Максимальная скорость истребителя в мире. Самый быстрый истребитель в мире

С первых шагов человечества в покорении неба мир постоянно наблюдал эволюцию военной авиации. Истребители всегда приходили на выручку в военных и локальных конфликтах, выполняя сложнейшие операции. На сегодняшний день эта разновидность самолетов достигла в своем развития несказанно высокой точки прогресса. В наше время уже никого не удивить возможностью человека пребывать в воздушной стихии, но вот высокая технологичность, колоссальная боевая оснащенность боевых истребителей и масса возможностей, которые открываются перед ними, действительно поражают разум и будоражат воображение. Богатство мощи и разнообразия этих боевых машин побуждает создать рейтинг самых лучших истребителей в мире .

10. Boeing F/A-18E/F Super Hornet

Открывает топ-10 лучших истребителей Boeing F/A-18E/F Super Hornet. Он находится на вооружении армии США и является палубным истребителем-бомбардировщиком и штурмовиком. Боевые машины такого вида очень популярны для размещения на авианосцах. Этот истребитель оснащен 6-ствольной пушкой, которая способна вести огонь со скоростью 6000 выстрелов в минуту. Девять внешних креплений подвести позволяют оснастить самолет широким рядом различного вооружения, среди которого: ракеты – простые и с лазерным наведением, множество типов бомб, а также вооружением, позволяющим вести эффективную борьбу против вражеских кораблей, и системой, препятствующей отслеживанию самолета на радарах.

9. Saab JAS 39 Gripen

На вооружении шведской армии вот уже тридцать лет стоит боевой истребитель Saab JAS 39 Gripen, который занимает 9-е место в нашем рейтинге. Его первый показательный полет состоялся в 88-ом году прошлого столетия. На сегодняшний день эта боевая машина оснащена одними из лучших технологий мира. Истребитель четвертого поколения был создан специально для эффективного ведения боевых действий в условиях скандинавской местности – ограниченности равнин и суровости погоды. Вооружение Saab JAS 39 Gripen составляют: 30-миллимитровая пушка, различные типы бомб (в зависимости от необходимости), несколько типов ракет (управляемые и неуправляемые).

8. МИГ-35

Гений российского военного воздушного вооружения – истребитель МИГ-35. Этот самолет планируется поставить на вооружение только в этом (2018-м) году, но он уже зарекомендовал себя как один из лучших истребителей, хотя и не показывал себя еще на боевом поприще. МИГ-35 превзошел своего предшественника по множеству параметров. Так, этот истребитель расходует меньше топлива, кислородная станция вырабатывает больше кислорода, а длительность работы автопилота во время прицеливания продлена для того, чтобы у пилота было больше возможности ведения точного огня по противнику. В том числе российским инженерам удалось снизить стоимость выпуска истребителя, для сравнения – французская сторона тратит на создание самолетов подобного типа в 2–3 раза больше средств.

7. F-16 Fighting Falcon

Седьмую строчку в рейтинге истребителей занимает американский F-16 Fighting Falcon. В свое время эта боевая машина была лидером в числе наиболее популярных в мире – низкая стоимость ее производства и высокие показатели качественных характеристик позволили военным заводам США выпускать эти машины в больших количествах для экспорта в другие страны. В настоящий момент на весь мир приходится свыше 4700 истребителей F-16 Fighting Falcon. Эти боевые машины успели проявить себя более, чем в ста боевых операций по всему миру.

6. Eurofighter Typhoon

Боевой истребитель Eurofighter Typhoon является детищем сразу четырех стран ЕС, доказавший свою эффективность в реальных вооруженных конфликтах. Одним из основных достоинств этого самолета является возможность создавать помехи на вражеских радарах, что позволяет вести корректировку полета управляемых ракет. Это, в первую очередь, повлияло на то, что Eurofighter Typhoon стал очень «живучим» – попасть в истребитель с такой системой довольно непросто. Также Тайфун превосходит свои аналоги в дальности ведения огня (аж на 100 км). На сегодняшний день в мире насчитывается порядка пятисот таких истребителей, и каждая боевая машина изготовлена по уникальной технологии.

