Речевая характеристика платона каратаева. Платон Каратаев – характеристика

Образ Платона Каратаева, изображенный в романе-эпопее «Война и мир», получил неоднозначную оценку исследователей творчества Л.Н. Толстого. В романе он представлен как смиренная натура. В оценке литературоведов Каратаев воспринимается как герой, олицетворяющий пассивность, покорность судьбе и неизбежность «божьего суда». В такой трактовке характер Платона Каратаева скорее отрицателен. Однако Толстой видел в этом образе более сложную натуру.

Каратаев появляется перед нами впервые в тот момент, когда в горящей Москве бесчинствуют французы. Мы представляем образ Каратаева через его восприятие Пьером Безуховым, удивительно мягким человеком, который, глядя на все, что творится вокруг него, не может оставаться равнодушным к происходящему, испытывая душевный надлом и теряя веру в человека.

Именно в этот момент появляется Каратаев-солдат. До своего пленения он исправно нес службу, исполняя свой долг перед Отечеством.

Попав в плен, он стойко переносит все лишения, воспринимая сложившиеся обстоятельства как очередное испытание, выпавшее на его долю.

Анализируя характер Каратаева, мы замечаем в нем очень важное качество – кротость, смирение, готовность протянуть руку помощи нуждающемуся в ней. В подтексте образа Платона чувствуются размышления самого автора. В характере Каратаева Толстой стремится противопоставить аристократию народу, искусственность и условность одних простоте и крестьянской правде других.

Рисуя образ своего героя, Толстой остается верен своему художественному принципу несколько раз повторять важные детали. Так, при изучении внешней характеристики Каратаева, мы читаем: «Вся фигура Платона … была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые, приятная улыбка, большие карие нежные глаза были круглые». В другом месте снова звучит усиление повтором: «Лицо, несмотря на мелкие круглые морщины, имело выражение невинности и юности, голос у него был приятный и певучий…». Образ «круглого» Платона Каратаева представлен символично. Согласно древним представлениям, шар являлся символом завершенности, совершенства. Эпитетом «круглый» автор хотел подчеркнуть исчерпанность и законченность образа, изображая цельную и внутренне гармоничную личность.

В речи Каратаева звучит народная мудрость. Обилие поговорок, которыми он подкрепляет свои слова, повествование о несправедливо осужденном купце – это выражение народного характера, которому свойственна глубокая житейская философия, вера в добро и в то, что справедливость всегда восторжествует, даже если для этого придется пройти долгий путь.

Но Толстой вовсе не стремится к идеализации своего героя, он постоянно подчеркивает естественную природу поступков Каратаева и то, что все, что он делает и говорит, происходит неосознанно, а значит, идет из глубины души.

Платон Каратаев не противопоставлен другим героям, относящимся в романе к представителям низшего сословия, а выполняет схожую с ними функцию: становится средством познания народной жизни. Для Пьера Безухова герой становится выразителем народной жизни, столь далекой от дворянской среды. Каратаев “навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды”. Платон Каратаев сыграл важную роль в становлении характера Пьера Безухова, встретившись на его пути в тот момент, когда Пьер особенно нуждался в духовной цельности и гармонии.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

На страницах романа "Война и мир" даже, казалось бы, второстепенные герои появляются неслучайно. Характеристика Платона Каратаева занимает в важное место. Попробуем вспомнить, каким был этот герой.

Встреча Пьера Безухова с Платоном Каратаевым

Характеристика Платона Каратаева в великом произведении Л. Н. Толстого начинается с момента его знакомства с Пьером. Эта встреча происходит в тяжелый для Безухова жизненный период: он сумел избежать казни, но видел гибель других людей. Главный герой лишился веры в возможность благоустройства мира и в Бога. Преодолеть этот переломный момент жизни Пьеру помогает выходец из народа «Платоша».

Народный философ

Платон Каратаев, характеристика которого является темой данной статьи, - это человек, который смог приобщить Пьера Безухова к народному началу и мудрости простых людей. Он - настоящий философ. Неслучайно Л. Н. Толстой дал Каратаеву имя Платон. Его речь полна народными присказками, от этого обыкновенного, казалось бы, солдата веет мудрым спокойствием.

