Государства по политическому режиму бывают. Политические режимы

Статуса личности.

Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140-160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

В европейской политической науке наиболее широко распространено определение политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном, которое часто используется и в работах российских авторов:

Под политическим режимом, согласно Ж.-Л. Кермонну, понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период.

В американской политологии, в отличие от европейской, предпочтение отдается понятию политическая система , которое считается более значимым, чем политический режим. Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой». Критики такого подхода отмечают, что политический режим - более подвижное и динамичное явление, чем система власти, и на протяжении эволюции одной политической системы может смениться несколько политических режимов .

В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный режим , представляющий собой совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.

Современные подходы к определению понятия политического режима

В современной науке сложилось две основные традиции осмысления понятия политического режима, одна из которых связана с политико-правовым подходом, сложившимся в юридической традиции конституционного права, а другая - с социологическим подходом, получившим широкое распространение в политической науке.

Институциональный подход

Данный подход называют также политико-правовым и формально-юридическим. В его рамках основное внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам функционирования системы политической власти. При использовании институционального подхода понятие политического режима сближается или даже сливается с понятиями формы правления или государственного строя. Таким образом термин политический режим оказывается частью категориального аппарата конституционного права. В рамках институционального подхода складывается разница между терминами политический режим и государственный режим .

Институциональный подход традиционно был характерен для французского государствоведения. Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:

  • режим слияния властей - абсолютная монархия;
  • режим разделения властей - президентская республика;
  • режим сотрудничества властей - парламентская республика.

Постепенно эта типология стала рассматриваться как подсобная, классифицирующая не столько режимы, сколько типы правительственных структур .

К этой группе можно отнести также подход американского политолога Г. Лассуэла и его последователей, рассматривавших политический режим как способ легитимизации политической системы. По их мнению, режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе. Таким образом, режим связывается с конституционной формой, а неконституционным формам правления (диктатура) отказывается в праве считаться политическими режимами .

Социологический подход

В рамках данного подхода преимущественное внимание уделяется происхождению власти и социальным основаниям ее функционирования, осмыслению связей между обществом и государством, которые сложились в реальности и не обязательно соответствуют с теми, которые предписаны конституционными актами. При данном подходе режим рассматривается гораздо более широко - как баланс во взаимоотношениях государства и общества. Каждый режим имеет в своем основании систему социальных связей, поэтому режимы не могут быть изменены путем изменения закрепляющих их правовых актов, без трансформации тех социальных оснований, на которых он покоится. Этот подход часто приводит к отождествлению политического режима и политической системы.

Характерными представителями данного направления являются французские политологи М. Дюверже (рассматривал режим как: «структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой») и его последователь Ж.-Л. Кермонн, чье определение приведено выше.

Сходной точки зрения в определении политического режима придерживаются американские ученые Г. О"Доннел и Ф. Шмиттер :

Совокупность структур, явных или скрытых, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, которые считаются для этих структур подходящими или неподходящими, используемые ими ресурсы и стратегии в целях получения желаемого назначения.

В рамках социологического подхода существует значительное многообразие исследовательских стратегий и вариантов типологизации политических режимов, базовым среди которых сегодня считают выделение демократического, авторитарного и тоталитарного режимов.

Виды политических режимов

Демократический режим

Авторитарный режим

Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

Признаки тоталитаризма:

  • тотальный государственный контроль над обществом;
  • всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;
  • система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;
  • политизация (в плане пропаганды) всей жизни;
  • господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;
  • идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;
  • унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;
  • ставка на обновление общества на основе глобальных идей;
  • ставка на свою расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Анархия

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций , гражданских войн , оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

Другие

Также выделяются и другие политические режимы:

Типологии

Аристотеля

  • Правильные:
    1. Монархия.
    2. Аристократия
    3. Полития.
  • Неправильные:
    1. Тирания.
    2. Олигархия.
    3. Демократия.

Маркса

  1. Cоциалистический.
  2. Капиталистический.

Дюверже

  • явные и авторитарные;
  • демократические, автократические, монократические (диктаторскими);
  • директории (коллективное правление).

Курашвили

  1. Тиранический.
  2. Жестко-авторитарный.
  3. Авторитарно-демократический.
  4. Демократическо-авторитарный.
  5. Развернуто демократический.
  6. Анархо-демократический.

Голосова - Блонделя

  1. Традиционный (закрытый с монолитной элитой).
  2. Соревновательная олигархия (открытый, исключающий).
  3. Авторитарно-бюрократический (закрытый, с дифференцированной элитой, исключающий).
  4. Эгалитарно-авторитарный (закрытый, с монолитной элитой, включающий).
  5. Авторитарно-инэгалитарный (закрытый, с дифференцированной элитой, включающий).
  6. Либеральная демократия (открытый, включающий).