5. Dassault Rafale

В списке самых мощных истребителей оказалась и гордость французских вооруженных сил – Dassault Rafale. Создатели утверждают, что единственным фактором, который препятствует невероятному подъему этой боевой машины является ее высокая стоимость. Dassault Rafale уже 50 лет находится на вооружении армии Франции, он несколько раз отлично показывал себя в вооруженных конфликтах. Однако сегодня этот истребитель используется только для проведения учебных и показательных полетов. Также его название нередко фигурировало при авиакатастрофах, но французская сторона каждый раз утверждала, что причиной тому стал человеческий фактор.

4. Lockheed Martin F-35 Lightning II

Еще одной разработкой американских ВВС стал Lockheed Martin F-35 Lightning II, призванный заменить устаревшие самолеты этого поколения. Истребитель поступил на вооружение как военно-морского флота США, так и сухопутных войск – он активно используется на авианосцах флота из-за небольшой дистанции разбега при взлете, и торможения – при посадке. Также Lockheed Martin F-35 Lightning II способен производить вертикальный взлет. После разработки и выхода истребителя в серийное производство он был экспортирован и в другие страны мира, первой из которых была Великобритания. Самолет оснащен передовой электроникой и мощным вооружением.

3. Су-35С

На третьей строчке рейтинга расположился один из лучших российских истребителей. Су-35С совершил свой первый боевой вылет в 2008 г. По качественным характеристикам истребитель можно отнести к 5-му поколению. Аналитики США окрестили Су-35С самой опасной и смертоносной моделью из всех, что когда-либо были созданы в СССР и России. На сегодняшний день часть характеристик и боевых возможностей истребителя держится вооруженными силами в строжайшей секретности, потому полноценно оценить его боевой потенциал пока не представляется возможным.

2. Су-57

Совершенно новое достижение отечественной военной индустрии – Су-57. Истребитель пятого поколения признается отечественными конструкторами как лучший истребитель российской авиации. На сегодняшний день эта боевая машина стоит на одной ступени с американским «Раптором». Главной особенностью Су-57 является возможность вести бой сразу с несколькими противников, которые могут находиться как в воздухе, так и на земле. В настоящее время конструкторы работают над улучшенной маскировкой истребителя. Самолет оснащен передовой в мире электроникой и невероятно смертоносным вооружением.

1. Lockheed Martin F-22 Raptor

На первой строчке рейтинга «лучшие истребители мира» располагается американский Lockheed Martin F-22 Raptor. В действительности он делит пальму первенства с российским Су-57. Раптор – истребитель 5-го поколения, представленный публике во второй половине 90-го года. Он способен выполнять множество целей и боевых задач. На данный момент Раптор признан, как передовая разработка американских конструкторов в этой сфере. В числе преимуществ боевой машины – полная незаметность для вражеских радаров. Lockheed Martin F-22 Raptor охарактеризован как истребитель с высокой маневренностью, низким расходом топлива и сравнительно небольшой массой. Зарегистрировано всего два случая потери этих истребителей в боевых операциях.

1. Boeing X-43

X-43 - беспилотный экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат, построенный по программе NASA «Hyper-X» - разработка самолёта с прямоточным реактивным двигателем. Для разгона (вывода на требуемую скорость и высоту) использовался разгонный блок ракеты Пегас. Целью разработки самого быстрого самолета в мире является испытание новейшей технологии, которая представляет собой гиперзвуковую альтернативу современным турбореактивным двигателям. Как считают ученые, в будущем гиперзвуковые самолеты смогут достичь любой точки земного шара всего за три-четыре часа.
Самолет X-43A занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый быстрый самолет в мире.

Краткая характеристика самого быстрого самолета в мире:
- Длина самолета, м - 3,6
- Размах крыльев, м - 1,5
- Высота, м - 0,6
- Масса, кг - примерно 1270
- Работает на прямоточном воздушно-реактивном двигателе
- Максимальное число Маха – 10.6
- Максимальная скорость, км/ч – 11230

2. Orbital Sciences Corporation Х-34

Х-34 – самый быстрый самолёт в мире, способный развивать скорость до 12 144 км/ч. Однако в топе он на втором месте, так как на данный момент в ходе экспериментов была достигнута скорость менее 11230 км/ч. Ускорение самолёта производится с помощью прикреплённой к нему твёрдотопливной ракеты «Пегас» (Pegasus). Первые испытания самого быстрого самолёта в мире состоялись весной 2001 года. На создание и тестирование двигателя аппарата (Hyper-X) было потрачено 7 лет и 250 млн. долларов. Успешными стали испытания Х-34, проведённые лишь весной 2004 года, когда во время запуска в Тихом океане близ острова Святого Николая аппарат смог достичь скорости 11 000 км/ч.

