Национальный дворец-музей в тайпее. Национальный дворцовый музей тайбэя Музей Вооруженных Сил Китайской республики

  • Местонахождение: No. 221, Sec 2, Zhi Shan Rd, Shilin District, Taipei City, Тайвань 111
  • Посещений в год: более 6 млн
  • Время работы: с 8.30 – 18.30
  • Телефон: +886 2 2881 2021
  • Сайт: npm.gov.tw

На севере тайваньского города расположена одна из величайших сокровищниц планеты – Музей императорского дворца. Он является шестым в мире по посещаемости и по количеству удивительных и уникальных экспонатов.

История возникновения музея в Тайване

Изначально экспозиция музея китайского искусства, открытого в 1925 г., располагалась вблизи Пекина, в Запретном городе. Во время гражданской войны в Китае, дабы уберечь бесценную коллекцию, было принято решение спрятать экспонаты в . Для этого в строжайшем секрете на остров были доставлены около 3000 ящиков с экспонатами музея.


Изначально ящики хранились на различных заводских складах и в порту, пока для них не нашлось достойного помещения. Почти через 20 лет для проведения выставок было специально построено здание в китайском стиле, которое впоследствии несколько раз модернизировалось. На сегодня территория, где расположились экспонаты насчитывает 9000 кв. м.


Чем интересен Музей императорского дворца?

В этом уникальном заведении собрано огромное количество произведений искусства с древнейших времен и до наших дней. Несмотря на огромную территорию, здесь одновременно могут выставляться не более 3000 экспонатов, в то время как остальная часть коллекции ожидает своего часа в запасниках. В скором времени планируется открытие новых площадей, расширенных до 30 тыс. кв. м. В музее можно увидеть:



Как попасть в Музей императорского дворца?

Чтобы осмотреть уникальные экспонаты китайского музея, потребуется достаточно много времени. Обычный билет на одного человека стоит около $8, студентам, а туристическим группам предоставляют скидки. Из центра города до музея можно добраться различными путями – на

Музей императорского дворца- художественноисторический музей в столице Китайской Республики (Тайваня), Тай бэе. Седьмой по посещаемости музей мира. В литературе часто упоминается как музей «Гугун» (Gugong), хотя это название применимо и к одноимённому музею в Пекине. Национальный музей-дворец Тайбэя и известный Запретный Город в Пекине происходят из того же самого учреждения, которое было расколото на два в результате китайской гражданской войны. Площадью приблизительно 198 акров, Национальный музей-дворец расположен в предместьях города Тайпей на острове Тайвань. Строительство было начато в 1962 году, а открытие музея прошло 12 ноября 1965 года, в день 100 -летия со дня рождения Сунь Ят-сена (1866 -1925), великого китайского революционера и основателя Китайской Республики. Таким образом, музей также называют музеем Ят-сена.

Музей был открыт 10 октября 1925 года в Пекине, на территории Запретного города. В феврале 1948 года, во время гражданской войны в Китае, значительная часть его коллекции была перевезена на Тайвань. Всего переправлено морем было 2 972 ящика с экспонатами пекинского музея, содержавшими наиболее ценные произведения искусства. Некоторое время после прибытия на Тайвань ящики с коллекцией хранились на железнодорожных складах, затем - на сахарном заводе. Позднее собрание находилось в различных музеях Тайваня и в государственной библиотеке, пока в марте 1964 - апреле 1965 года для него не был построен отдельный музейный комплекс. Когда строительство нового музейного комплекса в пригороде Тайбэя Вайшуанси было завершено в 1965 году, президент Чан Кайши собственноручно написан на главных воротах слова «Музей Сунь Ятсена» в честь великого основателя Китайской республики. Церемония официального открытия Национального музея «Гугун» состоялась 12 ноября этого же года. Выстроенное в традиционном китайском стиле, четырехэтажное главное здание Музея украшено орнаментами, окаймлено стилизованными навесами и покрыто зеленой черепичной крышей с желтыми гранями и угловыми разлетами. В 1967 г. и в 1969 г. здание подверглось реконструкции и расширению, а в 1985 г. была проведена реконструкция и перепланировка экспозиционного пространства. В июле 2004 года здание было вновь реконструировано и к открытию Музея в феврале 2007 г. приобрело свой современный законченный вид.

