Бульвар капуцинок в париже на карте. Бульвар Капуцинок Моне

Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873 г. (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Если вы любите , по возможности хотя бы раз постойте перед картиной “Бульвар Капуцинок” Клода Моне. Для вас это будет своего рода паломничество. Потому что более импрессионисткой картины трудно представить.

К тому же у картины интересная история создания. Она прошла путь от эпитета “мазня” до всемирного шедевра. Да и сам бульвар Капуцинок – одна из самых легендарных улиц Парижа.

Теперь обо всем по порядку.

1. Картина, как золотой эталон импрессионизма

Никогда ещё неуловимость, быстротечность, мгновенность движения не были так верно переданы, как на необыкновенной картине “Бульвар Капуцинок”. Эрнест Шено.

Картина “Бульвар Капуцинок” вмещает в себя все возможные техники и приемы импрессионизма. Многие импрессионисты использовали лишь часть техник, пренебрегая остальными. Например, стремился запечатлеть сиюминутное. Но терпеть не мог работать на пленэре (на открытом воздухе), как того требовали каноны импрессионизма.

Даже у Клода Моне далеко не все работы соответствуют всем этим канонам. Зато “Бульвар Капуцинок” поистине можно назвать эталоном импрессионизма. И вот почему.

Для импрессионистов главным героем картин является свет. Им было важно передать, как от света вибрирует воздух. Как свет меняет цвета предметов. Как свет контрастирует с тенью.

Все эти эффекты есть на картине “Бульвар Капуцинок”. Свет раскрашивает платаны. Свет и тень гармонично соседствуют. И мы словно чувствуем запах зимнего прогретого солнцем воздуха.

Импрессионисты стремились запечатлеть то, что видят. Поэтому композиция отходила на второй план. На картине никакой композиции. Только удачный угол зрения. Из окна верхнего этажа. Картина – это выхваченный из действительности кадр бурлящей Парижской жизни.

Импрессионистам важно было изобразить сиюминутный момент жизни. Поэтому они работали быстро, игнорируя детали. На “Бульваре Капуцинок” детали как раз не прорисованы. Люди изображены в виде разноцветных мазков. Картину нужно рассматривать с расстояния, чтобы понять, что на ней изображено.

Импрессионисты увлекались фотографией. Особенности моментального фотоснимка использовал и Моне. Справа на балконе виднеются головы и цилиндры двух мужчин. Их изображения срезаны. Как будто они просто не влезли в кадр.

2. Картина была слишком революционной для публики

Картина была выставлена на первой выставке импрессионистов в 1874 г. Публика и критики совершенно не поняли картину. Один критик говорил, что видимо ему придётся смотреть картину из окна соседнего дома. Ведь вблизи он ровным счётом ничего не разберёт.

Ещё никогда людей не изображали на картине так “пренебрежительно”. В виде разноцветных мазков. У посетителей выставки это просто не могло уложиться в голове. Они искренне спрашивали у художника, что это за тёмные пятнышки внизу картины. И неужели они так ужасно выглядят, когда идут по бульвару.

Это были самые приличные высказывания по отношению к картине. С полос газет же в ее адрес летели эпитеты “мазня”, “обойные наброски” и прочее. Большинству обывателей того времени она категорически не нравилась.

Прошло всего 34 года с появления первой в мире фотографии. В умах людей картины ещё заменяли фотографии. Чем реалистичнее изображен человек, тем лучше. А здесь такое! Человек изображен в виде одного-двух мазков!

Кстати, в виде мазков людей решилась изобразить и . Видимо её вдохновила именно эта работа Клода Моне. Спустя 2 года она пишет картину “Вид на набережную на острове Уайт”.


Берта Моризо. Вид на набережную на острове Уайт. 1875 г. Частная коллекция.

Девочка на переднем плане изображена буквально несколькими мазками. Это лишь впечатление от девочки, а не её реальное изображение. Недаром Берту Моризо считают одним из главных представителей импрессионистов. Наряду с Клодом Моне.

3. На картине изображен легендарный бульвар

Бульвар Капуцинок – культовое место. Каждый дом здесь наполнен Парижской историей. Сама картина была написана из окна дома номер 35. Это была студия фотографа Надара.

Надару очень понравилась написанная Клодом Моне картина. Поэтому он помог организовать в своей студии легендарную выставку импрессионистов в 1874 году. Именно на ней был выставлен “Бульвар Капуцинок”. Так же, как и не менее знаменитая картина, от которой и пошло название “импрессионизм”.

