Марина Леонова: «В преподавании классического танца Россия по-прежнему впереди. Марина леонова отмечает двойной юбилей Награды и звания

У ректора Московской Государственной академии хореографии (МГАХ), народной артистки РФ Марины Леоновой сегодня юбилей. Однако никаких особых торжеств именинница не планирует.

“У меня будет обычный рабочий день, учебный год в разгаре, и я должна быть на посту – с утра до вечера”,

– сказала она, принимая поздравления.

Марина Константиновна, конечно, скромничает, потому что поздравлений в ее адрес последует превеликое множество. Ведь Леонова дважды юбиляр: ей исполняется 65 лет, из которых уже 45 лет отдано творчеству.

Заниматься танцами она начала в семилетнем возрасте в Московском Дворце пионеров. Потом поступила в знаменитое Московское академическое хореографическое училище (МАХУ), в класс прославленной балерины, народной артистки СССР, да к тому же директора МАХУ, Софьи Головкиной. Закончив МАХУ в 1969 году, Леонова сразу была принята в балетную труппу Большого театра. На главной сцене страны она танцевала ровно 20 лет – до 1989 года, исполняя сольные партии в спектаклях классического и современного репертуара.

Завершив артистическую карьеру, Марина Леонова снова вернулась в Московскую академию хореографии уже в ранге преподавателя. Впрочем, сама она параллельно продолжила учебу – закончила педагогический факультет ГИТИСа, где занималась на курсе великой балерины Марины Семеновой.

С 1994 года Леонова – доцент, в 1999 году становится профессором, в 2001 году назначена и.о. ректора, в 2003 году избрана на должность ректора Академии, которую занимает по сей день.

“Уже одиннадцать лет”,

– отмечает Марина Константиновна.

“Я люблю Академию, это мой родной дом”,

– признается Леонова. И буквально взахлеб начинает вспоминать, как в ноябре прошлого года феерически отметили 240-летие МГАХ. Тогда в Государственном Кремлевском дворце прошел фестиваль мировых балетных школ.

“Такой смотр в российской столице был организован впервые. В этот раз на сцене Кремлевского дворца мы выступали в контексте международного балетного образования. Нам очень важно сегодня, при всей нашей самодостаточности, быть современными и утвердить наши ценности не только в собственном кругу. А ценность главная по-прежнему одна – классический танец, который в России развивался и продолжает развиваться”,

– подчеркнула Леонова. По словам ректора МГАХ, конкурс в Академию по-прежнему огромен.

“Интерес не пропадает, несмотря на массу альтернативных танцевальных школ. Выпускники наши востребованы не только на академических площадках России, но и в мире. Причем, в компаниях самых разных направлений. Это говорит об универсальности академического языка, которым овладевают наши воспитанники”,

– с гордостью заметила Леонова. Однако глава МГАХ вовсе не намерена хвалиться бесспорными достижениями.

“Мы работаем не ради какого-то первенства и не ставим задачу “догнать и перегнать”. Нет, мы спокойно и уверенно следуем своим традициям, и этого оказывается достаточно и для нашего развития, и для нашего цехового самосознания”,

– заявила Леонова. Между тем она рада тому повышенному вниманию к балетному образованию, которое в последнее время наблюдается в обществе и в СМИ. Именно это сподвигло министра культуры РФ Владимира Мединского на создание Общественного совета по образованию в сфере балета и хореографии. Рабочую группу возглавила Леонова.

– проинформировала она.

“У нас хорошая школа, которая была, есть и будет”,

– заверила ректор МГАХ. И сделав небольшую паузу, с улыбкой добавила:

“А русский балет самый лучший в мире”.

Свою безграничную любовь к искусству танца Марина Константиновна ежедневно передает сотням своих учеников. Неслучайно, что и ее собственная дочь пошла по стопам матери – Аня закончила Московскую академию хореографии и теперь танцует в Большом театре. Что касается внучки, то, по словам бабушки, она учится во втором классе и пока не определилась с выбором профессии.

