Ольга Горбачева и Юрий Никитин: "Мы спасли свою семью". О начале карьеры

Юрий Никитин (РБК-Украина)

Известный украинский продюсер рассказал, почему решил посвятить жизнь музыке, что изменилось в его проектах НЕАНГЕЛЫ и NIKITA, а также назвал основные проблемы, связанные с выплатой роялти в Украине

В Украине продюсеров и менеджеров такого уровня, как Юрий Никитин - единицы. Мало кто знает, что начинал он свою профессиональную деятельность как портной. Никитин закончил с отличием Киевское швейное профтехучилище по специальности портной верхней мужской одежды. Но при этом он увлекался музыкой и играл на гитаре в группе с 14 лет.

Как так получилось, что из подающего надежды стилиста и дизайнера Юрий вырос в одного из самых успешных музыкальных продюсеров в Украине, что стало переломным моментом в его жизни, а также каких изменений ждать от его популярных проектов НЕАНГЕЛЫ и NIKITA - в эксклюзивном материале .

О начале карьеры. Шитье или музыка?

"Это был легкий и интересный путь, потому что все это время я занимаюсь любимым делом - делом, которое меня вдохновляет, дает мне силы, радует", - говорит Юрий Никитин.

Фото: "У меня было две страсти – это музыка и fashion" - Никитин (РБК-Украина)

Как признался продюсер, уже с 17 лет он сам зарабатывал приличные деньги, причем намного больше, чем зарабатывали его родители.

"Когда я начинал как портной, я уже тогда очень активно музицировал. И у меня было две страсти – это музыка и fashion. И вот в какой-то момент, когда я закончил профтехучилище, в какой-то момент просто музыка перевесила все: я решил навсегда закончить со швейной историей и полностью уделить все свое время музыке", - вспоминает Никитин.

По его словам, работа в швейной мастерской стала его первым опытом в бизнесе.

"Тогда джинсы, например, негде было купить. Их просто физически не продавали в магазинах, - замечает Никитин. - Я покупал коттон, шил из него самые модные модели джинсовых изделий и продавал их. Таким и был мой первый серьезный бизнес-опыт. И на деньги, которые получал и развивал свое дело. В момент расцвета в моем арсенале было 5 швейных машин и люди, которые со мной работали. Это считалось круто, потому что в то время не так, как сегодня, - купить что-либо, даже имея деньги, было не так просто. Нужно было выстраивать особую систему договоренностей".

Несмотря на успешный старт карьеры в столь юном возрасте, Юрий Никитин не считает себя особенным и фартовым человеком. На его взгляд, это все благодаря труду и стремлению.

"Мне очень нравилось шить! У меня это хорошо получалось, - говорит продюсер. - У меня был неплохой вкус и я понимал, что мне нужно развиваться. Сколько себя помню, всегда находился в развитии, если останавливаюсь, сразу начинаю деградировать. Я постоянно покупал новое оборудование, совершенствовался в шитье, привлекал толковых специалистов к сотрудничеству и развивал клиентскую базу".

Он добавляет, что абсолютно серьезно относился к своей работе.

"На то время все, что меня интересовало, я мог осуществить. У меня был бизнес, который начинал приносить деньги, у меня были хорошие знания, которые я получил во время учебы, и мне безумно нравилось делать то, что я делал. И вдруг я почувствовал, что мое увлечение музыкой стало занимать все мои мысли", - говорит он.

Видео: Юрий Никитин о начале карьеры портного ()

Никитин рассказал, что с 14 лет у него была своя музыкальная группа, в которой он играл в свободное время. Но однажды, когда проходил практику на швейной фабрике, понял, что больше не может совмещать две свои страсти и сделал выбор в пользу музыки... Это был 1986-й год. Через четыре года он познакомился с Ириной Билык, и они стали работать вместе. Она - певица, он - музыкант. Все мысли и силы Юрий направил на развитие отечественного музыкального бизнеса в Украине, который после распада Советского Союза только начинал зарождаться.

О творческом пути

Как отметил Никитин, перестроечный период был сложным для всех, и музыкантов в том числе. Украинцам было не до развлечений, поэтому нужно было искать новые идеи и формы.

Фото: Ирина Билык и Юрий Никитин (пресс-служба)

"Мы понимали: для того чтобы развиться и вырасти до уровня суперзвезд - просто играть недостаточно. В то время в Украине напрочь отсутствовала инфраструктура музыкального бизнеса, и для того чтобы “подняться”, нужно было все делать самим: продавать концерты, продвигать свой музыкальный продукт, коммуницировать с прессой... В те времена таких словосочетаний как пиар-менеджер, тур-менеджер и т.д. просто не было в обиходе. И с 1991 года мы начали на ощупь "пробираться" к подножью отечественного музыкального Олимпа... Мы сильно этого хотели - и у нас получилось”, - признался Никитин.

В мировом музыкальном бизнесе продюсер - это человек, который работает со звуком в студии. Это фактически саунд-продюсер, аранжировщик, как принято называть такого специалиста у нас. Это человек, который определяет концепцию звучания музыкального проекта, работает с творческими процессами. Менеджер - тот, кто организовывает все процессы вокруг артиста.

Та работа, которой занимается Юрий Никитин - это и менеджмент, и продюсирование. Но поскольку само слово “продюсер” более благозвучное, более статусное, то в Украине многие предпочитают, чтобы их называли продюсерами.

Фото: Юрий Никитин и Андрей Данилко (пресс-служба)

"Что касается меня, я работаю и в студии, и с музыкальными концептами в целом, и занимаюсь управлением процессов. Поэтому фактически я и продюсер, и менеджер. То есть, пытаюсь соединять в своей каждодневной работе бизнес с творчеством. С некоторыми артистами я больше продюсер, с другими - менеджер. Как правило, это зависит от вклада самого артиста в проект. В 20-летней работе с Андреем Данилко, например, который сам делает практически всю музыку для Верки Сердючки, я больше выступаю в роли менеджера. В сотрудничестве же с начинающими артистами, где я полностью подбираю репертуар, работаю с концептами, я - Продюсер. Надо сказать, что в этой работе рядом со мной большая команда профессионалов", - сообщил Никитин.

О школе музыкального бизнеса

Недавно Юрий Никитин, имея за плечами 30-летний опыт работы в музыкальном бизнесе, презентовал свой новый проект (на сей раз - образовательный) - первую в Украине Школу Музыкального Бизнеса. Он давно вынашивал идею образовательной инициативы, и наконец нашел ее воплощение в "NIMBS: Школа Музыкального Бизнеса".

"Это уже оформленная история всего того, что было наработано ранее, - рассказывает Никитин. - NIMBS: Школа Музыкального Бизнеса - это образовательная программа, которая имеет свою миссию, цели, свою уникальную систему. И самое главное - это не только моя личная программа. Я стараюсь подключить к ней как можно большее количество самых экспертных и влиятельных людей в музыкальной индустрии. У каждого из них точно так же, как у меня, сформировалось видение и накопился огромный профессиональный опыт, которым они точно так же хотят делиться".

Фото: "С некоторыми артистами я больше продюсер, с другими - менеджер" - Никитин (РБК-Украина)

По его словам, у проекта - ряд основных целей. Первая - находить толковых людей, обучать их и привлекать к сотрудничеству в качестве менеджеров. Вторая – "открывать" для широкой аудитории ярких талантливых артистов. NIMBS - это своеобразный открытый кастинг, точка входа в музыкальный бизнес. Передавать информацию об основных аспектам развития музыкального бизнеса, правильных инструментах, с помощью которых успеха можно достичь в разы быстрее.

"Алгоритм действий начинающих артистов практически одинаковый. Артист записывает песню, которую сам написал или кто-то ему дал, которая нравится ему, снимает видео, выпускает их в мир, ждет, ничего не происходит и тогда он приходит с вопросами: "А почему никто не слушает мою песню и не покупает ее? И почему, когда я пишу свое имя на афише, никто не покупает билеты на концерт?" Потому что музыкальный бизнес – это точно такой же бизнес, как и любой другой - как строительство домов или открытие ресторанов. Он не менее технологичный, системный и высокорентабельный. И для того чтобы добиться успеха, необходимо соблюдать определенные правила", - говорит продюсер.

Видео: Юрий Никитин о Школе Музыкального Бизнеса ()

Никитин добавляет, что у каждого рынка есть свои особенности, но схемы работы схожи. Песня не должна быть сама по себе. Она должна служить дополнением, продолжением концепции музыкального проекта. А сам концепт - это то, с чего в принципе должна начинаться карьера любого артиста в музыкальном бизнесе.