См. также

Примечания

1. Понятие политического режима

2. Тоталитарный политический режим

4. Демократический политический режим.

1. Политический режим – это совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы.

Политический режим определяется следующими факторами:

Роль, функции и место главы государства в системе политического руководства;

Способ и порядок формирования представительных органов власти (избирательная система);

Взаимоотношения законодательной и исполнительной власти;

Положение и условие деятельности партий, массовых общественных организаций, движений, общественных объединений граждан в политической системе;

Правовое положение лица, гарантии осуществления прав и свобод человека, степень участия народа в формировании политической власти, степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;

Порядок функционирования карательных и правоохранительных органов;

Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

Учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
- наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.
На состояние политического режима оказывают влияние: политическая стабильность общества, соотношение социальных сил и степень обостренности борьбы между ними, исторические, парламентские, социально-культурные традиции и другие факторы. Политический режим характеризует приспосабливание политической системы к объективным условиям социально-экономического и культурного развития общества. В свою очередь это является одним из критериев его эффективности.

В политологии существуют различные типологии политических режимов. Одной из наиболее распространенных является следующая:

Тоталитарный.

Есть подходы, согласно которым существуют режимы демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные). По следующей типологии выделяются демократический и авторитарный режимы, а тоталитарный трактуется как крайняя форма проявления авторитарного режима. Существуют и другие подходы. Однако мы остановимся на первой классификации.



2. Тоталитарный политический режим – политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над всеми сферами жизни общества в целом и жизнью каждого человека в отдельности, опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Тоталитаризм – это политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии. В тоталитарном государстве политические партии уничтожены или координированы в составе одной партии и конфликт между классами скрывается подчеркиванием органического единства в государстве. Термин «тоталитаризм» произошел от латинского слова totalitas (полнота, цельность) и впервые в широкий политический лексикон был введен для характеристики своего движения Бенито Муссолини (Италия) в 1925 г. Тоталитаризм – феномен XX века. Однако идеи о возможности полного, всеобщего управления обществом со стороны государства существовали еще в древности.

Изучение учеными-политологами тоталитарных режимов прошлого столетия позволило выделить их следующие характерные черты :

1. Наличие единой идеологии, которая охватывает все жизненно важные стороны человеческого бытия, которая стремится ответить на все потенциально возникающие у членов общества вопросы и которой предположительно придерживаются все, живущие в данном обществе.

2. Единственная массовая партия, как правило, возглавляемая одним человеком, лидером харизматического склада и вбирающая в себя относительно небольшую часть населения; партия, чье ядро предано идеологии и готово всемерно способствовать ее широкому распространению; партия, которая организована по иерархическому принципу и, как правило, либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо полностью слита с нею.

8. В тоталитарном обществе происходит сращивание правящей партии с государственным аппаратом, что ведет к монопольному контролю над экономической сферой.

3. Система полицейского контроля, поддерживающего партию, и одновременно осуществляющего надзор над ней самой в интересах ее вождей.

7. Полный контроль над всеми вооруженными силами.

5. Всеобъемлющий контроль над всеми средствами массовой коммуникации и информации – прессой, радио, кино и нетерпимость к инакомыслию в любых формах. Не поощряется индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении и даже в одежде. И наоборот, порождается стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, подозрительность, стремление доносить.

6. В сознательности людей усиленно формируется образ врага, с которым не может быть примирения. В обществе поддерживаются боевое настроение, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, чтобы никто не потерял бдительности. Все это служить оправданию командных методов управления и репрессий.

9. Полное отчуждение граждан от политических процессов, ущемление прав и свобод граждан.

10. Социально-психологическим фундаментом тоталитарного режима является конформизм. Социальный конформизм – некритическое принятие и следование господствующих мыслей и стандартов, стереотипов массовой сознательности и традиций. Условиями возникновения конформизма являются страх, пропаганда, фанатичная вера в высшую и единственную истину, императивы групповой стандартности.

Тоталитаризм имеет следующие исторические формы : коммунизм (СССР), фашизм (времен правлении Б. Муссолини в Италии), национал-социализм (Германия при Гитлере – Третий Рейх).

Начало коммунизма положила военно-коммунистическая система, которая сложилась в 1918 г. в России. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем его другие виды, выражает основные черты этого строя, так как направлен на полное уничтожение частной собственности, а, следовательно, и всякой автономии лица и представляет собой абсолютную власть государства.

Фашистский режим впервые был установлен в Италии в 1922 г. В нем тоталитарные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько радикальное строительство нового общества, сколько возрождение итальянской нации и величия Римской империи, установление порядка, твердой государственной власти.

