Александровская колонна или Александрийский столп, Александрийский Маяк - Семь Чудес Света. Александровская колонна Сколько весит александровская колонна

На Дворцовой площади возвышается Александрийский Столп, шедевр инженерного гения, Огюста Монферрана. Стоит он ничем не поддерживаемый, только за счет своей массы, которая составляет без малого 600 тонн.

В память победы России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года установлена величественная Александровская колонна, сооруженная в 1829-1834 годах по проекту и под руководством архитектора О. Монферрана. Участие в строительстве принимал также архитектор А. У. Адамини.

Александрийский столп - неофициальное название сооружения, которое возникло после публикации, через несколько лет после окончания строительства, стихотворения Пушкина "Памятник"

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа

Хотя формально, по всей видимости, подразумевается знаменитое чудо света Фаросский маяк в Александрии, многие усматривают в этих строках недвусмысленный намёк поэта именно на недавно возведённый монумент. Некоторые исследователи оспаривают достоверность такой трактовки, однако факт остаётся фактом - название прочно закрепилось в культуре Петербурга.

Гигантский, даже по современным представлениям, монолит был вытесан из тёмно-красного гранита под Выборгом и с помощью множества хитроумных технических приспособлений доставлен по воде в Петербург. В торжественной обстановке, силами более двух тысяч солдат и матросов, среди которых были и отличившиеся в ходе Отечественной войны 1812 года, Александровская колонна была установлена на пьедестал, после чего началась ее окончательная отделка.

Сразу после возведения Александрийской колонны, петербуржцы отказывались появляться на Дворцовой площади, предполагая, что такая махина рано или поздно на кого-нибудь свалиться. Чтобы развеять сомнения горожан архитектор Монферран взял за привычку проходить под своим детищем каждый день.

Александрийский столп с фигурой ангела числятся в списке самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга. Высота сооружения составляет 47,5 метров и это самый высокий среди похожих монументов в мире, например: римской Траянской колонны, парижской Вандомской колонны и Александрийской колонны Помпея. Монолит удерживается на постаменте только силой тяжести, за счёт собственного веса в 841 тонну, никаких дополнительных креплений не используется. Под основание памятника для устойчивости забито огромное количество свай, длиной по 6,4 метра каждая, на них настлана гранитная площадка, украшенная четырьмя светильниками-торшерами.

Увенчана колонна шестиметровым ангелом с крестом в руке, попирающего змею (фигура олицетворяет мир; змея - символ побежденных врагов), работы русского скульптора Бориса Орловского, бывшего крепостного. Лицу ангела скульптор придал портретные черты императора Александра I.

На пьедестале Александровской колонны размещены бронзовые барельефы на военную тематику. При их создании, в качестве образцов для изображения воинских доспехов, были использованы подлинные древнерусские кольчуги, щиты и шишаки, которые хранятся в московской Оружейной палате. Со стороны Зимнего дворца, символически изображены реки, которые форсировала русская армия, преследую разгромленных французов: Неман - в виде старика и Висла - в образе молодой женщины. Здесь же расположена надпись "Александру I благодарная Россия" . Западная сторона, обращенная к Адмиралтейству, представляет собой аллегорию "Справедливости и Милосердия", восточная - "Мудрости и Изобилия", а южная - "Славы" и "Мира"

И сегодня мы имеем удовольствие наблюдать на главной площади в Петербурге гигантскую колонну из розового гранита на квадратном постаменте, олицетворяющую славу российского оружия. Подобно триумфальным сооружениям античности, Александрийский Столп поражает чёткостью пропорций и лаконичностью формы.


На Дворцовой площади Санкт-Петербурга высится уникальный монумент – колонна, увенчанная скульптурным изображением ангела с крестом, а в основании обрамленная рельефными аллегориями победы в Отечественной войне 1812-го года.

Посвященный полководческому гению Александра I, памятник носит название Александровской колонны, а с легкой руки Пушкина зовется «Александрийским столпом».

Возведение монумента пришлось на конец 20-х – начало 30-х годов ХIХ века. Процесс документировался, и потому каких-либо тайн в появлении Александровской колонны быть не должно. Но если тайн нет, очень хочется их придумать, не так ли?

Из чего сделана Александровская колонна

В сети полно уверений об обнаруженной слоистости в материале, из которого изготовлена Александровская колонна. Дескать, мастера прошлого, не умея механически обработать твердый , научились синтезировать гранитоподобный бетон – из которого и отлили монумент.

