Проигрывать надо уметь, или как пережить поражение. Не проиграть жизнь

В жизни спортсмена бывают не только победы, но и поражения. Если не полениться и изучить карьеры множества спортсменов, то, несомненно, станет ясно, что все они переживали серьезные поражения. Эти спортсмены остались на вершине, потому что сумели справиться с этим.

Даже незначительный неуспех может вызвать у спортсмена негативные переживания, такие как стыд, страх перед предстоящими соревнованиями и др. Как же спортсмену справиться с этими переживаниями? Уменьшить боль можно, если постоянно напоминать себе, что проигрыши – это часть самосовершенствования в спорте, это то, что нужно принять и оставить позади. Не поражения мешают быть на вершине, а негативная реакция на них, которая застревает в сознании спортсмена и «бьёт» по его уверенности.

Поражения влияют на душевное состояние спортсмена и его представление о себе, а не на его умения и способности

После поражения можно чувствовать себя угнетенным и чудовищно разочарованным. Можно даже думать о том, что вы больше никогда не сможете показать хороший результат. Но если посмотреть на ситуацию объективно, то станет совершенно понятно, что физические и технические навыки никуда не исчезли. Вы по-прежнему умеете то, что умели до поражения, вы по-прежнему обладаете теми же умениями и способностями, которые позволяли вам успешно выступать на предыдущих соревнованиях. Поражение может быть просто результатом неправильно выбранной тактики, перенапряжения, невероятного выступления соперника и т.д.

Самое болезненное поражение может стать лучшим уроком

Иногда поражение может быть тем самым «звоночком», который нужен спортсмену, чтобы понять, как сложен «путь на вершину». Вместо того чтобы перекладывать вину за поражение на обстоятельства, от вас не зависящие, найдите проблемные места в своём выступлении и работайте над ними. Ответьте себе на вопросы: «Что я мог сделать, чтобы избежать этой ситуации? И чего я не сделал? Что не было учтено? Что в моей подготовке к соревнованию привело меня к такой случайности?»

Иногда только болезненное поражение может стать для вас лучшим учителем, показать, чего вам не хватает, и мотивировать на тренировки, которые выведут вас на новый уровень и сделают ещё сильнее.

Успехов Вам!

Староселец Татьяна Станиславовна

Официальный комментарий:
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском,
психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Афоризмы и высказывания известных людей:
Величайшая победа - победа над самим собой.
Цицерон
Возможность того, что мы можем потерпеть поражение в бою, не должна мешать нам сражаться за дело, которое мы считаем справедливым.
А.Линкольн
Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения... Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.
Э.Хемингуэй
Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой.
Вольфрам

