Тембры - музыкальные краски. Тембр и тип голоса

Многим певцам в начале вокального пути бывает интересно разобраться в ключевых теоретических терминах этой профессии (среди таких понятий есть и тембр). Тембр голоса определяет, какой по тональности и окраске звук слышится при звуковоспроизведении.

Очень сложно учиться вокалу, не имея специальных теоретических знаний, без них может быть сложно оценить собственные вокальные или просто речевые данные и умело корректировать их.

Чтобы определить эту характеристику голоса у себя, нужно для начала понять в целом, что такое тембр. Под этим термином понимают то, как и насколько окрашен голос в процессе речи или пения, его индивидуальные характеристики, а также теплоту произносимого звука.

Ведущий тон и обертон (конкретный оттенок ведущего тона) определяет звучание голоса в целом. Если обертоны насыщенные (яркие), произносимый звук будет обладать такими же качествами. Взаимодействие тона и соответствующего обертона – исключительно индивидуальная голосовая характеристика, поэтому встретить двух людей с одинаковыми тональностями очень сложно.

  • анатомической формой трахеи;
  • размером трахеи;
  • объемом резонатора (резонатор – полости в организме человека, отвечающие за усиление звука – ротовая и носовая полости, а также горло);
  • плотностью смыкания голосовых связок.

Психологическое состояние, как и все эти анатомические характеристики, определяет то, какой голос звучит в данный момент времени. Именно поэтому по тембру можно судить о состоянии человека, а также его самочувствии. Эта характеристика непостоянная – человек может менять свой тон произвольно.

  • осанка человека;
  • скорость произношения слов;
  • усталость.

Тональность становится менее четкой, если говорящий устал или проговаривает все слова очень быстро. При искривленной осанке человек также неправильно дышит. От дыхания зависит то, как будет звучать речь, поэтому на тембр голоса осанка не может не повлиять.

Виды тембров

Когда у человека спокойный, размеренный тембр голоса, его речь для окружающих становится благозвучной, «правильной». Не у всех это качество развито с детства. Чистым может стать любой изначальный тембр голоса, если его грамотно натренировать.

На профессиональном уровне певцов для этого учат управлять эмоциональной составляющей речи и частотностью звуков. Чтобы овладеть такими навыками, достаточно обратиться к человеку, разбирающемуся в вокале или постановке классической тональности голоса.

Существуют разные виды тембров. Самая простая классификация учитывает половые и возрастные признаки – то есть тон бывает мужским, женским, детским.

  • меццо-сопрано;
  • сопрано (высокий певческий тон – сопрано подразделяется на колоратурное, лирическое, драматическое);
  • контральто (певческий низкий женский голос).

  • баритон;
  • бас (мужской низкий голос, подразделяется на центральный, певучий);
  • тенор (высокий певческий тон у мужчин, подразделяется на драматический, лирический).

Детские тональности:

  • альт (по высоте находится выше тенора);
  • дискант (по звучанию похож на сопрано, но характерен для мальчиков).

  • мягкий;
  • мелодический;
  • приятный;
  • металлический;
  • глухой.

Сценические тональности (важно, что это характерно только для певцов):

  • бархатные;
  • золотые;
  • медные;
  • серебряные.
  • холодный;
  • мягкий;
  • тяжелый;
  • слабый;
  • твердый;
  • жесткий.

Все эти характеристики не окончательны – один и тот же певец может менять их произвольно при тренировках.

Что может повлиять на тембр

Существует несколько факторов, которые могут поменять тембр голоса у человека самопроизвольно. К ним относят:

  • пубертатный период (у человека вследствие взросления меняется тон, становясь более сильным, грубым; остановить этот процесс невозможно, звук больше не будет такой, какой бывает он в раннем возрасте);
  • простуда, переохлаждение (так при простуде может заболеть горло и появиться кашель, тон в этот период меняется, становится более хриплым, глухим, преобладают при простуде низкие голоса);
  • хронический недосып, эмоциональное перенапряжение;
  • курение (при длительном курении тембр голоса постепенно становится ниже, грубее);
  • хроническое употребление алкоголя (алкоголь раздражает голосовые связки и трансформирует голос в низкий и осипший).

