Сочинение по произведению на тему: Добрый и наивный Юшка (по рассказу А. Платонова «Юшка») (1)

План
Введение
Основная тема рассказа - тема милосердия, сострадания.
Основная часть
По отношению к Юшке окружающие люди были очень жестоки.
Черты характера Юшки:
- беззлобность;
- мягкость;
- доброта;
- любовь к людям.
Добро, любовь не иссякают, не уходят из мира со смертью человека.
Заключение
Платонов утверждает в своем рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку.
Произведение А.П. Платонова «Юшка» относится к жанру короткого рассказа. Основная тема рассказа - тема милосердия, сострадания. Андрей Платонов в своих произведениях создает особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами главный герой рассказа «Юшка».
Называя своего героя в рассказе не по имени, а с помощью местоимения он, автор, подчёркивает безличие героя. В начале произведения Юшка изображён таким: «старый на вид, ...мал ростом и худ». Герой жил и работал «в кузнице при большой московской дороге». По отношению к Юшке окружающие люди были очень жестоки: били его палками, всячески издевались. Основными чертами характера главного героя являются беззлобность, мягкость, доброта, любовь к людям. Люди не понимали его. «Дети... не понимали его... Они радовались тому, что с ним можно делать, что хочешь, а он им ничего не делает». Однажды один прохожий с силой толкнул Юшку в грудь, а у того была грудная болезнь. Юшка упал и больше не поднялся - умер. Однако без Юшки жить людям стало хуже». Отныне людям не на ком было срывать свое ожесточение и злобу.
Основная идея художественного произведения - это выражение авторского отношения к изображаемому, его соотнесение этого изображения с утверждаемыми или отрицаемыми писателем идеалами жизни и человека. Платонов утверждает в своем рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку. Он стремится воплотить в жизнь принцип, взятый еще из детских сказок: невозможного нет, все возможно. Сам автор говорил: «Надо любить ту Вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть. Невозможное - невеста человечества, и к невозможному летят наши души...». К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всем, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки. Не успев спасти своего приемного отца, девушка все же остается, чтобы распространить на всех людей чувства, зажженные в ее душе несчастным юродивым, - свое сердечное тепло и доброту. Она остается, чтобы «лечить и утешать больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших».

Произведения Андрея Платонова обладают той магической свойственностью, которая заставляет нас задумываться о многих окружающих вещах. Некоторые ситуации, которые описываются в его рассказах, вызывают у нас некоторое недоумение и провоцируют на протест. .

Это и является той сильной стороной его творчества, которая не оставляет читателя равнодушным. Писатель мастерски раскрывает нам сущность красоты и искренности простых людей, которые благодаря своему глубокому внутреннему наполнению изменяют мир к лучшему.

Рассказ «Юшка» - трагедия героя

Главный герой рассказа «Юшка» - человек, который обладает непревзойденным чувством понимания и любви природы. Он относится к ней как к живому существу. Доброта и сердечность его души не имеет границ. Имея страшный недуг, он не жалуется на жизнь, а воспринимает ее как настоящий драгоценный дар. Юшка обладает настоящим душевным благородством: он считает, что все люди равные и заслуживают на счастье.

Трагедия рассказа заключается в том, что окружающие люди не воспринимают бедного Юшку как личность, они потешаются над его юродивостью и всячески оскорбляют при первом удобном случае. Дети, следуя примерам взрослых, бросают в него камни и обижают презрительными словами.

Однако наш герой воспринимает это как любовь к себе, ибо в его мировоззрение отсутствуют понятия ненависти, насмешки и призрения. Единственный человек, который относился ему с благодарностью и любовью, была сирота, которую он воспитал.

Девушка стала доктором и вернулась в родную деревню, чтобы вылечить своего названого отца, однако было поздно Юшка закончил свой нелегкий жизненный путь. Но все - таки она решает остаться в селе, чтобы помогать людям. Таким образом, она продолжает миссию Юшки с одной только разницей: он лечил их души, а она тела.

Только после его смерти, окружающие люди смогли по-настоящему оценить то, каким человеком он являлся. Их осенило прозрение: Юшка был лучше их всех вместе взятых, ведь никто не мог так искренне любить и восхищаться окружающим миром, как он. Советы, которые несчастный юродивый давал при жизни, ранее казавшиеся глупостями, обрели в их глазах настоящую философию и мудрость жизни.

Нравственность как основа характеров героев Платонова

В своем произведении Платонов показывает нам необходимость быть более открытыми окружающему восприятию. В погоне за призрачными целями мы теряем настоящие приоритеты, которые заключаются в любви и понимании.

А вместо того, чтобы прислушиваться к людям, которые пытаются на собственном примере показать всю нравственность и духовность человека, беспощадно отталкиваем их от себя.

Язык эпохи в рассказе: актуальность темы

Ситуация описанная в произведении, весьма характерна для начала XX века, в котором общество забывало абсолютно все ценности, раннее присущи своему народу. Однако, произведение останется актуальным в любую эпоху, ведь даже в современном мире общество преимущественно преследует материальные ценности, совсем забывая о духовности.

