Интегрированного занятия по конструированию «Как жили люди на Руси «старший дошкольный возраст. Как жили в старину русские люди

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём, взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных подростков…

Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.

Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чём-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребёнка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.

В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли, всячески подчёркивая, что он принёс пользу всей семье.

Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребёнка» и актам Международной организации труда, признан незаконным.

Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?

«Отец сына не на худо учит»

Возрастные критерии для детей были очень чёткими, и, соответственно, так же чётко разделялись их трудовые обязанности.

Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дитё», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами.

Во вторые семь лет наступало отрочество: ребёнок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха.

Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

Что умел мальчик 100 лет назад

Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, тёплыми, непромокаемыми.

Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причём они приобретали чёткое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сёстрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжёлой работе девочек не привлекали.

Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

Работа на земле

В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду».

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вёл лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая.

С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

Уход за скотиной

Ещё одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших.

Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит ».

Промысловые занятия

Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надёжным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.

Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить её острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем.

К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным её членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и чёткие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры.

Было ещё два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причём не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.

Что умела девочка 100 лет назад

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.

Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872)

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней.

Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы.

По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь ». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета.

Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил. Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут»

Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению.

Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты.

Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

Харитон Платонов «Крестьянская девочка» (1876)

Уборка в доме

В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы.

Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство

В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи».

Алексей Венецианов «Первые шаги» (начало 1830-х)

За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Ткачество

Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом ».

Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени.

Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения.

Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили.

Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Консультация для родителей «Как люди на Руси жили»

Воспитатель: Забайкина Н.Н.

«Как люди на Руси жили»


В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и её продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От брёвен в избе стоял приятный смолистый запах.

Изба (деревенский дом) – самая распространённая постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам или нанимал опытных плотников. Иногда организовывалась «помочь», когда вся деревня работала для одной семьи.

Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.

В избе центральное место занимает печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара.

Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.

На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок.

«Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка-печка, укрась своих детушек», - говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов. В нашей квартире нет такой печи, её нам заменила плита, но в деревнях бабушки до сих пор любят печь пироги в русской печке.

Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.

На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи».

Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Её место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.

Другой угол около двери был мужским. Он назывался «коник». На лавке делали узор в виде конской головы. На этой лавке работал хозяин. Иногда он на ней и спал. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой. В мужском углу висела сбруя, одежда.

В крестьянском доме всё было продумано до мелочей. На центральной балке - «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.

Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами.

Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.

Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почётное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.

Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.

Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.

Соль тоже почитали. Её подавали к столу в красивых плетёных или деревянных «солонцах».

Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.

Быт крестьян

Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.

В каждой семье были «коробейки» - лубяные сундучки, обитые железом деревянные сундуки. В сундуках хранили семейные ценности: одежду, приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась семья.

Особой гордостью хозяек были прялки: точёные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.

В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), крынки для хранения молока, разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.

Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, в берестяных туесах. Использовались также плетёные изделия – лукошки, короба.

Распределение трудовых обязанностей в деревенской семье по половому признаку

Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дитё уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребёнок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребёнок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребёнок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.

Через какое-то время ребёнку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ему делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.

Родители учили, что свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – «спортят», и у других инструменты брать нельзя. «Хороший мастер работает только своим инструментом», - поучали родители.

За выполненное дело ребёнка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребёнком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.

Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки-самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.

Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, тёплыми, непромокаемыми.

Отец помогал мальчикам, наставлял советом, похваливал. «Дело учит, мучит, да кормит», «Лишнее ремесло за плечами не виснет», - приговаривал отец.

В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.

Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.

Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.

С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом и управлять лошадью. Нередко мальчика 8-9 лет отпускали в пастушки, он работал «в людях», пас стадо и зарабатывал немного – еду, подарки. Это была помощь семье.

С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.

К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Отец находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал. В народе говорили: «Отец сына не на худо учит», «С ремеслом весь свет пройдёшь – не пропадёшь».

Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники.

Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая сестра и бабушка.

Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица.

Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства.

Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сёстры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка-нянька целый день проводила с ребёнком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала. Иногда опытных девочек-нянек отдавали в другую семью «внаём». Даже в 5-7 лет они нянчили чужих детей, зарабатывая для себя и семьи: платочки, отрезы материи, полотенца, еду.

Так и жили: младшие девочки-няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.

В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.

Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестёр, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.

В 9 лет девочка уже помогала матери готовить еду.

Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках. Её так и называли – домотканая. Всю зиму пряли кудели (нити), а весной начинали ткать. Девочка помогала маме, а к 16 годам ей доверяли ткать самостоятельно.

Также девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы, ворошить сено, стирать бельё в речке, готовить еду и даже печь хлеб. Матери говорили дочкам: «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Постепенно к девочке приходило осознание того, что она – будущая хозяйка, которая может выполнять всю женскую работу. Дочка знала, что: «Хозяйство водить – не разиня рот ходить». «Без дела жить – только небо коптить», - так всегда говорила мама.

Таким образом в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники, да «красны девицы» - умелицы-рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.

Занятие в старшей группе ДОУ. Конспект

Цель . Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа.
Задачи.
Обучающие:
расширять представления детей о том, как жили люди на Руси;
закреплять знания детей о русской избе.
Развивающие:
развивать коммуникативные умения, творческое воображение, умение работать самостоятельно;
расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
Воспитательные:
воспитывать любовь к Родине;
развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям, к русскому фольклору;
уважительно относиться к своей работе и работе своих товарищей.
Предварительная работа: рассматривание предметов старины, беседы, занятия, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов.
Оборудование и материалы: иллюстрации русской деревни, старинной одежды, изделий народного искусства, посуды. Посуда, расписанная разными видами росписи, грамзаписи народной музыки, гофрированный картон, цветная бумага, ножницы, клей.

Ход деятельности:

Звучит народная музыка, дети входят в группу. Их встречает воспитатель, который держит на руках Петушка.
Воспитатель.
Здравствуйте, гости дорогие!
Гости званные, да желанные!
Проходите, поудобнее располагайтесь!
Посмотрите-ка, кто к нам сегодня пришёл.
Дети. Петух.
Воспитатель.
Порслушайте, как наш Петушок поёт:
Рано – рано поутру
Петушок: «Ку-ка-ре-ку.
Приди – приди солнышко,
Под моё окошечко.
Засвети щедрее,
Всех согрей скорее».

