Тибетские поющие чаши воздействие на человека. Резонаторы для поющих чаш

Западные страны узнали о поющих чашах Тибета после того, как произошло вторжение Китая в Тибет.

Данные чаши сначала не привлекали особого внимания. Затем люди задумались о том, что это обыкновенная тара для еды. Скорее всего, нашлись люди, которые рассказали об истинном предназначении тибетских чаш. Это привело к пересмотру отношения к чашам и началу их изучения. Люди выяснили, что в Тайланде и Японии также есть поющие чаши. Тибетские чаши – самые лучшие.
Правитель священного Тибета построил себе дворец с троном в форме поющей чаши.
Это наводит на мысль о связи возникновения поющих чаш с постройкой дворца. Название дворца Кунгар Ава.
Тибетские чаши священны. Ежегодно в июле жители Тибета едут в Дрепунг чтобы поклониться. Они верят, что если слушать пение тибетской чаши, вы не попадете в ад.

Каковы свойства поющих чаш

Данные чаши особой формы. Они сочетают в себе разные материалы от трех до девяти видов. Бывает, что чаша состоит на одну треть из метеоритного железа. Вследствие этой пропорции металлов, выбранных для ясного чистого звучания, звучание чаш такое чистое ясное и продолжительное.

Звучание тибетской чаши при ударе по ней молоточком длится весьма длительное время. Звук постепенно становится тише и отдаленнее.
Нельзя перетаскивать поющие чаши в другое место. Чтобы достигнуть идеального звучания, они должны быть неподвижными.
Тибетские чаши, издающие звучание, возникли давно, но они по сегодняшний день могут вылечить.
Поющие чаши лечат блоки мышц, спазмы, воспаления органов, потерю сил, дискинезии, ослабление организма. Помимо этого поющие чаши в состоянии воздействовать на человека эмоционально.

  • наступает абсолютная релаксация организма;
  • полное умиротворение;
  • человек ощущает гармонию с миром и собой;
  • стресс исчезает.

Также помимо эмоционального воздействия поющие чаши способны произвести тот же самый эффект, как после вибромассажера. Данный эффект будет направлен на труднодоступные места на теле человека. Он способен проникнуть туда, куда не может проникнуть мануальный терапевт.

Если у вас остеохондроз, вам просто необходимо пройти данную вибрационную терапию. Она подходит при проблемах, связанных с дисками между позвонков, грыжей позвоночника, но многие считают это фантастикой.


Восток, как известно, делит все существующее на инь и ян. Тибетская чаша считается женским началом, а молоток — жезл – мужским. Та энергетика, которая получается от объединения чаши с жезлом, рождает звук.

Если заниматься этим серьезно, поющие чаши помогут вам познать самих себя, своих близких и друзей, поменять свой эмоциональный фон, благодаря тому, что человек становится спокойнее и прислушивается к своему сердцу.
Воздействие звуком и вибрация расслабляют мышцы, восстанавливают ровное глубокое дыхание, повышают иммунитет, восстанавливают работу сердца.
Данные факторы насыщают организм кислородом, помогают достижению гармонии в душе. Вибрации и звуки влияют на нейроны в мозге, восстанавливая тем самым ритмы в организме.

Процесс игры

Необходимо правильно играть на поющей тибетской чаше. Научиться данной игре несложно. Основной момент – чаша должна быть абсолютно неподвижной.
Чтобы чаша не двигалась, ее необходимо поставить на специальную подушку.
При помощи жезла водят по чаше по вешнему ее краю. Таким образом, происходит вибрация. Бытует мнение, что если вы поместите чашу на живот, вибрации поющей чаши окажут более сильный эффект оздоровления.

Жезлы бывают различные по размеру, составу и форме. Благодаря этому звуки чаша издает разнообразные.
Не стучите по поющей чаше со всей силы. Необходимо потирать ее, она запоет сама.
Налив воды в чашу, вы услышите, что звук изменился. Лечебный эффект также изменится. Если использовать разные чаши вместе, некоторые пустые, другие – с водой, вы создадите уникальную музыкальную композицию.
Конечно же, большое значение имеет материал молоточков. Из войлока – оказывают умиротворяющее воздействие. Из металла – происходит тонизирование организма.
Тибетская чаша, издающая звучание, появилась в России в девятнадцатом веке. Одними из первых их приобрели люди, занимающиеся йогой, тибетским направлением. Изначально чаши покупались посвященными для проведения медитаций.
Другие люди, купившие поющие чаши, были массажистами и целителями, узнавшими о пользе вибраций и звуков для организма.

Поющие чаши были открыты «духовными туристами» на юге Гималаев. Круглые металлические чаши различного размера, некоторые отполированные, другие матовые, золотого или иногда почти черного цвета, издавали удивительные поющие звуки, когда по ним похлопывали, ударяли или натирали. Представители западной цивилизации осознали, что нашли не только новые духовные пути, но и столкнулись с неизвестным «феноменом звука».

Родина металлических поюших чаш - страны центральной Азии, а именно Индия, Непал и Тибет. Несмотря на то, что их происхождение и изначальное предназначение до сих пор окутаны покровом тайны, все же известно, что когда-то, давным-давно, эти чаши использовались в ритуалах и церемониях, включавших работу со звуком. На Запад поющие чаши были впервые привезены с Гималаев только во второй половине XX века, после вторжения китайцев в Тибет в 1950-е годы.

Кроме тибетских (родом с Гималаев) встречаются также японские и тайские поющие чаши, и каждой разновидности присущи свое особое звучание, форма и функции. Однако самые чистые звуки и обертоны производят именно тибетские чаши.
Поразительное мастерство древних ремесленников, которые уже много веков назад умели создавать произведения искусства, наделенные такой необыкновенной силой и звучностью, заслуживает огромного уважения и тщательного изучения.

ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНЫ ПОЮЩИЕ ЧАШИ

Чаши отличаются друг от друга внешней отделкой, сплавом, способом изготовления.

  • Больше всего ценятся кованые изделия, так как они издают мелодичные красивые звуки. Кованые чаши внешне выглядят как будто помятыми, это потому что форму чаши приобретают под ударами кузнеца. Такие чаши не украшают рисунками или орнаментами, а издаваемые ими звуки оказывают благотворное и успокаивающее действие на сознание. Они наполняют дом удивительной музыкой.
  • Второе место по популярности занимают точеные чаши. Они отличаются небольшими размерами и легкостью, именно это делает их звучание высоким. Такая вещь принесет в дом спокойствие и умиротворенность.
  • За тем следуют литые поющие чаши, для которых характерны яркие краски и орнамент.

Существует миф, что большинство древних чаш были изготовлены из сплава семи металлов: золота, серебра, свинца, ртути, меди, олова и железа, соответствующих семи планетам.

  • Золото - Солнце
  • Серебро – Луна
  • Ртуть – Меркурий
  • Медь – Венера
  • Железо – Марс
  • Олово – Юпитер
  • Свинец – Сатурн

Действительно, существуют чаши созданные из семи металлов, но количество металлов может быть и большим, например девять или десять. Считается, что каждый металл издает свой особенный звук, включая гармоники, а вместе эти звуки образуют разные гармоники.

Есть еще один миф, который утверждают, что в состав самых лучших поющих чаш включалось не обычное железо, а метеоритное. Это действительно так, но таких чаш единицы.

Пропорция металлов в сплаве определяет чистоту и ясность основного тона и обертонов поющей чаши, а также продолжительность ее звучания. Хорошая поющая чаша звучит после удара молоточком очень долго, и звук не обрывается внезапно, а постепенно замирает. Стоит добавить, что ключом здесь также является метод изготовления чаши, ее ковка. Чтобы чаша по настоящему звучала ее делают в огне в печи и на наковальне с восходом Солнца, и до его захода. Сначала жидкий металл выливают в специальную форму из глины, после остывания заготовку чаши снова разогревают докрасна в печи. Потом начинается работа кузнецов, которая должна быть очень слаженной подобно оркестру, иначе чаша будет не петь, а жужжать или греметь.

Говорят, что в настоящей тибетской чаше больше серебра и олова, что придает ей монотонный антрацитовый отблеск, в то время как непальские чаши обладают знакомым золотым блеском. Однако различия в составе сплавов могут объясняться и тем, что кузнецы не носили с собой эти металлы, а использовали доступные в той или иной местности. Надписи, рисунки и другие узоры, которыми иногда украшают поющие чаши, делают уже позже методом чеканки, либо травления металла.


ФОРМА ПОЮЩЕЙ ЧАШИ

Хорошая поющая чаша непременно имеет правильную форму: все ее изгибы гармоничны. Извлекая звуки из поющей чаши, исполнитель обычно ставит ее на подстилку из ткани или держит в руке. Если днище чаши слишком плоское, то на плоской твердой поверхности она не производит достаточно сильного резонанса.

Диапазон обертонов чаши зависит от толщины стенок и, как уже упоминалось, от состава сплава. Поверхность подлинных поющих чаш ручной работы покрыта мелкими вмятинами - следами от инструмента мастера, формовавшего сплав. Эти углубления должны гармонировать с формой чаши в целом, иначе в обертонах возникает диссонанс.

Чем толще стенки чаши, тем более явственно слышатся унтертоны; чем тоньше стенки и чем меньше чаша, тем слышнее обертоны. При ударе молоточком чаша не должна дребезжать или издавать какие бы то ни было призвуки.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПОЮЩИЕ ЧАШИ

Очищение энергетики дома

Поющие чаши считаются самым древним и эффективным инструментом фэн-шуй. Они помогут очистить ваш дом от негативной энергии.

Правила использования чаш очень просты. Для чаши имеющей деревянный стик необходима активация. Для активации нужно провести по наружной окружности, так чтобы появился ровный вибрирующий звук, приятный для восприятия. Звучащую чашу нужно взять в левую руку и медленно переходить с ней из одной комнаты в другую по часовой стрелке. Во время движения нужно прислушиваться к звукам, издаваемым чашей. В «мертвых» углах чаша производит унылые и монотонные звуки, в «живых» углах звуки обычно чистые и резкие.

Если обходите дом в первый раз нужно заставить чашу резонировать в каждом углу, это позволит привести в равновесие энергию всего дома. Если, по вашему мнению, какая-то комната особенно несчастливая, в этой комнате нужно поставить чашу на стол, положив под нее подушечку и ударить деревянным молоточком по краю чаши.

Чтобы очистить пространство, переходите из одной комнаты в другую, от одной двери к другой, во время движения старайтесь, чтобы чаша непрерывные издавала звуки. Ударив трижды по краю чаши, вы должны услышать громкий резонирующий звук. Когда звук станет утихать, необходимо ударить вновь и так продолжать во время движения по комнате. Можно проводить по краю чаши молоточком по часовой стрелке. При сильном надавливании на край чаши мягкий гудящий звук будет нарастать.

Если с первой попытки чаша не «запоет», попробуйте ударить по ней, а уже потом тереть молоточком, надавливая на край сильно, но равномерно.

После того как вы овладеете этим искусством полностью, когда чаша станет издавать приятный звук, можно начинать обходить комнату. Во время движения останавливайтесь у стен, издаваемый чашей звук удалит неуравновешенную энергию, которая может «прилипнуть» к стене. У окон и дверей нужно пройти трижды.

