История создания гимна хард-рока в деталях. Smoke on the Water — пожар как источник вдохновения

Объявление в музыкальном магазине в отделе гитар: «Smoke on the water» не играть. Штраф 100 рублей».

Эту песню знают все.

А вот и ноты того самого риффа)

В декабре 1971 группа приехала в швейцарский городок Монтрё, чтобы записать новый альбом на передвижной студии, арендованной у Rolling Stone s и известной как Rolling Stones Mobile. Запись решено было делать в казино Монтрё. Накануне в театре казино проходил концерт Фрэнка Заппы и The Mothers of Invention. Это был последний концерт в этом зале, после которого он должен был поступить в распоряжение Deep Purple для записи альбома. Группа решила во избежание недоразумений пока не разгружать аппаратуру, что оказалось впоследствии счастливым решением.

Во время концерта из-за подвесного бамбукового потолка появились искры и затем огонь — очевидно, один из зрителей (которого найти не удалось) выстрелил из ракетницы в крышу. Обошлось без жертв. В песне упоминается «funky Claude», который «вбегал и выбегал», — это директор джазового фестиваля в Монтрё Клод Нобс, помогавший зрителям выбраться из зала. Среди зрителей были и участники Deep Purple. По воспоминаниям Гловера, пожар вначале был настолько слабым, что он успел за время эвакуации снова войти в зал, подойти поближе к пустой сцене, рассмотреть аппаратуру Заппы с группой и впечатлиться от двух новейших синтезаторов.

В результате пожара сгорел дотла весь многоэтажный комплекс казино, вместе с концертным залом и аппаратурой «The Mothers». Из окна своей гостиницы музыканты Deep Purple наблюдали, как казино охватывается пламенем (чему помог ветер, дувший с гор), и видели завесу дыма над Женевским озером.

Группе пришлось срочно подыскивать новое помещение. Им предоставили театр «Павильон», расположенный в центре города. Туда перевезли оборудование и начали работать над инструментальной дорожкой с новым риффом, заготовленным Блэкмором, ещё без текста. Отладка аппаратуры и разработка аранжировок заняла остаток дня, и собственно дубли начали записывать уже за полночь. Третий дубль оказался удачным, и на нём остановились. Как оказалось, всё это время обслуживающий персонал пытался удержать за запертыми дверьми наряд полиции, которую вызвали окрестные жильцы из-за шума. Именно благодаря тому, что полицию задерживали, удалось закончить запись.

В один из этих дней Гловер проснулся в гостиничной комнате со словами «smoke on the water». Когда он позже сообщил об этих словах Гиллану, тот сказал, что они звучат как «наркоманские» («sounds like a drug song»), и, относя себя исключительно к «пьющим» группам, они поначалу эти слова отвергли.

В конце концов, уже в цейтноте, группа сняла целиком гостиницу «Гранд Отель», находившуюся в старом викторианском здании на окраине города и почти пустовавшую, а потому практически неотапливаемую в декабре, превратив её Т-образный коридор на первом этаже в импровизированную студию. Пришлось специально нанять столяра для сооружения деревянного щита, который отгораживал фойе, и обложить щит матрасами из гостиничных номеров. Был арендован промышленный обогреватель, который включали в перерывах по нескольку раз в день. Поскольку выход в фойе был перекрыт щитом, музыканты попадали внутрь и выбирались обратно на улицу в передвижную студию через боковой коридор и балконы прилегающих смежных номеров. Барабанные партии были записаны отдельно в коридоре гостиницы.

В таких условиях был записан весь альбом Machine Head, пожалуй, лучший альбом Deep Purple. Почему-то самое хорошее всегда создается вопреки)) На уже готовую инструментальную дорожку был наложен текст, написанный под впечатлением от произошедшего, практически слово в слово описывающий данные события.

