Борис гребенщиков - биография, информация, личная жизнь. Борис Гребенщиков: биография, личная жизнь, дискография Возвращение Бориса Гребенщикова

Борис Борисович Гребенщиков (также известен под псевдонимом БГ) — русский поэт и музыкант, композитор, певец и гитарист рок-группы «Аквариум», один из родоначальников русской рок-музыки. Награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 ноября 2003) — за большой вклад в развитие музыкального искусства. Борис Гребенщиков — лауреат Царскосельской художественной премии (2002) и премии «Триумф» (1997).

Ранние годы и образование Бориса Гребенщикова

Отец — Борис Александрович Гребенщиков (1926−1975) — инженер, был директором опытного завода Балтийского пароходства.

Мать — Людмила Харитоновна Гребенщикова (1929−2009), работала юрисконсультом Ленинградского дома моделей. Бабушка и мать Бориса Гребенщикова — блокадницы. «Моя мама школьницей перенесла блокаду. Бабушка растила ее одна, чтобы выжить, работала в трех местах. Понятно, что за чудовищное, голодное было время, но мама и его считала счастливым», — вспоминал Гребенщиков.

Борис Гребенщиков сначала учился до 8-го класса в ленинградской престижной школе № 421, но затем перешел в физико-математическую школу № 239, которую окончил в 1971 году. Борис Гребенщиков в этом же году поступил в Ленинградский государственный университет им. Жданова на факультет прикладной математики, где и получил высшее образование. Гребенщиков окончил ЛГУ в 1977 году.

Гребенщиков с детства проявлял музыкальные способности. Заниматься игрой на гитаре Борис Гребенщиков начал еще в школе, в 1968 году. Также Борис сочинял песни на свои же стихи. Как сообщается в биографии Гребенщикова на сайте РИА «Новости», первой заученной песней Бориса стала битловская Ticket to Ride. Свои собственные песни Борис Гребенщиков первое время писал на английском языке, а затем стал сочинять на русском.

Музыкальная карьера Бориса Гребенщикова

Летом 1972 года Гребенщиков вместе с Анатолием Гуницким основал группу «Аквариум». Дебютный альбом коллектива, получивший название «Искушение святого Аквариума», был выпущен самиздатовским способом в 1974 году, этот диск открывает так называемую «доисторическую» дискографию Гребенщикова и «Аквариума». Как говорится в биографии Бориса Гребенщикова в Википедии, запись, считавшаяся утерянной, благодаря виртуальному сообществу «Планета „Аквариум“» была найдена в конце 1997 года.

До середины 80-х годов музыканты жили полуподпольной жизнью, делая домашние записи и изредка выезжая на непродолжительные гастроли в другие города.

Получив образование в университете, и после его окончания, работая в НИИ социологии младшим научным сотрудником, Борис Гребенщиков продолжал писать песни, выступал с концертами. Также его группа сотрудничала с экспериментальным студенческим театром Ленинградского государственного университета.

С юности Борис Гребенщиков увлекался творчеством Боба Дилана , подражал ему в своих ранних выступлениях, вполне сознательно хотел быть похожим на знаменитого американского барда. «Важно, что Б.Г. откровенно работал под Дилана и других американских бунтарей 1960-х. А все американские бунтари 1960-х были насквозь антибуржуазные, антикоммерческие и выступали за преодоление рыночных отношений между людьми на всех уровнях», — писал о Гребенщикове Алексей Цветков .

В 70-е вышли несколько «доисторических» альбомов БГ, к которым относится и знаменитая запись «Все братья сестры», сделанная с Майком Науменко . Первым официальным диском «Аквариума», который был записан в настоящей студии звукозаписи Андреем Тропилло и появился в магнитиздате в 1981 году, стал «Синий альбом». Песни «Железнодорожная вода», «Герои рок-н-ролла» («Молодая шпана»), «Электрический пёс», «Плоскость» с этого альбома стали хитами Гребенщикова.

В дальнейшем магнитоальбомы «Аквариума» записывались и выходили ударными темпами, по нескольку в год. В 1981 после «Синего альбома» вышли «Треугольник» и «Электричество» (с песнями «Старик Козлодоев», «Мочалкин блюз», «Мой друг музыкант», «Вавилон» и другими в скором будущем легендарными произведениями русского рока). В 1982 вышли «Акустика» и «Табу», в 1983 — «Радио Африка», в 1984 — «Ихтиология». «Держаться корней», «Моей звезде», «10 стрел», «25 к 10», «Рок-н-ролл мёртв» — хиты Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» покоряли любителей музыки СССР.

Концертная деятельность «Аквариума» в семидесятых — начале восьмидесятых годов ограничивалась «квартирниками». Квартирник подразумевал акустический формат выступления на квартире у кого-то из слушателей. Играли тихо, чтобы соседи не вызвали милицию. В то время выступать на «квартирнике» было не менее опасно, чем приходить на него в качестве слушателя — и тем не менее люди поддерживали «запрещенную» музыку, несмотря на все опасности нажить себе проблемы.

После того, как в начале 80-х группа успешно выступила на рок-фестивале в Тбилиси Борис Гребенщиков был исключен из комсомола и уволен с работы. Борис устроился на работу сторожем, а через некоторое время стал членом профкома драматургов, что позволило ему не работать и заниматься творческой деятельностью без боязни быть осужденным за тунеядство. Сотрудничество с ярким представителем ленинградского андеграунда Сергеем Курехиным способствовало еще большей популярности коллектива. Вскоре Гребенщиков впервые появляется на телевидении — в эфире программы «Веселые ребята» группа «Аквариум» исполнила под фонограмму песню «Два тракториста». После этого «Аквариум» неоднократно появляется в программе «Музыкальный ринг» и других телепроектах советского телевидения.

Затем был создан Ленинградский рок-клуб, как вполне легальная площадка. Творчество Гребенщикова успешно развивалось. Вышедший в 1984 году «День Серебра» — пятый «естественный» альбом группы «Аквариум» — считается вершиной творчества «Аквариума» 1980-х годов, такого мнения придерживается и сам Борис Гребенщиков. В этот альбом вошли такие знамениты песни, как «Сидя на красивом холме», «Иван Бодхидхарма», «Дело мастера Бо». В 1986 вышел последний подпольный альбом «Аквариума» «Дети Декабря».

