Пойду размять я ноги за дверью. Стихотворение "свидание" пастернак борис леонидович
Засыпет снег дороги,
Завалит скаты крыш.
Пойду размять я ноги:
За дверью ты стоишь.
Одна, в пальто осеннем,
Без шляпы, без калош,
Ты борешься с волненьем
И мокрый снег жуешь.
Деревья и ограды
Уходят вдаль, во мглу.
Одна средь снегопада
Стоишь ты на углу.
Течет вода с косынки
По рукаву в обшлаг,
И каплями росинки
Сверкают в волосах.
И прядью белокурой
Озарены: лицо,
Косынка, и фигура,
И это пальтецо.
Снег на ресницах влажен,
В твоих глазах тоска,
И весь твой облик слажен
Из одного куска.
Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему.
И в нем навек засело
Смиренье этих черт,
И оттого нет дела,
Что свет жестокосерд.
И оттого двоится
Вся эта ночь в снегу,
И провести границы
Меж нас я не могу.
Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет?
(No Ratings Yet)
Еще стихотворения:
- Нет! Еще любовный голод Не раздвинул этих уст. Нежен — оттого что молод, Нежен — оттого что пуст. Но увы! На этот детский Рот — Шираза лепестки!- Все людское людоедство...
- Серебряной звездой летит в ладони детство, Мерцает и звенит, спеша уверить всех, Что жить нам — не устать, глядеть — не наглядеться На этот первый снег, на этот первый снег....
- Оттого, что нам вместе нельзя, как немыслимо врозь, Оттого, что Вселенная терпит беспутство комет, Оттого неизбежно на ось натыкается ось, Высекая по искре сверхновый сверхискренний свет… Оттого, что ни Богу,...
- Потому ль, что сердцу надо Жить одним, одно любя, Потому ль, что нет отрады Не отдавшему себя; Оттого ли, что судьбою Наши сблизились пути, И с тобой, с тобой одною...
- Я хочу веселья. Радостного пенья, Буйного разгула, Смеха и острот — Оттого, что знал я Лишь одни лишенья, Оттого, что жил я Под ярмом забот. Воздуха, цветов мне, Солнечной погоды!...
- Чем безнадежнее и строже Года разъединяют нас, Тем сердцу моему дороже, Дитя, с тобой крылатый час. Я лет не чувствую суровых, Когда в глаза ко мне порой Из-под ресниц твоих...
- 1 «Затворница, открой свое окно На краткое, последнее свиданье!.. О, ежели звездам позволено В темницу лить зловещее блистанье, Прими теперь мой безотрадный взгляд: В нем все огни страстей и мук...
- Кто идет за тобой — человек или тень?.. Старый пес на больных подагрических лапах?.. Или это тревожит отравленный запах, ветерок от акаций, досужая лень, породившая страхи на темной аллее —...
- Время плетется лениво. Все тебя нету да нет. Час простоял терпеливо. Или больна ты, мой свет? День-то весь спину мы гнули, а к девяти я был здесь… Иль про меня...
- Как зеркало река. В стекле своем зыбучем Картинно отразил сияющий залив И пурпур с золотом, разбросанный по тучам, И берега кремнистого обрыв. Над ним колышутся желтеющие нивы, Диск солнца золотой...
Борис Леонидович Пастернак
Засыплет снег дороги,
Завалит скаты крыш.
Пойду размять я ноги:
За дверью ты стоишь.
Одна, в пальто осеннем,
Без шляпы, без калош,
Ты борешься с волненьем
И мокрый снег жуешь.
Деревья и ограды
Уходят вдаль, во мглу.
Одна средь снегопада
Стоишь ты на углу.
Течет вода с косынки
По рукаву в обшлаг,
И каплями росинки
Сверкают в волосах.
И прядью белокурой
Озарены: лицо,
Косынка, и фигура,
И это пальтецо.
Снег на ресницах влажен,
В твоих глазах тоска,
И весь твой облик слажен
Из одного куска.
Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему.
И в нем навек засело
Смиренье этих черт,
И оттого нет дела,
Что свет жестокосерд.
И оттого двоится
Вся эта ночь в снегу,
И провести границы
Меж нас я не могу.
Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет?
В 1955 году Борис Пастернак завершает работу над романом «Доктор Живаго», в который входит ряд стихотворений. Их автор приписывает перу главного персонажа, вкладывая в его уста свои мысли и чувства. Среди творческого наследия доктора - произведение под названием «Свидание», которое посвящено непростым взаимоотношениям героя со своей возлюбленной.
Казалось бы, если два человека любят друг друга, то все остальное уже не имеет значения. Однако в жизни чувствам далеко не всегда отводится первостепенная роль. Обиды и амбиции, собственные взгляды на определенные события и нормы поведения - все это отравляет существование близких людей, является причиной глупых ссор и непонимания.
Между героями стихотворения произошла размолвка, однако девушка все же набралась смелости первой сделать шаг к перемирию. Она пришла к своему избраннику, но так и не решилась постучать в знакомую дверь. Лишь по воле случая главный герой узнал, что на улице его ждет возлюбленная. «Пойду размять я ноги: за дверью ты стоишь», — отмечает автор, и между строк можно прочесть, что эта неожиданная встреча для него очень приятна.