Национал-социализм как политический и общественный строй был установлен в Германии в 1933 г. Ему свойственны почти все общие черты тоталитаризма. Национал-социализм имеет родственность с фашизмом, хотя очень много перенимает из советского прошлого: прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации партии и государства и даже обращение "товарищ". В то же время место класса занимает нация, место классовой ненависти - национальная и расовая. Главной целью провозглашалось мировое господство арийской расы, для достижения которого осуществлялась милитаризация (усиление военной мощи) и военная экспансия, геноцид стоящих на более низкой ступени развития народов (славян, цыган, евреев).

3. Авторитарный режим занимает промежуточное положение между тоталитарным и демократическим режимами. Диктаторский характер власти авторитаризма роднит его с тоталитаризмом (в этом случае авторитаризм является своеобразной альтернативой тоталитаризма), а с демократическим режимом его сближает наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, в частности, экономической и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Таким образом, авторитарный режим (авторитаризм) – режим, основанный на монополии на власть одного лица либо группы лиц, при сохранении некоторых свобод в неполитических сферах.

· отчуждение народных масс от власти в силу того, что один человек (монарх, тиран) или небольшая группа лиц (военная хунта) выступают носителями власти;

· стремление исключить политическую оппозицию (если таковая существует) из процесса артикуляции политических позиций и принятия решений. Монополизация власти и политики, следствием которой является недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других общественных организаций, но при условии их подконтрольности властям;

· неподконтрольность власти гражданам и ее неограниченность. Власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению;

· стремление поставить под свой контроль все потенциально оппозиционные общественные институты - семью, традиции, группы интересов, средства массовой информации и коммуникации;

· относительная закрытость правящей элиты, которая сочетается с наличием внутри нее разногласий и борющихся за власть группировок;

· невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы. Основные ориентиры деятельности власти связаны, прежде всего, с обеспечением собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики. При этом существует вероятность влияния на стратегию экономического развития, осуществление активной социальной политики;

Авторитарные политические режимы достаточно разнообразны. К ним можно причислить и известные в истории абсолютные монархии, и феодальные аристократии, и режимы бонапартистского типа, и военные диктатуры, и многие иные смешанные формы, с трудом поддающиеся определению. Но политические исследователи чаще выделяют следующие три группы разновидностей авторитарных политических режимов в зависимости от такого критерия как правящая группировка, ее основные характеристики и способы взаимодействия с обществом:

1. Однопартийные системы . Характеризуются либо наличием одной политической партии (остальные запрещены) либо доминирующим положением (деятельность остальных партий ограничена со стороны правящей власти). В большинстве случаев однопартийные системы либо устанавливаются в результате совершения революций, либо навязываются извне. Так было, например, со странами Восточной Европы, в которых однопартийные системы стали послевоенным результатом насаждения опыта СССР. Сюда же, помимо стран с коммунистическим режимом правления, могут быть отнесены Тайвань и Мексика.

2. Военные режимы . Чаще всего возникают в результате государственных переворотов против осуществляющих управление гражданских лиц (военные правления в Латинской Америке, Африке, Греции, Турции, Пакистане и др.).

3. Режимы личной власти . Их общей характеристикой является то, что главным источником авторитета выступает индивидуальный лидер и что власть и доступ к власти зависят от доступа к лидеру, близости к нему, зависимости от него. Португалия при Салазаре, Испания при Франко, Филиппины при Маркосе, Индия при Индире Ганди, Румыния при Чаушеску являются более или менее убедительными примерами режимов личной власти.

Необходимо отметить, что большинство политических систем современности характеризуется наличием черт авторитарного политического режима.

4. Демократический режим. В современной политологии понятие «демократия» является достаточно распространенным, однако его первоначальный смысл (demos – народ, kratos- власть) расширил свои границы. Первоначально термин демократия определялся как власть народа. Например, такое объяснение демократии давал Геродот, в трудах которого это понятие встречается впервые. При демократии Геродота власть принадлежит всем гражданам, которые обладают равными правами на управление государства, а не одному лицу или и не групп лиц. Именно эта черта демократии так не нравилась другим представителям античной политической мысли – Платону и Аристотелю, которые отнесли демократию к отрицательным (неправильным) формам государственного правления. Так, Аристотель под демократией понимал такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках. Для Аристотеля наилучшее государство - это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

В основе современного понимания идеальной модели демократии, лежат ценности свободы, равенства, прав человека, народного суверенитета, участия граждан в управлении и др. В широком смысле демократия трактуется как форма устройства любой организации, основанная на принципах равноправия ее членов, выборности органов управления и принятия решений большинством. Демократия – это управление государством в соответствии с народными предпочтениями. Демократия как особая организация политической власти определяет способность различных групп населения реализовывать свои специфические интересы. Таким образом, демократию можно определить как политический режим государства, при котором власть осуществляется через прямое народовластие, либо через представителей, избираемых народом или какой-то его частью.

