Смотреть что такое "Сильвестр II" в других словарях. Информационный бум Страсть к науке

Представляясь Берлиозу и Бездомному «специалистом по черной магии», Воланд объясняет, что в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века, и он — единственный в мире специалист — приехал их разобрать.

Воланд немного лукавит: Герберт вряд ли был «чернокнижником», хотя такая репутация сопутствовала ему и при жизни, и особенно после смерти; зато он точно был Папой римским под именем Сильвестра II, о чем, конечно, князь тьмы благоразумно умалчивает.

Герберт родился в самой середине X века (точная дата неизвестна) где-то в центральной Франции, и в раннем подростковом возрасте поступил на служение в строгий бенедиктинский монастырь в местечке Орильяк. Юноша проявлял то ли рвение к наукам, то ли строптивый нрав — во всяком случае, когда в монастырь заехал барселонский граф Боррелл, аббат попросил, чтобы он взял юношу с собой для дальнейшего обучения.

Каталония тех времен была последним форпостом христианского мира на Западе Европы — дальше начинался халифат, арабская Андалусия. Герберт воспользовался преимуществами такого положения в полной мере. Арабский мир тогда был несравненно более просвещенным и утонченным, чем европейский: если самое крупное европейское книжное собрание едва ли насчитывало тысячу книг, в Кордове, столице халифата, библиотека могла похвастаться почти полумиллионом рукописей. Герберт изучил — хотя и из вторых рук — арабские достижения в области астрономии и математики; в частности, он усвоил арабско-индийские цифры, и впоследствии поражал современников вычислениями в уме. Если вы попробуете в уме производить арифметические действия с римскими цифрами, то поймете, почему фокусы Герберта казались чудом и магией.

В Испании Герберт познакомился с абаком — прообразом счетов, первой вычислительной машиной в мире — и впоследствии написал об этом инструменте трактат. Он писал также о сложных астрономических инструментах, включая астролябию; о геометрии — пытаясь заполнить пробелы, вызванные плохим знакомством тогдашних европейцев с трудами Евклида; о музыке — судя по всему, он сконструировал «монохорд», инструмент с одной струной в пифагорейском духе, и по нему изучал соотношения длины струн и высоты звуков, то есть закладывал основы акустики; ему приписывается также создание первого гидравлического органа, в котором нагнетание воздуха в трубы совершалось при помощи механизма, а не выбивающегося из сил церковного служки.

Отправившись паломником в Рим вместе со своим барселонским патроном, Герберт произвел благоприятное впечатление на императора Священной римской империи Оттона I и дал уговорить себя поработать наставником юного принца, будущего Оттона II. Однако после нескольких лет Герберт почувствовал, что ему самому нужно еще набраться знаний и с разрешения императора отправился получать дополнительное образование в одну из самых знаменитых соборных школ Европы — в город Реймс во Франции.

В Реймсе Герберт задержался надолго (его нередко называют Гербертом Реймсским); именно там он строил орган и устраивал гигантский абак в одной из пристроек кафедрального собора. Он собирал там списки ученых книг со всей Европы, предлагал соседнему архиепископу обменять собственноручно изготовленную модель небесной сферы на полный экземпляр античной поэмы и обращался к медлительным переписчикам по-цицероновски — quousque tandem — то есть «доколе?!» Преподавая в реймсской школе риторику, он советовал ученикам не выпячивать красоты стиля, а скрадывать их, что шло вразрез с тогдашними вкусами, колеблющимися между варварской примитивностью и ученой цветистостью; но главная его заслуга на этом поприще — перенос центра тяжести обучения с грамматики на диалектику. Из этого впоследствии выросла вся традиция европейской схоластики.

О диалектических способностях Герберта рассказывают легенды — впрочем, более достоверные, чем другие истории про его жизнь. Слава реймсского ученого гремела по всей Европе; лучший германский диалектик, Отрих, бросил ему вызов, и философы сошлись на открытый диспут (тема была самая абстрактная — «о классификации наук») в городе Равенне. Диспут продолжался целые сутки, пока слушатели — Оттон II и его двор — не изнемогли окончательно, и император волевым решением прекратил дискуссию.

