Роль телевидения жизни современного человека. Роль и функции телевидения с современном обществе

На вопрос Какую роль играет телевидение в твоей жизни? Полезно ли оно для нас? заданный автором худосочный лучший ответ это Наверное очень важную. Почему?? ? Да элементарно потому, что из множества телевизионных передач можно узнать много нового. Сегодня не все передачи бесполезные, которые только качают дениги из населения с помощью разнообразных смс - голосований. Есть и очень познавательные. Новости - чем не хорошая передача. Понятно, что все выпуски целый день смотреть не будешь. Жостаточно одного просмотра в день и ты в курсе всех событий, практически всех. Много интересного кино, прикольных шоу. Телевидение это круто и правильно. Вот только проблема, что в последнее время по этому самому телевидению стали показывать много непристойностей и кровавых сюжетов. Ведь большенство детей проводит свое время рядом с "другом-телевизором". Именно так. Второе место после компьютера. Но прогресс. Никуда не деться. Вообще телевидение это хорошо. Не представляю своей жизни без "телека". Будет скучно и не интересно. Хотя смотрю его редко, но отказываться от него не хочу и не собираюсь))

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Какую роль играет телевидение в твоей жизни? Полезно ли оно для нас?

Ответ от Angel23 [активный]
А я его смотрю?


Ответ от Олег Меньшов [гуру]
Большую, если его не будет, что тогда делать.


Ответ от Европейский [эксперт]
Я редко смотрю телевизор, но иногда смотрю позновательные передачи и узнаю много нового и интересного!..


Ответ от Прослоить [гуру]
Мало стало познавательных программ, все больше чернуха, поэтому и телик включать не хотся.


Ответ от Vuk [мастер]
10-ую



Ответ от FrukTs [активный]
Для каждого человека оно играет разные роли) домохозяйкам которым за 30, помогает проводить тупо время, пока они готовят хавчик...)))
некоторые узнаю самые свежие новости в его городе, так сказать... Или просто люди тупо отдыхают смотря телик!


Ответ от Наталия Позднякова [гуру]
Не представляю без него досуг, но стало совсем неинтересное.


Ответ от Leo [гуру]
Сегодня телевидение ОЧЕНЬ ВРЕДНО!!
Там правит бал свора стяжателей, которым нужно только одно-деньги любой ценой!! !
Два канала можно смотреть: Культура и Планета животных -остальное-это диверсия против человека!!


Ответ от Валентина Лазаренко [гуру]
Большую, лишь бы включен был, а вот смотрю ли я там что-нибудь уже другой вопрос.


Ответ от татьяна [гуру]
Скуки ради. Инет вытеснил Инет


Ответ от Мия Уоллес [гуру]
У меня кабельное тв, и есть оч много интересных какналов по типу ВВС и всё такое. Так что иногда пожно подчерпнуть полезную информацию


Ответ от Дана Легкобит [новичек]
Очень большую роль, без телевизора многие люди не могут прожить и полдня. Например я когда есть время обязательно посмотрю разные программы. Но в последнее время в телевидение стало попадать много вредных программ действующих на психику человека. Нужно стараться избегать этого. Также в телевиденье стали попадаться взломы и порой очень пугающие.


Ответ от N S [новичек]
Наверное очень важную. Почему?? ?Да элементарно потому, что из множества телевизионных передач можно узнать много нового. Сегодня не все передачи бесполезные, которые только качают дениги из населения с помощью разнообразных смс - голосований. Есть и очень познавательные. Новости - чем не хорошая передача. Понятно, что все выпуски целый день смотреть не будешь. Жостаточно одного просмотра в день и ты в курсе всех событий, практически всех. Много интересного кино, прикольных шоу. Телевидение это круто и правильно. Вот только проблема, что в последнее время по этому самому телевидению стали показывать много непристойностей и кровавых сюжетов. Ведь большенство детей проводит свое время рядом с "другом-телевизором". Именно так. Второе место после компьютера. Но прогресс. Никуда не деться. Вообще телевидение это хорошо. Не представляю своей жизни без "телека". Будет скучно и не интересно. Хотя смотрю его редко, но отказываться от него не хочу и не собираюсь))


СМИ всегда оказывали влияние на массовое сознание. По мере увеличения количества разнообразных СМИ, появления новых влияние их становится все обширнее и разнообразнее. В условиях современного развития России, когда печатные СМК и Интернет оказываются доступны не всем группам населения и регионам, телевидение остается самым массовым средством коммуникации.