Музей императорского дворца в Тайбэе является одной из крупнейших сокровищниц, где собрана замечательная коллекция памятников китайской культуры и истории, охватывающая развитие более чем 8 -тысячелетней цивилизации в Китае - от эпохи неолита и до свержения императорской династии Цин. В собрание музея входит около 696 344 предметов, большинство из которых прежде находились в коллекции императора Цяньлуна. В залах музея постоянно выставлены только их лучшие образцы, так как само собрание слишком обширно, чтобы полностью демонстрироваться на выставочных площадях. Остальная же, большая часть экспозиции - произведения живописи и графики, изделия из нефрита, фарфора, бронзы, - периодически меняются на хранящиеся в запасниках. Коллекция музея состоит из следующих разделов: бронзовая скульптура каллиграфия живопись изделия из нефрита керамика редкие книги исторические документы ценная одежда, украшения и фурнитура

На первом, втором и третьем этажах располагаются экспозиционные залы, а на четвертом этаже обустроена зона отдыха с чайным рестораном под названием «Терем трех редкостей» . Полное собрание насчитывает около 650000 экземпляров, созданных в разные эпохи. Однако, каждая выставка может выставлять лишь около 1700 экземпляров. При таких темпах, предполагая, что экспонаты будут меняться каждые три месяца, то понадобиться целых 100 лет, чтобы выставить всю коллекцию. Директор музея императорского дворца - Чжоу Кунцин. Он является членом правительства Тайваня и непосредственно подчиняется премьерминистру страны.

Один из самых почитаемых артефактов Тайваня, Мясообразный Камень кусок агата, резьбой напоминает кусок тушеной свинины. По данным Национального дворца-музея, мастер "взял богатые природные ресурсы этого камня и резал его с большой точностью. . . прожилки и волосяные фолликулы стали еще более реалистичными» .

Это выгравированная оливковая косточка 1737 года размером 3, 4 см в длину и 1, 6 см в высоту – одно из самых сложных произведений искусства. Она была выгравирована художником Ch’en Tsu-chang во времена правления империи Цин в Китае. На крошечной лодке находится 8 фигурок с разными выражениями лица. Внутри расположены стулья и блюда, а окна подвижные. На дне лодки – текст, включающий более 300 символов.

Одно из главных сокровищ музея - нефритовая капуста, которая была частью приданого наложницы Цзинь династии Цин (1644 -1911). Что удивительно, так это то, что нефритовая капуста вырезана из цельного куска нефрита, одна половина которого серая, а другая - изумрудно-зеленая. Художник вырезал листья из зеленой части, а серую использовал как внешнюю часть капусты. Фигурки двух красных кузнечиков, поставленных на капусту, делают это произведение искусства настолько реалистичным, что покажется, что если надавить на капустный лист ногтем, из него пойдет сок. Капуста символизирует праведность семьи, а кузнечики - символы большого количества детей, что, очевидно, имело хороший смысл как часть приданного. Говорят, что первоначально нефритовая капуста была приданым наложницы Чжэнь. Так почему же капуста находится в комнате наложницы Цзинь? Дело в том, что наложница Цзинь и наложница Чжэнь были сестрами. Когда император Гуансюй выбрал их в качестве наложниц, их отец подготовил щедрое приданое. Наложница Цзинь любила ювелирные украшения, поэтому она получила огромную сумму денег и ценностей, в то время как ее маленькая сестра, наложница Чжэнь любила книги, поэтому отец подарил ей бесценную нефритовую капусту. Когда наложница Цзинь обнаружила, что в ее коробке не было нефритовой капусты, то очень рассердилась и заплакала. Чтобы успокоить свою старшую сестру, наложница Чжэнь отдала ей свое сокровище, поэтому оно стало частью приданого ее сестры.