Церковная карьера Герберта шла успешно, и на рубеже тысячелетий, в 999 году, он был избран Папой, став первым французом на престоле Святого Петра. Он принял имя Сильвестр II, в память о первом Сильвестре — советнике императора Константина. Папство его было беспокойным — в том числе из-за массовых волнений, которые заставили и его самого, и его воспитанника, императора Оттона III, бежать в Равенну. Оттон трижды пытался вернуть себе мятежный вечный город, но умер во время третьей экспедиции. А папа Сильвестр II все-таки туда вернулся — но ненадолго пережил своего покровителя и умер в мае 1003 года.

Так почему же все-таки чернокнижник? А потому что ученость, в том числе восточная, сделала Герберта популярным персонажем легенд. По одной из них, он получил свое папство, играя в кости с сатаной. По другой, в Испании Герберт был учеником могущественного исламского чародея — и решил украсть книгу, в которой волхв хранил все свои секреты. Чародей заподозрил неладное, но хитрый Герберт соблазнил дочку своего учителя, которая, без ума от любви, опоила отца, достала ключ от потайного сундука и вручила хитрецу магическую книгу.

Герберт тут же сбежал, прихватив книгу с собой. Проснувшись от своего тяжелого сна, чародей обнаружил пропажу и пустился в погоню. У него, надо сказать, был конь, который мог скакать быстрее ветра, и пес, который мог учуять все, что находилось над землей, под землей, над водой и под водой.

Возле местечка Марторель Герберт обнаружил погоню. Он добежал до моста и залез под него, повиснув на нем снизу, как на турнике. Так он оказался ни над землей, ни под землей — ни над водой, ни под водой. Поскольку чутье пса было ограничено указанными рамками, он потерял след, и чародею пришлось вернуться ни с чем, а Герберт благополучно увез книгу заклинаний с собой.

По еще одной легенде, у Герберта была говорящая голова, которую ему вручили так называемые «Девять неизвестных» — мистическое и всемогущее тайное общество родом из Индии (о существовании которого поговаривают до сих пор). Она умела отвечать на общие вопросы (то есть требующие ответа «да» или «нет»). Посоветовавшись с головой, Герберт выяснил, что он умрет, отслужив мессу в Иерусалиме — поэтому он отложил уже запланированное паломничество в Святую землю. Но однажды после мессы, отслуженной в одной из римских церквей, ему стало плохо — и тогда выяснилось, что эта церквушка посвящена Св. Марии Иерусалимской, а в народе называется просто «Иерусалим». Поскольку у Герберта был договор с дьяволом, он попросил своих кардиналов разрезать его тело на куски и разбросать по римским колодцам, надеясь, что бессмертную душу он как-нибудь отвоюет у Сатаны самостоятельно.

Легенды окутывают и посмертную судьбу Сильвестра II. Он похоронен в римской церкви Св. Иоанна на Латеранском холме, и на его мраморном надгробии написаны дурные латинские стихи, начинающиеся со слов —

ISTE LOCVS MVNDI SILVESTRI MEMBRA SEPVLTI VENTVRO DOMINO CONFERET AD SONITVM

То есть «Здесь покоятся бренные члены Сильвестра, который встанет по звуку при приходе Господа». То есть: папа Сильвестр II восстанет из мертвых, когда Господь придет во славе своей, под звуки трубы Судного дня. Но народная молва перетолковала эти слова по-своему: грядущий Господь был переосмыслен как новый папа, а звуки — как грохот костей. Отсюда легенда: перед смертью очередного папы в гробнице Сильвестра II что-то тихонько громыхает.

Но почему же рукописи этого разностороннего человека, если верить Воланду, обнаружились в московской государственной библиотеке? Что ж, и этому есть объяснение. Именно на рубеже первого и второго тысячелетий восточноевропейцы впервые появляются на сцене христианского мира. Папа Сильвестр II в этом их дебюте активно участвовал: он благословил Стефана I на венгерский престол и организовал первую архиепископскую епархию на территории Польши, хотя и воспротивился идее Оттона III сделать Болеслава Храброго полноценным королем. С Владимиром Святославичем — тем, который «Красное Солнышко» и креститель Руси — он тоже общался. Так что легенда у иностранного консультанта была довольно правдоподобная.

