Чему учит сказка курочка. Курочка ряба (смысл сказки)

Посвящается проф. Т. В. Черниговской, пробудившей эти мысли.

«Сказку о курочке Рябе» обычно читают в раннем детстве, воспринимая ее просто и непосредственно как забавную историю. Понятно, что в таком возрасте иначе ее воспринять трудно. Повзрослев, мы перестаем задумываться о том, что читали когда-то в детстве. Кажется, что все это уже познано и осталось давно в прошлом.
Если же задуматься, сказка эта поначалу кажется, по меньшей мере, странной, почти абсурдной. Лишь после раздумий над каждой строчкой, попыток связать их в одно целое, приходит понимание. Вырисовывается внутренняя, неброская гармоничность, присущая народному творчеству. Становится понятным, что через века дошли лишь самые ключевые, узловые моменты, позволяющие постепенно, строчка за строчкой, как бы распутывая клубок, добраться до смысла, заложенного в сказку.
Попробуем же так, размышляя над внешне безыскусными строчками этой сказки, проникнуть глубже - к ее смыслу.

«Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое – золотое».

Исходя из утверждения о том, что яичко было золотым, можно сделать два вывода:
- либо оно действительно, в той или иной степени, включало в свой состав золото,
- либо оно было таковым только по видимости, то есть, представлялось деду с бабой золотым, было, как золотое.
Если яичко включало в свой состав золото, то возможны несколько вариантов: яичко могло быть позолоченным, могло иметь только золотую скорлупу, могло быть целиком из золота.
Но вполне возможно, что яичко совсем не содержало золота, а, например, имело золотистый цвет из-за особенностей окраски, структуры скорлупы.

«Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила».

Почему деду с бабой не удалось разбить, можно объяснить следующим: либо яичко было слишком крепким, либо у деда с бабой было мало сил. Возможно, было вместе и то, и другое.
Зачем же деду с бабой понадобилось разбивать яичко? Если бы они решили, что яичко целиком из золота, то такое действие было бы бессмысленным. В крайнем случае, можно было бы предположить, что они решили поделить золотое яичко пополам, но тогда более разумно было бы распилить его, а не бить.
Скорее всего, деду с бабой не пришла в голову мысль, что яичко целиком золотое. Может быть, такое предположение и было, но они его отвергли, основываясь на весе яичка (целиком золотое яичко было бы ощутимо тяжелее такого же по размерам обычного).
Тогда остаются другие варианты: позолоченное яичко, золотая скорлупа у яичка, либо просто особенность окраски скорлупы. Разбив яичко, выделив его скорлупу, дед с бабой имели бы возможность уточнить свои предположения насчет свойства скорлупы.
Вполне вероятно и другое: дед с бабой, увидев такое необычно красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенно вкусным, и пытались разбить его просто для того, чтобы попробовать.

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».

Зачем в сказку вводится такой персонаж, как мышка? – Для того, чтобы уточнить причину неудачи деда с бабой разбить яичко. Если бы яичко, действительно, было чрезвычайно крепким, то оно бы не разбилось. Значит, у деда с бабой просто не хватило сил для того, чтобы его разбить. Видимо, яичко все-таки было немного крепче обычного, поскольку нормальные яички деду с бабой удавалось разбивать (в противном случае они бы и не пытались разбить золотое яичко).
С другой стороны, тот факт, что яичко разбилось, уже окончательно отвергает предположение о том, что оно было целиком из золота. Можно отметить и то, что дед с бабой не совершенно отчаялись разбить яичко: если бы они совершенно отчаялись, они бы убрали яичко в надежное место для сохранения. А, поскольку мышке удалось так легко сбросить яичко, оно, видимо, просто лежало где-нибудь на лавке. Дед с бабой либо временно отвлеклись на другое дело, либо решили передохнуть, собраться с силами для новых попыток разбить яичко.

«Дед плачет, баба плачет, …».