Андрей Платонов в своих произведениях создает особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа "Юшка".

Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви. Эта любовь истинно святая и чистая: "Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим". Погружаясь в мир природы, вдыхая аромат лесов и трав, он отдыхает душой и даже перестает чувствовать свой недуг (бедный Юшка страдает от чахотки). Искренне любит он и людей, в особенности же одну сиротку, которую вырастил, выучил в Москве, отказывая себе во всем: он никогда не пил чаю, не ел сахара, "чтоб она ела его". Каждый год ездит он проведывать девушку, привозит денег на весь год, чтобы она могла жить и учиться. Он любит ее больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, отвечает ему "всем теплом и светом своего сердца". Став врачом, она приехала в городок, чтобы вылечить Юшку от мучавшей его болезни. Но, к сожалению, было уже поздно. Не успев спасти своего приемного отца, девушка все же остается, чтобы распространить на всех людей чувства, зажженные в ее душе несчастным юродивым, - свое сердечное тепло и доброту. Она остается, чтобы "лечить и утешать больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших".

Всю жизнь несчастного Юшку все бьют, оскорбляют и обижают. Дети и взрослые потешаются над Юшкой, упрекают его "за безответную глупость". Однако он никогда не проявляет злобы к людям, никогда не отвечает на их оскорбления. Дети бросают в него камни и грязь, толкают его, не понимая, почему он не ругает их, не гонится за ними с хворостиной, как другие взрослые. Наоборот, когда ему бывало совсем уж больно, этот странный человек говорил: "Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня?.. Отчего я вам всем нужен?.." Наивный Юшка видит в непрерывных издевательствах людей извращенную форму любви к себе: "Меня, Даша, народ любит!" - говорит он хозяйской дочери. И умирает Юшка из-за того, что оскорблено его принципиальное чувство и убеждение в том, что каждый человек "по надобности" своей равен другому. Только после его смерти оказывается, что он все же был прав в своих убеждениях: он действительно был нужен людям.

Платонов утверждает в своем рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку. Он стремится воплотить в жизнь принцип, взятый еще из детских сказок: невозможного нет, все возможно. Сам автор говорил: "Надо любить ту Вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть. Невозможное - невеста человечества, и к невозможному летят наши души..."

Короткий рассказ Платонова оставляет чувство горечи. Поневоле разочаровываешься в людях, которых изображает автор. Кажется, что в городе, где живет Юшка, нет ни одного порядочного и благородного человека, все превратились в тупых и опасных животных. Нравственная и духовная деградация, о которой говорит автор, приводит к появлению подобных монстров.

На Руси всегда почитали юродивых, они воспринимались не как люди, а почти как святые. Подобное отношение к блаженным передавалось из поколения в поколение. Но в рассказе Платонова мы видим совершенно иную картину. Несчастный старик Ефим (хотя стариком его назвать нельзя, ведь ему всего лишь около сорока) живет особой, никому не понятной жизнью. Юшка не беспокоится о собственном комфорте, ему чужда забота о благополучии. Он довольствуется такой малостью, чтобы только лишь не умереть с голоду.

Юшка полон любви к окружающему миру. Он не понимает жестоких детей, которые подвергают его обидам и насмешкам. Старик думает, что дети просто любят его, но не знают, как свою любовь выразить. У читателя дети не могут не вызывать отвращения, ведь в их детских душах уже прочно поселились и проросли такие качества, как жестокость, презрение, высокомерие. Из них вырастут такие же нравственные чудовища, как и их родители. А о взрослых следует сказать особо. Они полностью лишены человечности, им нет оправдания. Автор говорит о них: «У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью». Люди вымещали на Юшке свою злобу, избивали совершенно неповинного человека лишь за то, что он был на них не похож. Юшка безропотно воспринимал все побои и унижения. «От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточенье и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе».

Подобное отношение к совершенно неповинному человеку заставляет задуматься о таких вечных ценностях, как милосердие, доброта, сопереживание. В рассказе практически ничего не говорится о том, как живут те, кто обижает и унижает Юшку. Мы знаем лишь, что они говорят своим детям: «Вот ты будешь такой же, как Юшка! - Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!» За этими словами скрывается беспокойство о собственном благополучии. Безусловно, нельзя осуждать людей, если они думают о личном комфорте. Но кто дал им право так ненавидеть другого человека, имеющего такие же права на жизнь? Ведь сам Юшка лучше других понимает ценность жизни, в том числе и собственной. Он тяжело болен, в то время чахотка (туберкулез) была неизлечимым заболеванием. Но, несмотря на это, Юшка любит жизнь, наслаждается красотой природы, по-доброму относится к людям. Особенного внимания заслуживает тот факт, что Юшка отказывал себе во всем, чтобы девочка-си-рота могла учиться. Этот поступок говорит о том, что нравственно Юшка намного выше людей, которые его окружали. Они думали только о себе, их жизнь была похожа на пустое и бессмысленное существование животных. Они не сделали ни единого доброго поступка, погрязли в эгоизме и мелочности.