Сегодня телезритель зачастую становится заложником телепередач. Достаточно вспомнить любое интерактивное телевизионное шоу, чтобы подтвердить это. Если зрители уделяют так много времени телевизионному досугу, соответственно все то, что они смотрят, оказывает на них воздействие. Мы стремимся копировать манеры и жесты героев сериалов, стараемся носить такую же одежду, как у героев телепрограмм, стричься или наносить такой же макияж, как посоветуют нам в модной передаче по стилистике.

Также стоит отметить, что в современном обществе важной и распространенной частью телевидения является телевизионная реклама. Это может быть видеоролик в рекламном блоке, рекламная пауза, текст в бегущей строке, телеобъявление, виртуальная реклама и т.д. Реклама создает виртуальный мир, спектакль, в котором живут вымышленные образы. Люди знают это, но все же подчиняются законам рекламы.

Телевидение - это не только фильмы, новости, телепередачи и реклама, но и мощный инструмент для агитации и пропаганды. Восприимчивость человеческой психики к внушение информации сделало телевидение инструментом распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Поэтому на сегодняшний день роль телевидения нельзя недооценивать, ведь сегодня информация стала инструментом власти.

В совокупности аудитория телевидения составляет миллионы, у экрана обычно собирается небольшая, чаще всего семейная, группа людей, причем просмотр проходит, как правило, в домашних условиях. Это очень важное обстоятельство. Если газеты, журналы, книги изначально предназначены для чтения в одиночку, к тому же в самых разных условиях (в том числе в дороге и даже на работе), если прослушивание радиопередач также может проходить в самых разных условиях и преимущественно индивидуально, то телевидение (родственное по своим аудиовизуальным характеристикам кино и театру - видам искусства, издавна сложившимся как коллективные зрелища) требует умения обращаться одновременно и к миллионной аудитории, и к малой группе людей, контакт с которой должен происходить на высоком уровне доверительности. В то же время это не исключает трансляции из больших залов с показом больших групп зрителей, когда характер общения с аудиторией оказывается иным, близким по типу к "митингу миллионов".

Массовая аудитория обращается к телевидению преимущественно в свободное время, чаще всего вечером после рабочего дня или в дни отдыха, что требует от журналистов умения сочетать информационную насыщенность с высоким уровнем увлекательности, со способностью "вписать" передачи в часы отдыха и подготовки к следующему рабочему дню. "Принудительность" телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок, структуру и темпоритм требует особенно тщательного подхода к составлению программ.

Таким образом, роль телевидения в современном мире огромна.

Оно информирует нас о последних событиях, произошедших в мире, развлекает нас, развивает, но в тоже время оказывает большое воздействие на нашу психику как положительное, так и отрицательное.

На основе всего вышесказанного, выявим основные функции телевидения.

1) Информационная функция (основная функция телевидения, заключающаяся в способности удовлетворить информационные потребности индивида, общества, государства. Безусловно, по сравнению со своими предшественниками телевидение является более преимущественным видом СМИ, так как оно распространяет информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоциональнее. Несмотря на то, что в современном мире у телевидения появился серьезный конкурент - интернет, телевидение все же пользуется спросом у людей.

Люди хотят быть осведомленными последними событиями, происходящими в стране, мире, это необходимое условие полноценного участия в современной жизни, и телевидение справляется с этой функцией. Люди получают оперативную информацию со всех концов света. Информация может быть из самых разнообразных сфер: политика, военные события, медицина, культура, спорт и многое другое. Каждая сфера находит своих почитателей.)