На первый взгляд непонятно, почему дед с бабой плачут, когда они еще недавно безуспешно пытались разбить яичко. Мышка им в этом помогла. Но при более пристальном рассмотрении можно выявить несколько возможных причин для горя деда и бабы.
Первые две причины прямо вытекают из тех целей, с которыми они хотели разбить яичко.
Во-первых, если они били яичко с целью его попробовать, то, естественно, когда яичко упало на пол, растеклось по полу, они лишились такой возможности.
Во-вторых, если они били яичко, чтобы узнать, не из золота ли скорлупа, то причиной для плача могло быть осознание ими того, что скорлупа незолотая (только казалась золотой по цвету, а, в остальном, обыкновенная). Возможно сочетание этих двух причин: если они хотели и попробовать яичко, и исследовать подробнее его скорлупу, то их, скорее всего, постигло двойное разочарование.
Ранее упоминалось о малой вероятности предположения деда с бабой о том, что яичко целиком из золота. Даже если у них и теплилась какая-то надежда по этому поводу, то после того, как яичко разбилось, места для надежд не осталось совсем. И это, конечно, могло внести определенную лепту в их горе.
Наконец, хотелось бы остановиться на последней, очень важной, причине для плача деда с бабой. Когда они не смогли разбить яичко, они, безусловно, решили, что яичко чрезвычайно крепкое. Но вдруг какая-то мышка хвостиком уронила яичко, и оно разбилось. Дед с бабой получили ясное и наглядное представление, насколько у них мало сил, они остро прочувствовали свою дряхлость и немощь. Это могло быть серьезной причиной для их плача.

.
« … а курочка кудахчет:
- Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое!».

Какое странное, на первый взгляд, абсурдное утешение! Дед с бабой могли, казалось бы, от такого утешения еще более заплакать. Но это не так. Поскольку курочка Ряба призывает деда с бабой не плакать, то и дальнейшее ее обещание представляет собой как бы довод, призванный показать, что, в самом деле, нет причин для плача.
Иначе говоря, утешение курочки должно быть действенно направлено на самую причину плача деда и бабы. Эти возможные причины мы рассмотрели ранее. Утешение курочки позволяет из выше рассмотренных вероятных причин плача деда и бабы выделить самые правдоподобные, т.е. максимально соответствующие логике утешения курочки Рябы.
Если дед с бабой плакали из-за того, что им не удалось получить золота, то такое утешение курочки совершенно бессмысленно.
Но оно приобретает смысл, если причиной плача деда с бабой была неудавшаяся попытка попробовать яичко. Курочка им для утешения обещает снести другое яичко. Но почему это другое яичко не будет золотым? (т.е., не будет казаться золотым). Ведь яичко, похожее на золотое, было бы приятнее на вид, а, возможно, и вкуснее простого.
Ответом на этот вопрос служит то, что яичко, похожее на золотое, будучи несколько крепче простого, оказалось не по силам деду с бабой. Поэтому курочка Ряба и предлагает им именно простое яичко - которое они в силах разбить и поесть без всяких затруднений.
Теперь, после построчных размышлений можно остановиться на структуре сказки в целом. В сказке следует одно за другим несколько событий: курочка Ряба сносит яичко; дед с бабой неудачно пытаются его разбить; мышка случайно и легко его разбивает; дед с бабой плачут; курочка Ряба их утешает.
Из вышеизложеного видно, что каждое событие порождает несколько предположений-гипотез. Каждое следующее событие позволяет конкретизировать, отвергнуть или подтвердить, с той или иной степенью вероятности, выдвинутое ранее предположение.
Таким образом, к концу сказки вырисовывается наиболее правдоподобный вариант ее смысла. Он сводится к следующему: курочка Ряба снесла яичко, похожее на золотое: с особым строением скорлупы (менее вероятно, с позолоченной скорлупой). Дед с бабой, увидев красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенного вкуса и стали его бить, чтобы попробовать. Но, так как яичко было немного крепче простого, а у деда с бабой в старости осталось мало сил, разбить золотое яичко им не удалось. Когда они отложили яичко в сторону, пробежала мышка, хвостиком уронила яичко на пол, и оно разбилось. Дед с бабой заплакали от того, что не смогли попробовать это яичко и от того, что осознали свою старость и слабость. Курочка Ряба стала утешать их, обещая снести яичко не золотое, а простое. Золотым яичком курочка Ряба, видимо, хотела порадовать деда с бабой, но увидела, что оно причинило им только горе. Курочка Ряба решила, что простое яичко, пусть и не столь красивое, по крайней мере, не принесет горя: его можно будет спокойно разбить и съесть.
Итак, по всей вероятности, смысл «Сказки о курочке Рябе» можно обозначить русской пословицей «старость – не радость».