Альтернативное мнение еще радикальней. Александровская колонна вообще не монолитна! Она составлена из отдельных блоков, водруженных друг на друга подобно детским кубикам, а снаружи облицована штукатуркой с большим количеством гранитной крошки.

Есть и вовсе фантастические версии, способные посоперничать с заметками из палаты №6. Однако на деле ситуация не так сложна, а главное – весь процесс изготовления, транспортировки и установки Александровской колонны задокументирован. История возникновения главного монумента Дворцовой площади расписана чуть ли не по минутам.

Выбор камня для Александровской колонны

Огюст Монферран или, как он сам именовал себя на русский манер, Август Монферанд до получения заказа на монумент в честь победы в Отечественной войне 1812-го года строил Исаакиевский собор. Во время заготовительных работ в гранитном карьере на территории современной Финляндии Монферран обнаружил монолит размером 35 х 7 метров.

Монолиты такого рода – большая редкость и еще большая ценность. Так что нет ничего удивительного в бережливости архитектора, приметившего, но не пустившего в дело огромной гранитной плиты.

Вскоре у императора возникла идея памятника Александру I, и Монферран нарисовал эскиз колонны, памятуя о наличия пригодного материала. Проект был одобрен. Добычу и доставку камня для Александровской колонны поручили тому же подрядчику, который обеспечивал материалом строительство Исаакия.

Искусная добыча гранита в карьере

Для изготовления и водружения на уготованное место колонны требовалось два монолита – один для стержня сооружения, другой – для постамента. Камень для колонны высекали первым.

Первым делом рабочие очистили гранитный монолит от мягкой почвы и всякого минерального мусора, а Монферран тщательно осмотрел поверхность камня на предмет наличия трещин и дефектов. Изъянов не нашлось.

Используя молоты и кованые зубила, работники грубо выровняли верхушку массива и сделали прорезные углубления для крепления такелажа, после чего пришла пора отделения фрагмента от природного монолита.

По нижней кромке заготовки под колонну высекли горизонтальный уступ на всю длину камня. На верхней плоскости, отступив от края достаточное расстояние, вдоль заготовки прорубили борозду в фут глубиной и полфута шириной. В этой же борозде вручную, при помощи кованых шлямбуров и тяжелых молотов пробурили скважины на расстоянии фута одна от другой.

В готовые скважины поместили стальные клинья. Чтобы клинья работали синхронно и дали ровную трещину в гранитном монолите, была использована специальная распорка – железный брус, уложенный в борозду и выравнивающий клинья в ровный частокол.

По команде старшего молотобойцы, расставленные по одному человеку на два-три клина, принялись за дело. Трещина прошла точно по линии скважин!

При помощи рычагов и кабестанов (лебедок с вертикальным расположением вала) камень опрокинули на наклонно выложенную постель из бревен и елового лапника.


Таким же способом был добыт и гранитный монолит для пьедестала колонны. Но если заготовка для колонны изначально весила примерно 1000 тонн, камень для пьедестала откололи в два с половиной раза меньшим – «всего» 400 тонн весом.

Длились карьерные работы два года.

Транспортировка заготовок для Александровской колонны

«Легкий» камень для пьедестала доставляли в Петербург первым, в компании нескольких гранитных валунов. Общая масса груза составила 670 т. Нагруженную деревянную баржу поместили меж двух пароходов и благополучно отбуксировали в столицу. Прибытие судов пришлось на первые дни ноября 1831-го года.

Выгрузка производилась с использованием синхронной работы десяти волокущих лебедок и заняла всего два часа.

Транспортировку большей заготовки отложили на лето следующего года. Бригада каменотесов тем временем скалывала с нее лишний гранит, придавая заготовке округлую форму колонны.

Для перевозки колонны построили судно грузоподъемностью до 1100 тонн. Заготовку в несколько слоев обшили тесом. На берегу для удобства погрузки соорудили пристань из бревенчатых срубов, забалластированных диким камнем. Площадь настила пристани составляла 864 квадратных метра.

В море перед пристанью выстроили бревенчато-каменный мол. Дорогу к пристани расширили, очистили от растительности и выходов камня. Особо прочные останцы пришлось взрывать. Из множества бревен устроили подобие мостовой для беспрепятственного перекатывания заготовки.

Передвижение подготовленного камня к пристани заняло две недели и потребовало усилий более чем 400-т рабочих.

Погрузка заготовки на судно не обошлась без неприятностей. Бревна, выложенные в ряд одним концом на пристань, другим – на борт судна, не выдержали нагрузки и переломились. Камень, однако, не ушел на дно: утонуть ему не дало судно, распертое между причалом и молом.