О начинающих артистах

"Именно творческая молодежь интересует меня больше всего сегодня. Работа с ними - источник энергии и вдохновения для меня лично. Это как будто я начинаю все заново, и так - с каждым новым проектом. Без работы с новыми артистами, мне кажется, я давно остановился бы в развитии. Именно поэтому мы уделяем особое значение в компании поиску и работе с молодежью", - поделился продюсер.

О проектах НЕАНГЕЛЫ и NIKITA

Не так давно в Киеве состоялся большой сольный концерт группы НЕАНГЕЛЫ, на котором солистки Слава и Виктория исполняли сольные песни, чем премного удивили поклонников. Однако из-за этого появились и разные слухи. Стали поговаривать о возможном распаде дуэта. Юрий Никитин решил расставить все точки над "i".

"Артисты всегда должны развиваться. И рано или поздно наступает момент, когда артисту становится "тесно" в рамках одного проекта. И он начинает делать разного рода творческие эксперименты, как правило, сольного характера. То, что происходит с НЕАНГЕЛАМИ - это один из таких вот экспериментов", - отметил продюсер.

По его словам, в группе две солистки, каждая из которых имеет свой характер, музыкальные вкусы и пристрастия.

"Наступает момент, когда творческая личность хочет пробовать себя в других амплуа. И если все сделано правильно и честно, зритель реагирует на это соответствующе. Трек "Хорошо" Славы Каминской уже прослушало на YouTube более миллиона человек. Как по мне, такая сольная работа только добавляет ценности и статусности для группы НЕАНГЕЛЫ, которая, конечно же, продолжает не только свое существование, но и стремительное развитие”, - комментирует продюсер.

Фото: НЕАНГЕЛЫ и Юрий Никитин (пресс-служба)

Также Юрий Никитин рассказал о дальнейшей судьбе проекта NIKITA, состав которого, как стало известно, покинула Даша Астафьева.

"Я всегда руководствуюсь двумя важными принципами: "Все своевременно!" и "Все во благо!". Это касается моего отношения ко всему, что я делаю, и проекту NIKITA в том числе. Почти 10 лет NIKITA - это один из наших самых успешных проектов. Но даже самые выигрышные фишки нельзя использовать вечно", - поделился продюсер.

Фото: Юлия Кавтарадзе и Даша Астафьева - солистки первого состава группы NIKITA (пресс-служба)

"Время не стоит на месте, все стремительно меняется, и мы хотим трансформировать формат проекта, адаптировать его к сегодняшним реалиям. Потому что NIKITA – это не просто артисты, личности. NIKITA – это философия, эмоции, образ жизни. Это проект, рассчитанный на молодого зрителя. А он сегодня, согласитесь, хочет жить и отдыхать совсем не так, как 10 лет назад. Совсем скоро мы представим миру совершенно иную группу - мощную, модную и очень музыкальную. Группу, которая будут абсолютно соответствовать моему представлению о NIKITA", - сообщил Никитин.

Видео: Юрий Никитин о проектах НЕАНГЕЛЫ и NIKITA ()

Продюсер не стал раскрывать всех секретов о проекте, будет ли это дуэт или трио. По его словам, в скором времени поклонники группы все узнают.

О роялти в Украине

В разговоре с Юрием Никитиным мы затронули проблемную тему для украинского шоу-бизнеса - роялти. Напомним, в 2016 году началась реформация рынка роялти Украинским агентством по авторским и смежным правам (УААСП). В Верховную Раду Украины был внесен законопроект №4461, направленный на монополизацию прав на выплаты, который полностью меняет всю существующую систему авторского права. Против этого законопроекта выступили многие продюсеры в Украине. В частности, против монополизации деятельности УААСПа.

"Авторские отчисления организациями по коллективному управлению - один из самых высоких источников дохода для авторов и владельцев прав в мире. И вся “каша, которая варится” в Украине вокруг этого вопроса не случайна, - говорит Никитин. - УААСП имеет репутацию организации, которая постоянно обворовывала авторов и правообладателей. Как можно после всего, что там происходило, доверить им выплату всех роялти в стране, да еще и сделать эту организацию единственной?"

По его мнению, в этом вопросе, как и во многих других, Украина имеет исторический шанс построить правильную прозрачную систему авторских отчислений.

"Нас обязывают договоренности с мировым сообществом. Но тем, кто стоит за УААСПом, не выгодно принимать прозрачный и четкий закон. За счет чего же они будут "кормиться" тогда? То, что мы и стали об этом говорить, может быть и не изменит картину в целом, но точно влияет на ход развития событий. По крайней мере тот дикий закон, который они пытались провести в самом начале не прошел", - комментирует Никитин.

Он убежден в том, что организация, которая бы контролировала все роялти и отчисления в стране, не может быть одной.

"Представьте, что такое условно роялти за использование определенных видов прав? Они есть в цирках, песнях, театрах... где угодно - это все, что звучит везде. Поэт написал книгу - он должен получать роялти. Сценарист в театре написал сценарий - должен получать роялти. Но роялти за сценарий в театре – это одна копейка, а роялти за песню, которая звучит из каждого окна, – это миллионы. Как можно все это "сливать" в один котел и говорить, что теперь кто-то один будет заниматься всеми этими направлениями: циркачами, поп-музыкантами, оперой, литературой. Это нонсенс! Как минимум, такая организация не может быть одна. Их должно быть несколько", - уверен продюсер.

Он напомнил также, что в УААСП заявили, что будут сотрудничать только с авторами, а не с правообладателями. Есть разница между авторами и правообладателями. Автор – человек, который написал трек, а Правообладатель – человек или организация, которые владеют правами на него. Эти права автор добровольно передает правообладателю.

"УААСП говорит: "Мы не будем работать с организациями и правообладателями, а будем работать только с авторами напрямую". Хорошо, а как же Правообладатели, компании, которые владеют тысячами музыкальных произведений? Права же не дарятся, компании инвестируют в творчество, развивают его. На эту работу с авторами и исполнителями у издательства MAMAMUSIC, например, ушло более 15 лет. И что же делать? УААСП не может ответить на этот вопрос, они избегают его. А знаете, почему? Потому что авторов, которые действуют по одиночке, легко разводить. А крупную организацию, которая имеет штат юристов, и очень точно знает, что нужно делать, сколько денег должно отчисляться и т.д. - это другое кино. Конечно, это не выгодно УААСПу, они не смогут много украсть. Вот и забалтывают вопрос. А время идет. И они по-прежнему продолжают контролировать и распределять деньги авторов непонятным образом", - делится Юрий Никитин.

Видео: Юрий Никитин о роялти в Украине ()

Продюсер добавляет, что таких примеров он может привести сотни, но в этом не видит смысла. Потому что подобная неразбериха происходит не только в сфере интеллектуального творчества, но и, к сожалению, во многих других отраслях в Украине.

Немного о личном

9 декабря Юрию Никитину исполнилось 50 лет. В связи с юбилеем мы расспросили его о личных качествах: какой он как руководитель, насколько строг в семье с дочерьми. Напомним, Никитин женат на певице, телеведущей и менторе Ольге Горбачевой. Пара воспитывает двух дочерей: Полину и Серафиму.

Фото: Юрий Никитин с женой (пресс-служба)

"В работе я часто бываю излишне эмоционален, излишне доверчивым, - признается продюсер. - Изначально любой, кто приходит к нам, воспринимается мной как взрослый, амбициозный, самодостаточный человек. И меня иногда сильно расстраивает, когда это оказывается не так".

"Есть те, кто контролируют каждый шаг. Я даю больше свободы. Но это часто приводит не к тем результатам, которые ожидаешь. Приходится переделывать самому, включаться. Вот тогда я и расстраиваюсь", - добавляет Никитин.

В личной жизни Юрий во многом полагается на мнение жены. Последние несколько лет Ольга Горбачева посвятила себя менторской деятельности - обучению женщин в раскрытии их внутреннего потенциала. Осенью 2017 года она запустила развивающий курс "7 жизней женщины" и поехала в тур по Украине с фестивалем женской силы "Солнце". Один из концертов удалось посетить и Юрию. О нем он рассказывает с трепетом и восхищением.