We all came out to Montreux on the Lake Geneva shoreline
To make records with a mobile - We didn"t have much time
Frank Zappa & the Mothers were at the best place around
But some stupid with a flare gun burned the place to the ground


Smoke on the water

They burned down the gambling house - It died with an awful sound
Funky & Claude was running in and out, pulling kids out of the ground
When it all was over, we had to find another place
Swiss time was running out - It seemed that we would lose the race

Smoke on the water - A fire in the sky
Smoke on the water

We ended up at the Grand Hotel - It was empty, cold and bare
But with the Rolling Truck Stones Thing just outside making our music there
With a few red lights an" a few old beds, we made a place to sweat
No matter what we get out of this, I know... I know we"ll never forget

Smoke on the water - A fire in the sky
Smoke on the water

Песня описывает реальные события. В декабре 1971 года группа съехалась в швейцарский городок Монтрё, чтобы записать новый альбом на передвижной студии, арендованной у Rolling Stones и известной как Rolling Stones Mobile. Запись решено было делать в развлекательном комплексе казино Монтрё (в песне - «the gambling house»), в котором они уже бывали с концертами. Накануне студийной сессии, в субботу, 4 декабря, в театре казино проходил концерт Фрэнка Заппы и The Mothers of Invention, как часть их европейского турне. Это был последний концерт в этом зале, после которого он должен был поступить в распоряжение Deep Purple для записи альбома. Группа решила во избежание недоразумений пока не разгружать аппаратуру, что оказалось впоследствии счастливым решением.



FRANK ZAPPA

Примерно через час после начала концерта, во время синтезаторного соло на King Kong, из-за подвесного бамбукового потолка появились искры и затем огонь - очевидно, один из зрителей (которого найти не удалось) выстрелил из ракетницы в крышу («some stupid with a flare gun»). Заппа спокойно сказал «без паники, у нас пожар» (возможно, они сами ничего не заметили и им самим сказали), после чего музыканты покинули сцену. Зрители эвакуировались довольно организованно, обошлось без жертв. В песне упоминается «funky Claude», который «вбегал и выбегал», - это директор джазового фестиваля в Монтрё Клод Нобс, помогавший зрителям выбраться из зала. Среди зрителей были и участники Deep Purple. По воспоминаниям Гловера, пожар вначале был настолько слабым, что он успел за время эвакуации снова войти в зал, подойти поближе к пустой сцене, рассмотреть аппаратуру Заппы с группой и впечатлиться от двух новейших синтезаторов.
В результате пожара сгорел дотла весь многоэтажный комплекс казино, вместе с концертным залом и аппаратурой «The Mothers» (которая была застрахована, но концерты во Франции и Бельгии пришлось отменить). Из гостиницы Europe Hotel, где остановились участники Deep Purple, музыканты наблюдали через большое окно ресторана, как казино охватывается пламенем (чему помог ветер, дувший с гор), и видели завесу дыма над Женевским озером.

Группе, уже взявшей в аренду дорогую студию, пришлось подыскивать по всему городу новое помещение. Вскоре Нобс нашёл для них театр «Павильон» (The Pavilion), расположенный в центре города. Туда перевезли оборудование и начали работать в середине дня над инструментальной дорожкой с новым риффом, заготовленным Блэкмором, ещё без текста, под рабочим названием «Title #1». Отладка аппаратуры и разработка аранжировок заняла остаток дня, и собственно дубли начали записывать уже за полночь. Третий дубль оказался удачным, и на нём остановились. Как оказалось, всё это время обслуживающий персонал пытался удержать за запертыми дверьми наряд полиции, которую вызвали окрестные жильцы из-за шума. Именно благодаря тому, что полицию задерживали, удалось закончить запись дорожки.
Поскольку работа только в дневное время музыкантам не подходила, пришлось искать новый зал. К помещению предъявлялось много требований, и его поиски заняли 5-6 дней. В один из этих дней ожидания Гловер проснулся в гостиничной комнате, произнеся в момент пробуждения слова «smoke on the water». Когда он позже сообщил об этих словах Гиллану, тот сказал, что они звучат как «наркоманские» («sounds like a drug song»), и, относя себя исключительно к «пьющим» группам, они поначалу эти слова отвергли.
В конце концов, уже в цейтноте, группа сняла целиком гостиницу «Гранд Отель», находившуюся на отшибе и почти пустовавшую, а потому практически неотапливаемую в декабре («We ended up at the Grand Hotel, / It was empty, cold and bare»), превратив её Т-образный коридор на первом этаже в импровизированную студию. Пришлось специально нанять столяра для сооружения деревянного щита, который отгораживал фойе, и обложить щит матрасами из гостиничных номеров. Был арендован промышленный обогреватель, который включали в перерывах по нескольку раз в день. Из припаркованной рядом студии провели кабели в гостиницу. Поскольку выход в фойе был перекрыт щитом, музыканты попадали внутрь и выбирались обратно на улицу в передвижную студию через боковой коридор и балконы прилегающих смежных номеров. Пространство, где они играли, было подсвечено красными прожекторами для создания творческой атмосферы («With a few red lights and a few old beds / We made a place to sweat…»). Барабанные партии были записаны отдельно в коридоре гостиницы, так как Иэну Пэйсу пришлась по душе реверберация холла между номерами.
В таких условиях был записан весь альбом Machine Head. А на инструментальную дорожку, записанную ранее в «Павильоне», был наложен вновь написанный текст с припевом «Smoke on the Water».
Из всех композиций альбома песня «Smoke on the Water» вошла в концертную программу 1972 года самой последней, это произошло в конце мая.