“Может быть, она нарушит семейную традицию и займется чем-нибудь другим, у нее так много разных увлечений”,

– заключила Марина Леонова.

Нынче впервые в истории Нуриевского один из фестивальных вечеров был отдан студентам Московской академии хореографии - одной из самых знаменитых в мире балетных школ. Они выступили с гала-концертом "Классика и современность".

За несколько часов до концерта корреспондент "ВК" побеседовала с ректором Московской академии хореографии - народной артисткой России Мариной Леоновой.

Наши гастроли в Казани - один из проектов, посвященных юбилею московской балетной школы: исполняется 240 лет с тех пор, как в 1773 году при московском Воспитательной доме, созданном по указу Екатерины II, были открыты "классы танцевания", - рассказывает Марина Константиновна. - Такой большой делегацией - 58 человек - мы еще к вам не приезжали. Да и не только к вам. В Париж, на празднования трехсотлетия школы балета Парижской Национальной оперы, мы недавно возили только один номер из гала-концерта, который приготовили для Казани. Я говорю сейчас про сюиту из балета Дриго "Миллионы Арлекина".

- Марина Константиновна, какой сейчас конкурс в вашу академию?

Десять человек на место. Но это пока. Еще не все заявления приняты.

- Детям труднее поступить к вам или учиться у вас?

Вы знаете, все трудно. И поступить, и учиться, и, главное, набрать детей сейчас трудно. Нелегко выбрать девочку, у которой была бы маленькая голова, узенькие плечи, длинные ножки с хорошими подъемами. Выворотность должна быть хорошая, прыжок... Сейчас очень много больных детей - с искривленным позвоночником. И "кот в мешке" - это, конечно, координация. Вроде бы хорошо сложен ребенок, артистичен, а движения не координирует.

- Этому нельзя научить?

Нет. Невозможно. У такого человека нет мышечной памяти.

- За что вы можете исключить ученика из академии?

Мы стараемся не исключать до пятого класса. Нашего, хореографического пятого класса, он совпадает с девятым классом общеобразовательной школы. Не исключаем, чтобы человек получил аттестат зрелости. А потом можем исключить. За что? Причин - масса. Кто-то растолстел, кто-то не хочет учиться... Только целеустремленные дети доходят до конца. Но потом они приходят в театр, где тоже нужно доказывать, что ты можешь танцевать, а не стоять в последней линии кордебалета - "стоять у воды", как у нас говорят. Хотя, вы знаете, кордебалет Большого, например, театра, это тоже почетно. Каждому - свое, у каждого своя судьба. Не секрет, что есть очень способные дети, которые "погибают" в кордебалете - им так и не удается вырваться в солисты...

Марина Константиновна, вам не обидно, что сегодня в Большом театре не танцуют самые знаменитые ваши ученицы - Светлана Лунькина и Наталья Осипова?

За Свету у меня болит душа. Она такая талантливая! Из-за угроз в адрес своей семьи она боится возвращаться в Россию - находится в Канаде... А Наташа стала примой в театре "Ковент-Гарден" в Лондоне. Довольна за нее, но все же очень жалко, что у нее не сложилось с Большим театром. Очень талантливая, она была украшением труппы, она "держала" всех балерин, за ней тянулись.

- А сейчас за кем тянутся балерины Большого театра, как вы считаете?

Сегодня по красоте линий, по данным уникальным нет равных Светлане Захаровой. Но она другая... А вот балерины, как Осипова, которая дает всем стимул, от которой драйв, - такой теперь в Большом театре нет. Увы.

- Вы продолжаете вести класс в академии?

Да. Как раз в этом году выпускаю девочек. Очень хорошие! Эльвина Ибраимова, например, на смотре-конкурсе воспитанников хореографических академий и училищ "Гран-при Михайловского театра" в 2012 году завоевала Гран-при, Ксения Рыжкова недавно стала лауреатом конкурса молодых балетных исполнителей "Русский балет". Девочки замечены художественными руководителями разных театров, у них сейчас масса приглашений. Выбор за ними...

