Кто такой мизгирь из сказки снегурочка. Снегурочка в царстве берендеев

«Снегурочка» Островский

«Снегурочка » анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Александра Николаевича Островского по праву можно считать создателем репертуара для национального русского театра. Несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах русского купечества (которое критик Николай Добролюбов очень метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть очень светлое и сказочное произведение - «Снегурочка» , написанное в 1873 году.

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший. Особенность и в том, что пьеса «Снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. Однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. Вся пьеса - своеобразная поэтическая стилизация под русский фольклор, которым Островский тогда был увлечен.

Объясняется это тем, что в 1873 году труппа Малого театра вынуждена была переехать в Большой театр на время ремонта. Так под одной крышей оказались оперная, балетная и драматическая труппы. Тогда и решила комиссия управления московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. Островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. А музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор Петр Ильич Чайковский.

Таким образом, лирическая пьеса Островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. А еще «весенняя сказка» Островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки Пушкина. Да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.

Поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. Островский пишет о природе как о человеке. Пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. Обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.

Действие пьесы происходит в царстве Берендея. Оно больше напоминает этакое утопическое государство, в котором люди живут по законам чести и совести, боясь вызвать гнев богов: это некий идеал общественного устройства, созданный Островским. Даже царь, который на Руси был единоличным правителем, самодержцем, в произведении воплощает народную мудрость. Он беспокоится о своем народе по-отечески: ему кажется, что его подданные перестали замечать красоту природы, а больше испытывают тщеславие и зависть. Вот за это и рассердился на берендеев Ярило, который с каждым годом все больше и больше морозит людей. Тогда Берендей открывает один из главных законов природы: «Все живое должно любить» . И просит своего помощника Бермяту в Ярилин день собрать как можно больше женихов и невест, чтобы, освятив их брак, принести жертву богу Солнца.

Однако основной драматургический конфликт связан как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душой стремится к пожару любви, отчего и должна погибнуть. Отец-Мороз предупреждает об этом мать Весну-Красну: он говорит, что Ярило поклялся отомстить ему, используя их дочь Снегурочку. Дескать, когда она по-настоящему полюбит, Ярило растопит ее своими горячими лучами.

Не сразу Снегурочка познала, что такое настоящая любовь. Оказавшись в семье бездетного Бобыля, девушка ждет той же любви, что от матери с отцом. Но Бобыль и Бобылиха воспринимают приемную дочь в качестве своеобразной приманки для богатых женихов. Только женихи все не те: многие парни перессорились со своими девушками из-за Снегурочки, но ни она не готова отдать свое сердце, ни приемных родителей обычные берендеи не устраивают.

Самой же Снегурочке нравится пастушонок Лель, щедро одаривающий своими песнями всех девушек в округе. Это и задевает героиню: ей хочется, чтобы любили только ее. Когда же находится богатый жених, «торговый гость» Мизгирь, готовый ради Снегурочки отдать все богатства, не может она найти в своем сердце чувства к нему. Несчастны все: Купава, несостоявшаяся невеста Мизгиря, Мизгирь, который не может больше думать ни о ком, кроме Снегурочки, пленившей его своей красотой, да и сама Снегурочка страдает, так как не знает, что такое настоящая любовь.

Обратившись за помощью к матери, героиня получает то, чего хотела больше всего на свете, - возможность любить. Весна-Красна говорит, что она полюбит первого встречного. По счастью, им оказывается Мизгирь, и читатель может представить, что теперь все закончится благополучно. Но нет, Мизгирь, опьяненный любовью Снегурочки, хочет всем показать, что смог добиться своего - взаимности красавицы. Не слушая просьб девушки, он буквально втаскивает ее на гору, где берендеи встречали рассвет, и под первыми лучами солнца Снегурочка растворяется. Уступив закону человеческому, она тает «от сладких чувств любви».

Таяние Снегурочки - это победа над «следами стужи» в сердце. Она была готова погибнуть за право любить всем сердцем. Мизгирь сказал об этом: «Любовь и страх в ее душе боролись» . Теперь страх отброшен, и Снегурочка в последние минуты своей недолгой жизни отдана только любви.

Бесстрашен и Мизгирь. Он сдержал свое обещание: «Беда придет - погибнем вместе» . Гибель Снегурочки для него беда, поэтому он бросается в озеро, чтобы соединиться с прохладной водой, в которую превратилась Снегурочка, еще недавно теплая в его горячих объятьях.

А вот Царь Берендей называет кончину Снегурочки «печальной» , потом «чудесной» . Различие этих эпитетов подсказывает читателю выход из трагедии в жизнеутверждение. Смерть Снегурочки и праздник берендеев оказываются рядом. Ее угасание несет в мир разлив света. Недаром царь говорит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать …

Так трагедия личности растворяется в общем хоре природы. Говоря словами Пушкина, печаль автора светла, потому что светла человеческая душа: она оказывается свободной и бесстрашной в любви, она сильнее страха самосохранения.

Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме - леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди - свита Весны. Холодом встречает Весну страна берендеев, а все из-за заигрываний Весны с Морозом, старым дедом, признается сама Весна. Родилась у них дочка - Снегурочка. Весна боится ссориться с Морозом ради дочери и вынуждена терпеть все. Рассержено и само «ревнивое» Солнце. Поэтому и зовёт Весна всех птиц согреться пляской, как поступают и сами люди в холода. Но только начинается веселье - хоры птиц и их пляски, - как поднимается вьюга. Весна прячет птиц в кусты до нового утра и обещает их согреть. Тем временем из лесу выходит Мороз и напоминает Весне, что у них есть общее дитя. Каждый из родителей по-своему заботится о Снегурочке. Мороз хочет спрятать её в лесу, чтобы жила она среди послушных зверей в лесном терему. Весна хочет другого будущего для дочки: чтобы жила она среди людей, среди весёлых подруг и ребят, играющих и пляшущих до полуночи. Мирная встреча переходит в cпop. Мороз знает, что бог Солнца берендеев, горячий Ярило, поклялся погубить Снегурочку. Как только в её сердце зажжётся огонь любви, он растопит её. Весна не верит. После ссоры Мороз предлагает отдать их дочь на воспитание к бездетному Бобылю в слободку, там и парни вряд ли будут обращать внимание на их Снегурочку. Весна соглашается.

