Константин тимохин герой какого сражения. Капитан тимохин в романе война и мир толстого образ, характеристика сочинение

На батарее Тушина. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», т. I. ч. 2, гл. XX.)

Роман – эпопея «Война и мир» - вершинное произведение Л.Н. Толстого, великого русского прозаика. Оно потрясает
читателя реалистичностью, мастерским раскрытием образов главных героев, их характеров, точностью описания исторических
событий.
Все это достигнуто благодаря нескольким эпизодам, являющимися ключевыми в романе. Отрывок, в котором повествуется о
событиях на батарее Тушина во время Шенугабенского сражения, является одним из них. Эта глава отличается глубиной
переживаний героев и поставленных автором проблем.
Центральное место в эпизоде занимает описание боя, настроения и действий солдат и офицеров. Писатель, на протяжении
всего романа выражает мысль о том, что ничто так не влияет на результат сражения, как настроения солдат –
непосредственных участников боя. Если их охватывает страх и они не верят в победу, то поражение неминуемо. Таково мнение
Толстого.
Убедиться в данной теории помогает читателю этот эпизод. В начале отрывка мы видим солдат, спасающихся бегством, и
понимаем, что сражение будет проиграно.
Великолепно раскрыто настроение солдат, которых поглотил ужас. Они бегут с поля боя, не замечая своего командира, чей
голос им еще недавно казался грозным. Теперь же он не производил никакого действия, и офицер уже не мог вернуть войско
обратно.
Нельзя не отметить и поведение полкового командира в этом сражении. Когда он узнал, что его полк был застигнут
врасплох, он был поражен мыслью, что после его смогут обвинить в поражении. С этим офицер никак не мог смириться, ведь
он верой и правдой более двадцати лет служил на благо Родины. Генерал совершает выдающийся поступок: под градом пуль
скачет к полку, чтобы исправить допущенные ошибки. Руководит им не желание победить и даже не жажда славы, которая была
у всех офицеров, а страх за себя и за свою карьеру. И я думаю, что именно поэтому у него не получается убедить солдат
вернуться и отражать атаки французов.
Но не все были такими. Это подтверждает рота Тимохина, удержавшаяся в лесу, которая с «безумною и пьяную
решительностью» бросились на врага. Этот отряд автор противопоставляет отступающему полку и показывает, что многое в
битве зависит от настроения солдат, ведь рота смогла сделать то, что не удалось целому полку.
Толстой уделяет внимание и некоторым отдельным личностям. Так, в этом эпизоде мы видим Долохова, участвующего в бою.
Если в личной жизни он некто иной, как бретер и повеса, ведущий праздный образ жизни, то в сражении Долохов показывает
себя храбрым солдатом, полным отваги и мужества.
Но автор указывает и на слабые стороны персонажа, одной из которых является карьеризм. Долохов сражается не ради
победы и защиты родины, а ради славы. Его цель – продвинутся по службе, поэтому, захватив трофеи, он спешит показать их
начальству и просит об этом запомнить.
Совсем другим предстает перед нами отряд Тушина. Солдаты на батарее не думают о почестях, они лишь выполняют свой
долг, не замечая всеобщего отступления. И настоящий героизм во время сражения виден именно здесь. Артиллеристы не видят
даже того, что у батареи нет прикрытия и их могут захватить в любой момент. Солдаты обходятся без командования, потому
что знают, что и как им делать, а Тушин сам всегда находится у пушек и участвует в бою наравне с остальными.
Если сравнить полк, бежавший с поля боя, и батарею, то мы увидим, что Тушина и других бойцов не брал страх, они
сражались отчаянно, сумели поджечь Шенугабен и отбить нападающих на батарею французов. Через это писатель раскрывает
образы солдат, показывая не столько их портреты, сколько качество и недюжинные способности, а именно отвагу, доблесть,
решительность и умение выстоять в трудной ситуации. Это и помогло им оказывать сопротивление французскому войску.
Но Толстой не обходит стороной и душевные качества героев, подробно описывая их на примере Тушина. Автор указывает,
что командир батареи делает все то, что должен был делать лучший офицер, но в то же время «он находился в состоянии,
похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека».
Тушин видел все не так, как происходило на самом деле, перед его глазами стоял «фантастический мир», которым он
наслаждался. Все в его воображении было по другому: неприятельские пушки он представлял себе трубками, из которых кто-то
выпускал дым. Сам себя он видел сильным, высоким мужчиной, кидавшим французам ядра. Вообще говоря, Тушин во всем
старался увидеть что-то хорошее, не поддавался страху, который должно было вызвать все происходящее вокруг. Раскрывая
натуру командира батареи, мы отмечаем в нем глубину мысли, потрясающую выдержку и мужество. Поэтому Толстой сравнивает
Тушина с другим героем эпизода – штаб-офицером, которого я бы назвал трусом, он передает указание об отступлении и
ничего не делает для того, чтобы помочь переместить батарею в безопасное место. Когда же над ним пролетает два ядра, он
повторяет приказ и скачет прочь.
По-моему, с помощью этой сцены автор хотел выразить мысль, что во время сражения вся ответственность лежит на плечах
простых солдат, только от них зависит исход боя, а планы военоначальников редко осуществляются, ведь все может изменить
одно только настроение в первых рядах армии. В эпизоде о Шенугабенском сражении писатель доказал это.
После отъезда штаб-капитана приезжает адъютант с тем же приказанием – отступить. Это был князь Андрей, которого
удивляет положение на батарее. Первое, что он заметил, была лошадь, из ноги которой лилась кровь; увидел он и убитых
людей. Я уверен, что все это вызвало у него чувство жалости и скорби по погибшим. Болконского охватывает страх. Но мысль
об этом поднимает его: «Я не могу бояться», - говорит он себе.
Князь Андрей передал приказание, но остался у пушек, чтобы самому проследить за его исполнением. Он помог снять
орудия и перевезти их. В этом показана ответственность Болконского, его готовность помочь, а также сила духа, ведь он
сумел побороть в себе чувство страха. Эпизод заканчивается прощанием князя Андрея с Тушиным. Командир батареи не может
сдержать своих чувств, на глазах его слезы. Он понимает, что сражение проиграно, но, по моему мнению, в то же время он
рад встречи с Болконским, понимая, насколько он отличается от остальных штабных офицеров.
Таким образом, в эпизоде «На батарее Тушина» раскрыты образы нескольких персонажей, в том числе Андрея Болконского,
одного из главных героев романа. Показаны их чувства и переживания, черты характера. Толстой мастерски описывает
сражение, которое испытывает героев произведения и заставляет их проявлять все необходимые в бою качества. Именно
поэтому этот отрывок является одним из ключевых в романе, и он действительно заслуживает внимания читателя.