В одном из интервью вы называли большой проблемой призыв на военную службу выпускников хореографических школ...

Да. Это огромная проблема. И она по-прежнему актуальна. Наших мальчиков, а их и так мало, все время пытаются забирать в армию. Не менее восьми лет они учатся на артистов балета. И после этого им - в армию?! А кто им поможет восстанавливать форму после службы в армии? Альтернативная служба - в театре - для артистов балета нужна. Пока такой возможности нет, что только не делают ребята, чтобы не попасть в армию. Я не могу вам ответить однозначно - что именно. Все предпринимают.

Я не стану распределять места. И не буду скромничать. Московская академия хореографии - одна из ведущих в мире балетных школ. И я так говорю не потому, что я ректор этой академии. Это доказывают имена наших выпускников и педагогов, известных во всем мире. Московская балетная школа - это Майя Плисецкая, Николай Фадеечев, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Наталия Бессмертнова, Михаил Лавровский, Галина Степаненко, Владимир Малахов, Мария Александрова, Николай Цискаридзе, Наталия Осипова...

18 февраля 65- летний юбилей Леоновой Марины Константиновны - солистки балета Большого театра, народной артистки России, лауреата премии Правительства Российской Федерации, ректора московской государственной Академии хореографии, профессора кафедры классического танца, руководителя Общественного совета по образованию в сфере балета и хореографии.

Жизель

Викторина Кригер в газете «Советская культура» (1973) писала: «… В призрачно-лунном свете на сцене появляется стройная, нежная Одетта - Марина Леонова. Первые, чуть робкие танцевальные движения, первые трепетные взмахи рук… И чем дольше я наблюдала за молодой артисткой, тем больше видела, как все явственнее, будто через тонкую вуаль, вырисовывались контуры интересного образа, созданного Леоновой»

Марина Леонова в балете "Лебединное озеро"

После окончания Московского хореографического училища в 1968 г. (кл. С.Н. Головкиной) Леонова вступила в труппу прославленного Большого театра. Здесь в течение двадцати лет занимала ведущее положение солистки балета и исполняла заглавные партии в таких спектаклях классического и современного репертуара, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель», «Шопениана», «Дон Кихот», «Легенда о любви», «Каменный цветок», «Спартак», «Жар-птица», «Гаянэ».


Марина Леонова, «Гаянэ»

Творческая индивидуальность балерины по-настоящему раскрылась в спектаклях Григоровича. «Еще во время учебы я мечтала танцевать в постановках Юрия Николаевича. Мечтала… и боялась. Мне казалось, что каждая партия в балетах Григоровича необыкновенно сложна. Но когда начались репетиции моей любимой Мехменэ Бану в «Легенде о любви» Меликова, меня просто привело в восторг, как удобна хореография этого балетмейстера, как он чувствует актера» , - приводит слова балерины Казенин (1983). В образе Мехменэ Бану Леонову заинтересовало не умение передать восточный колорит танца, а внутренняя жизнь героини. В душе Мехменэ идет непрерывная борьба добра и зла. Трагической любовью, ревностью, страстью наполнены движения, и вместе с тем Леонова всегда чуть сдержанна, и это «чуть» придает особое очарование ее героине.


Марина Леонова в балете "Спартак

Несомненной удачей артистки стала партия Эгины в «Спартаке». С завидной легкостью исполняет она самые сложные па и комбинации. Леонова смело уходит от эффектного фронтального решения образа. Духовная опустошенность, недоступность истинной человеческой любви - вот что беспрестанно мучает Эгину - Леонову. «Вы смотрите на меня как на предмет для развлечений, как на игрушку, но играть с вами буду я», - вот внутренний монолог, ставший сквозным действием партии Эгины в исполнении Леоновой.