Проводя очищение помещения, прислушивайтесь к звукам чаши, с каждым разом звуки будут более четкими, благодаря происходящему очищению воздуха в вашем доме. Как только все виды энергии будут сбалансированы, чаша начнет звучать мелодично. Резкие колебания энергии тут же прекратятся, уступив место полной гармонии.

Очищение воды

Ваза должна быть предварительно вымыта. Для того чтобы зарядить вибрацией поющей вазы воду, необходимо ее налить внутрь до середины краев. При этом чашу лучше всего поставить на подставку и начать работу с ней деревянной палочкой методом трения. Вода в чаше должна визуально вибрировать или даже танцевать. Таким образом, в течение 2-3 минут вода структурируется и на некоторое время сохраняет свои необычные свойства. Данную воду можно использовать для поливки цветов, для растений и животных, а также омовения.

Медитация

Поющая чаша уникальный инструмент для медитации, но для наиболее эффективного применения ее нужно правильно изначально подобрать. Важный критерий – чаша должна быть хорошо сбалансирована и соответственно давать ровный звук средней или высокой тональности. Именно на этом звуке вы будете концентрировать свое внимание. В медитации поющая чаша необходима в самом начале, для этого ее нужно поставить перед собой на подставку и начать заводить, либо(рекомендуется) взять в руки завести ее на максимальную вибрацию и аккуратно поставить обратно на подставку держа за донышко. Дальше вы сидите в исходной позе и концентрируете свое внимание на звуке, слушаете его, а также правильно дышите.

Балансировка энергии организма

Поющие чаши способны сбалансировать наш организм, н о это нужно делать с профессионалом.

Настоящие чаши можно купить в Галерее "Лакшми"

Здесь продаются только кованые чаши из Тибета, Непала и Индии, среди них есть раритетные .

Приглашаем вас приехать, послушать чаши вживую и получить бесплатную консультацию, как ими пользоваться.

Поющая чаша

Звуки… Везде, в каждый момент жизни нас окружает огромное их количество. Человек практически никогда не находится в тишине. Даже если вокруг тихо, вы все равно будете слышать хотя бы звук своего дыхания.

Звуковые колебательные движения обладают уникальными уже доказанными наукой свойствами. Так, например, классическую музыку ставят младенцам для повышения их жизнеспособности. И даже зафиксированы факты, что и у коров от нее повышается удой, и грядки колосятся веселее.

Звук может структурировать или разрушать клетки, воздействуя на молекулярном уровне. Были проведены интереснейшие опыты с воздействием разной музыки на клетки воды. Так, от тяжелого рока молекулы воды разрушались, от молитв же и приятной спокойной музыки они выстраивались в идеальную структуру. Так как человек больше чем на 80% состоит из воды, эти свойства звука можно сопоставить и с нашим организмом. Поэтому исключительно важно, что вы слушаете и что звучит в вашем доме.

Несколько тысячелетий в разных религиях и учениях мира используется звук, для молитв, для медитаций, для чтения мантр. Так, в христианстве это колокола, звуки которых способны гармонизировать человека и пространство, настраивая на умиротворенный лад. В восточном буддизме таким инструментом служат поющие чаши – уникальный инструмент, звучание которого считается священным.

Поющие чаши в прошлом

Тот, кто хоть однажды слышал музыку поющей чаши, наверняка ощутил на себе ее волшебное воздействие. Почему же «поет» поющая чаша и как пользоваться ею правильно?

Поющие чаши очищают наш дом

Поющая чаша – это металлический сосуд, имеющий округлую форму, который служит музыкальным инструментом. Этот инструмент нашел широкое применение в азиатском регионе, в частности, в буддизме. Тибетские поющие чаши до сих пор используют в своих медитативных практиках буддистские монахи. При пении, мантрах и молитвах они ударяют в стены чаши, тем самым подчеркивая, усиливая произносимые слова. Звук поющей чаши, по убеждению монахов, способен очистить разум человека, успокоить его душу и приблизить к пониманию высших законов мироздания.

Извлечение звуков определенной частоты происходит с помощью деревянного стека (пестика). Размеры самой чаши в диаметре могут быть разными, от 15 см у современных изделий до 1,5 м у древних. Сама чаша изначально изготавливалась, по одним источникам, из сплава трех или пяти металлов, по другим – из семи, третьи же источники говорят об одиннадцати металлах. Скорее всего, имели место все варианты, ведь от количества металлов в сплаве зависели музыкальные свойства этих удивительных чаш. Примечательно то, что до нашего времени не дошло ни одного письменного источника, подтверждающего использование поющих чаш. Судить об их распространении и применении остается только по многочисленным рисункам, изображающим чашу в действии.

Основными металлами, из которых делали чаши, были медь, олово, железо, цинк и никель, часто с добавлениями золота и серебра. Стек, с помощью которого поющая чаша начинает «петь», делают из твердых пород дерева.

Родиной поющих чаш являются Тибет и Непал. Не меньшей популярностью пользуются эти инструменты в Корее, Китае, Индии и Японии. Самые старые поющие чаши относят к 10-му веку, но многие коллекционеры уверены, что этот музыкальный инструмент намного старше. В наше время чаще всего можно встретить тибетские поющие чаши, по-прежнему выпускаемые в Гималаях.

Поющие чаши в настоящем

Сегодня поющие чаши снова становятся популярными. Ведь их звуки – прекрасный способ гармонизировать пространство квартиры. В Фэн шуй, методы которого во многом построены на работе со звуком, поющие чаши становятся просто незаменимым инструментом. Используйте поющую чашу дома – ее уникальные обертона избавят вас от негативного влияния энергии Ша. Более того, эти неповторимые звуки улучшат циркуляцию энергии Ци.

