Их место в композиции романа. Характеристика гостей Обломова

Цель: показать роль второстепенных персонажей произведения И.А. Гончарова «Обломов» в выявлении авторской позиции.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представление о гармоничной личности как ориентире для самовоспитания каждого человека;

Показать сложность и неоднозначность характера главного героя романа И.А. Гончарова через его сопоставление с образами остальных персонажей произведения;

Выявить своеобразие средств создания образов героев в художественном произведении.

Развивающие:

Развивать логическое мышление и умение отстаивать свою позицию;

Формировать личность, способную к творческой деятельности;

Развивать навыки работы в группе.

Воспитывающие:

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку и к русской классической литературе;

Содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

Содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Форма работы: фронтальная работа учителя с классом, групповая работа, индивидуальная работа, ролевая игра.

Образовательные технологии: театральная технология, технологиидеятельностного типа (технология развития критического мышления, технология проблемного диалога), игровая технология, технология личностно-ориентированного обучения.

Оборудование: проектор, презентации Power Point «В гости к Илье Обломову» «Физминутка для глаз», видеофрагменты из художественного фильма «Несколько дней из жизни Обломова», аудиозапись «Мысли Обломова», раздаточный материал, декорации к уроку, иллюстрирующие быт комнаты Ильи Ильича Обломова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 10

Урок № 3.

Дата:

Тема: Герои романа И.А. Гончарова «Обломов» в их отношении к Обломову.

Цель: показать роль второстепенных персонажей произведения И.А. Гончарова «Обломов» в выявлении авторской позиции.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представление о гармоничной личности как ориентире для самовоспитания каждого человека;

Показать сложность и неоднозначность характера главного героя романа И.А. Гончарова через его сопоставление с образами остальных персонажей произведения;

Выявить своеобразие средств создания образов героев в художественном произведении.

Развивающие:

Развивать логическое мышление и умение отстаивать свою позицию;

- формировать личность, способную к творческой деятельности;

Развивать навыки работы в группе.

Воспитывающие:

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку и к русской классической литературе;

- содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

Содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Форма работы: фронтальная работа учителя с классом, групповая работа, индивидуальная работа, ролевая игра.

Образовательные технологии: театральная технология, технологиидеятельностного типа (технология развития критического мышления, технология проблемного диалога), игровая технология, технология личностно-ориентированного обучения.

Оборудование: проектор, презентации Power Point «В гости к Илье Обломову» «Физминутка для глаз», видеофрагменты из художественного фильма «Несколько дней из жизни Обломова», аудиозапись «Мысли Обломова», раздаточный материал, декорации к уроку, иллюстрирующие быт комнаты Ильи Ильича Обломова.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Мотивационный настрой.

Добрый день, ребята. Сегодня мы продолжаем знакомство с романом Гончарова «Обломов», продолжаем анализировать текст и постигать тайны художественного мастерства автора.

Как известно, данный роман – классика мировой литературы. Роман Гончарова " Обломов " является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством многих проблем. Как вы думаете, важно ли читать классическую литературу? (Да)

Давайте сыграем в игру «Оратор». Возьмите на себя роль оратора и докажите, что читать классическую литературу необходимо.

(Ответы детей:

- Классика потому и стала классикой, что она несет в себе то, что даже после долгого времени сохраняет свою актуальность.

- Классические книги являются вечными, так как они помогают раскрыть многие моменты человеческой жизни, взаимоотношений, которые не зависят от времени.

- Чтение классической литературы воздействует на внутренний мир читателя. Даже если книге сто и более лет. Она единственная может поведать об интересных событиях, передать все оттенки переживаний героев, их мысли, точно описать поступки и их причины. Некоторые произведения могут играть большую роль в жизни общественности .

Еще одна причина, которая может стать значимым аргументом в пользу чтения классической литературы – это то, что данные произведения являются частью интеллектуального и культурного наследия человечества , потерять которые будет просто преступлением. Те радости, удачи, поражения, которые оставили в классике нам предки, не должны стать ненужными.)

Молодцы! С таким настроем мы смело можем успешно продолжить путешествие по страницам романа И.А. Гончарова «Обломов».

2 . Проверка домашнего задания.

На дом вам было задано заполнить анкету онезначительных, незаметных, казалось бы, персонажах романа, которые всё же могут повлиять на формирование представления оглавном герое. Надеюсь, что в ходе чтения романа эти персонажипомогли вам раскрыть образ Обломова в большей степени.

Ребята, скажите, фамилии каких героев вы занесли в эту анкету?

(Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев, Мухояров, тетка Ольги, Захар).

(См. Приложение 1).

3.Актуализация опыта. Целеполагание.

На предыдущем уроке мы с вами изучили центральный образ романа – Ильи Ильича Обломова. Давайте вкратце составим его портрет. (Записи в тетради).

Опираясь на заполненную таблицу, ответьте на вопрос: что общего у этих персонажей и что их различает друг от друга?