"Шопениана"

Завершив сценическую деятельность в Большом театре, Леонова органично вошла в новую сферу деятельности и целиком посвятила себя балетной педагогике. В 1991 она с отличием окончила педагогическое отделение балетмейстерского факультета ГИТИСа, курс Семеновой. В 1989 по приглашению Головкиной Леонова становится педагогом классического танца в своей родной школе, реорганизованной в 1995 в Московскую государственную академию хореографии. В 1994 ей присваивают ученое звание доцента, в 1999 - профессора. В 2001 Леоновой предложено занять должность проректора по творческой работе, а в 2002 она избрана на должность ректора.

Фея Сирени, «Спящая красавица»

За выдающиеся заслуги в деле развития искусства хореографии Леонова отмечена многими правительственными и зарубежными наградами: Орден Почета (2008); Благодарности Министерства культуры Российской Федерации (2003, 2009, 2010); Знак отличия «За безупречную службу городу Москве» ХL лет (2009); Премия «Душа танца» в номинации «Мэтр танца» (2011), Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2011).

Хозяйка Медной горы, «Каменный цветок».

Было огромное искушение присвоить эту тетрадь. Как раненая птица, она, забытая, лежала на подоконнике. Ветер из приоткрытого окна играл разлинованными в клетку страницами. Явно девичий почерк с неправильным наклоном влево - уже не детский, но еще и не взрослый.

"Балет поглощает нас помимо нашей воли..."

"Балет - это высшая стадия эволюции человеческого тела".

"Балет - это не техника, это душа!" (Анна Павлова).

Тетрадь не подписана. На обложке от руки единым росчерком талантливо нарисована балерина. Конечно, в полете... Дневник будущей примы?

"Счастье - это мотылек, который чарует на миг и улетает".

"Терпение - это искусство надеяться. Способный терпеть способен добиваться всего, чего он хочет. От всякой боли средство есть - терпение".

"...Истинная артистка должна жертвовать собой своему искусству".

Благодаря забытой на подоконнике коридора тетради я прикоснулся к тайне профессии, зачем, собственно, сюда и пришел.

Мимо прошли две японские студентки. Не по-японски рослые, длинноногие. Я залюбовался. Они улыбнулись в ответ и сделали книксен. Получилось отрепетированно в такт.

Здесь так принято - приветствуя старшего, да еще незнакомого человека, девушки делают реверанс или книксен, а юноши, приостанавливаясь, дарят поклон, четко фиксируя благородство паузы. Последний раз я видел подобное только в кино.

К слову. Карен Шахназаров снимает свою версию "Анны Карениной". На роль Сережи Каренина режиссер пригласил учащегося первого балетного класса Макара Михалкина.

Макара взяли практически без проб, - гордится учеником ректор академии, профессор, народная артистка России, в прошлом прима Большого театра Марина Леонова.

Балетная школа - хореографическое училище при Большом театре - академия хореографии. Единая и неделимая историческая вертикаль. Два с половиной века (а точнее 243 года) в этих стенах по крупицам собирали, просеивали, шлифовали и берегли все лучшее, что было и есть в российском, русском балете. Что делает его "визитной карточкой" России, - рассказывает Марина Константиновна.

Здесь свой мир. Чужие балету люди здесь не приживутся. Это не их среда обитания. Эту ауру формировали великие педагоги нескольких эпох и поколений.

Можно прожить всю жизнь, да так и не побывать в Большом театре, а учащиеся МГАХ проходят практику на самой великой сцене страны. И малыши, и те, что постарше, запросто участвуют в массовках даже самых знаменитых спектаклей. Да и последний звонок училища по традиции проходит в Большом.

"Академия" слово серьезное, а атмосфера большой и дружной семьи, где равны и начинающие, и "звезды". Разогреваются, тянут мышцы прямо в коридоре. Гуттаперчевая кроха растянула ноги в продольном шпагате параллельно плинтусу. Намертво приклеилась к нему своей телесной вертикалью. Хочешь - обойди, а хочешь - перепрыгни ее, застывшую в немыслимой для "нормального человека" позе. Другая, лежа у стены вдоль коридора, забросила левую ногу за голову, касаясь носком пола. При этом умудряется говорить по телефону. Без костей, что ли, эти люди?!