Социально-исторический аспект
Здесь речь пойдет о внешнем конфликте социальных групп, государств, о военных действиях и политической борьбе.
Перу А. де Сент-Экзюпери принадлежит парадоксальное, на первый взгляд, утверждение: «Победа ослабляет народ - поражение пробуждает в нем новые силы...». Подтверждение верности данной мысли мы находим в русской литературе.
«Слово о полку Игореве» - известный памятник литературы Древней Руси. В основе сюжета - неудачный поход русских князей на половцев, организованный новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. Главная идея - идея единства Русской земли. Княжеские междоусобицы, ослабляющие русскую землю и ведущие к разорению её врагами, заставляют автора горько печалиться и сетовать; победа над врагами наполняет его душу горячим восторгом. Однако о поражении, а не о победе рассказывается в этом произведении древнерусской литературы, ведь именно поражение способствует переосмыслению прежнего поведения, обретению нового взгляда на мир и на себя. То есть поражение стимулирует русских воинов на победы и подвиги.
Автор «Слова» обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая им об их долге перед родиной. Он зовет их защитить Русскую землю, «загородить полю ворота» своими острыми стрелами. И поэтому, хотя автор и пишет о поражении, в «Слове» нет и тени уныния. «Слово» так же лаконично и немногословно, как обращения Игоря к своей дружине. Это зов перед боем. Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой об этом будущем. Поэма о победе была бы поэмой торжества и радости. Победа - это конец сражения, поражение же для автора «Слова» - это только начало битвы. Битва со степным врагом еще не кончилась. Поражение должно объединить русских. Не к пиру торжества зовет автор «Слова», а к пиру-битве. Об этом пишет в статье «Слово о походе Игоря Святославича» Д.С. Лихачев.
Заканчивается «Слово» радостно - возвращением Игоря в Русскую землю и пением ему славы при въезде в Киев. Итак, несмотря на то что «Слово» посвящено поражению Игоря, оно полно уверенности в могуществе русских, исполнено веры в славное будущее Русской земли, в победу над врагом.
История человечества состоит из побед и поражений в войнах. В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой описывает участие России и Австрии в войне против Наполеона. Рисуя события 1805-1807 годов, Толстой показывает, что народам эта война была навязана. Русские солдаты, находясь вдали от родины, не понимают цели этой войны, не хотят бессмысленно класть свои жизни. Кутузов лучше многих понимает ненужность этой кампании для России. Он видит равнодушие союзников, желание Австрии воевать чужими руками. Кутузов всячески оберегает свои войска, задерживает их продвижение к границам Франции. Это объясняется не недоверием к воинскому мастерству и героизму русских, а желанием уберечь их от бессмысленной бойни. Когда же сражение оказалось неизбежным, то русские солдаты показали свою всегдашнюю готовность помочь союзникам, принять на себя главный удар. Например, четырехтысячный отряд под командованием Багратиона под деревней Шенграбен сдерживал натиск врага, "в восемь раз" превосходящий его численностью. Это дало возможность продвинуться основным силам. Чудеса героизма показало подразделение офицера Тимохина. Оно не только не отступило, но нанесло ответный удар, что спасло фланговые части армии. Настоящим героем Шенграбенского сражения оказался мужественный, решительный, но скромный перед начальством капитан Тушин. Итак, во многом благодаря российским войскам была выиграна битва при Шенграбене, и это придало сил и воодушевления государям России и Австрии. Ослепленные победами, занятые в основном самолюбованием, проводя военные смотры и балы, эти два человека привели свои армии к поражению при Аустерлице. Вот и получилось, что одной из причин поражения русских войск под небом Аустерлица стала победа при Шенграбене, не позволившая дать объективную оценку расстановки сил.
Вся бессмысленность кампании показана писателем при подготовке высшего генералитета к сражению под Аустерлицем. Так, военный совет перед Аустерлицким сражением напоминает не совет, а выставку тщеславий, все споры велись не с целью достигнуть лучшего и правильного решения, а, как пишет Толстой, «...было очевидно, что цель... возражений состояла преимущественно в желании дать почувствовать генералу Вейротеру, столь самоуверенно, как школьникам-ученикам, читавшему свою диспозицию, что он имел дело не с одними дураками, а с людьми, которые могли и его поучить в военном деле».
И все же главную причину побед и поражений русских войск в противостоянии с Наполеоном мы видим при сопоставлении Аустерлица и Бородина. Говоря с Пьером о предстоящем Бородинском сражении, Андрей Болконский вспоминает причину поражения под Аустерлицем: "Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение?.. Мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение,- и проиграли. А сказали мы это потому, что нам незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. "Проиграли - ну так бежать!" Мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, Бог знает, что бы было. А завтра мы этого не скажем". Л. Толстой показывает существенную разницу между двумя кампаниями: 1805-1807 и 1812 годов. На Бородинском поле решалась судьба России. Здесь желания спасти себя, равнодушия к происходящему у русских людей не было. Здесь, как сказано у Лермонтова, "и умирать мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой".
Еще одну возможность порассуждать о том, как победа в одной битве может превратиться в поражение в войне, дает исход Бородинского сражения, в котором русские войска одерживают нравственную победу над французами. Моральное поражение войск Наполеона под Москвой - начало разгрома его армии.
Гражданская война оказалась настолько значимым событием в истории России, что она не могла не найти отражения в художественной литературе. Основой для рассуждения выпускников могут быть «Донские рассказы», «Тихий Дон» М.А. Шолохова .
Когда одна страна вступает в войну с другой, происходят страшные события: ненависть и стремление защититься вынуждает людей убивать себе подобных, женщины и старики остаются одни, дети вырастают сиротами, уничтожаются культурные и материальные ценности, разрушаются города. Но у враждующих сторон есть цель - победить противника любой ценой. И у любой войны есть результат - победа или поражение. Победа сладка и сразу же оправдывает все потери, поражение трагично и печально, но оно является отправной точкой для какой-то другой жизни. Но "в гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан).
История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова, отразившая драматизм судеб донского казачества, подтверждает эту мысль. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Закономерен итог: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория...».