В биографии Бориса Гребенщикова на сайте «Узнай все» сообщается, что в 1986 году вышел первый сингл «Аквариума» в США, а через три года выпускается сразу два англоязычных альбома — «Radio Silence» и «Radio London». Находясь за границей, Гребенщиков познакомился со многими известными представителями западной рок-сцены. В то же время покорить западных слушателей БГ не удалось.

В 1988 на фирме «Мелодия» вышел официальный альбом группы «Равноденствие» с песнями «Партизаны полной луны», «Аделаида», «Золото на голубом» и другими.

Во второй половине 80-х музыка и песни Бориса Гребенщикова активно использовались в кино, особенно ярко это проявилось в фильмах Сергея Соловьева «Асса», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Дом под звездным небом». Гребенщиков и сам снялся в картине Сергея Курехина «Два капитана-2». В культовом фильме «Асса» БГ был во всеуслышание «обожествлен», герой фильма сообщал, что от «Гребенщикова сияние исходит».

В биографии Бориса Гребенщикова говорится, что 4 марта 1991 года была прекращена деятельность «Аквариума». Некоторое время группа Бориса Гребенщикова называлась «БГ», в 1992 году был собран новый состав «Аквариума» («Аквариум 2.0»).

В 90-е группа Бориса Гребенщикова выпустила новые популярные альбомы: «Библиотека Вавилона», «Любимые песни Рамзеса IV», «Пески Петербурга», «Кострома mon amour», «Навигатор», «Снежный лев», «Гиперборея». Параллельно Борис Гребенщиков записывал сольные альбомы, в частности, с песнями Александра Вертинского и Булата Окуджавы .

В 1997 Борис Гребенщиков стал лауреатом премии «Триумф». В том же году завершилась биография «Аквариума 2.0». Затем Борис Гребенщиков записал в США с группой The Band альбом «Лилит».

Дискография «Аквариума 3.0» началась в 1999 году с «Ψ» («Пси») — четырнадцатого «естественного» альбома группы «Аквариум». «Маша и медведь», «Стоп, машина!», «Сын плотника», почти все песни альбома стали хитами. Вскоре вышли новые альбомы: «Территория», «Сестра Хаос», «Песни рыбака», «ZOOM ZOOM ZOOM», «Беспечный русский бродяга». Было много новых песен, концертов по России, СНГ и миру.

В 2003 году 50-летний юбилей Бориса Гребенщикова был отпразднован большим концертом в Кремле. В 2007 году состоялся концерт группы «Аквариум» в лондонском Альберт-холле (Royal Albert Hall). Мероприятие было организовано при поддержке фонда индийского философа, проповедника и музыканта Шри Чинмоя , духовного наставника Гребенщикова.

В 2009 году Гребенщиков и «Аквариум» одними из первых использовали в России модель «скачай и заплати, сколько считаешь справедливым», выложив свой новый альбом «Пушкинская, 10» на сайте Kroogi.ru.

22-й альбом «Аквариум +», вышедший в 2013 году, по классификации самого Гребенщикова подвел черту «Аквариума 3.0».

В 2014 вышел новый сольный альбом «Соль», который критики называли «лучшим за 40 с лишним лет». Затем в рамках «Аквариума 4.0» вышли альбомы «Песни нелюбимых» и «Двери травы», а в 2018 году вышел новый сольный диск «Время N». Этот альбом, выпущенный в цифровом виде 16 февраля 2018 года, по словам Бориса Гребенщикова, стал тематическим продолжением его диска «Соль».

В 2015 году Борису Гребенщикову удалось менее чем за сутки собрать сумму в 1 миллион 300 тысяч рублей на запись нового альбома.

В последние годы Гребенщиков часто играл на улицах в различных городах России и Украины. В Омске Гребенщиков сыграл в подземном переходе, чтобы собрать журналистам деньги «на молоко за вредность».

Карьера Бориса Гребенщикова в других ипостасях

В биографии Бориса Гребенщикова немало места занимает литература. В 1977 году он основал самиздатский музыкальный журнал «Рокси». Борис Гребенщиков написал несколько прозаических произведений: повесть «Лес» («Роман, который так и не окончен») и рассказ «Иван и Данило».

В 2005 году Борис Гребенщиков начал карьеру радиоведущего и с тех пор ведет почти часовую авторскую программу «Аэростат» на «Радио России». Тексты к выпускам радиопрограммы вошли в четырехтомную музыкальную авторскую энциклопедию Бориса Гребенщикова «Аэростат».

В 2007 году музыкант устроил собственную выставку непрофессиональных фотографий родного города «Инфра Петербург».

В 2017 году Борис Гребенщиков стал художественным директором ежегодного петербургского фестиваля «Части Света».

Борис Гребенщиков говорит в интервью, что не интересуется политикой, но знаком со многими политиками. В 2005 году он выступил организатором встречи ряда рок-музыкантов и продюсеров с Владиславом Сурковым , замглавы администрации президента, вызвавшей большой резонанс в СМИ. Также Борис Гребенщиков встречался с председателем СК РФ Александром Бастрыкиным .

В ходе встречи Александр Бастрыкин рассказал Борису Гребенщикову о созданных в Следственном комитете консультативном совете по вопросам оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также об общественном координационном совете по оказанию помощи детям юго-востока Украины. Со слов музыканта, он проводит концерты, сборы от которых перечисляет на лечение тяжелобольных детей. При этом Гребенщиков, как и Следственный комитет, осуществляет пожертвования детям, проходящим лечение в клинике Доктора Лизы.

Председатель СК РФ и рок-музыкант договорились о сотрудничестве в сфере благотворительности. При этом Гребенщиков не исключил своего участия в совместных со Следственным комитетом адресных благотворительных акциях.

Награды Бориса Гребенщикова

Борис Гребенщиков награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003), является лауреатом премии «Триумф» (1998), Царскосельской художественной премии (2002), премии «Своя колея» имени Владимира Высоцкого (2004). В 2009 году Гребенщиков получил премию «Степной волк» за одну из книг из серии «Аэростат». В 2012 году музыкант стал обладателем премии журнала «Русский пионер» в номинации «Стихи XXI века. Поэзия эпохи www».

Здоровье Бориса Гребенщикова

В 2006 году Борису Гребенщикову была сделана операция по коррекции зрения. В январе 2009 года в Берлине музыканту сделали операцию по шунтированию.

