Рассказ максимка в сокращении читать. Отзыв о рассказе Станюковича «Максимка

Главный герой рассказа Константина Станюковича «Максимка» из сборника «Морские рассказы» — матрос Иван Лучкин, который служил на военном клипере «Забияка». Лучкин был хорошим матросом, но у него была пагубная страсть к спиртному. Порой доходило до того, что после увольнительной на берег товарищи Лучкина привозили его на корабль в бесчувственном состоянии. Но жизнь матроса Лучкина резко изменилась после одного события.

Корабль «Забияка» следовал с севера на юг вдоль африканского побережья, направляясь к мысу Доброй Надежды. В один из дней наблюдатель заметил в море человека, привязанного к обломку мачты. Капитан корабля приказал немедленно спустить баркас для спасения этого человека.

Спасенным оказался темнокожий мальчик, который остался единственным выжившим в кораблекрушении американского судна, перевозившего рабов. Мальчик был слугой капитана этого корабля, и ему приходилось ежедневно выносить побои и унижения от своего хозяина. Поэтому для спасенного было непривычным доброе к нему отношение русских моряков.

Мальчик был истощен и ослаблен после нескольких дней, проведенных в открытом море, и его поместили в лазарет. Вся команда корабля в тот день обсуждала спасение маленького арапчонка, и матросы думали о том, какой будет его дальнейшая судьба. Одно они знали точно – теперь он уже будет не рабом, а свободным человеком.

Когда пришла пора выписать мальчика из лазарета, выяснилось, что его не во что одеть. Своя одежда у арапчонка пришла в негодность, а готовая матросская форма была для него велика. Доктор и фельдшер мучительно пытались решить эту проблему, когда в лазарет явился Иван Лучкин. В руках у него был узелок. Как оказалось, Лучкин единственный из команды позаботился о мальчике, и сшил для него одежду. Он же дал арапчонку имя, назвав его Максимкой, потому что спасли мальчика в день святого угодника Максима.

Иван Лучкин с тех пор стал опекать Максимку и заботиться о нем. Он понемногу обучал его русскому языку и объяснял мальчику особенности матросской жизни. Максимка все схватывал на лету и вскоре стал любимцем команды.

Через три недели корабль достиг мыса Доброй Надежды, и Лучкин с грустью рассказал Максимке, что его высадят в Кейптауне. Но Максимка не захотел расставаться с добрым старым матросом, которого он называл Лючики. Максимка заявил, что тоже хочет быть матросом, как Лючики и служить вместе с ним.

Услышав о желании арапчонка, Лучкин рассказал о нем всей команде. Матросы обратились к боцману и попросили его донести до капитана просьбу команды оставить Максимку юнгой на судне. Капитан пошел навстречу команде, и Максимка стал юнгой на корабле «Забияка».

Вместе с Лучкиным новоиспеченный юнга сошел на берег в Кейптауне и не отходил от матроса ни на шаг. А когда Лучкин вновь выпил лишнего, Максимка сбегал за русскими матросами и они доставили Лучкина на корабль.

Максимка прослужил юнгой на клипере «Забияка» три года. Когда судно вернулось в Кронштадт, капитан устроил юнгу в школу фельдшерских учеников, а старый матрос Лучкин вышел в отставку, чтобы жить поблизости от Максимки. Пить отставной моряк теперь стал гораздо меньше.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Станюковича «Максимка» заключается в том, что забота о близких людях и особенно о детях помогает избавиться от вредных привычек и недостатков. Матрос Лучкин был пьяницей до тех пор, пока в его жизни не появился арапчонок Максимка. Забота о мальчике благотворно сказалась на Лучкине, и он справился со своей пагубной страстью.

Рассказ Станюковича «Максимка» учит помогать людям в минуты опасности и заботиться о детях.

В рассказе мне понравился главный герой, матрос Иван Лучкин, который один из всей команды догадался сшить спасенному из воды мальчику новую одежду, а после заботился о Максимке, как о родном человеке.