Считается также, что это звучание способно не только притягивать благотворную энергию, но и создавать ее своими звуками. По словам Лилиан Ту, автора нескольких книг об учении Фен шуй, даже просто наличие в вашем доме поющей чаши будет благотворно воздействовать и на пространство жилища, и на всех его обитателей. Поющая чаша послужит для просветления сознания, настроит вас на позитивные мысли. Поэтому звуки поющей чаши также отлично подойдут для снятия стресса, углубленной молитвы и медитации.

Как работает поющая чаша

Как пользоваться поющей чашей

Принцип работы поющей чаши заключается в трении деревянного стека о металл. При этом получается многослойный звук, состоящий из основного звучания и дополненный многочисленными обертонами по волновому принципу. Каждый «круг» такого звука уникален и не похож на предыдущий.

Вариантов «игры» на поющей чаше два.

Первый вариант: деревянным стеком водят по внутреннему краю чаши, тем самым вызывая многократные вибрации, дающие несколько обертонов. Создается такое ощущение, что звучит несколько гудящих колоколов, сливающихся в единое целое. В этом слитном звучании нескольких обертонов — уникальность поющих чаш как явления. Так больше не звучит ни один инструмент в мире.

Второй вариант работы с чашей – по принципу колокола. Стеком ударяют во внешний край чаши, извлекая продолжительные вибрации.

И в том, и в другом варианте залогом успешной игры будет положение чаши. Ее следует укреплять на очень небольшой горизонтальной поверхности, подушке или пальцах. Чем эта поверхность меньше, тем лучше будет звучать поющая чаша.

Второй необходимый навык: стек по краям чаши должен скользить безотрывно, иначе звук тоже будет прерывистым. Это непросто, ведь при нажатии стека вибрация чаши нарастает, и удержать один ритм бывает трудно. Также учитывайте, что на тонкостенных чашах сложнее играть, но звук при этом будет насыщеннее.

Экспериментируйте, и вы обязательно найдете свое звучание, затрагивающее самые сокровенные уголки вашей души. Звук, который вам больше всего понравится, и будет для вас наиболее полезным.

Как правильно выбрать поющую чашу

Как выглядит поющая чаша

Высота, интенсивность и частота звучания поющей чаши зависит от очень многих факторов. Так, интенсивность нажатия стека на края чаши, скорость движения стека и даже его плотность могут повлиять на качество звука. Важным для звучания является также толщина стенок самой чаши: чем они тоньше, тем звук будет богаче. Поэтому если вы решили приобрести этот для многих народов священный музыкальный инструмент, отнеситесь к его выбору внимательно.

При выборе поющей чащи для своего дома учтите, что настоящая поющая чаша должна быть изготовлена именно из сплава нескольких металлов, подобранных в правильной пропорции. Иначе ее звучание не будет иметь нужного количества обертонов, что негативно отразится на звуке, сделает его бедным. К сожалению, проверить подлинность чаши вам вряд ли удастся, поэтому попробуйте на ней поиграть. Перед этим постарайтесь услышать звуки настоящей поющей чаши. Так вы вряд ли когда-нибудь спутаете звучание настоящего тибетского и «поддельного» изделия.

Сейчас, конечно же, сплав для поющих чаш, имеющихся в широком доступе, не так богат. Только в Непале или на Тибете наверняка по-прежнему можно встретить оригинальные тибетские поющие чаши. Древнего секрета изготовления чаш вы также не найдете. Если вы решили купить поющую чашу для своего дома, постарайтесь отыскать чашу ручной ковки из сплава хотя бы пяти металлов. Ведь каждый из этих металлов и создает отдельно взятый обертон.

Чем больше будет обертонов, тем насыщеннее зазвучит поющая чаша и тем лучше будет эффект, который она окажет на вас и ваше жилище своим волшебным пением.

В этой статье вы узнаете:

Поющие чаши интересуют людей со времен древности из-за их лечебных свойств , способности очищать организм. Воздействие этих предметов на сознание человека связано со специфическим тембром звучания, которое при длительном воздействии на человека вызывает особое состояние сознания. Это свойство сотни и тысячи лет используется адептами многих религиозных учений для концентрации и сосредоточения.

Что это за предмет

В наше время делаются попытки применять чаши в различных психологических практиках, основанных на восточных системах самосовершенствования: йоге, цигун, тайцзицюань.Тибетские поющие чаши являются разновидностью колокола. Для их создания используют сплавы металлов, в числе которых – медь, олово, цинк, золото или серебро. Используют для извлечения музыки, которая звучит все время в процессе молитвы в индуизме или буддизме.

Историческая справка о тибетских чашах

Тибетские чаши появились достаточно давно. Существует поверье, что они использовались для сбора подаяний буддистскими монахами, которые путешествовали по свету для распространения священного знания.

Есть легенда, что однажды духи поведали мудрецам об особых приспособлениях для общения с космическим разумом, чтобы черпать великие познания о мире. При помощи медитаций шаманы смогли разглядеть внешний вид предмета и его состав: сосуд, скованный из 8 элементов.

Западный же мир увидел их в 1950 году, благодаря китайскому вторжению в Тибет.

Как используют сегодня

Способы использования этих инструментов с течением времени не изменились. Считается, что их звучание оказывает воздействие на человека : нормализуется рассудок, улучшается кровообращение, расслабляются мышцы.

Мелодия способна выводить человека из состояния напряжения, лечить недомогания.

Помимо лечебных свойств , необычное звучание часто используется в современной музыке в жанрах нью-эйдж, неоклассика и даже рок.