Почти все факторы можно устранить. Именно поэтому лучше отказаться от вредных привычек, стараться избегать стресса и не курить, чтобы сохранить тон речи таким чистым, каким бывает он изначально.

Можно ли изменить тембр

Голосовой тембр не закладывается генетически, а потому поддается коррекции во время занятий со специалистом по вокалу. Анатомические же качества связок (это складки в области звукообразующего центра) консервативно поменять человек не может, так как они закладываются анатомически с момента формирования генетических качеств. Для этого существуют особые хирургические операции, в ходе которых исправляют возникшие дефекты.

Зарождение звука начинается в гортани, но окончательное формирование и придание ему тембра происходит в резонаторных полостях (ротовая, носовая, горло). Поэтому различная корректировка постановки и напряжения тех или иных мышц может влиять и на тембр.

Как определить и изменить тембр

Ввиду отсутствия специальных знаний определить тембр голоса в домашних условиях может быть сложно, можно только его предположить. Для точного определения следует обратиться к специалисту по вокалу или использовать специальный спектрометр.

Спектрометр определяет тембр голоса наиболее достоверно. Прибор анализирует произносимый человеком звук, одновременно его классифицируя. В аппарате присутствует усилитель звучания и микрофон – спектрометр с помощью фильтров делит звук на элементарные составляющие и определяет высоту их звучания. Чаще прибор реагирует на согласные буквы (достаточно для анализа тех трех согласных букв, какие прозвучали первыми в речи).

Самопроизвольно тон меняется только в подростковый период – при этом человек перестает использовать свой речевой потенциал, так как большая его часть уходит на контроль произносимого звука – интонации или громкости. Иногда тон и тембр меняется и при стрессах, но такое случается реже.

Как услышать свой настоящий голос

Человек не может объективно определить тембр звука у себя ввиду того, что слышит он самого себя не так, как слышат другие. Звуковые волны проходят внутри, а потому искажаются во внутреннем и среднем ухе. Техника фиксирует реальный звук, который слышат окружающие – именно поэтому его иногда бывает сложно узнать на записи.

Можно также взять 2 листа картона (иногда берут стопку листов или папку), а затем приложить к обоим ушам. Бумага экранирует звуковые волны, поэтому при произнесении слов в таком положении человек услышит реальный звук, так как на слышимый тон голоса это экранирование влияет.

Тембр женских и мужских голосов – для певцов важная характеристика голоса и речи. Имеет значение она и для обычных людей. Тембр можно скорректировать специально подобранными упражнениями или гимнастиками, так как зачастую у обычного человека он бывает не совсем правильным.

В музыке XX века такая характеристика звука, как тембр, начала играть ключевую роль в концепции новых и в формировании новых вокальных техник. Что представляет собой timbre и какие существуют его разновидности?

Тембр в музыке - это что за категория?

«Тембр» переводится с фр. как «отличительный знак». Тембр в музыке - это специфическая окраска звучания. Если на разных инструментах взять одну и ту же ноту одинаковой высоты или громкости, все равно звук будет значительно отличаться благодаря тембровым характеристикам инструмента. Одинаковые вокальные партии, исполненные двумя разными вокалистами, легко различить на слух благодаря особой тембровой окраске голоса.

Понятие «тембр» определение в музыке имеет далеко не единственное, но все они сводятся к тому, что timbre является такой же важнейшей характеристикой звука, как, например, громкость, высота или длительность. Для описания тембра используются самые различные прилагательные: низкий, плотный, глубокий, мягкий, яркий, приглушенный, звонкий и т.д.

Виды тембров по А.Н. Сохору

Тембр в музыке - это явление многосоставное. Известный музыковед А.Н. Сохор выделяет 4 вида тембра:

  • инструментальный - зависит от особенностей строения инструмента и характера извлечения звука;
  • гармонический - зависит от характера сочетания звуков;
  • регистровый - зависит напрямую от природной тесситуры голоса или регистра инструмента;
  • фактурный - зависит от уровня плотности и «вязкости» звучания, акустики и пр.

Голосовые тембры

Тембр в музыке - это важная характеристика для певческого голоса. Особенно в условиях эстрадной конкуренции важно, насколько у вокалиста запоминающийся тембр.