У подрядчика было достаточно людей и подъемной техники, чтобы выправить ситуацию. Однако начальство для верности вызвало солдат из близлежащей воинской части. Помощь нескольких сотен рук оказалась кстати: за два дня монолит подняли на борт, укрепили и отправили в Петербург.

Во время происшествия никто не пострадал.

Подготовительные работы

Чтобы избежать случайностей при выгрузке колонны, Монферран перестроил петербуржский причал так, чтобы борт судна прилегал к нему без зазоров по всей своей высоте. Мера оказалась успешной: переваливание груза с баржи на берег прошло безукоризненно.

Дальнейшее перемещение колонны велось по наклонным настилам с конечной целью в виде высокой деревянной платформы со специальной тележкой наверху. Тележка, передвигаемая на подкладных роликах, предназначалась для продольного движения заготовки.

Камень, вырубленный для пьедестала монумента, был еще осенью доставлен к месту установки колонны, накрыт навесом и отдан в распоряжение сорока каменотесов. Обтесав монолит сверху и со всех четырех боков, рабочие перевернули камень на песочную кучу – дабы исключить раскалывание глыбы.


После обработки всех шести плоскостей пьедестала гранитный блок водрузили на фундаментную основу. Фундамент для пьедестала опирался на 1250 свай, вбитых в дно котлована на одиннадцатиметровую глубину, опиленных по уровню и вмурованных в каменную кладку. Поверх четырехметровой кладки, заполнившей котлован, выложили цементный раствор с мылом и спиртом. Податливость растворной подушки позволила выставить монолит пьедестала с высокой точностью.

За несколько месяцев каменная кладка и цементная подушка пьедестала схватились и набрали требуемую прочность. К моменту доставки на Дворцовую площадь колонны пьедестал был готов.

Установка колонны

Установка колонны массой в 757 тонн – непростая инженерная задача даже сегодня. Однако инженеры двухсотлетней давности справились с решением проблемы «на отлично».

Расчетная прочность такелажа и вспомогательных конструкций была троекратной. Рабочие и солдаты, привлеченные к поднятию колонны, действовали с большим воодушевлением – отмечает Монферран. Грамотная расстановка людей, безупречная организация управления и остроумная конструкция лесов позволили поднять, выровнять и установить колонну менее чем за час. Еще два дня ушло на выправление вертикальности монумента.

Финишная обработка поверхности, а также монтаж архитектурных деталей капители и скульптуры ангелы заняли еще два года.

Стоит отметить, что никаких скрепляющих элементов между подошвой колонны и пьедесталом нет. Монумент покоится исключительно за счет свих исполинских размеров и отсутствия в Петербурге сколько-нибудь заметных землетрясений.

Ссылки на дополнительную информацию

Чертежи и другие документы о строительстве Александровской колонны в Петербурге:

Артефакты другой истории. Александровская колонна

Ни для кого уже не секрет, что с современной нам наукой под названием “История”, что-то не так. Многие слышали об артефактах скрываемых и открытых, замалчиваемых, хранящихся в спецхранах и в личных коллекциях. Поговорим сегодня о самом торчащем в Санкт-Петербурге артефакте, об Александровской колонне . Официальные историки нам рассказывают вполне вроде логичную сказку.

Николае I решено было поставить на Дворцовой площади колонну в честь победы над Наполеоном . Поручили осуществить эту идею в 1829 году французу Огюсту Монферану . Для начала представим себе, что Сталин после победы в Великой Отечественной находит бывшего нацистского архитектора, и поручает ему в России построить непревзойденный памятник победы Советского народа над фашизмом. Как сегодня говорят: прикольно правда? Так вот присмотрел, значит, наш француз в Пютерлакской каменоломне близ Выборга камушек, вернее кусок скалы.

Судя по рисунку, подсовываемому нам официальными источниками, камушек предположительно весом в 1600 тонн не только чем-то выпилили из скалы, но и умудрились отколоть, получив примерно такой же мегалит, как лежит в Баальбеке и удивляет всю научную общественность уже не одну сотню лет.

Тут для общего развития нужно вспомнить, что сегодня чудо современной техники, самый мощный самоходный кран мира , на самом маленьком вылете своей чудо стрелы лишь слегка приподымает 1200 тонн . Так вот наши, аж гордость пробивает, мужики, вручную его выковыряли из скалы и с помощью воды, песка и тряпочек сделали из гранитной глыбы идеально ровный полированный цилиндр нижний диаметр 3,5 метра верхний диаметр 3,15 метра, высотой 25,6 метров и весом 600 тонн .