На бульваре Капуцинок был проведён первый в мире киносеанс. Братья Люмьер показали зрителям 10 одноминутных фильмов. В том числе первую комедию “Политый поливальщик”. Это распространённое заблуждение, что первым фильмом был “Приближение поезда”. К моменту показа “Поезда” зрители уже знали, что такое кино.

Кстати, в фильме “Человек с бульвара Капуцинов” есть эпизод, где показывают первое кино. Это как раз “Политый поливальщик”. С названием же самого фильма его создатели просчитались. Капуцинками назывались монашек, чей монастырь стоял на бульваре. Поэтому правильно называть “Бульвар Капуцинок”.

4. За два года до написания картины Бульвар Капуцинок выглядел по-другому.

В это трудно поверить, но за два года до написания картины платанов на бульваре не было! Вернее они когда-то были. Но были все срублены … на дрова.

В 1871 году Париж был погружён в кровавый мрак. Парижская коммуна за 72 дня унесла жизни 20 000 парижан. На улицах была настоящая резня. Люди голодали, ели крыс и собак.

Париж оправился от этого ужаса очень быстро. И даже вновь высадили платаны на бульварах. Сам Моне во время Парижской коммуны уезжал из города в Англию. Там он время зря не терял. И создал несколько великолепных картин с видами Лондона.

5. Существует ещё один “Бульвар Капуцинок” Моне


Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873-1874 гг. Музей искусств Аткинса-Нельсона, Канзас-Сити, США

Вторая картина “Бульвар Капуцинок” написана после “Пушкинского” варианта. На картине бульвар изображен уже в пасмурную погоду. Мостовая мокрая от дождя. Даже влажность воздуха волшебным образом передана художником.

«Бульвар Капуцинок» был написан незадолго до знаменитой выставки 1874 года, когда, собственно, появился термин «импрессионизм». Моне, находившийся в студии своего друга фотографа Надара, словно бы сделал кадр, остановив на мгновение суетливую жизнь бульвара.

Дом № 35 на Бульваре Капуцинок — студия Надара. Здесь проходила выставка 1874 года, и здесь же Моне писал «Бульвар Капуцинок». Источник: wikipedia.org

Моне обрывает композицию: фигуры мужчин справа обрезаны, из панорамы бульвара выхвачен, казалось бы, непримечательный фрагмент. Однако художник и не ставил целью выделить что-либо конкретное на улице, но постарался передать эффект беглого взгляда в окно. Солнечный свет, яркие краски в толпе усиливают ощущение темпа столичной жизни и атмосферы на улице.


«Бульвар Капуцинок», 1873. Источник: pushkinmuseum. art

Во второй половине XIX века Бульвар Капуцинок был одним из центров культурной жизни Парижа. Помимо первой выставки импрессионистов в фотостудии Надара, здесь прошел премьерный публичный кинопоказ братьев Люмьер и работал концертный зал «Олимпия», существующий до сих пор. Свое же название бульвар получил от женского монастыря капуцинок, который был создан по приказу Людовика XIV. В середине XIX века бульвар кардинально переделали, спилив часть деревьев и расчистив место под Площадь Оперы.


Источник: paris1900. lartnouveau.com

Судьба художника

С 1858 года, когда Оскар-Клод Моне (кстати, до 22 лет Моне называли Оскаром, но затем он решил отказаться от этого имени, оставив Клод) впервые отправился на пленэр, и до смерти в 1926 году он не переставал писать. После того, как Буден, по признанию живописца, раскрыл ему глаза, он начал воспринимать мир в отражении солнечных лучей. Неизменным источником вдохновения была природа.


Клод Моне в своем саду. Источник: archive.ru

Уже в подростковом возрасте Моне показал семье и учителям, что не собирается следовать правилам. На уроках он откровенно скучал, сбегал из школы и справиться с ним было невозможно. «Когда поднималось солнце, море становилось прекрасным. Было так здорово бегать по высоким скалам на свежем воздухе или со всего разбегу бросаться в воду», — вспоминал Моне, сохранивший верность морю и любовь к нему на всю жизнь.


Скалы в Бель Иль (Пирамиды Порт-Котон. Бурное море), 1886. Источник: pushkinmuseum. art

После скоропостижной кончины матери образованием ребенка занялась его тетя Жанна Лекард. Она увлекалась живописью и, узнав о тяге мальчика к искусству, начала поддерживать его, в том числе, нашла ему учителей.