(Первые пять персонажей – «гости» Обломова, тетка Ольги и Мухояров – не имеют прямого отношения к Обломову, играют непосредственную роль. Захар –слуга, но имеет черты сходства с Обломовым.Объединят одно – они все второстепенные персонажи, но они все сконцентрированы вокруг главного героя, некоторые из них даже вносят свой вклад в создании образа главного героя).

Важно!! При использовании приема «совместный поиск» учитель учитывает мнение каждого высказывающегося учащегося.

Какие черты героев можно определить как контрастные? Зачем этот контраст автору?

(Все черты, которые противопоставлены главному герою.Чтобы противопоставить каждого Обломову, чтобы сложить представление об образе более четко и ярко).

Как вы полагаете, может ли один персонаж каким-то образом повлиять на представление читателя о главном герое? Как это проявляется?

Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок, если образа центрального персонажа мы уже коснулись? (Формулируют тему урока примерно «Второстепенные персонажи в романе «Обломов»).

Как вы понимаете значение слова «второстепенный»?

(Второстепенный, -ая, -ое. Не главный, не основной, менее существенный (вторая степень по значимости).

Какова цель нашего урока? (Оценить роль второстепенных персонажей в романе)

4. Изучение новых знаний.

Ребята, сегодняшний урок можно назвать необычным. Если бы мы придумывали имя для каждого урока, то сегодняшнее название было бы следующим: «В гости к Илье Обломову». Давайте представим, что мы с вами попали в художественный мир, созданный Гончаровым на страницах романа.

Фронтальный опрос. «Ориентир».

1) В какой мы эпохе? (19 век)

2) В каком мы городе? (Петербург)

3) К какому социальному кругу принадлежит герой? (Дворянство// барин, у которого есть имение, земля, крестьяне)

4) Где можно было встретить людей этого круга? (На службе, в театре, на балу или на приеме, в парке, на набережной Невы).

5) Куда мы отправимся? Где нам искать героя? (Гороховая улица, съемная квартира).

6) Почему герой сейчас дома? (Обломов всегда дома).

Так как наш герой никуда не выходит, придется нам самим идти к Обломову в гости.

Только сегодня у одной половины класса появится возможность окунуться в атмосферу обломовского быта и побыть свидетелем общения Обломова со своими гостями, а у другой половины класса появится замечательная возможность проявить себя с творческой стороны и самим показать небольшой отрывок из романа, побыть гостями Обломова. Итак, мы погружаемся в атмосферу вечного покоя и сна и заглядываем в дом Ильи Ильича Обломова. А заодно и познакомимся с самими его гостями.

Использование приема театрализации (Приложение 2).

После инсценировки:

Фаза вызова: Оценочные вопросы:

Какие ощущения вы испытывали, просматривая инсценировку текста?

Какие вопросы возникали во время сопоставления текста и живых героев?

Удалось ли актёрам передать образы персонажей, которых они представляли?

Смогли ли вы проследить сложность характера главного героя?

5. Физминутка.

6. Этап проверки понимания изученного.

Цель: установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, устранить обнаруженные пробелы .

Способ достижения: групповая форма работы(приём «Двойной дневник»), постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся (приём«Учебный мозговой штурм» ); фронтальная работа с классом (создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учёт дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала ), индивидуальная работа.

Результат : учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников.

  1. Групповая работа. Прием «двойной дневник». Распределение класса на две группы. Одну группу учитель просит заполнить столбец таблицы «что положительного принесли гости Обломову» (+), вторую – «что отрицательного» (-). Получилось следующее:
  1. Индивидуальная работа (письменная, тезисы):

Кто такой Захар? В чем особенности этого персонажа? Какова его роль?

(выполняется сильным учеником, пока остальные работают устно)

  1. Фронтальная работа.

а) Блиц-опрос:

Сколько пришло гостей к Обломову? (5).

Назовите их фамилии (Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев).

Куда звали Обломова некоторые гости? (В Екатерингоф, для развлечения, для празднования 1 мая).

Какую фразу неоднократно повторял Обломов при встрече с гостями? («Уйдите, вы с холода…»).

Какой вопрос Обломов пытался решить, прося помощи у своих визитёров? (Квартирный вопрос).

б) Учебный мозговой штурм.

Настолько ли легок образ Обломова, как кажется на первый взгляд? (Образ, как и роман, неоднозначен).

За счет чего складывается эта некая усложненность образа главного героя?(За счет проецирования образов второстепенных персонажей на главный образ.Мы можем проследить его действия, речь, поведение в целом).

Как вы думаете, каких качеств характера не хватает Обломову для идеального героя? (Уверенности в себе, щёгольства, озорства, оптимизма, активной жизненной позиции в целом).

Можно ли эти качества перенять у его знакомых, друзей? (Можно, ему не хватает всего этого).

А какие черты гостей Обломова перенимать бы не стоило? Почему? (Чинопочитание, притворство, фарс, бесхребетность, наглость, хамство).

Почему гостям не удается поднять Обломова с дивана? (Он выше их интересов. Он – философ.

М. Пришвин: «Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя»).

Какого литературного героя русской литературы первой трети 19 века напоминают те качества Обломова, которые проявились в первых эпизодах? (Манилова – мечтатель из романа «Мертвые души» Н.В. Гоголя).

