Мнение о фильме «Инферно. Мнение о фильме «Инферно Почему в фильме инферно изменили конец

, Дэн Браун Художники Питер Венхам , Бенце Эрдейи , Жужа Кисмарти-Лехнер , еще

Знаете ли вы, что

  • Первоначально, Рон Ховард не был заинтересован в постановке еще одной экранизации Дэна Брауна. Он решил, что предпочел бы остаться в качестве продюсера для фильма «Утраченный символ», продолжающего серию о профессоре Роберте Лэнгдоне, а режиссерское кресло должно было отойти Марку Романеку. Однако, когда Браун выпустил свой четвертый роман «Инферно», студия отложила проект «Утраченный символ» на неопределенный срок, якобы из-за сходства в теме с фильмом «Сокровище нации» (2004). Продюсеры решили адаптировать четвертый роман Брауна, а Говард вновь взял «бразды правления» проектом.
  • В период съемок проект носил название «Головная боль» («Headache»).
  • Омар Си и Ирфан Кхан ранее вместе снимались в фильме «Мир Юрского периода» (2015), где также снималась дочь режиссера Рона Ховарда – Брайс Даллас Ховард.
  • Это первый игровой фильм с Томом Хэнксом, снятый в 3D.
  • Более 70% сцен фильма снимались на реальных локациях в Венеции, Флоренции, Будапеште и Стамбуле.
  • Сцена, в которой Лэнгдон и Брукс обнаруживают исчезновение посмертной маски Данте в Палаццо Веккьо, на самом деле снималась в Этнографическом музее в Будапеште. Там же снималась сцена, в которой Лэнгдону и Брукс показывают видеоролик CCTV.
  • Сцены, в которых Лэнгдон и Брукс пытаются сбежать от погони в средневековой часовне при соборе Святого Марка в Венеции, на самом деле снимались в подвалах знаменитого Музея Кишцелли в Будапеште.
  • Сцены, выуженные из воспаленного сознания Лэнгдона, снимались на колоритной улочке, примыкающей к Венгерскому Государственному оперному театру.
  • В Стамбуле на протяжении одного уик-энда снималась сцена, в которой Лэнгдон, Сински и Симс встречаются в Соборе Святой Софии.
  • Смертоносный вирус Зобриста под названием «Инферно» был «разработан» реквизиторами. Он состоял на 40% из воды, на 30% из растительного масла и на 30% из кетчупа.
  • Чтобы создать реалистичный видеоролик, который Зобрист выложил на портал YouTube. режиссер Рон Ховард заручился помощью философа и футуриста Джейсона Силвера.
  • Для съемок было изготовлено 15 посмертных масок Данте.
  • Во время работы во Флоренции съемочная группа внесла пожертвование в копилку Палаццо Веккьо на восстановление зала с маской Данте.
  • Эпизодическую роль одного из чиновников сыграл мэр Флоренции Дарио Нарделла.
  • Костюмы и обувь для Лэнгдона и Брукс были пошиты итальянским дизайнером Сальваторе Феррагамо.
  • Рон Ховард был удостоен чести получить от мэра Ключи от Флоренции. В древние времена эта традиция была распространена в европейских городах и выражала доверие и уважение тем путникам, которые стремились войти в город с миром. Сегодня традиция сохранилась, но носит чисто формальный характер.
  • В одной из сцен за Лэгдоном и Брукс наблюдает беспилотный дрон, парящий над Садами Боболи. Съемочной группе пришлось запускать сразу два квадрокоптера – один находился в кадре, а другой снимал сцену.
  • Для съемок сцен видений Лэнгдона создатели спецэффектов закупили более 9000 литров фальшивой крови на основе сахара.

Больше фактов (+15)

Ошибки в фильме

  • Когда Сиенна ищет информацию о Зобристе, в результатах поиска отображается пять имен. Причем над двумя женскими именами размещены фотографии мужчин, а над одним из мужских имен фотография женщины.
  • По статистическим подсчетам население Земли к 2100 году превысит 11 миллиардов человек. В фильме же приводится неправдоподобная цифра в 32 миллиарда.
  • В одной из сцен фильма персонаж Ирфана Кхана говорит о том, что Лэнгдону был сделан укол бензодиазепина, чтобы вызвать у него амнезию. Бензодиазепины – это класс психоактивных веществ, которые используют для лечения депрессии и тревожности. У подобных препаратов амнезия является крайне редким побочным эффектом. Поэтому очень странно выглядит то, что именно этот препарат был выбран для таких целей.
  • В фильме гробница Энрико Дандоло показана стоящей отдельно на первом этаже собора Святой Софии в Стамбуле, прямо под гигантским куполом. Но на самом деле гробница Дандоло находится в Верхней восточной галерее, и надгробная плита лежит практически вровень с полом.
  • Когда Сиенна пребывает в Стамбуле, она надевает хиджаб. На самом деле женщины в Турции не обязаны его носить.
  • Перед тем, как Лэнгдона и Сиенну начинают искать в районе садов Боболи, на экране отображается время – 8:42 утра. В следующей сцене на экране с изображением с дрона видно время UTC (всемирное координированное время) – 8:43. Действие происходи в июне, а во Флоренции осуществляют переход на летнее время, которое на два часа опережает время UTC, поэтому у дрона должно было отображаться другое время – 6:43.
  • Во время полета в Стамбул Элизабет Сински подсчитывает, что 95 процентов населения планеты будет заражено в течение нескольких дней. Однако на самом деле нельзя сделать таких расчетов, не зная ничего о самом вирусе и о том, каким образом он будет выпущен в окружающую среду.