Со времен появления поющие сосуды претерпели много изменений. Поэтому для оптимального выбора существует несколько советов:

  1. Предметы могут отличаться способами изготовления . Помимо Тибета, они часто встречаются в Индии, Японии, Корее, Непале, Китае. В каждой стране есть свои технологии. В состав китайских изделий может входить всего 3 вида металла. Но классическими считаются тибетские поющие чаши , в состав которых входят 7 металлов: серебро, медь, олово, железо, ртуть, золото, свинец.
  2. В зависимости от концентрации различных металлов, ритуальный предмет будет иметь цвет от нежно-золотого до багрово-серого.
  3. Изделия различны по своим размерам. Рекомендуется выбирать инструмент от 12 до 22 см в диаметре для гармоничного звучания в стенах дома.
  4. Для каждой чаши предназначен свой стик-резонатор в виде палочки или молоточка. Металлические или сделанные из сортов твердой древесины палочки могут извлекать громкий, режущий звук, а палочки, обитые войлоком, дают смягченное звучание.

Поверхность

Поющая чашка должна быть исключительно ручной работы. Это необходимое условие. Поверхность чаши должна быть украшена небольшими углублениями – следами от инструментов мастера. Помимо этих неровностей, на звук влияет и толщина стенок: чем она больше, тем ниже тон. Если присутствуют дребезжащие ноты, значит, изделие имеет дефекты.

Размер

Чаши бывают разного размера. Это связано не только с тем, что они создавались для помещений, но и с таким важным аспектом, как энергия Ци . При подборе чаши нужного размера идет быстрое накопление энергии Ци, способной исцелять организм от различных болезней.

Наполненность

Тибетские поющие чаши не используются, как правило, для употребления пищи или ношения вещей. Это священный предмет, предназначенный для других целей. Но иногда мастера могут наполнить чашу какими-либо предметами или жидкостью, тем самым изменив звучание музыки.

Звук проходит через препятствия, изменяя свои колебания и их направление. При взаимодействии с жидкостью колебания могут создать небольшие волны, выплескивающие излишки воды изнутри.

Как правильно использовать инструмент

Есть 2 способа извлечения звука. Оба метода применяются как при совершении ритуальных действий, так и при создании музыки. Эти способы:

  1. Извлечение звука путем трения обода.
  2. Использование принципа колокольного звучания.

Трение обода

Метод считается «правильным» или «истинным». Необходимо взять стик-резонатор, прислонить его к краю чаши и медленно вести по окружности обода до появления резонирующего звука. Тибетские поющие чаши устроены так, что при колебании их оболочки формируется гудящий звук, дополняющий пение мантр.

Мелодию возможно изменять в зависимости от многих факторов:

  • угла соприкосновения со стиком;
  • того, насколько сильно надавливать на обод;
  • скорости вращения по ободу;
  • материала, из которого был изготовлен резонатор;
  • направления вращения по окружности.

Принцип колокола

Можно воспользоваться и иным методом. Для этого вместо стика используется молоточек. Способ применяют в основном к чашам малого диаметра, но он подходит и для изделий больших размеров. Достаточно легко ударить молоточком по ободу или стенам. Возникает долго не затихающий гудящий звук.

Иногда совмещают два стиля использования. Можно сначала стукнуть по чаше резонатором, чтобы создать начальные колебания, а затем поддерживать их, водя по ободу стиком. Но это не считается каноническим использованием инструмента.

Использовать поющие чаши могут не только верующие. Эти предметы обладают поистине целительной силой, а их музыка воодушевляет и расслабляет тело и разум. Они достаточно компактны и могут применяться в любом месте, что делает их переносным целительным средством и помощником при общении со своим подсознанием во время медитации.

М ногим знакомы звуки поющих чаш, однако иногда возникают те или иные вопросы по этому поводу. В этой статье мы изложим историю поющих чаш и объясним основные принципы их устройства и действия.

Происхождение поющих чаш

Родина металлических поющих чаш - страны Востока. Несмотря на то, что их происхождение и изначальное предназначение до сих пор окутаны покровом тайны, всё же известно, что когда-то, давным-давно, эти чаши использовались в ритуалах и церемониях, включавших работу со звуком. На Запад поющие чаши были впервые привезены с Гималаев только во второй половине XX века, после вторжения китайцев в Тибет в 1950-е годы.

Поющие чаши у нас называют по-разному: музыкальные чаши, звучащие чаши, тибетские чаши, поющие чаши Тибета. Они не предназначены для хранения жидкостей или сыпучих материалов, они создают звучащие энергетические поля, насыщающие пространство положительной энергией.

Кроме тибетских чаш (родом с Гималаев) существуют также японские и тайские поющие чаши, и каждой разновидности присущи своё особое звучание, форма и функции. Однако самые чистые звуки и обертоны производят именно тибетские чаши. Поразительное мастерство древних ремесленников, которые уже много веков назад умели создавать произведения искусства, наделённые такой необыкновенной силой и звучностью, заслуживает огромного уважения и тщательного изучения.

Существуют также кристаллические, кварцевые поющие чаши. Их производят в США. Выглядят они очень красиво и издают весьма своеобразный звук. Такую чашу можно в точности настроить на определённый тон.

Если вы используете несколько поющих чаш, поместите между ними кристаллы горного хрусталя. Горный хрусталь очищает и усиливает энергию взаимодействия между чашами, а резонанс, производимый чашами, в свою очередь, очищает кристаллы.

Тибетские поющие чаши – это средство медитации, которое издавна использовалось в духовной практике. Такие чаши изготавливаются из уникального сплава металлов, который позволяет получить необычный звук, который существенно отличается от звучания любых других музыкальных инструментов. Если мы поставим несколько чаш в ряд, то увидим, как они отличаются друг от друга. Чаши всё равно будут разными, даже если у них одинаковый диаметр. Этот эффект достигается способом ковки чаши, а также разным сплавом металлов, применяемым в изготовлении чаш.

Форма поющей чаши

Звук и тембр поющей чаши зависят не только от её размера, но и от особенностей строения, например, от ширины обода, толщины стенок, соотношения диаметров донца и обода, от профиля днища и так далее.