Встреча с Платоном Каратаевым стала для Пьера одной из самых значимых в жизни. Даже спустя много лет уже стареющий Безухов оценивает свои поступки и мысли по тем принципам, которые он усвоил для себя, общаясь с этим случайным знакомым.

"Круглое" начало

Характеристика Платона Каратаева, которая складывается в нашем представлении, очень необычна благодаря образной речи автора. Толстой упоминает о «круглых» и спорых движениях народного философа. Руки Платона Каратаева сложены так, будто он собирается что-то обнять. Западают в душу его добрые карие глаза и приятная улыбка. Во всем его облике, в его движениях было что-то успокоительное и приятное. Платон Каратаев был участником большого количества военных походов, но, попав в плен, отказался от всего «солдатского» и вернулся к складу выходца из народа.

Почему же именно округлостью движений наделяет Толстой своего героя? Вероятно, Лев Николаевич подчеркивает этим мирный характер Платона Каратаева. Современные психологи говорят, что круг обычно предпочитают рисовать мягкие, обаятельные, покладистые люди, которые подвижны и расслаблены одновременно. Круг - это символ гармонии. Неизвестно, знал ли об этом автор великого романа, но интуитивно он, конечно, чувствовал это. Характеристика Платона Каратаева - безусловное подтверждение жизненной мудрости Толстого.

Речь Платоши

Речь может многое рассказать о таком герое, как Платон Каратаев. «Война и мир» - характеристика психологического мира персонажей, так как в этом романе Толстой очень много внимания уделяет особенностям языка и поведения тех, о ком хочет рассказать более подробно.

Первые слова, с которыми наш герой обратился к Безухову, наполнены простотой и лаской. Речь Платона Каратаева напевная, она пронизана народными поговорками и присказками. Его слова не просто отражают собственные мысли, но и выражают народную мудрость. «Час терпеть, а век жить», - так говорил Платон Каратаев.

Характеристика этого персонажа невозможна без упоминания о его повествовании про купца, который был приговорен к каторге за чужое преступление.

Речь Платона Каратаева, его высказывания - это отражение идей христианской веры о смирении, справедливости.

О смысле жизни

Характеристика Платона Каратаева в романе «Война и мир» дана автором для того, чтобы показать другой тип человека, не такой, как Пьер Безухов и Андрей Болконский. Этот простой солдат, в отличие от вышеупомянутых главных героев, не размышляет о смысле жизни, он просто живет. Платон Каратаев не испытывает страха перед смертью, он верит в то, что его жизнью распоряжается высшая сила. Этот герой смотрит на свою жизнь не как на что-то отдельное, а как на часть целого. Суть каратаевской натуры - это любовь, которую он испытывает ко всему в мире.

В завершение следует сказать, что Л. Н. Толстой, создав образ Платона Каратаева, хотел показать, насколько важен человек не сам по себе, а как член общества, который осуществляет общие цели. Только участвуя в общественной жизни, можно реализовать свои желания. Лишь так удается достичь гармонии. Все это стало понятно Пьеру после знакомства с Платоном Каратаевым. В соответствии с этой идеей хочется добавить, что этот конечно, интересен нам сам по себе. Однако гораздо важнее то, какую роль он сыграл в жизни Пьера Безухова. Благодаря этой встрече, главный герой смог обрести внутреннюю гармонию и согласие с миром и людьми.

Образ Платона Каратаева - это душевное народное начало, безграничная гармония, которая дается лишь через веру в Бога, в его волю на все, что происходит в жизни. Этот герой любит всех вокруг, даже французов, к которым попал в плен. Благодаря беседам с «народным философом» Пьер Безухов приходит к пониманию, что смысл жизни состоит в том, чтобы жить, осознавая божественное начало всего происходящего в мире.

Итак, мы охарактеризовали Платона Каратаева. Это выходец из народа, который сумел привнести в жизнь главного героя, Пьера Безухова, понимание мудрости простых людей.