Потом как то ручками они столб погрузили на якобы специальную барку. В чем специальность этой барки, почему она не перевернулась при погрузке, как палуба выдержала такой вес, и где чертежи этого шедевра. Вопрос? Говорят только, что на ней и перевезли за 210 км колонну в Петербург. Там её, тоже на руках разгрузили на берег. Правда, конфуз произошел при разгрузке, оригинальный. Доски сломались, но громадина наша зависла в воздухе и подождала, пока новые досочки под нее подложат. Такая вот покладистая колонна оказалась. Затем ее с помощью веревок, брёвен и чего-то еще не материального, по специально, построенному пандусу прикатили к месту установки. Вот так.

Протон-М близкий ей в стартовом весе современные дяди на специальных вагонах по специальным рельсам катают ну, а наши крепостные мужички во главе с Огюстом Монфераном лихо так на веревках пеньковых справились. Тут надо бы еще упомянуть, что рисунки это показывающие и доказывающие взяты из двух альбомов изданных во Франции , и все тем же Огюстом Монфераном .

"Старый" альбом издан в 1832 году, "новый" в 1836 г. Вот так, “достоверные” источники появились. Далее еще интереснее получается. Интереснее тем, что по одним источникам в основании колонны вбили 1250 почему то сосновых столба. По другим источникам копая котлован на Дворцовой площади под фундамент для колонны, очень обрадовались, наткнувшись на уже вбитые в 1760-х годах сваи . Так вот уж непонятно какие там сваи, известно только, что выровняли их налив воды.

Представляете, вбили в котлован 1250 6-и метровых свай одна к одной, а затем налив нужный уровень воды, и взяв не понятно какой инструмент ровнехонько так все 1250 по уровню воды и обрезали . Затем на них опять же по одной версии, уложили гранитные плиты, по другой привезли с тех же каменоломен огромный монолит. Монолит этот весом 400 тонн изготовили на месте и отправили в Петербург морем на суденышке.

По прибытии уже как водится мужички веревочками и на деревянных катках притащили эту глыбу на место, и благополучно, насыпав песок и налив по совету Оггюста в раствор водочки, поставили на сваи. Осталось совсем не много, а именно поставить колонну на место.

Правда тут не поясняется, что вероятно для доставки фундаментного монолита нужно было сначала построить один деревянный пандус на всю Дворцовую площадь, а потом его разобрав совсем другой, уже для транспортировки колонны. Ну и еще рисуют нам некое не мыслимое сооружение, с помощью которого колонну якобы ставили в вертикальное положение 2400 солдат за менее чем 2 часа .

Деревянное сооружение очень убедительно показывающее, что это якобы возможно. Однако вопрос возможности этой остается чисто риторическим, так как пробовать повторить охотников не находится.

После радостной установки колонны на свое место через два года доработки шедевра, 11 сентября 1834г. состоялось торжественное открытие колонны и грандиозный парад.

В этой темной истории всплывает еще совершенно непонятное, а именно акварель художника Григория Гагарина 1832-1833гг. “Александровская колонна в лесах” . На этой акварели вполне реалистичного художника изображена Дворцовая площадь с разбираемым, каким-то сооружением, из которого торчит колонна в строительных лесах.

Не вписывается это как то в официальную версию . Если здесь вспомнить, что верхняя часть памятника не гранитная, а кирпичная то становится понятным, почему на акварели князя Гагарина леса никак не похожи на подъемный механизм . Скорее они для реставрационных работ, или сооружения верхней части на уже стоявшей колонне. Ведь если Монферан мог изготовить, привезти и установить гранитную колонну в 600 тонн , то, что ему стоило из гранита же и верхнюю часть своять.

Важно так же упомянуть, что колонну якобы установили в 1832 году, и торжественно открыли в 1834 году в один и тот же день: день 30 августа по старому стилю, 11 сентября по-новому. Для наших современников это не просто день, а после терактов в Нью-Йорке день назначенный началом новой эпохи в истории нашей цивилизации. Кем назначенный?: спросите вы. Мы можем только предполагать, на сколько, все эти события 11 сентября связаны с усекновением головы Иоана Крестителя правителем Галилеи и кем эта несправедливая смерть святого человека празднуется, а для кого это день скорби и почему. Оставим эту информацию для размышлений.