Типологической чертой каких героев является нереализованность в деле, обществе? (Тип «лишнего человека»).

Чем освещение проблемы «лишнего человека» в этом романе отличается от ее рассмотрения в предшествующей литературе? (В произведениях А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова тип «лишнего человека» - личность незаурядная, титаническая. И.А. Гончаров показал, как действительность губит не титана, а заурядного сына века, просто хорошего человека. Гончаров довел логику развития «лишнего человека» до ее логического завершения (нереализованность, полная бездеятельность. Конфликт «человек-среда» перемещен внутрь самого героя: мешает осуществиться личности «помещика» в самом герое, в душе героя).

Какую роль в романе играет, казалось бы, малоприметный персонаж Иван Матвеевич Мухояров? (Он - пружина в событиях, связанных с Обломовым, решает судьбу имения Обломова, персонаж малоприятный).

А тетка Ольги, Марья Михайловна? (Ничего особенного из себя не представляет. С другой стороны, на протя жении романа Ольги с Обломовым Марья Михайловна остается верна себе, ничем не выдавая собственного отношения к их частым встречам. Обычно во время визитов Ильи Ильича "тетка... глядит на него своими томными большими глазами и задумчиво нюхает свой спирт, как будто у нее от него болит голова". Именно в поведении Марьи Михайловны, у которой он так и не попросил официально руки Ольги, Обломов находит немую поддержку мысли о бесполезности этого решительного шага).

Проверка ответа на поставленные вопросы о Захаре. Определение его места в тексте.

(Исходяизобломовскойиронии и жизневосприятия, а такжеопираясьнаключевыемоменты, увиденныенами в тексте, мы с полнойуверенностьюможемсказать, чтоЗахар «ещебольшийОбломов, чемсамИльяИльич». Наиболееяркоэтовыражено в следующемэпизодетекста: «Обломов с упрекомпогляделнанего, покачалголовой и вздохнул, а Захарравнодушнопогляделнаокно и тожевздохнул. Барин, кажется, думал: «Ну, брат, тыещебольшеОбломов, нежели я сам...» . ОбразЗахаранеобходим в романе, безнегокартинаобломовщиныбылабынеполна.)

Ставится ли в романе проблема целостной гармоничной личности? Каким образом? Зачем?

се главные герои романа идеальны. Но они идеальны с разных сторон. В Обломове - идеал поэта, в Штольце - идеал трезвомыслящего человека, в Ольге - идеал человека, осознающего свой долг. Обломов идеален для Пшеницыной и для Обломовки. А Штольц и Ольга идеальны для общества.Гармоническая личность - это не Штольц, не Обломов, не Ольга в отдельности. Это все они, вместе взятые. Обломов – не абсолютный идеал. Если бы Гончаров совместил качества Штольца и Обломова, получился бы совершенный образ).

С появлением какого гостя образ Обломова кажется нам вовсе не однозначным? (когда появляется Штольц-след.тема).

7. Этап закрепления нового материала.

Перед учащимися на стол ставится корзина. Заранее учитель подбирает тезисы по теме, в том числе и ошибочные, складывает в корзину. Учащиеся достают из корзины листок с каким-либо тезисом, соглашаются или опровергают, исправляя.

  1. По мере знакомства с гостями Обломова, читатель понимает, что, возможно, главный герой прав в своем отношении к ним. Все они – тоже обломовцы, несмотря на кажущуюся противоположность ему. Они лишь создают видимость деятельности, в то время как на самом деле не делают ничего.
  2. Гости Обломова не случайны. Волков – светский щеголь, франт; Судьбинский – сослуживец Обломова, который продвинулся по службе; Пенкин – преуспевающий литератор; Алексеев – безликий человек, Тарантьев – напористый, наглый, хамоватый.Обломов мог бы быть светским щеголем, как Волков (а ведь он нравился женщинам, даже очень красивым женщинам, но он отдалил их от себя), мог бы служить и дослужиться до высоких чинов, как Судьбинский, мог бы стать литератором, как Пенкин (Штольц, принося ему книги для чтения, пристрастил Обломова к поэзии.Обломов находил упоение в стихах…), мог бы брать верх над людьми, допускать в поступках напористость, как Тарантьев, а безликий Алексеев говорит нам о том, что выбор еще может быть сделан.
  3. Сцена встречи Обломова с гостями ничего ценного в художественном плане из себя не представляет.
  4. К Обломову автор относится совсем не так, как к другим героям романа - гостям обломовского поместья. Волков, Судьбинский, Алексеев, Пенкин, Тарантьев - все эти дешевые господа - яркие представители местного светского общества, «с чинами и званиями». Их традиционное посещение просто чуждо пониманию главного героя. Он выше их миропонимания. Он человечнее.
  5. Захар «ещё больше Обломов, чем сам Обломов».
  6. Жизнь и судьба Ильи Ильича Обломова не может заставить размышлять о сложнейших вопросах свободы воли и необходимости жить «как нужно» или «как хочу».