Признаки демократического режима:

1. Наличие многопартийной системы.

2. Свобода деятельности общественных организаций и движений.

3. Всеобщее избирательное право и система свободных выборов.

4. Принцип разделения властей.

5. Развитая система парламентаризма.

6. Принцип взаимной ответственности граждан и государства.

7. Официальная идеология сосуществует гармонично с идеологическим плюрализмом.

8. Средства массовой информации свободны и независимы.

9. Права и свободы граждан гарантируются законом. Закон определяет механизм их реализации.

10. Выборность основных органов власти.

В зависимости от степени участия граждан в политической жизни выделяют следующие модели демократии:

· партиципаторная (participer – участвовать). В рамках этой концепции обосновывается необходимость участия широких слоев общества в выборах своих представителей, в принятии решений, а также непосредственно в политическом процессе и в контроле за реализацией решения;

· плебисцитарная . Ее отличает позиция о том, что представительные органы должны быть подконтрольными гражданам, а, следовательно, необходимо их свести к минимуму, а воля народа и государственная власть должны быть тождественны или идентичны. Народ должен сам непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений. В истории развития общества именно античная демократия носила плебисцитарный характер;

· представительная . Данная концепция основывается на принципе ответственности власти и государственного управления. Народ признается источником и контролером власти. Воля народа выражается на выборах, также она делегируется депутатам и другим представительным органам власти. Реальная представительная демократия обычно воплощается в парламентаризме. Суть ее состоит в том, что граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ;

· элитарная . В этой концепции получил свою реализацию принцип ограничения непосредственного участия масс в управлении. В данной модели носителями демократическими ценностями являются не рядовые граждане, а элита, которая способна более эффективно управлять обществом и защищать ценности демократии. Масса же должна иметь право периодически контролировать элиту с помощью выборов, влиять на ее состав.

Процесс перехода к демократии не является однонаправленным и линейным, именно поэтому принято выделять промежуточные этапы, который конкретизируют данный процесс. На первом этапе происходит трансформация политической системы и стабилизация экономической. Данный этап характеризуется установлением основных демократических институтов, освобождением СМИ, ликвидацией полицейского государства, возникновением новых политических сил, выступающих за демократические перемены. На втором этапе происходит трансформация в экономической сфере, в то время как политическая система начинает постепенно стабилизироваться по мере принятия новой конституции, закона о выборах, проведения демократических выборов. И на третьем этапе экономика начинает развиваться на основе самоподдерживающегося роста, без чрезмерного вмешательства со стороны государства.

Характерные черты демократии присущи политическим системам стран ЕС, США, Канады, Австралии и т.д.

Для человека постсоветского пространства выражение «политический режим» давно стало привычным и совершенно не вызывает удивления. Данное словосочетание в сознании современного человека имеет скорее негативную окраску, поскольку вызывает ассоциации с довольно тяжелым периодом в истории – периодом столкновений и борьбы за смену власти.

Тем не менее понятие политических режимов как таковых на самом деле негативной окраски не имеет. Говоря в общем виде, режим - это способ организации управления государством.

Суть понятия

Прежде чем перейти к рассмотрению определенных видов, определим более конкретно смысл понятия политического режима. По большому счету, он представляет собой совокупность методов и способов управления страной, регуляции процессов, проходящих в ней. Это система власти, воспроизводимая рядом органов и структур.

Власть и политический режим – практически неразделимые понятия, а для рядового обывателя зачастую и вовсе тождественные. Следует отметить, что сведение данных явлений воедино не совсем верно – они скорее входят одно в другое, образуя сложную систему отношений.

Виды режимов

На сегодняшний день на территории земного шара существуют 196 стран, если не брать во внимание различные непризнанные области и образования. Совершенно очевидно, что они формировались, развивались, существовали и существуют в различных условиях. В данном случае имеется в виду не столько географическое положение или климат, сколько социальная среда их существования. Именно в силу этого разнообразия единый государственный политический режим для всех попросту невозможен.

Специфика страны определяет разнообразие управления. Политические режимы и их виды во всем мире представляют сложную систему, в которой есть определенные особенности и закономерности.

Определим же основные виды организации управления государствами, существующие на сегодняшний день. В целом, можно выделить три вида политических режимов – авторитарный, демократический и, наконец, тоталитарный. Между собой они различаются главенствующим принципом распределения власти и управления.

Приведенная классификация является общей – на самом деле политические режимы и их виды более разнообразны, поскольку в разных странах они могут иметь определенные нюансы, не свойственные аналогам. Зависит это в основном от социальной, политической ситуации и исторического наследия той или иной страны.