Роман «Война и мир – роман-эпопея: в нем отразилась сила и характер русского народа в момент, когда решалась его судьба. В романе дана широкая панорама общественно-политической жизни России. В центре этих событий – Отечественная война 1812 года, которая стала своеобразной проверкой помыслов, дел и свершений тысяч людей, их моральных качеств и духовной силы. В то же время великие исторические потрясения вскрыли истинную сущность каждого отдельного человека. Большое внимание в романе автор уделяет русским воинам – тем, кто разбил численно превосходящего противника и освободил русскую землю от захватчиков. Русский воин – понятие собирательное. Это и простой солдат, и князь Андрей, и совсем еще мальчик Петя Ростов, и партизан Тихон Щербатый. В эпопее «Война и мир» история предстает в человеческом освещении: события пропущены сквозь призму восприятия героев, движение истории сопряжено с судьбами простых людей. Один из них - капитан Тушин, герой Шенграбенского сражения. В его внешнем облике, речи, манере держаться «было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Перед сражением он размышляет о смерти, не скрывая, что смерть страшит его прежде всего своей неизвестностью: «Боишься неизвестности, вот чего. Как там ни говори, что душа на небо пойдет… ведь это мы знаем, что неба нет, а есть атмосфера одна». Именно робкий Тушин взял на себя инициативу во время Шенграбенского сражения. Он нарушил диспозицию и выполнил то, что ему казалось единственно правильным. Во время боя он преображается, в нем проявляю именно те свойства, которые, по мысли автора, являются сутью русского национального характера: ум, человечность, внутренняя убежденность. Четыре орудия Тушина, благодаря смелости его замысла и энергичности действий всей роты, представились французам главными силами русских. Маленький Тушин с его слабеньким голосом становится почти богом в глазах солдат. В этом слиянии, по мнению Толстого - одна из главных причин победы. Но сам он себя не считает героем, думая о промахах и чувствуя себя виноватым в том, что потерял два орудия. Важная черта Тушина – человеколюбие, способность к состраданию: он подбирает тяжело раненного пехотного офицера и контуженного Николая Ростова. Капитана Тимохина объединяет с Тушиным глубокое внутреннее родство. Внешне Тимохин ничем не примечательный «служака». Однако Кутузов, узнавший его во время смотра, с симпатией отозвался о капитане: «Еще измайловский товарищ… Храбрый офицер!». Накануне Бородинского сражения Тимохин просто и буднично говорит о предстоящем бое: «Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят». Истинные герои, считает автор, часто остаются в тени, а плоды победы пожинают совсем не те, кто ее завоевал. Этот мотив звучит в эпизоде, когда Тимохин и Долохов остановили внезапно возникшее замешательство и чуть не последовавшее за ним паническое бегство русских солдат. «Минуту нравственного колебания, которая решает участь сражений» угадал, почувствовал Тимохин: он «с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». Тимохин одушевлен желанием спасти положение, вызволить из беды растерявшихся солдат. Долохов тоже принимает участие в этом героическом деле. Но после боя Долохов обращает не себя внимание полкового командира: «Мною взят в плен офицер. Я остановил роту», - присваивая тем самым себе все лавры победы. Так Толстой разделяет героизм истинный, бескорыстный, народный и героизм показной, мнимый. Отечественная война 1812 года явилась тяжелым испытанием для всего русского общества. Эта война показана писателем как война народная. Русский воинна страницах романа предстает перед нами как истинный патриот, не жалеющий жизни для победы. Внешне он скромный, не всегда заметный, но воюет умело. Войско и народ, сплоченные любовью к своей родной стране, одержали решительную победу над захватчиками.