Воспитатель (рассказ воспитателя сопровождается иллюстрациями).
Ребята, а где петух будит людей?
Дети. В деревне.
Воспитатель . Давайте мы на некоторое время вернёмся в прошлое и познакомимся с бытом русской деревни.
Посмотрите внимательно на эти иллюстрации. (Дети рассматривают). Что вы на них увидели?
Дети. Дома, улица, люди.
Воспитатель . А из чего строили дома в деревне?
Дети. Из брёвен.
Воспитатель. Правильно. Поэтому дома и назывались бревенчатыми. А строили их в лесистых местах, по берегам рек и озёр. Существует такая народная поговорка: «Возле леса жить – голодному не быть». В лесу зверь и птица, смола и дикий мёд, ягоды и грибы. Если лес рядом, то легко добывать пищу.
И травы в лесах лекарственные росли. Люди на Руси лечились только лекарственными травами. Давно человек заметил, что валериана помогает от болей в сердце, липовый цвет от простуды, подорожник и сок березы лечат раны. Вот так лечились люди на Руси.
А жили так: селились рядом родственники и просто соседи. Избы строили большие и просторные. А чтобы обезопасить свою деревню, уберечь от врагов, строили её на холме, чтобы вокруг было всё видно, рыли вокруг ров, заполняли его водой. Строили избы, так!
Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен. «Рубить избу» - означает строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать.
Избу располагали «лицом» к дороге или реке, озеру.
Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. На боковом южном фасаде дома ставилось крыльцо. Выходило оно в сторону улицы. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля. Всё крыльцо украшалось резными ажурными узорами. На крыльцо вели ступеньки. Крыльцо – это как бы «распахнутые руки дома. Оно связывает его с улицей, соседями. Тёплыми летними вечерами люди собирались на крыльце – посидеть, поговорить, обсудить последние новости.
Окна – «глаза» дома. Их украшали резными наличниками и ставнями. Посмотрите, стоит перед нами русская изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты, как талантливо всё придумано и сделано.
С. Есенин, восхищаясь красотой русской избы писал:
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что люди делали, чтобы прокормить семью?
Дети. Разводили домашних животных.
Воспитатель. Правильно, они разводили скот, птиц: коров, овец, свиней, гусей, кур. Из кожи этих животных люди шили себе одежду, их шерсти пряли пряжу и вязали тёплые вещи. А из лыка плели лапти. Лыко – это кора липы, нарезанная на тонкие полоски.
Ребята, а из чего ели и пили люди? Из чего делали посуду? Не знаете?
Что ж, я вам расскажу. Почти всё в избе делалось своими руками. Всю посуду делали из дерева и глины. Долгими зимними вечерами резали из дерева миски и ложки, долбили ковши, плели лапти и туеса, корзины. Главной кухонной посудой был горшок, который из глины делали мастера, называемые гончарами. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
По праздничным дням хозяйки ставили на стол свою самую красивую посуду, украшенную народной росписью.
Предлагаю и вам рассмотреть посуду на нашей выставке, украшенную разными видами росписи.
Жили в этих избах большие семьи, до 12 -13 человек. Жили все дружно, с бабушками, дедушками. Давайте мы с вами немного отдохнём и проведём физкультминутку, которая называется «Семья могучая»
Физкультминутка
В одном лесу дремучем Покачать руками над головой – “деревья”.
Жила семья могучая. Сложить ладони в “замок”.
У них был дом огромный Соединить пальцы над головой “крыша”.
И крыша с трубой тёмной. Показ трубы.
Из трубы в колечко дым Круговые движения рук в стороны.
Плим-плим-плим. Прищёлкивание пальцами.
А ещё в деревенских семьях было много детей. Конечно, таких игрушек, как у вас, у них не было. Родители делали игрушки своими руками. Как вы думаете, из чего? (Из дерева, из соломы, глины, тряпочек). Правильно. И в зависимости от того, из чего сделаны были эти игрушки и из какой местности, эти игрушки назывались Богородскими, Дымковскими, Филимоновскими.
А ещё, ребята, люди в деревнях любили играть и водить хороводы. Давайте и мы встанем в хоровод. (Проводится игра – хоровод «Мы на луг ходили»).
Воспитатель. А сейчас мы станем мастерами и построим свою деревню из картона и бумаги. (Дети изготавливают объёмные домики из гофрированного картона, украшают их узорами из цветной бумаги. Готовые дома расставляют на столе – получается деревня).
Воспитатель. В старину в каждой избе обязательно пекли хлеб, пироги и приговаривали: «Красна изба пирогами!» Вот и в нашей деревне пусть будет всегда покой, уют и сладкие пироги.
Приглашаю вас всех на чаепитие с пирогами.

Организация: МБДОУ № 25 «Малыш»

Населенный пункт: Свердловская область, г.Карпинск

Обучающие:

Продолжать знакомить с народным творчеством через декоративно-прикладную деятельность, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, половик, чугунок); закреплять знания детей о русской избе.

Развивающие: Развивать коммуникативные умения, творческое воображение, умение работать самостоятельно. Расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к Родине, развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям, к русскому фольклору; уважительно относиться к своей работе и работе своих товарищей.

Словарная работа: рушник, половицы, ткачи, гончары.

Предварительная работа: рассматривание предметов старины, беседы, занятия, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов. Оборудование: макет русской избы с предметами быта (печь, лавка, стол, самовар, посуда, прялка, половики, ухват, кочерга, коромысло, вёдра, чугунки, люлька), плоскостные макеты русской избы, раздаточный материал для работы в мастерских: пластилин, досочки, гуашь, глиняные горшки, рушник, скатерть.

Воспитатель:

Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.

Это пожелание доброе или злое?

(ответы детей).

Воспитатель:

Если слово доброе, как мы будем слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку, с кем здороваешься.