  • 2) Культурно-просветительская функция (Любая телевизионная передача в той или иной мере приобщает зрителя к культуре. Даже в информационных выпусках сам облик показываемых людей, их манера общения, степень грамотности оказывают влияние на зрительские установки. Итак, к культуре или ее отсутствию имеет отношение всякая телепередача. Но есть такие программы и особые каналы на телевидении, которые специально создавались для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры.)
  • 3) Интегративная функция (Все средства массовой коммуникации, в первую очередь телевидение, по своей природе способны поддерживать нормальное Функционирование того общества, на которое распространяется их влияние. Сам факт регулярного просмотра программы разными людьми уже свидетельствует об их определенной общности. Чем крупнее и разнообразнее сообщество, на которое направлено вещание, тем внимательнее должны составляться программы, чтобы ни одна часть аудитории не оказалась дискриминированной. Помимо национального и религиозного признаков обращают внимание на социальные (в том числе классовые), социально-психологические, возрастные различия людей.)
  • 4) Социально-педагогическая функция (управленческая функция) (Предполагает прямую вовлеченность телевидения в систему административного воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и духовно-нравственных ценностей, формирование мнений и побуждение к действию исходят от правительства. Степень этой вовлеченности и мера воздействия зависят от характера государства.

Эта функция близка к управленческой и интегративной функции)

  • 5) Организаторская функция (Организация каких-либо совместных действий масс людей. Это может распространении информации о смене проезда маршрута автобуса или организация различных ярмарок, праздников)
  • 6) Образовательная функция (Учебные передачи транслируются, как правило, по специально отведенному для этой цели каналу. Их отличает системность, периодичность)
  • 7) Рекреативная функция (Рекреация - отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Сюда можно отнести различные фильмы, сериалы, и прочее программы, которые легко воспринимаются, не требуют умственных способностей и позволяют человеку восстановить утраченные силы)

Социальные мотивы

Социологи считают, что мы смотрим телевизор по прагматическим соображениям: получить информацию, словить кайф, узнать что-то принципиально новое, слить негативные эмоции, потренировать реакции на телевизионных персонажах. Среди социальных мотивов на первом месте «Все смотрят – и я смотрю», «Мне не о чем будет говорить на работе», «Боюсь пропустить что-то важное». Когда все смотрели одно и то же, социальные мотивы были на первом плане. Телевидение формировало национальную идентичность и мировоззрение. Мы все стали советским народом благодаря программе «Время» и «Кинопанораме». С самого начала трансляций доминировали теории «сильного телевидения», которое фатально определяет поведение зрителей. Первый учебник по теории массовой коммуникации был опубликован американцем Миллсом в 1959 году. А вскоре другой американец, Маккуэйл, установил основные функции телевидения: информировать общество, модерировать его, обеспечивать преемственность поколений, развлекать, мобилизовывать в общественных целях, касающихся политики, войны, иногда религии и так далее.

Сегодня большинство теоретиков телевидения признают, что социальная миссия телевидения во многом исчерпана. Доминирует и, скорее всего, победит стремление людей развлекаться.

Психологические мотивы

Теперь, когда появился выбор каналов, индивидуально-психологические мотивы стали более очевидными. Стало понятно, что телевидение (как и интернет) – это универсальный проективный мегатест, зеркало для миллионов, в котором каждый ищет близкий себе образ, пытаясь решить глубинные психологические проблемы – от тоски и одиночества до выброса агрессии на весь мир.

Чтобы проверить эту гипотезу, мы вместе с аспирантом Института психологии РАН Федором Марченко взяли проективный тест Люшера (набор цветных карточек) и попросили 125 зрителей, студентов ВГИКа, проранжировать их, как в обычном исследовании. А потом выбрать карточку, которая, по мнению зрителя, наиболее соответствовала бы его личному телевизору. Выяснилось вот что.

– Телевизор маркирует только латентные, неявно выраженные проблемы. То есть телесмотрение помогает осознать глубокие личные проблемы, о которых зритель еще не догадывается, но что-то смутное уже чувствует.

– Телевидение маркирует в основном позитивные тенденции. Это перекликается с устойчивыми данными о том, что «я» человека имеет положительную модальность. Что бы ни происходило в жизни человека, он все равно считает себя неплохим парнем. Из этого, кстати, следует, что телевизионный материал все время проходит фильтрацию. Воспринимается и остается в памяти только то, что подтверждает положительную модальность «я». Остальное попросту забывается.