Сильвестр: Фамилия Сильвестр, Джеймс Джозеф английский математик Сильвестр, Микаэль французский футболист Имя Основная статья: Сильвестр (имя) Псевдоним Тимофеев, Сергей Иванович (1955 1994) – российский преступник. Сильвестр… … Википедия

А, муж.; разг. Селивёрст, а и Сильвёрст, а; стар. Силвестр, а.Отч.: Сильвестрович, Сильвестровна; разг. Сильвестрыч.Производные: Сильвеструшка; Силя; Сива; Селивёрстка; Селя; Сильвёрстка.Происхождение: (Лат. silvester лесной.)Именины: 15 янв., 14 … Словарь личных имен

- (? ок. 1566), священник московского Благовещенского собора с конца 1540 х гг. Оказывал большое влияние на Ивана IV с 1547. Член Избранной рады. С 1560 в опале, постригся в монахи. Автор особой редакции Домостроя и мн. посланий. Собирал рукописные … Русская история

Лесной; Силивёрст, Сильвёрст; Сильвеструшка, Силя, Сива, Селя Словарь русских синонимов. сильвестр сущ., кол во синонимов: 1 имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

- (? около 1566), священник московского Благовещенского собора с конца 1540 х гг. Был близок к царю Ивану IV (с 1547). Член Избранной рады. Автор особой редакции Домостроя и многих посланий. С 1560 в опале, постригся в монахи … Современная энциклопедия

- (? 1123) древнерусский писатель, игумен Михайловского Выдубецкого монастыря, близкий к Владимиру Мономаху, с 1118 епископ Переяславля (южного). Один из составителей Повести временных лет …

- (? ок. 1566) священник московского Благовещенского собора с кон. 1540 х гг. Оказывал большое влияние на Ивана IV с 1547. Член Избранной рады. Автор особой редакции Домостроя и многих посланий. С 1560 в опале, постригся в монахи … Большой Энциклопедический словарь

I (? 1123), игумен Михайловского Выдубецкого монастыря, с 1118 епископ Переяславля (южного); писатель. Будучи близок к Владимиру Мономаху, играл видную роль в церковных и политических делах Древнерусского государства. Один из составителей… … Энциклопедический словарь

- (в иноках Спиридон) (умер до 1577), политический деятель, писатель. С 1540 х гг. священник. Во время в Москве произнёс обличительную речь против молодого царя, что способствовало росту его влияния на царя и придворные круги. Сильвестр стал… … Москва (энциклопедия)

Книги

  • , И. М. Петропавловский. Сильвестр II, князь Святополк Четвертинский, епископ Могилевский, и состояние при нем православной церкви в Могилевской епархии. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания…
  • Сильвестр II, князь Святополк Четвертинский, епископ Могилевский , И. М. Петропавловский. Сильвестр II, князь Святополк Четвертинский, епископ Могилевский, и состояние принем православной церкви в Могилевской епархии. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1893…

Римский Папа Сильвестр II (950-1003), которого в миру звали Герберт, имел репутацию волшебника по двум причинам.

Во-первых, он был необычайно одаренным и образованным человеком, и, во-вторых, он, по-видимому, учился в Испании, в Толедо или Кордове, а Испания, находившаяся в то время под властью сарацинов, или мавров, считалась европейской наследницей мудрости и магии Востока, Вот, что гласит легенда.

Среди испанских язычников, признанных мастеров магического искусства, был один человек, в доме которого жил Герберт. Этот человек владел магической книгой, которой не было равных в области подчинения дьявола воле хозяина. Герберт решил завладеть этим сокровищем, но арабский философ не захотел расстаться с ним и по ночам прятал книгу под подушкой. Герберт обнаружил тайник, когда занимался любовью с прекрасной дочерью сарацина. После этого ему оставалось только подпоить своего хозяина, похитить книгу и бежать.

Однако маг стал преследовать его и, будучи знатоком астрологии, имел возможность с помощью звезд обнаружить местонахождения Герберта на земле или на море. На какое-то время Герберту удалось сбить его с толку, скрываясь под мостом таким образом, что он не касался ни земли, ни воды, и в конечном итоге беглец благополучно добрался до морского берега. Поспешно открыв книгу, он вызвал главного демона с помощью содержавшихся в ней могущественных заклинаний, и дух легко перенес его на противоположный берег. С этого момента Герберту больше не пришлось оглядываться назад. Он одержал победу над сильным соперником и теперь нацелился на папский престол.