Тембр человеческого голоса зависит в первую очередь от строения голосового аппарата. На тембровые характеристики достаточное влияние также оказывает степень разработанности и «натренированности» вокального аппарата. Нередко после упорных занятий у вокалистов меняется на более высокий, а после перенесенных заболеваний голосового аппарата тембр становится более низким.

Чем важны тембровые характеристики

Необходимость выделить среди характеристик звука еще одну категорию - тембр - продиктована рядом причин. Самая главная из них - это то, что тембр (неважно, инструментальный или голосовой) помогает придать музыкальному произведению правильное настроение, расставить важные акценты.

Когда делается музыкальная аранжировка (тем более, если это оркестровка), не учитывать творческую задачу и тембровые характеристики инструментов просто невозможно. Например, не удастся придать легкость и воздушность звучанию, если поручить исполнение музыкального отрывка контрабасу или тромбону, у которых тембр звука отличается большим количеством низких обертонов; невозможно достичь эффекта нагнетания атмосферы, используя нежные переливы арфы.

То же самое происходит во время подбора репертуара для вокалиста. Как правило, блюзовые и джазовые партии плохо удаются исполнителям-сопрано или тенорам, потому что для этого требуется плотный, бархатный, сочный, низкий тембр звука, возможно, даже с «хрипотцой» - этого требует сама специфика жанра (прокуренная атмосфера кабаре, кафешантанов и т.д.). В то же время исполнители с низкими тембрами невыгодно смотрятся во многих других музыкальных жанрах и исполнительских техниках (например, в «скриминге», который рассчитан как раз на высокие звонкие голоса).

Таким образом, тембр - это та характеристика, которая во многом определяет атмосферу звучащего музыкального произведения, а главное, вызывает у человека те или иные эмоции по поводу услышанного.

«Самым сложным субъективно ощущаемым параметром является тембр. С определением этого термина возникают сложности, сопоставимые с определением понятия «жизнь»: все понимают, что это такое, однако над научным определением наука бьется уже несколько столетий».
(И. Алдошина)

В природе мы почти не сталкиваемся с чистыми тонами. Звучание любого музыкального инструмента является сложным и состоит из множества частотных составляющих - обертонов.

Даже при очень сложных звуковых колебаниях слух человека способен распознать высоту звучания. Однако, при одинаковой высоте звучание, например, скрипки отличается на слух от звучания рояля. Это связано с тем, что, помимо высоты звучания, слух способен оценивать также “окраску” звучания, т.е. его тембр.

Тембром звука называется такое качество звука, которое, вне зависимости от частоты и амплитуды, позволяет отличить одно звучание от другого. Тембр звука зависит от общего спектрального состава звука (т.е. от того, какие обертоны в нем присутствуют) и соотношения амплитуд спектральных составляющих (т.е. обертонов):

Обертоны

Понятие тембра тесно связано с понятием высоты звука. Дело в том, что звуковые колебания, как правило, бывают сложными.

Например, если мы взяли на скрипке ноту «ля» первой октавы (частота 440 Гц), то в колебаниях этой струны будут присутствовать также кратные частоты 880, 1320, 1760, 2200 Гц и т.д.

При этом амплитуды этих частот (обертонов) могут быть различными, т.е. обертоны будут иметь различную громкость.

Немецкий физик Георг Ом впервые высказал мысль, что простое слуховое ощущение вызывается простым синусоидальным колебанием (такое колебание также называется гармоническим, важно не путать гармонические колебания, т.е. те, которые описываются функциями y=sin x и т.п., и гармонические обертоны, которые также являются гармоническими колебаниями, но их частоты еще и кратны частоте основного тона ). Как только форма колебания усложняется, появляются обертоны - возникает впечатление окраски звука или его тембра.


Пример возникновения сложного колебания путем сложения двух простых (гармонических) колебаний.
Синим цветом обозначено основное гармоническое колебание, розовым - колебание в два раза большей частоты (обертон или первая гармоника), а зеленым - результирующее сложное (негармоническое) колебание.

Ому удалось установить, что ухо воспринимает отдельные гармонические составляющие звука, и эти составляющие вызывают раздельные ощущения. При определенной тренировке можно даже мысленно разделить сложное периодическое колебание и определить, какие гармоники присутствуют в звуке.