Какие пословицы подходят к рассказу Станюковича «Максимка»?

В воду попадешь - сухим не вылезешь.
Добро того учить, кто слушает.
Счастлив тот, кто вина не пьёт.

Максимка

Русский военный паровой клипер "Забияка" быстро идет на юг. Матросы убирают, моют, скребут и чистят палубу: на военном судне начинается день. Вдруг раздался громкий тревожный крик часового: "Человек в море!". Все бросились на палубу и увидели среди волн обломок мачты и на ней человеческую фигуру. Затем почти все паруса были убраны и баркас с 16 гребцами отправился спасать человека. Вскоре он вернулся и вместе с людьми был поднят на борт. На палубу вышел и спасенный - маленький негр лет 10-11, в рваной рубашке, истощенный.

Его тотчас отнесли в лазарет. Доктор начал его отхаживать.

Затем, с помощью мичмана, который знал англ. язык, команда узнала о том, что мальчик был слугой у капитана американского корабля "Бетси". Хозяин бил его каждый день. А две ночи назад корабль столкнулся с другим кораблем и пошел ко дну. Через 2 дня арапчонок поправился и хотел уже подняться на палубу, но у него не было одежды.

Тут в дверях лазаретной каюты появился пожилой матрос Иван Лучкин. Он принес арапчонку платье: "Носи на здоровье, Максимка!" (Максимка, потому что спасли в день святого угодника Максима). Потом Лучкин повел его на палубу, представил матросам. Арапчонка приняли с полным радушием, позвали обедать вместе со всеми. Лучкин скроил ему башмаки. Позвал посмотреть на артиллерийское учение, которое очень понравилось мальчику. Попытки научить арапчонка некоторым русским словам.

Так прошел месяц. Максимка уже мог кое-как объясниться по-русски. Он нередко забавлял матросов песнями и танцами. Плавание близилось к концу, но Лучкин, предчувствуя разлуку, был невесел. Команда тоже привыкла к Макс....

В рассказе Константина Станюковича "Максимка", как и во многих других его произведениях, прослеживается тема военно-морского флота.

Сюжет

Действия происходят во время длительного плавания русского военного корабля – клипера «Забияка» в Атлантическом океане.

Основные персонажи:

  • Максимка – чернокожий мальчик;
  • матрос Иван Лучкин;
  • мичман Петенька, выступивший в роли переводчика;
  • плотник Захарыч;
  • большая команда матросов, доктор, боцман, офицер, капитан корабля.

Команда матросов спасает дрейфующего в океане негритянского мальчика (арапчонка). Выясняется, что мальчик был рабом капитана на американском корабле, где к нему очень плохо относились. Кроме того, капитан занимался незаконной торговлей чернокожими людьми.

Тот американский корабль потерпел крушение. Арапчонку повезло остаться в живых. Русские матросы прониклись к мальчику сочувствием, ведь он был сиротой и никогда не знал доброго отношения. Более всего проникся к мальчику Иван Лучкин; он назвал его Максимкой и вскоре полюбил как собственного сына. Экипажем клипера было принято решение окрестить Максимку и оставить его на корабле в качестве юнги.

Чему учит рассказ «Максимка»

Рассказ учит доброте и милосердию, а также тому, что нельзя разделять людей по цвету кожи или материальному достатку. Чернокожий мальчик не заслужил такое отвратительное отношение американского капитана, он был виноват только лишь в том, что родился не белым.

В произведении ощущается мощный дух русских людей. Матросы сильные, волевые люди, но в то же время добрые и умеющие сострадать; многим из них так же, как и Максимке знакомы лишения и страдания. Они понимают, что чувствует этот запуганный ребенок, и поэтому стараются сделать все для его благополучия.