При изготовлении большинства гималайских поющих чаш, используемых в наши дни, соблюдались особые правила, определяющие ширину, профиль и декор обода, угол наклона стенок к днищу. Хорошая поющая чаша непременно имеет правильную форму: все её изгибы гармоничны. Извлекая звуки из поющей чаши, исполнитель обычно ставит её на подстилку из ткани или держит в руке. Если днище чаши слишком плоское, то на плоской твердой поверхности она не производит достаточно сильного резонанса. Диапазон обертонов чаши зависит от толщины стенок и от состава сплава. Поверхность подлинных поющих чаш ручной работы покрыта мелки¬ми вмятинами - следами от инструмента мастера, формовавшего сплав. Эти углубления должны гармонировать с формой чаши в целом, иначе в обертонах возникает диссонанс. Чем толще стенки чаши, тем более явственно слышатся унтертоны; чем тоньше стенки и чем меньше чаша, тем слышнее обертоны. При ударе молоточком чаша не должна дребезжать или издавать какие бы то ни было призвуки. Подлинные чаши правильной формы звучат чисто и ясно.

Существует множество легенд о происхождении поющих чаш , хотя истинная история их происхождения такая же загадочная, как сами Гималаи и тибетские монахи.

Согласно первой легенде появление поющих чаш связывают с духовным правителем Тибета, Пятым Далай Ламой, который построил в Дрепунге свой первый дворец, и дал ему название Кунгар Ава. Трон правителя был создан в виде поющей чаши. Многие верующие приходят в монастырь в Дрепунг, чтобы поклониться священной поющей чаще. По их верованиям, человек, который слышит её пение, никогда не попадёт в их тибетский ад, который у них называется «нарак».

Вторая легенда предполагает , что поющие чаши Тибета пошли от странствующих монахов. Они бродили по свету с чашами для подаяния, куда для них опускали деньги или еду. Монахи должны были с благодарностью принимать любое, даже самое скудное подношение. Через это принятие они достигали высшего духовного просветления, а через него – чувство единства со всем миром, любви ко всему живому.

Третья легенда древнее прочих . Она рассказывает о тех временах, когда основной религией в Тибете был ещё шаманизм, и верховные ламы получали знания от общения с Высшими Духами напрямую. Однажды им обещали дать такие предметы силы, с помощью которых любой человек сможет общаться с Высшим Разумом напрямую. После глубоких медитации и транса жрецы увидели, что те предметы, о которых говорили духи, имеют форму чаш и сделаны из сплава восьми различных металлов: олова, железа, меди, цинка, свинца, золота, серебра, а восьмой элемент остался неузнанным. Сначала ламы пытались изготовить чаши из первых семи элементов, но получившиеся чаши не связывали их с Космосом. И они снова обратились к Высшим Духам, совершив особый ритуал, чтобы он помог им получить ответ о том, как правильно изготовить чаши. После этого в районе горы Кайлас начался метеоритный дождь – так духи послали им недостающий элемент, которым оказалась руда этого метеорита. Изготовленная из восьми элементов чаша издавала необычное по силе и вибрации звучание. Тысячи монахов участвовали в религиозных церемониях, в которых применялись поющие чаши. Они очищали пространство и посылали в него потоки жизнетворной позитивной энергии.

Вибрация

Нада брахма: весь мир - звук.

Современная наука подтверждает это древнеиндийское изречение: всё на свете, не исключая даже самую плотную материю, производит вибрации. Человеческое тело состоит в основном из воды, а вода - превосходный проводник вибраций: от брошенного в воду камня возникают волны, равномерно расходящиеся по поверхности и под водой. Внешние вибрации, будь то свет, электромагнитное излучение или звуки, вызывают в нашем организме самые разнообразные реакции - не только посредством слухового восприятия, но и главным образом через резонанс на клеточном уровне. Наши тела с готовностью откликаются на всевозможные колебания в окружающей среде, и в том числе на звуки. Звук и вибрация поющих чаш оказывают уравновешивающее и гармонизирующее воздействие.

В современном западном мире нас повсюду окружают источники вибраций, опасных для здоровья: транспортные средства, высоковольтные провода, флуоресцентные лампы... Они нарушают равновесие организма и истощают тело и разум.

Богатые обертонами звуки поющих чаш с успехом противостоят этому разрушительному влиянию. Они настолько чисты и гармоничны, что способны восстанавливать порядок даже посреди хаоса негативных вибраций. Достаточно просто сесть или лечь, расслабиться и раскрыться навстречу этим звукам - и всё произойдёт само собой.

Тибетские поющие чаши используются как вспомогательный инструмент при медитации, но также они очищают и гармонизируют пространство, используют для очищения воды и придания ей целительных свойств. Это уникальный предмет духовных практик, который несёт в себе гармонию, добро и спокойствие, и даже в неумелых руках не принесёт вреда.

Резонаторы для поющих чаш

Поющие чаши являют собой вид колокола-резонатора, который распространяет волны звука и энергии, заряжая окружающее пространство. Чаша может иметь любое происхождение, бывают чаши из Тибета, Индии, Непала, королевства Мустанг. Главное, что нужно знать, это то, что настоящая поющая чаша должна быть кованой, а не фабричного производства, чтобы её «голос» имел свою индивидуальность, соотносился с вашим внутренним состоянием, был настроен на вашу ауру.

Поющие чаши создают вибрацию, извлекая из себя обертоны божественных звуков. Они очищают и успокаивают душу, наполняют её гармонией, подготавливают пространство для медитативных практик, изменяют негативную энергию.

Для извлечения звука из гималайских поющих чаш обычно используются два приёма: удары и трение. Чтобы заставить чашу петь, используются специальные стики-резонаторы. Когда вы вращаете его по краю чаши, она издаёт звук, напоминающий вибрацию или гудение. Важно, чтобы голос поющей чаши подходил именно вам, чтобы он не раздражал вас, а наоборот, успокаивал.