"То, что делает Оля сейчас – бесценно. Она объединяет музыку и обучение, которое направлено на развитие женщин. Это глубокая работа, которая реально меняет жизни людей. Менторство - это сегодня тренд, но большинство специалистов подходят к этому довольно поверхностно, мотивируя, и не более того. Работу, которую делает Оля со своей командой замечательных женщин, не делает никто в нашей стране. Она как первооткрыватель, чей творческий эксперимент оказался очень нужным и своевременным", - говорит Никитин.

Он сообщил, что помимо самой Ольги, на фестивале "Солнце" выступают мастера, которые помогли Горбачевой в ее личной трансформации, и она впервые показывает их широкой аудитории.

Фото: Юрий Никитин (пресс-служба)

"Это очень интересное зрелище и полезное мероприятие, где концерт является венцом, как бы объединяющей и гармонизирующей точкой. Несмотря на то, что длится программа практически целый день, зритель уходит вдохновленный и наполненный, а не прибитый океаном информации, с которой не понимает, что делать.

Я посетил в Киеве один из ивентов и могу сказать, что сам не ожидал такой глубокой проработки. Это было нечто! Сначала ты не понимаешь, куда попал. Ко многим вещам, которые звучат со сцены, ты не понимаешь, как относиться. Но, по ходу развития событий, приходит осознание.

Фестиваль рассчитан на женщин, и я как мужчина не все мог выдерживать. Например, очень сильные женские медитации... На одной из них мне даже пришлось выйти из зала, не мог физически усидеть на месте. Всем, кто не посетил фестиваль, настоятельно рекомендую это сделать. Если, конечно вы хотите меняться в лучшую сторону", - делится продюсер.

Видео: Юрий Никитин о новом этапе в творчестве Ольги Горбачевой ()

В семейной жизни, как признался Никитин, старается обходить острые углы. Он многое позволяет дочерям, но когда нужно - проявляет строгость.

"Папа должен быть строгим с дочерьми. Иначе дочери могут расти с неправильными жизненными ориентирами. Мама же, наоборот, должна быть доброй, всепонимающей и всепрощающей. В противном случае, дочь начинает конкурировать с мамой и не воспринимать ее как друга. Мама должна быть именно тем человеком, который всегда погладит по головке. А папа - тот, кто диктует в доме условия и правила. И проявляет строгость, если это нужно", - поделился Юрий Никитин.

Фото: Старшая дочь Юрия Никитина - Полина (пресс-служба)

Отметим, что 50-летний юбилей продюсер ярко отпраздновал в одном из столичных ресторанов. Родных и друзей Никитин собрал на "золотой" вечеринке #NikitinGoldenParty .









На входе гостей встречали огромные букеты из шаров, красочная фотозона и тонны метафана. На экранах транслировалась видеохронология из жизни именинника, во время которой можно было увидеть юного Никитина и даже раритетные кадры с Ириной Билык.

Фото: Юрий Никитин с родителями (пресс-служба)

Фото: Ольга Горбачева и Юрий Никитин (пресс-служба)

Именинник вместе с супругой Ольгой Горбачевой весь вечер принимали поздравления от родственников, друзей и коллег по цеху. Праздник прошел в душевной дружеской атмосфере.

Фото: Андрей Задорожный и Ирина Билык, Ассия Ахат и Ольга Горбачева (пресс-служба)

На вечеринке настоящим сюрпризом для гостей стал мини-концерт от молодых артистов MAMAMUSIC - группы KAZKA, которая погрузила всех в лиричную атмосферу, исполнив нашумевший хит "Свята". К их поздравлениям присоединились Mountain Breeze, которые "растанцевали" публику гитарными партиями и барабанами, подняв с диванов даже самых скромных гостей.





Фото: Вечеринка по случаю юбилея Юрия Никитина (пресс-служба)

В завершение беседы Юрий Никитин сообщил, что работает над авторской книгой. Это будут методики о том, как добиться успеха в музыкальном бизнесе в сжатые сроки.

Конечно, у каждого свой путь, свои жизненные принципы, свой подход, но универсальные ключи успеха развития проекта практически для всех одинаковые, и понимание значительно ускоряет восхождение артиста на музыкальный Олимп. Об этом и будет новая книга.

Об отношениях Ольги Горбачевой (певицы Арктики) и продюсера Юрия Никитина впору писать любовный роман, который очень быстро стал бы бестселлером. Они ссорились, мирились, расставались, но так и не смогли прожить друг без друга. Несмотря на то что Ольга и Юрий, как могли, скрывали свою личную жизнь, какие-то ее подробности просачивались в СМИ в виде домыслов, слухов и сплетен. Однако сегодня, когда после полутора десятков лет Ольга и Юрий наконец-то решили пожениться, пришло время услышать эту историю из первых уст. "Мы так долго скрывали свои отношения, – признается Ольга, –что сегодня хочется максимальной открытости. К тому же делиться с другими своей радостью очень приятно".

Ольга, как вы познакомились с Никитиным?

Это произошло на фестивале "Таврийские игры", куда я приехала, чтобы снимать передачу для телеканала, на котором тогда работала. А Юра приехал как которая должна была там петь. Интересно, что наглядно мы знали друг друга и до этого – Никитин часто приходил к моему шефу, продюсеру "ВИА Гры", . Но я не обращала внимания, к нам ведь очень много людей приходило. Это уж потом Ира по секрету мне рассказала, что Юра, впервые увидев меня на экране, задумчиво сказал: "Какая хорошая девочка…"

А тогда на "Таврийских играх" он хотел развеяться после разрыва с Ирой (они тогда как раз только что расстались), думал: девушек там симпатичных много, глядишь, и утешит кто-нибудь. Но увидел, как я, приехав, иду с чемоданом на теплоход, и пропал. Все фестивальные дни не оставлял меня буквально ни на минуту, постоянно был рядом. По возвращении в Киев звонил каждый день, все время куда-то приглашал. Несколько раз я отказывалась, а потом все-таки согласилась встретиться в ресторане. Это случилось 7 августа, с тех пор мы каждый год этот день отмечает.

Сколько лет прошло с тех пор?

Пятнадцать...

Как скоро Юрий сделал вам предложение?

Ну, это произошло не сразу. Я ведь вообще поначалу считала, что мы с ним не подходим друг другу. Но Никитин не из тех, кто так легко отступает, иначе он не был бы успешным продюсером. Мы с ним и ссорились, и мирились, но уйти от него он мне не давал.

А потом, когда я после очередных "Таврийских игр" на несколько дней поехала домой, в Кривой Рог, приехал за мной – просить моей руки у моих родителей. Привез кольцо, на которое потратил все деньги, которые заработал на недавнем проекте – Юра занимался предвыборными концертами одного известного политика. Помню, мы с сестрой очень удивились – нам казалось, что делать таким образом предложение руки и сердца – позапрошлый век. Тогда я ему отказала. Точнее, не ответила ни "да", ни "нет", а сказала, что мне нужно время для того, чтобы подумать. Было и второе предложение, на этот раз в Ботаническом саду, где Юра все очень хорошо организовал, но так получилось, что я ему этот праздник испортила.


Но почему, ведь Никитин – один из самых завидных женихов нашей страны?!

Мне тогда казалось, что я еще не готова к семейной жизни, что мне нужно пожить для себя. До этого я все время была чем-то занята – то училась, то работала – на BIZ-TV я пришла в семнадцать лет и с тех пор все время, не отвлекаясь ни на что, занималась делом. В общем, я сказала, что нам с Юрой надо пожить отдельно, и мы разъехались по разным квартирам. И надо же было такому случиться: именно в это время я узнала, что беременна.

А говорят, что Никитин расстался с Билык из -за вас.

Что вы, к моменту нашего знакомства их уже ничего не связывало! Если бы у них родился ребенок, но, наверное, этого и не произошло бы, они восемь лет были вместе, а с детьми не складывалось. Причиной их разрыва стала влюбчивость Иры, если бы она была чуть более сдержанной, Юра никогда бы ее от себя не отпустил. Но Ира встретила влюбилась в него и почти сразу же забеременела. Видимо, это судьба…


Вскоре ребенок появился и у Никитина – вы родили ему дочь?

Полина появилась на свет спустя семь лет после нашего знакомства. Беременность я скрывала столько, сколько это было возможно – практически до восьми месяцев. Но работать не переставала, даже в день родов с утра была на работе. Все это время пребывала в непонятном настроении. Принято считать, что будущие мамы находятся в состоянии умиротворения, я же все время ощущала какую-то внутреннюю неудовлетворенность – то хотела быть абсолютно независимой, то ждала от Юры помощи и поддержки.