Забавные изображения для уборных

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Координаты :
Музей императорского дворца
кит. трад. 國立故宮博物院 , упр. 国立故宫博物院

Логотип
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Дата основания Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Местонахождение Тайбэй
Посетителей в год 5 402 325 (2014)
Директор Чжоу Кунцин
Сайт Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Логотип Викисклада [[:commons:Category:Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. |Музей императорского дворца]] на Викискладе
К:Музеи, основанные в 170 году

Музей императорского дворца (кит. трад. 國立故宮博物院 , упр. 国立故宫博物院 , пиньинь : Guólì Gùgōng Bówùyùan , палл. : Голи Гугун Боуюань , буквально: «Национальный музей „Бывший императорский дворец“»; англ. National Palace Museum ) - художественно-исторический музей в столице Китайской Республики (Тайваня), Тайбэе . В 2015 году находился на 6 месте в мире по посещаемости . В литературе часто упоминается как музей «Гугун» (англ. Gugong ), хотя это название применимо и к одноимённому музею в Пекине .

Общие сведения

Коллекции музея (на декабрь 2015)
Категория Кол-во
предметов
Изделия из бронзы 6224
Керамика 25 551
Изделия из жада 13 478
Лак 766
Эмаль 2520
Художественная резьба 663
Монеты 6953
Текстильные изделия 1536
Живописные работы 6538
Каллиграфические работы 3654
Принадлежности для каллиграфии 2379
Книги образцов для каллиграфии 490
Гобелены и вышивка 308
Веера 1880
Редкие книги 211 195
Архивные документы династии Цин 386 862
Документы на маньчжурском ,
монгольском и тибетском языках
11 501
Тушевые оттиски (кит. 拓片 ) 896
Разное
(религиозные принадлежности,
одежда и аксессуары, табачные пузырьки)
12 979
Всего 696 373

Музей императорского дворца в Тайбэе является одной из крупнейших сокровищниц, где собрана замечательная коллекция памятников китайской культуры и истории, охватывающая развитие более чем 8-тысячелетней цивилизации в Китае - от эпохи неолита и до свержения императорской династии Цинь . По состоянию на декабрь 2015 года, в собрание музея входит 696 373 предметов , большинство из которых прежде находились в коллекции императора Цяньлуна . В залах музея постоянно выставлены только их лучшие образцы, так как само собрание слишком обширно, чтобы полностью демонстрироваться на выставочных площадях. Остальная же, бо́льшая часть экспозиции - произведения живописи и графики, изделия из нефрита, фарфора, бронзы, - периодически меняются на хранящиеся в запасниках.

Директор музея императорского дворца - Чжоу Кунцин (кит. 周功鑫 ). Он является членом правительства Тайваня и непосредственно подчиняется премьер-министру страны.

История

Музей был открыт 10 октября 1925 года в Пекине , на территории Запретного города . В феврале 1948 года, во время гражданской войны в Китае , значительная часть его коллекции была перевезена на Тайвань. Всего было переправлено морем 2972 ящика с экспонатами пекинского музея, содержавшими наиболее ценные произведения искусства. Некоторое время после прибытия на Тайвань ящики с коллекцией хранились на железнодорожных складах, затем - на сахарном заводе. Позднее собрание находилось в различных музеях Тайваня и в государственной библиотеке, пока в марте 1964 - апреле 1965 года для него не был построен отдельный музейный комплекс. Открытие нового музея в Тайбэе состоялось 12 ноября 1965 года.

В 2014 году музей посетили 5 402 325 человек , в 2015 - 5 291 797 человек .