8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  1. Рассмотреть пару «Штольц и Обломов». Письменно ответить на вопрос: «Обломов и Штольц: двойники или антиподы?»
  2. Любовь в романе. Развитие отношений с женщинами у Обломова. Заполнить нужными цитатами таблицу (раздаточный материал).
  3. Что такое «обломовщина»? Обобщить ранее сказанное. Составить кластер «Черты «обломовщины».
  4. Для всех: познакомиться с отрывками из критических статей Добролюбова Н.А. «Что такое обломовщина?» Дружинина А.В. «Обломов», Писарева Д.И. «Обломов. Роман Гончарова И.А». (конспект в тетрадь).

9. Подведение итогов урока.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы изрефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Выставление учителем оценок.

Сегодня на уроке мы рассмотрели роль второстепенных персонажей романа. Мы доказали, что одним из средств создания образа является сопоставление черт характера нескольких второстепенных героевс главным, чтобы яснее проследить раскрытие образа в романе. На следующих уроках мы продолжим наш разговор о художественном произведении, убедимся в его специфичности, раскроем новые проявления мастерства автора – Ивана Александровича Гончарова в его неоднозначном романе «Обломов».

Урок окончен! До свидания!

Приложение 1. Незаметные персонажи романа.

Анкета для заполнения (форма раздавалась на дом).

ФИО

Возраст

Род деятельности и занятия

Цитаты (по желанию)

1 Волков

Молодой, лет 25.

«Слава богу, у меня служба такая, что не нужно бывать в должности. Только два раза в неделю посижу да пообедаю у генерала, а потом поедешь с визитами, где давно не был»

«я - украшение министерства».

2 Судьбинский

Начальник отделения

«Ну конечно, с таким человеком, как Фома Фомич, приятно служить: без наград не оставляет; кто и ничего не делает, и тех не забудет. Как вышел срок - за отличие, так и представляет; кому не вышел срок к чину, к кресту, - деньги выхлопочет...»

3 Пенкин

писатель

«Обнаружен весь механизм нашего общественного движения, и все в поэтических красках. Все пружины тронуты; все ступени общественной лестницы перебраны. Сюда, как на суд, созваны автором и слабый, но порочный вельможа и целый рой обманывающих его взяточников; и все разряды падших женщин разобраны... француженки, немки, чухонки, и всё, всё... с поразительной, животрепещущей верностью... Я слышал отрывки - автор велик! В нем слышится то Данте, то Шекспир...»

4 Алексеев

Без возраста

«В службе у него нет особенного постоянного занятия, потому что никак не могли заметить сослуживцы и начальники, что он делает хуже, что лучше.»

«-Нет, мне у вас всегда хорошо; я доволен…»

5 Тарантьев

Лет сорока

Чиновник-взяточник

Называет Штольца «продувной бестией»

6 Захар

Пожилой человек, ему за 50.

Преданный слуга Обломова

«Обломов с упреком поглядел на него, покачал головой и вздохнул, а Захар равнодушно поглядел на окно и тоже вздохнул. Барин, кажется, думал: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам», а Захар чуть ли не подумал: «Врешь! Ты только мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет».

7 Мухояров Иван Матвеевич

Лет сорока

Деятельность размыта

«прошло времечко…все молокососы перебили: ломаются, читают да говорят по-французски…все гадят нам..»

8 Тётка Ольги

Почти 50 лет

Крестьяне. Барыня.

Приложение 2.

Использование театральной технологии на уроке. Инсценировка сцены приема гостей в доме Обломова.

Обломов, Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев, Автор.

Раздается тиканье часов. На экране - кадры из фильма «Несколько дней из жизни Обломова» (Герой лежит, повернувшись к стене). Ученик, исполняющий роль Обломова, лежит на заранее подготовленном спальном месте посередине класса.

Звонок. Заходит Волков.

Вошел молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него.

А, Волков, здравствуйте! - сказал Илья Ильич.

Здравствуйте, Обломов, - говорил блистающий господин, подходя к нему.

Не подходите, не подходите: вы с холода! - сказал тот.

Вы еще не вставали! Что это на вас за шлафрок? Такие давно бросили носить, - стыдил он Обломова.

Это не шлафрок, а халат, - сказал Обломов, с любовью кутаясь в широкие полы халата.

Откуда вы так рано? - спросил Обломов.

От портного. Посмотрите, хорош фрак? - говорил он, ворочаясь перед Обломовым.

Отличный! С большим вкусом сшит, - сказал Илья Ильич.

Обломов, а знаете ли вы, я... влюблен в Лидию, - прошептал Волков.

Браво! Давно ли? Она, кажется, такая миленькая.

Вот уж три недели! - с глубоким вздохом сказал Волков. - Какая у вас пыль везде! - сказал он.

Все Захар! - пожаловался Обломов.

Ну, мне пора! - сказал Волков.

Приезжайте вечером чай пить, из балета: расскажете, как там что было, - приглашал Обломов.

Не могу, дал слово к Муссинским: их день сегодня. Поедемте и вы. Хотите, я вас представлю?

Нет, что там делать?