Нравственно-философский и психологический аспекты
Победа - это не только успех в битве. Одержать победу, согласно словарю синонимов, - одолеть, осилить, побороть. Причем часто не столько противника, сколько себя. Рассмотрим ряд произведений с этой точки зрения.
А.С. Грибоедов «Горе от ума». Конфликт пьесы представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Он осуждает бесчеловечность крепостного права, вспоминая о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак; ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе: «Да и кому в Москве не затыкали рты обеды, ужины и танцы?». Он не признает чинопочитания и подхалимства: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели». Чацкий полон искреннего патриотизма: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев». Он стремится служить «делу», а не лицам, он «служить бы рад, прислуживаться тошно». Общество оскорблено и, защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье. Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит, ведь его любовь к ней ускоряет «сердца каждое биенье», хотя «ему мир целый казался прах и суета». Оправдать Чацкого может его ослепленность страстью: у него «ум с сердцем не в ладу». Психологический конфликт переходит в конфликт общественный. Общество единогласно приходит к выводу: «безумный по всему...». Сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».
И.А. Гончаров так оценил финал пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Чацкий не отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от иллюзий. Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло незыблемость устоев фамусовского общества. Софья произносит: «Себя я, стен стыжусь!»
Поэтому поражение Чацкого - лишь временное поражение и только его личная драма. В общественном же масштабе «победа Чацких неизбежна». На смену «веку минувшему» придет «век нынешний», и взгляды героя комедии Грибоедова одержат победу.
А.Н. Островский «Гроза». Выпускники могут поразмышлять над вопросом о том, чем является смерть Катерины - победой или поражением. На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Слишком много причин привело к страшному финалу. Драматург видит трагизм положения Катерины в том, что она вступает в конфликт не только с калиновскими семейными нравами, но и с самой собой. Прямодушие героини Островского - один из истоков ее трагедии. Катерина чиста душой - ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Она понимает, что, полюбив Бориса, нарушила нравственный закон. «Ах, Варя, - жалуется она, - грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?». Через всю пьесу проходит мучительная борьба в сознании Катерины между пониманием своей неправоты, своей греховности и смутным, но все более властным ощущением своего права на человеческую жизнь. Но пьеса завершается нравственной победой Катерины над темными силами, мучающими ее. Свою вину она искупает безмерно, а от неволи и унижения уходит единственным путем, который ей открылся. Ее решение умереть, только бы не остаться рабой, выражает, по словам Добролюбова, «потребность возникшего движения русской жизни». И это решение приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. Она умирает потому, что считает смерть единственным достойным исходом, единственной возможностью сохранить то высшее, что жило в ней. В мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами «темного царства» Диких и Кабановых, укрепляет также реакция на ее смерть других героев пьесы. Например, Тихон, муж Катерины, впервые в жизни выразил свое собственное мнение, впервые решился на протест против удушающих устоев своей семьи, вступив (пусть всего на миг) в борьбу с «темным царством». «Вы ее погубили, вы, вы...», - восклицает он, обращаясь к матушке, перед которой всю жизнь дрожал.
И.С. Тургенев «Отцы и дети». Писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений двух политических направлений. Сюжет романа построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями двух поколений, не находящих взаимопонимания. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшими. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. «Да стану я их баловать... Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство...». По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы. Он считает, что гораздо полезнее отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - говорит Базаров. А Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться («Аристократизм... либерализм, прогресс, принципы... искусство...»). Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе.