Мороз вызывает из лесу Снегурочку и спрашивает, не хочет ли она жить с людьми. Снегурочка признается, что давно тоскует по девичьим песням и хороводам, что нравятся ей песни молоденького пастуха Леля. Это особенно пугает отца, и он наказывает Снегурочке больше всего на свете остерегаться Леля, в котором живут «палящие лучи» Солнца. Расставаясь с дочкой, Мороз поручает заботу о ней своим «лешуткам» лесным. И, наконец, уступает место Весне. Начинаются народные гулянья - проводы Масленицы. Берендеи песнями встречают приход Весны.

Пошёл Бобыль в лес за дровами и видит Снегурочку, одетую, как боярышня. Захотела она остаться жить у Бобыля с Бобылихой приёмной дочкой.

Непросто живётся Снегурочке у Бобыля с Бобылихой: названные родители сердятся, что она своей излишней стыдливостью и скромностью отвадила всех женихов и им не удаётся разбогатеть с помощью выгодного брака приёмной дочки.

К Бобылям приходит на постой Лель, потому что они одни за деньги, собранные другими семьями, готовы его пустить в дом. Остальные боятся, что их жены и дочери не устоят перед обаянием Леля. Снегурочка не понимает просьб Леля о поцелуе за песню, о подарке-цветке. Она с удивлением срывает цветок и дарит его Лелю, но тот, спев песню и увидев других девушек, зовущих его, бросает уже увядший цветок Снегурочки и убегает к новым забавам. Многие девушки ссорятся с парнями, которые невнимательны к ним из-за увлечения красотой Снегурочки. К Снегурочке ласкова только Купава, дочь богатого слобожанина Мураша. Она сообщает ей о своём счастье: к ней посватался богатый торговый гость из царского посада Мизгирь. Тут появляется и сам Мизгирь с двумя мешками подарков - выкупом за невесту для девушек и парней. Купава вместе с Мизгирем подходит к Снегурочке, которая прядёт перед домом, и зовёт её в последний раз поводить девичьи хороводы. Но увидев Снегурочку, Мизгирь страстно влюбился в неё и отверг Купаву. Он приказывает нести свою казну в дом Бобыля. Снегурочка сопротивляется этим переменам, не желая зла Купаве, но подкупленные Бобыль с Бобылихой заставляют Снегурочку даже прогнать Леля, чего требует Мизгирь. Потрясённая Купава спрашивает Мизгиря о причинах его измены и слышит в ответ, что Снегурочка завоевала его сердце своей скромностью и стыдливостью, а смелость Купавы кажется ему теперь предвестием будущей измены. Оскорблённая Купава просит защиты у берендеев и шлёт проклятия Мизгирю. Она хочет утопиться, но Лель останавливает её, и она без чувств падает ему на руки.

В покоях царя Берендея происходит разговор между ним и его приближённым Бермятой о неблагополучии в царстве: уже пятнадцать лет Ярило немилостив к берендеям, зимы все морознее, весны все холоднее, а кое-где и летом лежит снег. Берендей уверен, что Ярило гневается на берендеев за охлаждение их сердец, за «стужу чувств». Чтобы угасить гнев Солнца, Берендей решает умилостивить его жертвой: в Ярилин день, назавтра, связать, брачными узами как можно больше женихов и невест. Однако Бермята сообщает, что из-за какой-то Снегурочки, объявившейся в слободе, все девушки перессорились с парнями и найти женихов и невест для бракосочетания невозможно. Тут вбегает брошенная Мизгирем Купава и выплакивает царю все своё горе. Царь приказывает найти Мизгиря и созвать берендеев на суд. Приводят Мизгиря, и Берендей спрашивает Бермяту, как покарать его за измену невесте. Бермята предлагает заставить Мизгиря жениться на Купаве. Но Мизгирь смело возражает, что его невеста - Снегурочка. Купава тоже не хочет выходить замуж за изменника. У берендеев нет смертной казни, и Мизгиря приговаривают к изгнанию. Мизгирь лишь просит царя самого взглянуть на Снегурочку. Увидев пришедшую с Бобылём и Бобылихой Снегурочку, царь поражён её красотой и нежностью, хочет найти для неё достойного мужа: такая «жертва» наверняка задобрит Ярилу. Снегурочка признается, что сердце её не знает любви. Царь обращается за советом к своей супруге. Елена Прекрасная говорит, что единственный, кто сможет растопить сердце Снегурочки, - Лель. Лель зовёт Снегурочку до утреннего солнца свивать венки и обещает, что к утру в её сердце проснётся любовь. Но и Мизгирь не хочет уступать Снегурочку сопернику и просит позволения вступить в борьбу за сердце Снегурочки. Берендей позволяет и уверен, что на заре берендеи с радостью встретят Солнце, которое примет их искупительную «жертву». Народ прославляет мудрость своего царя Берендея.

На вечерней заре девушки и парни начинают водить хороводы, в центре - Снегурочка с Лелем, Мизгирь же то появляется, то исчезает в лесу. Восхищённый пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая наградит его поцелуем. Снегурочка хочет, чтоб Лель выбрал её, но Лель выбирает Купаву. Другие девушки мирятся со своими милыми, прощая им былые измены. Лель ищет Купаву, ушедшую домой с отцом, и встречает плачущую Снегурочку, но ему не жаль её за эти «ревнивые слезы», вызванные не любовью, а завистью к Купаве. Он говорит ей о тайных любовных ласках, которые ценнее публичного поцелуя, и только за настоящую любовь готов повести её утром встречать Солнце. Лель напоминает, как он плакал, когда Снегурочка прежде не ответила на его любовь, и уходит к парням, оставив Снегурочку ждать. И все же в сердце Снегурочки пока живёт не любовь, а только гордость за то, что именно её поведёт Лель встречать Ярилу.