Больше ошибок (+4)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Профессор Роберт Лэнгдон приходит в себя в больнице во Флоренции. Он не помнит, что с ним происходило в последние несколько дней, и его преследуют кошмарные ведения. Ленгдона осматривает доктор Сиенна Брукс. Она рассказывает ему, что он поступил в больницу несколько часов назад с пулевым ранением головы. Вскоре в больницу приходит женщина карабинер, которая намеривается убить профессора. Сиенна помогает Роберту сбежать от нее и приводит в свою квартиру. Там он продолжает приходить в себя и узнавать о том, что с ним случилось.

Оказывается Ленгдон приехал в Италию, чтобы помочь найти смертоносный вирус, который создал безумный ученый Бертран Зобрист. Он намеревался заразить им население Земли, так как считал, что наша планета сильно перенаселена, и с этим нужно срочно что-то делать. Несколько дней назад Зобрист умер, но он оставил подсказки, которые должны были привести к вирусу. Ленгдон и Сиенна начинают разгадывать загадки Зобриста, при этом постоянно убегая от агентов Всемирной организации здравоохранения и Ваенты – женщины-агента сверхсекретной охранной организации, которая помогала Зобристу осуществить его план.

Когда Роберт и Сиенна узнают, что следующая подсказка находится в Венеции, их находит агент ВОЗ – Кристоф Брюдер. Он убеждает Ленгдона, что это именно он просил его помочь разгадать загадки Зобриста. Все трое отправляются в Венецию на поезде. Тем временем Гарри Симс, глава охранной организации, узнает, что помогал безумцу и пытается исправить ситуацию. Он выходит на Элизабет Сински – главу ВОЗ. Они объединяются и приступают к поискам Лэнгдона.

Лэнгдон и Сиена понимают, что агент Брюдер врет им и сбегают от него. В Венеции они узнают, что вирус находится в Стамбуле. Сиенна предает Лэнгдона. Оказывается, она была любовницей Зобриста и теперь намеревается завершить задуманное им. Профессор же попадает в руки Брюдера, который искал вирус для его перепродажи. Гарри Симс спасает Лэнгдона и приводит его к Элизабет Сински, которая является старой подругой профессора. Вместе они летят в Стамбул, где Сиенна уже нашла себе подручных среди единомышленников Зобриста.

События в Стамбуле разворачиваются в древнем водохранилище, который теперь переоборудован под концертный зал. Сиена хочет взорвать там две бомбы, которые высвободят вирус до того как агенты ВОЗ его нейтрализуют. Однако сделать это ей мешает Лэнгдон. Бомбы взрываются, но Сински успевает закрыть вирус в специальном устройстве. В итоге в водохранилище погибает Гарри Симс, Сиена и двое ее подручных.

Отзывы о фильме «Инферно»

  1. Добавить

    Необходимо миниум 10 символов, у вас 0

Рецензии на фильм «Инферно»

  • Артем Внуков 23 июня 2018 Оценка фильма 6 из 10

    Круг для фальсификаторов

    Фильм «Инферно» посмотрел после того как прочитал книгу, поэтому оценку фильму ставить не буду, но напишу что думаю о данной картине попутно сравнивая с книгой. Я давно привык, что фильмы, снятые по книгам и играм не так уж удачны в художественном плане, чем оригинал, но большинство таким произведениям мы прощаем их невежество… Нет комментариев 0
  • Alejandro 27 июня 2017 Оценка фильма 7 из 10

    Об "Инферно"

    Любое воплощение идеи хорошо лишь тогда… Когда оно доведено до ума. «Инферно» нельзя назвать неудавшимся фильмом. Нельзя назвать фильмом плохим или фильмом «не очень». В конце концов, это снова экранизации книг мирового Дэна Брауна, это снова «оскароносный» Том Хэнкс, это снова загадки, снова история, снова головоломки, и снова борьба за жизнь всего человечества, без участия его как такового… Нет комментариев
  • Konstantyn Osovoy 14 февраля 2017 Оценка фильма 4 из 10

    Хуже и хуже

    Сложно составить впечатление о фильме отдельно от книги. Волей-неволей сравниваешь события, сюжет, детали, образы героев. Но я всё же попытаюсь. Только сразу скажу, что Инферно-книга мне не очень понравилась. С каждым новым романом Браун теряет то, почему интересно читать его работы — мистичность, вплетение реальной истории и фактов в его выдуманные теории и составленные на их основе загадки… Нет комментариев -1

Очнувшийся в больничной палате профессор Лэнгдон (Том Хэнкс), ученый из Кембриджа, расследующий теории заговоров, с изумлением видит в окно купол Санта-Мария-дель-Фьоре, кафедрального собора Флоренции. Что он делает в Италии и как он сюда попал, Лэнгдон не знает, однако и раздумывать ему некогда - через пару секунд на ученого совершает покушение женщина в полицейской форме. Лэнгдона спасает красавица-врач Сиена (Фелисити Джонс), заодно сообщающая, что в больницу профессор попал с огнестрельным ранением головы.

За двое суток до того в той же Флоренции погибает миллиардер Бертран Зобрист (Бен Фостер) - он прыгает с крыши церкви после долгой погони от чернокожего мужчины в деловом костюме. С собой в могилу Зобрист унес тайну местонахождения емкости со смертельным вирусом, который вот-вот уничтожит 95 процентов населения Земли.

Редко найдешь фильм, в котором нет ни одного логичного поворота сюжета и где ни один герой не совершает ни одного разумного поступка

Компания богача разработала этот вирус в рамках борьбы с перенаселением планеты. По расчетам миллиардера, в ближайшие полвека население Земли вырастет вдвое, человечеству придется вести кровавую войну за ресурсы. Зобрист хотел опередить события - оставшиеся после эпидемии 5 процентов людей обеспечат земному шару новую эпоху Возрождения. Данные о местонахождении вируса миллиардер шифрует в лазерной указке, которая проецирует на стену "Карту ада" Сандро Боттичелли - знаменитую иллюстрацию к "Божественной комедии" Данте. Со всей этой историей как-то связан Лэнгдон, которому надо найти вирус прежде, чем это сделают сообщники Зобриста.