Краткая характеристика:
- Длина самолета, м - 17,78
- Размах крыльев, м - 8,45
- Высота, м - 3,5
- Масса, кг - примерно 1270
- Силовая установка - ЖРД Fastrac
- Максимальная достигнутая высота, км - 75
- Максимальное число Маха – 11,5
- Максимальная скорость, км/ч – 12 144

3. North American X-15

X-15 - экспериментальный самолёт-ракетоплан США, оснащённый ракетными двигателями. Первый и на 40 лет единственный в истории пилотируемый гиперзвуковой летательный аппарат-самолёт, совершавший суборбитальные пилотируемые космические полёты. Основная задача Х-15 - изучение условий полета на гиперзвуковых скоростях и входа в атмосферу крылатых аппаратов, оценка новых конструкторских решений, теплозащитных покрытий, психофизиологических аспектов управления в верхних слоях атмосферы. Общая концепция проекта была утверждена в 1954 г. В полёте достигнут неофициальный рекорд высоты, продержавшийся с 1963 до 2004. Максимальная скорость -7274 км/ч.

Краткая характеристика:
- Полный вес заправленного самолёта, кг - 15195
- Вес израсходованного топлива, кг - 6577
- Масса после посадки, кг - 6260
- Максимальная достигнутая высота, км - 107,96
- Дальность полёта, км - 543,4
- Продолжительность активного участка полёта: 85,8 сек
- Число Маха: 5,58
- Максимальная скорость, км/ч - 7274
- Носитель: бомбардировщик NB-52A

4. SR-71 («Blackbird»)

SR-71 - стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США. На данный момент самый быстрый и самый высоколетящий серийный самолет в мире и остаётся уже на протяжении 25 лет.

Размеры самолета:
- Длина, м - 32.76
- Высота, м - 5.64
- Размах крыла, м - 16.95
- Площадь крыла, м² - 167.22
- Угол стреловидности - 60°

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 77111
- Масса пустого, кг - 27216
- Силовая установка - 2 ТРД J-11D-20B тягой, кг - 14750

Летные данные
- Максимальное число Маха – 3.5
- Максимальная скорость, км/ч - 3715
- Крейсерская скорость, км/ч - 3187
- Практический потолок, м - 30480
- Перегоночная дальность полета, км - 4818

5. Миг-25 («Летучая мышь»)

Самый быстрый в мире реактивный военный самолет. На нём было установлено 29 мировых рекордов. Существует две основных разновидности этого самолёта: разведчик и перехватчик.

Размеры самолета
- Длина, м - 23,82
- Высота, м - 5.64
- Размах крыла, м - 13,95(14,015 м - перехватчик)
- Площадь крыла, м² - 61,4
- Угол стреловидности - 41° 02′(42° 30′-перехватчик)

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 41200
- Масса пустого, кг - 18800
- Силовая установка- 2 × ТРДФ Р15БД-300, кг - 14750

Летные данные
- Максимальное число Маха – 3,2
- Максимальная скорость, км/ч - 3 395
- Крейсерская скорость, км/ч - 3000
- Практический потолок, м - 23000
- Перегоночная дальность полета, км – 2400(максимальная для МиГ-25РБ)

6. МиГ-31

МиГ-31 - двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения. МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800-900 км.

Размеры самолета
- Длина, м - 21,62
- Высота, м - 6,5
- Размах крыла, м - 13,45
- Площадь крыла, м² - 61,6
- Угол стреловидности - 41°

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 46 750
- Масса пустого, кг - 21 820
- Силовая установка - ТРДДФ Д-30Ф6

Летные данные
- Максимальное число Маха – 2.8
- Максимальная скорость, км/ч - 3000
- Крейсерская скорость, км/ч - 2500
- Практический потолок, м - 20 600
- Перегоночная дальность полета, км – 3000

7. Макдоннел-Дуглас F-15 («Игл»)

Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл» - американский всепогодный тактический истребитель четвёртого поколения. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Принят на вооружение в 1976 году. Существует 22 модификации этого самолёта. Истребители F-15 применялись на Ближнем Востоке, в Персидском заливе и Югославии.