– Женщины и мужчины по-разному смотрят телевизионные программы. Женщины демонстрируют открытость и оптимизм и активно учатся «у телевизора», слямзивая с экрана все, от модели одежды до манеры говорить. Мужчины демонстрируют прямо противоположную тенденцию: закрытость, нежелание признавать, что проблемы большинcтва людей или героев на экране составляют трудность и для них. По тесту получалось, что мужчины скрывают свои истинные чувства даже от телевизора. А мы еще удивляемся, как им удается годами водить за нос своих собственных жен.

Стиль «баттерфляй» на разных дорожках

Как мы смотрим телевизор? Ответ «Лежа на диване» сегодня не катит, как и «В кругу семьи». После массового просмотра одних и тех же программ зритель стал одиноким и изобретательным манипулятором. Вопрос «Кто кем манипулирует?» – телевидение зрителем или зритель телевидением – остается открытым.

Зрителей можно ранжировать по степени активности. «Жирный пингвин» на диване – это архаизм. Потому что и это «животное» вооружилось пультом и, как киллер-ученик, подсекает программы и ведущих. Ученые не поленились, поставили видеокамеры и обнаружили, что простой заппинг, клацанье по каналам, – это уже не модно. Есть еще несколько стилей. Прямо как в плаванье или фигурном катании!

Выделяют, например, фоновый и сосредоточенный, непрерывный и «клиповый» стили телесмотрения. Типичная ситуация: человек занят чем-то своим, а в это время работает телевизор. Во многих домах телевизор включается и выключается вместе со светом. Напротив, сосредоточенное телесмотрение предполагает концентрацию внимания на содержании телепрограммы. Прямые трансляции со спортивных чемпионатов до сих пор вызывают полную включенность в события на экране и непрерывное смотрение. Напротив, клиппинг – когда смотрят программу урывками, отвлекаясь и переключаясь на другие каналы или виды деятельности.

С введением дистанционного управления каналами появился и пресловутый заппинг – постоянное переключение каналов, одновременное смотрение нескольких программ на разных каналах. Считается, что мужчины – более активные запперы, чем более консервативные женщины. Еще одна разновидность клиппинга – серфинг, плавное скольжение «по волнам», каналам. А флиппинг – это продолжительный одновременный просмотр двух программ длительного формата. Так можно смотреть сразу фильм и ток-шоу, матч и информационно-аналитическую программу. Зритель не хочет отказываться от одной программы в пользу другой или не знает, что для него лучше. Значительное увеличение количества каналов позволяет наблюдать еще один стиль телесмотрения – грейзинг; зритель выбирает три – семь каналов и потом долго «пасется» (graze – «пастись») именно на них.

Уровни зрительской активности

По степени включенности в просмотр и даже в телепроизводство можно выделить следующие типы зрительского поведения:

- пассивный реципиент, который будет смотреть все, что ему предложат;

- наивный адепт, который будет поступать именно так, как ему демонстрируют СМИ;

- аддикт, который не может прожить и дня без телевидения, отказываясь от других видов деятельности и реальных взаимоотношений;

- фанат, который обожает своих телезвезд и будет смотреть все программы с их участием;

- заинтересованный участник, который отвечает на вопросы ведущих;

- активист, который стремится попасть на программу, чтобы высказать свое мнение;

- игрок, который стремится попасть на программу, чтобы прославиться, самому стать телезвездой или выиграть приз;

- профессионал, который работает статистом во время программы, сидя в студии;

- скептик, который выключает телевизор, как только теряет интерес, и вообще ничего серьезного не ждет от телевидения;

- критик, который смотрит телевизор, чтобы получить подтверждение своим пессимистическим взглядам на жизнь и общество;

- агрессор, борец против телевидения: зритель, который считает (по религиозным, идеологическим или психиатрическим причинам), что все зло в мире от телевидения; он пишет письма, выражая свое негодование, участвует в пикетах протеста, преследует работников телевидения по телефону; один из членов плюрального множества зрительских групп внутри многомиллионной аудитории;

- умелый пользователь, программирующий телесмотрение сообразно своим индивидуальным вкусам, интересам, занятости.