По данным источника телеканала «Санкт-Петербург», причиной обращения к медикам стала болезнь сердца. В пользу этой версии говорит тот факт, что девять лет назад музыканту делали операцию по шунтированию. Однако позже представители Гребенщикова сообщили на его странице «ВКонтакте», что информация о проблемах с сердцем — ложь.

Весной 2018 года Борис Гребенщиков был экстренно госпитализирован в реанимацию одной из клиник Санкт-Петербурга с воспалением легких. Лидер российской рок-группы «Аквариум» Борис Гребенщиков, несмотря на болезнь, не изменил дату запланированного в Санкт-Петербурге концерта, сообщалось в новостях.

Впрочем, позже группа «Аквариум» перенесла несколько ранее запланированных концертов. Как сообщалось на официальном сайте музыкального коллектива, на такой шаг пришлось пойти из-за болезни бессменного лидера группы Бориса Гребенщикова.

Советский и российский рок-музыкант, лидер легендарной группы "Аквариум" Борис Борисович Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Его отец, Борис Александрович, был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства. Мать, Людмила Харитоновна, работала юрисконсультом Ленинградского дома моделей.

Заниматься гитарой Борис Гребенщиков начал еще учась в школе, в 1968 году. Первой заученной песней стала Ticket to Ride "Битлз". Свои собственные песни Бориc Гребенщиков первое время писал на английском языке, а затем стал сочинять на русском.

В 1971 году Гребенщиков поступил в Ленинградский государственный университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), на факультет прикладной математики и процессов управления. Во время учебы в ЛГУ он в июле 1972 года вместе со своим школьным приятелем Анатолием Гуницким основал группу "Аквариум".

В 1973 году состоялся сценический дебют Гребенщикова — он выступил на фестивале в Юкках, где под акустическую гитару исполнил песни Кэта Стивенса.

В начале 1974 года, во время студенческих каникул, был записан первый альбом группы "Аквариум" под названием "Искушение Святого Аквариума". В течение последующих двух лет коллектив активно выступал и записывал свои песни.

В 1976 году Гребенщиков окончил университет, поступил в аспирантуру и начал работать в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований (НИИКСИ) младшим научным сотрудником. Он продолжал писать песни, выступал с концертами и сотрудничал с экспериментальным студенческим театром ЛГУ. Основал самиздатовский журнал "Рокси".

В 1978 году вышел магнитоальбом Бориса Гребенщикова и Майка Науменко "Все братья — сестры". В 1980 году "Аквариум" выступил на рок-фестивале в Тбилиси, после чего популярность группы и ее лидера значительно выросла. Однако именно после этого концерта "Аквариум" был запрещен, а Гребенщикова исключили из комсомола и уволили с работы.

В 1981 году группа стала членом Ленинградского рок-клуба, принимала участие в первых пяти его фестивалях.

С 1982 года началась активная концертная деятельность коллектива, поездки в Москву, Архангельск, другие города. В этом же году Гребенщиков принял участие в продюсировании первого альбома группы "Кино" "45".

В конце 1980-х годов, после начала перестройки, "Аквариум" получил возможность давать большое количество концертов, выпускать альбомы. В 1987 году фирма грамзаписи "Мелодия" впервые выпустила альбом "Аквариума" "Равноденствие" в виде виниловой пластинки — он был раскуплен всего за несколько часов.

© Фото: предоставлено Александром Липницким


© Фото: предоставлено Александром Липницким

В начале 1990-х годов группа "Аквариум" на некоторое время прекратила свою деятельность. В это время Гребенщиков возглавил другую группу — "БГ-Бэнд". В 1993 году "Аквариум" воссоединился в обновленном составе, коллектив много выступал в странах СНГ и за рубежом.

В это время появились альбомы "Аквариума" "Любимые песни Рамзеса IV", "Кострома mon amour", "Навигатор", "Снежный лев". В 1997 году вышли диски "Гиперборея", а затем "Лилит". Последний был записан с западными музыкантами — группой The Band. Также Борис Гребенщиков обращался к творчеству других музыкантов — в 1994 году вышел диск песен Александра Вертинского в его исполнении, а в 1999 году — Булата Окуджавы. Вместе с тем были осуществлены и другие проекты Гребенщикова, например записи инструментальных альбомов, а также альбом "Прибежище" — тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой The Mirrors, а в 2002 году — с ними же — альбом Bardo. В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого "Пятиугольный грех". В 2003 году "Аквариум" выпустил альбом "Песни рыбака", запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов. В этом же году музыкант отметил свое пятидесятилетие большим концертом "Аквариума" в Государственном Кремлевском дворце.

22 мая 2005 года Борис Гребенщиков начал карьеру радиоведущего: на Радио России стала еженедельно выходить его авторская музыкальная программа "Аэростат" .

В 2007 году состоялся концерт группы "Аквариум" в лондонском Альберт-холле (Royal Albert Hall). Мероприятие было организовано при поддержке фонда индийского философа, проповедника и музыканта Шри Чинмоя, духовного наставника Гребенщикова. В том же году музыкант устроил собственную выставку непрофессиональных фотографий родного города "Инфра Петербург".

© Фото: из архива группы "Аквариум" Группа "Аквариум"


В 2008 году Гребенщиков выступил с новым проектом Aquarium International, суть которого состояла в том, чтобы собирать на одной сцене с "Аквариумом" почти два десятка представителей разных стран, играющих на самых различных инструментах.

В 2009 году Гребенщиков и "Аквариум" одни из первых использовали в России модель "скачай и заплати, сколько считаешь справедливым", свой новый альбом "Пушкинская, 10" на сайте Kroogi.ru.

В 2011 году "Аквариум" новый альбом "Архангельск". В 2012 году, в честь 40-летнего юбилея "Аквариума", группа в сеть каталог из всех 29 "естественных" студийных альбомов коллектива.

В 2012 году Борис Гребенщиков и композитор Андрей Микита ораторию "Семь песен о Боге" для солистов, нескольких хоров (из более чем 100 человек) и симфонического оркестра. Ее премьера состоялась 20 ноября 2012 года в Большом зале Московской консерватории.

В марте 2013 года Гребенщиков выступил с заявлением о том, что группа "Аквариум" прекращает общение со СМИ и уходит в "партизаны". При этом коллектив сократит количество даваемых концертов, но продолжит работу в студийном формате.