Для полноты картины следует отметить, что современные камнеобработчики как своим величайшим достижением хвалятся изготовлением по указу президента Путина гранитных колонн для городов воинской славы. Колонны эти не превышают 6 метров и весят не более 16 тонн. А почти 200 лет назад могли без электричества, современных кранов, современных алмазных камнеобрабатывающих инструментов и прочих технологий делать и транспортировать колонны весом 600 тонн. Кажется очень впечатляющее сравнение. Не правда ли?

Есть много способов управления сознанием человека и манипулирования обществом. Но одним из самых действенных остается история. Жонглирование и перестановка, придумывание исторических фактов, построение мифов и легенд один из мощнейших инструментов управления людьми. По закону времени мы живем тогда, когда глобальный источник информации Интернет дает человеку возможность построить по многим вопросам не калейдоскопическое представление о событиях прошлого, а мозаичное .

Это обстоятельство существенно уменьшает возможности манипуляции нами. Главное, чтобы мы, наконец-то захотели не быть обманутыми, перестали быть массой и индивидуумами, которых легко повести туда, куда нам не надо. Человек должен стать осознанным , должен создать сообщество созидания, и для этого сегодня все есть.

Искажение истории. Часть 4. Александрийская колонна

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Александровская колонна появилась на Дворцовой площади в 1834 году, но этому предшествовала долгая и сложная история ее строительства. Сама идея принадлежит Карлу Росси - автору многих достопримечательностей Северной столицы. Он предположил, что для оформления Дворцовой площади не хватает одной детали - центрального монумента, а также отметил, что он должен быть достаточно высоким, иначе потеряется на фоне здания Главного штаба.

Император Николай I поддержал эту идею и объявил конкурс на лучший проект памятника для Дворцовой площади, добавив, что он должен символизировать победу Александра I над Наполеоном. Среди всех проектов, присланных на конкурс, внимание императора привлекла работа Огюста Монферрана.

Однако его первый эскиз так и не был воплощен в жизнь. Архитектор предлагал возвести на площади гранитный обелиск с барельефами на военную тематику, но Николаю I больше нравилась идея колонны, похожей на ту, что установлена Наполеоном в . Вот так и появился проект Александрийского столпа.

Взяв за образцы колонны Помпея в и Траяна в , а также уже упомянутый памятник в Париже, Огюст Монферран разработал проект высочайшего (на то время) монумента в мире. В 1829 году этот эскиз был одобрен императором, и архитектору поручили руководить строительным процессом.

Строительство монумента

Реализовать идею Александровской колонны оказалось делом непростым. Кусок скалы, из которой было вытесано гранитное основание монумента, везли из , а обрабатывали в Выборгской губернии. Специально для ее поднятия и транспортировки была разработана система рычагов, а для отправки каменной глыбы в понадобилось сконструировать особую барку и пристань для нее.

В том же 1829 году на Дворцовой площади начали закладывать фундамент будущего памятника. Интересно, что для его строительства применяли практически ту же самую технологию, что и при возведении Исаакиевского собора. Для ровного среза деревянных свай, забитых в качестве основы фундамента, использовалась вода - залив ею котлован, рабочие срезали сваи по уровню водной поверхности. Этот инновационный на тот момент способ предложил Августин Бетанкур - известный российский инженер и архитектор.

Самой же сложной задачей оказалась установка столба Александровской колонны. Для этого был создан оригинальный подъемник из кабестанов, блоков и беспрецедентно высоких строительных лесов, выросших на 47 метров вверх. За процедурой поднятия основной части монумента наблюдали сотни зрителей, прибыл и сам император со всей семьей. Когда же гранитная колонна опустилась на пьедестал, над площадью раздалось громкое «Ура!». И, как отметил император, этим памятником Монферран приобрел себе бессмертие.

Заключительный этап строительства уже не представлял особой сложности. С 1832 по 1834 года монумент оформляли барельефами и другими элементами декора. Автором капители в римско-дорическом стиле стал скульптор Евгений Балин, он же разработал модели гирлянд и профилей для Александровской колонны.

Разногласия вызвала лишь статуя, которая должна была увенчать памятник - Монферран предлагал установить крест, обвитый змеей, но в итоге император утвердил совсем другой проект. На вершину колонны была установлена работа Б. Орловского - шестиметровый ангел с крестом, в лице которого можно узнать черты Александра I.


Открытие Александрийского столпа

Работа над Александровской колонной была полностью завершена летом 1834 года, а на 30 августа, или 11 сентября по старому стилю, назначено торжественное открытие. К этому событию готовились заранее - Монферран даже создал особые трибуны для важных гостей, которые были выполнены в одном стиле с Зимним дворцом.