Кажется, что все дается легко. На самом деле через боль. Через постоянные ограничения во всем, что для миллионов других девчонок составляет основную часть их жизни - развлечения, дискотеки, ночные клубы, пирожные и коктейли, - говорит педагог классического танца Алла Головко. - Потерять форму и быть из-за этого отчисленным для девочек катастрофа.

"Балет - это каторга в цветах", - вспоминаю я слова из забытой на подоконнике тетради.

Во всю стену репетиционного класса зеркала, отражающие талант учениц, их грацию, свежесть, красоту, но и предательски дублирующие их ошибки. Отполированные ладонями перила вдоль стен - это станки. У центрального станка работают передовики. Те, что у боковых станков, стараются выбиться к центральному.

Припорасьон... Первая позиция... Правый локоть поднять... Еще сильней... Сильно всей стопой... Батман тандю... Батман фраппе... Хорошо... Батман тандю жете... Глиссад... На полупальчики... Батман ретире... Рука круглая...

В XVII веке француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Этими терминами до сих пор пользуются все хореографы мира.

Девочки, не забываем, что тело - это видимая часть души. Аллянже... Пор де бра... Хорошо...

Алла Николаевна Головко преподает здесь 14 лет. Как и многие педагоги МГАХ, окончила здесь училище и академию.

Пятая позиция... И-и-и... раз!

Кто-то родился в рубашке - они родились в пуантах. Зеркало отражает фуэте и луковицы кички. Женщины знают, а мужчинам поясню. Кичка - это прическа. Одна из самых простеньких в женском репертуаре. Волосы зализаны к затылку, собраны на макушке, скручены в тугой узелок и зафиксированы шпильками или невидимками. Распущенные волосы в академии категорически запрещены.

Нина Наумовски - студентка первого курса академии. Нина белоруска, а папа француз. Родители познакомились в Минске, где оба учились в университете, но Нина родилась в Нанте и шесть лет прожила в Лилле. Крохой танцевала у телевизора, стоило только услышать музыку. Мама отвела дочь в танцевальный кружок. Потом семья переехала в Минск и Нина танцами занялась серьезно. Пошла в балетную школу. В 14 лет поступила в МГАХ. Сейчас ей 16.

Мечтаю исполнить партию Сильфиды, - говорит Нина, поправляя кичку. - "Сильфида" - манифест балетного романтизма. Мне нравится тема - разлад грез и действительности. Несовместимость поэзии и прозы жизни, противоречие между духовным идеалом и земным бытием. Любимые балерины? Смирнова, Захарова, Вишнева, Осипова...

Словно подслушав наш диалог, в "Сильфиде" хотел бы станцевать и земляк Нины Леша Шакуро. Родился в Бресте, а танцевать начал в три года. Сейчас ему 18 лет.

Я просто чувствую себя Джеймсом в "Сильфиде", - говорит Алексей.

А Спартаком? - подначиваю я.

И то правда. Крестьянин Джеймс (по либретто) хочет присвоить мечту, рискуя утратить все в погоне за грезами. Вот и наш Леша Шакуро уверен, что станет премьером Большого.

На гостевом столике ректора МГАХ Марины Константиновны Леоновой бронзовая скульптура Рудольфа Нуриева. Бронза передает неистовый, неукротимый и неукрощенный характер великого танцора и грешника. Нуриев, репетируя, стирал ноги до крови. Бывало, его на руках уносили со сцены от усталости.

Марина Константиновна, насколько правдивы "страшилки", что балерины, конкурируя, подрезают друг у друга ленты, сыплют в пуанты битое стекло, портят костюмы?

Это один из мифов. За 20 лет работы в Большом театре я ни разу не сталкивалась с подобной подлостью. Как миф и то, что серьезные танцовщицы морят себя голодом и заболевают от истощения. Шутку "Без буфета нет балета" придумали именно балерины. Чтобы быть в форме, как дерзко и точно говорила Майя Плисецкая, просто "не надо жрать!". Если уж мясо на обед, то без картошки и макарон. Каши, творог, фрукты, овощи... И в меру, - Марина Константиновна сложила ладошку лодочкой. - Вот столько.