На счету Бориса Гребенщикова более 30 альбомов, выпущенных в составе "Аквариума", сольные пластинки и участие в проектах друзей-музыкантов. Музыка Гребенщикова звучит в таких фильмах, как "Асса" (1987), "Город" (1989), "Дом под звездным небом" (1991), "Азазель" (2002) и многих других.

Музыкант нередко участвует в благотворительных концертах в помощь хосписам премии журнала "Русский пионер" в номинации "Стихи XXI века. Поэзия эпохи www".

Гребенщиков женат третьим браком. В 1978 году он женился в первый раз на Наталье Козловской, которая работала инженером-экономистом. У них родилась дочь Алиса, впоследствии ставшая актрисой театра и кино. Брак продлился несколько лет. С 1980 года по 1989 год музыкант состоял в браке с Людмилой Гребенщиковой (Шурыгиной), в этом браке родился сын Глеб. Затем его супругой стала Ирина Гребенщикова (Титова). У них родилась дочь Василиса, двоих сыновей Ирины от предыдущего брака Гребенщиков усыновил.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Бориса Гребенщикова

Родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде. Отец – Борис Александрович был научным работником. Мать – Людмила Харитоновна долгое время работала художником в Ленинградском доме моделей, а затем социологом в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований при Ленинградском университете. Супруга – Ирина. Дети: Алиса, Глеб, Василиса.
Детство Бориса Гребенщикова прошло в Ленинграде, на Алтайской улице, в доме 22. По окончании 8-го класса в известной школе № 421 он перешел в математическую школу № 239, потом поступил на факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского государственного университета. Именно там – в комнате за сценой актового зала факультета – стали проходить первые репетиции новой ленинградской рок-группы, основанной Борисом Гребенщиковым вместе с приятелем по школе Анатолием Гуницким по прозвищу Джордж, которое он получил из-за внешнего сходства с Джорджем Харрисоном. Молодых людей объединял страстный интерес к западной рок-культуре, поэтическое дарование и отношение к музыке как к главному в жизни. Уже в 1969 году Борис сочинял и пел песни на английском языке в школьном ансамбле. Вскоре он пришел к убеждению, что тексты песен должны быть русскими.
Несмотря на «официальную» изолированность жителей СССР от западной культуры, на «Аквариум» западная музыка всегда очень существенно влияла. Музыканты вдохновлялись творчеством Марка Болана, Боба Дилана, Игги Попа, Боба Марли, Джима Моррисона. В начале 1970-х годов Борис Гребенщиков был одним из тех людей, у которых новые пластинки появлялись мгновенно. Благодаря хорошему знанию английского языка лидер «Аквариума» прекрасно ориентировался в ней, и планка, которую он себе ставил, всегда была на мировом уровне качества.
Первый же альбом «Искушение святого Аквариума», разошедшийся в самиздате в 1973 году, стал едва ли не первым опытом создания концептуального музыкального произведения в советской России. Эта музыка не имела ничего общего с творчеством ленинградских рок-групп того времени, исполнявших узкоспециальные советские песни. «Аквариум» органично сделался частью мировой рок-культуры, ассимилируя ее в советском музыкальном пространстве.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1974 году в состав группы вошли Андрей Романов и Михаил Файнштейн. На факультете прикладной математики ЛГУ был организован театр, в котором А. Гуницкий и другие члены группы писали и ставили пьесы в абсурдистском жанре. Позже к ним присоединился профессиональный режиссер Эрик Горошевский. Руководство университета грозило Борису отчислением, запрещало репетиции. Вскоре пришлось делать выбор между музыкой и театром, так как увлечение драматургией стало во многом определять направление творческой деятельности коллектива. Был период, когда Борис Гребенщиков оставался в группе практически один, но с появлением виолончелиста Всеволода Гаккеля начал формироваться состав, просуществовавший следующие 15 лет. Появляются песни, которые останутся в репертуаре «Аквариума» на многие годы.
Звукозапись для подпольного рок-музыканта в то время тоже была подпольной. Записи были величайшей ценностью, переписывались десятки раз и бережно хранились, благодаря чему современный слушатель и теперь имеет возможность услышать записи Высоцкого, раннего Окуджавы, Галича. Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» в это время записывают альбомы «С той стороны зеркального стекла» (1976), «Все братья – сестры» (1978), созданный в соавторстве с Майком Науменко. Запись этого альбома происходила на полянке между Невой и Смольным – на открытом воздухе. Это был первый альбом с обложкой. Его тираж составил 10 экземпляров и моментально разошелся по рукам.
Возможности профессиональной звукозаписи были ограничены, например, сложно было записать полноценный электрический альбом, но существовали студии, дававшие достаточно высокое качество. Одна из самых известных – студия Андрея Тропилло – будущего звукорежиссера «Аквариума», делавшего также первые записи групп «Машина времени», «Алиса», «Кино», располагавшаяся первоначально в Доме юного техника на Охте. С осени 1980 года группа получила возможность записываться. Первая студийная запись – «Синий альбом» – разошлась по стране в самиздате. Фотографии для самодельной обложки, как и для многих последующих альбомов, делал фотохудожник Андрей Усов. Впоследствии в стенах студии были записаны и другие альбомы «Аквариума»: «Треугольник», «Акустика», студийная сторона «Электричества», «Табу», «День Серебра», «Дети Декабря».
В 1970-е – 1980-е годы «Аквариум» постоянно играл «квартирники». Это концерт на квартире, обычно дома у кого-то из слушателей. Группа выступала в небольшом акустическом составе – громко играть было нельзя, так как соседи могли вызвать милицию (такие концерты были, конечно, под запретом). Камерная атмосфера, зрители сидят очень близко к артистам, слушают затаив дыхание, кто-нибудь, возможно, записывает концерт на магнитофон. Но несмотря на опасность нажить себе неприятности, поддерживая официально запрещённую музыку даже простым приходом на «квартирник», люди слушали «Аквариум», и число тех, кто любит эти песни, всё увеличивалось.
Основу квартирных концертов конца 1970-х – середины 1980-х годов составили песни из альбома «Акустика», успевшие разойтись по стране в нелегальной записи. Группа была официально запрещена. Подпольные рок-концерты, которые удавалось провести, полностью переворачивали представление о русской рок-музыке.
В октябре 1977 года Борис Гребенщиков вместе с другими известными деятелями андерграундной субкультуры начал выпуск первого самиздатовского рок-журнала в СССР – «Рокси» и до 1979 года публиковал в этом издании статьи. Отношения «Аквариума» с официальными властями в это время были относительно ровными, за исключением нескольких незначительных столкновений. Однажды музыкантов, собравшихся на ступенях Инженерного замка для небольшого концерта, задержала милиция, разыскивавшая хулиганов, разбивших статуи в соседнем парке. Несколько позже по Би-Би-Си передали, что это был первый российский рок-фестиваль, где были арестованы более тысячи человек.
Всенародную известность Борис Гребенщиков и «Аквариум» приобрели после участия во Всесоюзном фестивале ВИА и рок-групп «Весенние ритмы», состоявшемся в Тбилиси в ноябре 1980 года, где смелое для тех времен выступление музыкантов произвело эффект разорвавшейся бомбы и повлекло за собой большое количество нареканий со стороны властей.
В это время стиль панк еще не был признан даже в среде рок-подполья, и почти никто не предвидел, какое влияние он окажет на современную музыку, живопись, литературу. Борис Гребенщиков и его окружение одними из первых обратили внимание на это новое музыкальное направление. Произошло знакомство с Виктором Цоем и группой «Кино», тогда еще «панками в законе». «Наш эквивалент панка – это освобождение своего сознания от привычной мысли, что над нами стоит большой аппарат», – считал в то время Гребенщиков.