Текст сказки приведен по «Курочка Ряба», изд. «Родник», Москва, 1996.

Немецкий воздух плавно наполнился упоительными ароматами горячих вафель и сосисок вперемешку с запахом свежих елочек на рождественских рынках. Немецкая общественность в ожидании радости приятных подарков, застольных посиделок и выходных. Но сколько бы ни говорили о том, что современное празднование Рождества — это чисто коммерческий проект, пожалуй, каждый человек ждёт от этого праздника чего-то особенно доброго. И если мы, взрослые, в глубине души надеемся на предстоящее улучшение каких-то своих жизненных реалий, пытаясь найти простое в сложном, то дети искренне верят в сказочные чудеса.

Предрождественские дни – это особенно приятный период для семейных теплых вечеров за чтением детских волшебных сказок. Именно сейчас хотелось бы вспомнить и переосмыслить русскую народную сказку «Курочка Ряба», аналогов которой нет в сказках европейских. Текст этой уникальной сказки прост и всем нашим соотечественникам известен. «Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое, а золотое. Дед бил-бил – не разбил; баба била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Старик плачет, старуха плачет, курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».

Оказывается, смысл этой сказки не так прост, как может показаться на первый взгляд. А всё потому, что изначально эта сказка предназначалась взрослым, но в Древней Руси даже дети понимали её глубинный сакральный смысл. Есть версия, что золотое яйцо — это символ смерти, который получают старики. Рябая курочка в древней мифологии — посредник между миром живых и миром мёртвых. Поэтому и стараются дед с бабой разбить золотое яйцо, а простое яичко, обещанное старикам Рябой, — это символ новой жизни. Сказка была призвана подбодрять пожилых людей, не дать им сильно горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу вечной жизни над смертью.

Есть также версия, что золотое яйцо в этой сказке символизирует любовь, которую дед с бабкой не уберегли. Мышка — это маленькая такая гадость, типа сплетни, или какой-то бытовой мелочи, которая докучает семье. Мол, если любовь долго и старательно бить, то для того, чтобы её окончательно расколошматить, достаточно мелочи. А простое яичко — это привычка, которую старик со старухой получили вместо любви. В данном случае курочка Ряба символизирует судьбу, именно поэтому она рябая, поскольку сочетает в себе и черные, и белые стороны жизни.

А вот и ещё одна интерпретация в относительности современных ценностей о том, как шатка тщета богатства: мышка хвостиком махнула — и всё, нет его. Или другой аспект: бесполезно голодному предлагать золото, оно же несъедобное. Кто-то видит в этой сказке мотивацию на труд, мол, если ты хочешь покушать яичницы, поработай со своими курами.

Слишком много смыслов хранит в себе эта история про курочку Рябу. Кстати, это единственная русская сказка, о которой писали, и которую анализировали такие отцы мировой психологии и психоанализа, как Вильгельм Вундт, Зигмунд Фрейд и Жак Лакан. И это если не перечислять русских этнографов, психологов и философов. А некоторые считают, что это вовсе не русская народная, а индийская сказка, и ей уже более трёх тысяч лет. Также есть предположение, что в этой сказке зашифрован «рассказ про Адама и Еву».

И всё же основной смысл сказки заключается в идее «золотого яйца». Но основной вопрос, нарушающий всю логику даже сказочного вымысла в том, почему же дед и баба плачут, ведь они же так хотели разбить это яйцо? Ответ здесь может быть только один: их не удовлетворил результат. Возможно потому, что они были очень голодны. Эта очень простая истина очевидна для маленького ребёнка и не бросается в глаза взрослому читателю, ослеплённому золотой скорлупой.