Галерея

    National Palace Museum RightSide Lion.JPG

    National Palace Museum Front View.jpg

    Li longji art.jpg

    National palace museum-ming dynasty-sitting buddha.jpg

    Jade cabbage closeup.jpg

    MeatStone Taiwan.JPG

    Palefrenier menant deux chevaux par Han Gan.jpg

Источники

Напишите отзыв о статье "Музей императорского дворца"

Ссылки

  • (, )

Отрывок, характеризующий Музей императорского дворца

– Послушай, сынок... Этот человек – он не Рыцарь Храма. – показывая на убитого, хрипло произнёс Радан. – Я знаю их всех – он чужой... Расскажи это Гундомеру... Он поможет... Найдите их... или они найдут тебя. А лучше всего – уходи, Светодарушка... Уходи к Богам. Они защитят тебя. Это место залито нашей кровью... её здесь слишком много... уходи, родной...
Медленно-медленно глаза Радана закрылись. Из разжавшейся бессильной руки со звоном выпал на землю рыцарский кинжал. Он был очень необычным... Светодар взглянул повнимательнее – этого просто не могло быть!.. Такое оружие принадлежало очень узкому кругу рыцарей, только лишь тем, которые когда-то лично знали Иоанна – на конце рукояти красовалась золочённая коронованная голова...
Светодар знал точно – этого клинка давно уже не было у Радана (он когда-то остался в теле его врага). Значит сегодня, он, защищаясь, выхватил оружие убийцы?.. Но как же могло оно попасть в чьи-то чужие руки?!. Мог ли кто-то из знакомых ему рыцарей Храма предать дело, ради которого все они жили?! Светодар в это не верил. Он знал этих людей, как знал самого себя. Никто из них не мог совершить такую низкую подлость. Их можно было только убить, но невозможно было заставить предать. В таком случае – кем же был человек, владевший этим особым кинжалом?!.
Радан лежал недвижимый и спокойный. Все земные заботы и горечи покинули его навсегда... Ожесточившееся с годами, лицо разгладилось, снова напоминая того радостного молодого Радана, которого так любила Золотая Мария, и которого всей душой обожал его погибший брат, Радомир... Он вновь казался счастливым и светлым, будто и не было рядом страшной беды, будто снова в его душе всё было радостно и покойно...
Светодар стоял на коленях, не произнося ни слова. Его омертвевшее тело лишь тихонько покачивалось из стороны в сторону, как бы помогая себе выстоять, пережить этот бессердечный, подлый удар... Здесь же, в этой же пещере восемь лет назад не стало Магдалины... А теперь он прощался с последним родным человеком, оставаясь по-настоящему совсем один. Радан был прав – это место впитало слишком много их семейной крови... Недаром же даже ручьи окрасились багровым... будто желая сказать, чтобы он уходил... И уже никогда не возвращался обратно.
Меня трясло в какой-то странной лихорадке... Это было страшно! Это было совершенно непозволительно и непонятно – мы ведь звались людьми!!! И должен ведь где-то быть предел человеческой подлости и предательству?
