Леонид авербах. Леопольд Леонидович Авербах: биография

Леопольд Авербах родился в Саратове. Отец - Леонид Исаакович Авербах, владелец пароходной компании на Волге. Мать - Софья Михайловна (урожд. Свердлова; 1882-1951), сестра Якова Свердлова.

Из пятого класса гимназии уходит на комсомольскую работу, избирается членом ЦК комсомола первого созыва. Затем - секретарь Московского комитета РКСМ, редактор «Юношеской правды» (1920). Член РКП(б) с 1920 г. Работает за границей по линии Коммунистического Интернационала молодежи.

После возвращении из-за границы по рекомендации Троцкого Авербах назначен редактором журнала «Молодая гвардия». Редактировал газету «Уральский рабочий». Член редколлегии «На посту», а с основания журнала «На литературном посту» - его ответственный редактор. Проводил в журнале политику вытеснения писателей, которых считал «попутчиками». Один из основателей РАППа, ген. секретарь ВАПП (1926-1932). Соредактор книги "Канал имени Сталина" (1934). До 1937 - 1-й секретарь Орджоникидзевского райкома ВКП(б) (Свердловская область)

Деятельность

Из теоретических и публицистических работ Авербаха наиболее известны его дискуссии: с Воронским - о возможности существования пролетарской литературы, с Плетневым - о сути пролетарской культуры и пролеткульте.

Помимо публицистических статей, посвящённых непосредственно литературным темам, Авербах занимался разработкой вопросов юношеского движения и проблемами культурной революции.

Авербах, Л. (род. в 1903 г.) - член ВКП (б) с 1919 г., активный работник юношеского движения с самого начала революции. В 1919 г. вошел в первый состав ЦК РКСМ и с того же года член ВКП (б). В 1922 - 1924 гг. редактировал "Молодую Гвардию", с 1924/25 г. вел партийную работу на Урале, где редактировал газету "Уральский Рабочий". В настоящее время редактирует журнал "На литературном посту". Издал работы: "Вопросы юношеского движения и Ленин" (1924 г.) и "За пролетарскую литературу" (1926 г.).

Авербах, Леопольд Леонидович (1903, Саратов, - 1939) - сов. литературный деятель и критик. В 1918 ушел из 5 класса гимназии и занялся активной комсомольской работой. В этом же году стал членом ЦК комсомола и редактором первой комсомольской газеты «Юношеская правда». В 1920 - член руководства Коммунистического интернационала молодежи (КИМ). В 1920-1930-е - один из лидеров литературной группы «На посту», известной своими нападками на писателей-«попутчиков». В 1922 издал книгу «Ленин и юношеское движение». 1922-1924 ответственный редактор журнала «Молодая гвардия». С 1924 - редактор газеты «Уральский рабочий». 1926-1932 - генеральный секретарь РАПП и редактор журнала «На литературном посту». А. активно боролся за руководящую роль пролетариата на литературно- творческом фронте. После ликвидации РАПП (1932) А. участвовал в подготовке I Всесоюзного съезда советских писателей. Один из авторов сборника «Канал им. Сталина», прославляющего труд заключенных (1934). В 1937 А. и его соратники были объявлены «троцкистской группой в литературе» и арестованы. А. погиб в заключении.

А. В. Сафронова.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 69.

Авербах Леопольд Леонидович (1903 - 14.8.1939), литературный критик. Родственник Я.М. Свердлова , шурин Г.Г. Ягоды . В 1920-х - 1930-х гг. Авербах был одним из лидеров воинствующей группы в советской литературе "На посту", редактор одноименного журнала. В 1925 составил "Апрельские тезисы", в которых причинами кризиса в литературе объявил "переход отдела печати ЦК от недоброжелательного нейтралитета к враждебным выступлениям против напостовцев". В 1926 выступила журнале "Большевик" с заявлением об обострении классовой борьбы в культуре: "Кто кого переработает - массы ли старую культуру сумеют разбить на кирпичи, или здание целостной старой культуры окажется сильнее пролетарского культурничества". Активно выступил против Л.Д. Троцкого , за что потом был обвинен в том, что "создавал даже видимость крикливой, непримиримой вражды с Троцким, Вронским, Бухариным ". Авербах был одним из 3 редакторов (вместе с М. Горьким ) сборника, в котором советские писатели и деятели культуры прославляли труд заключенных на строительстве Беломорско-Балтийского канала (1934). В группе "На посту" Авербах пытался утвердить личную диктатуру, выступая с нападками на тех писателей, которых считал "попутчиками". Его образ выведена лице одного из наиболее агрессивных литкритиков в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Способствовал появлению поэмы Д. Бедного "Слезай с печати", после чего выдвинул лозунг "одемьянивания" литературы. В 1937 Авербах и его соратники были арестованы, а Группа "Авербаха, Киршона, Афиногенова и Кo" была объявлена "троцкистской группой в литературе". По заявлению критика В.Я. Кирпотина, они "доказывали, что они самые ортодоксальные, самые что ни на есть лучшие проводники линии партии в литературе". "Авербаховщина - яд и разложение в литературной среде", - писал Кирпотин. 26.5.1937 из состава правления Союза писателей были исключены "приспешники" А. - В. Киршон, Бруно Ясенский, А. Афиногенов и К. Горбунов. Приговорен к смертной казни. Расстрелян . Посмертно реабилитирован.

