринимаете, вы лично?]
– Mais rien, [Да ничего,] – отвечал Пьер, все не поднимая глаз и не изменяя выражения задумчивого лица.
Граф нахмурился.
– Un conseil d"ami, mon cher. Decampez et au plutot, c"est tout ce que je vous dis. A bon entendeur salut! Прощайте, мой милый. Ах, да, – прокричал он ему из двери, – правда ли, что графиня попалась в лапки des saints peres de la Societe de Jesus? [Дружеский совет. Выбирайтесь скорее, вот что я вам скажу. Блажен, кто умеет слушаться!.. святых отцов Общества Иисусова?]

Адрес: Москва, Кутузовский проспект, д. 38
Дата основания 1962 год
Координаты: 55°44"19.9"N 37°31"23.6"E

Музей, посвященный историческим событиям войны 1812 года , пользуется особенной любовью москвичей и туристов и относится к самым известным музеям Москвы . В нем можно увидеть уникальное полотно, которое рассказывает об одном из самых кровопролитных сражений между русскими войсками и армией Наполеона, а также множество редких исторических экспонатов.

Памятник Кутузову Михаилу Илларионовичу на фоне музея-панорамы Бородинская битва

Автор панорамы

Франц Рубо появился на свет в 1856 году. Его отцом был французский предприниматель, который занимался коммерцией на территории Российской империи. Мальчик окончил одесскую рисовальную школу, а позже получил художественное образование в Российской академии.

Молодой художник был очень талантлив. Рубо нравилось рисовать военные сцены, и он нашел свое призвание в батальной живописи. Первой исторической работой художника стала картина «Живой мост», которая рассказывала о событиях русско-персидской войны. В возрасте 40 лет Рубо написал первую панораму «Штурм аула Ахульго» и после этого стал профессором Академии художеств сразу двух стран – России и Германии . К 1905 году художник закончил второе эпическое полотно, посвященное обороне Севастополя.

Вид на здание музея-панорамы Бородинская битва

Когда Россия готовилась к празднованию 100-летней годовщины войны 1812 года, баталист получил заказ на масштабную панораму исторического боя под Бородино. Сроки были сжатыми, и он писал картину не один, а с помощниками. Полотно создавалось с участием брата художника – Жоржа и нескольких профессиональных баталистов и пейзажистов из России и Германии.

Несмотря на огромный объем работы, российский императорский двор получил готовую панораму за два месяца до начала торжеств. Грандиозная картина, созданная под руководством Рубо, имела длину 115 м и высоту 15 м.

В течение жизни художник успел написать более двухсот живописных работ. В 1912 году он переехал на постоянное место жительства в Германию. Через два года началась Первая мировая война, и в Россию перестали приходить какие-нибудь сведения о судьба художника. Мастер-баталист умер мало кому известным в 1928 году, в возрасте 71 года.

Как создавался музей

Картина, рассказывающая об участниках грандиозной битвы под деревней Бородино, была создана в Мюнхене . Когда работа была закончена, в городе открыли благотворительную выставку, чтобы немецкая публика могла увидеть огромное полотно и побывать на выставке исторических предметов столетней давности. Через несколько дней выставку закрыли и картину по железной дороге отправили в Россию. В пути панораму сопровождали четверо помощников художника и трое рабочих.

Фрагмент панорамы Бородинской битвы

Для батального полотна на Чистых пудах в Москве построили просторный деревянный дом. Проект здания подготовил архитектор Павел Воронцов-Веньяминов, а ажурный купол павильона разработал инженер Израилович.

Московские власти торопились к открытию панорамы и строили здание очень быстро. Они планировали, что картина будет находиться в деревянном павильоне только в течение одного сезона. Через месяц после окончания строительства был закончен монтаж полотна и предметов для переднего плана. После этого по всему городу расклеили афиши, которые рекламировали открытие новой панорамы.