Артемий Троицкий пригласил музыкантов на фестиваль в Тбилиси с акустической программой, которую они репетировали в ДК имени Цюрупы в Ленинграде. Но без ведома организаторов фестиваля эта программа была изменена. Впервые перед широкой публикой были исполнены такие песни, как «Минус 30», «Кусок жизни», «Герои». Во время выступления «Аквариума» жюри в полном составе демонстративно покинуло зал. Вернувшись в Ленинград, музыканты лишились места для репетиций в ДК. Для самого Бориса Гребенщикова это закончилось лишением комсомольского билета и места работы в НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ, где до этого он несколько лет работал младшим научным сотрудником, и как следствие – обретением благоприятных условий для свободного творчества.
Далее до середины 1980-х годов Борис Гребенщиков трудился в разных местах, например, как и другие «аквариумисты» в разное время, в бригаде сторожей под началом у А. Романова. Став членом профкома драматургов (некая суррогатная творческая организация, куда принимали неофициальных деятелей культуры, не имевших по разным причинам права и возможности вступить в официальный творческий союз, дававшая право не работать и считаться творческим работником), получил возможность нигде не работать.
В последующие годы яркими страницами творчества Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» были проекты, созданные в соавторстве с ленинградским музыкантом авангардистом Сергеем Курехиным. Прекрасный пианист, человек с абсолютно уникальным, ярким музыкальным мировоззрением, С. Курехин периодически появлялся в «Аквариуме» и оказывал большое влияние на происходящее.
С Борисом Гребенщиковым в это время работали также виртуозный электрический гитарист Александр Ляпин, высококлассный басист Александр Титов, скрипач Александр Куссуль, чья скрипка выводила музыку в другие измерения, и многие, многие другие…
Первыми плодами этого творческого союза стали альбомы «Треугольник» и «Табу». Вскоре после записи «Треугольника» состоялся первый показ группы по телевидению: в программе «Веселые ребята», где Б. Гребенщиков, В. Гаккель и М. Файнштейн исполняли песню «Два тракториста», при этом струны гитары Гребенщикова были посередине грифа перехвачены кападастром, чтобы показать, что песня исполняется под фонограмму.
Осенью 1981 года Борис Гребенщиков привез альбом в Москву – 10 магнитофонных катушек, вручную оформленных. Как и предположил тогда критик А. Троицкий, в столице альбом интереса не вызвал. Однако именно песни из этого альбома, такие как «Мочалкин блюз», «Старик Козлодоев», теперь хорошо знакомы не только поклонникам «Аквариума».
В 1984-м, а потом и в 1986 году «Аквариум» появляется на телевидении в программе «Музыкальный ринг». Затем передач, интервью телевидению и прессе становится все больше.
С открытием в Ленинграде рок-клуба Гребенщиков принял самое активное участие в его деятельности. В середине 1980-х годов, с приходом эпохи «гласности и перестройки», группа вышла из подпольного состояния, популярность ее к этому времени уже была очень велика. Поклонники постоянно стояли на лестнице в подъезде дома Гребенщикова в Ленинграде, мечтая увидеть любимого музыканта. «Аквариум» много гастролировал. Концерты становились всё масштабнее. «С осени ’86 мы перемещались со стадиона на стадион под такие бурные овации, как будто лично отменили советскую власть». (Б. Г.). Один за другим выходят блестящие альбомы: «День Серебра», «Дети Декабря», «Десять стрел». В 1987 записывается альбом «Равноденствие».
Песни «Аквариума» зазвучали в кино – в трилогии Сергея Соловьева «Три песни о Родине»: «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Дом под звездным небом», в документальном фильме Алексея Учителя «Митьки в Европе», в фильме Александра Бурцева «Город». Сам Борис Борисович Гребенщиков выступил как композитор и актер в фильме «Два капитана–2».
В 1986 году в США вышел двойной альбом «Red Wave – 4 underground bands from the USSR» – «Красная волна: 4 подпольные группы из СССР». В эту пластинку вошли 6 песен «Аквариума». В 1989 году записан англоязычный альбом «Radio Silence» с высококлассными музыкантами, в основном в записи участвовали музыканты «Eurythmics».
В 1990 году в Лондоне был записан другой англоязычный альбом – «Radio London». За время нахождения за границей Гребенщиков знакомится со многими известными западными музыкантами и позднее будет записывать с иностранными музыкантами некоторые свои диски.
Вернувшись в Россию, Борис Гребенщиков собирает новый коллектив. Группа получила название «БГ-Бенд». В него вошли, кроме Гребенщикова, мультиинструменталист, музыковед Олег Сакмаров, прекрасный аккордеонист Сергей Щураков, гитарист Алексей Зубарев, скрипач Андрей Решетин, ударник Петр Трощенков и др. Большая часть песен этого периода, составивших «Русский альбом», стали, с одной стороны, выражением происходящих в России перемен, а с другой – передали ту глубинную русскую атмосферу, которая существует уже много веков.
В конце 1980-х годов в основном под влиянием общения с группой художников «Митьки» Борис Гребенщиков начинает писать картины, преимущественно примитивистского плана. В 1989–1992 годах как актер и композитор вместе с Сергеем Курехиным он принимает участие в съемках фильма Сергея Дебижева «Два капитана–2».
В 1993 году группа Бориса Гребенщикова возвращает себе прежнее название. Выходят альбомы «Любимые песни Рамзеса IV», «Кострома mon amour», «Навигатор», «Снежный лев». В них очень много вальсов – типично русская мелодика, напевность. Вновь появляется столь любимая «Аквариумом» эклектика, ощущается большое влияние восточной музыки и философии. В 1997 году выходят альбомы «Гиперборея», «Лилит», записанный с западными музыкантами – на этот раз с группой «The Band».
Борис Гребенщиков записывает не только свои песни. В 1994 году выходит диск песен Александра Вертинского в его исполнении, в 1999 – Булата Окуджавы. Обе эти пластинки аутентичны, передают оригинальный дух песен, но при этом абсолютно индивидуальны. Также осуществляются другие проекты, например записи инструментальных альбомов, а также альбом «Прибежище» – тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой «The Mirrors», а в 2002 году – с ними же – альбом «Bardo». В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого «Пятиугольный грех».
В 1999 году вышел абсолютно не похожий на предыдущие альбомы «?», в 2002 году, в год 30-летия «Аквариума» – «Сестра Хаос» – жесткий разноплановый альбом, назвавший многие происходящие сегодня вещи своими именами. В 2003 году «Аквариум» выпустил альбом «Песни рыбака», запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов.
За 30 с лишним лет непрерывной творческой деятельности Борис Гребенщиков написал более 500 песен, создал более 40 музыкальных альбомов. Его творчество оказало большое влияние на интеграцию российской культурной мысли в мировое культурное пространство. Оно широко известно и достойно представлено за рубежом, о чем свидетельствуют опубликованные во многих странах созданные им музыкальные произведения.
С Борисом Гребенщиковым сейчас играют музыканты высочайшего класса: Борис Рубекин – клавиши, Андрей Суротдинов – скрипка, Владимир Кудрявцев – бас, Альберт Потапкин – барабаны, Олег Шар – перкуссия, Александр Беренсон – труба, Игорь Тимофеев – саксофон, флейта, Федор Кувайцев – кларнет.
В 1998 году Борис Гребенщиков стал первым и единственным рок-музыкантом – лауреатом Российской премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф». В 2003 году он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Борис Гребенщиков (“БГ” - псевдоним) является талантливым гитаристом, композитором и исполнителем популярной музыки, основателем знаменитой российской рок-группы, организованной еще в Советском Союзе.