Это был, наверное, один из самых тяжелых периодов наших с ним отношений. Особенно трудно стало, когда у Юры появилась другая женщина. Правда, как только я узнала об этом романе, Никитин с ней расстался, но прийти в себя и простить его я не могла еще очень долго. Дочь, видя, как я страдаю, говорила: "Перетерпи, мамочка!" С тех пор в сложных жизненных ситуациях я часто вспоминаю эти ее мудрые слова…

В то время вы общались?

Юра всегда был рядом с нами – со мной и дочерью, но одновременно держал дистанцию, благодаря которой я разглядела и поняла его лучше. Не зря говорят, что большое видится на расстоянии. Теперь я знаю, что рядом со мной – самый лучший мужчина на свете. Разве я могла осознать это тогда, когда мы познакомились, если у меня до него и мужчин-то не было – сравнить я его ни с кем не могла.


Для своего нового социально-музыкального проекта – "Жизнь замечательных мужчин" – я выбрала интересный и необычный жанр – песни-интервью. В одной из них мы рассказали, почему мужчина уходит из семьи, что при этом чувствуют все стороны конфликта – мужчина, женщина и ребенок, если он есть, – и как должны вести себя взрослые. За основу мы взяли свою собственную историю и будем очень рады, если она кому-то поможет.

Уйти со сцены и стать домохозяйкой ради любимого человека вы готовы?

Я и до этого работала не ради денег и карьеры, а ради удовольствия, так что уйти в тень любимого мужа для меня не проблема.


Вы с Юрием собирались отметить помолвку в день своего рождения, 12 июля, но в последний момент отменили ее. Почему?

Мы не отменили, а перенесли день помолвки – так посоветовал мой астролог, к мнению которого я прислушиваюсь. Она же порекомендовала нам перенести ее на начало осени, так что это важное для нас событие случилось 8 сентября. Мы назвали его "Второе дыхание"…


Веселье получилось масштабным?

Было много гостей – родных, друзей, коллег. На мне было очень красивое платье от "HELENBER", а Юра - первый раз в жизни! – надел смокинг. Он подарил мне кольцо "OBERIG jewelry" с привезенным из Кашмира сапфиром в три карата – говорят, это камень символизирует семейное счастье. Вечеринка прошла в очень красивом месте – на берегу озера, где плавали черные и белые лебеди. Было много поздравлений, подарков, цветов. Пел лаунж-коллектив "Montefiori Cocktail" из Италии, а закончилось все грандиозным фейерверком. Получился праздник не только для нас, но и для всех присутствующих, у современных людей так мало поводов для радости.

Таисия Кондратьева

Юрий Никитин - один из самых известных украинских музыкальных продюсеров. Он работает в шоу-бизнесе с 1990-х годов. Среди его артистов такие звезды, как Ирина Билык, Верка Сердючка, Ольга Горбачева, дуэты NikitA и "НеАнгелы", группа KAZKA и Mountain Breeze. Никитин продюсировал теле-шоу "Суперзірка" и украинскую "Фабрику звезд".

Сегодня он увлечен передачей знаний молодежи, для чего открыл школу NIMBS. По словам продюсера, украинский музыкальный рынок преодолел кризис и начинает стремительно развиваться. В таких условиях особенно остро ощущается дефицит профессиональных кадров. Поэтому своей основной задачей он считает распространение знаний о шоу-бизнесе.

В интервью изданию Никитин рассказал, как относится к гастролям украинских артистов в России, чему учит молодых музыкантов и о том, как за последние годы изменился отечественный музыкальный рынок.

Определил для себя три основных принципа, которые активно стараюсь внедрять в свою повседневную жизнь - жить осознанно, помнить только хорошее, следовать своему жизненному предназначению

- Недавно вам исполнилось 50 лет. Это особая дата для многих людей. А что означает день рождения для вас?

День рождения для меня - период обнуления, переосмысления, пересмотра жизненных ценностей и приоритетов, подведение итогов за год прошедший и постановка целей на следующий год. Поэтому в большинстве случаев я уезжаю, и, как правило, один. По возвращении в Киев люблю собираться тесным кругом родных и близких.

- И как вы ощущаете себя на этом отрезке времени?

Полон новых идей, сил и энергии их осуществлять. Я по-прежнему редко оглядываюсь назад, строю большие планы на будущее, но стараюсь жить "здесь и сейчас". В канун дня рождения концентрировался на том, чтобы понять, как хочу жить дальше. И так определил для себя три основных принципа, которые активно стараюсь внедрять в свою повседневную жизнь - жить осознанно, помнить только хорошее, следовать своему жизненному предназначению.

Юрий Никитин с супругой певицей и телеведущей Ольгой Горбачевой.


- А что в творческих планах?

Эти принципы касаются всего, и особенно творчества. А оно напрямую связано с вдохновением. Чтобы продвинуться в бизнесе, который построен на творчестве, я постоянно нахожусь в поиске мест, занятий, вещей, которые меня вдохновляют. Когда я попадаю в поток, тогда с бизнесом все отлично.

- Вы всегда говорите о работе, шоу-бизнесе и практически никогда о личной жизни. В каком вы сейчас статусе?

Вся моя сознательная жизнь связана с музыкой. И каждый из членов семьи - часть моей команды, мой источник вдохновения. Но если говорить о нашем "кружке по интересам" на официальном языке, то с прошлого лета я снова женат. И во второй раз на той же самой женщине, Ольге Горбачевой, матери моих замечательных детей - Полины и Серафимы. Воспитывая детей, мы продолжаем заниматься развитием Олиной профессиональной карьеры. И именно в этом году добились существенного прорыва - выпустили альбом "Самый лучший день", запустили развивающий проект "7 жизней женщины" и всеукраинский фестиваль женской силы "Солнце".

Украина переживает время ниш - нишевой моды, нишевой музыки. Люди стали другими. Они, как никогда ранее, стараются отличаться друг от друга

- Какова, по-вашему, сегодня ситуация в украинском шоу-бизнесе? Он уже вышел из кризиса?

Только выходит, но это лишь часть истории. Главное, что меняется его бизнес-модель. Если раньше основная ставка делалась на частные мероприятия, то сейчас все концентрируется вокруг открытых кассовых концертов, как на развитых музыкальных рынках. Люди с радостью посещают концерты, но платят только за тех, кого реально любят. У большей части населения все еще ограничены бюджеты на развлечения, и поэтому зрители очень избирательны. Сегодня, чтобы быть востребованным, недостаточно быть известным, нужно становиться популярным.

- И что, по-вашему, значит популярность?

Это значит быть любимым. Известный артист - тот, чье имя и творчество я знаю, но вряд ли куплю билет на концерт. Популярный - когда я с трепетом жду каждой встречи или общения с ним. Популярность - это честность, открытость по отношению к своей аудитории. В том, что музыканты могут напрямую общаться со своим зрителем, заключен огромный плюс. Если ты особенный, уникальный, ты обязательно соберешь свою аудиторию, и если построишь работу с ней правильно, она будет верна тебе многие годы.


Никитин и "НеАнгелы". Фото: Юра Никитин / Facebook


- Молодым в таких условиях начинать гораздо сложнее...

И гораздо проще одновременно. Во-первых, рынок стал намного свободнее. 90% российских артистов не гастролируют в Украине. Во-вторых, раньше было засилье "штучных" продюсерских проектов, которые теперь перестали запускаться. В-третьих, для тех, кто поет на украинском языке, в связи с введением квот появилось значительно больше шансов попасть в широкий эфир. Хотя, с другой стороны, сильно выросла конкуренция среди отечественных исполнителей. Все стали производить очень высококачественный музыкальный продукт, в том числе и на украинском языке.

- Значит, квоты - хороший инструмент для украинского шоу-бизнеса?

Я всегда выступал против принудительных мер. Но если правила игры приняты на законодательном уровне, перестаю дискутировать на этот счет и стараюсь максимально эффективно адаптироваться к ним.

- Как оцениваете молодых музыкантов, которые появляются?

Мне нравится все происходящее в Украине, как в творческом, так и в коммерческом смысле. И я абсолютно согласен с мнением директора радио “Хит ФМ” Виталия Дроздова, что украинский музыкальный рынок сегодня - номер один в Восточной Европе.