Стик-резонатор чаще всего представляет собой короткую и толстую деревянную палочку, напоминающую по форме пестик для ступки. Стоит отметить, что важно соотносить диаметр, длину и вес резонатора. Часто если чаша не поёт, то дело не в том, что она неисправна, а в неправильно подобранном стике или в неправильном его использовании.

Он должен быть подобран соразмерно диаметру поющей чаши. Вы должны понимать, что, к примеру, стик диаметром около 25 мм. не способен извлечь звук из поющей чаши большого диаметра, но он хорошо подходит для работы с маленькими чашами. Для массивных кованых поющих чаш с большой глубиной и объёмом поверхности подойдёт стик диаметром от 4 сантиметров и более.

Для того чтобы извлечь звук из чаши, при вращении стика важно держать запястье в одном положении, когда вы перемещаете руку по окружности. В таком случае не меняется угол соприкосновения резонатора с чашей. Важно также не менять давление на стенки чаши на разных её участках. Всем этим компонентам – давлению, углу соприкосновения и равномерности движения – следует уделять равное внимание, в особенности, если ваша чаша имеет высокие края.

Поющая чаша с преимущественно обертональным звучанием может менять тона при изменении давления на её стенки. Если использовать, как обычно, прямой угол соприкосновения, перпендикулярно стенкам чаши, то она будет издавать низкие звуки, если увеличивать угол наклона, то звуки будут более высокими.

Существуют также различные виды резонаторов для поющих чаш, что также имеет значение в деле извлечения музыкальных звуков. Стики-резонаторы могут быть сделаны из различных сортов дерева, они могут быть чисто деревянными или покрытыми кожей, они бывают с резьбой или резными фигурками. Для маленьких чаш с тонкими стенками, которые звучат достаточно высоко, может использоваться металлический ударный молоточек, который помогает извлекать из них звонкие высокие звуки.

У деревянных резонаторов степень извлекаемого звука зависит от типа древесины, из которой сделан резонатор. Непальские стики, в основном, изготавливают из древесины твёрдых пород. Такой стик считается более непослушным и в неопытной руке может выскальзывать из ладони, ударяться о чашу, заставляя её издавать дребезжащие и визжащие звуки. Его лучше использовать более опытным и продвинутым мастерам игры на поющей чаше. Для начинающих лучше подойдёт стик-резонатор из древесины более мягких пород, которые взяты не из сердцевины дерева, а из верхних, более мягких пород.

Деревянный стик чаще всего используется для извлечения высоких тонов. Однако также считается, что кожа выравнивает резонатор, и звучание получается чище, без каких-либо побочных звуков. Однако существуют маленькие поющие чаши, которые можно запустить только деревянным резонатором.

Какие-либо дополнительные фигурки на резонаторе могут помещать извлечению чистого звука, однако мастера пользуются и такими. Что касается резных колец, которые часто присутствуют на стиках, то они обычно не препятствуют образованию звука.

Малые чаши и их маленькие резонаторы-молоточки, как правило, используются в совокупности с чашами больших объёмов. Этот эффект нарастания звука может использоваться, например, для звукового массажа или на музыкальных выступлениях народных коллективов.

В любом случае, важно понимать, что чаша и стик – это две единые части одного гармоничного музыкального процесса, и они должны идеально подходить друг другу, быть со-настроенными, то есть настроенными друг на друга. Поэтому при выборе поющей чаши нужно так же тщательно выбирать и стик-резонатор, ведь он не менее важен в деле извлечения звука.

Для этого служат специальные молоточки и палочки разной величины, изготовленные из различных материалов. Чаше всего применяются гладкие деревянные палочки, иногда с резиновой насадкой; встречаются также маленькие металлические палочки и большие войлочные молотки. Уверенно, но плавно потирая палочкой обод чаши, из неё можно извлекать звуки различных тонов с унтертонами и обертонами - в зависимости от положения палочки и скорости трения.

Плавные круговые движения дают почти непрерывный основной тон; интенсивность звучания можно изменять, слегка варьируя скорость трения. Иногда работа с чашей начинается с удара по ободу, дающего основной тон. Последующее трение поддерживает этот тон и производит другие звуки. Но лучше, когда пение чаши начинается без предварительного удара, - когда звук не «выколачивается» из чаши, а нарастает постепенно.

Извлекать звуки из поющей чаши можно и с помощью обычного смычка для скрипки. Иногда исполнитель наливает в чашу немного воды, из-за чего звучание очевидным образом меняется. Когда звук достигает определённой интенсивности, вода начинает расплёскиваться (поэтому поющие чаши иногда в шутку называют «брызгающимися»).

Варьируя угол наклона палочки и силу нажима на обод, можно получать самые разнообразные звуки: в музыку вплетаются новые унтертоны и обертоны, иногда одновременно, иногда по отдельности. Каждому углу наклона палочки соответствует свой особый звуковой диапазон. Из одной-единственной чаши можно извлечь до пяти-шести слышимых унтертонов и обертонов. Кроме того, исполнитель может акцентировать какой-либо один тон, приглушив остальные.

Используя несколько чаш разной величины, можно создать сложную музыкальную композицию, в которой унтертоны и обертоны различных тонов гармонично поддерживают и дополняют друг друга.

Палочки из металла или твёрдой древесины извлекают из чаши резкий чистый тон. Войлочные молоточки дают гораздо более мягкий звук, уютный и умиротворяющий. Некоторые исполнители акцентируют те или иные тоны, приближая губы к ободу чаши, - звуки получаются совершенно необыкновенные!

И наконец, по мнению некоторых специалистов, терапевтическое воздействие звука во многом зависит от того, в какую сторону движется палочка при трении о чашу - по часовой или против часовой стрелке.