У подножья памятника состоялось богослужение в присутствии императора, зарубежных дипломатов и многотысячного русского войска, а после перед трибунами прошел военный парад. Всего в праздновании было задействовано более 100 000 человек, и это не считая многочисленных зрителей-петербуржцев. В честь Александровской колонны монетным двором даже был выпущен памятный рубль с портретом Александра I.

Как добраться

Александровская колонна находится на Дворцовой площади в исторической части города. Здесь проходят многие маршруты общественного транспорта, а также это место очень популярно для пеших прогулок. Ближайшие станции метро - Адмиралтейская и Невский проспект.

Точный адрес: Дворцовая пл., Санкт-Петербург

    Вариант 1

    Метро: по синей или зеленой ветке до станции Невский проспект.

    Пешком: направиться в сторону шпиля Адмиралтейства до пересечения с Адмиралтейским проспектом, а далее справа вы увидите Александровскую колонну.

    Вариант 2

    Метро: по фиолетовойветке до станции Адмиралтейская.

    Пешком: выйти на улицу Малую Морскую и пройти до Невского проспекта. Затем в течение 5 минут можно дойти до пересечения с Адмиралтейским проспектом и до Дворцовой площади.

    Вариант 3

    Автобус: маршруты № 1, 7, 10, 11, 24 и 191 до остановки «Дворцовая площадь».

    Вариант 4

    Автобус: маршруты № 3, 22, 27 и 100 до остановки «Метро Адмиралтейская».

    Пешком: пройти 5 минут до Дворцовой площади.

    Вариант 5

    Маршрутка: маршрут № К-252 до остановки «Дворцовая площадь».

    Вариант 6

    Троллейбус: маршруты № 5 и 22 до остановки «Невский проспект».

    Пешком: пройти 7 минут до Дворцовой площади.

Также Александровская колонна находится в 5 минутах пешком от Дворцового моста и одноименной набережной.

Александровская колонна на карте
  • Немного цифр: Александрийский столп вместе с ангелом на его вершине составляет в высоту 47,5 метров. Сама фигура ангела с крестом имеет высоту 6,4 метра, а пьедестал, на котором он установлен, - 2,85 метра. Общий вес монумента - около 704 тонн, из них 600 тонн отводится на сам каменный столб. Для его установки потребовалось одновременное участие 400 рабочих и помощь 2 000 солдат.
  • Александровская колонна, что представляет собой цельный кусок гранита, держится на постаменте за счет собственного веса. Она практически никак не закреплена и не закопана в землю. Прочность и надежность памятнику в течение стольких веков обеспечили точные расчеты инженеров.

  • При закладке фундамента в основание Александровской колонны вложили бронзовую шкатулку со 105 монетами, выпущенными в честь победы над Наполеоном в 1812 году. Они до сих пор там хранятся вместе с памятной доской.
  • Для того, чтобы точно установить монолитное основание колонны на фундаменте, Монферран придумал особый «скользкий» раствор с добавлением мыла. Это позволило несколько раз передвигать огромную каменную глыбу, пока она не приняла правильное положение. А чтобы цемент подольше не замерзал во время зимних работ, в него добавляли водку.
  • Ангел на вершине Александровской колонны символизирует победу российских войск над французами, и во время работы над этой статуей император пожелал, чтобы она была похожа на Александра I. Змея же, которую попирает ангел, должна была напоминать собой Наполеона. Действительно, многие признают определенное сходство ангельского лика с чертами Александра I, однако есть и другая версия, что на деле скульптор лепил его с поэтессы Елизаветы Кульман.