Таким образом, человеческий слух способен воспринимать сложную форму звуковых колебаний как окраску или тембр.

Гармонические обертоны или гармоники

Обертоны бывают гармоническими и негармоническими.

Частоты гармонических обертонов кратны частоте основного тона (гармонические обертоны вместе с основным тоном также называются гармониками):

В реальных физических ситуациях (например, при колебаниях массивной и жесткой струны) частоты обертонов могут заметно отклоняться от величин, кратных частоте основного тона - такие обертоны называются негармоническими.

Спектральный состав и тембр

Амплитудно-частотное соотношение всех составных частей сложного колебания называют спектром звука, а звуки, соответствующие каждой частоте, присутствующей в сложном колебании, спектральными составляющими или компонентами.

Набор спектральных составляющих определяет тембр звучания. А поскольку каждая спектральная составляющая - это звук определенной высоты, говорить о тембре как об отдельном свойстве звука не совсем корректно. Однако именно тембр звука (а точнее - спектр) обычно находится в центре внимания, когда речь идет о технологиях обработки звука.

Примеры спектрального состава музыкальных звуков:

Тембр звука, т.е. отношения амплитуд его гармоник, влияет и на воспринимаемую высоту сложного тона.

Фантомные частоты

Иногда человек может слышать звуки в низкочастотной области, хотя в реальности звуков такой частоты не было. Мозг воспринимает высоту тона не только по его основной частоте, но и по периодичности, задаваемой отношением между гармониками. Мы можем воспринять ту же высоту (возможно, с другим тембром) даже если основная частота не слышна (или потеряна) при воспроизведении. (Частотные сигналы сложного спектра без основной частоты (первой гармоники в спектре) называются резидуальными .)

Например, если нота (то есть не чистый тон) имеет высоту 100 Гц, она будет состоять из частотных компонентов, которые являются целыми кратными этому значению (например, 100, 200, 300, 400, 500 .... Гц). Однако, маленькие динамики могут не воспроизводить низкие частоты, поэтому при воспроизведении может отсутствовать компонент 100 Гц. Тем не менее, может быть слышна частота, соответствующая основному тону.

Этот эффект получил название «Феномен пропущенной фундаментальной» - эксперимент 1940 г. продемонстрировал, что ощущение высоты тона спектрально сложного звука не изменится, если удалить его основную частоту, она будет достроена мозгом на основе имеющихся гармоник. Он используется в звуковоспроизводящей аппаратуре, чтобы расширить область воспроизводимых низких частот, если невозможно адекватно воспроизвести такие частоты напрямую, например, в наушниках, мобильных телефонах, малобюджетных динамиках (акустических системах) и т.п.

Это краски, которые мы слышим.

Посмотрите на любую картину или фотографию. Но никакой картины не получилось бы, если бы вся она была написана одной и той же краской, без оттенков.
Всмотритесь, сколько их, этих говорящих оттенков.
Десятки оттенков одного цвета. Есть они и у звука.
Одну и ту же ноту, звук, одинаковый по высоте, могут сыграть разные музыкальные инструменты. И хотя высота звука совершенно одинаковая, мы узнаем то голос скрипки, то голос флейты, то голос трубы, то человеческий голос.
Как это у нас получается?