Сочинения по литературе: Философия жизни платона каратаева

Мудр тот, кто знает не многое, а нужное

Мудрость человечества в терпимости

«Война и мир» - широкое историческое полотно, где главным героем является народ. И сам Л. Н. Толстой пишет об этом в своих дневниках: «Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так… в «Войне и мире» я любил мысль народную». По мнению автора, именно народные массы творят историю, а не командование армией и не генералы.

Платон – один из представителей русского крестьянства. С ним знакомится Пьер Безухов в плену. После того, как он стал свидетелем страшного события – расстрела пленных, Пьер потерял веру в человека, в разумность его поступков. Он находится в подавленном состоянии. И именно встреча в бараке с Платоном вернула графа Безухова к жизни. «Рядом с ним сидел, согнувшись, какой-то маленький человек, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении». Пьер наблюдает за тем, как Платон уверенными «круглыми» движениями разматывает бечевки на ногах. Граф и мужик оказались в одинаковом положении: они пленные. И в этой ситуации необходимо остаться человеком, самим собой, необходимо выстоять и выжить. Именно такому выживанию учится Пьер у Каратаева.

Платон у Толстого – собирательный образ, так же, как и Тихон Щербатый. Не случайно, представляясь Пьеру, он называет себя во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка… Меня Платоном звать, Каратаевы прозвище». Каратаев ощущает себя не отдельной личностью, а часть целого, частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в метких и емких пословицах и поговорках, за каждой из которых эпизод жизни Платона Каратаева. Например, «где суд, там и неправда». Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии. Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы как должное, он готов приносить себя в жертву ради благополучия семьи: «… думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят, - а у меня, глади, одна солдатка осталась…Рок головы ищет».

Платон Каратаев любит каждого человека, каждое живое существо, весь мир. Не случайно он ласков с обычной бездомной собакой, по его философии, не только людей, но «и скота жалеть надо».

Платон воспитан на христианских традициях, а религия призывает нас к терпению и послушанию, жить «не нашим умом, а божьим судом». Поэтому он никогда не испытывал зла и обиды к людям. Раз уж так сложилась судьба, то нужно с честью выполнять свой воинский долг, защищать свою Родину: «Москва – она всем городам мать». Платон – патриот, Россия для него – это родная мать, и ради нее можно и с жизнью расстаться. Однако к врагам он не испытывает ненависти. Ведь войны ведут политики, императоры, при чем же здесь простой солдат? А пленным одинаково тяжело, какую бы из воющих сторон они не представляли. Платон с удовольствием шьет рубахи для французов и любуется своей работой.

После знакомства с Каратаевым Пьер начинает по-другому относится к жизни, ко всему тому, что с ним произошло. Платон для него – это идеал для подражания. Не случайно у Пьера он ассоциируется с чем-то «круглым». Круглым – значит, законченным, сформировавшимся, не принимающим на веру других принципов, «вечным олицетворением духа простоты и правды».

Конечно же, с жизненными принципами Платона Каратаева можно не согласиться. Не всегда нужно беспрекословно покоряться судьбе, быть рабом жизненных обстоятельств. Но что мне наиболее близко в образе Каратаева – это его любовь к жизни, к миру, ко всему человечеству. Его философия - философия христианская. А религия помогает жить любому человеку, в каких бы тяжелых условиях он не оказался, какие бы серьезные испытания не выпали ему. Это народная мудрость, сформированная веками.

«Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Возможно, как солдат Каратаев слабый: настоящий воин должен, как Тихон Щербатый, ненавидеть врага. И в то же время Каратаев патриот. Но как человек, личность, Платон очень сильный и мужественный. Как сказал о народе в романе Кутузов: «Чудесный, бесподобный народ!» Я думаю, эти слова можно отнести к Платону Каратаеву и к его жизненным принципам. Если бы в армии не было людей, готовых не только непримиримо бить врага, но и философски относиться к жизненным трудностям, находить в себе силы достойно преодолевать их, то я думаю, без таких солдат Кутузов вряд смог бы победить честолюбивого Наполеона.

На такие же жертвы шел русский народ и в нашей недавней истории, чтобы победить фашизм.