Размеры самолета
- Длина, м - 19,44
- Высота, м - 5,63
- Размах крыла, м - 13
- Площадь крыла, м² - 56,6
- Угол стреловидности - 45°

Масса самолета

- Масса пустого, кг - 12700
- Силовая установка - ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-100

Летные данные

- Максимальная скорость, км/ч - 2650
- Крейсерская скорость, км/ч - 917

- Перегоночная дальность полета, км – 5750

8. Дженерал Дайнемикс F-111 («Aardvark» или «Pig»)

Дженерал Дайнэмикс F-111 - двухместный тактический бомбардировщик дальнего радиуса действия, самолёт тактической поддержки, с крылом изменяемой стреловидности. 27 июля 1996 года были выведены из боевого состава ВВС США

Размеры самолета
- Длина, м - 22,4
- Высота, м - 5,22
- Размах крыла, м - 9,47(19,2 в развернутом положении)
- Площадь крыла, м² - 48,77(61,07 в развернутом положении)
- Угол стреловидности - 16° при развернутом крыле

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 30845
- Масса пустого, кг - 12700
- Силовая установка - 2 двухконтурных турбореактивных Pratt & Whitney TF-30-P-100,2416 кг

Летные данные
- Максимальное число Маха – 2,5
- Максимальная скорость, км/ч - 2645
- Крейсерская скорость, км/ч - 940
- Практический потолок, м - 17985
- Перегоночная дальность полета, км – 5190

9. Су-24

Су-24 - советский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

Размеры самолета
- Длина, м - 24,594
- Высота, м - 6,192
- Размах крыла, м - 10,366(17,638 в развернутом положении)
- Площадь крыла, м² - 51(55,16 в развернутом положении)
- Угол стреловидности - 16°- 69°

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 39 700
- Масса пустого, кг - 22 300
- Силовая установка - 2 ТРДДФ АЛ-21Ф-З,2416 кг

Летные данные
- Максимальное число Маха – 2,4
- Максимальная скорость, км/ч - 2540
- Крейсерская скорость, км/ч - 1400
- Практический потолок, м - 11 500
- Перегоночная дальность полета, км – 2850

10. ТУ-144 («Charger»)

ТУ-144 - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Ту-144 первый в мире сверхзвуковой авиалайнер, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. Самый быстрый сверхзвуковой авиалайнер, созданный для коммерческих целей.

Размеры самолета
- Длина, м - 65,7
- Высота, м - 12,5
- Размах крыла, м - 28,8
- Площадь крыла, м² - 507
- Угол стреловидности - 57°

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 207 000
- Масса пустого, кг – 98000
- Силовая установка - 4 ДТРДФ НК-144А

Летные данные
- Максимальное число Маха – 2,36
- Максимальная скорость, км/ч - 2500
- Крейсерская скорость, км/ч - 2200
- Практический потолок, м - 20000
- Перегоночная дальность полета, км – 4300

Глядя ввысь, на парящих или стремглав пикирующих птиц, люди мечтали летать. Мечта давно уже осуществилась, и теперь страны мира соревнуются в скорости своих железных птиц. Вашему вниманию предлагается топ самых быстрых самолетов, существовавших в истории авиации.

Военные самолеты

Несомненными лидерами этой категории являются беспилотные самолеты, отсутствие людей на борту которых позволяет развивать скорость, превосходящую скорость звука в 20 раз. Так, во всяком случае, было заявлено в отношении гиперзвукового, разработанного американским управлением DARPA Falcon HTV , который способен разгоняться до 220917 км/ч. Это был бы самый быстрый самолет в мире, но он исчез с радаров на 26 минуте полета, из-за чего рекорд не может засчитаться, поэтому лидером стал другой самолет.


1 место получает разработка НАСА — экспериментальная модель . Его максимальная скорость достигает 11200 км/ч, что примерно в 10 раз быстрее скорости звука. Достичь такого результат позволил воздушно-реактивный двигатель прямоточного действия. Благодаря использованию забортной атмосферы для создания топлива длина аппарата составляет всего 3,66 м, а вес 1270 кг. Было произведено всего 3 единицы.


2 место занимает Х-15, который серьезно отстал от предыдущего аппарата, если говорить о скорости. Не превышая 7272,63 км/ч, этот экспериментальный самолет-ракетоплан 40 лет удерживал звание «единственного в мире пилотируемого гиперзвукового аппарата». США признали все совершенные им полеты, а их было 199, суборбитальными, и, соответственно, пилоты, сами того не заметив, стали астронавтами. Такие превращения продолжались бы и далее, если бы в декабре 1970 г. его эксплуатация не была прекращена.