Неудивительно, что режиссер Рон Ховард, уже экранизировавший бестселлеры Дэна Брауна "Код да Винчи" и "Ангелы и демоны", в этот раз до последнего сопротивлялся и намеревался соскочить. Если предыдущие опусы одного из самых популярных писателей современности у образованных людей вызывали саркастическую усмешку, то в "Инферно" концентрация бреда совсем уж токсичная . И Ховарду, талантливому ремесленнику, снявшему не один приличный фильм, не удается сделать так, чтобы бессвязный поток информации, которую вываливает на читателя первоисточник, на экране превратился во что-то путное.

Спасшая Лэнгдона доктор тут же тащит его в свою квартиру, где предлагает ему надеть костюм своего бойфренда. В кармане костюма обнаруживается та самая лазерная указка, которая должна пролить свет на события. Как она там оказалась? Профессора Лэнгдона этот основополагающий вопрос отчего-то беспокоит ровно 10 секунд, после чего он перестает о нем думать и сосредоточивается на "Картине ада", в которой, как водится, зашифровано послание. И это только начало. В каком-то смысле "Инферно" можно считать весьма радикальным произведением - редко найдешь фильм, в котором нет ни одного логичного поворота сюжета и где ни один герой не совершает ни одного по-настоящему разумного поступка.

Персонажи картины носятся сломя голову посреди достопримечательностей Флоренции, Венеции и Стамбула (как и предыдущие экранизации Брауна, эта картина представляет собой набор красивых туристических видов), попутно произнося какие-то чудовищные вещи про историю культуры и искусства.

Впрочем, есть надежда, что многие заметят, насколько тут высосано из пальца все остальное. Здесь даже главная сюжетная коллизия - про миллионера, неизвестно где спрятавшего вирус, - не выдерживает никакой критики. Отчего, спрашивается, злодей перед смертью решил устроить своим последователям квест по поискам заразы, исход которого вообще не очевиден? Не надежнее ли было вскрыть емкость самостоятельно? Ну или хотя бы дать точные инструкции по местонахождению пакета своим подельникам?

Не вздумайте задаваться этими вопросами, если вдруг попадете на это кино. Любая попытка осмыслить этот опус обернется для вас недоумением и головной болью, вроде той, что всю дорогу мучает персонажа Хэнкса.

О новом бестселлере американского писателя

Название этого романа составляло коммерческую тайну и долго держалось в секрете. Еще бы, - волнение и ожидание публики, «подсаженной» на бестселлеры Дэна Брауна, только увеличивалось и, наконец, с выходом романа в США и Канаде в мае этого года, преобразовалось в цифры тиража. Издательство обещало, что первый тираж книги составит 4 миллиона экземпляров, а планку в миллион экземпляров новый роман «Инферно» преодолел за первые пять дней продаж.

«Инферно» – это четвертая часть книжной серии сверхпопулярного в мире американца. Сначала - «Ангелы и демоны» (2000), затем – скандальный, переведенный на 51 язык, проданный тиражом в 81 миллион экземпляров роман «Код да Винчи» (2003) и «Утраченный символ» (2009). Эти три книги тоже в первую же неделю, как появились на рынке, немедленно заняли главное место среди списка бестселлеров. В общем, нынешняя новинка о символоге и искусствоведе-профессоре Лэнгдоне быстро оккупировала не только книжное пространство, но и поселилась в головах, в том числе и наших соотечественников. У меня в руках книга, изданная АСТ тиражом в 150 тысяч экземпляров. Не мало.

Но это все – присказка. Сказка будет впереди.

Мировой игрок

Читатели Брауна – молодые, а потому его книгу можно рассматривать как послание к ним, а значит – послание к будущему. В сети какого же послания улавливает американец миллионы людей в нашем мире?

Автор «Инферно» умеет считывать темпо-ритмы восприятия мира современным человеком; это значит, что он умеет делать сюжет, держащий в напряжении внимание читателя от начала и до конца, подчиняя его одновременно более сложным смысловым задачам; это значит, что он использует приемы интеллектуального детектива и втягивает читателя в роман, превращая его в активного игрока: вместе с главными героями он совершает путешествия по городам, странам, музеям, всюду вычитывая знаки и символы, приближающие его к финальной разгадке. Читатель - именно игрок, втянутый в действие. При этом за короткими, мелькающими как кадры в кино, 104-мя главами, стоит реальная роскошь культуры эпохи Возрождения. Великих итальянцев. Гламур надоел. Читатель любит реал.

Титаническая фигура Данте, постоянно цитируемые строки «Божественной комедии» с картинами «девяти кругов ада (инферно)», подробное описание старой архитектуры (музеев, палаццо, дворцов, пещер и пр.) поданных в символогическом и демонологическом ключе, но и вплетенных интригой в современность создают иллюзию серьезного «философского романа». Однако, читать роман легко… Да иначе и быть не могло – ведь речь идет о массовом издании и о том читателе, который Данте (чаще всего) не читал… А страница благодарностей, которые автор выражает туче разных специалистов, говорит, действительно, о большой и кропотливой работе.

У Дэна Брауна прошлое активно работает на современность. История прошлая – культуры, власти, и даже ужаса истории – проступает сквозь время, обитает в дне сегодняшнем, и он актуализирует этот дух иных времен через интригу и считывание символов. И работает интересно. Вот этого в нашей русской культуре, увы, практически нет. Мы ТАК не умеем. У нас потрясающе талантливые писатели живут как отшельники и не надеются на понимание современниками, или, напротив, создают немыслимые истории, но при этом не имеющие отношения к реальности. И, наконец, свое «сегодня» мы не приучены читать и распространять – у нас нет авторитетных литагентов и литагенств, которым бы мы доверяли и которые бы реально были заинтересованы в транслировании в мир наших собственных идей.