Наш слух в чуткости не уступает зрению. Даже самый маленький ребенок среди многих голосов сразу узнает голос мамы и не спутает его с голосом бабушки. По голосу в телефонной трубке мы узнаем друзей и знакомых. Вы, наверное, сразу узнаёте по первым звукам голоса любимых артистов, певцов. И все вместе мы веселимся, угадывая их голоса в шутливом передразнивании артиста-пародиста. Чтобы добиться похожести, он меняет окраску голоса, тембр.
И разные музыкальные инструменты мы узнаем потому, что у каждого из них есть своя окраска звука. Звук может быть одной высоты, но, то с присвистом, то чуть звенящий, то, как бы гладкий, а то шероховатый. Струна звучит иначе, чем металлическая пластина, а деревянная трубка не так, как медная труба. Ведь у каждого звука есть призвуки. Вот эти оттенки - призвуки и меняют «цвет» звука. Окраска звука - это и есть тембр. И у каждого музыкального инструмента он свой.
ТЕМБР - важное средство художественной выразительности. Одна и та же музыкальная мысль в зависимости от тембрового воплощения может звучать с различной степенью яркости, блеска, мягкости, нежности, решительности, суровости, строгости и т.п. Тем самым тембр усиливает эмоциональное воздействие музыки, помогает осознавать её смысловые оттенки и в конечном итоге содействует более глубокому раскрытию художественного образа.
Изменение тембра, широко применяемое в инструментальных сочинениях, нередко становится важным фактором музыкальной выразительности.
Исходной классификацией тембров оркестровых инструментов является деление их на тембры чистые (простые) и смешанные (сложные).
Тембр чистый (простой) - тембр солирующих инструментов, а также все унисонные сочетания тождественных инструментов. Чистый тембр используется как в одноголосии, так и в многоголосии (например, ансамбли аккордеонов или баянов, домр или балалаек).
Тембр смешанный (сложный) - результат сочетаний различных инструментов. Используется в одноголосии и многоголосии. Такие сочетания применяются в целях изменения фонических качеств голосов и ансамблей и вызываются выразительными или формообразующими факторами.
В различных составах народного оркестра наибольшая слитность обнаруживается в ансамблях тождественных инструментов, а также инструментов - представителей одного семейства. С группой домр наиболее органично сливаются балалайки, потому что исполнительские приемы на домрах, балалайках, а также на ударных инструментах опираются на общие принципы звукоизвлечения: короткие звуки исполняются ударом (щипком), а долгие - посредством тремоло.
С баянами и аккордеонами очень хорошо сливаются духовые инструменты (флейты, гобои). Тембровое многообразие звучания аккордеона (баяна) обусловлено наличием регистров. Некоторые из них получили названия, аналогичные тем или иным инструментам симфонического оркестра: кларнет, фагот, орган, челеста, гобой.
Самая далёкая степень тембрового родства и слитности звучания имеет место при соединении духовых и ударных инструментов.
ТЕМБРОВЫЕ СООТНОШЕНИЯ оркестровых инструментов и ансамблей - понятие, определяющее степень их слитности и контраста при одновременном звучании.

(Презентация к уроку "Тембры- музыкальные краски")

«Тембры - музыкальные краски»

(разработка урока для 6 класса)

Цель : Формирование потребности в общении с музыкой через художественно-творческую деятельность.

Задачи:

Образовательная - Познакомить с многообразием тембров симфонического оркестра

Воспитательная - Воспитывать музыкальный вкус, исполнительскую культуру, культуру слушания; формировать чувство личной ответственности за результат совместной работы

Развивающая - Развивать умения, навыки, способы музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, вокальная и инструментальная импровизация)

Проблема урока: Почему тембры в музыке можно назвать музыкальными красками?

Тип урока : Урок открытия нового знания

Методы обучения:

Словесно-индуктивный (беседа, диалог)

Метод «музицирования»

Метод «соучастия»

Метод «погружения»

Формы обучения: коллективная, групповая

Материал к уроку: Иоганн Штраус «Вальс розы юга»»; Н.А. Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада»; И. Штраус «Полька - пиццикато»; П.И. Чайковский «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро»; И.С. Бах Сюита № 2 «Шутка»; Г.А. Струве « С нами друг!»; репродукция картины А.Лямина «Вальс»; стихотворение японского поэта Хитакара Хакусю «Тон.тон.тон»

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, музыкальные инструменты (фортепиано, ксилофон, металлофон, барабан, дарбука, бубенчики, клависы, коробочки, маракасы, треугольник), 3 MP3-плеер, цветные карандаши, карточки с музыкальными инструментами

Термины, понятия: пиццикато, образ, лад, темп, динамика, тембр

Ход урока.

Введение в урок:

Музыкальное приветствие.

У: Ребята, мы только что поприветствовали друг друга. Как прозвучало наше приветствие?

Д: Радостно, светло и красиво.

У: А если мысленно взять краски, кисти и нарисовать приветствие как картину - какие краски в ней будут преобладать?