Война 1805г. Обстановка в театре военных действий была следующей: тридцатипятитысячная русская армия отступает, преследуемая стотысячной французской армией под начальством Наполеона. Кутузов послал наперерез врагам четырёхтысячный авангард Багратиона, который, опередив французов, должен был задерживать их, сколько мог. Задача была не из лёгких.. .Ночью Багратион, пройдя сорок пять вёрст с голодными, разутыми солдатами по горам, без дороги, растеряв при этом третью часть отставшими, прибыл в назначенное место на несколько часов раньше французов. Но тут случилось неожиданное.. .Мюрат, встретив отряд Багратиона, подумал, что это вся армия Кутузова и предложил перемирие на три дня. Для русских это была единственная возможность выиграть время, дать отдохнуть измученному отряду Багратиона. В отличие от Мюрата, Наполеон сразу разгадал обман. Пока отряд Багратиона отдыхал, к Мюрату скакал адъютант Бонапарта с грозным посланием. Русские успели немного отдохнуть, поесть солдатской каши, и тут.. .внезапно слышится свист, падает ядро, затем следующее, и следующее.. .Тушин, командир батареи, приказал начать огонь по Шенграбену.
А тем временем пехотные полки, застигнутые французами в лесу врасплох, хаотично, в панике, выбегали из леса, крича: "Обошли! Отрезали! Пропали! ". Полковой командир бежал за своими солдатами, пытаясь их остановить, но они его не слушали и продолжали бежать. Он остановился в отчаянии, ему казалось, что всё кончено. Но тут он увидел, что французы, только что наступавшие, вдруг побежали назад. В лесу показались русские стрелки - это рота Тимохина, единственная оставшаяся в порядке, сидела в канаве, дожидаясь врага, а затем внезапно атаковала. Тимохин был будто пропитан бодростью и решительностью в эту минуту, он, держа в руке одну шпагу, наполненный великим чувством долга и боевым духом, побежал на французов, и те, не успев опомниться, побросали оружие и побежали. В этот момент Долохов бежал рядом с Тимохиным, убил в упор одного француза и "первый взял за воротник сдавшегося офицера". Бегущие солдаты возвращались к своим батальонам. Полковой командир стоял с майором Экономовым и отдавал ему приказ, в это время к нему подбежал один бледный солдат, это был Долохов. Он показал командиру французскую шпагу и сумку, сказал, что взял в плен офицера и остановил роту. И ещё он просил командира запомнить его. А после, продолжая мешать разговору, Долохов показал свою рану, доставшуюся ему от французского штыка.
Если сравнивать Тимохина и Долохова, можно сказать, что Тимохин - храбрый, решительный, целеустремлённый, отчаянный, с огромной силой воли, ведь, когда все солдаты других рот начали панически куда-то бежать, подцепляя за собой остальных, Тимохин не поддался этому и остался сидеть в лесу, в засаде, поджидая удобного моманта для нападения. Ведь для победы в сражении важно не только иметь большую армию, хотя и не без этого, важно уметь правильно настроить эту армию, этих солдат, придать им хорошего боевого духа, веру в свои силы и желание во что бы то ни стало защитить людей от гибели. А если все начали падать духом, унывать, думать, что всё кончено, то постепенно они присоединяют к себе других, и тем самым очень легко поддаться этому и побежать со всеми.. .
А когда пришёл тот самый нужный момент, Тимохин скомандовал для наступления, затем он бежал впереди всех и убивал французов, попадавшихся ему на пути. В этот момент у него был такой огромный заряд энергии, нужной в бою, что он заразил ею свою роту, и они, следуя его примеру тоже бежали на противника. Среди них был и Долохов.
Обычно, когда сравнивают двух людей, один получается положительным, а другой отрицательным. Тимохин получился положительным, но нельзя сказать, что Долохов прямо совсем отрицательный.