До сих пор музыкант пользуется феноменальной популярностью и небывалым признанием среди отечественных и зарубежных звезд эстрады. И все благодаря своим невероятным способностям и яркой незабываемой харизме.

Чем примечательна биография Бориса Гребенщикова? Какова история его взлета и в чем секрет гениальности? В данной статье даются ответы на эти и многие другие вопросы. А также размещены фотографии Бориса Гребенщикова в молодости, в зрелые годы и в настоящий момент.

Родом из детства

Родился маленький Боря поздней осенью 1953 года, в большом и красивом городе Ленинграде. Родители будущего рок-певца были образованными и интеллигентными людьми. Мама Бориса Гребенщикова - Людмила Харитоновна, занимала ответственную должность в НИИ, отец - Борис Александрович, работал научным инженером.

Впоследствии прославленный гитарист не раз утверждал, что многим в своей жизни обязан матери. Именно она познакомила его с театром, музыкой и литературой, именно она привила ему любовь к искусству и самовыражению.

Людмила Харитоновна научила сына ценить прекрасное, в какой бы новой, неординарной форме оно ни находилось. Она познакомила мальчика с рок-музыкой, побуждала не бояться идти вслед за своим талантом, защищала перед отцом и верила в его счастливую звезду.

Талантливый математик

Свое музыкально призвание юный Борис осознал не сразу. Вначале он хотел избрать другой жизненный путь - путь одаренного трудолюбивого ученого.

В школьную пору биография Бориса Гребенщикова была связана с математикой. Первые годы он обучался в элитной городской школе. Затем перешел в среднее учебное заведение, специализирующееся на глубоком изучении математических наук. Успехи парня были потрясающими.

Высшее образование молодой Гребенщиков решил получить в авторитетном университете, избрав специальность “прикладная математика”. Казалось бы, вся его судьба расписана на несколько десятилетий вперед: красный диплом, научная деятельность, академические звания…

Но жизнь распорядилась иначе.

Зарождение таланта

В высшем учебном заведении талантливый математик увлекся музыкой. И не привычной классикой, а западным рок-н-роллом. Он в совершенстве знал английский язык, поэтому мог свободно воспроизводить зарубежные композиции, подражая иностранным музыкантам в манере и стиле исполнения.

Увлечение музыкой оказалось серьезным - молодой Гребенщиков создал свой коллектив, систематические репетиции которого постоянно проводились в университетском актовом зале.

Вместе с Анатолием Гуницким (школьным другом и творческим союзником) молодой Борис окунулся в творческие поиски своего направления. Поначалу ребята писали стихи по-английски, сочиняя музыку на западный манер. Несколько позднее молодые люди определились с собственным стилем - они захотели исполнять репертуар лишь на родном языке.

Как же называлась рок-группа, созданная Борисом Гребенщиковым? “Аквариум”. Это был современный ансамбль, которому предстояло около десяти лет осуществлять полуподпольную деятельность, покоряя сердца сотен и даже тысяч слушателей.

Первая пластинка

Так как деятельность “Аквариума” была нелегальной, Борис Гребенщиков и ребята, входящие в его группу, выступали редко и конспиративно, а пластинки записывали подпольно, собственными усилиями и умениями, без необходимой техники и аппаратуры.

Первым треком коллектива стал альбом “Искушение Святого Аквариума”, который музыканты выпустили в 1973 году. Эта пластинка была оригинальной и непохожей на популярный русский рок советского периода. Лидер ансамбля, вложив в это произведение всю душу, уверенно заявил о себе как об образцовом и талантливом представителе мирового рока, гармонично сочетаемого с российскими традициями и ценностями.