Но тут Мизгирь находит Снегурочку, он изливает ей свою душу, полную жгучей, настоящей мужской страсти. Он, никогда не моливший у девушек любви, падает перед ней на колени. Но Снегурочке страшна его страсть, страшны и угрозы отомстить за унижение. Она отвергает и бесценный жемчуг, которым Мизгирь пытается купить её любовь, и говорит, что обменяет свою любовь на любовь Леля. Тогда Мизгирь хочет силой получить Снегурочку. Она зовёт Леля, но на помощь ей приходят «лешутки», которым отец Мороз поручил беречь дочку. Они уводят Мизгиря в лес, маня его призраком Снегурочки, в лесу он и плутает всю ночь, надеясь настичь Снегурочку-призрак.

Тем временем даже сердце жены царя растопили песни Леля. Но пастух ловко увёртывается и от Елены Прекрасной, оставляя её на попечение Бермяты, и от Снегурочки, от которой он убегает, завидя Купаву. Именно такой безоглядной и горячей любви ждало его сердце, и он советует Снегурочке «подслушивать» горячие Купавины речи, чтоб научиться любить. Снегурочка в последней надежде бежит к матери Весне и просит её научить настоящему чувству. В последний день, когда Весна может исполнить просьбу дочери, поскольку назавтра вступает в права Ярило и Лето, Весна, поднимаясь из воды озера, напоминает Снегурочке о предостережении отца. Но Снегурочка готова отдать жизнь за миг настоящей любви. Мать надевает на неё волшебный венок из цветов и трав и обещает, что она полюбит первого же юношу, которого встретит. Снегурочка встречает Мизгиря и отвечает на его страсть. Безмерно счастливый Мизгирь не верит опасности и считает желание Снегурочки спрятаться от лучей Ярилы пустым страхом. Он торжественно приводит невесту на Ярилину гору, где собрались все берендеи. При первых лучах солнца Снегурочка тает, благословляя любовь, несущую ей смерть. Мизгирю кажется, что Снегурочка обманула его, что боги над ним насмеялись, и он в отчаянии бросается с Ярилиной горы в озеро. «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут», - говорит царь, и все берендеи надеются, что гнев Ярилы теперь погаснет, что он дарует берендеям силу, урожай, жизнь.

Пересказала Е. П. Сударева.

Лиризм сочетается в «Снегурочке» с эпосом, поэзия природы - с переживаниями человека, нешуточными страстями, «очищенными» от современных социальных условий. История переплелась со сказкой. Одновременно пьеса своим пафосом, всей своей направленностью была адресована современному человеку, его духовному миру, ибо в ней поднимаются вечные и всегда современные нравственные вопросы: любви и счастья, жизни и смерти, добра и зла.

Драматическое действие обогащено элементами устного народного творчества, обрядовыми играми и забавами, пришедшими из седых веков и сохранившимися в народной памяти. В тексте сочетаются трагедийные и комические эпизоды, монологи чередуются с короткими, динамичными репликами персонажей, декламация - с пантомимой, балет - с пением. В основе всего этого лежит безрифменный, но разнообразно ритмизованный стихотворный текст.

Современный читатель, от которого русская обрядность отдаляется всё более и более, словно сам принимает участие в проводах Масленицы и в чудесной, фантастической купальской ночи; оказывается в сказочном царстве берендеев, знакомится с языческим богом Ярилой, усваивает народные представления о Весне, Зиме, Солнце... «Снегурочка» соткана из фольклорных мотивов, пришедших из сказок, песен и произведений других жанров народного творчества.

Откуда черпал автор материал для своего детища? А.Н. Островский серьёзно изучал труды фольклористов, этнографов, историков. Он читал русские летописи, знакомился с материалами экспедиций, беседовал со знатоками старинного быта, консультировался с археологами и чутко прислушивался к их советам.

Целый ряд сюжетных ситуаций имеют сходство со сказкой о девушке-снегурушке; сказка эта была опубликована в сборнике И.А. Худякова «Великорусские сказки». Образ Берендеева царства связан с народным преданием о древнем племени берендеев. Упоминание о племени берендеев есть в летописях XI-XIII веков. Образ Солнца-Ярилы восходит к старинным календарным обрядам, а сам бог Ярила - один из главных богов славян.

Бесконечно далёкое минувшее в «Снегурочке» воссоздаётся с помощью народной поэзии. Фольклорное начало бережно сохраняется Островским как факт глубочайшего уважения к нашим далёким пращурам, их жизни, их бытовому укладу, их представлениям и верованиям. Изображение «времён минувших» - не самоцель и тем более не фон. В пьесе естественным образом переплетаются мотивы старины сдвижением времени и характеров, тесно связанных с историей. Только современность представлена не напрямую её предстоит прочувствовать читателю пьесы и зрителю театрального представления. «Снегурочка» предвосхитила открытия нового искусства грядущего XX столетия.

Художественную самобытность «Снегурочки» составляет органическое, естественное сочетание слова и музыки, но поэзия слова стоит в центре пьесы.

Герои «весенней сказки» Островского живут в мире одухотворённой их верованиями природы, в мире сказки. Вместе с тем, в отличие от народной сказки, условия жизни героев, их «быт» переданы писателем достаточно определённо и конкретно. Уже из «Пролога» очевидно, что страна, где происходят события, находится в средней полосе славянских земель. Её природа - это длинные суровые зимы, медленно приходящая и поначалу холодная весна, которая приближается постепенно, не вдруг. На смену ей приходит летний расцвет, но и он перемежается жаркими и прохладными летними месяцами. Славянский люд, живущий па лоне природы, носящий условное название «берендеи», полон нерастраченных первозданных духовных и физических сил. За свой неустанный трудом вознаграждается плодородием земель.