Базаров - фигура трагическая. Нельзя сказать, что он побеждает Кирсанова в споре. Даже когда Павел Петрович готов признать свое поражение, Базаров вдруг теряет веру в свое учение и сомневается в своей личной необходимости обществу. "Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен", - размышляет он.
Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них - испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне.
И тут горячая и страстная натура Базарова смела все его теории. Он влюбился в женщину, которую высоко ценил. «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Герой переживает сильный душевный разлад. «...Что-то... в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Анна Сергеевна Одинцова отвергла его. Но Базаров нашел в себе силы с честью принять поражение, не теряя своего достоинства.
Так все же - победил или проиграл нигилист Базаров? Кажется, что в испытании любовью Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается позой, в которую, правда, он искренне верил. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.
А Анна Сергеевна формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но будет ли она счастлива?
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» - это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.
Идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка вынуждена торговать собой, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому выводу приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, "сверх-человеки" типа Магомета и Наполеона, а с другой - серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием - "тварь дрожащая" и "муравейник".
Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он "как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего". Герой разочаровывается в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к "тварям дрожащим".
Удивительно, но Раскольников и сам не желал бы оказаться теперь победителем. Ведь победить - значит нравственно погибнуть, остаться со своим душевным хаосом навсегда, извериться в людях, себе и жизни. Поражение Раскольникова стало его победой - победой над собой, над своей теорией, над Дьяволом, который завладел его душой, но не сумел навсегда вытеснить в ней Бога.
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Роман этот слишком сложный и многогранный, множество тем и проблем затронул в нем писатель. Одна из них - проблема борьбы добра и зла. В «Мастере и Маргарите» две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима и Воланда - Сатаны в человеческом обличье. По-видимому, Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и тысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени, в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия - в Москву 30-х гг. XX века. Последний пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие и, наконец, предательство, заполонившие Москву. Добро и зло в этом мире удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, а сердобольные женщины требуют поставить ее на место, великий маг говорит: "Ну что же... они - люди как люди... Ну легкомысленны... ну что же... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... - и громко приказывает: "Наденьте голову". И тут же мы наблюдаем, как люди дерутся из-за червонцев, посыпавшихся на их головы.
Роман «Мастер и Маргарита» - об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он - о всепобеждающей любви и творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности.
Автору захотелось провозгласить: победа зла над добром не может стать конечным результатом общественно-нравственного противоборства. Этого, по Булгакову, не приемлет сама природа человеческая, не должен позволить весь ход цивилизации.
Конечно же, круг произведений, в которых раскрывается тематическое направление «Победа и поражение», значительно шире. Главное - увидеть принцип, уяснить, что победа и поражение - понятия относительные.
Об этом написал Р. Бах в книге «Мост через вечность» : «Важно не то, проиграем ли мы в игре, а важно, как мы проиграем и как благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя, как сможем применить это в других играх. Странным способом поражение оказывается победой».