Приблизительно в этот период в группе появляются новые лица: Романов, Файнштейн, Грошевский. Они пишут и ставят на студенческой сцене гротескные постановки, все более и более углубляясь в артистическое искусство. На фоне этого в молодой рок-группе произошел раскол, и Гребенщиков оказался почти один.

Новый виток

Однако такая ситуация не повлияла на его энтузиазм. Молодой человек был полон энергии и воодушевления. Он усиленно искал новых единомышленников, которыми оказались Александров и Гаккель.

Вместе с ними начинающий музыкант начинает целеустремленно добиваться призвания. Ребята активно ведут концертную деятельность, выступая везде, где есть люди: в скверах, парках, институтах. Из всех акустических музыкальных инструментов и приспособлений у них были только гитара, виолончель, флейта и… юношеский задор.

В 1976 году “Аквариум” Бориса Гребенщикова смело заявляет о себе на поп-фестивале в Таллине, куда является дерзко и без приглашения. Однако такой поступок пришелся присутствующим по душе - группе присуждают приз за самое интересное выступление. С тех пор коллектив начал часто выезжать на гастроли, а звукозаписывающие компании стали разрешать полулегальным музыкантам записывать у них пластинки.

Взлет и взыскание

Благодаря этому свет увидели такие яркие и незабываемые альбомы, как “С той стороны зеркального стекла”, “Все братья-сестры”, “Треугольник”, “Дети декабря” и “День серебра”, которые отличались от предыдущих более качественной звукозаписью.

На весенних ритмах в Тбилиси 1980 года выступления Гребенщикова и его компании ознаменовались огромным скандалом. Являясь представителями русского рока, ребята настолько выложились на сцене, что ошеломили публику своей эпатажностью и эксцентричностью. Их обвинили в пропагандировании гомосексуализма, кровосмешения и непристойности. А когда солист, увлеченно играя на гитаре, лег на сцену, судейская комиссия демонстративно покинула свои места.

Слух об этом выступлении вызвал множество толков. Любители рока обратили внимание на талантливую развивающуюся группу, а критически настроенные власти решили наказать рок-лидера. Его уволили с работы (в то время Гребенщиков уже несколько лет трудился в НИИ).

Чтобы зарабатывать деньги и продолжать концертную деятельность, талантливый музыкант устроился работать дворником. В это время для своих концертов он стал использовать новый вид помещений.

Квартирники

В те времена ребят часто приглашали к слушателям на квартиру, где они выступали очень тихо и осторожно.

Так как по всему СССР группа была запрещена, посещать такие музыкальные вечера было очень опасно не только исполнителям, но и зрителям. Однако недозволенная музыка пользовалась небывалым спросом, поэтому “Аквариум” часто выезжал на “квартирные” гастроли.

В одной из таких вылазок предприимчивый солист познакомился с С тех пор биография Бориса Гребенщикова резко изменилась.

Телевидение

Благодаря протекции Курехина “Аквариум” был приглашен в эфир “Веселых ребят”, где музыканты исполнили популярную в те году песню про двух трактористов.

После этого коллектив получал еще приглашения на участие в телепрограммах и передачах, что увеличивало его всесоюзную популярность.

1980-е

В этот период Гребенщиков вместе со своей группой начал вести открытую концертную деятельность. Он выступал преимущественно в столице и Ленинграде, параллельно издавая англоязычные пластинки, записывая музыку для популярных кинофильмов, продюсируя Виктора Цоя и работая над собственными проектами.

В конце 1980-х Гребенщиков несколько раз выступал с концертами на Западе (как собственными, так и вместе с группой).

Поиски себя

Неспокойное настроение 1990-х затронуло и рок-группу Гребенщикова. Март 1991 года ознаменовался последним месяцем коллектива, но уже через несколько недель было объявлено о создании новой группы, где мелькали уже знакомые лица, - “БГ-Бэнд”.

Только что созданный коллектив продолжил идею русского рока, ознаменовавшись необычным репертуаром. В выступлениях группы стали появляться религиозные образы православной церкви, что считалось актуальным и злободневным для эпохи того времени.

“БГ-Бэнд” вел активную выездную деятельность. Посетив самые крупные города России и Украины, он провел около двухсот ярких и незабываемых концертов.

Однако ансамбль просуществовал недолго. На его смену пришел другой коллектив со старым названием - “Аквариум”, который после этого еще несколько раз менял состав и репертуар.

Перечень альбомов

Ниже приводится самая выдающаяся дискография Бориса Гребенщикова того времени:

  • 1983 — "Радио Африка".
  • 1984 — "День Серебра".
  • 1986 — "Дети Декабря".
  • 1988 — "Равноденствие".
  • 1990 — "Чёрная роза".
  • 1992 — "Архив".
  • 1993 — "Библиотека Вавилона".
  • 1994 — "Пески Петербурга".
  • 1995 — "Навигатор".
  • 1996 — "Снежный лев".
  • 1997 — "Гиперборея".
  • 2000 — "Территория".
  • 2002 — "Сестра Хаос".
  • 2003 — "Песни рыбака".
  • 2005 — "ZOOM ZOOM ZOOM".
  • 2006 — "Беспечный русский бродяга".
  • 2007 — "Феодализм".
  • 2008 — "Лошадь белая".
  • 2009 — "Пушкинская, 10".
  • 2010 — "День радости".
  • 2010 — "Наша жизнь с точки зрения деревьев".
  • 2010 — "Записки о Флоре и Фауне".
  • 2011 — "Архангельск".
  • 2012 — "Тайная история пчеловодства".
  • 2012 — "Воздухоплавание в компании сфинксов".
  • 2013 — "Аквариум +".
  • 2016 — "Песни Нелюбимых EP".

Помимо этого, певец издал несколько сольных альбомов, впечатляющих своей экстранеординарностью, смелостью и прямодушием.

Чем же сейчас примечательна биография Бориса Гребенщикова?

Современная деятельность

В настоящее время выдающийся музыкант занимает активную жизненную позицию в отношении музыкальной жизни страны. Он часто выступает с концертами, появляется на телепередачах и радиопрограммах, пишет книги и снимается в фильмах.

О прошлой и современной личной жизни Бориса Гребенщикова известно очень много.

Личная жизнь

Рок-музыкант был несколько раз женат. Его первой супругой была Наталья Козловская, инженер-экономист по специальности. Дочь Бориса Гребенщикова от первого брака Алиса сейчас является известной киноактрисой.