Быть может, все это происходит потому, что мы больше себя не мыслим мировыми игроками? Зато читаем теперь американского писателя Дэна Брауна, безусловно, относящегося к касте мировых игроков.

Не случайно даже на обложке русского варианта после названия «Инферно» написано: «Книга, которую ждал весь мир». Америка и тут верна себе: уверенность в своей «миссии для мира» транслируется и через культуру.

Мир ждал. И дождался…

Не плодитесь, не размножайтесь…

Я не буду рассказывать сюжетных хитросплетений: суть в том, что всех героев романа стягивает в единый узел интриги одна идея, принадлежащая генному инженеру, «отцу зародышевого манипулирования» Бертрану Зобристу, – «гениальному и безумному». Вот его идея: «…будущее мчится на нас с неумолимостью мальтусовских расчетов…Наша способность к размножению настолько превосходит способность зем­ли прокормить нас, что преждевременная гибель в той или иной форме становит­ся для человечества неизбежной. Активным и мощным фактором сокращения населения являются людские пороки. Они служат предвестниками пробуждения огромных разрушительных сил и нередко сами же довершают смертоносную работу. Если им не удается победно закончить эту войну на истребление, за дело берутся эпидемии, мор и чума, сметая на своем пути тысячи и десятки тысяч человек. Если же и этого оказывается недостаточно, следом приходит голод и одним могучим ударом приводит численность населения в соответствие с запа­сами пищи…. Если человечество не контролировать, оно развивается по­добно раку. Сидеть сложа руки - значит приветствовать Дантов ад, где все мы погрязнем в грехе, будем голодать и задыхаться от тесноты…И я отважился принять вызов.

Кто-то отшатнется в ужасе, но спасение никогда не дается даром. Когда-нибудь мир оценит красоту моей жертвы. Ибо я - ваше Спасение. Я Тень.

Я открываю путь к Постчеловеческой эре».

Зобрист, – исчезнув из мира с помощью организации, оказывающий за очень большие деньги такие услуги, – за год одиночества изобретает такой вирус, который тихо, без боли, без тысячи тысяч смертей и страданий (как это было при черной смерти - чуме) внедряется в генетический код человека и …делает человека бесплодным… Постепенно, без мук, человечество начинает сокращаться (предел сокращения заложен изначально спецификой работы вируса).

А сам Зобрист эффектно, почти как оперный спектакль (благо дело происходит в основном в Италии), обставит последние дни своей жизни: самоубийство произойдет в день, когда весь мир будет заражен его вирусом.

И в этот же день уже в Стамбуле, когда-то в Константинополе Византийской империи, откуда безумец определил распространяться вирусу, будет звучать самое знаменитое произведение Листа «Данте-симфония», вдохновленная дантовскими образами сошествия в ад и возвращения из ада. Зобрист бросится с башни Бадия во Флоренции. Это – его жертва постчеловеческой эре. Это день отсчета будущей смерти большей части человечества. Апофеоз, так сказать.

Смею настаивать, что именно идея правильности мальтусовских расчетов (плодовитости от избыточного деторождения и ужасного многолюдства) транслируется всему человечеству и юношам, что жадно читают Брауна. Это – главное его послание массам, то есть человечеству. Причем ощущение жуткой тесноты в мире (образ многотысячной толпы не раз элегантно возникает в романе), его страшной перегруженности присутствует в романе в вполне художественных образах: тьма туристов, бродящих по Флоренции, Венеции, Стамбулу описана с ненавязчивым акцентированным мастерством. Причем автор явно опирается на наш личностный опыт столкновения с перегруженностью пространства, знакомой почти всякому жителю больших городов и хоть чуть путешествующему по миру…

Смыслы и технологии

Теория Мальтуса (английского математика и демографа, в XIX веке говорившего о грядущем глобальном перенаселении планеты) налагается теперь на новейшую идеологию трансгуманизма (или постгуманизма). Но что наступает ПОСЛЕ человека?

Так, наш отечественный радикал Илья Кормильцев (1959-2007), руководитель ряда проектов «Ультракультура», у которого мир потребления вызывал протест, говорил: « Двигаться можно только вперед. Вслед за "смертью Бога" должна с неизбежностью наступить "смерть Человека"». В таком случае «постгуманизм» получается чем-то иным, где уже нет места традиционному человеку с его теплотой, его трагедиями и слезами, а это значит, что сам человек должен преобразоваться в нечто – и даже не в ницшеанского сверхчеловека, а в постчеловека: переделать самого себя. В постгуманизме недавно выделилась новая ветвь, которая называется трансгуманизмом, то есть «гуманизм плюс» или «больше гуманизма». Общей чертой трансгуманизма и постгуманизма является предсказание некоего нового разумного вида, в который эволюционирует человек.Этот новый вид должен пополнить (или даже заменить) человечество. Трансгуманисты устремлены в будущее – в постчеловеческое (как и герой Брауна). Собственно Браун очень последовательно, только с красивыми историческими декорациями изложил их взгляды: непрерывный технический прогресс уже к 2050 годам позволит создать постчеловека, который будет обладать исключительными способностями, опираясь на генную инженерию, на молекулярные нанотехнологии, на создание прямых интерфейсов «компьютер—мозг». Будут ликвидированы старение и смерть, и, напротив, – повышены умственные и физические возможности человека.

Исчезнет многое: старая дихотомия «чистого и нечистого»; из обихода исчезнут такие понятия, как «история», «развитие» или «эволюция», так как люди научатся управлять генетическими процессами. Миллионы постлюдей будут генетически модифицировать себя по нескольку раз в день, глотая разноцветные пилюли. Ежедневно в мире «будут появляться и исчезать новые расы, отряды, семейства и царства живых существ, подобно тому, как сегодня незаметно для нас это происходит с колониями бактерий…». Человек, как бактерия, получает немыслимую управляемую универсальную простоту.