С Платоном Каратаевым, солдатом Апшеронского полка, Пьер Безухов встречается в самый тяжелый момент своей жизни. Только что, избежав казни, он смотрел, как убивают других людей, и мир «превратился для Пьера в кучу бессмысленного сора». «В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую и в свою душу и в Бога». Помогает герою выйти из этого кризиса «Платоша». Мало того, после знакомства с Платоном, после долгого общения с ним в плену Пьер навсегда обретает новое понимание вещей, уверенность, внутреннюю свободу. Герой приобщается к народному началу, к народной мудрости, воплощенной в Каратаеве. Недаром назвал писатель этого народного философа - Платоном. И в эпилоге романа, по прошествии многих лет, Пьер Безухов будет проверять свои мысли, поступки, соотнося их с представлениями о жизни Каратаева. Так что же это за образ - Платон Каратаев?

Автор прежде всего показывает его «круглые, спорые движения», в которых было «что-то приятное, успокоительное». Это солдат; участвовавший во многих походах, но в плену «он отбросил от себя все… чуждое, солдатское» и «возвратился к крестьянскому, народному складу». Автор подчеркивает «круглое» начало во внешности героя: «даже руки он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то». Довершают обаятельный внешний облик «большие карие нежные глаза» и «приятная улыбка». В первых же словах, обращенных к Пьеру, звучат «ласка и простота». «А много вы нужды увидали, барин? А?.. Э, соколик, не тужи…» Речь Платоши - певучая, пронизанная народными пословицами, присказками. Он говорит как бы не только от себя, но выражая мудрость народа: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «На болезнь плакаться - Бог смерти не даст», «Реж головы ищет» и т. д. Самые заветные свои мысли он высказывает в повествовании о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление. Через много лет он встречается с истинным убийцей, и в том пробуждается раскаянье. Глубокая христианская идея жизни по совести, смирения и веры в высшую справедливость, которая непременно восторжествует, - вот существо каратаевской, а значит, и народной философии. Именно поэтому Пьер, приобщившись к этому мировоззрению, начинает жить по-новому.

Главная мысль романа «Война и мир» - это мысль о единении людей доброй вили. И Платон Каратаев показан как человек, способный раствориться в общем деле, в мире. Для Толстого это душа патриархального мира, он представляет собою психологию и мысли всех простых людей. Они не раздумывают о смысле жизни, как Пьер и Андрей, они просто живут, их не пугает мысль о смерти, ибо они знают, что их «существованием распоряжается не простой произвол», а справедливая высшая сила. «Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь». «Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Вот то ощущение, к которому с таким трудом идут дворяне Толстого. Суть натуры Каратаева - это любовь. Но также особенная - это не личное чувство привязанности к каким-то конкретным людям, ко всему вообще в мире: он любил товарищей, французов, любил Пьера, он любил всех животных.

Итак, образ Платона Каратаева символичен. Шар, в представлении древних, - символ завершенности, совершенства. И Платон «навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды. Но в жизни совмещаются, имеют место множество типов людей. Одного сознания мало и для развитого человека, необходимо и непосредственное чувство. Толстой в своем романе показывает, как. эти два начала дополняют друг друга: «Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим». И, только ощущая себя причастным к общей «роевой» жизни, человек может выполнять свои личные задачи, жить подлинной жизнью, в гармонии с самим собой и с миром. Именно это открылось Пьеру в общении с Платоном Каратаевым.

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...

    Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру, нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью...

    Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...

    В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" рассказано о многом из того, с чем нам приходится встречаться в реальной жизни. Это и дружба, и предательство, и поиск смысла жизни, и смерть, и война, и, конечно, любовь. Каждый сам выбирает...

В душевном складе Каратаева (см. статью Образ Платона Каратаева в «Войне и мире») было много «благообразия»: «в его речи события, самые простые, получали характер торжественного благообразия... Он любил слушать сказки... Но больше всего любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали». «В рассказе его о том, как он попал в солдаты, что спасло от солдатчины его брата, есть что-то евангельское», – говорит критик Овсянико-Куликовский.