Мир берендеев уютный. Он противопоставлен во втором действии пьесы междоусобным войнам, которые ведут «близких соседей окрестные царства».

Герои Островского реальные люди нереальной земли. Они родственны, близки современным людям. Столица царя Берендея стоит на берегу реки. За ней на холме в лесу - святилище главного, но не единственного бога берендеев-языч-ников - Ярилы, бога Солнца, плодородия и тепла. Вокруг столичного посада расположились слободы. В заречной живут земледельцы; разводят они также и скот. Среди них есть торговый гость из Берендеева посада Мизгирь. Их отдалённость от нас во времени, включение их в сказочные обстоятельства позволяют Островскому при поэтическом изображении жизни создавать характеры глубоко обобщённо и символично. Мотивы, завязывающиеся в Прологе, во многом определяют дальнейшее действие и его исход.

Снегурочка . Мотив чудесного рождения Снегурочки - один из древнейших сказочных сюжетов. Но история Снегурочки в пьесе целиком не совпадает ни с одним из вариантов народной сказки - Островский трактует фольклорный сюжет по-своему. Из сказочного повествования о «неудачном» человеке, чудесное рождение которого из непрочного материала глины, песка, снега - предопределяет его быстрое разрушение, писатель создаёт историю об «опасном» рождении, которое таит в себе семена трагической судьбы. В образе Снегурочки соединены два противоположных начала: красота, внутренняя чистота, божественная девственность, с одной стороны, и потребность в безоглядной любви - с другой. В этом основа «весенней сказки». Героиня проходит испытание людским равнодушием и любовью, в равной мере губительными. Эти испытания реальны.

В волшебной сказке одним из приёмов является запрет, который нарушается центральным персонажем, но важно, что этот запрет не обосновывается в фольклорных произведениях психологически. Он - данность, которую принимает и сказитель, п слушатель (читатель). Снегурочка также нарушает запрет. Но её поступок глубоко обоснован: она, следуя непреодолимым законам молодости и природы, стремится к общению с людьми, душевному теплу, любви. Ее чистота и невинность холодны, но она болезненно ощущает равнодушие и холодность других. В ней живёт «весеннее», пробуждающееся, «родниковое» начало. Может быть, именно поэтому её появление нарушает привычный и чинный, казалось бы, навсегда заведённый порядок жизни в берендеевой слободе: парни «С ума сошли, оравами, стадами / Без памяти кидались» за нею.

Снегурочка вносит смуту в сердца простодушных берендеев. Простой расчёт Мороза не оправдывается. Её божественная сущность, необычность видна всем и всеми признана. «Не похожа Снегурочка на наших баб и девок», - говорит богатый слобожанин Мураш, имея в виду, что в её нравственной стойкости можно быть уверенным. Укоряет Снегурочку за излишнюю строгость и стыдливость, «неприличную» бедной девушке, её приёмный отец Бобыль. Он тоже понимает, что она отличается от других девушек слободы: «Иной богач готов купить за деньги / Для дочери стыдливости хоть малость...», а у Снегурочки - бедной девушки - она в избытке. Её красота привлекает внимание слободских парней, однако это лишь внешние, поверхностные, мимолётные чувства. Не получив желаемого, они с лёгкостью возвращаются к прежним увлечениям, невестам, ибо «от новой взятки гладки».

Со сказочными героями Снегурочку роднит идеальная чистота, целомудрие и душевная щедрость. Жар души, разбуженный весной, дарит ей способность любить. Сравнение Снегурочки со скромным, затерянным в глуши «задумчиво склонённым» ландышем, сделанное Берендеем, необыкновенно близко фольклорным представлениям о красоте и добре. Но в том-то и отличие, что «ландышевая сущность» - это одна сторона характера героини; есть и другая - «льдинка», холодность, способная растаять под яркими лучами солнца. Одним из основных слов Пролога не случайно является именно это: «таять». Может быть, героиня сравнима и со всей северной природой, которая медленно, с трудом просыпается после долгого зимнего сна, в короткий срок буйно расцветает и почти неожиданно вдруг увядает.

Мизгирь . Ещё более непредсказуем, во всяком случае необычен для сказки, образ возлюбленного Снегурочки Мизгиря. В народных сказках герой такого типа непременно спаситель; оп избавляет любимую от волшебного злого действа, оживляет её, его любовь горяча, верна и всегда спасительна. Так и здесь: кажется, именно Мизгирь обязан вырвать Снегурочку из холодного плена Мороза, спасти от угрозы жгучего и жестокого тепла Ярилы-Солнца.

Снегурочка получила от матери волшебный подарок, венок из «приворотных» чарующих цветов. Согласно сказочному мотиву, она должна полюбить первого встречного. Однако встреча с Мизгирём - не случайность. Мизгирь искал её, ради этого был в лесу, боролся с препятствиями - наваждением и Лешим. Но отличает Мизгиря то, что он не ищет спасения, избавления девушки, как это бывает в народной сказке, а думает только овладеть сю и спасти себя. На её робкую мольбу: «Спасай свою Снегурочку!» - он подчёркнуто прозаически, жестокосердно, хотя по форме «вежливо» отвечает:

      Дитя,
      Спасать тебя? Любовь твоя - спасенье
      Изгнаннику. На солнечном восходе
      Мизгирь тебя супругою покажет,
      И царский гнев правдивый укротится.

Вот главная его выгода: брак со Снегурочкой должен спасти его от царского гнева. Он даже не допускает мысли, что высшие силы могут вмешаться в его судьбу и судьбу его возлюбленной, что спасти может только искренняя и бескорыстная любовь. Эти рассуждения особо значимы ещё и потому, что они вложены в уста не труса, не слабого человека, а властного и мужественного героя.

Мизгирь оценивает Снегурочку как товар: её можно сменять на редкую уникальную жемчужину, добытую в дальних морях и странах. Это своё представление он выражает откровенно, ссылаясь на оценку красоты на рынках в странах Востока, где разбойники ведут торговлю рабынями.