Для достижения этой цели он продал свою душу дьяволу, и тот сделал его римским папой. Сильвестру, который с удовольствием использовал свои полномочия в личных целях, естественно, хотелось узнать, как долго он сможет оставаться на своем высоком посту. Оказалось, что до тех пор, пока он воздерживался от служения божественной мессы в Иерусалиме, ему нечего было опасаться. Кто предостережен, тот вооружен, и потому Сильвестру II ничего не стоило издать указ, запрещавший ему посещать Святую Землю, после чего он полностью посвятил себя роскошной и порочной жизни.

Но тому, кто ужинает с дьяволом, нужна длинная ложка. Выполняя обряд причастия в одной незнакомой римской церкви, порочный папа вдруг почувствовал, что его сила быстро угасает, и понял, что со всех сторон окружен демонами. Узнав, что церковь та называлась Святой Крест Иерусалима, он понял, что его обманули, и дни его сочтены.

Пережитый шок серьезно подорвал его уверенность в себе. Он стал публично исповедоваться в своем грехе и выражал самые торжественные и трогательные предупреждения против союза со злыми духами. Затем он приказал, чтобы его тело разрубили на куски, и чтобы после его смерти его поместили на носилки зеленого дерева, которые должны были везти две лошади, не знавшие жеребцов, белая и черная. Лошадей следовало отпустить, и то место, где они бы остановились, нужно было сделать его могилой. Можно себе представить, каковы были чувства окружающих, когда такая странная похоронная процессия подошла к лютеранской церкви и когда из гроба раздались громкие крики и стенания. Затем наступила мертвая тишина, и Сильвестр II был похоронен в этом соборе.

Однако нельзя сказать, что его дух покоился с миром, поскольку он был обречен вести жизнь призрака, стоны которого предвещают смерть. При приближении последних дней каждого следующего папы из его могилы доносились стоны, а кости его при этом гремели, громко ударяясь друг о друга. Тем не менее, вряд ли он был осужден на вечные муки, ведь наверняка именно Божье провидение привело лошадей с его останками к святому месту.

По утверждениям современников, Герберт вступил в плотский союз с дьяволом, и его повсюду сопровождал дух в облике лохматой черной собаки. Считалось, что он мог ослеплять своих врагов и угадывать местонахождение спрятанных сокровищ с помощью некромантии. Такова была темная сторона его деятельности.

Согласно традиции, он также первым ввел в употребление арабские цифры в Северной и Западной Европе, а также принимал участие в повсеместном распространении часов. Говорили, что прекрасные часы, построенные им в Магдебурге, регистрировали все движения небес, а также время восхода и захода солнца. Совершенно очевидно, что астрономия наряду с ее родной сестрой астрологией были среди наук, которые Герберт изучал в Кордове, где они особенно процветали.

То было время великих открытий в области механики, и Вильгельм из Малмзбери отмечает, что Герберт также построил в Реймсе чудесные гидравлические машины, которые с помощью воды исполняли симфонии и завораживающие арии. Этот историк далее рассказывает о своем собственном визите в волшебный подземный дворец, который выглядел так, как в то время, когда Герберт его построил, но исчезал при малейшем прикосновении.

Предполагалось, что Герберт создал медную голову - терафим. Эта магическая голова отвечала на его вопросы: «да» или «нет». Считалось, что с помощью медной головы он сумел подняться к папскому трону (другая легенда говорит, что он выиграл папство, играя в кости с дьяволом).

По утверждению легенды бронзовая голова сообщила Герберту, что, если он когда-либо будет читать мессу в Иерусалиме, дьявол схватит его. Герберт отменил паломничество в Иерусалим, но когда он читал мессу в церкви Святой Марии Иерусалимской (также называемой «Иерусалимская церковь») в Риме, ему стало плохо и, умирая, он просил своих кардиналов разрубить его тело, чтобы оно не досталось дьяволу. По другой версии, он был атакован дьяволом, пока он читал мессу, и тот разорвал его на части.

Легендарный образ Герберта использован Михаилом Булгаковым в его «Мастере и Маргарите». Необходимостью разобрать бумаги Герберта объясняет Воланд свое пребывание в Москве.

