Сатирическая поэзия. Юмористы России: рейтинг самых востребованных комиков

Говоря о магистральных направлениях русской поэзии Серебряного века, поэтических школах и отдельных группах, нельзя не упомянуть о еще одном объединении, вошедшем в историю литературы под названием «Сатирикон».

Речь пойдет не столько о сатире как жанре, сколько о поэтическом стиле (не всегда фельетонном), которому в силу разного рода обстоятельств было позволено вести себя более свободно в рамках цензуры, чем другим течениям.

Здесь сложно говорить о каком-то новаторстве — скорее о развитии богатых традиций этого жанра русской литературы, имеющего блистательных предшественников. Но во время «революционных преобразований», коими в данном случае и является рассматриваемый нами период, в сатирико-поэтической области тоже происходили если и не революционные, то все же изменения. По крайней мере, в методике, поскольку, во-первых, модернистские веяния оказывали влияние не только на литературу, но и вообще на все области искусства, во-вторых, в этом жанре работали талантливейшие поэты своего времени, о которых и пойдет рассказ в данном разделе.

1 апреля 1908 года стало символичной датой. В этот день в Петербурге вышел в свет первый номер нового еженедельного журнала «Сатирикон», который затем целое десятилетие оказывал заметное влияние на общественное сознание. Первым главным редактором журнала стал художник Алексей Александрович Радаков (1877-1942), а с девятого номера этот пост перешел к писателю-сатирику, драматургу и журналисту Аркадию Тимофеевичу Аверченко.

Редакция журнала располагалась на Невском проспекте, в доме № 9. «Сатирикон» был изданием веселым и едким, саркастическим и злым; в нем остроумный текст перемежался с язвительными карикатурами, забавные анекдоты сменялись политическим шаржем. В то же время журнал отличался от множества других юмористических изданий тех лет своим социальным содержанием: здесь, не выходя за рамки приличий, бескомпромиссно высмеивались, бичевались представители власти, мракобесы, черносотенцы. Позицию журнала в последнем пункте определяли не столько писатели и журналисты с еврейскими корнями — В. Азов, О. Дымов, О. Л. Д’Ор, сколько чистокровные русские: А. Аверченко, А. Бухов, и другие, которые давали антисемитам куда более яростный отпор, чем их коллеги-евреи.

сатирики, как , и А. Бухов, печатались Л. Андреев, А. Толстой, с иллюстрациями выступали прославленные русские художники Б. Кустодиев, И. Билибин, А. Бенуа. За сравнительно короткий срок — с 1908 по 1918 год — этот сатирический журнал (и его поздний вариант «Новый Сатирикон») создал целое направление в русской литературе и незабываемую в ее истории эпоху.

Особая заслуга в столь громкой популярности «Сатирикона» в значительной степени принадлежала даровитым поэтам — сатирикам и юмористам, сотрудничавшим в журнале.

«Сатирикон» привлекал читателей тем, что его авторы практически отказались от обличения конкретных высокопоставленных лиц. Не было у них и «общеобязательной любви к младшему дворнику». Ведь глупость везде остается глупостью, пошлость — пошлостью, а потому на первый план выдвигается стремление показать человеку такие ситуации, когда он сам бывает смешон. На смену объективной сатире приходят «сатира лирическая», самоирония, позволяющие раскрыть характер «изнутри». Особенно ярко это проявлялось в поэзии, где объектом сатирического или юмористического изображения является лирический герой.

Творчество , П. Потемкина, В. Горянского, Е. Венского и других ведущих поэтов «Сатирикона» было представлено на его страницах разнообразными жанрами: стихотворными шаржами, памфлетами, юморесками, пародиями, баснями, эпиграммами. Очень популярным жанром в начале XX века был фельетон (в том числе и стихотворный), привлекавший публику злободневностью, четко выраженной авторской позицией, полемичностью, остроумием.

В период расцвета журнала, в 1911 году, его издатель М. Г. Корнфельд выпустил в журнальной библиотеке «Всеобщую историю, обработанную „Сатириконом“». Авторами этого блестящего пародийно-сатирического произведения были , О. Дымов, Арк. Аверченко и О. Л. Д’Ор; иллюстрировали книгу художники-сатириконцы А. Радаков, А. Яковлев, А Юнгер и Ре-Ми (Н. Ремизов).