– Как же ты смог с этим жить так долго, Север? Все эти годы, зная об этом, как ты сумел оставаться таким спокойным?!
Он лишь печально улыбнулся, не отвечая на мой вопрос. А я, искренне удивляясь мужеству и стойкости этого дивного человека, открывала для себя совершенно новую сторону его самоотверженной и тяжёлой жизни... его несдающейся и чистой души....
– После убийства Радана прошло ещё несколько лет. Светодар отомстил за его смерть, найдя убийцу. Как он и предполагал, это не был кто-то из Рыцарей Храма. Но они так никогда и не узнали, кем по-настоящему был посланный к ним человек. Только одно всё же стало известно – перед тем, как убить Радана, он так же подло уничтожил великолепного, светлого Рыцаря, шедшего с ними с самого начала. Уничтожил только лишь для того, чтобы завладеть его плащом и оружием, и создать впечатление, что Радана убили свои...
Нагромождение этих горьких событий отравило потерями душу Светодара. У него оставалось лишь одно утешение – его чистая, истинная любовь... Его милая, нежная Маргарита... Это была чудесная катарская девушка, последовательница учения Золотой Марии. И она чем-то неуловимо напоминала Магдалину... То ли это были такие же длинные золотые волосы, то ли мягкость и неторопливость её движений, а может просто нежность и женственность её лица, но Светодар очень часто ловил себя на том, что ищет в ней давно ушедшие в прошлое, дорогие сердцу воспоминания... Ещё через год у них родилась девочка. Они назвали её Марией.
Как и было обещано Радану, маленькую Марию отвезли к милым мужественным людям – катарам – которых Светодар очень хорошо знал и которым полностью доверял. Они обязались вырастить Марию, как свою дочь, чего бы это им ни стоило, и чем бы им это не грозило. С тех пор так и повелось – как только рождался в линии Радомира и Магдалины новый ребёнок, его отдавали на воспитание людям, которых не знала и о которых не подозревала «святая» церковь. И делалось это для того, чтобы сохранить их бесценные жизни, чтобы дать им возможность дожить их до конца. Каким бы счастливым или печальным он ни был...
– Как же они могли отдавать своих детей, Север? Неужели родители их никогда не видели более?.. – потрясённо спросила я.
– Ну почему же, не видели? Видели. Просто, каждая судьба складывалась по-разному... Позже, некоторые из родителей вообще жили поблизости, особенно матери. А иногда были случаи, что они устраивались даже у тех же людей, которые растили их дитя. По-разному жили... Только лишь одно никогда не менялось – прислужники церкви не уставали идти по их следу, словно ищейки, не пропуская малейшей возможности уничтожить родителей и детей, которые несли в себе кровь Радомира и Магдалины, люто ненавидя за это даже самого малого, только родившегося ребёнка...
– Как часто они погибали – потомки? Оставался ли кто-нибудь живой и проживал свою жизнь до конца? Помогали ли вы им, Север? Помогала ли им Мэтэора?.. – я буквально засыпала его градом вопросов, не в состоянии остановить своё сгорающее любопытство.