3 место в рейтинге отдано еще одному уже снятому с производства самолету, известному как «Черный дрозд», Lockheed SR-71 . Стратегический американский разведчик с максимальной скоростью всего 3700 км/ч, окружен загадками и курьезами. Как, например, что стало причиной того, что ни один из 32 выпущенных экземпляров не был потерян в бою? Или почему самолет, прототипом которого был R-12, получив название RS, был переименован с легкой руки президента в SR? Известно, что для производства самолета, 90% деталей которого выполнены из титана, закупки проводились в СССР, против которого и использовался аппарат. Один из самых аэродинамических самолетов, в проектировании которого были использованы стеллс-технологии, привлек внимание кинорежиссеров и создателей компьютерных игр, с удовольствием сделавших его частью декораций.


4 место получает советский МиГ-25, ставший ответом на «черную птицу». Скорость этого истребителя-перехватчика может достигать 3395 км/ч, но при реальной эксплуатации не превышает 3000 км/ч. Выпускавшийся с 1969 по 1985 гг. самолет все еще стоит на вооружении в некоторых странах. Столь долгой летной жизнью он обязан особенностям конструкции и высоким техническим характеристикам. Преимущества ему дали несколько новаторских идей, использованных при его производстве:

  • особый сплав стали, алюминия и титана;
  • двигатель беспилотника, переделанный для истребителя;
  • 2 наклонных киля, снизивших радиолокационную уязвимость.

На этой модели было установлено 29 рекордов, некоторые из которых не побиты до сих пор (рекорд высоты).


5 место может быть присвоено , скорость которого равна 3380 км/ч. Родиной этого экспериментального самолета стали США, где ему определили роль исследование аэро- и термодинамики летательных аппаратов. Судьба самолета оказалась несчастливой: обе выпущенные модели потерпели катастрофу, причем причины так и не были установлены.


6 место по праву занимает , высотный бомбардировщик, разработки которого вместе с «Черным Дроздом» стали причиной появление советского МиГа. Единственный самолет, который мог сбрасывать бомбы на скорости 3219 км/ч. Из-за недальновидности политиков и недостаточного финансирования (официальная версия – токсичное и дорогое топливо) проект был закрыт, хотя до сих пор вызывает интерес некоторые разработки, в частности:

  • движимая носовая часть фюзеляжа для лучшего обзора;
  • регулируемые законцовки крыльев для большего аэродинамического качества.


7 место отдано советскому Т-4 , который производился с 1966 по 1974 гг. Бомбардировщик-ракетоноситель, предназначенный для ведения воздушной разведки и уничтожения стратегических целей, получил название «сотка» из-за своего веса немногим более 100 тонн. Самолету, в котором были использовано множество инновационных технологий: от аэродинамической схемы «утка» с отклоняющейся носовой частью фюзеляжа и новейшего радиоэлектронного оборудования до дистанционной системы слежения за работой двигателей, пророчили стать «русским чудом». На этом удивительном самолете даже имелся перископ для обзора пространства вокруг во время полета, ведь носовой обтекатель не был остекленен. Однако, ударно-разведывательный комплекс был закрыт, ему предпочли самолет ТУ-160.


Этот топ-7 самых быстрых самолетов, как видите, в основном состоит из экспериментальных моделей или тех, которые уже не эксплуатируются. Если бы речь шла только о современных пилотируемых самолетах , стоящих на вооружении или эксплуатирующихся, то список 5-ти самых быстрых самолетов выглядел бы так:

  1. МиГ-31;
  2. McDonnell Douglas F-15 Eagle;
  3. СУ-24М;
  4. СУ-27М.

Гражданские самолеты

Гражданская авиация зачастую не может составлять конкуренцию военной из-за относительно невысокой скорости, поэтому ниже представлен топ самых быстрых пассажирских самолетов.

1 место занимает , который развивал скорость до 2500 км/ч. Этот самолет в свое время (конце 1968 г.) стал первым в истории сверхзвуковым пассажирским авиалайнером. Из 102 совершенных им рейсов, 55 было пассажирских. Однако, его успех был недолог: через 7 месяцев после начала коммерческих перелетов, его вывели из эксплуатации. Официальной причиной этому послужила катастрофа опытного образца, но на самом деле перелеты себя не окупали. В СССР, на территории которого он использовался, он был не самым доступным способом путешествия.