Также рассказ учит тому, что если появляется цель и смысл в жизни, то человек ради этой цели может измениться. Так происходит с матросом Лучкиным. Всю свою жизнь он был пьяницей, не имеющим ничего стоящего. Когда же в его жизни появляется Максимка, матрос принимает решение измениться. Ему теперь есть для кого стараться быть лучше; он становится более ответственным. В конце рассказа говорится о том, что Лучкин перестал пропивать вещи, а стал пить «с рассудком».

Только что пробил колокол. Было шесть часов прелестного тропического утра на Атлантическом океане.

По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, местами подернутому, словно белоснежным кружевом, маленькими перистыми облачками, быстро поднимается золотистый шар солнца, жгучий и ослепительный, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. Голубые рамки далекого горизонта ограничивают его беспредельную даль.

Как-то торжественно безмолвно кругом.

Только могучие светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками и нагоняя одна другую, плавно переливаются с тем ласковым, почти нежным ропотом, который точно нашептывает, что в этих широтах, под тропиками, вековечный старик океан всегда находится в добром расположении духа.

Бережно, словно заботливый нежный пестун, несет он на своей исполинской груди плывущие корабли, не угрожая морякам бурями и ураганами.

Пусто вокруг!

Не видно сегодня ни одного белеющего паруса, не видно ни одного дымка на горизонте. Большая океанская дорога широка.

Изредка блеснет на солнце серебристою чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко прореет в воздухе темный фрегат или белоснежный альбатрос, пронесется над водой маленькая серая петрель, направляясь к далеким берегам Африки или Америки, и Снова пусто. Снова рокочущий океан, солнце да небо, светлые, ласковые, нежные.

Слегка покачиваясь на океанской зыби, русский военный паровой клипер «Забияка» быстро идет к югу, удаляясь все дальше и дальше от севера, мрачного, угрюмого и все-таки близкого и дорогого севера.

Небольшой, весь черный, стройный и красивый со своими тремя чуть-чуть подавшимися назад высокими мачтами, сверху донизу покрытый парусами, «Забияка» с попутным и ровным, вечно дующим в одном и том же направлении северо-восточным пассатом бежит себе миль по семи - восьми в час, слегка накренившись своим подветренным бортом. Легко и грациозно поднимается «Забияка» с волны на волну, с тихим шумом рассекает их своим острым водорезом, вокруг которого пенится вода и рассыпается алмазною пылью. Волны ласково лижут бока клипера. За кормой стелется широкая серебристая лента.

На палубе и внизу идет обычная утренняя чистка и уборка клипера - подготовка к подъему флага, то есть к восьми часам утра, когда на военном судне начинается день.

Рассыпавшись по палубе в своих белых рабочих рубахах с широкими откидными синими воротами, открывающими жилистые загорелые шеи, матросы, босые, с засученными до колен штанами, моют, скребут и чистят палубу, борты, пушки и медь - словом, убирают «Забияку» с тою щепетильною внимательностью, какою отличаются моряки при уборке своего судна, где всюду, от верхушек мачт до трюма, должна быть умопомрачающая чистота и где все, доступное кирпичу, суконке и белилам, должно блестеть и сверкать.

Матросы усердно работали и весело посмеивались, когда горластый боцман Матвеич, старый служака с типичным боцманским лицом старого времени, красным и от загара и от береговых кутежей, с выкаченными серыми глазами, «чумея», как говорили матросы, во время «убирки» выпаливал какую-нибудь уж очень затейливую ругательную импровизацию, поражавшую даже привычное ухо русского матроса. Делал Матвеич это не столько для поощрения, сколько, как он выражался, «для порядка».

Никто за это не сердился на Матвеича. Все знают, что Матвеич добрый и справедливый человек, кляуз не заводит и не злоупотребляет своим положением. Все давно привыкли к тому, что он не мог произнести трех слов без ругани, и порой восхищаются его бесконечными вариациями. В этом отношении он был виртуоз.