Узоры на поющих чашах

Настоящая поющая чаша должна быть кованой, не фабричного, а кузнечного производства, и особенно важно, чтобы она была создана из сплава нескольких металлов: их должно быть нечётное число, от пяти до девяти. Основные металлы это - золото, серебро, железо, олово, ртуть, медь, свинец. Возможно использование только пяти металлов, без золота и серебра. В чашах, изготовленных после 19 века, также добавлялись цинк и никель. Важно соблюдать баланс между количеством металлов и их объёмом в сплаве.

Тибетские поющие чаши часто украшаются буддийскими символами, призывающими удачу. Это может быть текст «Ом Мани Падме Хум», перекрещенные ваджры, восемь тибетских символов удачи или особые тибетские орнаменты.

Шестислоговая мантра «Ом Мани Падме Хум» буквально обозначает: «О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса!», но на самом деле имеет множество значений. Совокупность её слогов передаёт чистоту тела, ума и речи Будды. Второе слово «мани» - «драгоценность» символизирует сострадание и любовь, стремление к пробуждению, к переходу на новую высшую ступень. Слово «падме» - «цветок лотоса» олицетворяет мудрость. «Хум» обозначает неделимость мудрости и действия.

Ваджра – это особый буддийский жезл, орудие богов. Он похож на скипетр, изголовье которого находится с обоих концов. Считается, что это особое оружие, способное резать скалы, прочное, как алмаз и несокрушимое, как молния. Их наконечники напоминают бутоны цветов или шишки. Чем более сложная структура у ваджры, тем она мощнее. Изображение двух скрещенных ваджр часто помещают на дно тибетской чаши, что символизирует силу.

Что касается символов удачи, наносимых на чаши, то они очень разнятся в зависимости от группы, на которые они поделены. Каждая из групп несёт определённый смысл и оттенок счастья и удачи.

Восемь символов удачи – это дары, преподнесённые Будде богами после обретения им Просветления. Первый из них - это драгоценный белый зонт, защищающий от страданий, болезней и злых духов, второй - пара золотых рыб, символизирующая духовное освобождение, третий - белая раковина, освобождающая от невежества и помогающая в обретении знаний, четвёртый - белый цветок лотоса, символ Просветления, мудрости и духовного роста, пятый - драгоценный сосуд, исполняющий желания, шестой – бесконечный узел, олицетворяющий бесконечное время и взаимосвязь всех вещей, седьмой – победное знамя, указывающее на победу буддизма над невежеством, восьмой – Золотое Колесо Учения.

Обозначение всех восьми предметов одновременно называется . Их часто изображают на стенах храмов, домов, монастырей, а также на занавесях и дверях.

На поющих чашах также изображают малые символы удачи. Восемь драгоценных субстанций, имеющих вид восьми различных предметов. Их соотносят с шагами, составляющими . Это изображения зеркала, медицинского камня гхиванга (желудочного камня волшебного слона), простокваши в сосуде, древесного яблока билва, раковины, красного порошка синдхура, травы куша и белых горчичных зёрен. Они символизируют мудрость и правильное воззрение, долголетие, здравый рассудок, власть, мудрость, удачу и добродетель.

Чудо поющей чаши

Поющие чаши – это самый положительно наполненный музыкальный инструмент. Трудно представить способ использовать их в нехороших целях. Поэтому узоры на поющих чашах не могут сделать их хуже или лучше, они могут лишь усилить посыл, направляемый вибрацией в пространство и заряжать его определённым способом: на мудрость, на здоровье, на просветление или на удачу. В любом случае это будет гармоничный и здоровый поток энергии, очищающий и помогающий во всех начинаниях.

Поющая чаша издаёт неповторимые, уникальные звуки. Её невозможно спутать ни с каким другим музыкальным инструментом.

Но это лишь одна из причин, по которым поющие чаши следует признать подлинным чудом. Комплексное целебное воздействие поющих чаш было выявлено и стало исследоваться на Западе только в последнее десятилетие XX века.

Существуют превосходные звукотерапевты, способные с помощью поющих чаш внести гармонию в самые основы нашей жизни. В руках талантливого специалиста даже одна-единственная тщательно выбранная чаша может творить настоящие чудеса.

Важную роль здесь играет резонанс. Вибрации чаши входят в резонанс с внутренними вибрациями человеческого организма и восстанавливают их равновесие. Благодаря этому человек погружается в спокойное, безмятежное состояние, и звуки поющей чаши проникают на уровень мозговых волн, переводя их на более гармоничную частоту. Ни один из прочих музыкальных инструментов, применяемых в звукотерапии, не оказывает настолько эффективного воздействия.

Каждая отдельно взятая поющая чаша либо подходит вам, либо нет - третьего не дано. Чтобы понять, годится ли для вас данная конкретная чаша, испытайте её как следует: внимательно вслушайтесь в её звучание и в собственные ощущения. Если вы не чувствуете ничего особенного или же звук чаши кажется вам неприятным, то работать с ней не имеет смысла. Выбирая чашу, не довольствуйтесь малым, не останавливайтесь на «почти подходит» и не позволяйте навязать вам то, что на самом деле не нравится вам, - иначе вы просто выбросите деньги на ветер. Но если звук чаши доставляет удовлетворение, помогает расслабиться или проясняет мысли, значит, эта чаша затронула в вас какие-то глубинные струны.

Точно так же следует проверять и оценивать записи звука поющих чаш: выбирайте те композиции, которые в данный момент кажутся вам приятными и подходят вашему настроению.

Для того чтобы купить поющую чашу, нужно в первую очередь ориентироваться на себя. Желательно увидеть её, взять в руки, попробовать поработать с ней, заставить её издать звук. Нужно не только убедиться в том, что вы можете заставить её звучать, звук также должен отозваться в душе, чтобы вы поняли, что это – ваша чаша.