Популярности и Аверченко в те годы трудно найти аналоги. Достаточно сказать, что сам Николай Второй с удовольствием читал этих авторов и переплетал их книги в кожу и атлас. И совсем не случайно начало «Всеобщей истории» поручили «обработать» именно : зная, чьей любимой писательницей она являлась, возражений цензуры можно было не опасаться. Таким образом, выступая против Думы, правительства, чиновников, бюрократов всех мастей, «Сатирикон» с высочайшего благоволения неожиданно попал на роль легальной оппозиции; его авторы умудрялись своим поэтическим и прозаическим творчеством делать в политике гораздо больше, чем любой политик.

Однако в мае 1913 года в журнале произошел раскол на почве финансовых вопросов. В результате Аверченко и все лучшие литературные силы покинули редакцию и основали журнал «Новый Сатирикон». Прежний «Сатирикон» под руководством Корнфельда еще какое-то время продолжал выходить, но терял лучших авторов и в результате закрылся в апреле 1914 года. А «Новый Сатирикон» продолжал успешно существовать (вышло 18 номеров) до лета 1918 года, когда был запрещен большевиками за контрреволюционную направленность.

Давно известна истина: кто много смеется, тот долго живет. А кто эти люди, которые продлевают нам жизнь? Чьи шутки заставляют смеяться до слез? Юмористы России (рейтинг самых популярных имен будет представлен ниже) стали для каждого из нас настоящим спасением от серых будней.

Вашему вниманию предлагаются следующие категории:

  • Комики нового поколения.
  • Самые богатые юмористы.
  • Ветераны юмора.
  • Женщины, которые умеют рассмешить.
  • Шоу и дуэты, которые нас радуют.

Юмористы России - новое поколение

Кто смешит новое поколение? Перед кем преклоняется современная молодежь? Что это за люди? Представляем вам только самые известные имена:

  • Тимур Батрутдинов - юморист, резидент "Камеди Клаб". Тимур пытался найти свою судьбу на шоу "Холостяк", но, к сожалению или к счастью, ничего не вышло.
  • Руслан Белый выступает в жанре StandUp. Это дарование, которое пришло в юмор из вооруженных сил.
  • Михаил Галустян - КВН, актер, ведущий.
  • Семен Слепаков - бард, юморист, член жюри в шоу "Камеди Батл".
  • Вадим Галыгин - "Камеди Клаб", актер.
  • Иван Ургант - юморист, телеведущий, актер.
  • Александр Ревва - шоумен, актер, юморист, телеведущий и просто замечательный человек.
  • Стас Старовойтов - StandUp.
  • Сергей Светлаков - актер, телеведущий, юморист, сценарист, член жюри на многих юмористических шоу.
  • Андрей Щелков - КВНщик, актер кино, бит-боксер.

Самые богатые сатирики и юмористы России

Интересно, а кому же из наших артистов комедийного жанра удалось своим талантом не только завоевать славу, но и неплохо заработать. Итак, список юмористов-сатириков, сколотивших капитал на смехе:

Ветераны юмора

Имена людей, которые стояли у самых истоков российского юмора и сумели сохранить поклонников по сей день:

  • Михаил Задорнов.
  • Евгений Петросян.
  • Аркадий Райкин.
  • Геннадий Хазанов.
  • Юрий Стоянов.
  • Александр Цекало.
  • Ефим Шифрин.
  • Лион Измайлов.
  • Михаил Евдокимов.
  • Юрий Никулин.

Женщины, которые умеют рассмешить

Если раньше среди юмористов женские имена встречались достаточно редко, то сегодня дамы заявили в полный голос о том, что умеют шутить не хуже мужчин. Список женщин, которые действительно умеют рассмешить и понимают, что такое юмор, представлен ниже.

Итак, юмористы России (фамилии) - список женских имен:

  • Елена Борщева - КВНщица, роли в кино, участница шоу "Камеди Вумен".
  • Елена Воробей - пародия.
  • Наталья Андреевна - КВНщица, участница шоу "Камеди Вумен".
  • Екатерина Варнава - "Камеди Вумен", признанный секс-символ шоу.
  • Клара Новикова - разговорный жанр.
  • Елена Степаненко - разговорный жанр, жена Евгения Петросяна.
  • Екатерина Скулкина - "Камеди Вумен".
  • Рубцова Валентина - актриса, главная роль сериала "СашаТаня".
  • Надежда Сысоева - участница "Камеди Вумен".