Никитин: Артисты такие же граждане, как и все остальные, и должны подчиняться общим законам. А правительство должно эти законы определять и принимать - это его функция. Фото из архива Юрия Никитина


- Для крутого контента нужна крутая аудитория…

И у нас она есть. Украина переживает время ниш - нишевой моды, нишевой музыки. Люди стали другими. Они, как никогда ранее, стараются отличаться друг от друга, быть более избирательными и оригинальными в том, что они потребляют. И это не исключения, а тенденция. Украинские нишевые артисты добиваются серьезного признания среди широкой аудитории: Джамала, Дорн, Онука, KAZKA… Их музыку любят и платят за нее.

- А говорят, у людей нет денег.

В общей массе, наверное. Но с другой стороны, я вижу, что ресторанов открывается все больше и в вечернее время не так просто найти свободный столик. А концерты украинских артистов собирают все больше зрителей. Либо деньги у активной части населения все же есть. Либо людям просто необходима эмоциональная отдушина для того, чтобы двигаться вперед. Но и то и другое способствует еще большему росту музыкального рынка.

- И рост происходит, даже несмотря на войну?

В Америке расцвет Голливуда произошел как раз во время Великой депрессии. Позитивное творчество дает дополнительный смысл бороться и выживать в самые непростые времена. Музыка способна поднимать моральный дух и выступает сильным объединяющим фактором нации.

Что касается гастролей украинских артистов в России, позиция правительства точно не определена, поэтому каждый трактует по-своему, а в итоге получается неразбериха

Как вы относитесь к запретам для российских артистов на въезд в Украину и, например, к запрету сериала "Сваты"?

Я не анализировал конкретно этот случай. Но вижу, что существует много точек зрения. Это, правда, очень сложная тема. То, что происходит между Украиной и Россией, - ужасно. Однако это реальность, в которой мы все сейчас находимся. Каждый свой выбор делает сам: что снимать, где играть, с кем взаимодействовать. Сначала я пристально следил за всем, что происходит в политике, но со временем пришел к выводу, что можно продолжать нормально жить и развиваться, только фокусируясь на себе, на своем окружении, на своем деле, продолжая делать его хорошо.

В обществе еще не окончена дискуссия: должны ли украинские артисты гастролировать в России, если мы в условиях войны, или артист должен оставаться над схваткой? А как вы думаете?

Думаю, творчество должно оставаться над всем. Но многое зависит от позиции каждого конкретного артиста - это во-первых. А во-вторых, проблема не была бы такой острой, если бы решалась прежде на законодательном уровне. Как вопрос с Крымом. Приняли закон, который запрещает вести бизнес с крымскими компаниями, и всем все стало понятно. Артисты в данном случае - не исключение: выступил в Крыму - нарушил закон, отвечай.

Чем работа музыканта отличается от работы официанта, журналиста или водителя, если смотреть на нее под этим углом? Ничем. Артисты такие же граждане, как и все остальные, и должны подчиняться общим законам. А правительство должно эти законы определять и принимать - это его функция.


Никитин и участники "95 квартала" Евгений Кошевой и Владимир Зеленский


Что же касается гастролей украинских артистов в России, позиция правительства точно не определена, поэтому каждый трактует по-своему, а в итоге получается неразбериха. Еще имеют место факты, когда в России выступают многие наши артисты, но только некоторых из них бойкотируют.

Вы хотите сказать, что существуют некие договоренности относительно бойкотов, и те, кто бойкотирует, участвуют в таких договоренностях?

Думаю, да. А как это еще можно объяснить? Некоторые украинские топ-артисты участвуют в главных церемониях, получают награды, проводят широкомасштабные рекламные кампании и туры по России - и о них ни слова в украинской прессе. Тишина. Вторым стоит раз где-то появиться, выложить фото в своих соцсетях - и понеслась.

- В музыкальной среде это обсуждается?

Скорее, лишь констатация фактов. Много разных точек зрения на этот счет. Есть очень неожиданные, из серии: "Так ясно же, кому наиболее выгодно "сбить" этого артиста". Дальше идет конкретное имя…

Почему сразу заходит речь об интригах? Артист - публичная личность, представляющая страну. Концерты - это уже вопрос не культуры или творчества, а антиукраинской пропаганды в России...

Вот поэтому я говорю, что непростая тема. Слишком много разночтений. Не проще ли решить вопрос на законодательном уровне? Тогда у всех будет один общий вектор.

Открыто все обожали Данилко, но на самом деле тогдашняя музыкальная элита России не могла пережить его неконтролируемый уровень популярности

- Помните скандал с “Раша гудбай”? Выходит, Андрей Данилко невольно предсказал будущее?

Правда? Никогда не думал об этом. Для начала важно понимать, что Verka Serduchka никогда не пела фразу “Раша гудбай”. Это была спланированная кампания против самого популярного артиста на территории всего постсоветского пространства Данилко и его персонажа.

- И кому же он помешал?

Все началось с российского "Первого канала". Именно там еще до объявления результатов голосования "Евровидения" начался весь этот словесный бред. И одна из причин, которая на поверхности - Verka Serduchka обошла российскую группу “Серебро” - личный проект главы "Первого канала" Константина Эрнста и российского музыкального продюсера Максима Фадеева.

Никитин: Андрей Данилко - удивительный человек. Таких я не встречал больше в своей жизни: надежный друг, который с тобой и в горе, и в радости, суперпроницательный и мудрый человек с большим добрым сердцем.


А невидимая причина - та, о которой я говорил выше. Как мне кажется, в истории поп-музыки СНГ было всего несколько случаев, когда любовь к артисту начинала прорастать из сердец публики и в итоге он добивался популярности. Когда все общество было вовлечено в его творчество, когда все слушали только его. Когда его присутствие на рынке не было навязано масс-медиа. Люди просто хотели его всем сердцем. Среди таких артистов Владимир Высоцкий, группа “Ласковый май”, Verka Serduchka. Открыто все обожали Данилко, но на самом деле тогдашняя музыкальная элита России не могла пережить его неконтролируемый уровень популярности.

- Любили-любили, а потом вдруг решили потопить из-за песенного конкурса?

Не совсем так. История с "Евровидением" - это второй и наиболее серьезный случай. А первый был годом раньше, когда мы проводили первые большие гастроли Verka Serduchka в Москве. Мы давно хотели выступить в Кремлевском дворце - самой престижной на тот момент концертной площадке России - и вот этот день настал. Мы получили разрешение, вышли в рекламу и продали уже больше половины зала, как вдруг позвонили из Кремля и сказали, что без объяснения причин нам отказано. Это произошло за три недели до дня шоу.

Мы перевесили рекламу и перенесли концерт на эти же даты во Дворец спорта “Лужники”… И продали два полных зала - более 20 тысяч билетов! Российские звезды были так удивлены, что не могли пропустить это знаковое событие. Без приглашения с нашей стороны концерт посетили Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Максим Галкин, Кристина Орбакайте и многие другие. Просто, чтобы увидеть этот феномен.

В принципе, о том, как гастролировала Verka Serduchka, ходили легенды. В рамках только одного тура мы работали по 30 концертов в Германии, давали по 15 шоу в Израиле, по восемь шоу подряд на одной площадке в Нью-Йорке! И так по всему миру.


Андрей Данилко и исполнительница главной гроли в фильме "Шпионка" Мелисса Маккарти.


Если не ошибаюсь, вы работаете с Данилко вместе с 1997 года. Что вы можете сказать о нем как о человеке и профессионале?

Андрей - удивительный человек. Таких я не встречал больше в своей жизни: надежный друг, который с тобой и в горе, и в радости, суперпроницательный и мудрый человек с большим добрым сердцем. Глобальная личность и великий артист. Я много раз убеждался в этом, но окончательно - во время участия в съемках голливудского блокбастера Spy ("Шпионка"), когда вся съемочная группа, включая режиссера Пола Фига и актеров Джуда Лоу, Джейсона Стетхема и Мелиссу Маккарти, была очарована Verka Serduchka, и ни для кого не имело значения, что она не говорит на английском языке.

- Как вы попали на съемки этого фильма?

В офис Mamamusic позвонил голливудский кинопродюсер фильма Джон Келли и пригласил нас от имени режиссера Пола Фига сняться в главной мировой комедии года с трехминутным камео (эпизодическая роль для известного и легко узнаваемого человека - режиссера, артиста, политика . - “ГОРДОН” ). По словам Фига, его так впечатлило выступление на "Евровидении 2007", что он давно вынашивал идею участия Verka Serduchka в своем фильме.