Снегурочка возражает Мизгирю: «Недорого ценю я / Свою любовь, но продавать не стану». Непохожесть на остальных, уникальность не только лица, но и личности лишь подогревают интерес Мизгиря, заставляя его любой ценой добиваться своего. Снегурочка становится для него целью жизни, предметом всеохватывающей страсти. Островский ничего не упрощает, не делает из Мизгиря обычного искусителя-злодея. Всё сложнее. На строгом суде перед царём Берендеем Мизгирь не предаёт своей любви к Снегурочке. «У Мизгиря невеста - Снегурочка», - спокойно и непреклонно заявляет он и обещает царю:

      Огонь любви моей воспламенит
      Снегурочки нетронутое сердце.
      Клянусь тебе великими богами,
      Снегурочка моей супругой будет,
      А если нет - пускай меня карает
      Закон царя и страшный гнев богов!

Мизгирь идёт на нарушение закона Берендеева царства, отказывается от Купавы, объясняя ей причину: прежняя возлюбленная уже не может соответствовать его представлениям о женском идеале. Встреча со Снегурочкой изменила его жизненные ценности.

Для Купавы Мизгирь желанен, ибо статен, силён, красив; она любуется «мужским румянцем загрубелым» любимого человека.

У Снегурочки, получившей дар любви из рук Весны, иное представленье о любимом. Снегурочка не просто видит перед собою кудрявого парня, «отецкош сына», «рода Мизгирьего», похожего на остальных, но и всей душой чувствует именно этого, единственного в своём роде человека, гордого, отважного, мужественного, много пережившего и властного. Снегурочка в Мизгире ценит его мужество, его властную волю, готовую склониться перед её женским обаянием - и именно это для неё самое главное.

Лель . В первоначальном плане Островский записал: «Лель - сын солнечный». В окончательном тексте пьесы в речи Мороза содержатся слова: «Солнца Любимый сын пастух». Он действительно Солнца сын и не боится жгучих его лучей, лежит, «когда бежит от Солнца всё живое». В этом его необычность. Но действует в пьесе Лель как простой житель берендеевой слободы. От других поселян он отличается лишь тем, что меньше их привязан к земле, но ближе, чем они, стоит к природе.

Образ Леля может вызвать в сознании читателя ассоциацию с амуром, но прямых указаний на этот счёт в «Снегурочке» нет. Островский не уподобил его никому. Лель лишь угоден богу Яриле, он баловень его, потому что Ярило покровительствует стадам. Пастух Лель назван в честь божества. Боги одарили его ещё одним прекрасным качеством: он слагает песни и гимны.

Лель в пьесе - поэтический образ, который играет важную художественную роль: соединяет конкретную образность с художественной метафорой. Он человек, для которого невозможное привычно. Поэт Лель словно бы демонстрирует уверенность древних людей в правильности их понимания мира, например, он повествует о том, что день имеет глаза и открывает их: «Проснулся день и раскрывает веки / Светящих глаз». Одновременно с этим здесь присутствует и другая мысль писателя: древний человек был способен на поэтическое отношение к жизни. Речь Леля яркая и образная. Его пение привлекает девушек, а царь Берендей уверен: пение юноши даровано богами.

Песни Леля имеют устойчивую связь как с фольклором, так и с мифом. Наиболее ярко это проявляется в песне «Туча со громом сговаривалась...». Она была исполнена во время ритуального гулянья по просьбе царя-жреца. В духе народной символики здесь тучи встречаются с громом (грозой). Эта встреча символизирует любовное соединение, побуждающее природу плодоносить, а человека - любить.

Берендей . Часто в народных сказках необычен, порою даже забавен образ царя. Необычен он и в «Снегурочке». Берендей показан в окружении скоморохов, гусляров. Это добрый и умный правитель, который умеет ценить красоту в искусстве и природе. Высшим благом для государства он считает умножение природных богатств и сохранение разумного и справедливого порядка.

Любовь, по мнению Берендея, «великий дар природы», который следует оберегать и ценить. Именно поэтому нарушение любовных обетов для него - государственное преступление. Берендей в высшей степени демократичен: он считает, что любовь «не терпит принужденья».

Действие происходит в доисторическое время в царстве берендеев. Начинается весна, но Красная горка еще покрыта снегом. Невдалеке находится Берендеев посад – столица царя Берендея. Все дома и сам дворец деревянные, украшенные причудливой резьбой.

На Красной горке сидит Леший и наблюдает, как на журавлях, лебедях и гусях спускается Весна-Красна. Однако страна берендеев встречает ее холодом – птицы мерзнут. Весна признается, что все это происходит, так как она когда-то стала заигрывать со старым Морозом и теперь у него в неволе. Ей бы бросить старого, но у них дочка – Снегурочка. Поэтому Весна, а вместе с нею и берендеи, терпят прихоти Мороза: то зной, то лютый холод. А «ревнивое Солнце» хмурится, отчего случаются жестокие зимы и холода весенние.

Весна предлагает птицам согреться пляской, но от начавшегося веселья поднимается ветер, валит снег и появляется Мороз. Он рассказывает, что хорошо провел эту зиму, чего берендеи не забудут. Весна предлагает отправиться Морозу на север. Тот отвечает, что скоро уйдет в Сибирь, где его владычество вечно, а здесь ему мешает Ярило.

Весна озабочена тем, где же останется их дочь Снегурочка. Отец считает, что место ее в глухом лесу – в тереме среди зверей лесных, чтобы «ни пешему, ни конному» не было туда дороги. Но мать говорит, что Снегурочка – живая, а значит, ей нужны подружки, веселые игры, а потом ей полюбится кто-нибудь из ребят. Тогда Мороз сообщает ей страшную тайну: Ярило поклялся отомстить Морозу через его дочь. Когда Снегурочка полюбит по-настоящему, он растопит ее. Весна не хочет в это верить, и они с Морозом ссорятся, а после решают отдать девушку на воспитание в семью бездетного Бобыля.