Весной 1861 года Моне призвали в армию. Семья предложил откупить его взамен на согласие оставить живопись. Но Моне не согласился и отправился служить в Алжир. Позже он признавался, что краски Африки повлияли на его стиль: «Я постоянно видел что-то новое. В моменты отдыха я пытался запечатлеть то, что видел. Вы не можете себе представить, насколько расширились мои познания и как изменилось мое восприятие. Сначала я не отдавал себе отчета в том, что впечатления от цвета и света, полученные там, со временем упорядочатся, но зерно моих будущих поисков было посажено именно там».

В 1865 году Париж заговорил об Эдуарде Мане. Его полотно « » заставило критиков понервничать. Моне же и другие молодые художники встретили полотно с восторгом, попытавшись создать свои интерпретации на ту же тему.


«Завтрак на траве», 1866. Полотно, написанное Моне под впечатлением от картины Эдуарда Мане. Источник: pushkinmuseum. art

Созвучие фамилий крайне раздражало последнего. «Кто такой этот Моне? — вопрошал Эдуард. — Он позаимствовал мое имя, чтобы воспользоваться той шумихой, которая поднялась вокруг него». В свою очередь Моне уважал Мане и с восхищением отзывался о тех работах, которые хулили все.

Понятие «импрессионизм» родилось на выставке 15 апреля 1874 года. Один из журналистов, готовя разгромную рецензию, взял название картины Моне «Впечатление» и «обозвал» всех участников вернисажа впечатленцами, то есть импрессионистами. То, что должно было стать оскорблением, в итоге зазвучало гордо. И хотя само направление прожило около 15 лет — затем его вытеснили другие измы и прочие течения, — оно стало вехой в истории искусства.


« ». Картина, давшая имя импрессионизму.

Женский монастырь капуцинок существовал здесь до Великой Французской революции, а в 1865 году проложенная бароном Османом городская магистраль получила имя обители. Бульвар Капуцинок вместе с расположенными рядом улицами является частью Больших Бульваров Парижа (Les Grands Boulevards). Их зеленая дуга создает лицо города, придавая ему те черты, по которым французскую столицу легко узнают во всем мире.

В этой части Парижа произошло немало интересных событий. Здесь состоялась первая выставка работ художников, которые позднее стали называть себя «импрессионистами». В одном из зданий бульвара Капуцинок братья Люмьер провели дебютный показ своих короткометражных фильмов. На бульваре работали знаменитый композитор и дирижер Жак Оффенбах (дом № 8) и писатель Стендаль (дом № 43). А на сцене всемирно известного концертного зала «Олимпия» пели Битлз и Пинк Флойд, Лучано Паваротти и Ив Монтан.

Популярную парижскую улицу изображали на своих картинах многие художники. Жанровые сцены и фрагменты бульвара Капуцинок можно увидеть на полотнах Клода Моне, Жана Беро и Константина Коровина. Одна из картин Моне, написанная в 1873 году, сегодня хранится в московском музее изобразительных искусств имени Пушкина. А другое полотно художника, где также изображен парижский бульвар, выставлено в Художественном музее в Канзас-Сити.

Как и много лет назад, в наши дни бульвар Капуцинок остается оживленной городской артерией. Гуляя здесь, можно узнать много нового об истории французской богемы и увидеть живописные здания, построенные в XIX – начале XX века. На некоторых из них висят мемориальные таблички с именами живших здесь знаменитостей. На бульваре Капуцинок можно лицом к лицу столкнуться с известными актерами. Некоторым нравится шоппинг в местных бутиках, а другие предпочитают проводить время в элегантных кафе.

Бульвар Капуцинок и история кинематографа

Многие помнят фильм Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов», и понимают, что эта часть Парижа как-то связана с кино. Однако, не все знают, что название парижской улицы в этом кинофильме было переведено неверно. Бульвар Капуцинок (а не капуцинов!) действительно находится у истоков мирового кинематографа.

Началось все с того, что столики в расположенных вдоль улицы кафе стали ставить лицом к прохожим. Благодаря этому, посетители могли не только наслаждаться ароматным кофе и свежей выпечкой, но и наблюдать происходящее на бульваре, словно в зрительном зале. Позже даже появилось понятие «бульварного театра».