А ведь мы, современные люди, поглощённые своей рутиной и достижением каких-то своих целей, порой очень огорчаемся, когда не получаем желаемого результата. И часто вовсе не знаем, как реагировать на сюрпризы, которые преподносит нам жизнь. А может просто нужно серьёзно переосмыслить ситуацию и понять, что всё только к лучшему? И что сила, так необходимая нам, где-то рядом – нужно просто осмотреться и увидеть её. А судьба (как курочка Ряба) пытается помочь нам верить в добрые чудеса, хотя бы в эти такие сказочные рождественские дни.

Современная продвинутая мама - человек прагматичный. «Читать» в ее представлении - вот просто так сесть и читать ребенку сказку - какое-то устаревшее действие, явно не отвечающее вызовам времени. Сегодня книга должна развивать!

По результатам опроса, который несколько лет назад проводился Российской государственной детской библиотекой, художественные тексты в рейтинге современного родителя находятся на последнем месте. А первые места занимают разного рода «полезные» книги - энциклопедии, тексты с заданиями, книги-тренажеры. Берешь такую книгу в руки и сразу видишь, что она развивает: одна - память, другая - мышление, третья - внимание, четвертая - сенсорику, пятая - моторику. В аннотациях к таким книгам можно обнаружить все оглавление учебника «Основы детской психологии для учащихся педагогических колледжей». И еще аннотации сулят, что книжки именно из этой серии (и, видимо, приобретенные именно по такой - весьма немалой - цене), непременно обеспечат ребенку успех и счастье в будущем.

Поэтому сегодня уже нельзя просто читать ребенку сказку «Три поросенка». Нужно непременно этих поросят пересчитывать на каждой странице. Прослушал абзац - посчитай (поразвивай мышление), прослушал другой - сравни (еще раз поразвивай), закончилась сказка - ответь на вопрос. И не на какой-нибудь простенький вопрос вроде «Как ты думаешь, Волк получил по заслугам?» Это какой-то смешной вопрос, он никого не может развить.

У меня была одна знакомая, доктор психологических наук, так она целую систему вопросов по сказке «Три поросенка» придумала. Перед чтением детям в возрасте четырех-пяти лет объясняли, что существуют «ресурсы» и «потребности». А потом на примере трех поросят эти сведения наглядно иллюстрировали (наглядность - первый принцип дидактики): поросята строили домики из имеющихся ресурсов и удовлетворяли свои потребности в жилище. А волк в сказке тоже потребности удовлетворял, и дети должны были путем логических умозаключений вывести, что это за потребности. Но так упражнялись на заре капитализма.

А недавно я видела книжку про Красную Шапочку, которая повергла меня почти в шоковое состояние. Не скрою, я очень люблю рассказывать про сказку «Красная Шапочка», про ее психоаналитическую подкладку и первоначальную адресацию. Я считаю, что эту сказку можно было бы самым любопытным образом разбирать с подростками и так обучать их литературному анализу. Именно на примере «Красной Шапочки», а не «Войны и мира». Но та книжка, которую я увидела, была адресована дошкольникам - то есть следовала классическим представлениям о добре и зле. Правда, с некоторым «авангардным» элементом: на каждой странице имелся циферблат со стрелками, указывающими время. И ребенку по ходу чтения предлагалось определить, во сколько Красная Шапочка вышла из дома, во сколько она встретилась с Волком, когда Волк добежал до домика бабушки, а когда туда доплелась Красная Шапочка. И сколько раз пробили книжные часы в тот роковой момент, когда бабушка оказалась проглоченной. «Авторы» издания, видимо, видели в этом крайне полезное занятие для ребенка - по ходу чтения следить за временем. Это много что развивает. И вообще правильно настраивает. В частности, на то, что бог с ней, с Красной Шапочкой и с ее бабушкой. Главное - время. Время - деньги!