«Война и мир» - роман Льва Николаевича Толстого - национальная эпопея, посвященная героизму русских людей в Отечественной войне 1812 г., подвигу, совершенному народом.

Еще описывая Шенграбенское сражение один из главных эпизодов кам­пании 1805 г., Толстой показал подвиг капитана Тушина и солдат его бата­реи. Капитан Тушин - рядовой офицер, человек, олицетворяющий на­родную мудрость и простоту. Во время боя он бесстрашно руководит бом­бардировкой, показывая пример мужества солдатам, свято выполняя свой воинский долг.

Капитан Тимохин тоже совершает подвиг, и атака его роты в критиче­ский момент изменила ход сражения. Как и Тушин, он является… долга, храбрости и исполнительности.

По мнению Толстого, война - «противное человеческому разуму по своей человеческой природе событие», однако война 1812 г. это страшная необходимость. Казнить врага, изгнать его с родной земли - долг каждо­го русского человека.

Если в высших аристократических кругах лишь произносили пышные фразы о любви к отечеству, а на самом деле только «следили за… флюгера царской милости», то лучшие люди из дворян поступали по-другому: воз­вращается в армию Николай Ростов, уходит на войну юный Петя, отдает миллион на ополчение Пьер Безухов, командует полком, стремясь быть бли­же к народу, князь Андрей, отдают все подводы воинам, раненным под селом Бородином, Ростовы, обрекая себя на разорение.

Чувство ненависти к врагам родины заставляет жителей Смоленска и Москвы сжигать свое имущество, чтобы оно не досталось французам, и поступок купца Ферапонтова и «человека во фризовой шинели» - при­мер истинного патриотизма.

Русские крестьяне, «Карпы и Власы», как называет их Толстой не хо­тели продавать французам сено даже за большие деньги, сжигали его. Ка­ждый русский человек по-своему боролся с врагом.

Бородинская битва - это величайшее проявление патриотизма русского народа. Простые люди понимали всю важность этого момента «Всем на­родом навалиться хотят», - говорит один из солдат; готовясь к возможной смерти в предстоящей битве, мужики-ополченцы надели белые рубахи. То же настроение царит и в полку Андрея Болконского.

Спокойно и мужественно ведут себя во время боя артиллеристы на батарее Раевского, готовые умереть, но выполнить свой долг.

Кутузов - выразитель патриотического народного духа в романе. Он уверен в мужестве и стойкости солдат, знает, что враг будет побежден. Понятен и близок Кутузову этот «чудесный, бесподобный народ».

Огромную роль в Отечественной войне 1812 г. сыграло партизанское движение. Писатель говорит и об отряде старостихи Василисы, побившем сотни французов, и о дьячке, командовавшем отрядом, и о партизанах Де­нисова, и об отряде Долохова. Рассказывает Толстой о партизане Тихоне Щербатом, самом храбром и нужном человеке в отряде Денисова, отличав­шемся особой удалью. Щербатый - один из тех героев, которые тихо и незаметно делают свое дело, все то, что подсказывало им чувство любви к Родине.

Патриотизм русских людей всех сословий, мужество и героизм офи­церов и простых солдат - вот залог непобедимости русского народа.

Рецензия

В сочинении на фактическом материале романа «Война и мир» пока­зано немногоречивое «истинное мужество» истинных героев и патриотов войны 1812 г.; показан истинный патриотизм и героизм русских людей, который «доказывается не словом, а делом», незаметно, буднично проявляет себя как чувство любви к России. Сочинение раскрывает авторскую пози­цию. Материал сочинения располагается логично, последовательно. Сочине­ние композиционно завершено. Написано хорошим литературным языком.

Тушин в бою нисколько не меняется: он по-прежнему склонен размышлять, движения его неловки, он вздрагивает от звуков выстрелов, но здесь его мысли приобретают другой характер. Он уже не думает о смерти: «мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Но «у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту». Французские пушки представляются ему трубками, снаряды - мячиками, французы - муравьями; свою большую пушку он называет Матвеевной, а самого себя он видит «огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра».