2 место отдано — второму пассажирскому лайнеру, преодолевшему звуковой барьер. Разработкой самолета-гиганта, скорость которого равнялась 2330 км/ч, занимались одновременно 2 страны: Англия и Франция. Его ожидала более счастливая участь: 14 самолетов этой модели эксплуатировались с 1976 до 2003 г. Интересно то, что каждая страна получила по 7 экземпляров: 2 из которых Англией были куплены за 2 фунта стерлингов, а Франция 3 своих выкупила за 3 франка. Но объем авиаперелетов начал стремительно снижаться, а череда катастроф, преследовавших лайнер, не прекращалась, и Конкорд был выведен из эксплуатации.


3 место занял являющийся крупнейшим реактивным пассажирским авиалайнером. В сравнении с 2-мя предыдущими самолетами он летает сравнительно медленно – со скоростьювсего 1020 км/ч. Но его оценили такие страны как Великобритания, Франция, Германия, КНР, ОАЭ, Корея, Малайзия, Австралия, Сингапур Тайланд, даже Россия заказала себе самолеты этой модели.


В недалеком будущем мировую гражданскую авиацию ждут кардинальные изменения. Готовятся к выпуску несколько самолетов, которые, несомненно, заставят пересмотреть этот топ:

  • Ту-444, который будет способен развивать скорость до 2125 км/ч;
  • QSST, скорость которого составит 2200 км/ч;
  • ZEHST, согласно подсчетам его скорость будет превышать 5000 км/ч.

В наши дни скорость для людей приобретает все большее значение. В областях современных технологий и бизнеса выигрывает тот, кто успевает делать все быстро.

В спорте также нередко победный венец достается самому быстрому. На сегодняшний день человеку не достаточно делать все быстро, он стремится к еще большим темпам. Быстрее исследовать, быстрее изобретать, быстрее учиться, быстрее ехать, быстрее летать, в конце концов. В этой статье речь пойдет о 10 самых быстрых самолетах.

X-43A

Этот самолет, безусловно, является лидером скорости. Однако эта гиперзвуковая модель пока что считается экспериментальной. Работает этот самолет на прямоточном реактивном двигателе. Х-43А - беспилотник (человек такую скорость просто бы не выдержал).

Впервые самолет данной модели взлетел в 2001 году, но неудачно - фюзеляж разрушился спустя 11 секунд после взлета. Вторая попытка была немного успешнее, но тоже завершилась катастрофой. И вот, наконец, с третьей попытки 16 ноября 2004 года модернизированный X-43A достиг абсолютного рекорда - 9.6 скорости звука (11 200 км/ч).

X-15

На самолет именно этой модели впервые были установлены двигатели от ракеты. X-15 на данный момент является единственным пилотируемым сверхзвуковым самолетом, способным достигать верхних слоев стратосферы, а также самым быстрым в мире пилотируемым летательным аппаратом.

Впервые он взлетел в 1959 году. Эксплуатировался до 1970 года. Максимальный рекорд этой машины - 7 272.63 км/ч (6,70 скорости звука).

BlackBird

Lockheed SR-71 (известный также как BlackBird) – одна из конфигураций американского самолета-разведчика с уникальными свойствами и сверхзвуковой скоростью. Он способен летать и на малых скоростях.

Состоял на вооружении в период с 1964 по 1998 год. С конвейера сошло 32 экземпляра SR-71. Чем американцы могут похвастаться, так это тем, что ни один такой самолет не был сбит. В основном BlackBird использовался во время «холодной войны» для шпионажа на территории СССР.

Советские установки ПВО, снабженные функцией автонаведения на цель, просто не были способны сфокусироваться на цели, ведь летела она ни много ни мало со скоростью 3,530 км/ч, что составляет 3.3 скорости звука. Также Lockheed обладает довольно высоким ускорением, способностью быстро набирать высоту и отличной маневренностью: он легко уворачивается от ракет, хотя, конечно, многое зависит от мастерства пилота.

Все же 12 самолетов потерпели крушение в результате несчастных случаев. Среди эксплуатируемых самолетов ему по праву принадлежит первое место.

Bell X-2

Цель разработки данного самолета - изучение аэродинамики и показателей расширения при нагревании. Выпущено было всего 2 экземпляра. Материал корпуса (нержавеющая сталь в совокупности с медно-никелевыми сплавами) позволил значительно уменьшить трение о воздух.

Впервые «Starbuster» взлетел в далеком 1953 году. На данный момент рекорд скорости данного типа самолета - 3 380 км/ч (3 скорости звука). Предельный эшелон - 38400 м.