Я понимаю, что развитие моторики - важная вещь. И развитие сенсорики - тоже. Но, честное слово, только умственно отсталый ребенок не освоит счет до трех, если ему в возрасте двух с половиной лет прочитать (не один раз, конечно, - но такого в два с половиной года и не бывает) сказку «Три медведя». И что такое «большой и маленький», и что такое «среднего роста» - т.е. сравнительные характеристики предметов по величине - он поймет и запомнит. И совсем не обязательно каждый раз перед тем, как перевернуть страницу, специально пересчитывать этих медведей. Они чудесным образом сами пересчитываются - в силу гениальности текста (кстати, мы пользуемся этой сказкой в обработке Льва Толстого). И сопоставительные ряды там прекрасно заданы: большой медведь - большой стул - большая ложка - большая кровать. Вообще в эту сказку вмещается вся программа второй младшей группы детского сада.
А еще вовсе не требуется целый месяц регулярно тыкать пальцем в какой-нибудь круг, нарисованный в книге за тысячу рублей, со словами: «Запомни, это - красный!»

Поймите меня правильно. Я не против того, чтобы кто-то при случае сказал полуторагодовалому ребенку: «Вот это красный. Видишь?» Я против того, чтобы ради этого и только ради этого перед ним открывали книгу. Чтобы «усвоение красного» превращалось в тренинг для ребенка горшочного возраста, как будто ему через полгода сдавать ЕГЭ. Мне кажется, гораздо эффективнее прочитать малышу что-нибудь вроде «Красные сапожки у куколки моей…». А уж про захватывающие перспективы «красного», которые открываются в сказке про уже упомянутую Красную Шапочку, я даже не говорю.

***
Иными словами, я считаю, что абсолютно всё познавательно-расширительное, развивающее память, внимание, мышление, речь, логику, сенсорику, устный счет, риторику и прочее, - все, что требуется маленькому ребенку, есть в хороших детских книгах с интересными ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ текстами и выразительными картинками.

Художественное должно стоять во главе угла по одной простой причине: оно эмоционально насыщено. А эмоции в жизни малыша играют огромную роль, гораздо более существенную, чем в жизни взрослого. Эмоции - это так называемая коммуникационная база человеческого развития. Среди важнейших достижений младенца первых месяцев жизни - способность улыбаться в ответ на обращение взрослого. Более того: эта способность - залог речевого развития. Из этого эмоционального контакта, из положительных эмоций взаимодействия и вырастает детская речь. Лиши младенца такого опыта - эмоционально взаимодействовать с близким взрослым, вступать с ним в личное общение - и получишь задержку психического развития, как это обычно происходит в домах малютки. Эмоция лежит в основе детского познания: я реагирую на то, что мне интересно, что меня привлекает. Эмоция - это тот локомотив, который доставляет в детскую голову познавательный материал.

А художественное - это то, что заряжено эмоциями. Поэтому художественный текст позволяет усваивать информацию легко и между прочим. Кроме того, художественный текст - это еще и грамматически выстроенная речь. С одной стороны - эмоционально насыщенная, с другой - грамматически выстроенная. А грамматика языка, то есть структурные возможности языка, отражают способы мышления. Поэтому психологи и считают детскую речь одним из важнейших показателей общего развития. В частности - уровня мышления.

Но и это еще не все аргументы в пользу чтения художественных книг.

Да, маленький ребенок - существо сверхэмоциональное, для которого эмоции чрезвычайно важны. Однако эмоциональная сфера, как и все человеческое, с возрастом развивается. Развитие идет по двум направлениям. С одной стороны, эмоции усложняются и становятся более разнообразными. С другой стороны, ребенок обучается своими эмоциями управлять.

Потому что эмоции - не только основа общения, это еще и самая древняя форма общения. Бесконтрольные эмоции взрослого - страшная вещь. Маленький в аффекте замахивается кулачком, взрослый убивает. Собственно, все цивилизационное развитие можно рассматривать как попытку «приручить» аффекты, придать эмоциям культурную форму.

Для этого существуют ритуалы и обряды: похоронный - культурная форма выражения горя, свадебный - культурная форма выражения желания.
А еще есть искусство, и в частности - художественные тексты, которые, в ряду прочего, способствуют развитию эмоционального мира и учат культурным способам выражения эмоций. (Усложнение эмоционального мира тоже можно рассматривать как препятствие на пути у бесконтрольного аффекта.)