Сохранено

По воле случая если вам когда-нибудь вам доведется побывать в швейцарском городке Монтре, то уж не поленитесь, отыщите там две действительно знаковые для истории тяжелой музыки достопримечательности.

Freddie Mercury"s monument

Разговор даже не о бронзовом Фрэдди Меркюри, который в 1996 году на века встал на берегу Женевского озера, хотя и ему лишний раз поклониться не грех. Речь идет о местном зале "Казино" и, прежде всего, об уникальном и единственном в мире памятнике - "песне". И эта песня - "Smoke On The Water" с альбома Machine Head группы Deep Purple ! "Smoke On The Water - не просто хитовая композиция.
Её судьба сложилась иначе - она стала настоящим "стандартом хард-рока" и гимном целого поколения меломанов. Вряд ли найдется хоть один поклонник рока, да и не только рока, который не слышал бы её. А для группы Deep Purple "Smoke On The Water " стала пропуском в вечность. Итак, в декабре 1971 года Deep Purple прибыли в Монтрё. Планы их были просты и понятны им предстояло записать очередной студийный альбом Machine Head . Для этого у Rolling Stones была арендована передвижная студия Rolling Stones Mobile представлявший собой внушительных размеров грузовик-фургон, где была смонтирована звукозаписывающая аппаратура.
Ранее планировалось, что сами музыканты расположатся на сцене местного развлекательного комплекса "Казино", что стоит прямо на берегу озера Начало записей было запланировано на 5-ое декабря, музыканты же приехали в город четвертого. В этот день в "Казино" давал концерт Фрэнк Заппа со своей группой "The Mothers Of Invention", сцена была пока занята, и свою аппаратуру Deep Purple решили пока не выгружать. Как бы предчуствуя что-то не ладное.
Через час после начала выступления Заппы, во время синтезаторного соло на композиции "King Kong", какой-то обезумевший oт счастья фэн пальнул в потолок зала из ракетницы. А там был сооружен декоративный бамбуковый навес.