История дома № 14 по бульвару Капуцинок связана с братьями Люмьер. В этом здании 28 декабря 1895 года прошел первый публичный показ короткометражных фильмов. В число 10 кинолент, которые увидели изумленные зрители, вошли короткометражки «Прибытие делегатов на конгресс в Лионе», «Выход рабочих с фабрики», «Политый поливальщик» и «Вольтижировка».

Знаменитые дома на бульваре Капуцинок

В начале бульвара Капуцинок, в красивом здании с ротондой и живописным фасадом (дом № 2) первоначально располагался фешенебельный отель «Монморанси», построенный в XVIII веке. В 1869 году четырехэтажное строение отдали под популярный у парижан кинотеатр «Водевиль». А теперь в историческом доме находится кинотеатр «Gaumont Opéra», который с 1927 года носил имя «Paramount Theatre opera».

В доме № 28 расположен самый старый концертный зал Парижа – «Олимпия», имеющий официальное название «Олимпия Брюно Кокатрикс». Концертный зал был построен в 1893 году, и сегодня на входе в него закреплен гигантский рекламный щит красного цвета. Сцена «Олимпии» принимала немало знаменитых музыкантов, певцов, актеров и цирковых исполнителей. Здесь выступали Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Джо Дассен, Мирей Матье, Фрэнк Синатра и Луи Армстронг. Пели на сцене «Олимпии» и российские исполнители – Муслим Магомаев, Алла Пугачева, Тамара Гвердцители, Бытыр Закиров, Жанна Бичевская и другие.

В доме № 35 по бульвару Капуцинок расположена известная далеко за пределами Франции фотостудия Надара. Именно в ней весной 1874 года прошла первая в Париже выставка картин художников-импрессионистов, в которой приняли участие Камиль Писсарро, Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега и другие мастера живописи. Тогда это были мало кому известные молодые художники, искусство которых вызывало неоднозначные отклики парижских любителей живописи. Однако, потом импрессионисты получили международное признание, и теперь их картины считаются украшениями художественных коллекций во всем мире.

Кафе и рестораны

В центре бульвара Капуцинок, на площади Опера, 5, стоит знаменитое кафе «Cafe de la Paix», оформленное по проекту французского архитектора XIX века Шарля Гарнье. Того самого, который оформлял и расположенную рядом парижскую Оперу. История кафе началась в 1862 году, и в нем бывало немало знаменитостей: Ги де Мопассан, Оскар Уайльд, Жюль Массне, Петр Ильич Чайковский и Эмиль Золя.

В самом начале бульвара Капуцинок можно увидеть Неапольское кафе (дом № 1). Оно также известно как место встреч известных литераторов, музыкантов и актеров.

Многим путешественникам нравится «Le Grand Cafe Capucines». Ресторан в доме № 4 оформлен очень стильно и, несмотря на бойкое туристическое место, предлагает гостям прекрасно приготовленные блюда французской кухни по вполне приемлемым ценам.

Как добраться

Бульвар Капуцинок расположен во II округе Парижа, в историческом центре города. Дойти до бульвара пешком нетрудно от станций парижского метро «Opéra», «Madeleine», «Chaussée d’Antin» или «Havre-Caumartin».


Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже.
1873 г.
Холст, масло.
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина,
Москва.

Вся история французского импрессионизма – от его зарождения до расцвета и постепенного угасания – укладывается в долгую творческую биографию Клода Моне. Рыцарская преданность этому художественному направлению, верность именно импрессионистическому восприятию мира ставят художника особняком даже среди его собратьев. Одно из лучших импрессионистических произведений Клода Моне – знаменитый "Бульвар Капуцинок в Париже", написанный им в 1873 году. Художник пишет два известных парижских вида из окон ателье фотографа Надара, расположенного на бульваре Капуцинок (один находится в Москве в Пушкинском музее изобразительных искусств, Другой – в Художественном музее Канзас-Сити). Вновь К. Моне Избирает высокую точку зрения: сверху, из окна (или с балкона, вместе с теми персонажами, которых он изобразил справа), зритель видит уходящую по диагонали, по направлению к парижской Опере, перспективу бульвара, поток экипажей и пестрой толпы в неразличимом мелькании лиц. Фигурки прохожих едва намечены белыми мазками, фасады домов на противоположной стороне бульвара наполовину скрыты ветвями платанов.