***
Родители до сих пор позволяли себе относиться к эмоциональному развитию ребенка как к чему-то второстепенному. Собственно, все наше общественное устройство с его презрительным отношением к «талантливым балалаечникам» к этому располагает. Нам кажется, что эмоциональное развитие не имеет никакого отношения к реальной жизни. Вот память - да, внимание - да. И психологам тоже так казалось в течение долгого времени. Но потом они кое-что поняли и ввели в науку новый термин - «эмоциональный интеллект». И даже провели долговременный эксперимент, с помощью которого попробовали показать его роль в жизни человека.

Группе детей пятилетнего возраста предложили угоститься зефиром. Перед каждым малышом положили одну зефирину, а потом взрослый вдруг сказал: «Мне нужно срочно уйти. Кто не съест зефир до моего возвращения, получит добавку». Кто-то из детей схватил сладости еще до того, как экспериментатор скрылся за дверью. Но были и такие, кто нашел в себе силы воздержаться от мгновенного удовлетворения желания ради отсроченной добавки. Именно эти дети, как выяснилось впоследствии, стали успешными учениками. А еще через какое-то время, уже став взрослыми, они оказались чрезвычайно удачливыми в решении жизненных проблем и в профессиональном становлении. В чем тут дело? В контроле над эмоциями. В умении тормозить сиюминутные желания. Можно сказать, что успешен более зрелый.Термин «эмоциональный интеллект» ввел в психологию американский психолог Дэниел Гоулман. Он написал об этом целую книгу. А эксперимент с зефиром поставил французский психолог Уолтер Мишель. Об Уолтере Мишеле и его эксперименте, в частности, можно прочитать в книге американской журналистки Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой».

Причем здесь чтение?

Давайте возьмем для примера хрестоматийную «Курочку Рябу». Различные ее версии - предмет для интереснейших филологических изысканий. В той форме, в которой она известна нам, а именно в обработке Ушинского, эта сказка представляется абсолютным абсурдом и происходит в ней совершеннейшая бессмыслица. Если курочка Ряба снесла удивительное яичко, зачем было по нему изо всех сил колотить? Что хотели от яичка? Золотые скорлупки? Тогда почему так горько рыдали, когда это желание вдруг исполнилось?

Но все эти странности можем увидеть только мы с вами. Для ребенка полутора-двух лет наличие очевидных логических неувязок в сказке совершенное не важно. Для него важно, что в сказке присутствует опознаваемое действие: «бил-бил - не разбил» (сколько кубиков выкинуто из манежа, сколько было совершенно других усилий подобного рода - бить одним об другое, бить об пол и т.п.) и опознаваемая эмоция: «Плачет дед, плачет баба» (что такое «плачет» - очень-очень понятно). Знакомое действие вызывает знакомую эмоцию.

И если вы позволите себе немного артистизма, если вы изобразите, как именно плачет дед («У-у-у») и как плачет баба («И-и-и»), ребенок придет в восторг. Он поймет, что вы эмоцию имитируете. А это - как вызвать дождь по собственному желанию, манипулирование стихией. То, что можно изобразить, лишается своей абсолютной силы.

Но можно и без артистизма. Достаточно просто прочитать сказку - а ребенок опознает эмоцию. Знакомую ему эмоцию - «плач». Посмотрит на нее, так сказать, со стороны. И это - движение в направлении самопознания.

По-моему, опознание эмоции, соотнесение себя с происходящим в тексте - ничуть не менее важная штука, чем без конца пересчитывать тараканов на печке деда и бабы или определять, где в данный момент лежит яичко - «на», «под» или «за».

Это не значит, что нельзя рассматривать вместе с ребенком картинки и импровизировать над ними. Но нельзя «уводить» ребенка при рассматривании картинок из того эмоционального поля, в которое он погружается при чтении. Нельзя набрасываться на ребенка с «развивающими заданиями», не имеющими отношения к его переживанию: это разрушает восприятие текста.

Давайте будем помнить про зефир.
Про то, что сулит развитый эмоциональный интеллект.