Меня мама отдала в балетный кружок только потому, что я, послевоенное дитя, была очень худой. Мама хотела, чтобы я танцами нарастила мышцы. И дочь моя стала балериной. Танцует в Большом театре. А вот внучка Саша пошла своим путем...

Кто сейчас в академии будущие звезды мирового балета?

Дмитрий Выскубенко в свои 18 лет стал как минимум лауреатом десяти международных конкурсов. Ирочка Аверина девочка с необыкновенными способностями. Анастасия Страхова универсальная балерина, она может станцевать очень многое.

Марина Константиновна, наша школа балета до сих пор самая лучшая в мире!

Да. Наш балет устоял после всех потрясений. Им стоит гордиться.

- Марина Константиновна, какой любимый балет, в котором вы танцевали?
- Пожалуй, «Легенда о любви» Юрия Григоровича. И «Спартак» в его же постановке. Я любила танцевать балеты Григоровича. В них есть что показать и танцовщице, и артистке. Есть характер. Есть нерв. Есть то, что называется ролью. Хотя все нахваливали Фею Сирени из «Спящей красавицы»...
- Вы прослужили в Большом театре от звонка до звонка 20 лет. Кто был вашим лучшим партнером?
- О, я с такими партнерами танцевала! С Марисом Лиепой, например. Это выдающийся, уникальный танцовщик! Он одно время учил наш класс дуэтному танцу. Танцевала с Владимировым, с Тихоновым, с Никоновым, с Акимовым... Они все хороши по-своему, но такого мастера дуэтного танца, как Лиепа, трудно встретить. Он и актер потрясающий! Когда видела его глаза, невозможно было танцевать без вдохновения.
- А из зарубежных?
- Дайте вспомнить... Венгр Имре Дожа, премьер театра оперы и балета в Будапеште. В Югославии мы танцевали и «Жизель», и «Лебединое озеро», и «Много шума из ничего». Мне вообще везло на партнеров.
- Марина Константиновна, у детей балетной академии есть детство? Они приходят в девять утра и уходят не раньше шести вечера, а чаще и вовсе затемно...
- А что такое детство? Сидеть в песочнице до седых висков или слоняться с компанией по улицам? Родители должны заложить стремление к цели. Если этого не сделать, ребенок будет шалопаем из подворотни. Пусть наши девочки-мальчики учат языки, играют на фортепиано, танцуют... Это очень дисциплинирует. Дети ходят в музеи, в театры, участвуют в КВНах, викторинах. Каких, скажите, радостей они лишены?! Да, у них почти нет свободного времени. Понимаю, учиться трудно. Интегрированная программа - и специальные дисциплины, и общеобразовательные. Серьезные физические нагрузки. Но другого пути в большое искусство нет.
В итоге все наши выпускники, даже если что-то не получилось в балетной карьере, говорят, что очень нам благодарны. Поступают после хореографического училища в другие вузы, в театральные в том числе.
- К вам приходят в 10 лет. Как определить, талантлив ребенок или нет?
- Есть свои принципы отбора. Балетная внешность. Стопа. Выворотность. Конечно, с этим надо родиться, кто же спорит. Для артиста драматического театра внешность вообще не важна, а в балете ты выходишь на сцену почти раздетый. Зрители хотят видеть красивое тело. Над всем остальным надо работать, работать, работать...
Талант - это процесс. Как работает ребенок? Как воспринимает то, что отдает ему педагог? Важна обратная связь. Тогда открывается талант. И не обязательно все станут ведущими балеринами или премьерами. Кордебалет тоже непростое искусство. Там танцуют и одаренные, и очень организованные люди.
- Кто вас привел в балет? Мечтали с детства, как многие девчонки?
- Я росла в послевоенное время. Была очень худая. Мне было семь лет, когда мама отвела меня в хореографический кружок районного Дома пионеров. Потом открылся народный театр при заводе «Серп и молот». Им руководили Холфины - Аркадий Сергеевич и Серафима Сергеевна. Преподавателем народного сценического танца была Тамара Степановна Ткаченко. Это очень известные именитые специалисты. Великолепные профессионалы. Там я уже всерьез танцевала.