Ребята, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите узнать как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?

Я вас приглашаю отправиться в путешествие и посмотреть, как в старину жили люди, но прежде я хочу спросить:

В какой стране мы с вами живем, как она называется?

(ответы детей)

А как называлась наша страна раньше, много лет назад?

(ответы детей)

Воспитатель:

А людей, которые жили на Руси? (русичи.)

(На экране слайды русской деревни)

Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Воспитатель:

Ребята, а что значит жилище?

(ответы детей)

Воспитатель:

Как вы думаете, для чего человеку нужен дом?

(ответы детей)

Воспитатель:

Как назывались дома нашего народа?

А вы знаете, почему Русь называли деревянной?

(Потому что избы строили (рубили) из деревьев)

(макет деревянной избы)

Воспитатель:

Ну а теперь пора и в избу заглянуть!

Давайте мы с вами посмотрим, как была устроена русская изба. Заглянем в гости к нашей Марьюшке.

Воспитатель:

Печь занимала большую часть комнаты. С нею связан весь быт, вся жизнь наших предков.

Для чего нужна, была печка в избе?

(ответы детей) (Печка обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, возле печки сушили одежду, обувь, на печи спали).

Воспитатель:

Какая мебель была в избе?

(ответы детей) (посередине избы стоял деревянный стол, возле стола – лавки, а на столе возвышался большой самовар)

Воспитатель:

А какая посуда была у русичей?

(ответы детей) (кувшины, горшки, тарелки, берестяные коробы)

Воспитатель:

Вся мебель и вещи имели в избе своё место. В избе был порядок.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди предмет по описанию и назови его»:

Железный прут с загнутым концом, этим предметом выгребали золу из печки, раздвигали угли, открывали заслонку на печи. (Кочерга).

У этого предмета длинная деревянная палка, на конце палки железные дуги виде рогов, им вынимали чугунки из печи. (Ухват).

Деревянная дуга, на концах дуги приделаны железные крючки, на них вешали вёдра с водой, чтобы было легче нести их домой. (Коромысло).

одна рука тянет нитку из кудели, а нога, подножкой, вращает колесо. (Прялка).

(Предметы в избе и презентация)

Воспитатель:

А теперь мы попробуем сами смоделировать русскую избу из тех предметов, которые лежат у вас в конвертах. Достаньте из конвертиков картинки, рассмотрите их, положите возле себя. Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать ее и найти соответствующую картинку:

«Наша толстая Федора

Наедается нескоро.

А зато когда сыта,

От Федоры теплота. (Печка)

Воспитатель:

Правильно, это печка.

Ребята, давайте с вами поставим печку в нашу избу. Все поставили печку? Молодцы.

Воспитатель:

Загадка - «Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги?» Что это? (Стол).

Правильно, это – стол. Поставим стол в нашу избу.

Воспитатель:

Без неё не обойтись. На ней сидели, спали, отдыхали. (Лавка)

Куда поставим лавку?

Воспитатель:

Ещё одна загадка «Сверху - дыра, снизу дыра, а по середине огонь да вода».

Правильно – это самовар.

Молодцы, поставьте самовар на стол.

Воспитатель:

Ребята, а про что же эта загадка: «Кузовок в избе висит, там младенец крепко спит» (Люлечка).

Правильно, это люлечка, а как еще ее называли? (зыбка, колыбель)

Куда же подвешивали люлечку? (К потолку).

Возьмите свои люлечки и прикрепите на гвоздик. Вот мы с вами и расставили все предметы на свои места.

Воспитатель:

Мы много говорили о пословицах русского народа.

Давайте вспомним пословицы о русской избе, о быте русского народа.

«Красна изба не углами, а красна изба пирогами».

« Изба детьми весела».

«Где работано, там и густо, а в ленивом доме всегда пусто».

«Самовар кипит – уходить не велит»,

«Со своим самоваром в гости не ходят»,

«Хочешь, есть калачи, не сиди на печи».

Воспитатель:

А теперь ребятки, давайте с вами немного отдохнем:

Физминутка: (А у дядюшки Трифона)

«А у дядюшки Трифона Было семеро детей, Семеро сыновей Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели. Разом делали, как я!»