В жизни и бизнесе не все происходит гладко. В целом вообще все гладко никогда не происходит. Но порою в жизни происходит такое, что вообще ну полный провал. Ну вот полный. Это тогда когда хочется провалиться под землю. И вроде ты все старался делать, старался как мог, но не получилось. Ты пытался все исправить и не допустить провала, ты стремился к цели - но не получилось. Причем не просто не получилось - с треском не получилось. То на что надеялся и к чему стремился - получилось с точностью наоборот - это поражение.

Это одно из самых серьезных испытаний для человека - испытание поражением. В эти моменты личность человека проявляется самым ярким образом. Из оттенков серого оно становится черно-белым. Как пережить поражение и извлечь из него максимум оставаясь на яркой стороне жизни - несколько советов о том что делать в это очень непростое для вас время.

Сделай паузу чтобы не наломать дров

Если провал случился и уже ничего не исправишь надо сделать паузу. Скушать Твикс. Поезд ушел, гипс сняли - Клиент уехал. Все случилось. Дергаться и суетиться бессмысленно. Сделай вздох и успокойся. Не помогает один вздох, сделай несколько. Кровь еще кипит, в голове перебираешь события последних дней, часов, минут, пытаешься понять почему. Кто виноват, почему так произошло. В эти минуты в голове возникают образы того, что будет происходить дальше. Какой позор и все такое. Сейчас это не важно. Получилось то, что получилось. И этого уже не вернешь. Это не значит что тебе все равно. Если тебе все равно - это большая проблема в будущем. Но сейчас надо успокоиться иначе можно наломать дров. Самые большие дрова народ наламывает именно сразу после того, как понял что всё - это провал.

Завтра наступит завтра. И сегодняшние проблемы не будут уже казаться такими страшными. Уже будет ужас, ужас. А не ужас, ужас, ужас:)

Поэтому сделай паузу. Все самое плохое в прошлом. И это так - самая прелесть поражения, что хуже уже быть не может. И это хорошо.

Прояви достоинство

Оооо. Как я люблю наблюдать за людьми в таких ситуациях. Это такая лакмусовая бумажка. В эти моменты твои худшие черты характера и натуры пытаются сломать все оковы, порвать все ограничения. И если это происходит - вот это уже самое настоящее поражение. Это тотальный факап. Поэтому в такие моменты просто задавите в себе это усилием воли. Проявите свое достоинство. Это и уважение к тому, по чьей вине у тебя проблемы - противнику, конкуренту, начальнику. Это и уважение к тем, кто вокруг тебя был в этом деле.

Проявить достоинство гораздо легче если ты сделал паузу и успокоился. Просто намного легче. Но даже если ты не смог успокоиться и все кипит - прояви достоинство. Иначе будешь потом жалеть всю свою жизнь.

Тех кто проявляет достоинство в таких ситуациях - запоминают и им потом гораздо легче двигаться дальше. И это хорошо.

Поддержи других

Людям вокруг тебя, людям которые были с тобой вместе в этом проекте, деле, игре - им сейчас очень тяжело. Они, члены твоей команды, сейчас уязвимы как никогда. Именно в эти моменты и формируются по настоящему команды или разваливаются напрочь. В моменты переживания поражений. Поддержи своих, поддержи словом, шуткой и своим поведением. Это невероятно сложно. Но именно так проявляются настоящие лидеры и именно так формируются настоящие команды. Это очень сложно. Но как только ты преодолеешь этот барьер и начнешь в этот сложный момент это делать - тебе понравится. По себе знаю. И тебе понравится как многие из тех кто рядом с тобой - вместе с тобой и с твоей помощью переживают это поражение. Будут и те, кто не сможет себя преодолеть. Будут грубить, биться в истерике, совершать то, о чем потом будут сильно жалеть. Но это отличная лакмусовая бумажка для тебя. Такого ты никогда не узнаешь в обычной жизни. И это хорошо.

Извлеки уроки

Сразу делать выводы после поражения - неблагодарное занятие. Поэтому по прошествии времени, когда уже все улеглось, эмоции подутихли, все выговорились - нужно заняться разбором того, что же все-таки произошло. Обязательно проведите внутренний анализ почему это произошло. Без самобичевания и всего такого. Сам с собой. И извлеките уроки. Поверьте, самые лучшие уроки ты извлечешь именно из поражений. Собственных поражений. И старайся их не забывать. Потому что если ты совершаешь одну и туже ошибку дважды - это уже похоже на клинический случай. А такие случаи очень трудно поддаются лечению.

Поэтому извлекай уроки из этого уникального опыта. Они сделают тебя мудрее, гораздо более защищенным от будущих поражений и ошибок.

И это хорошо.

Получи удовольствие

В конце концов ты должен понять. Что поражение, такое горькое в момент его переживания, одно из самых лучших моментов в твоей жизни. Лучших с точки зрения твоего роста, лучших с точки зрения того, насколько это защищает тебя от дальнейших еще более громких поражений. За одного битого двух не битых дают. И это медицинский факт. Я, например, всегда боюсь принимать на работу людей у которых не было никаких поражений и все было гладко. Они либо врут, либо у них до этого все было хорошо. А значит это большой риск. Потому что люди пережившие поражение приобретают нечто такое, что по другому получить невозможно. Какой то иммунитет. Поэтому получите удовольствие от всего этого - вам сделали болезненную прививку. Это болезненно или даже очень больно - но это защитит вас от настоящей болезни. И это хорошо.