Мороз кличет из лесу Снегурочку, а Весна спрашивает ее, где она хочет жить. Девушка признается, что мечтает жить среди берендеев: ей хочется с девушками петь песни и водить хороводы под музыку молодого пастуха Леля. Отец просит остерегаться Леля, потому что «ярым солнцем пронизан он насквозь» . Но Снегурочка отвечает, что не боится ни Леля, ни Солнца, но будет слушаться отца. А мать на прощание говорит, что, если ей станет тоскливо, пусть придет в Ярилину долину и покличет ее, Весну.

Мороз же наказывает Лешему, чтобы тот следил за Снегурочкой, а если пристанет чужой или Лель, запутал бы его в лесной чаще. Мороз уходит вместе с метелями и вьюгами, уступая место Весне. Берендеи встречают Масленицу с чучелом зимы – начинаются народные гулянья.

В семье Бобыля ссора: жена Бобылиха ругается, что в доме нет дров, и ему приходится отправляться в лес. Он замечает Снегурочку, одетую, как «боярышня» . Он удивлен, поражены и берендеи. Снегурочка рассказывает, кто она, и говорит, что тому, кто первым ее нашел, станет приемной дочерью. Она прощается с лесом. Деревья кланяются ей, а берендеи в ужасе разбегаются. Бобыль с женой увозят Снегурочку к себе.

Действие I

Скоро в слободе узнали про красоту Снегурочки, парни перессорились со своими девушками и начали свататься к ней. Но всем отказывает Снегурочка, за что ее ругают Бобыль с Бобылихой. Они-то надеялись, что им счастье привалило, что теперь будущие женихи будут приемную мать подарками одаривать, а приемного отца медом да брагой поить. Но Снегурочка своим суровым видом всех распугала. Девушка объясняет, что пойдет замуж за того, кого полюбит, но что такое любовь, она не знает.

В доме у Бобыля остается на постой Лель. Снегурочка просит спеть для нее песню. Лель согласен и просит лишь поцелуй, но девушка не соглашается. Тогда пастушонок предлагает подарить ему цветок и прикалывает на грудь. Он начинает петь, но другие девушки манят его, и он убегает, бросив увядший цветок на землю. Снегурочка обижена, поэтому решает, что ее сердце будет холодно для всех.

Но парни продолжают заглядываться на Снегурочку, вызывая ревность у девушек. Лишь Купава добра к Снегурочке. Она рассказывает, что познакомилась с молодцем: красивым, пригожим, румяным. Это Мизгирь, сын богатого отца, «торговый гость из царского посада» . Мизгирь обещал жениться на Купаве, и она мечтает, как будет хозяйкой в большом доме. Она говорит, что Мизгирь скоро придет знакомиться, и предлагает Снегурочке порадоваться за нее.

Появляется Мизгирь с двумя мешками подарков, чтобы выкупить свою невесту Купаву. Все веселятся и шутят, а Купава ведет Мизгиря к дому Снегурочки, чтобы познакомить их и позвать в последний раз перед свадьбой поиграть на Красной горке. Но Мизгирь, увидев Снегурочку, влюбляется в нее так, что готов оставить ради нее Купаву. Купава проклинает подружку, но Снегурочка не хочет расстраивать ее и говорит Мизгирю, что не сможет полюбить его. Он пытается задобрить ее дорогими подаркам, но Снегурочка отвечает, что нельзя купить ее любовь.

Только Бобыль с Бобылихой хотят разжиться деньгами Мизгиря, чтобы вдоволь напиться бражкой. Мизгирь велит прогнать Леля, и Снегурочка, вынужденная подчиниться этому требованию, слышит от него слова о том, что и она узнает, отчего люди плачут. Купава рассказывает берендеям о ветрености Мизгиря, и те требуют ответа от бывшего жениха Купавы. Мизгирь объясняет, что для него превыше всего в девушке скромность и стыдливость – их он увидел в Снегурочке. А Купава «любила без оглядки, обеими руками обнимала и весело глядела» , и Мизгирь решил, что она может сменять его на другого.

Купава просит защитить ее честь у природных сил: в конце обращается к реке и бежит к ней, чтобы утопиться, но Лель останавливает ее, утешая тем, что тоска скоро пройдет. Берендеи же предлагают обратиться за помощью к царю.

Действие II

Царь Берендей сидит на золотом стуле в окружении скоморохов и гусляров. Царь самолично раскрашивает один из столбов, а скоморохи спорят, что изображено. В какой-то момент их ссора доходит до битвы на кулачках, но царь разнимает их, а появившийся ближний боярин Бермята прогоняет их.

Берендей спрашивает, как дела в Берендеевом царстве, и Бермята утверждает, что все хорошо. Однако Берендей не уверен, что все благополучно, ведь уже пятнадцать лет у них очень короткое лето, весны холодные, точно осень, и даже среди лета в оврагах лежит снег. А причина в том, что Ярило рассержен на берендеев: в сердцах людей нет уже прежней «горячности любовной» , люди перестали служить красоте, нет возвышенной любовной тоски. Другие чувства живут сейчас в сердцах: «тщеславие, к чужим нарядам зависть» . Поэтому Берендей и делает неутешительный вывод: «За стужу наших чувств и сердится на нас Ярило-Солнце и стужей мстит» .

Он предлагает свой план: завтра, в Ярилин день, на рассвете должны собраться все невесты и женихи, чтобы соединиться брачным союзом. Это и будет лучшей жертвой Яриле. Однако Бермята сообщает, что это невозможно, так как все невесты рассорились со своими женихами из-за Снегурочки, поселившейся в слободе. Берендей не верит и требует, чтобы его приказание было исполнено. Тут появляется отрок, который приводит Купаву, и она рассказывает о том, как Снегурочка увела у нее жениха Мизгиря.