На вас не угодишь. Да мало ли домов! Теперь у всех дни: у Савиновых по четвергам обедают, у Маклашиных - пятницы, у Вязниковых - воскресенья, у князя Тюменева - середы. У меня все дни заняты! - с сияющими глазами заключил Волков.

И вам не лень мыкаться изо дня в день?

Вот, лень! Что за лень? Превесело! - беспечно говорил он. - Прощайте же.Мне еще в десять мест. И он исчез.

Мысли Обломова (записаны заранее, включается аудиозапись):

«В десять мест в один день - несчастный! И это жизнь! Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Конечно, недурно заглянуть и в театр и влюбиться в какую-нибудь Лидию... она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься - хорошо; да в десять мест в один день - несчастный!»

Звонок в дверь. Входит Судьбинский .

Вошел новый гость.

Здравствуй, Судьбинский! - весело поздоровался Обломов. - Насилу заглянул к старому сослуживцу! Не подходи, не подходи! Ты с холоду.

Здравствуй, Илья Ильич. Давно собирался к тебе, - говорил гость, - да ведь ты знаешь, какая у нас дьявольская служба! Вон, посмотри, целый чемодан везу к докладу; и теперь, если там спросят что-нибудь, велел курьеру скакать сюда. Ни минуты нельзя располагать собой.

Ты еще на службу? Что так поздно? - спросил Обломов. - Бывало ты с десяти часов...

Что ж делать! Надо работать, коли деньги берешь. Летом отдохну: Фома Фомич обещает выдумать командировку нарочно для меня... вот, тут получу прогоны на пять лошадей, суточных рубля по три в сутки, а потом награду...

Эк ломят! - с завистью говорил Обломов; потом вздохнул и задумался.

Деньги нужны: осенью женюсь, - прибавил Судьбинский.

Что ты! В самом деле? На ком? - с участием сказал Обломов.

Не шутя, на Мурашиной. Помнишь, подле меня на даче жили? Ты пил чай у меня и, кажется, видел ее.

Нет, не помню! Хорошенькая? - спросил Обломов.

Да, мила. Поедем, если хочешь, к ним обедать...

Обломов замялся.

Да... хорошо, только...

На той неделе, - сказал Судьбинский.

Да, да, на той неделе, - обрадовался Обломов, - у меня еще платье не готово. Что ж, хорошая партия?

Да, отец действительный статский советник; десять тысяч дает, квартира казенная. Он нам целую половину отвел, двенадцать комнат; мебель казенная, отопление, освещение тоже: можно жить...

Да, можно! Еще бы! Каков Судьбинский! - прибавил, не без зависти, Обломов.

На свадьбу, Илья Ильич, шафером приглашаю: смотри...

Как же, непременно! - сказал Обломов.

Прощай, - сказал чиновник, - я заболтался, что-нибудь понадобится там...

Мысли Обломова:

«Увяз, любезный друг, по уши увяз. И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает... У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства - зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое... А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома - несчастный!»

Входит Пенкин.

Здравствуйте, Пенкин; не подходите, не подходите: вы с холода! - говорил Обломов.

Ах вы, чудак! - сказал тот. - Все такой же неисправимый, беззаботный ленивец!

Да, беззаботный! - сказал Обломов. - Вот я вам сейчас покажу письмо от старосты: ломаешь, ломаешь голову, а вы говорите: беззаботный! Откуда вы?

Из книжной лавки: ходил узнать, не вышли ли журналы. Читали мою статью?

Нет.

Я провожу вот какую мысль и знаю, что она новая и смелая. Один проезжий был свидетелем этих побоев и при свидании с губернатором пожаловался ему. Тот приказал чиновнику, ехавшему туда на следствие, мимоходом удостовериться в этом и вообще собрать сведения о личности и поведении городничего. Чиновник созвал мещан, будто расспросить о торговле, а между тем давай разведывать и об этом. Что ж мещане? Кланяются да смеются и городничего превозносят похвалами. Чиновник стал узнавать стороной, и ему сказали, что мещане - мошенники страшные, торгуют гнилью, обвешивают, обмеривают даже казну, все безнравственны, так что побои эти - праведная кара...

Вам бы писать, Илья Ильич, в вас много такта!

Обломов отмахивается.

Да вы прочтите сами еще.

Чего я там не видал? - говорил Обломов. - Зачем это они пишут: только себя тешат...

Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же не забудь. Где же человечность-то? Вы одной головой хотите писать! - почти шипел Обломов. - Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, - тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову... - сказал он, улегшись опять покойно на диване. - Изображают они вора, падшую женщину, - говорил он, - а человека-то забывают или не умеют изобразить. Какое же тут искусство, какие поэтические краски нашли вы? Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию.

Что же, природу прикажете изображать: розы, соловья или морозное утро, между тем как все кипит, движется вокруг? Нам нужна одна голая физиология общества; не до песен нам теперь...

Человека, человека давайте мне! - говорил Обломов. - Любите его...

Однако мне пора в типографию! - сказал Пенкин. Ночью писать и чем свет в типографию отсылать. Прощайте.

Мысли Обломова:
«Ночью писать, когда же спать-то? А подь, тысяч пять в год заработает! Это хлеб! Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться... И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра; праздник придет, лето настанет - а он все пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»

Звонок. Входит Алексеев.