Власть народа

Как уже говорилось ранее, понятие режима чаще вызывает негативные ассоциации, нежели позитивные, и на то есть свои причины. Тем не менее, эта система управления вызывает реакцию практически обратную.

Если рассмотреть все формы политических режимов, демократию можно назвать самой лояльной. Руководствующим принципом такого способа организации управления государством можно назвать вручение регулирующих полномочий самому народу.

В данном случае имеется в виду, что именно население страны, ее граждане являются главенствующим звеном структуры управления.

Этот принцип организации дошел до наших дней еще со времен древней Греции и получил особую популярность в ХХ веке. В той или иной форме демократия существовала практически везде, однако в некоторых странах в итоге вытеснялась тоталитаризмом и авторитаризмом, о которых будет сказано немного позже.

На сегодняшний день основные принципы, признаки демократического режима базируются на философии Нового времени, представленной работами Дж. Локка, И. Канта, Ш. де Монтескье и др.

Разное понимание демократии

Как и любое другое социальное явление, данный политический режим имеет несколько форм и разновидностей. Практически с самого начала существовали в нем, а в ХХ веке конкретизировались и оформились два равноправных направления. В данном случае имеются в виду такие формы политических режимов, как либеральная и радикальная демократия.

Несмотря на то что оба вида предусматривают вверение абсолютной власти непосредственно народу, между вариантами есть существенное отличие. Заключается оно в определении самого человека как представителя социума.

В основе разделения демократии на радикальную и либеральную лежит так называемая «проблема Гоббса». В первом случае человек как личность считается составной частью социума, а соответственно, должен следовать его нормам, правилам и идеям. Вследствие этого внутри самого народа должно создаваться некое почти органическое единство, которое и определяет политическую деятельность, управление государством.

Либеральная демократия же исходила из интересов личности как самостоятельной единицы системы. Частная жизнь каждого человека в данном случае выносится на первый план и ставится превыше общества как единства. Такой государственный политический режим рано или поздно приводил бы к конфликту интересов и противоборству различных организаций внутри самого народа.

Основные принципы

Определим теперь признаки демократического режима. Прежде всего, о данной системе управления говорит наличие всеобщего избирательного права, гарантирующее влияние народа на политическую, экономическую ситуацию в стране. При этом о демократическом режиме можно говорить только в случае согласия большинства с избранной схемой деятельности.

Также для полноценной демократии необходим контроль деятельности политиков специально созданными народными институтами, одним из которых можно назвать профсоюзы. Любые возникающие конфликты в данном случае должны решаться исключительно мирным путем и в соответствии с решением народа.

Следует отметить, что есть ряд факторов, без наличия которых демократический строй попросту невозможен. Прежде всего, в стране должен быть достаточно высокий уровень экономического развития.

Во-вторых, для того чтобы государство развивалось, народ должен быть достаточно развитым сам по себе. В данном случае имеется в виду не столько сторона образованности (хотя и она, бесспорно, тоже), сколько уровень толерантности и готовности рассмотреть ситуацию с разных точек зрения. Народ должен быть готов к признанию прав каждого человека, его свободы выбора. Только в этом случае общество в целом будет здоровым и способным к принятию решений.

Наконец, народ должен быть заинтересован, прежде всего, в процветании страны, улучшении ситуации в ней.

Тоталитаризм

Политические режимы и их виды – тема особенно интересная, если рассматривать ее в разрезе компаративистики. Именно так ярче всего просматривается разница между взглядами и системами. Так, если демократия является стремлением к абсолютной власти народа, о тоталитаризме такого сказать совершенно нельзя.

Само название данного режима говорит о его особенности, ведь его корень – totalis - означает «весь, целый». Уже из этого можно понять, что ни о какой свободе народного волеизъявления речи быть не может.

Тоталитарный политический режим предполагает полный контроль жизни не только всего народа, но и каждой отдельной личности. Это глобальное насаждение правил и норм поведения, требование поддержки определенных взглядов вне зависимости от личностных предпочтений. Любой плюрализм, будь он политическим или идеологическим, в данном случае попросту невозможен. Неугодные же правительству акты устраняются в данном случае методами насильственными и жестокими.

Тоталитарный политический режим проще всего определяется по наличию некоего главенствующего лица, которое практически обожествляется, причем далеко не всегда добровольно. Так, для фашистской Германии это был Адольф Гитлер, так существовал в свое время сталинский СССР.

Данный принцип правления базируется на основе полного игнорирования прав и свобод граждан и насаждении определенных идеалов, норм поведения, взглядов и действий.

Наше нелегкое прошлое

Как уже говорилось ранее, политический режим СССР 30-х годов полностью вписывался в концепцию тоталитаризма. Абсолютное господство власти над народом, нивелирование личности, существование запретов на определенные темы и даже их обсуждение.