Чем раньше начнешь двигаться дальше, с извлеченными уроками и позитивным настроением, тем быстрее переживешь горечь поражения и тем ближе будешь к новым успехам. Поэтому процесс переживания поражения не затягивай. И двигайся вперед. И помни - за одного битого двух небитых дают. Теперь ты битый. И это хорошо.

Резюме

Как вы уже поняли - поражение, если все правильно делать в этот момент - это лучшее что может быть с вами и это по настоящему хорошо.

Ну и последний совет на сегодня. Когда поймете, что всё, это поражение, вспомните об этом посте и двигайтесь строго по изложенной здесь инструкции. И все будет хорошо.

Чтобы все у вас было хорошо

В жизни случается множество ситуаций, когда всё заканчивается не по-нашему. Как с этим смиряться? Как научить ребёнка с достоинством принимать поражения? В чём проигрывать категорически нельзя? Священник Виталий Ворона, настоятель храма Почаевской иконы Божией Матери Краматорска, помог нам разобраться в этих непростых вопросах.

Успех или проигрыш?

Прежде, чем понять, как надо проигрывать, стоит определить, что такое успех, что за этим понятием стоит именно для нас. Очень часто победы и проигрыши оказываются совсем не тем, чем казались изначально. Если взять самый высокий пример - жизнь Господа нашего Иисуса Христа, - то с мирской точки зрения Он проиграл: был предан, поруган, взошёл на Крест, на котором умер. Но спустя некоторое время это поражение обернулось величайшей победой: спасением всего мира. Или первые канонизированные русские святые, Борис и Глеб - они тоже потерпели крах: были убиты, а власть досталась другому человеку.

Цели и победы бывают разные, всё зависит от точки зрения и перспектив. Не всегда легко оценить ситуацию в режиме реального времени. Надо посмотреть, какие плоды принесёт происходящее, и только тогда можно сказать, был это успех или поражение. Царя Ирода многие современники считали подобным богу. Он имел особый почёт, одевался в богатые одежды, восседал на троне, обладал красноречием, но всё закончилось очень плохо: он заболел страшной болезнью, и его в буквальном смысле съели черви.

Вопреки всему - не сдаваться

Википедия даёт такое определение: «Успех - это достижение какой-либо цели или результата в начатом деле; общественное признание». Каким должен быть успех, зависит от человека и поставленных им перед собой целей. То, что для одного будет неудачей, для другого может быть победой и иметь глубокий смысл.

Очень важно научить детей правильно относиться к проигрышам, потому что успех возможен только через преодоление поражений и неудач. Это доказывают многочисленные достижения и научные открытия, многие из которых не были спонтанными, но стали результатом упорного труда в достижении цели. Цели, казалось бы, нелогичной и невозможной, но находились люди, которые имели желание достичь её. Классический пример - Эдисон и его лампочка. Чтобы найти нужный материал для нити накаливания, ему пришлось перепробовать шесть тысяч вариантов. Важно не сдаваться в случаях неудачи. Надо донести до детей, что проигрыш - это не когда не получается, а когда ты отказываешься добиться того, чтобы получилось.

Важно не только не бояться проигрывать, но и правильно ставить цели. Вся жизнь человека - это борьба добра со злом, ежедневный выбор между ними. Для верного целеполагания важна правильная система ценностей. Этому тоже нужно учить детей, но прежде надо научиться этому самим. Дети обычно делают не то, что мы им говорим, а то, чему мы их учим собственным примером. Можно что угодно рассказывать в теории, но если мы не поступаем так, как говорим, будет даже хуже, чем если бы мы вообще ничему не учили. Поэтому в первую очередь надо самим научиться достойно проигрывать и ставить правильные цели.