Д: желтые, красные...

У: Посмотрите вокруг - мир полон красок, он разноцветный. Вспомните весенний сад, летние луга, осенний лес, зимнее сверкание снега. Да, нас окружает красочный мир, художники научились выражать его на холсте - с помощью красок, а в музыке? Что будет красками в музыке, что поможет нам сыграть и спеть многоцветный мир?

СЛАЙД №1

Тема нашего урока: «Тембры - музыкальные краски».

Каждый урок предполагает повторение известного, открытие нового. Что бы вы хотели узнать нового, чему научиться?

Д: Почему тембр называют музыкальными красками, узнать, как звучат разные инструменты.

У: Это и будет целью нашего урока.

Давайте определим, какие задачи нам предстоит решать на уроке, чтобы наша цель была достигнута?

Д: Нужно слушать музыкальные произведения, постараться услышать, как тембр музыкальных инструментов делает их разноцветными; нужно учиться сопоставлять картины художников и музыкальные произведения.

У: Прекрасно, этому мы и посвятим наш урок. Вы хорошие ученики, и мы завершили ту часть урока, где вы были просто учениками.

А сейчас мы с вами преобразимся: есть в мире очень редкие профессии, благодаря которым из века в век хранится и передается следующим поколениям культура.

Давайте познакомимся:

Пред вами - реставраторы - это группа № 1.

Группа № 2 - искусствоведы.

Группа № 3 - музыканты из симфонического оркестра.

Группа № 4 - это зрители, которые по абонементу пришли в филармонию на умную встречу, посвященную тембру в музыке.

Каждая группа выполнит очень важное задание. А я выступлю в роли старшего ассистента, сопровождающего исследования групп, в роли модератора (ведущей) музыкального лектория и в роли дирижера.

(дети получают карточки с заданием, в течении 3-4 минут отвечают на вопросы)

Задание группе № 1:

Уважаемые реставраторы! Произошло печальное событие: картина современного художника Алексея Лямина потеряла краски и название. Пожалуйста, восстановите то и другое.

Что изменилось в картине после возвращения цвета и названия?

Ответ начните так…

«Мы рассмотрели картину художника Алексея Лямина и решили, что в ней должны быть___________________________________________________________________

цвета, потому что________________________________________________________

______________________________________________________________________.

Когда картина приобрела цвет, мы почувствовали, что она _____________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»

Задание группе № 2:

Уважаемые искусствоведы! Рассмотрите внимательно картину художника Алексея Лямина прослушайте музыкальное произведение в исполнении симфонического оркестра. Что объединяет произведение музыки и произведение живописи? Чем они различаются?

(СЛУШАЮТ ЗАПИСЬ В НАУШНИКАХ) И. Штраус "Вальс"

Задание группе № 3:

Уважаемые музыканты! Рассмотрите фотографию симфонического оркестра. Подготовьтесь рассказать всем, что такое - симфонический оркестр. Какие инструменты звучат в симфоническом оркестре? Распределите инструменты по группам.

Приготовьтесь рассказать, по какому принципу вы объединили их в группы.

Расположите инструменты так, как они находятся в оркестре. Почему именно такое место занимают инструменты в оркестре?

Задание группе №4

Уважаемые зрители! Мы уже знаем, что музыка и живопись созвучны. Но как строится музыкальный рисунок поэтического произведения, особенно того, в котором нет рифмы? Давайте попытаемся уловить музыкальный ритм и поиграть с тембром голоса, читая стихи японского поэта Хитакари Хакосю. Каждый из вас - имеет свой тембр голоса, давайте составим оркестр голосов.

Прочитайте ритмично стихотворение, подбирая тембр голоса.

А теперь - слово юным хранителям культуры!

СЛАЙД №2

У: Слово реставраторам:

(в это время на экране - слайд картины). Дети отвечают на вопрос.

У: ВЫВОД. Т.о вы почувствовали, что картина по-новому зазвучала.

СЛАЙД №3

У: Слово вам, искусствоведы:

В это время на экране появляется картина в цвете и звучит музыка вальса. Дети отвечают на вопросы.

У: Подводя итог вашей работы можно сказать, что в музыке и живописи присутствуют общие средства выразительности.