Smoke on the lake

Предстоящему пожару не пришлось ждать долго. Заппа с грустью произнес в микрофон "без паники, у нас пожар", после чего его музыканты сложили инструменты и покинули сцену. Затем спокойно, без давки и истерик, вывели всех зрителей - никто не пострадал.
Эвакуацию организовал лично директор джазового фестиваля в Монтрё Клод Нобс (он, кстати организовал запись альбома "Machine Head" и стал его продюсером).
Вначале пламя разгоралось медленно - его даже не было видно. Роджер Гловер , не сознавая, насколько он рискует, снова вошел в горящее "Казино", чтобы поближе разглядеть и пощупать два новейших синтезатора Заппы. Хорошо, что Гловер вовремя успел выйти из горящего здания и соединился к остальным музыкантам, укрывшимся от суеты и толпы в ресторане отеля "Еurоре". И оттуда, через большое окно, они видели. как здание Казино", которому в 1971 году стукнуло уже 90 лет, обратилось в пылающий ад, а над водой Женевского озера повисла завеса дыма, не рассеивавшаяся потом ещё пару дней.
А синтезаторы Заппы, к слову, не успели вынести, они сгорели.
Таким образом Deep Purple остались без помещения для записи. Но уже утром следующего дня Клод Нобс договорился с администрацией расположенного неподалеку театра "Павильон". Днём туда перевезли всю аппаратуру и группа начала подготовку к записи инструментальных партии для трека с условным обозначением "Title #1". Рифф для этой песни Ричи Блэкмор заготовил ещё до поездки в Монтре (злые языки уверяют, что он "содрал" его с песни бразильца Карлоса Лиры "Maria Moita", которая впервые была записана Аструд Жильберто для альбома Look At The Rainbow. 1965).
К вечеру была завершена настройка аппаратуры, и группа начала работать. Только третий дубль понравился всем, а на часах было уже далеко за полночь. Остановившись, музыканты обратили внимание на слегка напряженное поведение обслуживающего персонала, которому было поручено обеспечивать тишину и отсутствие посторонних лиц во время записи. Оказывается, весь вечер в двери студии ломился наряд полиции, вызванный жителями окружающих домов! Тут вам следует пояснить кое-что. Монтре несмотря на концерты рок-звезд и джазовые фестивали, и тогда, и сегодня, представляет собой очень тихий, дорогой, аристократический курорт на "швейцарской Ривьере". Queen, Deep Purple, Боуи, Заппа - да, конечно.
Но Монтре как место для отдыха и лечения, задолго до них облюбовали Стравинский, Набоков, Хемингуэи. Руссо... Чайковский, опять же - он своё "Лебединое Озеро" не пропускал через мегаваттные "Маршаллы" в час ночи! А местных здесь всего тысяч двадцать. И они привыкли к курортникам определенного типа. Так что сами понимаете - малейший шум после захода солнца, и бдительные "монтрейцы" сразу же "звонят в полицию"! Итак, прибывшие полицейские корректно попросили музыкантов ограничить работу дневными часами. Это никого не устраивало. Поэтому Нобса "зарядили" подыскивать новое помещение - в маленьком городе это оказалось довольно сложным. Прошло пять или шесть дней. Легенда гласит, что именно в эти дни Иен Гиллан услышал, как Роджер Гловер, очевидно под впечатлением, пробормотал несколько раз во сне фразу "smoke on thе water" - "дым над водой".

Smoke on the water song"s monument

Утром, сидя, в ресторане, Гиллан снова вспомнил эти слова, схватил салфетку и записал их. Так родился знаменитый припев, который дал окончательное название записанной накануне песне - "Smoke On The Water" вместо рабочего "Title #1!". Затем, наконец Нобсу удалось снять целиком "Гранд Отель", находившийся на окраине города и в это время года абсолютно пустовавший. Естественно, он не отапливался. Для записи был облюбован Т-образный коридор на первом этаже. Специально нанятый плотник сколотил деревянный щит, отгородивший его от фойе. Щит был обложен матрасами из пустующих номеров. Ограниченное таким образом пространство отапливалось промышленной тепловой пушкой. Для создания "творческой атмосферы" коридор подсвечивался красными лампочками. Рядом припарковали грузовик с Rolling Stones Mobile и протянули от него кабели внутрь помещения. Вот только пробираться в коридор музыкантам приходилось через балконы смежных номеров - ведь вход в фойе был заколочен! Там и были увековечены все остальные инструментальные партии альбома "Machine Head", только барабаны Иена Пейса решили записать в другом коридоре, не отделенном от холла, так как ему понравилась реверберация звука в этом месте. В последнюю очередь был наложен вокал, в том числе и на дорожку "Smoke On The Water", записанную ещё в театре "Павильон". К этому времени у Гиллана был готов уже весь текст. И повествует он, в общем и целом, обо всех вышеупомянутых заключениях при записи альбома - о пожаре на концерте Заппы, о том, как Клод Нобс выводил людей, как сгорело "Казино", как был найден "Гранд Отель" и там уже записана вся пластинка: "Нам никогда не забыть, этот дым над водой и огонь в небесах!" Песня "Smoke On The Water" была выпущена на альбоме "Machine Head" в марте 1972 года. Постепенно стало ясно, что она будет одной из самых значимых композиций на диске. В виде сингла она появилась на прилавках музыкальных магазинов в 1973 году, на второй стороне была её концертная версия.