Фрагмент панорамы Бородинской битвы

В конце лета 1912 года в присутствии государя и видных московских дворян прошла пышная церемония открытия. А через два дня в павильон пустили первых зрителей. Грандиозное по своим масштабам полотно поражало воображение всех, кто приходил на него посмотреть. Впечатление от новой панорамы было настолько сильным, что о ней написала не только российская, но и зарубежная пресса. Газетчики разных стран горячо приветствовали картину Рубо и восхваляли патриотические чувства, которые она вызывала у публики.

Судьба панорамы

Через короткое время наскоро построенный павильон пришел в негодность. Купол здания пропускал воду, и полотно замочило дождями. Постоянная влажность стала разрушать холщовый зонт, который накрывал площадку, и частично повредила предметы на переднем плане. Картина портилась, и на ней появились грязные дождевые потеки.

Амуниция солдат французской и русской армии

В 1914 году, когда началась война с Германией, павильон закрыли. Это было сделано по нескольким причинам. Франц Рубо впал в немилость, поскольку к тому времени постоянно жил в Германии и имел немецкое гражданство. Кроме того, Франция стала союзницей России в войне против немцев. В этих условиях российские власти сочли неуместным публично выставлять полотно, где было изображено сражение между русскими и французами.

После революции здание и картину забрала московская электротехническая школа. Здесь проводили заседания литературного кружка и детские елки, а эпическое полотно о давно прошедшей войне никого не интересовало.

Русские солдаты на привале

Вскоре полностью обветшавший павильон снесли. Полотно длиной 115 м было свернуто на деревянный вал и убрано в запасники. К сожалению, многие годы огромную картину ни разу не разворачивали и хранили в малоприспособленных местах. Сначала она лежала под сценой в Нескучном саду, потом - в подвальном помещении храма, который находился на Миусской площади. Какое-то время картина пролежала в саду Аквариум и после этого оказалась на складе театрального реквизита в саду Эрмитаж.

Строительство нового музея

Когда завершилась война с фашистами, страна находилась на патриотическом подъеме. Власти города решили построить новое здание для батального полотна. Сначала для него выбрали место в Нескучном саду, на берегу реки-Москвы. Но потом строительство решили перенести в Фили. Ведь именно в Филях в начале осени 1812 года прошел знаменитый совет под руководством Кутузова.

Одна из экспозиций музея

Строительство музея заняло 11 лет и было закончено в 1982 году. Необычное здание возвели по проекту, который подготовили архитекторы Корабельников и Кучанов. Центр музея занял объемный корпус, облицованный стеклом, а по бокам появились два крыла с фасадами, отделанными железобетоном. На торцах музея выложили красивые мозаичные панно на военные темы, а на боковых стенах - имена героев, принимавших участие в сражениях 1812 года.

За долгие годы неаккуратного хранения большая часть исторической картины была полностью испорчена. Пока строилось музейное здание, живописная панорама проходила реставрацию в мастерской Иванова-Чуронова. Талантливые художники из студии Грекова занимались восстановлением полотна полтора года. Им пришло заново дописывать сцены боя, отдельные фигуры, фрагменты пейзажа и полностью реставрировать передний предметный план.

Пушка XIX века

Музей сегодня

Несмотря на то, что здание возводили только для панорамы, за годы работы в музее собрали более 40 тысяч экспонатов. Теперь здесь хранятся батальные картины, рисунки и эстампы, уникальные коллекции фарфора и нумизматики, и материалы о жизни и творчестве Рубо. В музейных залах выставлены мемуары участников войны, старинные книги, подлинное оружие и полевая форма солдат и офицеров обеих армий.

Центральное место занимает сама панорама. Кроме нее, в музейный комплекс включена Кутузовская изба. К сожалению, оригинальная изба сгорела на пожаре. Но в 60-е годы XIX века Алексей Саврасов подготовил этюд, и по нему построили копию утраченной избы.