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000.

Литература:

Авербах Л. Культурная революция и вопросы современной литературы. М.-Л., 1928; Авербах Л. О задачах пролетарской литературы. М.-Л., 1928; Критика 1917-1932 годов. М., 2003; Авербах Л. Наши литературные разногласия. Л., 1927; Шешуков С. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов. М., 1970.

Авербах, Леопольд Леонидович

Род. в гор. Саратове, в буржуазной семье. Из 5 класса гимназии уходит на комсомольскую работу, избирается членом ЦК комсомола I созыва. Затем - секретарь Московского комитета РКСМ, редактор "Юношеской правды" . Работает за границей по линии Коммунистического Интернационала молодежи. По возвращении из-за границы Авербах редактирует журнал "Молодая гвардия", газету "Уральский рабочий"; член редколлегии "На посту", а с основания журнала "На литературном посту" - ответ, редактор его. Один из основателей ВАППа. Из теоретических и публицистических работ Авербаха наиболее важны его дискуссии с Воронским о возможности существования пролетарской литературы, с Плетневым - о сути пролетарской культуры и пролеткульте.

Помимо публицистических статей, посвященных непосредственно лит-ым темам, А. занимался разработкой вопросов юношеского движения и проблемами культурной революции.

Библиография: Книги А.: "Большевистская весна", "За пролетарскую литературу", "Наши литературные разногласия", "Писатель болен" (совместно с Мариэттой Шагинян), "Современная литератуpa и вопросы культурной революции". Наиболее ценные популяризаторские работы А: "Ленин и юношеское движение", с предисловием Л. Троцкого, "На путях культурной революции".

{Лит. энц.}

Аверба х, Леопольд Леонидович

Род. в 1903, ум. 1939. Критик, публицист. Главный редактор журнала "На литературном посту" (1926-32), генеральный секретарь и активный деятель РАПП. Автор сборников статей "Культурная революция и вопросы современной литературы" (1928), "О задачах пролетарской литературы" (1928) и др. Репрессирован.

  • - Аверба́х Михаил Иосифович, врач, основатель научной школы офтальмологов, академик Академии наук СССР. После окончания медицинского факультета Московского университета работал в клинике глазных болезней там же...

    Москва (энциклопедия)

  • - Сулержи́цкий Леопольд Антонович, режиссёр и театральный деятель. Его отец, выходец из Польши, владел переплётной мастерской. С 1889 Сулержицкий в Москве. В 1890—...

    Москва (энциклопедия)

  • - 2003, 44 мин., цв., видео, «Ленфильм» при поддержке Службы кинематографии Министерства культуры РФ, Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга. жанр: документальный...

    Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

  • - 1. . В Австрии: Л. I - австр. государь, император "Священной Римской империи" с 1658 из династии Габсбургов. Сын имп. Фердинанда III. Во владениях Габсбургов пытался укрепить абсолютизм, опираясь на католицизм...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Род. 1934, ум. 1986. Режиссер, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Выпускник ЛМИ, работал врачом. Окончил Высшие сценарные курсы в Москве и Высш. режиссерск. курсы при киностудии "Ленфильм" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - профессор 2-го Моск. госуд. университета, главный врач Моск. глазной больницы им. Гельмгольца. Видный офтальмолог и общественный деятель. Автор ряда научных работ по различным вопросам глазных болезней...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Международный гроссмейстер; родился 8 февраля 1922 г. в г. Калуга; видный деятель международного шахматного движения; главный редактор журнала "Шахматы в России" ; чемпион СССР 1954 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - серебряная и золотая лотарингская монета в конце XVII и половине XVIII ст. Золотые Л. были одного веса с луидорами, а серебряные - с...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Михаил Иосифович, советский офтальмолог, академик АН СССР, заслуженный деятель науки. В 1895 окончил Московский университет...
  • - советский офтальмолог, академик АН СССР, заслуженный деятель науки. В 1895 окончил Московский университет...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Бух Леопольд, немецкий геолог. Окончил Фрейбергскую горную академию. Член Берлинской и Парижской АН, почётный член Петербургской АН...