Лев Толстой. Война и мир. Главные герои и темы романа

«Не один Толстой открывал в своем народе евангельское. Великое историческое и общечеловеческое значение Евангелия на том и основано, что в каждом народе есть нечто ему сродни. Если бы в Платоне Каратаеве не было, кроме этой черты (сочетания мужицкого с евангельским), еще и других важных черт, то он был бы очень широким общечеловеческим типом, объемлющим соответственные стороны духа у разных народов. Он был бы во всемирной литературе тем, чем, по словам Толстого, он был и навсегда остался для Пьера Безухова – «вечным олицетворением духа простоты и правды». На самом деле, этого нет. Толстой на этот раз сузил образ, сделав Каратаева типом специально-русским, национальным». (Овсянико-Куликовский).

Характерной русской чертой в Каратаеве было, по мнению Толстого, – смирение бессознательное, органически-прирожденное, которое, как любовь к людям, не было у него результатом сознательной «борьбы» с гордыней. Толстой называет Каратаева «олицетворением всего русского, доброго и круглого», – «непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды», – и вся жизнь, все миросозерцание Каратаева полно выражаются в этих словах. В его «смирении» – кроется разгадка основ национального нашего русского миросозерцания, – которое можно определить словами проф. Овсянико-Куликовского: – «наш умеренный (сравнительно с восточным, азиатским) фатализм и наш неумеренный (сравнительно с западноевропейским) оптимизм.

«Рок головы ищет» – говорит Каратаев. – «А мы все судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулась, а вытащишь – ничего нет!»

Фатализм и оптимизм Каратаева слышится также в рассказе его о том, как он попал в солдаты, и как это оказалось «к лучшему»; эти же черты освещают его рассказ о купце, по судебной ошибке сосланном на каторгу... Каратаев вечно благодушен, – не беспокоится о будущем, без страха готов умереть и со всем примиряется легко.

Ложась спать, говорил он: «положи, Господи, камушком, подними калачиком», а, просыпаясь, повторял: «лёг – свернулся, встал – встряхнулся».

Так проходит вся жизнь его, ровная, беспорывная, безличная, крепкая тем внутренним укладом мыслей и чувств, которые определены его неразрывностью с «общим» – крестьянским и русским. Целостность, нетронутость его души выражены тем словом «круглый» которым Толстой не раз его определяет.

К национальным свойствам, воплощенным в образе Каратаева, относится также его «простота и правда»... Это тоже не «добродетели», а «свойства» русского народа, – вернее, даже «свойство», так как, оба эти понятия, в сущности, представляют собою одно целое, неделимое качество. В круг понятий, которые охватываются понятием «простота», видят: «простодушие», «добродушие», «искренность», «наивность», наконец, «добродушная глупость», – в круг понятий, заключенных в слове «правда», входят: «объективная истина», «субъективная правдивость», «нравственная правда» (справедливость отношений). Уж из этого перечня видно, как один круг понятий («простота»), входит в другой («правда»). Вот почему –

«как самый термин «простота и правда» есть явление лингвистически-национальное и непереводим на другие языки (подобно греческому «калокагатия»), так и художественные образы, ему отвечающие, суть образы, специально русские, национальные и часто, целиком, или в некоторых отношениях, остаются непонятными для иностранца» (Овсянико-Куликовский).

Таков сложный образ простого мужичка Каратаева, который лишь эпизодическим лицом появляется в романе, но играет огромную роль в истории самосознания Пьера. Показав в его лице, как русский народ мыслит и чувствует, перенося бремя жизни, указав, какая сила душевная кроется в простом народе, Л. Толстой приводит своего колеблющегося, оторванного от родины, интеллигента Пьера опять к народной жизни, включает его в «круглое», «цельное», представляющее собою жизнь всего русского народа .

См. также статью Платон Каратаев – взгляды на жизнь . Ссылки на другие материалы по творчеству Л. Н. Толстого – см. ниже в блоке «Ещё по теме…»


Одним из крайних выражений этого национального свойства является в народной поэзии образ Иванушки-Дурачка, в котором «простота» доведена до глупости, хотя только кажущейся, а «правда» – до высшей нравственной правды. Другим представителем того же типа, только в иной постановке служит нам эпический богатырь – Илья Муромец, в котором «простота» развита до прямодушия, искренности, бесхитростности, а «правда» – до известных понятий о долге, призвании, чести идр.» (Овсянико-Куликовский).