Оказалось, что сам Фиг и члены его семьи просто без ума от Сердючки. Они пересмотрели все видеоработы с ее участием и знали практически все главные песни наизусть. И наши разговоры с ними были о том, что мы и сами до конца не осознаем гений и уровень Данилко, чья Verka Serduchka еще до участие в фильме Spy - мировая суперзвезда.

Главный гастролер в Украине сегодня - Олег Винник, но его чартовая история и онлайн-позиции далеки от идеала

На развитых музыкальных рынках есть такое понятие, как чарты. Это влиятельный инструмент оценки музыкантов. Почему в Украине такого нет?

В Украине тоже есть чарты, премии, гала-шоу. Но принцип их устройства другой. На Западе главные чарты основаны на рейтингах продаж и формируются на основе открытой информации. Там все прозрачно. Отечественные же хит-парады носят более субъективный характер. В этом основное отличие. И если в западных чартах артист в топе, это означает, что он соответственно зарабатывает. У нас же рейтинги не всегда привязаны к реальным деньгам, а скорее ко вкусам отдельных представителей музыкальной индустрии.

- То есть вы советуете начинающим артистам не обращать внимания на позиции в рейтингах?

Обращать. Но учитывать, что все относительно и зависит от конкретного артиста, его продукта и аудитории. Если ваш зритель из категории "40+", вы, конечно же, будете проигрывать онлайн-позиции музыкальным проектам, ориентированным на более молодого зрителя.

Никитин: Винник действует интуитивно, но концентрирует весь свой продукт вокруг потребностей зрителя. И это история о популярности. Фото: Alex Sakhnenko, Олег Винник / Facebook


У каждого свой путь. Главный гастролер в Украине сегодня - Олег Винник, но его чартовая история и онлайн-позиции далеки от идеала. И мне кажется, только сейчас, спустя много лет, индустрия стала относиться к этому артисту соответственно и он стал появляться в рейтингах на высоких позициях. Плюс его аудитория не очень активна онлайн, поэтому он строит отношения с ней, используя другие каналы коммуникации. Те, которые важны конкретно для его зрителя.

Получается, определить лидера в украинской музыке не так-то и легко. Как же понять, кто действительно лучший?

- "Лучший" - звучит не совсем объективно. "Лучший для конкретной целевой аудитории" - более точное определение. Главный показатель здесь - продажа билетов на открытые концерты артиста по всей Украине. Территориальная история особенно важна. Многие известные артисты, например, пользуются успехом исключительно в русскоговорящих регионах Украины или исключительно больших городах и Киеве. Но Киев - это не вся Украина. Все остальные показатели плюс-минус относительны.

Часто уровень популярности артиста в нашей стране определяют исходя из того, насколько он востребован в России, забывая, что сегодня это два абсолютно разных рынка. Составители хит-парадов смотрят на количество просмотров или подписчиков в социальных сетях артиста в целом. А если копнуть глубже, то понятно, что основная часть этих людей - жители России. Артист более популярен там, чем в Украине.

- Давайте вернемся к Олегу Виннику. Понимаете ли вы секрет его популярности?

В то время как все пытаются делать "модную музыку", он делает то, что чувствует. И то, что, по его мнению, хочет его целевая аудитория. Я придумал этому свое определение - "знать каждого фана в лицо", понимать его, знать о его желаниях и его болях. Скорее всего, Винник действует интуитивно, но концентрирует весь продукт вокруг потребностей своего зрителя. И это история о популярности.

А если говорить о деньгах, приведу маленький пример. Последнее время я интересуюсь устройством музыкального рынка Германии. Сегодня - это номер один рынок в Европе, и естественно, в нашем представлении Германия - это модная музыка, современные технологии, много денег. Так вот, на самом деле 80% рынка музыки и денег в музыкальном бизнесе приходится на "дойче шлягер" (немецкий шлягер)! Это что-то наподобие нашей эстрады 1990-х: запоминающаяся мелодия, простой текст, танцевальный ритм, всегда позитивный контекст и обязательно немецкий язык. 80% рынка, потому что Германия - это та страна, где маленькие города и сельская местность доминируют, в них живет основная часть населения.


Никитин: Вакарчук не допустил ни одной стратегической ошибки. Когда было нужно, он уходил, когда нужно, снова появлялся, но уже в новом амплуа.


А где живет основная часть населения Украины? Крупные города - то только 20-30% всех жителей. Понимаете, что я хочу этим сказать? Остальным 70% тоже нужны свои кумиры. И популярность Олега Винника зарождалась, уверен, среди них. А вся остальная наша музыкальная поп-культура рассчитана в основном на жителей крупных региональных центров.

Хочу еще спросить вас о Святославе Вакарчуке. С одной стороны, это успешный музыкант, с другой - человек, интересующийся политикой. Как вы считаете, политика мешает его творчеству?

Его личностному и профессиональному росту, думаю, только помогает. Как музыкант он добился в Украине максимума. И чтобы продолжать движение вперед, ему нужно развиваться либо на других территориях, либо в новых направлениях. Так что его погружение в политику мне понятно. А если учесть тот факт, что Вакарчук - искусный маркетолог, он может достичь многого. Он точно понимает, когда, где и с каким продуктом следует проявиться, чтобы добиваться нужного результата.

Я наблюдаю за развитием его карьеры с того самого момента, как в 1998 году наша компания Nova Records выпустила первый альбом его группы "Океан Ельзи". И с тех пор Вакарчук, насколько я помню, не допустил ни одной стратегической ошибки. Когда было нужно, он уходил, когда нужно, снова появлялся, но уже в новом амплуа.

Музыкальный бизнес переживает нехватку профессионалов. Где их брать в таком количестве, если рынок стремительно развивается? Путь один - находить и воспитывать

- Интересно, насколько наши артисты востребованы на Западе?

Их работа ограничивается только диаспорными рынками. Сегодня нет ни одной украинской поп-звезды, которая работала бы широко на коренных жителей развитых стран. Существуют либо фестивальные истории, либо этническая тема, в крайнем случае - нишевые проявления. Если же говорить о глобальном мировом потенциале, его, по моему мнению, имеет пока только одна отечественная суперзвезда - Verka Serduchka. И это стало абсолютно очевидным после нашего участия в голливудском блокбастере Spy.

- Какие идеи движут вами сейчас?

Я успешен, потому что работаю давно. Профессионально заниматься музыкой начал более 30 лет назад, а выступаю в качестве продюсера и музыкального менеджера более 25 лет. За это время я набрался опыта и развил интуицию. Если об идеях, то у меня их, как всегда, много. Но только несколько вдохновляют меня больше других сегодня: мощный запуск проекта Verka Serduchka на Западе, сотрудничество с новыми молодыми артистами, такими как KAZKA и Mountain Breeze, новые форматы для уже известных имен - Славы Каминской и Ольги Горбачевой. Плюс работа над образовательным проектом "NIMBS - Школа музыкального бизнеса".


Никитин, исполнитель и педагог Михаил Поплавский и учащиеся школы NIMBS. Фото: Yuriynikitin / Instagram


Запуск школы - главное, что со мной случилось в прошлом году с точки зрения моего профессионального роста. Работая над материалами, я расставляю "по полочкам", структурирую все, что накопилось за 30 лет в моей голове. Потому что знать самому и научить этому кого-то другого - две абсолютно разные истории.

- Почему вдруг вы решили заняться музыкальным образованием?

Во-первых, я считаю передачу знаний новому поколению музыкантов очень даже хорошим делом. Во-вторых, действую в том числе из корыстных побуждений. Любой человек, который приходит к нам в компанию, требует адаптации и более глубоких знаний об устройстве рынка и правилах работы на нем. И я вынужден уделять каждому в отдельности много личного времени. А теперь я делаю то же самое, только в более структурированной форме и для большего количества людей.

К тому же музыкальный бизнес переживает нехватку профессионалов. Где их брать в таком количестве, если рынок стремительно развивается? Путь один - находить и воспитывать. И NIMBS - то место, куда все заинтересованные приходят сами с целью научиться и работать в этой сфере.

И главный вопрос - звезды. Талантов в Украине много, суперзвезд мало. Суперзвезда, как и хороший музыкальный менеджер, это годы обучения и работы. Звездами не рождаются, а становятся. И в этом контексте NIMBS - школа для тех, кто хочет добиться успеха, точка входа в музыкальный бизнес! Я с радостью делюсь информацией. В открытии новых талантов, в помощи в их реализации я вижу часть моей миссии, моего жизненного предназначения. Через популярность артистов и их влияние на людей я несу в мир и свои идеи.