    Большая Советская энциклопедия

  • - I Леопо́льд В Австрии и «Священной Римской империи»: Л. I , австрийский государь 1657-1705, император из династии Габсбургов. Сын Фердинанда III. Во владениях Габсбургов пытался укрепить абсолютизм,...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Илья Александрович, российский кинорежиссер...

    Современная энциклопедия

  • - I - бельгийский король с 1831, младший сын герцога Саксен-Кобургского. На бельгийский престол возведен после Бельгийской революции 1830...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Авербах, Ауэрбах Бертольд Немецкий писатель-романист. Среди произведений - серия романов "Гетто" , "Спиноза" , "Шварцвальдские деревенские рассказы" , романы "На высоте" , "Дача на Рейне" ...

    Сводная энциклопедия афоризмов

  • - Кот Леопо́льд м. Сказочный персонаж...

    Толковый словарь Ефремовой

"Авербах, Леопольд Леонидович" в книгах

Илья Авербах

Из книги Тени зазеркалья автора Демидова Алла Сергеевна

Илья Авербах В России почему-то всегда господствовал культ темного таланта. К интеллигентным художникам относились с подозрением: мол, все от ума… Конечно, всему есть свои объяснения, но я здесь не хочу касаться нашей трагической истории, когда моральные ценности 75 лет

Кот Леопольд

Из книги автора

Кот Леопольд Кот Леопольд - герой одноименного мультипликационного сериала, созданного в 1974–1987 годах на ТО «Экран».«Звериный триллер-мюзикл» - такое шутливое жанровое определение существует относительно одного из самых популярных советских мультипликационных

Илья Авербах

Из книги Заполняя паузу автора Демидова Алла Сергеевна

Илья Авербах Мне неожиданно позвонили из Ленинграда и попросили приехать на пробы в группу Авербаха. На «Ленфильме» я до этого была только у Козинцева – пробовалась на Офелию. Это было время, когда я сама хотела играть Гамлета. Но побыть в кадре со Смоктуновским очень

Л. Авербах О ПОМЕТКАХ ЛЕНИНА НА СТАТЬЕ В. ПЛЕТНЕВА

Из книги Заметки о Ленине. Сборник автора Ленин Владимир Ильич

Л. Авербах О ПОМЕТКАХ ЛЕНИНА НА СТАТЬЕ В. ПЛЕТНЕВА Дискуссия, развернувшаяся в «Большевике» по вопросам культуры, чрезвычайно показательна. Чем дальше, тем больше нашей партии придется уделять внимания той культурной революции, о которой говорил Ленин. Ведь эта

М. И. АВЕРБАХ ВОСПОМИНАНИЯ О В. И. ЛЕНИНЕ (Речь, произнесенная на общем собрании сотрудников, больных и посетителей городской глазной больницы им. Гельмгольца)

Из книги Ленин. Человек - мыслитель - революционер автора Воспоминания и суждения современников

Ю. Авербах БРАТЬЯ СЕРНО-СОЛОВЬЕВИЧИ

Из книги Сподвижники Чернышевского автора Смирнов А.

КОТ ЛЕОПОЛЬД

Из книги Веселые человечки [культурные герои советского детства] автора Липовецкий Марк Наумович

КОТ ЛЕОПОЛЬД

СУЛЕРЖИЦКИЙ Леопольд (Лев Леопольд Мария) Антонович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

СУЛЕРЖИЦКИЙ Леопольд (Лев Леопольд Мария) Антонович 15(27).9.1872 – 17(30).12.1916Общественный и театральный деятель, режиссер, литератор. В 1889–1894 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1905 выступал как режиссер; был сопостановщиком ряда спектаклей МХТ, в том

Лера Авербах Слово об органном зале

автора

Лера Авербах Слово об органном зале Фрагмент из романа «Зеркало»…Челябинск. Три слога. Че-ля-бинск. Восемь букв. Язык совершает путешествие от нёба к зубам, чтобы закончить звонким причмокиванием губ: Че-ля-бинск! Слово, навсегда отпечатавшееся в моем сердце, на скрижалях