Вошел человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурен, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет. Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей. Его многие называли Иваном Иванычем, другие - Иваном Васильичем, третьи - Иваном Михайлычем.

А! - встретил его Обломов. - Это вы, Алексеев? Здравствуйте. Откуда? Не подходите, не подходите: я вам не дам руки: вы с холода!

Что вы, какой холод! Я не думал к вам сегодня, - сказал Алексеев, - да Овчинин встретился и увез к себе. Я за вами, Илья Ильич.

Куда это?

Да к Овчинину-то, поедемте. Там Матвей АндреичАльянов, Казимир АльбертычПхайло, Василий СевастьянычКолымягин.

Что ж они там собрались и что им нужно от меня?

Овчинин зовет вас обедать.

Гм! Обедать... - повторил Обломов монотонно.

А потом все в Екатерингоф отправляются: они велели сказать, чтоб вы коляску наняли.

У меня два несчастья! Не знаю, как и быть.

Какие же?

С квартиры гонят; вообразите - надо съезжать: ломки, возни... подумать страшно! Ведь восемь лет жил на квартире.

Ну, что бы вы сделали на моем месте? - спросил Обломов, глядя вопросительно на Алексеева, с сладкой надеждой, авось не выдумает ли, чем бы успокоить.

Надо подумать, Илья Ильич, нельзя вдруг решить, - сказал Алексеев.

Входит Тарантьев

Здравствуй, земляк, - отрывисто сказал Тарантьев, протягивая мохнатую руку к Обломову. - Чего ты это лежишь по сю пору, как колода?

Не подходи, не подходи: ты с холода! - говорил Обломов, прикрываясь одеялом.

Вот еще - что выдумал - с холода! - заголосил Тарантьев. - Ну, ну, бери руку, коли дают! Скоро двенадцать часов, а он валяется!

Слышал ли про мои несчастья? С квартиры гонят, староста письмо прислал.

Вот что: завтра же изволь переезжать на квартиру... на Выборгскую сторону.

Я не перееду. (Спорят)

Ну так черт с тобой! – отвечал Тарантьев, отправившись к дверям.- Смотри же, Илья Ильич, я найму тебе квартиру - слышишь ты? - прибавил он.

А я пойду пока скажу, чтоб нас не ждали в Екатерингоф. Прощайте, Илья Ильич, -произнес Алексеев.

Уходят.

Приложение 3.

Составление цитатной таблицы (домашнее задание 2-й ряд)

До знакомства с Ольгой

После знакомства с Ольгой

После разрыва с Ольгой

Любимый диван

Халат

Порядок в доме

Отношение к женщине


Летнее заседание Пенсил-клуба погрязло в тотальной обломовщине.
На мою долю выпало выписывать гостей Ильича.
Регламент почти отсутствовал.
Единственное условие - в текст должно внедрить слово "Горелово" .
Получилось так...

0. Первомайская демонстрация

Бывало, он ещё в постели,
Прокисший дух в обрюзгшем теле,
Но прерван вечный сон звонком,
И гость заходит косяком.

Гость первомайский бодр и перист.
Идёт он, как лосось на нерест.
Он тороплив и деловит,
И разве лавром не увит.

Ведь нынче в Екатерингофе –
Гулянье, скачки, чай и кофе,
Ливреи, ассигнации –
Короче: день монстрации.

И все своим считают долгом
Позвать Обломова в двуколку.
Но недвижим и твёрд Илья –
Не хочет ехать низачто.

1. Как волка ни корми

Известно, волка кормят ноги –
Чужие паче, чем свои.
Вот возникает на пороге,
Внося весенния струи,

Младой самец, прозваньем Волков –
Франт, попрыгунчик, бонвиван –
Треща без умолку и толку,
Как он любовью обуян

К соседней Лиде, то ли Даше
(А в общем – всё равно к кому),
Что всех румянее и краше,
И принимает на дому.

– Здесь – утренник, там – званный ужин.
Взгляните – новые lacets –
Оказией из Мулен Ружа;
Буквально некогда присесть!

Присел – и вляпался голубчик,
Вскочил, отряхивая пыль,
И ускакал, взбивая чубчик,
Топча паркет, что твой ковыль…

А приходил чего, однако?
Да похвалиться новым фраком.

(Примечание: Волков считает, что «lacets» – это перчатки,
хотя на самом деле это переводится как шнурки.)

2. Не та судьба

Пришёл чиновный друг Судьбинский,
Едва Обломов снова лёг.
Когда-то – социально близкий,
А нынче – призрачен, далёк.

Портфель, присутственное место,
Казённый слог, сургучный стиль,
Мундир, сановная невеста –
Всё, что Обломов сдал в утиль

Давно и радостно, карьеру
Не посчитав своей судьбой.
У барина – свой символ веры:
Лежать бревном и быть собой.

Был позван шафером на свадьбу.
(Не путать с шОфером.) Увы…
Уж сослуживцу ли не знать бы
Про обещанья трын-травы…

3. Пена дней

Припёрся пописатель Пенкин,
Принёс журнальную статью.
Обломов, растопырив зенки,
Чуть сразу не сказал: «Адью!»