О стремлении к тоталитарному режиму говорит и существовавшее на тот момент огромное количество карательных структур и организаций. В этот период наблюдалось абсолютное подавление любого инакомыслия (большая часть заключенных была отправлена на Колыму именно по 58-й статье).

В СМИ и литературе действовала очень жесткая цензура, основным критерием которой было соответствие идеалам действующей власти. Тоталитарный режим действовал на территории СССР в полном объеме до 50-х годов прошлого века, а рудименты его обнаруживались вплоть до 80-х.

Тоталитаризм и современные государства

Виды политических режимов почти никогда не могли существовать в чистом, абсолютном виде. В особенности это касается современности.

Тем не менее, не только мировое сообщество, но и ведущие политологи утверждают, что признаки того же тоталитаризма можно найти в достаточно большом количестве стран. К примеру, определенные его черты обнаруживаются в Китае и Корее, Иране и даже России. Большинство исследователей полагают, что на данном этапе развития человечества особенности тоталитарного режима попросту скрыты, не настолько жестоки и очевидны. Формирование единого мнения, к примеру, осуществляют СМИ, которые, в свою очередь, подвергаются жесткой цензуре.

Стоит отметить, что признаки тоталитарного государство есть и в США - стране, столь гордящейся своими демократическими устремлениями.

Авторитаризм

При данном политическом режиме рычаги власти также полностью сосредоточены в руках руководящих структур, и мнение самого народа никак не влияет на политическую ситуацию в стране.

Основные признаки

Как и любой другой режим, авторитаризм имеет целый ряд характерных признаков. В первую очередь это, конечно, отсутствие контроля над властью у народа страны. В данном случае во главе государства может стоять какой-то конкретный человек (монарх, тиран) или целая группа лиц (военная хунта).

Во-вторых, ориентация правления на силовое воздействие. В данном случае речь идет не столько о полномасштабных репрессиях, как это бывает при тоталитаризме, но для принуждения народа к повиновению могут быть задействованы довольно жесткие меры.

Политика и власть при авторитарном режиме полностью монополизирована и существование полноценной оппозиции невозможно. Несогласие с системой управления может быть в народе, однако в полномасштабное политическое сопротивление оно не превращается.

Наконец, эти виды политических режимов характеризуются невмешательством во все сферы, кроме непосредственно политики (внешней и внутренней), вопросов безопасности. Таким образом, культура, экономика и другие составляющие остаются вне влияния властных структур.

Классификация

Тем не менее, существует и другая классификация режимов, согласно которой авторитаризм делится на популистский и национал-патриотический. В первом случае политический строй государства полностью опирается на уравнительно-ориентированные массы.

Характерные примеры

К режимам такого типа в первую очередь относятся как абсолютные монархии, так и монархии дуалистического типа, характерным примером чего можно назвать Великобританию. Также в режиме авторитаризма государство существует при наличии военного правления и диктатуры. Не стоит забывать и о случаях персональной тирании и теократии, которые также относятся к режиму данного типа.

Большая разница

Подводя итог, можно говорить о том, что понятие политических режимов было актуальным с самой зари человечества, формирования определенного строя. Теперь же оно полностью осмыслено и изучено. Все политические режимы и их виды имеют свои минусы и плюсы, нюансы и подводные камни. Тем не менее, власть всегда остается властью, кем бы ни была она представлена.

В этой статье пойдет речь о том, каковы основные виды политических режимов. Большинство обычных людей не думают о различных особенностях формы правления, идеологии политического режима. Итак, начнем разбираться.

Понятие и виды политических режимов

Политический режим - это совокупность способов, приемов осуществления власти в государстве Этот термин отличается многообразием, ведь каждый политолог или другой ученый, а также обычный человек имеют собственный взгляд на понимание политической реальности.

Изучать основные виды политического режима очень важно и актуально в силу разных процессов в обществе. Например, Сталин и Гитлер позволяли, чтобы в стране была довольно милая и романтичная конституция с вполне демократическими положениями. Но разве она сопоставлялась с действительностью? Обращение с людьми было ужасное, их могли просто убить, сжечь в печи, посадить в тюрьму, отослать в концлагерь. Поэтому именно реальная деятельность, поступки характеризуют политический режим. Виды политических режимов разделяют на демократический и недемократический.

Недемократический имеет еще свои подвиды: авторитаризм и тоталитаризм. В связи с этим, открыв учебник на параграфе "Каковы основные виды политических режимов?", вы найдете следующую классификацию: демократия, и тоталитаризм.

В принципе, особенности демократии более-менее понятны, но как быть с разницей между двумя остальными терминами? Главное отличие заключается в сфере проникновения. влияет на все общественные области - от того, как нужно говорить, думать, одеваться, читать, и до того даже, как заниматься сексом. Авторитаризм проникает в политическую область социума, то есть вы сможете спокойно одеваться по своему желанию, ходить в любимые кафе, но если у вас возникнет желание справедливых выборов, критики действий власти, покричать о притеснении прав и свобод, то государство быстро заставит замолчать.