Вирус плюс

В романе «Инферно» автор к трансгуманизму добавляет существенные «детали», связанные с возможностями управления человеком. Технология Бертрана, - рассказывает его ученица Сиена, – генетический вирусный век­тор, заражающий огромные массы людей, -- самое мощное ору­жие, что когда-либо создавалось. Оно прокладывает путь к таким ужасам, каких мы и представить себе не можем, включая адресное биологическое оружие.

Вообразите патоген, атакующий только тех, чей генетический код содержит определенные этнические маркеры. Это будет широкомасштабная этническая чистка на ге­нетическом уровне!

И наконец, еще один тезис трансгуманистов: они говорят, что современных школьников заставляют жить по суровым стандартам XIX века. Их готовят к жизни в обществе, которого уже нет. Это иерархичное и строго регламентированное общество, напоминающее так и не реализованный общественный идеал из «Машины различий». Современное общество является информационным, но оно не тотально и не иерархично; поэтому образование для соответствия реалиям сегодняшней жизни вынуждено будет отказаться от каких бы то ни было устойчивых ценностей и канонов (и мы видим, что это уже делается). Мир будущего будет пронизан сетями и технологиями.

И последний вывод постгуманистов. Итак, – говорят они, – мы способны понять собственную ограниченность и упразднить себя, осознанно поднявшись на следующую ступень. А для этого нужно «слезть с дерева гуманистической цивилизации». И герой Брауна «слез» – спрыгнул с башни во Флоренции (это произошло на родине Данте, – его описания ада, биография, и даже посмертная маска искусно вплетены в интригу романа).

До недавнего времени мы считали, что термин «технология» применим только к областям техническим. Однако сегодня, в эпоху сетей и гугла, мы видим, что технологии могут быть и политическими (социальными), и гуманитарными. Само по себе такое понятие как гуманитарная технология вызывает у нас некоторую настороженность, что вполне справедливо, т.к. мы понимаем, что речь идет не о «поиске истины», но об обслуживании чьих-либо интересов, – то есть речь идет о «культурной гегемонии» (А. Грамши) тех или иных экспертных групп. Современная гуманитарная ситуация в области культуры такова, что постоянно демонстрирует нам власть культурно-интеллектуальной моды, - модных писателей, например, чьи имена превратились в бренды (но даже самый яркий отечественный писатель-бренд, как Пелевин, не может сравниться с масштабами влияния Дэна Брауна). Речь идет не просто о массовой литературе, но именно о литературе тиражной, – той, что претендует на господство, поскольку полагает, что именно она лучше всего представляет ситуацию Современности.

Каковы же эти смыслы и техники, их обслуживающие, в новом бестселлере Брауна?

Самый броский прием самоутверждения современной культуры можно назвать эстетической диверсией или эстетической провокацией. В определенном смысле и роман Дэна Брауна именно такой.

Он, как и прежде, провокативен по отношению к христианству.

Христианство в романе дано как красивая и неактуальная древность… Не более. Автор сдал христианство в музей. Да, в романе даже мало иронии в адрес католиков: смыслы и ценности христианства попросту автору не интересны.

Зато с большим художественным чувством рассказывается о музеях, дворцах дожей, архитектуре старых городов как местах силы, славы, денег и власти. Автор говорит о мозаиках баптистерия, храме Айя-София в Стамбуле, базиликах Флоренции и Венеции; он восхищается музеями, созданными христианами, живописными шедеврами, свечениями и оттенками архитектурных шедевров... Он видит христианский мир с позиций туриста (и отчасти профессионала – главный герой хорошо знает христианскую символогию, но является при этом затрапезным дарвинистом при мировой известности).

Роман Дена Брауна провокативен в отношении культуры.

Автор с большим вкусом описывает сакральные и инфернальные места древности. Акцент на Дантовом аде (инферно), образы теней, черной смерти (доктора в чумной маске) играют важную мета-поэтическую роль в тексте и заканчиваются заявлением Зобриста о том, «что Черная Смерть была самой большой удачей Европы»: «многие историки отмечают благоприятные социоэкономические последствия массового вымирания европейцев в четырнадцатом веке. До Великой чумы средневековая Европа страдала от перенаселения, голода и экономических трудностей. Но тут явилась ужасная Черная Смерть - и, эффективно «про­редив человечье стадо», создала изобилие еды и возможностей, которое, по мнению многих историков, стало главным катализатором развития Ренессанса».

Управление с помощью удивления и страха это очень древняя, знакомая уже в античности технология. Филолог-классик Е. Авдеенко говорит, что античная трагедия была народным богословским действием, а ужас трагедии был началом жизнеутверждающим. Но, собственно, чтобы это было так, создатель трагедии должен уметь «стоять на пределе», уметь «блюсти предел» и видеть его как последнюю меру взвешивания, как основание нравственности. Все это очень сложно, все это требует большой тренировки для обладания таким мировоззрением.

Роман «Инферно» тоже предлагает тренировку, но в другом мировоззрении: у читателя возникает своеобразный «кайф» от погружения в страшное – в ужас от неизбежной гибели миллионной толпы; и одновременно некое снимающее ужас удовлетворение от причастности к мировым проблемам, которую дает роман. Ведь к молодому читателю обращаются прямо: «Неудивительно, что на Зобриста сразу накинулись со всех сторон, - продолжала Сиена. - Политики, священники, Все­мирная организация здравоохранения - все высмеяли его как безумца, который предвещает конец света просто ради того, чтобы сеять панику. Особенно их взбесило его утверждение, что дети сегодняшней молодежи, если она пожелает их произвести, в бук­вальном смысле станут свидетелями гибели человечества.