Сотрудничество

Биография

В начале 90-х Юрий Никитин работал в Москве музыкантом в группе «Авеню», в студии «Мираж», в гастролях с которой объехал все СНГ.

После возвращения в Киев летом 1990 г на фестивале «Весняні надії 90-х» Юрий Никитин познакомился с Ириной Билык , начинающей артисткой. Это положило начало сотрудничеству двух ярких творческих единиц. Как пишет портал Muzlib.ru, специалисты считают это событие началом становления украинского шоу-бизнеса.

«Ира сразу покорила меня тем, что была не похожа ни на кого из отечественных артистов. А ещё меня потрясло фирменное звучание её украиноязычных песен», - рассказывает Юрий Никитин в интервью журналу «Домашний очаг».

Поначалу Юрий Никитин гастролировал с Ириной Билык в качестве бас-гитариста, но уже в 1993 г Никитин с партнерами создал продюсерскую компанию NOVA, которая занялась продюсированием украинских артистов. Первой артисткой, с которой компания подписала контракт стала, конечно же, Ирина Билык. В 1990 г вышел первый успешный альбом Ирины Билык «Кувала зозуля»(рус. "Куковала кукушка"), в 1994 г - «Я розкажу»(рус. "Я расскажу"), 1995 г - «Nova», 1996 г - «Так просто», окончательно утвердивший Ирину Билык в статусе главной певицы новой украинской музыки.

В 1997 г вышел альбом «Фарби»("Фарбы", рус. Краски, Цвета), проданный тиражом около 500 000 копий, что стало абсолютным рекордом для музыкального рынка Украины. В поддержку альбом Ирина Билык вместе с Максом Фадеевым и Линдой провела самый широкомасштабный гастрольный тур того времени «Фарби неба»("Фарбы нэба", рус. Краски(Цвета) неба).

Этот рекорд был достигнут только спустя 7 лет Веркой Сердючкой, с которой Юрий Никитин начал сотрудничество в 1996 г. Альбом «Ха-ра-шо!» продается таким же тиражом и становится бриллиантовым.

В 1999 г прошел полный ребрендинг компании NOVA: смена состава партнеров, учредителей, персонала, новый взгляд на работу в музыкальном пространстве.

Вместе с новой схемой, которая многими годами позже в мире стала известна как «Модель 360 градусов» поменялось и название. Юрий Никитин отныне решает работать сам под лейблом «Mamamusic» . Название новой структуры в интервью «Домашнему очагу» Юрий Никитин объясняет так:

«Я долго подбирал название. Так совпало, что Ирина Билык стала мамой. Кроме этого, наша компания всегда специализировалась на менеджменте артистов. Менеджер - это самый близкий человек артиста, который опекает его во всех сферах. Это больше напоминает семейные отношения».

Главными артистами компании Mamamusic по-прежнему оставались Ирина Билык и Верка Сердючка.

В 2005 г Юрий Никитин начинает сотрудничество с группой «Авиатор», в состав которой входит Дмитрий Тодорюк, Игорь Воевуцкий (участники телевизионного проекта «Шанс»), а также Андрей Сторож. В 2005 г выходит первый альбом группы «В эфире», который становится «золотым» на Украине и распродается тиражом более 50 тысяч копий.

В 2006 г Никитин запускает свой следующий продюсерский проект - мега-успешную группу «неАнгелы». Группа сразу же оказывается в центре скандала, СМИ пишут о том, что низкие сексуальные голоса солисток Вики и Славы - это не что иное, как запись вокалов двух артистов травести. Первый альбом группы «Номер один» также получает статус «золотого» и распродается тиражом более 50 тысяч.

В 2007 г к компании Mamamusic присоединяются ещё две группы - «Арктика» (солистка популярная телеведущая Ольга Горбачева) и «А. Р. М. И.Я», спортивная танцевальная группа, в состав которой вошла солистка, находившаяся на 8 месяце беременности.

В 2007 году Верка Сердючка и команда Mamamusic едет представлять Украину на международном песенном конкурсе «Евровидение», где производит настоящий фурор. И хотя Сердючка занимает второе место, для зрителей и СМИ она становится настоящей сенсацией. На пресс-конференции с украинской звездой собирается 372 телевизионные камеры, рекордное количество для «Евровидения», ажиотаж вокруг нестандартного артиста на традиционном музыкальном конкурсе растет.

В 2008 г продюсер Юрий Никитин открывает следующий проект, настоящую секс-сенсацию группу «NikitA». Первый хит «Машина» стал одним из самых скачиваемых треков года на Украине, а третий сингл «Веревки» обратил на себя внимание Европы и России своей откровенностью. В состав группы вошли Юля Кавтарадзе и Даша Астафьева (звезда «Playboy», «playmate года» на Украине, «55-я юбилейная playmate» американского «Playboy»).

В этом же году состоялся старт новой группы «HOLLYWOOD FM». (Состав: Алеся Спелова, Юлия Лаута).

Телевизионные проекты

В 2007 году Юрий Никитин стал музыкальным продюсером первой украинской «Фабрики звезд» на «Новом канале», в 2009 году возглавил общенациональный канал «Тонис».

В 2010 году Никитин стал музыкальным продюсером вокального шоу «Суперзірка» телеканала «1+1», аналога голландского проекта PopStar.

Личная жизнь

Разведён. Состоял в гражданском браке с Ириной Билык . Состоит в официальном браке с

Мастер зажигать звезды на отечественном музыкальном олимпе отмечает 20-летие творческой деятельности

Помимо того, что Юрий Никитин является продюсером двух самых дорогих украинских артистов Ирины Билык и Верки Сердючки, он создал целую музыкальную империю: «неАнгелы», Бондарчук, «Авиаторы», «ПО-МА-ДА», «Голливуд», «Никита», «Армия». Их песни звучат на радио, клипы крутят по телевидению. Похоже, все, за что берется Никитин, обречено на успех.

Сам же Юрий чаще предпочитает оставаться в тени, поэтому интервью дает крайне редко. Но для «ФАКТОВ» сделал исключение. Встретиться с известным продюсером мы договорились в одном из дорогих киевских ресторанов, находящемся по соседству с офисом компании «Мама-мьюзик», которую возглавляет Юра. Устроившись поудобнее, Никитин заказал светлое пиво и бутылочку спрайта, которые тут же смешал в одном бокале.

«Самым ужасным был период, когда Иру Билык стали узнавать, а ей приходилось ездить в метро»

Это что за чудо-коктейль? Вкусно?

Нет, не вкусно. Это ОЧЕНЬ вкусно! (Улыбается.)

Кое-кто называет тебя Карабасом-Барабасом отечественного шоу-бизнеса…

Я с этим не согласен. Карабас - это персонаж, поработивший бедных кукол и дергавший их за веревочки. Наверное, народ не совсем точно понимает, что такое профессия продюсера. Это совместный труд, в успех которого продюсер вносит свою часть, а артист - свою.

Некоторые продюсеры, заключая контракт, запрещают своим артисткам беременеть.

У меня нет такого жестокого правила. Я не против, когда женщины хотят иметь ребенка. Это святое, тут нельзя вмешиваться. Я на аборт никого не отправляю.

Билык рассказывала, что ты запрещаешь ей говорить в интервью о котлетах, а еще фотографироваться с деньгами.

Это было раньше, сейчас - нет. Артист - в некотором роде какая-то магия. Хотим мы того или нет, но люди видят звезд особыми существами, которые не ходят в туалет, не готовят себе еду… На начальном этапе артист должен придерживаться определенной стратегии. Став известным, он может быть более естественным, открытым, человечным. Показывать, что он такой же человек, как и любой из тех, кто его слушает.

Тогда признавайся, Ира вкусно готовит котлеты?

Билык делает отличные котлеты и вообще потрясающе готовит. Она очень хорошая «домогосподарка».

Вашу первую встречу помнишь?

Наше знакомство состоялось на фестивале «Веснянi надiщ-90» в Виннице, где я выступал в составе рок-группы «Аякс», а Билык приехала как сольная певица. В первый же вечер мы поругались. Из-за того, что она съела нашу курицу. У нас была бутылка водки и одна курица на группу из шести голодных мужчин. Ира совершенно случайно заглянула к нам в номер и присоединилась к скудному застолью. Наверное, я тогда еще не был джентльменом, а может, она действительно слишком много ела - не помню. Но мы разошлись во мнениях на этот счет. Встретились в Киеве, тоже случайно. Моя родная сестра поменяла квартиру, которая оказалась в одном подъезде с Билык. Тогда я, набравшись смелости, пришел в гости к Ире и сказал: «Ну вот, теперь мы будем видеться часто». После дня рождения Ириной подруги мы остались ночевать в квартире моей сестры. С тех пор и начали жить вместе. Все произошло очень стремительно…

Ира рассказывала, что вы мечтали, разбогатев, купить ящик лапши быстрого приготовления. Неужели все так было запущено?