Так что же такое героизм и что это значит: мужество, если героем оказывается маленький, пугливый, слабый человек, только воображающий себя сильным мужчиной? Толстой прошел осаду Севастополя и знал войну. Он знал: те лгут, кто говорит, что ничего не боится. Боятся все, но не все умеют победить свой страх, а мужество в том и заключается, чтобы, вздрагивая от выстрелов, не бежать оттуда, где опасно, но делать свое дело. Всегда очень обидно читать, как накидывается на Тушина штаб-офицер, добравшийся, наконец, до него с приказом отступать: «Что вы, с ума сошли?...» Не потому обидно, что он кричит на Тушина, а потому, что Тушин пугается его и не может победить этого своего страха.

  • «- Ну, за что они меня?.. - думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.
  • - Я... ничего... - проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. - Я-»

К счастью, в это время близко пролетело! ядро штаб-офицер поворотил лошадь и поскакал; прочь, а вместо него приехал князь Андрей. «Он передал приказание и не уехал с батареи». Тушин вздрагивает от выстрелов - и делает свое дело. Князь Андрей тоже «почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. «Я не могу бояться», - подумал он и медленно слез с лошади между орудиями». Они очень разные, Тушин и князь Болконский. В мирной жизни между ними нет ничего общего, и гордый князь, может быть, не снизошел бы до разговора с артиллерийским капитаном, да и негде было бы им встретиться. Но здесь, сведенные вместе войной, они молча делают свое дело: «Оба были так заняты, что, казалось, и не видели друг друга». Здесь они похожи тем главным, чего требует от человека, осознанной князем Андреем и не осознанной Тушиным мыслью: «Я не могу бояться», умением победить свой страх.

И Тушин чувствует это единство. Когда все кончилось и князь Андрей протянул ему руку, Тушин говорит те же слова, какие сказал бы своему фельдфебелю Захарченко.

«- До свидания, голубчик, - сказал Тушин, - милая душа! прощайте, голубчик, - сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза». Слезы эти понятны. Кончился взлет страшного напряжения, кончился его Тулон, больше не нужно быть героем, и он опять превратился в маленького робкого человека. Таким он и стоит перед Багратионом в тесной избе, где собралось все начальство; на бедного капитана устремлено столько глаз - немудрено, что он споткнулся о древко взятого сегодня французского знамени и вызвал , причем «громче всех слышался голос Жеркова». Читать эту сцену горько, и стыдно, и страшно: почему же так? Почему трус Жерков сидит здесь и смеется громче всех, а герой Тушин, дрожа, стоит перед Багратионом, едва имея силы выговорить: «Не знаю... ваше сиятельство... людей не было, ваше сиятельство».

Невольно вспоминается еще один герой Шенграбенско-го сражения, знакомый нам со смотра в Браунау. Здесь он появился в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали...

«Все казалось потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов. Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». (Курсив мой. - Н. Д.)

Только благодаря Тимохину русские имели время опомниться: «Бегущие возвратились, батальоны собрались...»

Так вел себя в бою тот самый Тимохин, который на смотре в Браунау «все больше и больше прижимал свои два пальца к козырьку, как будто в одном этом прижимании он видея теперь свое спасение».

Так что же такое мужество, если храбрец, которого еще е Измаила запомнил Кутузов, оставаясь храбрецом в бою, вытягивается перед начальством, дрожа от страха, и капитан Тушин, не думавший об опасности под вражескими ядрами, теряет дар речи, стоя перед Багратионом?

Мужество разнообразно. И есть немало людей, безудержно храбрьга в бою, теряющих свою храбрость в будничной жизни. Их поведение не всегда можно назвать трусостью; тут другое. На поле боя человек знает, как он должен себя вести и что от него требуется. В обычной жизни случается иное" именно то, что человек должен сделать, повинуясь своей совести, может вызвать недовольство других людей. Вот чье мужество в бою и в штабе одинаково - это князь Андрей. Он и здесь может приказать себе: «Я не могу бояться»; он одно знает: как отступить в бою, так и промолчать перед начальством - значит унизить свое человеческое достоинство, потому и заступается за Тушина.

«- Вот спасибо, выручил, голубчик, - сказал ему Тушин», и князю Андрею стало грустно и тяжело, как грустно и тяжело было нам читать о вызове Тушина к Багратиону.

Мы еще раз встретимся с Тушиным в госпитале, где он выйдет нам навстречу с пустым рукавом, потому что потеряет руку в одной из следующих битв. Больше мы уже не увидим его на страницах романа, но навсегда запомним то, чему он научил нас: если хочешь стать храбрым, задача не в том, чтобы не бояться. Нужно только знать: бояться стыдно, на это я не имею права; я должен преодолеть свой страх, я не могу поступить иначе. Вот эта невозможность поступить иначе и называется мужеством.