Лера Авербах

Из книги Городской романс автора Бавильский Дмитрий Владимирович

Лера Авербах * * * И. Б. А осень рассыпает щедро дым Из лиственной дурманящей отравы. И шелестят о чем-то скрытно травы. И дом, который я назвать своим Уж не могу, теперь мне чаще снится. В нем осень мне гадает по руке. И хочется кому-нибудь открыться, А на каком - неважно

РАПП, Авербах

Из книги Так говорил Каганович автора Чуев Феликс Иванович

РАПП, Авербах - Писатели сейчас властям не нужны. Будет съезд писателей в октябре. Что он, решит - распадется Союз писателей или нет, никому не известно.- Ваш Союз был создан в 1934 году.- По инициативе Горького.- Не по инициативе Горького, он создан по инициативе ЦК. Ведь

Леопольд II ― Леопольд I

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Леопольд II ? Леопольд I 1747 Рождение Леопольда 1640 Рождение Леопольда 108 1765 Леопольд становится великим герцогом Тосканы 1657 Леопольд становится австрийским эрцгерцогом 108 1765 Леопольд женится на дочери испанского короля 1666 Леопольд женится на дочери испанского

Авербах Михаил Иосифович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ

Леопольд I

Из книги Все монархи мира. Западная Европа автора Рыжов Константин Владиславович

Леопольд I Из династии Габсбургов. Король Венгрии в 1655 -1687 гг. Король Чехии в 1656-1705 гг. Немецкий король в 1658– 1690 гг. Император «Священной Римской империи» в 1658-1705 гг. Сын Фердинанда III и Марии Анны Испанской.Ж.: 1) с 5 дек. 1666 г. Маргарита Терезия, дочь короля Испании Филиппа IV

№ 49. Защита Каро-Канн Романовский Авербах

Из книги Избранные партии автора Романовский Петр Арсеньевич

№ 49. Защита Каро-Канн Романовский Авербах Тренировочный турнир, Москва, 1944 г.1. е2-е4 с7-с62. d2-d4 d7-d53. Kbl-сЗ d5:e44. Kc3:e4 Kg8-f65. Ke4:f6+ e7:f6Я лично предпочитаю 5 ... g7:f6, но не решаюсь утверждать, что план, базирующийся на этом ходе, сулит черным лучшие возможности, чем при 5 . . . е7:f6.

) - советский литературный критик , член Союза писателей СССР , главный редактор (по другим сведениям - ответственный редактор) журнала «На литературном посту», комсомольский деятель.

После возвращении из-за границы Авербах был назначен редактором журнала «Молодая гвардия» по рекомендации Троцкого ; несмотря на это, вскоре Авербах стал ориентироваться на конкурентов последнего - вначале Бухарина, затем Сталина. Редактировал газету «Уральский рабочий». Член редколлегии «На посту», а с основания журнала «На литературном посту » - его ответственный редактор . Проводил в журнале политику вытеснения писателей, которых считал «попутчиками», вместе с В. Билль-Белоцерковским , В. Киршоном травил Михаила Булгакова .

Отзывы

Семья

Был женат на Елене Владимировне Бонч-Бруевич, дочери В. Д. Бонч-Бруевича .

Любопытные факты

Напишите отзыв о статье "Авербах, Леопольд Леонидович"

Литература

  • Вопросы юношеского движения и Ленин. М.: Молодая гвардия, 1924. (предисл. Л. Троцкого)
  • Большевистская весна. М.: Огонек, 1925.
  • За пролетарскую литературу. Л., Прибой, 1925.
  • Наши литературные разногласия. Л., Прибой, 1927.
  • О задачах пролетарской литературы. М., 1928.
  • Перестраиваемся. М.: Федерация, 1930. - 72 с.
  • Памяти Маяковского. М.-Л., 1930, 2-е изд. - 1931.
  • Писатель болен (совместно с Мариэттой Шагинян). М.-Л.: ГИЗ, 1927.
  • Современная лит-ра и вопросы культурной революции. ГИЗ, 1928.
  • Культурная революция и вопросы современной литературы. М., 1928.
  • Спорные вопросы культурной революции. М., 1929
  • С кем и почему мы боремся. М., 1930
  • За гегемонию пролетарской литературы. М., ОГИЗ-ГИХЛ, 1931
  • Из рапповского дневника. Л., изд. писателей, 1931
  • Против меньшевизма в литературоведении. М., 1931
  • Критические статьи. М, 1932
  • На путях культурной революции. М., Московский рабочий, 1928, 1929.