XB-70 «Valkiria»

Бомбардировщик, созданный специально для потребностей ВВС США. Среди бомбардировщиков является самым быстрым. Может нести ядерный заряд на скорости 3 187 км/ч.

Является национальной гордостью США. Как и предыдущий участник рейтинга, XB-70 не может похвастаться большой численностью - всего 2 экземпляра.

МиГ-25

Да, советские машины тоже попадают в этот список. Этот истребитель-перехватчик смело можно назвать шедевром авиационной промышленности.

МиГ-25 включался в состав ВВС Советского Союза, на сегодняшний день им активно пользуется Российская Федерация. Срок выпуска - с 1969 по 1985 года. Скоростной рекорд - 3 050 км/ч (2.83 скорости звука).

МиГ-31

Советский гиперзвуковой перехватчик-истребитель с высоким показателем дальности полета. Произведен с целью перехвата и истребления воздушных целей на разных эшелонах при различных погодных условиях. МиГ-31 адаптирован для ночных полетов. Срок выпуска - с 1975 по 1994 года. Скоростной рекорд - 3 005 км/ч (2,82 скорости звука)

Aardvark F111

Стратегический бомбардировщик, а также разведывательный самолет. Поступил на военный учет в 1967 году. Рекорд скорости - 2 655 км/ч (2,5 скорости звука). На сегодняшний день не эксплуатируется.

F-15 «Eagle»

Стратегический истребитель, специально разработанный для успешного ведения воздушных боев. Участвовал в военных действиях в Югославии, Ираке и Палестине. Ни разу не был сбит. Рекорд скорости - 2 650 км/ч (2,5 скорости звука).

Ту-144

Первый гиперзвуковой гражданский самолет. Впервые взлетел 31 декабря 1968 года, на 5 месяцев обогнав своего соперника Arospatiale-BAC Concorde. 5 июня 1969 года впервые в истории пассажирский авиалайнер достиг сверхзвуковой скорости. Рекорд скорости - 2 500 км/ч.

Отдельно следует упомяноуть о «Конкорде». Хотя, к сожалению, этот самолет и не вошел в Топ-10, заняв 11 место (со своей максимальной скоростью 2 172 км/ч), его также можно считать уникальным достижением в области авиастроения. Кроме Ту-144 (который, кстати, является плагиатом «Конкорда»), эта модель - единственный коммерческий сверхзвуковой самолет.

Всего было произведено 20 экземпляров, из которых 15 были проданы авиакомпаниям «Бритиш Эйрвейс» и «Эйр Френс». Шесть из них были проданы за символическую цену в 1 фунт или 1 франк.

Таким образом, самыми быстрыми самолетами в мире являются военные, гражданская же авиация попадает лишь во вторую десятку рейтинга.

С появлением реактивных двигателей появилась уникальная возможность сделать самолет достаточно быстрым, а значит менее уязвимым для средств поражения противника. Быстрому самолету нужно меньше времени для перехвата вражеской цели. Гонка за скорость продолжалась примерно до начала 80-х годов прошлого столетия. Нельзя сказать, что скорость военных самолетов ушла на второй план, однако в данный момент она не является определяющей в эффективности использования боевых качеств.

Это объясняется тем, что истребители 5-го поколения способны поражать цели ракетами на значительных расстояниях и качество и характеристики ракеты здесь выходят на первый план. Так же на первый план выходит обнаружение целей противники и подготовка информации для поражения - то есть формулировка правильной команды ракете. Малозаметность истребителя для радаров - так же имеет решающее значение.

Ниже перечислены самые быстрые военные самолеты всех времен и народов. Скорость указана в числе Маха. Число Маха - это скорость звука на определенной высоте. Скорость звука в атмосфере земли зависит от высоты. Так у поверхности земли - скорость звука составляет 340 м/c, а вот на высоте 10 000 метров, скорость звука 300 м/c.

10. F-14D Super Tomcat- 2,34 Мах

F-14D Super Tomcat - совершил свой первый полет в 1987 году. Он был разработан как ночной истребитель, способный одновременно обнаруживать и вести до 6 целей.

В 2008 году самолет был снят с производства, поскольку морально устарел. Всего было построено 712 таких самолетов. В настоящий момент самолеты еще стоят на вооружении в США, однако постепенно утилизируются путем измельчения.