Шоу и дуэты, которые нас радуют

  • "Квартет И" приносит радость с 1993 года.
  • Comedy Club - молодежное шоу, существующее с 2003 года.
  • "Камеди Вумен" - женский ответ Comedy Club.
  • "Камеди Батл".
  • "Новые русские бабки".
  • "Кривое зеркало".

Конечно же, это не все артисты России, которые дарят нам улыбку, поднимают настроение и развлекают вечерами. Но это те имена, которые чаще всего на слуху и заслуживают уважения. Мы надеемся, что их шутки будут звучать еще долгие годы!

Духовный писатель. Окончил курс в СПб. дух. акад., был инспектором и ректором духовных семинарий, епископом в Вятке, архиепископом в Иркутске и Ярославле...

Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - писа́тель сущ., м., употр. часто Морфология: кого? писа́теля, кому? писа́телю, кого? писа́теля, кем? писа́телем, о ком? о писа́теле...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - см....

    Сводная энциклопедия афоризмов

  • - ...

    Формы слова

  • - сущ. Пост. пр.: нариц.; одуш.; конкр.; м. р.; 2 скл. Известные писатели2 ЛЗ Человек, который профессионально занимается литературной деятельностью...

    Морфемно-словообразовательный словарь

  • - юмори/ст-бытописа/тель,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • Толковый словарь Ушакова

  • - ПИСА́ТЕЛЬ, писателя, муж. Человек, пишущий литературные произведения. Союз советских писателей. Известный писатель. Талантливый писатель. Писатели 40-х годов. Библиотека русских писателей...

    Толковый словарь Ушакова

  • - писа́тель м. Человек, пишущий литературные произведения...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - юмор"...

    Русский орфографический словарь

  • - ПИСАТЕЛЬ я, м. dépecer, dépicéer резать. 1. угол., мол., шутл. Убийца, орудующий ножом, бритвой, шилом. Мокиенко 2000. 2. угол., мил., шутл. То же, что писака. Мокиенко 2000...
  • - ЮМОРИСТ а, м. humoriste m.1. Автор ических литературных произведений. БАС-1. Гоголь - один, по преимуществу, может быть назван ом в полном значении этого слова. Писемский По поводу соч. Н. Гоголя "Мертвые души"...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - Советский писатель. Жарг. мол. Пренебр. Неумелый, бездарный художник-граффитист. Никитина, 2003, 505...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ПИСАТЕЛЬ, -я, м. Убийца, орудующий ножом, бритвой, шилом и т. п. Я не местный, попишу, попишу и уеду. От ПИСАТЬ...

    Словарь русского арго

  • "писатель-юморист" в книгах

    Глава тринадцатая Юморист Гарик Мартиросян

    Из книги Stars автора Ленина Лена

    Глава тринадцатая Юморист Гарик Мартиросян О том, кто?С кумиром армянской и всесоюзной молодежи мы познакомились за кулисами на съемках «Комеди клаб». Это как раз та самая программа, на которую ты в качестве VIP-гостя едешь два часа по пробкам и столько же обратно, а потом

    «Дикий юморист» из Невады

    Из книги Марк Твен автора Мендельсон Морис Осипович

    «Дикий юморист» из Невады В газете «Территориал энтерпрайз» уже знали Клеменса как автора остроумных писем. Он подписывал их обычно псевдонимом «Джош». Многие статьи и юморески, опубликованные Твеном в «Территориал энтерпрайз», не сохранились (редакционные комплекты

    Юморист из Хьюстона

    Из книги О.Генри: Две жизни Уильяма Сидни Портера автора Танасейчук Андрей Борисович

    Юморист из Хьюстона Итак, в конце апреля 1895 года У. С. Портер превратился в безработного. С газетой было покончено, на нем висели долги, которые нужно было отдавать, а доходов не предвиделось. Какую-то часть задолженности он сумел погасить, продав печатное оборудование,

    Писатель-орденоносец Н.А. Островский и писатель М. Шолохов подписались на 5000 рублей каждый

    Из книги Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. Книга 1. 1905–1941 гг. автора Петелин Виктор Васильевич

    Писатель-орденоносец Н.А. Островский и писатель М. Шолохов подписались на 5000 рублей каждый Сочи. 2. (АЧТАСС). Писатель орденоносец Николай Алексеевич Островский сообщил корреспонденту АЧТАСС следующее:«Горячо приветствую решение правительства о выпуске нового займа.