Национальный дворец-музей в Тайпее является одним из двенадцати крупнейших художественных музеев мира, его коллекция насчитывает около 700 тысяч экспонатов, возраст самого древнего – 8 тысяч лет.
Основой собрания музея стали сокровища Запретного города (императорского дворца в Пекине). Эта коллекция китайского искусства, которая собиралась веками при дворах разных династий, представляет собой квинтэссенцию китайской культуры. Многие правители Китая были завзятыми коллекционерами, однако начало собиранию дворцовых коллекций было положено в эпоху династии Сун (960-1279). Император Тай-Цзун специально посылал эмиссаров во все провинции Китая с приказом собирать, конфисковывать или попросту выкрадывать лучшие образцы китайского искусства. После разрушительного монгольского нашествия традиция собирательства возобновилась. Восстановленное императорское собрание предметов искусства сначала хранилось в Пекине, а в 1368 году, когда к власти пришла династия Мин, было перемещено в Нанкин. В 1420-х годах, когда минский император Юн Ло перенес столицу снова в Пекин, императорская коллекция разместилась в залах дворца в Запретном городе. На протяжении последующих столетий она непрерывно разрасталась. Правители династии Цин (1644-1911) особенно способствовали ее пополнению.








История Национального музея началась почти сто лет назад. В 1911 году пала последняя китайская императорская династия. 5 ноября 1924 года последний император Китая Пу-И был окончательно изгнан из Запретного Города. 10 октября 1925 года в бывшем Запретном городе республиканские власти открыли музей. Сокровища, бывшие до того в частном владении, стали доступны желающим со всего света. Однако музей просуществовал недолго. Первая половина двадцатого века в Китае была временем беспорядков и перемен, что повлияло на судьбу коллекции. Захват Манчжурии японцами в сентябре 1931 года повысил вероятность вооруженного конфликта, и в феврале 1933 года было принято решение о переводе коллекции из Пекина в Шанхай. Затем бесценные исторические памятники из императорских дворцов – основная часть музейного собрания, были тщательно упакованы в корзины, погружены в железнодорожные вагоны и отправлены в более безопасный Нанкин. Так началась долгая, полная драматизма одиссея императорских сокровищ. После временного хранения на складах иностранных миссий коллекция отправляется в длинный путь по Юго-востоку Китая, продлившийся с 1933 по 1948 год. Гражданская война между сторонниками Республиканской и Коммунистической партий Китая, начавшаяся в 1946 году, послужила поводом для перевода лучшей части коллекции с материка на остров Тайвань. Итак, спустя 16 лет, преодолев расстояние в тысячи миль, драгоценная коллекция оказалась в столице Тайваня – Тайпее. Кроме нее в собрание музея вошли коллекции Национальной библиотеки, Института истории и филологии китайской академии.


Но только в 1965 году, когда Национальный дворец-музей открылся для посетителей, сокровища императорских дворцов снова стали доступны для обозрения. Сегодня Национальный дворец-музей – крупнейшее и лучшее в мире собрание китайского искусства. Это предметы, некогда принадлежавшие китайским императорам – фарфор, бронза, нефрит, керамика, лаковые изделия, образцы каллиграфии, живопись, редкие книги и документы. Коллекция музея продолжала расти и все последние годы, благодаря пожертвованиям со стороны частных коллекционеров.
Здание музея, построенное уже в послевоенное время, напоминает своим обликом дворцы Запретного города. Лишь малая часть коллекций (около 15 тысяч экспонатов) находится в постоянной экспозиции. Основная часть собрания хранится в огромных подземельях, врезанных в холм, на котором стоит дворец. Время от времени музей устраивает тематические выставки, где демонстрируются уникальные произведения китайского, тибетского, маньчжурского искусства, хранящиеся в его фондах. Многие из них просто бесценны. К примеру, коллекция нефритовых фигурок охватывает период более чем в пять тысяч лет – приблизительно с 5000 года до н.э. до 220 года н.э. Собрание тибетских ритуальных предметов рассказывает о долгой и сложной истории взаимоотношений между тибетскими монахами и императорским двором в Пекине. Большинство этих предметов представляют дары различных тибетских монастырей, присланных китайским императорам.
По экспонатам, хранящимся в музее, можно проследить всю историю китайской книги на протяжении последних пяти тысяч лет. Диапазон материалов, на которых писались древние книги, включает в себя глиняную посуду, панцири черепах и кости животных, бамбук, шелк. Помимо рукописных свитков эпохи династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) и буддийских сутр VI-VII веков здесь демонстрируются первые не только в Китае, но и во всем мире, печатные издания времен династий Сун (960-1279) и Юань (1280-1367). Эти издания имеют особую ценность: они увидели свет почти в то же самое время, когда были созданы многие произведения китайской классической литературы, и теперь с их помощью исследователи устанавливают текстовую подлинность литературных работ.
В музее представлены и настоящие шедевры каллиграфии, созданные лучшими китайскими мастерами всех времен.
Изящнейший фарфор эпохи династии Мин многие десятилетия являлся желанным товаром на рынках всех стран мира, но самые выдающиеся его образцы можно было видеть лишь при дворе китайских императоров, а сегодня – в тайваньском Национальном дворце-музее.


Декоративная китайская капуста, подаренная императором своей невесте в знак чистоты намерений и ожидания наследника.
Династия Ch"ing, правление Kuang-hsü, 1875-1908. Нефрит, резьба. Ок. 23 см



Подставка для чернильного камня, украшенная цветами, растениями и насекомыми. Первая половина XVIII века.
Слоновая кость, резьба. 2.9 x 8.5 x 3.9 см



Вид снизу



Миниатюрная лодка в форме дракона. XVIII век.
Слоновая кость, резьба. 3.6 х 5.0 см



Футляр для лодки-дракона в форме петушка. XVIII век. Лак.