Юшка коренным образом от них отличается. В нем нет ни капли зла, зависти, ненависти. Даже по отношению к людям, медленно убивавшим его, у Юшки нет даже едва заметного злого чувства. Почему же окружающие люди не осознают всей низости своего поведения? Их поступки свидетельствуют о том, что общество деградировало, духовные ценности забыты. Жизнь в городе нам представляется мрачной, серой, унылой. Все до единого жители кажутся отвратительными существами. Если бы в рассказе говорилось о бедах и горестях, которые их подстерегают, у многих читателей это не вызвало бы ни жалости, ни сожаления. Люди, которые позволяют себе так издеваться над беспомощным и беззащитным стариком не заслуживают сочувствия. Юшке открыто желают смерти: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...» От таких слов становится страшно. И эти люди считают себя нормальными. А несчастного старика они сделали заложником своего настроения.

Писатель с горечью и болью констатирует, насколько страшно, если в людях утрачена человечность и доброта. Есть ли в их душах любовь? Или о ней уже никто не вспоминает, осталась одна лишь ненависть, всепоглощающая и звериная. Создается впечатление, что окружающие Юшку люди не любят никого, даже собственных близких. Ведь тот, в чьей душе прочно поселилась ненависть, вряд ли способен на любовь. Юшка безропотно сносит все мучения, которым его подвергают окружающие. Он и гибнет-то как раз из-за одного подлеца, который в очередной, недобрый час встретился на пути. Этот прохожий ударил Юшку и спокойно пошел домой пить чай. А несчастный старик умер. По сути своей Юшка стал серьезным испытанием для всех окружающих. Испытанием на человечность, которого они не выдержали. Ни у кого не возникло сожаления, когда стало известно о смерти Юшки.

Только потом, когда появилась незнакомая девушка, рассказавшая о том, что сделал для нее нищий старик, люди понемногу стали задумываться о его жизни. Но эти мысли были поверхностны и мимолетны. Как это ни парадоксально, но названая дочь Юшки, которая благодаря нему получила образование, стала в этом городе лечить несчастных от страшной болезни - туберкулеза. Заслуживают ли люди такой милости? На этот вопрос трудно ответить, тем более что девушка сделала свой выбор сама. Она помогала людям, несмотря на то, что Юшке никто так и не протянул руку помощи. Девушка-врач очень похожа на Юшку, несмотря на то, что она очень мало знала его. Она также добра, безответна, полна любви к окружающим. В ней нет ни капли расчетливости, она даже не берет деньги с больных. Финал рассказа внушает надежду, что хотя бы после того, как девушка появилась в городе, жители задумались о своем отношении к несчастному старику. Ведь если этого не произошло, жертва самого Юшки и его названой дочери выглядят напрасными.

Андрей Платонов в своих произведениях создает особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа «Юшка».

Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви. Эта любовь истинно святая и чистая: «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим». Погружаясь в мир природы, вдыхая аромат лесов и трав, он отдыхает душой и даже перестает чувствовать свой недуг (бедный Юшка страдает от чахотки). Искренне любит он и людей, в особенности же одну сиротку, которую вырастил, выучил в Москве, отказывая себе во всем: он никогда не пил чаю, не ел сахара, «чтоб она ела его». Каждый год ездит он проведывать девушку, привозит денег на весь год, чтобы она могла жить и учиться. Он любит ее больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, отвечает ему «всем теплом и светом своего сердца». Став врачом, она приехала в городок, чтобы вылечить Юшку от мучавшей его болезни. Но, к сожалению, было уже поздно. Не успев спасти своего приемного отца, девушка все же остается, чтобы распространить на всех людей чувства, зажженные в ее душе несчастным юродивым, - свое сердечное тепло и доброту. Она остается, чтобы «лечить и утешать больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших».

Всю жизнь несчастного Юшку все бьют, оскорбляют и обижают. Дети и взрослые потешаются над Юшкой, упрекают его «за безответную глупость». Однако он никогда не проявляет злобы к людям, никогда не отвечает на их оскорбления. Дети бросают в него камни и грязь, толкают его, не понимая, почему он не ругает их, не гонится за ними с хворостиной, как другие взрослые. Наоборот, когда ему бывало совсем уж больно, этот странный человек говорил: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно

Быть, любите меня?.. Отчего я вам всем нужен?..» Наивный Юшка видит в непрерывных издевательствах людей извращенную форму любви к себе: «Меня, Даша, народ любит!» - говорит он хозяйской дочери. И умирает Юшка из-за того, что оскорблено его принципиальное чувство и убеждение в том, что каждый человек «по надобности» своей равен другому. Только после его смерти оказывается, что он все же был прав в своих убеждениях: он действительно был нужен людям.

Платонов утверждает в своем рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку. Он стремится воплотить в жизнь принцип, взятый еще из детских сказок: невозможного нет, все возможно. Сам автор говорил: «Надо любить ту Вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть. Невозможное - невеста человечества, и к невозможному летят наши души...»