Рассказывая о своей избраннице, поэт подмечает каждую мелочь в ее облике - и осеннее пальто, и мокрую косынку, и воду, стекающую с обшлагов рукавов. Девушка в волнении жует подтаявший снег и не решается войти в дом, где она по-прежнему, несмотря на ссору, является желанной гостьей. Найти правильные слова, чтобы сгладить обиду, порой не под силу даже людям, которые прожили вместе много лет , то что же говорить о влюбленных, которые еще только пытаются построить совместную жизнь и ищут подходы к сердцу друг друга! Между этими мужчиной и женщиной не сказано ни одного слова, однако и без них все понятно. «Снег на ресницах влажен, в глазах твоих тоска», — такой видит свою избранницу автор. Вместе с тем, он не стесняется и собственных чувств, открыто признаваясь в том, что эту девушку «вели нарезом по сердцу моему». Что бы ни произошло между этими двумя людьми, их чувства все равно останутся такими же сильными. «И провести границу меж нас я не могу», — отмечает поэт.
Этим двум людям еще предстоит найти ответы на многие вопросы и определиться, как им жить дальше. Однако автор с недоумением отмечает, что вокруг слишком много любопытных, которым интересно знать, как складываются отношения совершенно чужих для них мужчины и женщины. Поэт с недоумением отмечает, что даже после того, как люди уйдут из жизни, сплетни и пересуды о них продолжат свою жизнь самостоятельно. И это, по его мнению, является несправедливым.
«Свидание» Борис Пастернак
Засыпет снег дороги,
Завалит скаты крыш.
Пойду размять я ноги:
За дверью ты стоишь.Одна, в пальто осеннем,
Без шляпы, без калош,
Ты борешься с волненьем
И мокрый снег жуешь.Деревья и ограды
Уходят вдаль, во мглу.
Одна средь снегопада
Стоишь ты на углу.Течет вода с косынки
По рукаву в обшлаг,
И каплями росинки
Сверкают в волосах.И прядью белокурой
Озарены: лицо,
Косынка, и фигура,
И это пальтецо.Снег на ресницах влажен,
В твоих глазах тоска,
И весь твой облик слажен
Из одного куска.Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему.И в нем навек засело
Смиренье этих черт,
И оттого нет дела,
Что свет жестокосерд.И оттого двоится
Вся эта ночь в снегу,
И провести границы
Меж нас я не могу.Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет?
Анализ стихотворения Пастернака «Свидание»
В 1955 году Борис Пастернак завершает работу над романом «Доктор Живаго», в который входит ряд стихотворений. Их автор приписывает перу главного персонажа, вкладывая в его уста свои мысли и чувства. Среди творческого наследия доктора – произведение под названием «Свидание», которое посвящено непростым взаимоотношениям героя со своей возлюбленной.
Казалось бы, если два человека любят друг друга, то все остальное уже не имеет значения. Однако в жизни чувствам далеко не всегда отводится первостепенная роль. Обиды и амбиции, собственные взгляды на определенные события и нормы поведения – все это отравляет существование близких людей, является причиной глупых ссор и непонимания.
Между героями стихотворения произошла размолвка, однако девушка все же набралась смелости первой сделать шаг к перемирию. Она пришла к своему избраннику, но так и не решилась постучать в знакомую дверь. Лишь по воле случая главный герой узнал, что на улице его ждет возлюбленная. «Пойду размять я ноги: за дверью ты стоишь», — отмечает автор, и между строк можно прочесть, что эта неожиданная встреча для него очень приятна.
Рассказывая о своей избраннице, поэт подмечает каждую мелочь в ее облике – и осеннее пальто, и мокрую косынку, и воду, стекающую с обшлагов рукавов. Девушка в волнении жует подтаявший снег и не решается войти в дом, где она по-прежнему, несмотря на ссору, является желанной гостьей. Найти правильные слова, чтобы сгладить обиду, порой не под силу даже людям, которые прожили вместе много лет , то что же говорить о влюбленных, которые еще только пытаются построить совместную жизнь и ищут подходы к сердцу друг друга! Между этими мужчиной и женщиной не сказано ни одного слова, однако и без них все понятно. «Снег на ресницах влажен, в глазах твоих тоска», — такой видит свою избранницу автор. Вместе с тем, он не стесняется и собственных чувств, открыто признаваясь в том, что эту девушку «вели нарезом по сердцу моему». Что бы ни произошло между этими двумя людьми, их чувства все равно останутся такими же сильными. «И провести границу меж нас я не могу», — отмечает поэт.
Этим двум людям еще предстоит найти ответы на многие вопросы и определиться, как им жить дальше. Однако автор с недоумением отмечает, что вокруг слишком много любопытных, которым интересно знать, как складываются отношения совершенно чужих для них мужчины и женщины. Поэт с недоумением отмечает, что даже после того, как люди уйдут из жизни, сплетни и пересуды о них продолжат свою жизнь самостоятельно. И это, по его мнению, является несправедливым.