    С. Сивоконь Чистокровный детский юморист

    Из книги Жизнь и творчество Николая Носова (сост. С. Миримский) автора Миримский С. Е.

    С. Сивоконь Чистокровный детский юморист Всё хорошее в человеке почему-то наивно, и даже величайший философ наивен в своём стремлении до чего-то додуматься... М. Пришвин Даже при долгих поисках не удастся обнаружить хоть одну «несмешную» книгу Николая Носова. Смех -

    Твен-юморист

    Из книги автора

    Твен-юморист Ранние произведения Твена поражают своим жизнерадостным весельем, насмешливым, озорным тоном. Наивная вера в реальность американской свободы окрашивает эти произведения в оптимистические тона. На этом этапе Твен еще не сомневается в преимуществах

    ГЛАВА ВТОРАЯ «Я ЮМОРИСТ, А НЕ САТИРИК»

    Из книги Бранислав Нушич автора Жуков Дмитрий Анатольевич

    ГЛАВА ВТОРАЯ «Я ЮМОРИСТ, А НЕ САТИРИК» В феврале 1924 года должны были состояться выборы в Академию наук и искусств. Первые после войны. И поэтому общественность проявляла к ним особенно повышенный интерес. Еще задолго до выборов обсуждались кандидатуры. Среди литераторов

    Священник-юморист

    Из книги Вокруг света за 280$. Интернет-бестселлер теперь на книжных полках автора Шанин Валерий

    Священник-юморист На острове Тимор большинство христиан – католики, но первая церковь, попавшаяся на нашем пути, оказалась протестантской – Масехи Инджили Ди Тимур. Преподобный Джон Е. Тир принял нас сердечно и за завтраком, состоящим из кофе с жареными бананами,

    61. Совпадение: умер писатель Кнут Гамсун – родилась писатель Эми Рут Тан

    Из книги Разгадка тайн истории автора Кучин Владимир

    61. Совпадение: умер писатель Кнут Гамсун – родилась писатель Эми Рут Тан 19 февраля 1952 г. литература: умер Кнут Гамсун – писатель, лауреат19 февраля 1952 г. в Норвегии в возрасте 92 года умер Кнут Гамсун – писатель. Наталия Будур «Гамсун. Мистерия жизни»: Последние 48 часов

    ЮМОРИСТ

    Из книги Боги, Герои, Мужчины. Архетипы мужественности автора Бедненко Галина Борисовна

    ЮМОРИСТ Фазу развития особого чувства юмора можно заметить у детей и подростков (объект насмешек постепенно смещается, развиваются и его новые формы). Некоторые мужчины сохраняют привычку «хохмить» и шутить буквально по любому поводу на всю оставшуюся жизнь. Нельзя

    Юморист-скандалист (Варлен Стронгин)

    Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

    Юморист-скандалист (Варлен Стронгин) Юморист Варлен Стронгин попал в центр скандала в середине июля 1975 года, когда участвовал в выездных концертах, в которых, помимо него, участвовали: Леонид Гайдай (он обкатывал на публике свой новый фильм «Не может быть!»), Виктор

    ПАПА-ЮМОРИСТ

    Из книги Тайны Англии автора Черняк Ефим Борисович

    ПАПА-ЮМОРИСТ Казнь Марии Стюарт была встречена с возмущением во многих европейских столицах. Однако в большинстве случаев дело ограничилось бумажными протестами. Французский король Генрих III, у которого было достаточно хлопот с непокорными подданными, приказал

    Стивен ЛИКОК (1869–1944) канадский писатель-юморист

    Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора Душенко Константин Васильевич

    Бернард Шоу вовсе не юморист

    Из книги Госпожа тюрьмы, или слёзы Минервы автора Швецов Михаил Валентинович

    Бернард Шоу вовсе не юморист У сегодняшних докторантов море таланта и энергии уходит на достижение цели, и совсем не остаётся ни того, ни другого на то, чтобы проявить себя на посту то ли заведующего кафедрой, то ли практического врача. Ведь последние могут быть более

    Юморист физикевич

    Из книги Рассказы, очерки, фельетоны (1924-1932) автора Петров Евгений

    Одно из направлений русской поэзии Серебряного века, вошедшее в историю литературы, – объединение "Сатирикон". Здесь сложно говорить о каком-то новаторстве – скорее о развитии богатых традиций этого жанра русской литературы, имеющего блистательных предшественников. В Петербурге 1 апреля 1908 года вышел в свет первый номер нового еженедельного журнала "Сатирикон" , который затем целое десятилетие оказывал заметное влияние на общественное сознание. Первым главным редактором журнала стал художник Алексей Александрович Радаков (1877 – 1942), а с девятого номера этот пост перешёл к писателю-сатирику, драматургу и журналисту Аркадию Тимофеевичу Аверченко .