Клод Моне передает в этом произведении мгновенное, чисто зрительское впечатление от едва заметно вибрирующего воздуха, от уходящих в глубь улицы людей и уезжающих экипажей. Он разрушает представление о плоскости холста, создавая иллюзию пространства и наполняя его светом, воздухом и движением. Человеческий глаз устремляется в бесконечность, и нет предельной точки, где бы он мог остановиться.
Высокая точка зрения позволяет художнику отказаться от первого плана, и он передает сияющее солнечное освещение в контрасте с голубовато-лиловой тенью от домов, лежащей на уличной мостовой. В московском варианте свет делит композицию по диагонали, противопоставляет одну часть бульвара, залитого солнцем, другому – находящемуся в тени. Солнечную сторону Клод Моне дает оранжевой, золотисто теплой, теневую – фиолетовой, но единая свето-воздушная дымка придает всему пейзажу тональную гармонию, а контуры домов и деревьев вырисовываются в воздухе, пронизанном солнечными лучами.
Скользящее боковое освещение "дематериализует" архитектуру, придает ей невещественность. В красочном мареве тонут архитектурные детали домов, тают контуры экипажей, растворяются ветки деревьев, а глубина пространства теряется в движении светящегося воздуха. Все это заполняет картину таким образом, что глаз зрителя теряет грань между вертикальной плоскостью стен домов и горизонтальной мостовой; между близкими освещенными стенами зданий и дальним голубым сумраком, скрывающим продолжение улицы. Намеченные быстрыми штрихами фигурки прохожих теперь сливаются в общий поток толпы.


Клод Моне. Бульвар Капуцинок.
1873 г.
Музей искусств Нельсона и Аткинс

Полотно из Канзас-Сити имеет совершенно иной (вертикальный) формат и обладает иным настроением. Зритель видит тот же "Бульвар Капуцинок в Париже", тот же самый пейзаж, но уже в хмурый день, когда белесоватый, мутный свет отражается на влажной мостовой. На фоне блеклого, молочно-голубого цвета резче выступают пятна черного, розового, темно-зеленого цветов.

Искусствовед К.Г. Богемская отмечает: "Когда говорят, что импрессионисты умели запечатлевать момент безостановочного движения жизни, то подтверждением этому может быть названа именно картина "Бульвар Капуцинок в Париже" (московский вариант). В других произведениях Клода Моне, при всей их непосредственной сиюминутности, куда меньше стремления вырвать "кадр", чем это ощущается при созерцании данного полотна.

Однако показанная на Первой выставке импрессионистов именно эта картина стала одной из тех, которые вызывали больше всего насмешек и нападок публики. Сам же Клод Моне еще в 1880 году говорил: "Я импрессионист и намерен всегда им оставаться". Эти же слова он мог повторить и на закате своей жизни.

Бульвар Капуцинок (Boulevard des Capucines), который также по ошибке называют Бульваром Капуцинов является одной из главных достопримечательностей Парижа. Расположен бульвар во втором округе французской столицы, а свое название эта широкая улица получила по имени когда-то находившегося здесь женского монастыря капуцинок. Это место связано, прежде всего, с именами знаменитых французских импрессионистов, среди которых числятся Ренуар, Сислей, […]

Который также по ошибке называют Бульваром Капуцинов является одной из главных достопримечательностей Парижа. Расположен бульвар во втором округе французской столицы, а свое название эта широкая улица получила по имени когда-то находившегося здесь женского монастыря капуцинок.

Это место связано, прежде всего, с именами знаменитых французских импрессионистов, среди которых числятся Ренуар, Сислей, Моне, Сезанн, Писсарро и Дега . Когда-то они были неизвестными, но после выставки «Анонимного общества», которая состоялась в 1874-м году в здании N35 на бульваре Капуцинок , в квартире фотографа Надара , к этим художникам пришла всемирная слава.

Именно на этом бульваре состоялся показ первых фильмов братьев Люмьер . На этой же парижской улице расположено знаменитое кафе Cafe de la Paix , на террасе которого когда-то сиживали Эмиль Золя, Мопассан и Оскар Уайльд . В доме номер 8 писал свои прекрасные произведения знаменитый композитор Жак Оффенбах , являющийся автором «Синей бороды» и «Сказок Гоффмана». Анри Бейль , прославившийся как писатель Стендаль , приходил на работу в здание под номером 43, в котором в позапрошлом столетии располагалось министерство иностранных дел пятой республики.

Boulevard des Capucines Paris, Франция

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.