Сосуд для воды в форме тыквы. XVIII век.
Слоновая кость, резьба.


Huang Zhenxiao. Настольная ширма «Павильон орхидей».1739.
Слоновая кость, резьба. 9.2 x 3.6 x 0.2 см, высота с подставкой – 12.7 см


Обратная сторона



Коробочка в форме плода цитрона «Рука Будды». XVIII век.
Слоновая кость, резьба. 3.8 х 8.3 см


Ажурная коробочка для кистей. Вторая половина XVIII – начало XIX века.
Слоновая кость, резьба. 45.4 х 30.4 х 21.6 см





Девятиэтажная пагода. Вторая половина XIX века.
Слоновая кость, резьба. 67.5 х 22 х 18.5



You Tong. Чаша в форме плота. Вторая половина XVII века. Рог. носорога, резьба. 12.2 х 26.5 х 12.1 см


Подставка для кистей «Семь мудрецов в бамбуковой роще».
Бамбук, резьба. 15.5 х 14.7 см


Ju Sansong. Чаша для воды в виде листа лотоса.
Конец XVII – начало XVIII века.
Бамбук, резьба. 7.2 х 9.3 х 15.1 см



Коробочка в форме тыквы. XVIII век.
Бамбук с позолотой внутри, резьба. 9.9 x 10.4 см



Подставка для кистей. Конец XVII – начало XVIII века.
Самшит, резьба. 18.5 х 17.8 х 22.3 см



Ажурная подставка для кистей в виде лозы тыквы. XVIII век.
Самшит, резьба. 19.8 х 21.2 х 15.3 см




Сосуд для вина. XII – X век до н.э. Бронза.



Сосуд для приготовления пищи. XIII – X век до н.э. Бронза.


Сосуд для приготовления пищи. XIII – XII век до н.э. Бронза.


Сосуд для вина. XIII – XI век до н.э. Бронза.


Сосуд для вина. XIII – XI век до н.э. Бронза.



Сосуд для вина. XIII – XI век до н.э. Бронза.



Сосуд для хранения/преподнесения пищи. XII – X век до н.э. Бронза.


Сосуд для вина. XII – XI век до н.э. Бронза.



Сосуд для хранения/преподнесения пищи. XIII – XI век до н.э. Бронза.



Чаша в форме лотоса. Период северной Sung, 960 – 1127.
Фарфор, зелено-голубая глазурь.



Ваза для цветов. Династия Yuan, 1271 – 1368.
Фарфор, фиолетово-голубая глазурь.


Ваза. Династия Ming, правление Yung-lo. 1360 – 1424.
Фарфор, подглазурная роспись.


Ваза в форме чеснока. Династия Ming, правление Wan-li. 1563 – 1620.
Фарфор, пятицветная глазурь.


Ваза с пионами и драконами. Династия Ch"ing, правление Yung-cheng. 1723 – 1735.
Метал, эмаль, позолота.


Ваза двойная с вращающейся внутренней частью (изображение меняется). Династия Ch"ing, правление Ch’ien-lung. 1736 – 1795.
Фарфор, кобальтовая голубая глазурь.


Ваза с бабочками. Династия Ch"ing, правление Kuang-hsü, 1875-1908. Фарфор, эмаль, глазурь.

P.S. Музей грандиозный! Мы с мужем провели там два дня, все равно не успели все посмотреть. Фотографировать там нельзя, да и бесполезно, вряд ли получилось бы. Поэтому вашему вниманию предлагаю сканы из небольшого общего каталога музея, каталога по резьбе, и внушительного каталога с бронзой. Последний на китайском языке, так что, если кому-то интересно, могу дать почитать.