  • Еще во время строительства Александровской колонны Монферран предлагал для подъема на вершину сделать внутри столба потайную винтовую лестницу. По расчетам архитектора, на это понадобился бы один резчик по камню и один подмастерье для выноса мусора. Сама же работа могла бы занять до 10 лет. Однако Николай I отверг идею, поскольку опасался, что в итоге стенки колонны могут быть повреждены.
  • Первое время петербуржцы воспринимали новую достопримечательность с опаской - ее небывалая высота вызывала сомнения в устойчивости. И чтобы доказать безопасность колонны, Огюст Монферран стал сам каждый день прогуливаться у монумента. Неизвестно, убедила ли эта мера недоверчивых горожан или же попросту они привыкли к памятнику, но в течение нескольких лет он стал одной из самых популярных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
  • С фонарями, окружающими Александровскую колонну, связана одна забавная история. Зимой 1889 года Северную столицу наводнили слухи, что с наступлением темноты на памятнике появляется загадочная буква N, а утром она бесследно исчезает. Этим заинтересовался министр иностранных дел граф Владимир Ламсдорф, который решил проверить сведения. И каково же было его удивление, когда светящаяся буква действительно появилась на поверхности колонны! Но несклонный к мистицизму граф быстро разобрался в загадке: оказалось, что на стекле фонарей было клеймо изготовителя - компании Simens, и в определенный момент свет ложился так, что буква N отражалась на монументе.
  • После Октябрьской революции новые власти решили, что фигура ангела над городом, где стоит крейсер Аврора - неуместное явление, от которого нужно срочно избавиться. В 1925 году вершину Александровской колонны попытались укрыть колпаком с воздушного шара. Однако раз за разом ветер относил его в сторону, и в результате эту затею оставили, так и не добившись успеха. Помимо того, считается, что одно время ангела хотели заменить Лениным, но и эта идея не дошла до реализации.
  • Есть легенда, что после объявления о первом полете в космос в 1961 году на постаменте, где находится ангел с крестом, появилась надпись «Юрий Гагарин! Ура!». Но на вопрос, как смог ее автор подняться практически на вершину колонны, да еще оставшись незамеченным, так и не найдено ответа.
  • Во время Великой Отечественной войны колонну пытались замаскировать, чтобы уберечь от разрушения (как и остальные петербургские памятники). Однако ввиду огромной высоты монумента это удалось сделать лишь на 2/3, и вершина с ангелом была незначительно повреждена. В послевоенные годы фигуру ангела восстановили, также она подвергалась реставрации в 1970-х и в 2000-х годах.
  • Одной из относительно новых легенд, связанных с Александровской колонной, является слух, что на самом деле она закрывает собой старинное месторождение нефти, открытое еще в 19-м веке. Откуда пошло это поверье - сложно сказать, но в любом случае оно совершенно не подтверждается фактами.

Вокруг памятника

Поскольку Александрийский столп расположен в сердце города, рядом с ним находится большая часть знаменитых петербургских достопримечательностей. Прогулкам по этим местам можно посвятить не один день, ведь, кроме архитектурных памятников, здесь есть музеи, которые будет интересно посмотреть не только снаружи.

Итак, рядом с Александровской колонной можно посетить:

Зимний дворец - один из шедевров архитектора Б.Ф. Растрелли, созданный в 1762 году. Вплоть до Октябрьской революции он служил зимней резиденцией нескольких российских императоров (отсюда, собственно, и произошло его название).

Грандиозный музейный комплекс, основанный Екатериной II, находится буквально в двух шагах от колонны. Его богатые коллекции живописи, скульптуры, оружия, древних предметов быта известны не только в , но и во всем мире.


Музей А.С. Пушкина - бывший особняк князей Волконских, где некогда жил поэт и где сохранились его подлинные вещи.


Музей Печати - интересное место, где можно узнать об истории печатного дела в России. Он расположен в 5-7 минутах ходьбы от Александровской колонны на другом берегу реки Мойки.


Дом ученых - бывший Владимирский дворец и бывший советский клуб научной интеллигенции. В нем и сегодня работают несколько научных секций, проходят конференции и деловые встречи.


Еще больше исторических памятников и просто интересных для прогулки мест можно найти по другую сторону от Невского проспекта и Дворцового проезда.

Ближе всего к Александровской колонне расположены:

«Дом вверх дном» - развлекательный центр, включающий несколько комнат с «перевернутым» интерьером. Посетители приходят сюда в основном за веселыми фото.


Александровский сад - парк, основанный в 1874 году и сегодня находящийся под охраной ЮНЕСКО. Полный зеленых газонов, аллей, цветников, он станет отличным местом для отдыха после экскурсии к Александровской колонне и перед осмотром новых достопримечательностей.


Медный всадник - знаменитый памятник Петру I, выполненный Этьеном Фальконе в 1770 году по указу Екатерины II. Со времен 18-го века и до наших дней он является главным символом Санкт-Петербурга, героем сказок и поэм, а также объектом многочисленных примет, поверий и легенд.


Адмиралтейство - еще один известный символ Северной столицы, шпиль которого служит ориентиром для многих туристов и гостей города. Изначально построенное как верфь, сегодня это здание считается шедевром мировой архитектуры.


Исаакиевский собор - уникальный образец позднего классицизма и крупнейший храм Санкт-Петербурга. Его фасад украшают более 350 скульптур и барельефов.