Мы с мамой решили, что если меня берут в школу хореографии, то идем в балет профессионально. Если нет, то продолжаем образование, как нормальные люди. В 14 лет я поступила в московскую балетную школу.
Директором ее была Софья Николаевна Головкина. Она попросила меня станцевать, а я все забыла от волнения. В итоге сделала всего несколько па. «Хорошо, деточка. Спасибо», - только и сказала Головкина. Я ушла домой с мыслью, что провалилась. А на следующий день увидела себя в списках поступивших.
У Софьи Николаевны опытный глаз, она все видела. У меня был хороший подъем, он и сейчас никуда не делся. Я была тонкая, высокая, длинноногая.
Часто вспоминаю и саму Софью Николаевну, и ее уроки. Она была непреклонно строгой на занятиях, но необыкновенно доброй за пределами класса. Любила нас как родных.
- Вы уже в то время мечтали о больших ролях?
- Мне нравилось просто танцевать. Вкус пришел в школе, когда мне стали доверять. Я в себе всегда сомневалась, но когда видела, что у меня получается, начинала верить в себя.
- Сомневались, но все равно стали лидером в своей профессии, примой...
- Профессионализм и в том, чтобы преодолевать себя, свои сомнения. Укрощать желания...
- В юности вы хотели походить на кого-то из звезд балетной сцены?
- А какой смысл?! Такое количество великих танцовщиц! Зачем на кого-то походить? Надо быть самим собой. Невозможно повторить Галину Уланову, Майю Плисецкую... Надо достигнуть вершины со своими данными. Великими балеринами можно восхищаться, радоваться их искусству, а быть похожей на них... Невозможно. Да и зачем? Мы все очень разные. Мы должны создать свой личный образ, показать свое «я».
- В десятилетней девочке можно рассмотреть энергетику, драйв?
- Очень много таких детей приходит - глаза горят, эмоции распирают... Потом мы их ставим к станку и... Куда-то все пропадает. Если они заставят себя работать, а свое тело - гореть в танце и не погаснуть, как свеча, то смогут достигнуть чего-то.
У нас есть сценические практики. Во всех спектаклях Большого театра, где по либретто заняты дети, танцуют учащиеся нашей академии.
- Уместно ли сравнивать сценическое дарование вашего и нынешнего поколений?
- Я не могу сказать, что нынешнее поколение бездарное. Оно просто другое. Лепешинская, Уланова, Бессмертнова, Плисецкая отдали себя балету без остатка. Только сцена! Ни у одной из них не было детей. Они отказались от всего во имя гастролей, спектаклей, новых ролей, репетиций. Нынешние балерины ухитряются и двоих детей родить, и выходить на сцену. Хотя я после рождения дочери стала танцевать лучше. (Смеется.) Так волновалась, что не войду в форму. Родила в 28 лет. Многие балерины становятся матерями позже, но я считаю, что это крайний срок, когда надо родить ребенка, чтобы продолжить карьеру танцовщицы.
- Русская балетная школа - это чувственность, эмоциональность, а нынешний век стал прагматичнее, даже циничнее. Это как-то отразилось на нашем балете?
- Русская школа - школа классического балета. Сейчас новые требования. Есть возможность танцевать постановки различных хореографов, не то что раньше, когда у нас были только Петипа, Захаров, Григорович... Хотя это выдающиеся мастера! Теперь можно танцевать и Бежара, и Жана-Кристофа Майо, и Ролана Пети. И не просто можно - нужно уметь это делать. Впрочем, тело, воспитанное на классическом экзерсисе, может станцевать все. При этом ни одной современной труппе не под силу станцевать «Спящую красавицу» и «Лебединое озеро». У нас преимущество в этом смысле огромное.