Однако же, ввязался в диспут –
О ком/о чём писать/читать.
И быстро втюхал модернисту,
Что вся его стряпня – тщета.

– Там городничий двинул в зубы,
Сям взяточник пошёл в бордель –
Что мне рассейская Гекуба,
Что мне французский Куршавель?

А где же человек, любезный?
Чем так – хоть вовсе не пиши.
Где взлёты и паденья в бездну
Его всклокоченной души?

Скроив эпическую мину,
Он вытолкал за дверь писца
И ухмыльнулся половиной
Незагорелова лица.

4. Человек-мебель

Потом пришёл Андреев,
А может, не Андреев,
А может, Алексеев,
А может, Иванов.
Зовут его Иваном,
А может, не Иваном.
Пришёл с пустым карманом
Поесть чужих блинов.

Он – человеко-мебель,
То человек, то мебель,
Но о насущном хлебе
Печётся, как любой.
А значит, он согласен,
Во всём всегда согласен.
Посмотришь справа – красен,
А слева – голубой.

Хотя, вообще-то, серый
Убогий недомерок,
Введённый для примера
Отсутствия всего.
Ни мяса и ни меха,
Кругом одна прореха.
Обломовское эхо,
Его альтер-эгО.

5. Арлекин

Ура! Последняя картина!
Мужайся слушатель(ница).
Осталось встретить Арлекина
И влагу отереть с лица.

И вот он, палкой виртуальной
Лупася всех, кого ни лень,
Явился, вздорный и брутальный.
Михей Андреич – добрый день.

Тарантьев – редкостная сука.
Он прессовал Илью давно.
Его пример – другим наука,
Как скушать ближнего с говном.

Что Алексеев, что Обломов –
При нём играли роль Пьеро.
Но первый пуст, как клок соломы.
Второй, считай, платил оброк.

Однако, впрок. Ведь тот орешек,
Что Штольцу был не по зубам,
Успешен, хоть и не безгрешен,
Разгрыз провинциальный хам.

Вот так случается порою:
Червонец унося в зобу,
Сосватал Арлекин герою
Отнюдь не худшую судьбу…

Волков – светский франт, один из гостей в доме Обломова . Это молодой человек лет двадцати пяти, пышущий здоровьем со смеющимися глазами и губами. Его жизнь состоит из бесконечных визитов в петербуржские дома, а также из всевозможных развлечений. Сам Обломов считает такое времяпрепровождение пустым и никчемным. Проводя свои дни дома, он предпочитает не «рассыпаться» впустую в угоду светской жизни. Помимо Волкова, в доме главного героя бывают Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев . Все эти люди, так или иначе, привносят хоть какое-то разнообразие в Обломовку.

Если первая глава романа посвящена в основном главному герою, лежащему круглые сутки на диване, то вторая и третья глава посвящены визитам петербургских приятелей. Разговоры Волкова включают рассказы о его постоянных визитах в различные дома, его влюбленность, хвастовство новыми приобретениями, например, фраком или перчатками. В представлении Обломова, Волков – несчастный человек, который пытается успеть попасть в десять домов за один день, как бы «раздробляя» свою душу на части. Слушая своего гостя, он ещё раз убеждается в том, что выбрал правильный образ жизни.­

В начале романа «Обломов» И. А. Гончаров описывает образы жизни людей, посетивших главного героя. Гости Обломова играют большую роль в произведении, так как автор подчеркивает, что пуста и ничтожна не только жизнь Ильи Ильича, но и жизни его посетителей.

Образы гостей

Волков - первый посетитель. Он рассказывает Обломову о своей жизни, делясь подробностями о том, что она полна различных мероприятий и праздников. Волков - веселый и модный человек, который ведет праздный образ жизни.

Второй посетитель - Судьбинский. Это бывший сослуживец Обломова, который, в отличие от главного героя, ценит свою службу и свое положение в обществе.

Пенкин - третий посетитель Обломова. Это писатель, который пишет обо всем подряд. Пенкин часто работает над произведениями, даже по ночам, что говорит о том, что его творчество пусто и продажно.

Четвертый гость Обломова - Алексеев. Это никем не заметный человек, имя которого даже никто не запоминает. Алексеев привык к тому, что его называют то Васильевым, то Андреевым. Герой является таким человеком, который привык подстраиваться под других людей.

Тарантьев - пятый посетитель главного героя. Это грубый и недоброжелательный чиновник, любящий поскандалить с окружающими людьми. Тарантьев пользуется доверчивостью Обломова и пытается завладеть его деревней.

Отношение Обломова к посетителям

Илья Ильич Обломов при встрече своих друзей жалеет их, высказывая свое отношение к их жизни. Центральный персонаж не понимает стремлений Волкова, считая, что тихая и размеренная жизнь намного лучше праздной и веселой жизни Волкова. Обломов не поддерживает и образ жизни Судьбинского, так как считает, что погоня за чинами портит человека и делает его жизнь пустой. Илья Ильич дает писателю Пенкину следующую характеристику: в его произведениях нет ни настоящих чувств, ни реальной жизни.