Если же пройти от Александровской колонны по Дворцовому мосту на другой берег Невы, можно попасть на Васильевский остров, который считается одной большой достопримечательностью. Здесь расположено здание Биржи, Кунсткамера, Зоологический музей, барочный дворец Меньшикова и многое другое. Сам остров с его удивительной планировкой, строго параллельными улицами-линиями и богатой историей достоин отдельной экскурсии.


Словом, куда бы вы ни отправились от Александровской колонны, в любом случае попадете к одному из важных исторических памятников. Будучи одним из символов Санкт-Петербурга, она окружена такими же знаковыми монументами и старинными зданиями. Сама Дворцовая площадь, где находится колонна, включена в список ЮНЕСКО и является одним из лучших архитектурных ансамблей России. Зимний Дворец, штаб Гвардейского корпуса и Главный штаб образуют здесь роскошное ожерелье шедевров архитектуры. В дни праздников площадь становится площадкой для концертов, спортивных состязаний и других мероприятий, а в зимнее время здесь заливается огромный каток.

Визитная карточка

Адрес

Дворцовая пл., Санкт-Петербург, Россия

Что-то не так?

Сообщить о неточности

Александровская колонна (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

А. С. Пушкин

Один из известнейших памятников Петербурга, Александровская колонна знакома каждому из нас буквально со школьной скамьи. С лёгкой руки любимого поэта все так и стали называть монумент - Александрийский столп, хотя, на самом деле, это - поэтический изыск, и памятник вот уже почти 200 лет носит название Александровская колонна.

Александрийская колонна была воздвигнута на Дворцовой площади ещё при Николае I в 1834 г. архитектором Огюстом Монферраном.

А напоминать монумент высотой в 47,5 м должен был о победе России над Францией в 1812 г. Возникла идея воздвигнуть монумент в центре Дворцовой площади у Карла Росси, и в результате открытого конкурса был отобран именно тот проект, который сейчас мы и имеем удовольствие лицезреть.

Александровская колонна - это самая высокая колонна в мире, изготовленная из цельного камня.

Название Александровой колонны, с одной стороны, связано с Императором Александром I, победившим Наполеона, а с другой, с Фаросским (Александрийским) маяком, который является одним из семи чудес света, олицетворяющим предельный уровень достижений человечества. Александрова колонна должна была превзойти все существующие колонны в мире. Действительно, и по сей день Александровская колонна - это самая высокая колонна в мире, изготовленная из цельного камня. А для подъёма этого грандиозного монолита на пьедестал архитекторы Петербурга создали специальную подъёмную систему.

На вершине памятника работа Б. Орловского - ангел, лицу которого скульптор придал черты Александра I. Попирающий змею ангел на вершине колонны символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над Наполеоном. Барельефы на пьедестале Александровской колонны в аллегорической форме представляют славу русского оружия и символизируют отвагу российской армии: на них изображены Победа и Слава, записывающие даты памятных битв, Мир и Правосудие, Мудрость и Процветание.

Цифры и факты

Александровская колонна выполнена из красного гранита, обработанного не в Петербурге, а в Пютерлакской каменоломне близ Выборга, а фигура ангела сделана из полированного розового гранита. Для того чтобы доставить колонну в Петербург, понадобилось специальное судно, которое буксировали два парохода. Под основание постамента Александровской колонны забиты 1250 свай по 6 метров в длину каждая. Колонну устанавливали с помощью специально сконструированных в Петербурге лесов и кабестанов.

Любопытно, что на установку ушел всего 1 час 45 минут, а участвовало в ней 2000 солдат и 400 рабочих, поднимавших колонну на постамент.

Сама колонна весит 600 тонн. Она не врыта в землю и не укреплена на фундаменте, а держится исключительно благодаря точному расчету и собственному весу.

Скульптор придал лицу ангела на вершине памятника черты лица Александра I.

Высота ангела, венчающего Александровскую колонну, 4,26 м, в руках он держит крест высотой в 6,4 м. Высота пьедестала, на котором и возвышается Александровская колонна, 2,85 м. И вес всей конструкции 704 тонны. Такое вот величие русского оружия, памятник победе не только российской армии, но и всего народа, победе над тем, что другим победить оказалось невозможным.

Как добраться

Александровская колонна возвышается в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Чтобы добраться до площади и памятника, вам необходимо воспользоваться подземным транспортом и доехать до станции «Невский проспект», дальше двигаться к началу Невского проспекта, ориентируясь на шпиль Адмиралтейства. С места пересечения Невского и Адмиралтейского проспектов открывается вид на Дворцовую площадь с Александровской колонной в центре. Вот то, что вы искали.