Наше исследование с помощью проективного теста Люшера, кстати, показало, что зрители очень плохо осознают, как они смотрят телевизор. В ответах много противоречий. Например, человек может считать, что телевидение не играет существенной роли в его жизни, и смотреть телевизор по пятнадцать часов в неделю. Он может настаивать, что смотрит только политические ток-шоу, а среди любимых программ называть «КВН». Мы склонны давать социально желательные ответы, скрывая свое пристрастие или зависимость от телевидения.

Смотрим то, что ненавидим?

Телевидение не только обнаруживает психологические проблемы каждого из нас, но и помогает, пусть в суррогатной форме, их решать. Если вспомнить простую модель личности по Берну, в структуру которой входит Ребенок, Взрослый и Родитель, то можно все жанры телевидения или просто кино соотнести с нею. Например, сенсорный голод, потребность в стимуляции разной модальности, удовлетворяется в комедиях. Персонажи романтических, плутовских, эксцентричных комедий ведут себя как дети-дошкольники, непосредственно и радостно. Они не столько говорят, сколько взаимодействуют с миром. Более позднему уровню развития личности соответствуют мужские боевики и женские мелодрамы.

С восьми до двенадцати лет мальчики и девочки враждуют, живут по своим законам и ориентируются на своих кумиров. Обратите внимание, сколько женских трупов в том же «Джеймсе Бонде». Девушки не очень нужны в мужском мире, ими не дорожат ни авторы кино, ни зрители. И, напротив, сколько эмоций – просто соковыжималка, а не кино – в мелодраме. Никакого действия, сплошные эмоции. Это девичий мир. И, наконец, зрелому уровню личности соответствует трагедия, жанр, который сопоставляет любую ценность с жизнью в целом.

Когда мы смотрим то, чего не перевариваем в реальной жизни, мы расширяем границы своего «я», проводим мысленный эксперимент, примеряем еще вчера невозможные роли. Только для подростков такие практики опасны, они заимствуют их слишком прямолинейно. Дети не смотрят то, в чем они мало понимают. Они не любят порно, как и фильмы про взрослых. Они-то надеются стать более успешными и уж точно более умными, когда вырастут. А взрослые уже выработали систему противоядия против аморального поведения. На мой взгляд, вуайеризм, склонность подсматривать, переживая возбуждение, – не столько перверсия, сколько наша общая черта, помогающая расширить человечеству опыт.

Не знаю, как вы, а я, узнав все это, стала с большим почтением относиться как к телевизору, так и к себе. Надоело это вечное самоуничижение и непрерывное оправдание: «Я не смотрю этот грязный, противный телевизор!»

Смотрю, чтобы понять себя и других.

Мнение эксперта

Владислав Андрюшин, генеральный директор Альянса помогающих практик «ПроБоно»

Дело-то житейское

Многих переключение каналов отвлекает от неприятных переживаний, связанных с одиночеством. Телевизор помогает на время «заткнуть дыру» тоски по близкому общению и уклониться от пугающей встречи с собой. Другим телепрограммы, наоборот, помогают осознать и принять отвергаемые стороны своей жизни. Запутанные сюжеты жизненных ситуаций в сериалах показывают, что жизнь продолжается несмотря ни на что. «Дело-то житейское», – говорил герой мультфильма «Малыш и Карлсон» в подобных случаях. То, что отвергалось в своей жизни как ужасающе отталкивающее, становится обыденным. Отрицательные последствия подобного «принятия» не так очевидны. Под воздействием телевидения в каждом из нас формируется пассивно-поверхностное отношение к жизни. Все, что происходит с нами, воспринимается как своеобразное телешоу – несерьезное и обратимое. Ложное ощущение безопасного присутствия в своей жизни остается с нами уже независимо от просмотра телевизора.

  • II. Воздействие радиоактивного излучения на организм человека
  • L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  • *Известный публицист В. Кутырёв считает, что телевидение уподобляется «дарам данайцев». Это иллюзорное благо, таящее угрозу, лишающее человека радости и непосредственного общения.

    * В. Солоухин писал о том, что всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека. Наибольший интерес вызывают развлекательные передачи, а специальные программы скорее заинтересуют неспециалиста.