Зобрист проиллюстрировал свои мысли «Часами Судного дня» - они по­казывают, что если всю историю человечества на планете спрессо­вать в один-единственный час... то мы сейчас доживаем его по­следние секунды.

Роман «Инферно» с большим воодушевлением показывает, что уже заменены христианские ценности на антиценности магии, а то, что предлагает главный герой только выглядит аморально, поскольку никто не может понять его отважного выговаривания правды: «Инферно Бертра­на - долговременное решение, решение навсегда... трансгумани­стическое решение… Он подарил человечеству доступ к процессу эволюции, предоставил ему воз­можность работать над своими видовыми свойствами, так сказать, широкими мазками».

Мы, конечно, понимаем разницу между автором и героем, но, тем не менее, заметим, что если пружина интриги сначала сжималась (с героем все старались бороться, в том числе и реально существующая Всемирная организация здравоохранения – в лице героини Сински), то к развязке интриги уже и она – главный борец с безумным генным инженером – признает правду о перегруженности земли населением, и узнав о том, что все человечество заражено вирусом бесплодия, говорит, что может быть, мы ничего и НЕ БУДЕМ предпринимать…Никто в романе не оспаривает главную мальтузианскую идею о перенаселенности земли как причине скоро грядущей гибели человечества. Замечательно, что в беллетристическом сочинении Браун использует графики, таблицы, цифры, то есть документальные приемы (как и с введением в контекст такой организации как ВОЗ, которая в реальности озабочена проблемами контрацепции и планирования семьи). Так работают технологии: вольно, с документом и графиком в руках, или невольно убеждают в том, в чем нужно убедить…

Ну, а уж такие «оговорки», как та, что пороки и сексуальные извращения (геи, например) есть ПУТЬ к спасению от перенаселения, – такие акценты на фоне всего остального кажутся уже и не столь «страшными» (Браун тут выступает как явный агент глобализма). Кстати, злой гений Зобрист имел любовные связи как с мужчинами, так и с женщинами-учениками.

Последователи трансгуманизма, как утверждает роман, есть всюду: и в частных закрытых предприятиях, оказывающих тайные услуги государствам, правительствам и очень богатым гражданам; есть среди фантастически одаренных интеллектуалов, среди профессионалов самой высокой пробы. Но все они одиноки и не поняты. Все они исключительно талантливы и обладают особым зрением, которого лишен человек толпы.

И еще одно наблюдение: в романе, который завершается картиной тотального поражения всего человечества вирусом бесплодия, уже НЕТ детей, НЕТ семей.

Комфортно одинок главный герой - искусствовед Лэнгдон, как и окружен учениками, но не имеет семьи его антипод – изобретатель вируса Зобрист; одинока и бездетна ученица его Сиена Брукс (человек, сверходаренный от природы); одинока и давно бесплодна (и она это знает и иногда печалится) глава Всемирной организации здоровья (ВОЗ) Элизабет Сински; в холодной роскоши и аккуратном одиночестве супердорогой яхты проводит свою жизнь торговец ложью и обманом Шеф (у него нет имени)…ОНИ УЖЕ БЕСПЛОДНЫ ОНИ УЖЕ БЕЗДЕТНЫ, а потому не могут воспринимать как трагедию ни свою зараженность вирусом, ни то, что им заражено все человечество…И очень слабо, еле-еле, скромным пунктиром, намечена возникшая человеческая теплота в сцене финального расставания Лэнгдона и Сиены…

Американская культура часто устремлена в будущее. Будущим в романе распоряжается вирус Инферно. Миллионам читателей транслируется послание о перенаселенности земли, имеющей только одно «спасение» –– бесплодие.

Специально для Столетия

Это фильм, снятый по четвертому роману про приключения профессора Роберта Лэнгдона . Нужно отметить, что благодаря написанию своих книг Дэн Браун не только прославился на весь мир, но и стал миллионером.

Режиссер Рон Ховард экранизировал три книги именитого писателя.

В 2006 году вышел фильм

В 2009

В 2016 увидел свет зловещий

Профессора Роберта Лэнгдона во всех фильмах исполняет американский актер Том Хэнкс , а вот партнерши его каждый раз меняются, как и страны, в которых он ведет расследования.

Роман повествует нам о том, как один безумный ученый решил спасти планету от перенаселения, для этого он использует вирус, который распространяется мгновенно, нарушает структуру ДНК человека и приводит к необратимым последствиям. Но погодите, не все так банально, как кажется на первый взгляд. В романе будет интрига, и много неожиданных поворотов.

Год: 2016

Жанр: триллер, детектив

Страна: США, Япония, Турция, Венгрия

Режиссер: Рон Ховард

В ролях: Том Хэнкс, Фелисити Джонс, Бен Фостер, Омар Си, Ирфан Кхан, Сидсе Бабетт Кнудсен, Ана Улару

А для начала я расскажу вам про актеров, которые снялись в фильме «Инферно» и об их ролях.


Американский актер Том Хэнкс снялся в роли профессора Роберат Лэнгдона . На момент выхода этого фильма на экраны кинотеатров, Тому Хэнксу уже исполнилось 60 лет.

У Тома Хэнкса четверо детей, первые двое от актрисы Саманты Льюис , остальные рождены красавицей Ритой Уилсон .

Старший сын Колин Хэнкс является известным актером.

Роберт Лэнгдон – профессор Гарвардского университета , зарабатывает на жизнь тем, что религиозной символогией. Так как Роберт Лэнгдон очень умен, образован и добропорядочен, его знания часто крайне нужны в расследовании самых громких, нестандартных, чрезвычайных ситуаций. В общем жизнь профессора не отягощена рутиной, периодически он попадает в такие передряги, воспоминаний о которых обыкновенному человеку хватило бы на целую жизнь, но Роберт Лэнгдон – вымышленный персонаж и по сему приключения с ним могут случаться хоть каждый год на радость увлечённым его странствиям читателям.