Smoke on the water manuscript

Сингл по результатам продаж стал "золотым" и достиг четвертой позиции в авторитетном чарте Billboard. Говорят, благодаря ему весь альбом занял вскоре 1 место в национальном английском хит параде, а к 1986 году стал дважды "платиновым" (2.000.000 копии)! Впоследствии диск не раз переиздавался, в Британии был даже выпущен его квадрофонический вариант. Песня "Smoke On The Water" попала в список "500 величайших композиции всех времен" журнала Rolling Stone, издание поместило ее в первую двадцатку 100 величайших гитарных треков, как и радиостанция ВВС. Кавер версиям её просто нет счета, можно упомянуть варианты от Iron Maiden, Ингви Мальмстина, Dream Theater, Sepultura, Metallica, Bon Jovi, Six Feet Under.
Известны и тематические слеты гитаристов, которые соревнуются друг с другом только в исполнении знаменитою риффа, последнее такое мероприятие состоялось в 2009 году в Польше собрало 6346 человек!
Этот показатель был внесен в Книгу Рекордов Гиннеса. А что же "Казино"? Оно было вновь отстроено к 1975 году и стало местом проведения джазовых фестивалей, а в 90-е годы его хотели было закрыть, но у его владельцев (а это какие-то французы) всё-таки не поднялась рука сделать это. Теперь его можно посетить - местоположение "Rue du Theatre", ее вы легко без особого труда можете найти на любой туристической карте города.
Теперь вы, наверное, хотите узнать, как выглядит памятник песне "Smoke On The Water" и как его найти? Очень просто. Отыщите (тоже по туристической карте) памятник Меркюри (пересечение Place du Marche и набережной Rouvenaz). Встаньте на набережной к нему лицом, а спиной, соответственно, повернитесь к озеру. Внимательно посмотрите налево. И вы увидите на грубом, железном нотном стане увитые плющом ноты знаменитого риффа - "Smoke On The Water"

Самая известная песня группы Deep Purple - Smoke on the Water была написана на основе реальных событий, в основу которых положен пожар в казино швейцарского городка Монтрё, произошедший 04.12.1971.

Deep Purple - Smoke on the Water: история

В 1971 году британские музыканты приехали в Монтрё, чтобы приступить к записи третьего альбома в золотом составе. Попутно арендовали у Rolling Stones передвижную студию и готовились к записи в местном игорном доме. Последним концертом в зале перед началом записи было выступление и его команды The Mothers of Invention. Именно во время этого выступления случился пожар, предположительно от выстрела из ракетницы в крышу. Здание казино и вся аппаратура The Mothers сгорела дотла. А ведь в казино Монтрё можно было вживую поиграть в рулетку или покер. Но теперь это можно сделать онлайн на http://slot-club-online.com/ без пожаров и под знаменитую песню Дип Пёрпл о "казино". Музыканты Deep Purple присутствовали на концерте, а финальную сцену пожара наблюдали уже из своей гостиницы.

Текст Smoke on the Water

We all came out to Montreaux
On the Lake Geneva shoreline
To make records with a Mobile
We didn"t have much time
Frank Zappa and the Mothers
Were at the best place around
But some stupid with a flare gun
Burned the place to the ground

And fire in the sky

They burned down the gambling house
It died with an awful sound
Funky and Claude was running in and out
Pulling kids out the ground
When it all was over
We had to find another place
But Swiss time was running out
It seemed that we would lose the race

And fire in the sky

We ended up at the Grand Hotel
It was empty cold and bare
But with the Rolling truck Stones thing just outside
Making our music there
With a few red lights and a few old beds
We make a place to sweat
No matter what we get out of this
I know we"ll never forget