    Редакция журнала располагалась на Невском проспекте, в доме №9 . "Сатирикон" был изданием весёлым и едким, саркастическим и злым; в нём остроумный текст перемежался с язвительными карикатурами, забавные анекдоты сменялись политическим шаржем. В то же время журнал отличался от множества других юмористических изданий тех лет своим социальным содержанием: здесь, не выходя за рамки приличий, бескомпромиссно высмеивались, бичевались представители власти, мракобесы, черносотенцы. Позицию журнала в последнем пункте определяли как В.Азов, О.Дымов, так и А.Аверченко, А.Бухов, Тэффи .

    В "Сатириконе" в разное время сотрудничали такие писатели-сатирики, как В.Князев, Саша Черный и А.Бухов, печатались Л.Андреев , А.Толстой , В.Маяковский , с иллюстрациями выступали прославленные русские художники Б.Кустодиев, И.Билибин, А.Бенуа. За сравнительно короткий срок – с 1908 по 1918 год – этот сатирический журнал (и его поздний вариант "Новый Сатирикон") создал целое направление в русской литературе.

    Особая заслуга в столь громкой популярности "Сатирикона" в значительной степени принадлежала даровитым поэтам – сатирикам и юмористам, сотрудничавшим в журнале. "Сатирикон" привлекал читателей тем, что его авторы практически отказались от обличения конкретных высокопоставленных лиц. Не было у них и "общеобязательной любви к младшему дворнику". Ведь глупость везде остаётся глупостью, пошлость – пошлостью, а потому на первый план выдвигается стремление показать человеку такие ситуации, когда он сам бывает смешон. На смену объективной сатире приходят "сатира лирическая", самоирония, позволяющие раскрыть характер "изнутри". Особенно ярко это проявлялось в поэзии, где объектом сатирического или юмористического изображения является лирический герой.

    Творчество Саши Чёрного, Тэффи, П.Потёмкина, В.Горянского, В.Князева, Е.Венского и других ведущих поэтов "Сатирикона" было представлено на его страницах разнообразными жанрами: стихотворными шаржами, памфлетами, юморесками, пародиями, баснями, эпиграммами. Очень популярным жанром в начале ХХ века был фельетон (в том числе и стихотворный), привлекавший публику злободневностью, чётко выраженной авторской позицией, полемичностью, остроумием.

    В мае 1913 года в журнале произошёл раскол. Был основан журнал "Новый Сатирикон", успешно существовавший до лета 1918 года, когда был запрещён за контрреволюционную направленность.

    Говоря о магистральных направлениях русской поэзии Серебряного века, поэтических школах и отдельных группах, нельзя не упомянуть о еще одном объединении, вошедшем в историю литературы под названием «Сатирикон».

    Речь пойдет не столько о сатире как жанре, сколько о поэтическом стиле (не всегда фельетонном), которому в силу разного рода обстоятельств было позволено вести себя более свободно в рамках цензуры, чем другим течениям.

    Здесь сложно говорить о каком-то новаторстве — скорее о развитии богатых традиций этого жанра русской литературы, имеющего блистательных предшественников. Но во время «революционных преобразований», коими в данном случае и является рассматриваемый нами период, в сатирико -поэтической области тоже происходили если и не революционные, то все же изменения. По крайней мере, в методике, поскольку, во-первых, модернистские веяния оказывали влияние не только на литературу, но и вообще на все области искусства, во-вторых, в этом жанре работали талантливейшие поэты своего времени, о которых и пойдет рассказ в данном разделе.

    1 апреля 1908 года стало символичной датой. В этот день в Петербурге вышел в свет первый номер нового еженедельного журнала «Сатирикон», который затем целое десятилетие оказывал заметное влияние на общественное сознание. Первым главным редактором журнала стал художник Алексей Александрович Радаков (1877-1942), а с девятого номера этот пост перешел к писателю-сатирику , драматургу и журналисту Аркадию Тимофеевичу Аверченко.