Берендей приказывает привести Мизгиря на «суд государев» . При всем честном народе царь обвиняет его в том, что он обманул бедную Купаву, и спрашивает совета, как лучше наказать Мизгиря, чтобы кара не пала на всех берендеев. Бермята предлагает заставить Мизгиря жениться на брошенной им невесте, но тот возражает: теперь его невеста Снегурочка. Да и Купава говорит, что ее сердце разбито и теперь в нем будет только ненависть к Мизгирю. Тогда царь предлагает изгнать его навечно из страны берендеев.

Мизгирь предлагает царю самому посмотреть на Снегурочку. Когда Бобыль приводит приемную дочь, царь поражен ее красотой и хочет найти ей достойного жениха, чтобы эта жертва задобрила Ярилу. Но Снегурочка признается, что ее сердце еще не ведает любви. Жена Бермяты, Елена Прекрасная, говорит, что сердце Снегурочки может растопить только Лель. Пастух зовет девушку до утра вить венки: он обещает, что любовь в сердце Снегурочки проснется. Но и Мизгирь хочет добиться любви от Снегурочки.

Действие III

На вечерней заре парни и девушки водят хороводы. В центре – Лель со Снегурочкой. Берендей поражен пением Леля и предлагает выбрать ему девушку, которая своим поцелуем наградит его. Снегурочка просит выбрать ее, но пастух выбирает Купаву. Остальные девушки мирятся со своими парнями, а Снегурочка плачет. Лель говорит, что это не любовь, а обида. Если же Снегурочка его действительно полюбит, то он готов утром повести ее встречать Солнце.

Мизгирь признается в своих чувствах Снегурочке, но пугает ее своей страстью и готовностью умереть. Не привлекает ее и бесценный жемчуг. Тогда Мизгирь силой хочет добиться взаимности. На помощь приходят Леший, который уводит Мизгиря в сторону призраком Снегурочки. Лель же своим пением сводит с ума не только Купаву, которая признается в своей любви, но и Елену Прекрасную.

Действие оперы происходит в доисторическое время в стране берендеев. Действующие лица: Весна-красна, Мороз, ближний боярин Бермята, Бакула, пастух Лель, Берендей. В сценах участвуют также Снегурочка, Купава, Мизгирь, Леший и прочие. Произведение написано по одноименной сказке Островского.

Как создавалась опера "Снегурочка"?

Римский-Корсаков впервые познакомился с в начале семидесятых годов 19-го века. Надо сказать, что тогда сказка не произвела на композитора особого впечатления. В конце семидесятых годов Римский-Корсаков перечитал ее снова. И тогда, как говорит сам композитор, "словно прозрел на удивительную ее поэтическую красоту". Летом 1880-го он приступил к сочинению оперы. Впоследствии композитор вспоминал, что ни одно произведение не было написано им с такой легкостью и быстротой, как опера "Снегурочка". К следующему, 1881-му году, работа была завершена. В 1882-м состоялась первая премьера в Мариинском театре. Прошла она с большим успехом. Восторженно принял постановку и сам Островский. Он говорил о том, что музыка к его сказке была настолько удивительна, что он и представить не мог ничего более подходящего и исключительно живо выражающего всю поэтичность языческого русского культа.

Либретто оперы "Снегурочка"

Постановка по мотивам сказки Островского являет собой прославление животворных могущественных природных сил, которые несут людям счастье. Идея произведения уходит корнями в народную поэзию. В постановке, кроме того, воплощена мысль о величии силы искусства. В постановке реальный мир противопоставлен фантастическому, олицетворяющему, как говорил сам композитор, "периодически выступающие, вечные силы природы". Пастух Лель, Снегурочка, Берендей являются персонажами полуреальными, полуфантастическими. "Творческому началу, зарождающему в людях и природе жизнь" противопоставлен суровый Мороз. Дочь Весны и Мороза - Снегурочка - тянется всей душой к солнцу, людям. Композитор правдиво, очень художественно показывает торжество тепла и любви, приводя девушку к гибели. Такова идея и "Снегурочка". Далее следует рассказать более подробно о самом повествовании.

Волшебное царство Берендея

Сюжет оперы "Снегурочка" разворачивается в лунную ночь. На землю в окружении свиты птиц опускается Весна-красна. В стране царит холод, лес укрыт снегом. 15 лет назад у Мороза и Весны появилась на свет дочь - Снегурочка. С того самого времени Ярило-солнце, разгневавшись, стал давать земле мало тепла и света; зима стала суровой и долгой, а лето - коротким. На сцене появляется Мороз, обещающий Весне покинуть царство. Но оставлять одну дочь было опасно - Ярило только и ждал, чтобы зажечь в душе девушки огонь любви, который растопит ее, и она погибнет. Родители решают отправить Снегурочку к бездетному Бакуле-бобылю, в слободку Берендеевку. Девушка счастлива - ее давно привлекает к людям чудное пение пастуха Леля. Мороз и Весна уходят, поручив охранять свою дочь Лешему. Приближается толпа берендеев. Они веселы - провожают Масленицу и приветствуют приход весны. Появляется из лесной чащи Снегурочка. Бобыль рад ее просьбе взять ее себе в дочери.

Мизгирь и Купава

Царский дворец

Мудрого Берендея славят гусляры. Но на душе у царя неспокойно: Ярило разгневался на берендеев за что-то. Чтобы смягчить грозное божество, Берендей решает на следующий день обвенчать всех женихов и невест. В это время к царю вбегает Купава и рассказывает о своем горе. Негодующий Берендей приказывает привести Мизгиря к нему и осуждает юношу на вечное изгнание. Молодой человек не оправдывается, а лишь просит царя посмотреть на Снегурочку. Красота девушки поражает Берендея. Царь узнает, что Снегурочке не ведомо чувств любви, понимает, за что разгневан Ярило. Берендей решает объявить о том, что тот юноша, который сможет зажечь чувство в душе девушки до рассвета, получит ее в жены. Мизгирь клянется, что сможет сделать так, чтобы Снегурочка его полюбила, и просит отсрочить изгнание.