Практика помощи детям

Если говорить о том, как практически научить ребёнка достойно принимать проигрыш, то надо отталкиваться от возраста. Например, у детей до пяти лет совершенно другое мышление, нежели у десятилетних. Более того: они зачастую сами могут нас научить многому. Но даже в этом возрасте мы замечаем у них те или иные склонности характера, от которых в том числе зависит и умение проигрывать. Флегматичному ребёнку будет легче пережить проигрыш, чем сангвинику или холерику.

В такой ситуации нужно просто поддержать ребёнка. Постараться, чтобы нами в первую очередь руководила любовь. Во-первых, мы, взрослые, должны верить и понимать, что успех невозможен без падений и поражений. Во-вторых, надо показать, что наше отношение к ребёнку никак не связано с его успехами или неудачами. Он должен поверить в то, что его любят, и любят не за победы. В-третьих, важно научить тому, что, вопреки неудачам, нужно всё равно пытаться идти к цели. Если он не захочет этого делать, - а такой соблазн всегда есть, - надо будет его переубедить. Я считаю, что категорически нельзя бросать начатое.

Не проиграть жизнь

Точно так же мы, взрослые, не должны проиграть свою жизнь - не потерять самую главную цель нашего существования, которая освятит все те цели, что мы ежедневно ставим перед собой. Вот мы встаём утром, пьём кто чай, кто кофе, а кто - какао, и тем временем ставим перед собой цели: что сделать в течение грядущего дня. Наш день наполняется смыслом. Но если мы не имеем самой главной цели - спасения души - то эти повседневные задачи могут стать ложными.

Может случиться так, что, подойдя к концу своей жизни, увидим: достижение всех житейских целей остались позади. Какой-то период времени у нас ещё есть, но мы не знаем, чем его заполнить. Если же мы поставим перед собой цель, которая будет лежать за пределами нашего земного существования, то, во-первых, обезопасим себя от такой ситуации. Во-вторых, наши повседневные задачи по своему характеру останутся теми же, но будут освящены иным смыслом: поиском ключа от рая. Этот ключ - любовь. Царствие Небесное - царство любви, и тот, кто не имеет её, не сможет туда войти. Значит, он не сможет добиться самого главного, самого подлинного успеха своей жизни.

О смирении и SMS от Бога

Главной цели в жизни нельзя достичь без смирения. Не имея его, нельзя научиться проигрывать, а не умея проигрывать - не научишься побеждать. Если мы не будем смиренны, то жизнь наша и попытки победить будут сродни бичеванию: человек в итоге просто не выдержит боли разочарований. Смирение - это когда мы принимаем волю Божию, вверяем себя ей. Надо попытаться принять всё, что мы имеем, и подумать, как можно развить данное нам. Неуч может стать эрудитом, если будет смиренным неучем, то есть если примет свою ситуацию как данность и не будет останавливаться в попытках исправить её.

Почему мы не имеем смирения? - нам кажется, что мы лучше, чем есть на самом деле. Очень часто приходится спорить с людьми, которые исповедуют «религию успеха». Они всю жизнь кладут на этот алтарь, пытаются как-то себя веселить и подзадоривать, но при этом главную вещь - смирение - упускают. Они напоминают бедняков, которые в попытке поступать как богатые покупают в кредит машину, которую даже заправить не могут. Печально, когда успех становится самоцелью.

Часто мы с этими людьми обсуждаем задачу смирения. Они говорят: вы, православные, считаете себя грешниками, ковыряетесь в себе, какой в этом смысл? А смысл в том, чтобы понять, кто я есть на самом деле. Действительно ли я тот, кем себя воспринимаю? Господь помогает перестать наступать на одни и те же грабли, выйти на верный путь. А неудачи, которые случаются на этом пути, - это SMS от Бога, которые Он отправляет нам, когда мы идём не в ту сторону.