Ссылки

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Авербах, Леопольд Леонидович

– Capitaine Ramball du treizieme leger, decore pour l"affaire du Sept, [Капитан Рамбаль, тринадцатого легкого полка, кавалер Почетного легиона за дело седьмого сентября,] – отрекомендовался он с самодовольной, неудержимой улыбкой, которая морщила его губы под усами. – Voudrez vous bien me dire a present, a qui" j"ai l"honneur de parler aussi agreablement au lieu de rester a l"ambulance avec la balle de ce fou dans le corps. [Будете ли вы так добры сказать мне теперь, с кем я имею честь разговаривать так приятно, вместо того, чтобы быть на перевязочном пункте с пулей этого сумасшедшего в теле?]
Пьер отвечал, что не может сказать своего имени, и, покраснев, начал было, пытаясь выдумать имя, говорить о причинах, по которым он не может сказать этого, но француз поспешно перебил его.
– De grace, – сказал он. – Je comprends vos raisons, vous etes officier… officier superieur, peut etre. Vous avez porte les armes contre nous. Ce n"est pas mon affaire. Je vous dois la vie. Cela me suffit. Je suis tout a vous. Vous etes gentilhomme? [Полноте, пожалуйста. Я понимаю вас, вы офицер… штаб офицер, может быть. Вы служили против нас. Это не мое дело. Я обязан вам жизнью. Мне этого довольно, и я весь ваш. Вы дворянин?] – прибавил он с оттенком вопроса. Пьер наклонил голову. – Votre nom de bapteme, s"il vous plait? Je ne demande pas davantage. Monsieur Pierre, dites vous… Parfait. C"est tout ce que je desire savoir. [Ваше имя? я больше ничего не спрашиваю. Господин Пьер, вы сказали? Прекрасно. Это все, что мне нужно.]
Когда принесены были жареная баранина, яичница, самовар, водка и вино из русского погреба, которое с собой привезли французы, Рамбаль попросил Пьера принять участие в этом обеде и тотчас сам, жадно и быстро, как здоровый и голодный человек, принялся есть, быстро пережевывая своими сильными зубами, беспрестанно причмокивая и приговаривая excellent, exquis! [чудесно, превосходно!] Лицо его раскраснелось и покрылось потом. Пьер был голоден и с удовольствием принял участие в обеде. Морель, денщик, принес кастрюлю с теплой водой и поставил в нее бутылку красного вина. Кроме того, он принес бутылку с квасом, которую он для пробы взял в кухне. Напиток этот был уже известен французам и получил название. Они называли квас limonade de cochon (свиной лимонад), и Морель хвалил этот limonade de cochon, который он нашел в кухне. Но так как у капитана было вино, добытое при переходе через Москву, то он предоставил квас Морелю и взялся за бутылку бордо. Он завернул бутылку по горлышко в салфетку и налил себе и Пьеру вина. Утоленный голод и вино еще более оживили капитана, и он не переставая разговаривал во время обеда.
– Oui, mon cher monsieur Pierre, je vous dois une fiere chandelle de m"avoir sauve… de cet enrage… J"en ai assez, voyez vous, de balles dans le corps. En voila une (on показал на бок) a Wagram et de deux a Smolensk, – он показал шрам, который был на щеке. – Et cette jambe, comme vous voyez, qui ne veut pas marcher. C"est a la grande bataille du 7 a la Moskowa que j"ai recu ca. Sacre dieu, c"etait beau. Il fallait voir ca, c"etait un deluge de feu. Vous nous avez taille une rude besogne; vous pouvez vous en vanter, nom d"un petit bonhomme. Et, ma parole, malgre l"atoux que j"y ai gagne, je serais pret a recommencer. Je plains ceux qui n"ont pas vu ca. [Да, мой любезный господин Пьер, я обязан поставить за вас добрую свечку за то, что вы спасли меня от этого бешеного. С меня, видите ли, довольно тех пуль, которые у меня в теле. Вот одна под Ваграмом, другая под Смоленском. А эта нога, вы видите, которая не хочет двигаться. Это при большом сражении 7 го под Москвою. О! это было чудесно! Надо было видеть, это был потоп огня. Задали вы нам трудную работу, можете похвалиться. И ей богу, несмотря на этот козырь (он указал на крест), я был бы готов начать все снова. Жалею тех, которые не видали этого.]
– J"y ai ete, [Я был там,] – сказал Пьер.