    Редакция журнала располагалась на Невском проспекте, в доме № 9. «Сатирикон» был изданием веселым и едким, саркастическим и злым; в нем остроумный текст перемежался с язвительными карикатурами, забавные анекдоты сменялись политическим шаржем. В то же время журнал отличался от множества других юмористических изданий тех лет своим социальным содержанием: здесь, не выходя за рамки приличий, бескомпромиссно высмеивались, бичевались представители власти, мракобесы, черносотенцы. Позицию журнала в последнем пункте определяли не столько писатели и журналисты с еврейскими корнями — В. Азов, О. Дымов, О. Л. Д’Ор, сколько чистокровные русские: А. Аверченко, А. Бухов, Тэффи и другие, которые давали антисемитам куда более яростный отпор, чем их коллеги-евреи.

    Сатирики , как В. Князев, Саша Черный и А. Бухов, печатались Л. Андреев, А. Толстой, В. Маяковский, с иллюстрациями выступали прославленные русские художники Б. Кустодиев, И. Билибин, А. Бенуа. За сравнительно короткий срок — с 1908 по 1918 год — этот сатирический журнал (и его поздний вариант «Новый Сатирикон») создал целое направление в русской литературе и незабываемую в ее истории эпоху.

    Особая заслуга в столь громкой популярности «Сатирикона» в значительной степени принадлежала даровитым поэтам — сатирикам и юмористам, сотрудничавшим в журнале.

    «Сатирикон» привлекал читателей тем, что его авторы практически отказались от обличения конкретных высокопоставленных лиц. Не было у них и «общеобязательной любви к младшему дворнику». Ведь глупость везде остается глупостью, пошлость — пошлостью, а потому на первый план выдвигается стремление показать человеку такие ситуации, когда он сам бывает смешон. На смену объективной сатире приходят «сатира лирическая», самоирония, позволяющие раскрыть характер «изнутри». Особенно ярко это проявлялось в поэзии, где объектом сатирического или юмористического изображения является лирический герой.

    Творчество Саши Черного, Тэффи, П. Потемкина, В. Горянского, В. Князева, Е. Венского и других ведущих поэтов «Сатирикона» было представлено на его страницах разнообразными жанрами: стихотворными шаржами, памфлетами, юморесками, пародиями, баснями, эпиграммами. Очень популярным жанром в начале XX века был фельетон (в том числе и стихотворный), привлекавший публику злободневностью, четко выраженной авторской позицией, полемичностью, остроумием.

    В период расцвета журнала, в 1911 году, его издатель М. Г. Корнфельд выпустил в журнальной библиотеке «Всеобщую историю, обработанную „Сатириконом“». Авторами этого блестящего пародийно-сатирического произведения были Тэффи, О. Дымов, Арк. Аверченко и О. Л. Д’Ор; иллюстрировали книгу художники-сатириконцы А. Радаков, А. Яковлев, А Юнгер и Ре-Ми (Н. Ремизов).

    Популярности Тэффи и Аверченко в те годы трудно найти аналоги. Достаточно сказать, что сам Николай Второй с удовольствием читал этих авторов и переплетал их книги в кожу и атлас. И совсем не случайно начало «Всеобщей истории» поручили «обработать» именно Тэффи: зная, чьей любимой писательницей она являлась, возражений цензуры можно было не опасаться. Таким образом, выступая против Думы, правительства, чиновников, бюрократов всех мастей, «Сатирикон» с высочайшего благоволения неожиданно попал на роль легальной оппозиции; его авторы умудрялись своим поэтическим и прозаическим творчеством делать в политике гораздо больше, чем любой политик.

    Однако в мае 1913 года в журнале произошел раскол на почве финансовых вопросов. В результате Аверченко и все лучшие литературные силы покинули редакцию и основали журнал «Новый Сатирикон». Прежний «Сатирикон» под руководством Корнфельда еще какое-то время продолжал выходить, но терял лучших авторов и в результате закрылся в апреле 1914 года. А «Новый Сатирикон» продолжал успешно существовать (вышло 18 номеров) до лета 1918 года, когда был запрещен большевиками за контрреволюционную направленность.