Английская актриса Фелисити Джонс родилась в 1983 году, а значит на момент выхода фильма , этой красавице было 32 года. У Фелисити Джонс весьма внушительная фильмография, но пик ее актерской карьеры похоже только начинается. В 2014 году зрители увидели фильм «Вселенная Стивена Хокинга» , за роль в этой картине Фелисити Джонс была номинирована на премию Оскар . В декабре 2016 года в кинотеатрах по всему миру будет показан фильм «Изгой-один: Звездные войны. Истории» вот тогда-то о Фелисити Джонс заговорят на каждом углу, ведь именно она снимется там в главной роли.

В фильме «Инферно» Фелисити Джонс сыграла Сиенну Брукс . Полное имя Сиенны Фелисити Сиена Брукс – возможно поэтому ее роль досталась тёзке Фелисити Джонс ?

Сиенна Брукс – с детства была вундеркиндом, у нее некая аномалия мозга, из-за которой одна из его частей развивается не так как у обычных людей, кроме того Сиенна Брукс обладает выдающимися актерскими способностями, что часто спасает ее в сложнейших жизненных ситуациях. Эта девушка часто страдает от глубочайших депрессий, однажды когда она с благотворительной миссией прилетела на Филиппины , ей чудом удалось избежать изнасилования, после чего депрессия бедняжки усугубилась, и у Сиенны начали выпадать волосы. К моменту действий, разворачивающихся в романе , Сиенна Брукс полностью лишилась своих роскошных волос и носила парик. Сиенна Фелисити Брукс по образованию врач.

В фильме Сиенна вовсе не лысая, как в книге!

Американский актер Бен Фостер сыграл Бертрана Зобриста – главного злодея фильма. Зобрист – ученый трансгуманист – он намерен решить проблему перенаселения Земли , заразив человечество опасным вирусом.

Бертран Зобрист был первым мужчиной Сиены Брукс , в книге она любила его безумно, но не разделяла с ним до конца его трансгуманные идеи. В фильме Сиенна Брукс полностью поддержала идею Зобриста прорядить ряды человечества.

Бен Фостер разноплановый актер, в его фильмографии есть как фильмы, где он сыграл злодеев, так и кинокартины, в которых он изобразил положительных героев, и то и другое у этого парня получается гениально!

Датская актриса Сидсе Бабетт Кнудсен сыграла Элизабет Сински – главу Всемирной организации здравоохранения, именно она нанимает Роберта Лэнгдона для того, чтобы тот помог найти вредоносный вирус и обезвредить его до того, как эта зараза начнет распространяться по всему миру. Элизабет Сински в детстве страдала от астмы и поэтому по совету врачей принимала опасные стероиды, которые помогли ей справиться с приступами удушья, но оставили ее навсегда бесплодной.

А вот в фильме введена любовная линия между Элизабет Сински и Робертом Лэнгдоном , оказывается эти двое давно знают друг друга, но не смогли быть вместе, так как каждый из них, как говорится в таких случаях, замужем или уже женат на своей работе.

Сидсе Бабетт Кнудсен уже играла с Томом Хэнксом вместе, и было это в фильме «Голограмма для короля» .

Французский актер Омар Си сыграл Кристофа Брюдера – руководителя центра по контролю и профилактике заболеваний.

Судьба актера Омара Си удивительна. Его мать уборщица из Мавритании , отец – рабочий из Сенегала , Омар был четвертым ребенком в семье, после него родились еще четверо. Омар Си продолжает традиции своей семьи и является многодетным отцом, вместе со своей белокожей женой Элен он воспитывает пятерых детишек!

Больше всего Омар Си известен по фильму «1+1» , если вы еще не смотрели этот фильм, то посмотрите обязательно!

В фильме "Инферно" Кристофер Брюдер является нехорошим человеком, он хочет похитить вирус для того, чтобы перепродать его куда-то.

Известный болливудский актер Ирфан Кхан сыграл Гарри "Шефа" Симса главу Консорциума. Консорциум это организация, которая помогала Бертану Зобристу скрываться от преследователей и донести послание, адресованное людям, в котором он сообщает о том, что во избежание перенаселения, ряды человечества стоит проредить путем внедрения некого опасного вируса. Консорциум никогда не вникает в те сообщения, которые распространяет, ведь это их работа, и ведь деньги не пахнут, но когда Шеф понимает, что содержится в послании Зобриста , он решает предотвратить распространение вируса.

Румынская актриса Ана Улару сыграла Вайенту – агента Консорциума. Вайента преследует Лэнгдона и тот, считает, что его хотят убить, но в самом начале целью этой женщины было просто захватить Лэнгдона и доставить его к своему Шефу . Вайента разбивается на смерть, когда Сиенна Брукс толкает ее вниз с деревянных перекрытий, находящихся под потолком одного из древних музеев.

Сюжет, краткое содержание и описание фильма "Инферно"

Робент Лэнгтон очнулся в больнице, голова его болела и он не понимал, где он и как тут оказался, склонившаяся над ним молодая врач Сиенна Брукс сообщила ему, что он прибыл в отделение скорой помощи три часа назад и страдает от травматической амнезии. Не успел еще Лэнгдон прийти в себя, как в больницу является вооруженная женщина Вайента , она убивает одного из врачей и направляется прямиком к профессору. Сиенна хватает за руку Роберта , и вместе они выбегают через черный ход больницы, садятся в такси и укрываются в ее съемной квартире.

Сиенна рассказывает Лэнгдону , как он поступил в больницу, и сообщает ему, что в него стреляли, пуля прошла по касательной к его черепу, и поэтому пришлось наложить швы. Осматривая свои вещи, Роберт Лэнгдон находит в кармане своего пиджака некую вещицу, возможно за ней охотится убийца. Лэнгдон в растерянности, он не помнит откуда у него этот странный цилиндр в кармане.