То, как отзывается Обломов о своих гостях, показано в таблице:

О Волкове

«В десять мест в один день - несчастный!»

О Судьбинском

«Увяз, любезный друг, по уши увяз… А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома - несчастный!»

О Пенкине

«И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра; праздник придет, лето настанет - а он все пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»

Об Алексееве

Обломов терпеливо относится к герою, так как их образы жизни чем-то похожи. Обломов «терпел» Алексеева, так как он мог быть самим собой, имея при этом хорошего слушателя.

О Тарантьеве

«Тарантьев делал много шума, выводил Обломова из неподвижности и скуки»

Данные цитаты показывают то, что Обломов называет своих визитеров несчастными людьми, он искренне не понимает их образы жизни.

Несмотря на то что Обломов не поддерживает взгляды своих гостей на жизнь, он искренне радуется приходу Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева и Тарантьева. Отношение Обломова к гостям подчеркивает доброту Ильи Ильича, его «голубиную душу».

Значение образов

Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев и Тарантьев приходили к Обломову, так как они знали, что владелец дома радушно примет их, накормит, напоит, даст «курить хорошие сигары».

И. А. Гончаров, вводя образы гостей Обломова, подчеркивает неоднозначность образа главного героя. Описание жизни Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева и Тарантьева важно в раскрытии авторского замысла. Все посетители Ильи Ильича являются такими же обломовцами, как и сам главный герой. Они делают вид, что их жизнь имеет цену, однако гости Обломова на самом деле ничего не стоят. Это типичные представители светского общества, для которых стремление обрести высокое положение - самое важное в жизни. Обломов мог быть похожим на своих гостей, однако он отрекается от такой жизни, показывая, что она пуста и ничтожна. Так выражается авторская позиция: жизнь Обломова пуста, но и ничтожны жизни его посетителей. И. А. Гончаров показывает царствование обломовщины.

(16 )

Характеристика Ильи Ильича Обломова весьма неоднозначна. Гончаров создал его сложным и таинственным. Обломов отделяет себя от внешнего мира, отгораживается от него. Даже его жилье мало похоже на обитаемое.

С раннего детства он видел подобный пример у своих родных, которые также отгораживались от внешнего мира и оберегали его. В его родном доме было не принято работать. Когда он, будучи еще ребенком, играл с крестьянскими детьми в снежки, то его потом несколько дней отогревали. В Обломовке с опаской относились ко всему новому – даже письмо, пришедшее от соседа, в котором тот просил рецепт пива, боялись открывать три дня.

Но Илья Ильич с радостью вспоминает свое детство. Он боготворит природу Обломовки, хотя это обычная деревня, ничем особо не примечательная. Он воспитан деревенской природой. Эта природа привила ему поэтичность и любовь к красоте.

Илья Ильич ничего не делает, только все время на что-то жалуется и занимается словоблудием. Он ленив, ничего не делает сам и ничего не ждет от других. Он принимает жизнь такой как она есть и не пытается ничего в ней изменить.

Когда к нему приходят люди и рассказывают про свою жизнь, он чувствует, что в суете жизни они забывают о том, что они напрасно растрачивают жизнь… А ему не нужно суетиться, действовать, не надо никому и ничего доказывать. Илья Ильич просто живет и наслаждается жизнью.

Его трудно представить в движении, он выглядит смешно. В покое, лежа на диване, он естественен. Выглядит непринужденно — это его стихия, его природа.

Подведем итоги прочитанного:

  1. Внешность Ильи Обломова. Илья Ильич — молодой мужчина 33 лет приятной внешности, среднего роста, полноватый. Мягкость выражения лица выдавали в нем человека слабохарактерного и ленивого.
  2. Семейное положение. В начале романа Обломов не женат, живёт со своим слугой Захаром. В конце романа женится и счастлив в браке.
  3. Описание жилища. Илья живёт в Петербурге в квартире на Гороховой улице. Квартира запущена, в ней редко пробирается слуга Захар, который также ленив, как и хозяин. В квартире особое место занимает диван, на котором круглые сутки лежит Обломов.
  4. Поведение, поступки героя. Илья Ильич сложно назвать деятельным человеком. Только его другу Штольцу удаётся вывести Обломова из дремы. Главный герой лежит на диване и только мечтает, что скоро встанет с него и займется делами. Он не может решить даже насущные проблемы. Его имение пришло в упадок и не приносит денег, поэтому Обломову даже нечем заплатить за квартиру.
  5. Отношение автора к герою. Гончаров с симпатией относится к Обломову, он считает его добрым, душевным человеком. В то же время он сочувствует ему: жаль, что молодой, способный, не глупый человек потерял всякий интерес к жизни.
  6. Моё отношение к Илье Обломову. На мой взгляд, он слишком ленив и безволен, поэтому не может вызывать уважения. Местами он меня просто бесит, хочется подойти и встряхнуть его. Мне не нравятся люди, которые так бездарно проживают свою жизнь. Возможно я так остро реагируют на этого героя, потому что чувствую такие же недостатки в себе.