У: Слово вам, музыканты!

Молодцы, каждая группа очень хорошо справилась с заданием!

А теперь настало время посетить наш музыкальный лекторий. Тема нашего разговора - тембры музыкальных инструментов.

Итак, звучит королева музыки - скрипка.

СЛАЙД №4

Слушание отрывка из симфонической сюиты Н.А. Римский - Корсаков «Шезеразада»

Д: плавно, певуче, нежно…

У: В следующем музыкальном отрывке вы услышите звучание не только скрипки, но и других музыкальных инструментов. Обратите внимание, изменился ли звук у скрипки?

Слушание отрывка из музыкального произведения И. Штрауса «Полька-пиццикато»

Д: изменился

У: Чем вызвана другая окраска звука?

Д: от способа извлечения.

У: Такой способ извлечения называется пиццикато. (НА ЭКРАНЕ)

СЛАЙД №5

У: А теперь познакомимся с тембрами духовых инструментов. В средние века этот инструмент сопровождал празднества и торжественные обряды, созывал войско на бой. Как вы думаете, о каком инструменте идет речь? Посмотрите на экран.

Д: это труба.

Слушание отрывка П.И. Чайковского «Неаполитанский танец»

из балета «Лебединое озеро»

У: Подберите прилагательные, характеризующие звучание трубы.

Д: Звук - яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.

У: Посмотрите: у меня в руках - один из самых известных духовых инструментов: флейта. Послушайте, как она звучит (учитель играет на флейте). Это инструмент для начинающих музыкантов, а на экране вы видите флейту симфонического оркестра. Обратите внимание на звучание флейты.

И.С. Бах «Шутка из Сюиты №2

У: Как звучала флейта?

Д: (ответы детей)

У: Спасибо за активное и творческое участие в нашем лектории, и мы перемещаемся на сцену: теперь мы - оркестр, и у нас репетиция одного из фрагментов будущего лектория: нам нужно совместить тембр голоса и тембр музыкальных инструментов. У нас молодежный оркестр, и поэтому мы очень любим ритм, а, значит, и ударные инструменты. На столе лежат ударные музыкальные инструменты - выберите тот инструмент, которые вам понравился. У каждого из них - свой тембр: послушайте выбранный инструмент, как он звучит?

СЛАЙД №7

У: Теперь я прошу показать выполненную работу участникам группы № 4.

У: Ребята будьте внимательны, сейчас взрослые участники будут читать текст стихотворения, а задача нашего оркестра - подобрать тембр того или иного музыкального инструмента к поэтическому образу стихотворения.

ВЗРОСЛЫЕ ЧИТАЮТ.

У: Сколько поэтических образов вы можете выделить?

Д: кленовый лист, горный ветер, лунный свет.

У: Они одинаковые по звучанию или разные? Какие инструменты лучше всего передадут образ кленового листа? (маракасы, пружинка)

Горного ветра? (тарелки)

Лунного света? (металлофон, треугольник)

У: А теперь попробуем вместе: взрослые читают, а мы озвучиваем эти строки.

(ДИРИЖИРУЮ)

У: Спасибо. У нас получился хороший творческий коллектив.

Как вы думаете, нам удалось совместить тембр голоса и тембр музыкальных инструментов?

(взрослые спасибо, садятся на места)

У: Создавая и представляя разноцветные картины под влиянием тембра голоса и тембра инструментов, можем ли мы сказать что тембр - это краски в музыке?

Спасибо за умные ответы, положите инструменты и присаживайтесь на свое место.

Что является самым важным для оркестра?

Профессионализм и талант музыкантов, сплоченность, сотрудничество.

У: В начале урока вы дали определение, что такое оркестр. Вспомните свои ощущения при работе в оркестре, и одним словом скажите: оркестр - это…..

У: Как вы думаете, останутся ли важными такие качества как сотворчество, сплоченность, дружба, если мы создадим оркестр, только из голосов - хор? А как с помощью тембра наших голосов передать радость от того что рядом есть настоящие друзья, что вместе мы можем сделать много-много добрых дел?

Д: Спеть вместе песню!

СЛАЙД №8

Исполнение песни «С нами друг!» Г.А. Струве