Дрова рубили (взмахи руками с наклоном)

Полы подметали (рука на поясе, другой подметаем)

Полы мыли (наклоны)

Бельё стирали (выполняем движения руками)

Ух, отдыхали!!! (утирают пот со лба)

Воспитатель:

А теперь поговорим о том, чем занимались люди. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: чтобы было уютно, люди вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников), вязали скатерти (показ скатерти), пряли на прялках шерсть. Некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы (показ половицы), делали посуду из глины(показ глиняных горшков).

Воспитатель:

Сегодня мы с вами будем мастерами.

Презентация мастерских (« Гончары», « Роспись по дереву», «Ткачи»)

Мастерская « Гончары»

Мы с вами как настоящие мастера сегодня будем делать горшки из глины.

Сначала мастер в руке делал «донышко» - дно изделия. Оно было похоже на лепешку. Затем наращивал на него стенки посуды, похожие на кольца. Готовый сосуд просушивали и обжигали.

Презентация мастерской « Роспись по дереву»

Чем в старину украшали предметы быта?

(веточками, ягодками, кустиками, цветами)

Воспитатель:

Веточки и кустики ласково называли травкой, а иногда мастера рисовали травку так, будто все листочки и травинки превращались в завитки. Рассмотрите эти узоры, сейчас мы с вами придумаем красивые узоры для досочек. Вы можете использовать образец.

Презентация мастерской «Ткачи»

В этой мастерской попробуем изготовить половицы и украсим ею нашу избу. На столах лежат заготовки картона и разноцветные полоски бумаги. Цветные полоски нужно выкладывать, поочередно меняя цвета. Начинать можно с любого цвета.

Выбирайте свою мастерскую и принимайтесь за работу

Работа детей в мастерских (кто, где пожелает)

(воспитатель следит за процессом работы, помогает в случае необходимости).

Вот какая замечательная выставка у нас получились.

Расскажите о своих работах, чему вы научились? (ответы детей)

Вы теперь сможете научить своих родных, друзей делать такие же красивые половички, лепить посуду из глины, расписывать досочки.

Дай Бог тому,

Кто в нашем дому,

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьём,

И здоровьицем!





Избу строили всей семьей. «Чем больше рук, тем легче труд», говорили в народе. У каждой избы был свой особый вид. Лесов в России много, поэтому жилища строили деревянными – «рубили» их с помощью топора из толстых бревен. Окна – «глаза» дома. «Одно кривое окно весь фасад портит». Над окнами крепились козырьки-наличники. Каждый хозяин старался выстроить избу понаряднее. Избу строили всей семьей. «Чем больше рук, тем легче труд», говорили в народе. У каждой избы был свой особый вид. Лесов в России много, поэтому жилища строили деревянными – «рубили» их с помощью топора из толстых бревен. Окна – «глаза» дома. «Одно кривое окно весь фасад портит». Над окнами крепились козырьки-наличники. Каждый хозяин старался выстроить избу понаряднее. Избу строили всей семьей. «Чем больше рук, тем легче труд», говорили в народе. У каждой избы был свой особый вид. Лесов в России было много, поэтому жилища строили деревянными – «рубили» их с помощью топора из толстых бревен. Окна – «глаза» дома. «Одно кривое окно весь фасад портит». Над окнами крепились козырьки-наличники. Каждый хозяин старался выстроить избу понаряднее.



В старой русской избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка. «Без печки хата – не хата». В русской печи хлеб пекли, ведь «Хлеб – всему голова!» Русская печь обогревала дом, на ней готовили, сушили одежду и обувь, ягоды, мелкую рыбешку. На печке даже спали. Особенно любили это делать старики и дети.



В левом углу в избе всегда стоял большой стол. Около него – простые длинные скамейки, т.к. стульев и табуреток тогда еще не было. Этот угол называли «красным», то есть красивым. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. В левом от печки углу в избе всегда стоял большой стол. Около него – простые длинные скамейки, т.к. стульев и табуреток тогда еще не было. Этот угол называли «красным», то есть красивым. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.