Да, было дело. В 1990 году мы стали работать с Ирой, а первые деньги появились только в 1994-м. Наш первый гонорар составил 400 долларов за концерт. И эти деньги надо было разделить на пятерых. А до этого был период абсолютного безденежья. Мы жили у Ириных родителей, которые кормили нас. Мои папа с мамой тоже немного помогали. Особо деньги нам и не нужны были, разве что на проезд. Помню, самый ужасный период был, когда Иру стали узнавать, а ей приходилось ездить в метро или автобусе.

Ты сам когда последний раз в метро ездил?

Полгода назад. Просто бросил машину в центре, потому что стоял весь бульвар Леси Украинки. А мне нужно было в офис, что возле метро «Золотые ворота». Удивился, как много людей в подземке. Мне изрядно помяли бока.

«Это чистая правда, что путь на сцену лежит через постель продюсера»

Когда стали водиться деньги, что в первую очередь купил?

У компании «Нова-менеджмент», куда входили Ира, я и еще двое компаньонов, имелась одна на всех машина, общий офис. Первое серьезное приобретение - наша с Ирой квартира. Мы купили ее у моей сестры. Тогда я взял деньги в долг у своих друзей-банкиров. Трехкомнатная квартира на Оболони стоила 20 тысяч долларов. Билык говорила, что это безумие, мы никогда столько денег не заработаем, отговаривала меня, даже истерики закатывала. Правда, потом все-таки поддержала. Уже через полтора года мы вернули долг. А банкиры обанкротились.

Прожив вместе восемь лет, вы расстались. Почему?

В наших отношениях наступил кризис. К тому моменту Ира в голове уже давно рассталась со мной, а я с ней - нет. Когда мы поругались, я на следующий день уехал на «Таврийские игры» и там встретил Олю Горбачеву. Все произошло опять же очень стремительно. Вопрос с жилплощадью удалось решить, у меня появилась однокомнатная квартира в соседнем с Ирой доме. Мы, понятное дело, разделили все, что у нас было. Произошло это очень спокойно.

Вы остались партнерами. Неужели никогда не возникала ревность: пусть и бывшая, но жена?

Нет. Я не ревную своих женщин, даже когда живу с ними.

Говорят, путь на сцену лежит через постель продюсера…

Это чистая правда (смеется).

Тогда тебе могут позавидовать многие мужчины. Ведь ты работаешь с самыми красивыми артистками, включая яркую звезду Верку Сердючку.

Только не надо мне приписывать сексуальную связь с Андреем Данилко (хохочет). На самом деле меня действительно окружают самые красивые, добрые, нежные, открытые женщины.

Ты ведь в каком-то интервью признался, что самая лучшая в постели Ирина Билык?

Ну, я не могу быть в этом уверен. У меня не такой большой сексуальный опыт. Журналист спросил меня: «Хороша она?» Я ответил: «Да, очень». Так дело было.

Многих своих артисток ты стараешься раздеть. Девушки из «Армии» для «Плейбоя» снимались, «неАнгелы» в первом же своем клипе засветились топлес, а Даша Астафьева из «Никиты» вообще звезда…

Я раздеваю только тех, кого можно. Например, группа «Авиатор» не раздевается. Беру талантом. А раздеться - тоже талант. Даша Астафьева делает это настолько красиво! Мы стараемся идти в ногу со временем. Тенденции, как ты говоришь, раздевания, секса прослеживаются не только в шоу-бизнесе, но и в рекламе. Это первый показатель, дух времени.

И где же ты нашел такую талантливую Дашу Астафьеву?

Увидел на обложке журнала «Макс». Я просто был без ума от нее. А потом меня познакомили с Дашей. Я очень волновался в ожидании встречи, думал, что в жизни девушка хуже. Но Даша оказалась даже лучше, чем в журнале.

После развода с Ольгой Горбачевой ты снова перешел в разряд завидных женихов…

Да? Не знал (улыбается). С Олей у нас очень теплые отношения, мы видимся практически каждый день. Я много времени провожу с ребенком. Ходим с Полиной гулять, играем дома. Очень часто втроем завтракаем или ужинаем в ресторанах.

Полина тебе уже заявила, что хочет стать певицей?

На вопрос: «Кем ты будешь?» она отвечает: «Ирой Билык».

А ты в ее возрасте кем хотел стать? Тогда в нашей стране даже слова «продюсер» не знали.

Я лет с 12-ти хотел быть дизайнером одежды. И даже всерьез учился этому ремеслу в швейном училище. Потом в один момент понял, что хочу заниматься музыкой.

Первые деньги заработал шитьем?

Пошив брюк стоил 20 рублей. Я шил 3-4 пары в неделю и хорошо зарабатывал. Сначала работал дома, затем арендовал в общежитии комнату. У меня было три швейные машинки, оверлок. Потом все продал и купил гитару. Родители были в шоке, но не отговаривали меня.

Ты из творческой семьи?

Нет, мама всю жизнь проработала в гостинице, а папа возглавлял на заводе автотранспортный цех. Я поздний ребенок в семье.

В детстве драться приходилось?

Не без этого. Последний раз сильно дрался лет 15 назад. Именно СИЛЬНО. У меня были длинные волосы, серьга в ухе, в конце 80-х их мало кто носил. А гопники-спортсмены таких, как я, не понимали. Вот на этой почве и происходили стычки.

Вряд ли тогда мог себе представить, что тебя будут узнавать на улицах, просить автограф. А как на тебя обычно реагируют?

Просят автограф или сфотографироваться. Но однажды, когда мы отдыхали в Давосе, я услышал, что кто-то кричит: «Юра, Юра!» Поворачиваюсь, но никого не видно из знакомых. Смотрю - какой-то мужчина машет мне. Подъезжаю, а у него спину скрутило, разогнуться не может. «У меня тут с позвоночником проблема, не могу сдвинуться с места, - говорит. - Я тебя узнал, не к кому больше обратиться, извини, довези меня до гостиницы». Я давай забирать у своей дочки санки, а она в крик: «Не отдам!» Еле уговорил.

«Чтобы стать суперстар, для начала нужно 200-300 тысяч долларов»

Ты ведь работаешь еще с одной суперстар - Веркой Сердючкой. Как с Данилко познакомился?

Выступление Верки Сердючки увидел по телевизору, на фестивале «Пiсенний вернiсаж», в 1994 году. ТАК смеялся, просто не мог остановиться. Во время очередного концерта подошел к Андрею, представился и сказал, что очень хочу с ним сотрудничать. Так и завертелось.

Интересно, сколько сегодня стоит стать звездой?

Все зависит от таланта. Есть популярные артисты, а есть любимые - это две большие разницы. Сейчас для старта нужно 200-300 тысяч долларов. Если есть мощный потенциал, можешь стать мега, если нет - будешь болтаться в пятом эшелоне, твои концерты никто не станет покупать.

Говорят, деньги - это независимость.

Как показывает нынешний кризис, это, наоборот, сумасшедшая зависимость. Неприятное зрелище, когда олигархи становятся нищими.

Думаешь, подобное может коснуться и тебя?

Уверен, что так или иначе это коснется всех. Я к кризису готов, отношусь к нему спокойно. Буду делать какие-то экономические изменения в своей жизни и в компании «Мама-мьюзик». Но в психологическом плане ничего менять не стану. Пользуясь случаем, хочу сказать людям, что не нужно поддаваться панике. Кризис очень хорошо переживается в условиях праздника. Не обязательно прогуливать и пропивать все деньги, но нужно создавать себе праздник. Выпивать не супердорогую импортную водку, а отечественную, отдыхать не в Арабских Эмиратах, а в Крыму. И, конечно, приглашать артистов компании «Мама-мьюзик» на концерты (улыбается).

Третий концерт Билык во дворце «Украина» из-за кризиса отменили?

Общая паника достигла таких масштабов, что в один момент продажа билетов на концерты всех артистов в Киеве остановилась. Мы от этого практически не страдаем, поскольку в любом случае получим свой гонорар. Но решили не вгонять в долги наших организаторов и не проводить третий концерт.