    * И. Петровский в очерке «Остаёмся. Куда же нам деваться?» с сожалением пишет о том, что по-настоящему талантливых, полезных, интересных программ на телевидении осталось мало. Из года в год увеличивающаяся диспропорция между тем, что необходимо зрителю, и тем, что выгодно самому телевидению, не может не тревожить мало-мальски думающих людей.

    Проблема злоупотребления компьютером

    *Известный публицист А.А. Зиновьев пишет, что компьютеры «стали всесильными божествами нашего Глобального человейника». По мнению автора, их считают материализацией нашей духовной жизни, наших душ, своеобразными «исповедальниками» наших мыслей.

    Проблема развития науки и техники

    * Известный писатель, публицист В. Солоухин считает, что техника сделала могущественнее государства и человечество в целом. Но тут же задаётся вопросом: когда человек останется один без этих величайших изобретений, будет ли он могущественнее всех своих предшественников по планете Земля?

    Проблема взаимоотношений между женщиной и мужчиной

    *Любовь...Что же это за чувство? Почему его обожествляют люди? Лёгкое, нежное блаженство или всепоглощающая страсть? Это вопрос, на который мы будем искать ответ, быть может, всю жизнь. Вспомним поэтические строки В. Шекспира:

    Что есть любовь?

    Безумье от угара,

    Игра с огнём, ведущая к пожару,

    Воспламенившая море слёз,

    Раздумье - необдуманности ради,

    Смешенье яда и противоядья...

    *Известный публицист О. Кожухова писала: «Любовь возвышает и милует, но она же и карает с объективностью беспристрастного, но строгого судьи, отвергая ничтожное, подлое, мелкое. Сила влечения к любимому существу способна преодолевать все преграды и трудности».

    · В цикле стихов «Баллада о любви» В. Высоцкий утверждал, что великое чувство объединяет всех влюблённых в единую Страну Любви. Необычайно трепетно звучат следующие строки.

    Телевидение является источником информации, а также средством для развлечения и обучения. Не так давно телепередачи принято было смотреть всей семьей. По окончании сеанса возникали споры и размышления относительно того или иного момента. Сегодня роль телевидения ни человека существенно изменилась, да и фильмы, передачи или мультфильмы носят иной характер, который не всегда положительно сказывается на людях. Очень часто у людей возникает зависимость от телевидения.

    Существует несколько факторов, которые указывают на роль телевидения и наличие
    зависимости от голубого экрана:

    • времяпрепровождение перед телевизором больше четырех часов в
      день;
    • раздражительность и нервозность оттого, что нет возможности
      посмотреть телепередачу или фильм;
    • все хобби, общение с друзьями и прочие радости жизни
      отодвигаются на второй план в пользу фильма;
    • появляется желание покупать только те товары, которые часто
      рекламируются по ТВ;
    • поступки в реальной жизни повторяют действия любимых
      киногероев;
    • вся информация, показанная по телевизору, воспринимается как
      истина.

    Влияние телевизора на особенно сильное, поэтому необходимо ограничивать пребывание малыша перед экраном. Приобретать лучше современные модели телевизоров, так как наиболее опасные излучения исходят со стороны задней панели устаревших образцов. Телевизоры Toshiba с жидкокристаллическими экранами появились на рынке одними из первых, сегодня они являются лучшим выбором.

    Что касается влияния телевизора на психику , то здесь все гораздо сложнее. Ученные провели не одно исследование, по их результатам стало известно, что дети воспринимают информацию, показываемую по телевизору как реальность. То есть они не понимают разницы между выдумкой и правдой.

    Телевизор в современной жизни чаще всего исполняет фоновую роль, это воспринимается как должное. Мощный эмоциональный и информативный поток зачастую приводит к возникновению проблем, которые связаны с рекламной зависимостью. Люди сами этого не осознавая становятся заложниками навязанных стереотипов мышления и поведения. Предотвратить такие негативные последствия воздействия телевизора на ребенка, как плохой сон, излишняя возбудимость, зависимость, головные боли, снижение зрения, можно только сокращением времени просмотра мультфильмов и передач к минимуму.