– Bah, vraiment! Eh bien, tant mieux, – сказал француз. – Vous etes de fiers ennemis, tout de meme. La grande redoute a ete tenace, nom d"une pipe. Et vous nous l"avez fait cranement payer. J"y suis alle trois fois, tel que vous me voyez. Trois fois nous etions sur les canons et trois fois on nous a culbute et comme des capucins de cartes. Oh!! c"etait beau, monsieur Pierre. Vos grenadiers ont ete superbes, tonnerre de Dieu. Je les ai vu six fois de suite serrer les rangs, et marcher comme a une revue. Les beaux hommes! Notre roi de Naples, qui s"y connait a crie: bravo! Ah, ah! soldat comme nous autres! – сказал он, улыбаясь, поело минутного молчания. – Tant mieux, tant mieux, monsieur Pierre. Terribles en bataille… galants… – он подмигнул с улыбкой, – avec les belles, voila les Francais, monsieur Pierre, n"est ce pas? [Ба, в самом деле? Тем лучше. Вы лихие враги, надо признаться. Хорошо держался большой редут, черт возьми. И дорого же вы заставили нас поплатиться. Я там три раза был, как вы меня видите. Три раза мы были на пушках, три раза нас опрокидывали, как карточных солдатиков. Ваши гренадеры были великолепны, ей богу. Я видел, как их ряды шесть раз смыкались и как они выступали точно на парад. Чудный народ! Наш Неаполитанский король, который в этих делах собаку съел, кричал им: браво! – Га, га, так вы наш брат солдат! – Тем лучше, тем лучше, господин Пьер. Страшны в сражениях, любезны с красавицами, вот французы, господин Пьер. Не правда ли?]
До такой степени капитан был наивно и добродушно весел, и целен, и доволен собой, что Пьер чуть чуть сам не подмигнул, весело глядя на него. Вероятно, слово «galant» навело капитана на мысль о положении Москвы.
– A propos, dites, donc, est ce vrai que toutes les femmes ont quitte Moscou? Une drole d"idee! Qu"avaient elles a craindre? [Кстати, скажите, пожалуйста, правда ли, что все женщины уехали из Москвы? Странная мысль, чего они боялись?]
– Est ce que les dames francaises ne quitteraient pas Paris si les Russes y entraient? [Разве французские дамы не уехали бы из Парижа, если бы русские вошли в него?] – сказал Пьер.
– Ah, ah, ah!.. – Француз весело, сангвинически расхохотался, трепля по плечу Пьера. – Ah! elle est forte celle la, – проговорил он. – Paris? Mais Paris Paris… [Ха, ха, ха!.. А вот сказал штуку. Париж?.. Но Париж… Париж…]
– Paris la capitale du monde… [Париж – столица мира…] – сказал Пьер, доканчивая его речь.
Капитан посмотрел на Пьера. Он имел привычку в середине разговора остановиться и поглядеть пристально смеющимися, ласковыми глазами.
– Eh bien, si vous ne m"aviez pas dit que vous etes Russe, j"aurai parie que vous etes Parisien. Vous avez ce je ne sais, quoi, ce… [Ну, если б вы мне не сказали, что вы русский, я бы побился об заклад, что вы парижанин. В вас что то есть, эта…] – и, сказав этот комплимент, он опять молча посмотрел.

Из пятого класса гимназии уходит на комсомольскую работу, избирается членом ЦК комсомола первого созыва. Затем - секретарь Московского комитета РКСМ, редактор «Юношеской правды» (1920). Член РКП(б) с 1920 г. Работает за границей по линии Коммунистического Интернационала молодежи.

После возвращении из-за границы по рекомендации Троцкого Авербах назначен редактором журнала «Молодая гвардия». Редактировал газету «Уральский рабочий». Член редколлегии «На посту», а с основания журнала «На литературном посту» - его ответственный редактор. Проводил в журнале политику вытеснения писателей, которых считал «попутчиками». Один из основателей РАППа, ген. секретарь ВАПП (1926-1932). Соредактор книги "Канал имени Сталина" (1934). До 1937 - 1-й секретарь Орджоникидзевского райкома ВКП(б) (Свердловская область)

Деятельность

Из теоретических и публицистических работ Авербаха наиболее известны его дискуссии: с Воронским - о возможности существования пролетарской литературы, с Плетневым - о сути пролетарской культуры и пролеткульте.

Помимо публицистических статей, посвящённых непосредственно литературным темам, Авербах занимался разработкой вопросов юношеского движения и проблемами культурной революции.