Ниже мы приведем сравнение по некоторым критериям, чтобы можно было сформировать знание о том, каковы основные виды политических режимов.

На ком базируется режим, его основа

В основе демократии лежит воля большинства населения. Иначе говоря, она является властью большинства. В таких государствах люди поддерживают демократические инициативы.

Тоталитаризм основывается на маргиналах, нищих и бедных слоях городских жителей и полукриминальных элементах. Возьмем, к примеру, Октябрьскую революцию, ведь исполнителями стали матросы и солдаты, поверившие большевистской идеологии, четким пропагандистским действиям.

Защитниками авторитарного режима становятся госслужащие, милиция, чиновники, армия, церковь. Посмотрите на сюжеты новостей: если в вашей стране значима роль силовиков, а госслужащие имеют большую власть, используя ее в своих целях - вы живете в авторитаризме.

Такую базу имеют основные виды политического режима.

А что с правами и свободами граждан?

Демократия как раз строится на том, что права и свободы граждан процветают и становятся священными. Если кто-то где-то нарушит права меньшинств, женщин или любых других сообществ - криков будет очень много и они будут громкие. Демократы считают, что свободная личность может принести много пользы государству, живя и развиваясь в полноценном социуме.

Тоталитарные страны очень любят заявлять, законодательно утверждать права и свободы, но это всего лишь бумага и пустые слова. Попробуйте, пошутите о власти. Исключение из школы, партии, увольнение с работы - это лучшее, что еще может с вами случиться. Худший сценарий для шутника - это расстрел и отправка его семьи в концлагерь.

Авторитарный режим имеет конституцию, в которой все очень красиво прописано, но законодательство работает только на государство и на чиновников, связанных с ним. Сбили вы человека на переходе - сядете, если это сделал депутат - найдется масса способов замять дело.

После такого анализа ваше представление о том, каковы основные виды политических режимов, должно расшириться, но продолжаем дальше.

Режим и партийная система

Демократические страны позволяют существовать многим партиям. Неважно сколько их, хоть тысячи. Конечно, все эти организации прийти к власти не могут, но зарегистрироваться - пожалуйста.

Тоталитарный режим предусматривает только одну партию, единственную и официально разрешенную. Она государственная. Создавать другие строго запрещено, а хотите попробовать, тогда готовьтесь стать каторжником в концлагере, ведь вождь вам такого не простит.

Экономические особенности в разных режимах

В демократии а собственность частная - это очень важно и нерушимо. Естественно, есть собственность и государственная, и смешанная, но рыночные отношения правят балом.

При тоталитарном режиме вся экономическая область подчинена государству, и никаких частных кафе, магазинов вы не найдете. Экономика отвечает интересам страны.

Особенности идеологии

Не предъявит вам уголовную ответственность за иные взгляды. Ничто и никто не должны запрещать вам выражать свое личное мнение. Если такое случится - обратитесь в суд и докажите свою правоту.

В тоталитаризме есть только одна - единая и правильная - идеология, с помощью которой можно все объяснить. Все инакомыслящие объявляются врагами народа.

Проявляет хитрость в этом плане. Другие идеологии как бы допускаются, но лишь одна одобряется и навязываются повсюду и везде.

После прочтения статьи у вас должно было сложиться неплохое представление о том, каковы виды политических режимов и их особенности.

Каждое государство последовательно и постепенно переходит от одного вида режима к другому.

Государственные (политические) режимы в зависимости от набора методов и средств государственного властвования подразделяются на демократические и антидемократические .

Демократический режим – это способ осуществления государственной власти, характерными чертами которого являются: формирование органов власти выборным путем; политический плюрализм, гарантированное существование политических прав и свобод граждан.

Понятие «демократия» означает, как известно народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться.

Признаки демократического режима:

· признание народа основным источником государственной власти;

· свобода предпринимательства и признание частной собственности;

· реальная гарантированность прав и свобод человека;

· осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

· децентрализация государственной власти;

· реальная возможность участия граждан в формировании органов государства и в контроле за их деятельностью;

· отсутствие общеобязательной официальной идеологии, многопартийность, свобода мнений, убеждений;

· наличие легальной оппозиции.

Разновидностями демократического режима являются:

1. Либерально-демократический режим .

Существует в тех странах, где сложились рыночные отношения. В качестве примера можно привести промышленно развитые страны Европы и США. Такой режим устанавливается сейчас в России. Либеральное государство не только провозглашает права и свободы, но и содействует пользованию ими. В либеральном государстве существует множество партий различной политической направленности, в том числе оппозиционные. Государственные органы формируются на основе свободных выборов, когда каждому человеку дается право выразить свое мнение относительно того или иного кандидата.

Государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Именно это уменьшает возможность злоупотребления властью.

2. Собственно-демократический режим .

Это более развитый и более свободный для людей режим. К нему вплотную подошли Скандинавские страны (Швеция, Финляндия, Норвегия). Главными отличительными признаками такого режима являются: решение многих государственных вопросов посредством учета мнения народа, выраженного на референдумах, в ходе опросов, с помощью народных инициатив; высокий уровень жизни, гуманизм и нравственность людей.

Антидемократические режимы .

Среди антидемократических режимов чаше всего называют тоталитарный и авторитарный.

1. Тоталитарный режим .

Термин «тоталитарный» в переводе с латинского означает «весь», «целый», «полный» был введен в политический оборот Б.Муссолини в 1925 г. для характеристики фашистского движения. Как политический режим тоталитаризм представляет собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.

Тоталитарный режим существовал в бывшем СССР, сейчас – на Кубе, в Северной Корее, Ираке. Суть тоталитарного режима проявляется в контроле власти над всеми сторонами жизни человека. Контролируются не только взгляды человека на общественное устройство, но даже его личная жизнь. И если убеждения человека не совпадают с установками власти, то к нему применяются меры принуждения. Вспомним, что, например, Александр Солженицын отбывал заключение в сталинских лагерях только за то, что он написал с фронта письмо другу, где усомнился в правильности политики Сталина.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Он объявляется самым мудрым и непогрешимым, справедливым, постоянно думающим о благе народа.

В тоталитарном государстве человек ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут быть провозглашены в конституции.

Разновидностью тоталитаризма считается фашизм. Характерной его особенностью является притеснение людей по национальному признаку.

Признаки тоталитарного режима :

· идеологизация всей общественной жизни на базе официальной для всей страны идеологии;

· нетерпимость к инакомыслию;

· монополия на информацию;

· подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против населения;

· слияние государственного и партийного аппарата;

· централизация власти (зачастую во главе с вождем);

· отрицание частной жизни и частной собственности, доминирующее положение государственной собственности.

Такой режим считается более «демократичным» по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг – правящая элита , которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Такой режим существовал в СССР в период правления Л. Брежнева, М. Горбачева.

При авторитарном режиме власть не так откровенно попирает права и свободы человека. Так, например, академика Андрея Сахарова власти не осмелились заточить в тюрьму за его взгляды, в частности за осуждение им войны в Афганистане. А. Сахаров был сослан в г.Горький, где проживал в обычной городской квартире, но под неусыпным контролем КГБ, без права выезда из города.

При авторитаризме может существовать парламент, однако он никакой роли в государстве не играет. Реально же общественная жизнь направляется партийным (религиозным) руководством. Решения центральной власти не учитывают мнение народа, а поэтому для их реализации необходимо применять принуждение. Вот почему в таком государстве сильна мощь карательных органов (милиции, органов безопасности) и армии.

· власть элиты не ограничена законом;

· народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;

· в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционных партий реально нет;

· наличие сфер, свободных от политического контроля, - экономика и частная жизнь. Контролю подлежит главным образом политическая сфера;

· приоритет интересов государства перед личными интересами.

Помимо вышеперечисленных видов антидемократических режимов выделяют и иные виды:

3. Деспотический режим .

Он существовал, к примеру, в Египте времени фараонов, в Вавилоне, в Ассирии, в России при Иване Грозном.

При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Некоторые управленческие дела деспот перепоручает другому лицу, которое пользуется у него особым доверием (например, визирю на Востоке). Воля деспота произвольна, и иной раз самовластье граничит с самодурством. Главное в деспотическом государстве – повиновение, исполнение воли правителя.

При деспотии жестоко подавляются любая самостоятельность, недовольство, возмущение и несогласие подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью (повешение на площади, забивание камнями, сожжение, четвертование, колесование и др.). Власть стремится к наглядности в применении наказания с тем, чтобы посеять страх и обеспечить повиновение.

Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных.

4. Тиранический режим .

Основан на единоличном правлении и характеризуется наличием наместника. Обычно тирания устанавливалась в процессе территориальных завоеваний (Римская империя, Османская империя и др.), сопровождавшихся не только физическим и моральным насилием над людьми, но и насилием над религией и обычаями народа. Так, в Османской империи в буквальном смысле вырезали часть населения, противившуюся насаждению ислама.

Власть тирана жестока. Стремясь подавить сопротивление и посеять страх среди населения, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет. Тираническая власть воспринимается народом, как гнет, а тиран - как угнетатель, мучитель.

5.Военный режим .

Это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.