Время от времени матросы бегали на бак, к кадке с водой и к ящику, где тлел фитиль, чтобы наскоро выкурить трубочку острой махорки и перекинуться словом. Затем снова принимались чистить и оттирать медь, наводить глянец на пушки и мыть борты, и особенно старательно, когда приближалась высокая худощавая фигура старшего офицера, с раннего утра носившегося по всему клиперу, заглядывая то туда, то сюда.

Вахтенный офицер, молодой блондин, стоявший вахту с четырех до восьми часов, уже давно разогнал дрему первого получаса вахты. Весь в белом, с расстегнутою ночной сорочкой, он ходит взад и вперед по мостику, вдыхая полной грудью свежий воздух утра, еще не накаленный жгучим солнцем. Нежный ветер приятно ласкает затылок молодого лейтенанта, когда он останавливается, чтобы взглянуть на компас - по румбу ли правят рулевые, или на паруса - хорошо ли они стоят, или на горизонт - нет ли где шквалистого облачка.

Но все хорошо, и лейтенанту почти нечего делать на вахте в благодатных тропиках.

И он снова ходит взад и вперед и слишком рано мечтает о том времени, когда вахта кончится и он выпьет стакан-другой чаю со свежими горячими булками, которые так мастерски печет офицерский кок, если только водку, которую он требует для поднятия теста, не вольет в себя.

Вдруг по палубе пронесся неестественно громкий и тревожный окрик часового, который, сидя на носу судна, смотрел вперед:

Человек в море!

Матросы кинули мгновенно работы, и, удивленные и взволнованные, бросились на бак, и устремили глаза на океан.

Где он, где? - спрашивали со всех сторон часового, молодого белобрысого матроса, лицо которого вдруг побелело как полотно.

Вон, - указывал дрогнувшей рукой матрос. - Теперь скрылся. А сейчас видел, братцы… На мачте держался… привязан, что ли, - возбужденно говорил матрос, напрасно стараясь отыскать глазами человека, которого только что видел.

Вахтенный лейтенант вздрогнул от окрика часового и впился глазами в бинокль, наводя его в пространство перед клипером.

Сигнальщик смотрел туда же в подзорную трубу.

Видишь? - спросил молодой лейтенант.

Вижу, ваше благородие… Левее извольте взять…

Но в это мгновение и офицер увидел среди волн обломок мачты и на ней человеческую фигуру.

Свистать всех наверх! Грот и фок на гитовы! Баркас к спуску!

И, обратившись к сигнальщику, возбужденно прибавил:

Не теряй из глаз человека!

Пошел все наверх! - рявкнул сипловатым баском боцман после свистка в дудку.

Словно бешеные, матросы бросились к своим местам.

Капитан и старший офицер уже вбегали на мостик. Полусонные, заспанные офицеры, надевая на ходу кители, поднимались по трапу на палубу.

Старший офицер принял команду, как всегда бывает при аврале, и, как только раздались его громкие, отрывистые командные слова, матросы стали исполнять их с какою-то лихорадочною порывистостью. Все в их руках точно горело. Каждый словно бы понимал, как дорога каждая секунда.

Не прошло и семи минут, как почти все паруса, за исключением двух - трех, были убраны, «Забияка» лежал в дрейфе, недвижно покачиваясь среди океана, и баркас с шестнадцатью гребцами и офицером у руля спущен был на воду.

С богом! - крикнул с мостика капитан на отваливший от борта баркас.

Гребцы навалились изо всех сил, торопясь спасти человека.

Но в эти семь минут, пока остановился клипер, он успел пройти больше мили, и обломка мачты с человеком не видно было в бинокль.

По компасу заметили все-таки направление, в котором находилась мачта, и по этому направлению выгребал баркас, удаляясь от клипера.

Глаза всех моряков «Забияки» провожали баркас. Какою ничтожною скорлупою казался он, то показываясь на гребнях больших океанских волн, то скрываясь за ними.