Русская методика преподавания классического танца по-прежнему самая передовая в мире. Хотя эстетика хореографии изменилась. Раньше не очень-то обращали внимание на форму. Важно было, как танцует актриса, насколько она музыкальна, выразительна. Сейчас подавай красивые формы, безупречные фигуры. При этом никто не отменял музыкальность, драматизм. Современная хореография раскрепощает детей, они свободны. У них даже выражения лиц другие.
- Марина Константиновна, почему балет называют элитным видом искусства?
- Потому что в нем надо уметь разбираться. Понимать, что идешь смотреть, кого, почему и зачем. А не просто махнуть в буфете фужер шампанского и закусить бутербродом с икрой. А заодно посидеть в театре. Надо уметь увидеть балерину, понять ее язык и уйти из театра изменившимся, вдохновленным. В балете нет дублей. Здесь не сфальшивишь - все на виду. На сцене видна душа. Никуда не спрячешься.
- Сейчас в вашей академии есть безусловные звезды мирового балета?
- Надеюсь, что есть. Например, 18-летний москвич Дмитрий Выскубенко - очень талантливый молодой человек, лауреат минимум десяти международных конкурсов. Его родители, кстати, окончили нашу школу. Мама работала в Большом театре. Папа хореограф.
Ирочка Аверина - девочка с необыкновенными способностями. Анастасия Страхова - балерина, которая может танцевать очень многое. Я надеюсь, у них все сложится. Ведь когда ты приходишь в театр, тебя тоже должны рассмотреть. Бывает, что не рассмотрели, поставили в кордебалет. И человек потерял надежду. Если хватит сил, уходит в другой театр, но бегать из театра в театр тоже некогда.
- Наши таланты продолжают искать счастья за рубежом?
- Скажем так - там они делают карьеру. Все хотят танцевать. И если артисты видят, что им предлагают условия более выгодные, чем на Родине, они уезжают. Их можно понять. Наших танцовщиков и хореографов много по всему миру. А мы тратим на них бюджетные деньги. Наверное, худрукам отечественных театров надо быть более внимательными к нашим детям. Звезды не рождаются каждый день. Надо давать им возможность развиваться в театре. Звезду тоже надо растить. Не только в школе, но и в театре.
- Сколько получает артист Большого театра?
- Не знаю. Это вы у них спросите...
- Наверняка небольшие деньги...
- Трудно сказать. Честное слово, не знаю... За рубеж стремятся еще и потому, что там хорошие пожизненные пенсии, не то что у нас. Ведь творческий век короток, а на Западе профсоюз все очень жестко отслеживает.
- Марина Константиновна, вокруг балета сложилось множество мифов. Говорят, что балерины, соперничая друг с другом, подкладывают в пуанты конкуренткам битое стекло, подрезают ленты, портят костюмы...
- Ерунда! За все 20 лет службы в Большом театре никогда и никто мне не подкладывал в пуанты битое стекло, не надрезал ленточки и не портил пачку. И вообще на моей памяти в театре такого не было. Это и вправду распространенный киношный миф.
- О питании балерин ходят легенды. Они и вправду морят себя голодом?
- Это скорее болезнь ума. Майя Плисецкая сказала очень точно и дерзко: «Не надо жрать!» Не надо есть макароны, картошку с мясом, торты. Не надо! Зачем? Во-первых, это вредно для любого человека. Вес надо держать, тем более когда тебя поднимает партнер. Я нормально питалась, но понемножку. Творог, фрукты, овощи. Не наедалась на ночь, даже когда возвращалась вечером домой после спектакля. Я и сейчас мало ем - привычка осталась.
А вообще, это так индивидуально! Я знаю, что многие танцовщики могли много есть и не поправляться.
- Назовите три самых триумфальных события в вашей карьере.
- Приход в Большой театр. Рождение дочери. А третье - их было много, но объединим в одно - когда получала роль в спектакле и выходила на сцену.
- Были моменты, когда хотелось послать все к чертовой матери?
- Нет. Никогда!