Роберт и Сиенна догадались, что эта диковинная штуковина – проектор, включив который они видят картину Сандро Ботичелли «Карта ада» . Роберт понимает, что его хотят убить и звонит в посольство США , так как в данный момент он находится во Флоренции (Италия ). В то время как Сиенна уходит из комнаты для того, чтобы принять душ и переодеться, он находит в лежащих на столе книгах газетные вырезки, читая которые профессор делает заключение, что Сиенна была ребенком вундеркиндом с аномальным развитием мозга. Вскоре Лэнгдон и Сиенна осознают, что правительство США тоже охотится на профессора, все хотят его убить и единственное, что им остается – это понять из-за чего это все происходит. Роберту Лэнгдону предстоит разгадать новую головоломку и первый ключик к ней – это произведение Данте егознаменитая на весь мир «Божественная комедия» . На протяжении семи веков «Божественная комедия» вдохновляла художников, музыкантов и поэтов. В «Божественной комедии» Данте Алигьери описывает свое видение загробного мира, который состоит из трех частей: ада, чистилища и рая, и как возможно, вы уже догадались, – это ад по-итальянски. В общем цепочка головоломки длинная и очень запутанная, Роберт Лэнгдон и Сиенна Брукс весь день в разъездах, погонях и размышлениях – им нужно во что бы то ни стало – понять, почему все спецслужбы Италии словно сговорились убить незадачливого профессора.

В итоге расследований выясняется, что есть некий ученый Бертран Зобрист , который считает, что из-за того, что население планеты неумолимо растет, может случиться непоправимая катастрофа: начнется битва за выживание и картина, которая вставала перед глазами безумного ученого – была такова – люди будут жить как в аду, описанном Данте .

Бертран Зобрист создает вирус, который он помещает на дно древнего колодца в одном из городов Турции , оболочка пакета должна раствориться, и когда вирус выйдет наружу, он распространится повсюду, все люди, которые будут заходить в пещеру с колодцем, заразятся сами, а в последствии станут разносчиками инфекции.


Роберт Лэнгдон узнает, что Сиенна Брукс , к которой он уже успел привязаться, оказалась бывшей любовницей безумного Зобриста , а это может значить лишь одно, что она с ним за одно.

И тут начинаются расхождения с романом!

Книжная версия

Общими усилиями колодец найден, но как оказалось, зараза уже ходит по планете, вирус вышел на свободу уже неделю назад, но это не новая разновидность чумы, как все время считал Лэнгдон и его коллеги – это вирусный вектор. Эта зараза вызовет фертильность – стерильность у одной трети населения всего мира, то есть Бертран Зобрист математически рассчитал сколько населения должно остаться на Земле, дабы не возникло катастрофы. Сам безумный гений выпрыгнул из окна, то ли он был смертельно болен, то ли сделал это из каких-то других побуждений. Сиенна Брукс не хочет, чтобы вирус распространился, целью ее было - найти остатки контейнера и уничтожить их, для того, чтобы никто и никогда не смог обвинять Зобриста в содеянном.

Киношная версия

Вирус в фильме был смертоносным, но его успели обезвредить в самый последний момент, а Сиенна Брукс оказалась самой настоящей террористкой, если бы ей повезло немного больше, то новая чума убила бы половину населения Земли .

Сам Лэнгдон оказывается не терял память, и никто за ним не охотился, все это было просто манипуляцией для того, что заставить профессора сотрудничать. Спецслужбы накачали его некими препаратами, которые вызвали у него амнезию, на темени сделали шов, для того чтобы Роберт Лэнгдон не сомневался в том, что в него стреляли, и подсунули ему Сиенну Брукс , которая в итоге обманула всех и оказалась двойным агентом.

В книге Сиенна Брукс была хорошим человеком, но это выяснилось лишь в самом конце, и эта хрупкая девушка вовсе не хотела, чтобы векторный вирус распространялся по планете, она мечтала остановить сию эпидемию, но тем не менее на протяжении всего фильма эта загадочная девушка остается черной лошадкой.

Фильм "Ангелы и демоны" - этот триллер не оставит вас равнодушными

Созданных по одноименным романам писателя Дэна Брауна . История профессора семиотики Гарвардского университета Роберта Лэнгдона , применяющего свои знания для раскрытия самых сложных загадок современности.

Сюжет фильма Инферно / Inferno

Главный герой фильма «Инферно» – профессор Роберт Лэнгдон (Том Хэнкс ), изучающий семиотику. Его специализация – исследования свойств знаков и знаковых систем. Роберт уже неоднократно находил практическое применение своим знаниям, участвуя в поисках Священного Грааля и пытаясь противостоять перевороту в католической цервкви.

Роберт просыпается в одной из итальянских больниц с черепно-мозговой травмой и потерей памяти. Доктор Сиенна Брукс (Фелисити Джонс ) объясняет Лэнгдону , что потеря памяти свойственна при таких травмах. В попытке узнать хоть что-то о произошедшем, Роберт обыскивает вещи, с которыми поступил в больницу, и обнаруживает в кармане пиджака некий цилиндр. Открыв его он понимает, что цилиндр представляет собой некое подобие лазерной указки, проецирующей на стену картину с изображением Ада Данте. С помощью доктора Сиенны Роберт узнает, что некий злоумышленник намерен уничтожить человечество с помощью смертельного вируса. Остановить его можно, только разгадав все загадки, связанные с Адом Данте.

В мировом прокате фильм «Инферно» заработал 220 миллионов долларов при бюджете 75 миллионов долларов.

В целом, картина получила негативные отзывы критиков – в отличие от предыдущих частей фильма.

В 2017 году режиссерРон Ховард выступил в качестве продюсера фильмов