Сотворчество с Богом

Вспомним притчу о талантах: проиграл тот, кто не приумножил данного господином. Господь, когда даёт талант, не указывает, как именно его реализовывать. В этом - наше сотворчество с Богом: не важно, как ты будешь приумножать свои таланты, важно приумножить. Это то, в чём категорически нельзя проиграть. Нужно продолжать трудиться, искать способы реализации, не останавливаться на этом пути, потому что если ты остановился, то умер - пусть ещё ходишь, но внутри уже не живёшь, проиграл свою жизнь. Люди нецерковные остаются такими до тех пор, пока не прикоснутся к главной цели. Как только они поймут, что нужно планку поставить как можно выше, в вечности, тогда любой отрезок жизни наполняется смыслом, освящается. Господь освящает его, привносит в него Свой порядок, а это самое важное.

Ещё раз по поводу детей: невелико достижение вырастить успешного ирода. Важно дать детям возможность радостно идти по жизни. Поражения - это ступени к успеху. Чем быстрее их пройдёшь, тем быстрее придёшь к цели. Поэтому поражения надо воспринимать не как итог, а как новую точку отсчёта, более близкую к цели, чем предыдущая.

Записала Екатерина Щербакова

Всем людям свойственно как выигрывать так, проигрывать в разных ситуациях. Будь-то настоящие соревнования, спор, деловое поручение или домашние хлопоты. Одни люди к возможным проигрышам и победам относятся абсолютно безразлично и даже не замечают того, что «раунд остался за ними». Другие же, концентрируют все свои силы только на том, чтобы победить.

Как пережить проигрыш?

Победить они хотят всегда, в любом деле, в каждой ситуации. В случае если им это не удается: очевидно: как проиграть в соревнованиях, или скрыто: как не нашел, что ответить на легкий сарказм, они переживают это поражение как личную трагедию. Мучая себя вопросами, типа, что пошло не так, в чем причина неудачи, как все исправить, что теперь делать и т.д. они посвящают свою жизнь переживанию того, что уже произошло и подготовке к тому, что может случиться.

Пытаясь, стать всегда победителем, они теряют легкость и удовольствие, с которыми обычные люди одерживают победу. Чужой успех для таких людей не выносим, потому что не понятен: «Ведь я делаю больше, чтобы выиграть, но се равно проигрываю». Видя чужие достижения и отсутствие своих, они упрекают себя в несостоятельности, предъявляют к себе все большие требования, которым все сложнее соответствовать.

Им часто кажется, что именно постоянное повышение планки своих достижений и навыков поможет оставаться победителем, потому как полагаться «на случай, авось пронесет» для них не разумно. Победить можно только следуя четкой стратегии, постоянно тренируясь, находясь на страже. Вся жизнь таких людей подчинена одному правилу: «Выиграть».

Откуда в человеке рождается желание всегда выигрывать и страх проиграть?

Кто-то боится негативной оценки. Например, подросткам свойственно социально принадлежать к определенной группе. И если это группа сильных волевых личностей, да к тому же спортсменов, то желание соответствовать и даже быть лучшим вполне объяснимо. Другое дело, когда это стремление проявляет себя в уже взрослой жизни далекой от спорта.

Желание самоутвердиться, доказать собственный статус, удовлетворить запросы своей самооценки. Таким людям нужен не скрытый успех, заметный только им, а внешнее его проявление. Быть признанным победителем значит отстоять свою значимость, поддержать авторитет.

Помочь такому человеку очень сложно, ведь зачастую этот образ жизни он считает нормой, и менять ничего не собирается. К его поведению и переживаниям можно адаптироваться. Не потакать переживаниям, страданиям, самобичеваниям, попытаться понять с рациональной точки зрения и ни в коем случае не подшучивать над «проигрышной ситуацией». Для таких людей главное в близких людях принятие сложности каждой из его ситуаций, рациональная поддержка и отсутствие критических замечаний.

А что вы думаете по поводу людей не умеющих проигрывать? Лично я живу по принципу: «Это не мой проигрыш, это его выигрыш, с чем его и поздравляю!»

Если у Вас раскрученная группа в социальной сети Инстаграм , Вконтакте , Одноклассники , Фейсбук , Твиттер , Телеграм и др…

Обратите внимание на партнерскую программу от KingFin

Приглашая к участию в программе своих посетителей и подписчиков, Вы заработаете приличные деньги (Ревшара — до 60 % , Реферальные отчисления — до 10 % )

детская стоматология