9. МиГ - 23 - 2,35 Max

МиГ -23 это первый в СССР самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Он признан, как один из лучших истребителей в мире. Первый полет истребитель совершил в 1967 году, принят на вооружение в 1973 году, снят с вооружения в 1994 году. Самолет производился до 1985 года, на тот момент было произведено 769 спарок и 4278 одноместных истребителей. В настоявший момент МИГ-23 состоят на вооружении в 11 странах Африки и Азии. Основным вооружением самолета были 4 управляемые ракеты.

8. Су-27 - 2,35 Max

Cу-27 создан в ответ на создание в США самолетов F-15 и F-16. Первый полет совершен в 1977 году. Серийное производство самолета начато в 1981 году. В свое время это был самый современный истребитель в мире, он успешно конкурировал с F-15 и F-16. В настоящий момент на вооружении России по данным различных источников находится порядка 450 самолетов. Около 80 самолетов имеет Украина и 20 самолетов - Беларусь.

Истребитель имеет 10 подвесок для размещения различных ракет, а общая масса боекомплекта достигает 6000 кг.

7. F-14 Tomcat - 2,37 Мах

Самолет начал производится в начале 1970-х годов. Он был спроектирован, как дальний истребитель-бомбардировщик. В начале эксплуатации были выявлены проблемы с двигателем. Двигатели были модернизированы, что позволило увеличить запас топлива. Серийное производство самолетов было прекращено в 1996 году. В данный момент эти самолеты используются в Иране, поскольку партия самолетов была поставлена в эту страну в 1976 году. Отличительной особенностью самолета было вооружение - ракеты могли подавлять цели на расстоянии до 100 км. Они использовались для защиты авианосцев.

6. Су-24 - 2.4 Мах

Самолет совершил свой первый полет в 1967 году. Принят на вооружение в 1974 году. Самолет является бомбардировщиком средней дальности, его боевой радиус составляет 560 км. Главным преимуществом самолета являются ракеты с лазерным наведением. Это высокоточное оружие, которое делает самолет очень эффективным для поражения целей.

Всего было произведено около 1400 самолетов Су-24. В настоящий момент самолеты выводятся из эксплуатации и заменяются более современными Су-34 (создан на основе Су-27), которые начали поступать в войска в 2014 году.

5. F-111 Aardvark - 2.5 Мах

F-111 Aardvark - дальний истребитель-бомбардировщик, который совершил свой первый полет в 1964 году. Первоначально предполагалось использование самолета на авианосцах, однако из больших габаритов и значительной массы эта идея не была реализована. Во время войны во Вьетнаме значительное количество самолетов было сбито. В 1998 году самолет был снят с вооружения.

4. F-15 Eagle - 2.5 Мах

F-15 начал разрабатываться в 1965 году. Была поставлена задача разработки истребителя большой дальности. Свой первый полет самолет совершил в 1979 году. Этот самолет до сих пор находится на вооружении ВВС США. F-15 считается одним из самых удачных самолетов из когда либо созданных. F-15 так же состоит на вооружении ВВС Израиля, Японии и Саудовской Аравии.

3. МиГ-31 - 2,83 Мах

МиГ-31 пришел на смену МиГ-25, и свой первый полет совершил в 1975 году. Самолет разработан как перехватчик высокоскоростных самолетов и крылатых ракет. Принят на вооружение в 1981 году. На самолете впервые в мире применена РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой. До 2000 года он был единственным в мире с подобной РЛС. В настоящее время стоит на вооружении ВВС России. Самолет не производится.

2. МиГ-25Р 3.2 Мах

МиГ-25Р - создавался не только как истребитель, но и как разведчик. Свой первый полет прототип МиГ-25Р совершил в 1964 году. Серийное производство разведчиков было налажено в период с 1982 по 1985 годы. Самолет эксплуатируется и в настоящее время. Основная разведка - это оптическая разведка.

1. SR-71 Blackbird 3.2 Мах

1 SR-71 Blackbird - снят с производства и вооружения, однако его рекорд скорости до сих пор не побит серийными самолетами, в том числе самыми современными. Первый полет состоялся в 1964 году. Задача была - создать самолет разведчик, которые был бы менее уязвим для перехвата, чем У-2. Всего выпущено 32 самолета, 12 из них потерпели крушение по причинам технической неисправности. В 1998 году 1 SR-71 Blackbird был снят с вооружения и с этого момента его полеты были прекращены.