Страница 1 из 3

СИЛЬВЕСТР II (Герберт д’Ориллак (Аврилаакский), также Герберт Реймский) – папа Римский со 2 апреля 999 г. по 12 мая 1003 г., учёный и церковный деятель, популяризировавший в Европе арабские научные достижения в математике и астрономии. Как учёный он намного опередил своё время. Пытаясь найти объяснение необыкновенной учёности Герберта, современники обвиняли его в колдовстве и чернокнижии, считая, что здесь не обошлось без вмешательства сверхчеловеческих сил. Греческого языка он не знал и знакомился с работами греческих мыслителей по переводам. Его основные научные занятия протекали в сфере квадривия (курс высших наук, включавший в себя музыку, арифметику, геометрию и астрономию), хотя он прославился не только в области математики, риторики, диалектики, астрономии, но и даже игрой на органе. Одним из основных достижений Герберта было изучение арабской системы цифр и её применение. На основе десятичной системы счисления (правда, без использования нуля) он восстановил счётную машину «абак» (прообраз будущего компьютера) и усовершенствовал его на основе арабских математических достижений, использование армиллярной сферы и астролябии, усовершенствованную позднее, на которой были обозначены небесный экватор, тропики, эклиптика и полюса, забытые после падения Римской империи. Его имя было окутано легендами. Есть маловероятное сказание, будто Герберт в мусульманском Севильском университете занимался даже оккультными науками. Ему приписывали изучение магии и астрологии в исламских городах Кордовского халифата, даже общение с самим дьяволом. Писали, что он с помощью дочери арабского философа, у которого учился, завладел книгой заклинаний, и что скрылся от преследовавшего его философа, сделавшись невидимым. В легенде о связи ещё юного Герберта с суккубом (демоницей), переданной автором XII в. Уолтером Мапесом, рассказывается, что однажды будущий папа Римский встретил девушку удивительной красоты по имени Меридиана, обещавшую ему богатство и свои магические услуги, если тот согласится быть с ней. Юноша поддался соблазну и каждую ночь наслаждался обществом своей таинственной любовницы. Говорили также, что Герберт создал медную голову – терафим (талисман). Эта магическая голова отвечала на его вопросы: «Да» или «Нет». Считалось, что с помощью медной головы он сумел подняться к папскому трону (другая легенда говорит, что он выиграл папство, играя в кости с дьяволом). По утверждению легенды медная голова сообщила Герберту, что если он когда-либо будет читать мессу в Иерусалиме, дьявол схватит его. Герберт отменил паломничество в Иерусалим, но когда он читал мессу в церкви Святой Марии Иерусалимской (также называемой «Иерусалимская церковь») в Риме, ему стало плохо и, умирая, он просил своих кардиналов разрубить его тело, чтобы оно не досталось дьяволу. По другой версии, он был атакован дьяволом, пока читал мессу, и тот разорвал его на части. Легендарный образ Герберта был использован Михаилом Афанасьевичем Булгаковым (1891–1940 гг.) в романе «Мастер и Маргарита» (необходимостью разобрать бумаги Герберта объясняет Воланд своё пребывание в Москве). Образ и жизнь Герберта – тема позднего романа Томаса Манна (1875–1955 гг.) «Избранник» (1951 г.). В основу сюжета положена поэма XII в. Гартмана фон Ауэ «Григорий, или Добрый грешник», а также легенда «Von der wundersamen Gnade Gottes und der Geburt des seligen Papstes Gregor» (глава 81) из знаменитого собрания XIV в. «Gesta Romanorum». Герберт был первым папой французского происхождения. Родился он около 946 г. в Аврилаке (в современном чтении Орийяке, провинция Овернь, Франция) в неграмотной семье. Около 963 г. вступил в монастырь св. Герольда (там же). В 967 г. монастырь посетил граф Барселоны Боррель II (раньше 934 – 992/993 гг.), и аббат попросил его взять с собой одарённого монаха для того, чтобы тот мог в Испании продолжать занятия математикой и изучать арабские научные труды. С согласия графа Герберт был переведён в Вик, где продолжил обучение под руководством епископа Ато (Атона). Граф Боррель II в это время снарядил дипломатическую миссию к кордовскому халифу аль-Хакаму II (961–976 гг.); делегацию возглавил епископ Ато. Из этой поездки епископ привёз новые документы и книги. Благодаря тесным связям христианской Барселоны с арабской Кордовой Герберт, с усердием изучавший математику и астрономию, получил доступ к научной информации, которой в тогдашней Европе не имел никто. В частности, одним из первых среди европейцев он познакомился с арабскими цифрами, осознал их удобство по сравнению с римскими и начал всячески пропагандировать их внедрение в европейскую арифметику.