Второй брак был заключен с художницей по образованию. От этого союза у супругов родился сын Глеб, который в данный момент работает вместе с отцом в его знаменитой группе.

Третья супруга Гребенщикова, с которой он живет уже больше двадцати лет, - Ирина Титова. Ее стали приемными детьми рок-музыканта.

Как видим, каждого члена этой большой семьи объединяет любовь к музыке и искусству. И это неудивительно, ведь отец семейства - знаменитый и талантливый Борис Гребенщиков!

Российский музыкант, поэт, лидер рок-группы «Аквариум» , обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие музыкального искусства.

Борис Борисович Гребенщиков родился осенью 1953 года в Ленинграде в семье директора завода Балтийского пароходства и юрисконсульта Ленинградского дома моделей. Дед Бориса умер во время блокады Ленинграда, а бабушка стала для него самым близким и родным человеком в семье.

Окончив физико-математический лицей, Гребенщиков вовсю посвящал себя музыке – вместе с друзьями записывал песни в домашних студиях. Группу назвали «Аквариум» . Гастрольная деятельность не мешала музыканту учиться в Ленинградском государственном университете им. Жданова на факультете прикладной математики. Более того, он участвовал в деятельности экспериментального студенческого театра, а после получение диплома стал работником НИИ социологии.

Несмотря на то, что Борис Гребенщиков был лидером группы и автором большинства песен, он стремился к тому, чтобы слушатель понимал – перед ним творчество «Аквариума» .

– Когда существует понятие «Аквариум», не существует ни единого человека. То есть Гребенщикова там тоже нет. Если группа играет, то играет вся вместе, на сцене нет ни единой личности как таковой. Там присутствует некая система, которая играет музыку и очень тащится, делая это. А отдельные люди могут быть до сцены и после сцены, лично я это так вижу.

После появления этого бэнда, понятие об отечественной рок-музыке кардинально поменялось. «Аквариум» и «Кино» стали самыми известными музыкальными проектами в СССР в 1980-е годы. Они собирали стадионы и эпатировали публику.

В 1980 году Бориса Гребенщикова даже исключили из комсомола, а группу официально запретили – причиной послужило выступление на Тбилисском рок-фестивале. Правда, вскоре запрет сняли.

После трагической гибели Виктора Цоя прекратило своё существование «Кино» , «Аквариум» распался вслед за ним. В 1989 году Борис Гребенщиков записал сольный англоязычный альбом «Radio Silence» и создал новый музыкальный проект «БГ-Бэнд» .

– Когда был сыгран концерт в марте 91-го года, последний концерт старого «Аквариума» , то многие его участники – не скажу про себя – странным загадочным образом излечились от многих внутренних болезней, которые у них были. Чисто физических. Это стояло как мощная энергетическая преграда, как пробка, и поэтому, когда эту пробку совместными усилиями вышибли, и эта тень перестала висеть, то и люди вылечились, и у меня песни новые пошли.

В 1993 году участники группы «Аквариум» воссоединились и, как будто обретя второе дыхание, стали покорять любителей отечественной рок-музыки с новыми силами.

За долгие годы творческой деятельности группа Бориса Гребенщикова получила несколько музыкальных наград и выпустила более пятидесяти альбомов.

В 2005 году Борис Гребенщиков стал радиоведущим авторской программы «Аэростат» на «Радио России», через два года отыграл концерт на лондонской сцене Royal Albert Hall, а ещё через два года в Берлине сделал операцию – шунтирование сердца.

Известно, что Борис Гребенщиков увлекается буддизмом и переводит письменные труды известных гуру на русский язык.

Он также составил список всех чудотворных икон в России:

– Православие меня интересует ничуть не меньше. Просто его я открыл для себя на 10 лет позже буддизма. У меня есть интерес ко всем небытовым проявлениям жизни. Буддизм, индуизм, православие, даоизм – всё, что выходит за рамки повседневного. Думаю, если не притворяться, экстремальные чудеса интересуют всех больше всего.

Борис Гребенщиков был официально женат три раза. От первого брака у него есть дочь Алиса , известная киноактриса, от второго – сын Глеб , который работает диджеем. В 1991 году он женился на бывшей супруге Александра Титова Ирине и усыновил её детей Марка и Василису .

– Я иногда слышу от людей: дети – лучшее, что они сделали в своей жизни. Какая же это эволюция – родить себе подобного?.. По-моему, такая фраза сразу сводит человечество к нулю. Если человек не может сделать в жизни ничего, кроме как родить ребёнка, значит, от животного абсолютно ничем не отличается. По-моему, грядёт матриархат. А мужик должен тащить на себе эволюцию…

Дискография

  • День радости (2010)
  • Пушкинская, 10 (2009)
  • Лошадь белая (2008)
  • Беспечный русский бродяга (2006)
  • ZOOM ZOOM ZOOM (2005)
  • Без слов – лимитированное издание (2004)
  • Песни рыбака (2003)
  • Сестра Хаос (2002)
  • Переправа («Bardo»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors») (2002)
  • Территория (2000)
  • Ψ (1999)
  • Песни Булата Окуджавы (1999)
  • Оракул Божественной Бутылки (1999)
  • БГ+Зомбияйц (1998)
  • Борис Гребенщиков и DeadУшки (БГ + Deadyшки) (1998)
  • Молитва и пост (internet-only album) (1998)
  • Прибежище (англ. «Refuge»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors») (1998)
  • Лилит (1997)
  • Гиперборея (1997)
  • Чубчик (1996)
  • Снежный лев (1996)
  • Навигатор (1995)
  • Задушевные песни (БГ + Квартет Анны Карениной) (1994)
  • Кострома mon amour (1994)
  • Песни Александра Вертинского (1994)
  • Пески Петербурга (1994)
  • Письма капитана Воронина (1993)
  • Любимые песни Рамзеса IV (1993)
  • Русский альбом (1992)
  • Феодализм (1989)
  • Равноденствие (1987)
  • Наша жизнь с точки зрения деревьев (1987)
  • Десять стрел (1986)
  • Дети Декабря (1985)
  • День Серебра (1984)
  • Ихтиология (1984)
  • Радио Африка (1983)
  • Табу (1982)
  • Акустика (1982)
  • Электричество (1981)
  • Треугольник (1981)
  • Синий альбом (1981)
  • Скоро кончится век (1980)