Лель и Купава

Следующее действие происходит в заповедном лесу. На поляне догорает заря, Берендей с народом справляет наступление лета. Лель поет песни. В награду за них Берендей предлагает юноше выбрать себе девушку по сердцу. Пастух подходит к Купаве, что до слез огорчает Снегурочку. Появляется Мизгирь. Он взволновано обращается к Снегурочке, говорит ей о своей любви. Но девушка ответить на его чувства не может. В этот момент Леший преграждает путь Мизгирю, заколдовывает лес и дразнит молодого человека призраком очаровавшей его девушки. Лель и Купава выходят на опустевшую поляну. Девушка нежно благодарит пастуха за то, что тот избавил ее от позора. Увидевшая эту сцену Снегурочка в отчаянии. Она спешит к матери Весне, чтобы попросить сердечного тепла.

Ярилина долина

Опера "Снегурочка" завершается сценой на рассвете. Весна надевает на дочь волшебный венок. С этого момента девушка знает чувство любви и, встретившись снова с Мизгирем, отвечает ему на пылкое признание взаимностью. Однако скоро должно взойти солнце и Снегурочка, помня наставления своих родителей, торопит возлюбленного скорее бежать от лучей Ярилы, которые могут ее погубить. В это же время в долине появляется Берендей со своей свитой. С первыми лучами солнца царь благословляет невест и женихов. В долине появляются Мизгирь и Снегурочка. Девушка говорит о возникшем в ее душе чувстве. Но счастье ее длится недолго - дочь Мороаза и Весны, узнав любовь, стала уязвимой для Ярилы. Солнечный луч, рассекая туман, падает на девушку. Снегурочка, даже предчувствуя свою гибель, с благодарностью обращается к матери за подаренное ей чувство любви. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро. Народ в долине поражен. Однако мудрый Берендей понимает, что существование Снегурочки нарушало законы природы. С ее гибелью Ярило не будет больше сердиться и вернет стране тепло и солнце, и жизнь в царстве снова станет счастливой. Пастух Лель и с ним весь народ воспевают хвалебные песни Солнцу.

Музыка

Самым поэтичным произведением из всех созданных автором считается именно опера "Снегурочка". Римский-Корсаков сам даже называл ее своим самым лучшим творением. Во всех сценах поразительно чутко и любовно воспроизведены картины народного быта, чудесные образы народных сказок, обряды древнего язычества. Вся опера "Снегурочка" проникнута мудрой простотой и неувядаемой свежестью русских песен, пронизана весенними тонами просыпающейся природы и мягкой лирикой. Вступление оркестра к прологу являет собой красочную музыкальную картину, живо описывающую расцвет природы, ее пробуждение после зимы: на смену угрюмой суровой мелодии Мороза приходят нежные обаятельные напевы Весны. Композитор очень тонко и точно передал настроения и характеры героев. Так, песня Снегурочки из оперы "Снегурочка" "С подружками по ягоды ходить" - это грациозные переливы легких и нежных голосов, перекликающиеся с холодноватыми и прозрачными напевами флейты. Обрядовая колоритная сцена, показывающая проводы Масленицы, включает в себя ряд эпизодов народного фольклорного склада. Песня Леля из оперы "Снегурочка" - "Земляничка-ягодка" и веселая плясовая "Как по лесу лес шумит", открывающие первый акт, изображают приближенность людей к природе, веселье, привольную жизнь народа.

Второй-третий акт

Во 2-й части вместе с хоровыми эпизодами в достаточно большом количестве присутствуют сцены-диалоги. Величаво-спокойная, неторопливая песня, которую поют гусляры, напоминает древние эпические напевы. В дуэте Купавы и Берендея взволнованная речь девушки оттеняется спокойными и ласковыми репликами царя. Эпически величественен и очень торжественен гимн берендеев. На фоне мерного сопровождения оркестра в каватине Берендея плавно струится поэтичная, мечтательная мелодия. В третьем акте начинается большая массовая сцена. Юноши и девушки поют хороводную песню, а Бобыль лихо пляшет под напев "Купался бобер". "Пляска скоморохов" являет собой виртуозный, изобилующий оркестровыми красками, симфонический эпизод с увлекательными народными ритмами. С пастушьего наигрыша кларнета начинается третья песня Леля. За ней следует привольная широкая мелодия. Вдохновенно лирическое ариозо, исполняемое Мизгирем.

Заключительные сцены

В четвертом акте мелодии передают усиление лирических чувств Снегурочки. Нежный ласкающий слух дуэт девушки и ее возлюбленного Мизгиря льется легко и свободно. В арии снова слышна мелодия из пролога (ариетта "Слыхала я"). Но на этот раз музыка звучит взволнованно и тепло. Одним из самых трогательных эпизодов оперной литературы мира считается сцена таяния Снегурочки. Хрупкая нежность ее образа оттеняется лучезарным, величественным звучанием завершающего хорового гимна божественному Яриле. Этим восхвалением и завершается опера "Снегурочка".

Эскизы к постановке

Декорации к опере "Снегурочка", выполненные по эскизам Васнецова, являлись наиболее интересными из всего множества представленных иллюстраций. Сначала художник оформил спектакль по пьесе Островского в начале 1882-го года. Спустя три года Васнецов стал оформителем оперной постановки в театре Саввы Мамонтова. При создании эскизов Васнецов использовал архитектурные элементы древнерусского зодчества, мотивы народных вышивок, росписи и резьбы по дереву. Художник, используя своеобразные приемы, создал достаточно гармоничный образ представив их ярко и живописно. Основой для костюмов служил домотканый белый холст. В сочетании с ним различные цветовые решения орнаментов придали выразительности чертам персонажей и декоративный эффект всей постановке в целом. Васнецову удалось уловить национальную самобытность произведения, что достаточно прочно связало зрительные образы, созданные им, с народными песенными мотивами.