Марина Аромштам

Как-то попалось в сети обсуждение на тему, если ли вообще смысл в сказке о Курочке Рябе, и если есть, то какой? Сидят взрослые люди, и задают себе вопросы о смысле сказки, врезавшейся в память с детсадовского возраста... В детстве мы особо об этом не задумывались, но сказку запомнили накрепко. Я тоже задавалась этим вопросом, в сказках есть внутренняя логика, и обязательно должен быть смысл - случайный сюжет не сохранился бы в течении веков, а может быть, и тысячелетий.


* * *
Существует множество мнений относительно этой сказки — от того, что «Сказка о курочке Рябе» вообще не имеет ни смысла, ни логики, до подробного разбора мифопоэтического содержания в работах исследователей фольклора и мифологии. Мне встретилось даже мнение, что это память о космической катастрофе, произошедшей много тысячелетий назад (удар о Землю космического тела, и т.п.).

Я считаю, что в сказках отображается реальность высокого порядка, духовная традиция, которую люди должны были усваивать с детства, и случайных, или просто исторических сюжетов в волшебной сказке быть не может, она строится на основе наиболее значимых архетипов.

Волшебные сказки обладают смыслом несомненно. Были сказки — обрядовые тексты (отсюда многочисленные повторы, определенная структура), были календарные сказки, которые рассказывали в определенные периоды времени, или связанные с традиционными праздниками. Сказки — осколки некогда целостной Традиции, представлений о законах Вселенной, и смысл имеют глубинный и концептуальный.

Попробую «разобрать по косточкам» сказку, которую мы помним с самого раннего детства, но смысл её для нас был темен, так же, как и для наших родителей... Это лишь моя версия толкования сюжета этой сказки для самых маленьких. :)

Жили-были Дед и Баба... И была у них курочка Ряба.

Дед и Баба здесь — предки вообще, «деды». В беларусском языке предков называют «дзяды», есть и специальные обрядовые дни поминовения усопших предков, которые так и называются — Дзяды. Скорее всего, в сказке имеется в виду не столько возраст героев, сколько их значение, как отдаленных Первопредков.

В сказке даже не оговаривается типичное сказочное место и время - «в некотором царстве, в некотором государстве», «при царе Горохе», «давным-давно»... Зачин очень простой: «жили-были»... И всё. Мне видится, что это не случайность, так как сказочные формулы обычно соблюдаются строго и последовательно. Скорее всего, Дед и Баба (предки) жили в начале времен (возможно, в Золотом веке), когда царства ещё не существовали, а сказка описывает значимое мифическое событие катастрофического характера, определившее в дальнейшем судьбу людей.

Однажды Курочка Ряба снесла яичко, да не простое, а золотое.

В некоторых вариантах сказки яйцо не золотое, а пёстрое (что для куриного яйца тоже необычно, то есть, яйцо в любом случае необыкновенное, волшебное). Здесь надо остановиться немного подробнее. У многих народов мира имеются предания о Сотворении мира из яйца. Эта древнейшая мифологема сотворения мира известна, к примеру, у египтян: в египетском мифе мир возникает из яйца, которое снесла на холме, выросшем посреди первичного океана, священная птица Бену (Феникс). Таких примеров можно привести множество.

Часто в этих мифах, как и в нашей сказке, мир творится с помощью разбивания первичного яйца богом, или богами.

Дед бил-бил, не разбил, Баба била-била — не разбила.

Именно этот момент вызывает наибольшие сомнения и самые разнообразные толкования у тех, кто задавался вопросом о смысле сюжета... казалось бы, зачем бить такое чудесное яйцо? И почему потом дед и баба плачут, когда яйцо было разбито? Словом, ничего не понятно... Разве что, можно сделать совершенно бытовое предположение, что дед с бабой собрались банально приготовить яичницу (из золотого яичка, да), а мышка разбила его совершенно бездарно, и яйцо разбилось на пол, а не в сковородку. Как тут не плакать. :) А почему его было не сварить, не запечь? Ну, например. Зачем яйцо нужно было именно разбивать ?

В поступке героев есть определенная логика. Напрашивается предположение, что Деды-предки решили сами творить мир. Стать, как боги ... Но то, что дано богам, не дано людям. То, что они никак не могли разбить волшебное яйцо, прямо говорит слушателям сказки, что эта божественная задача людям не по силам. Пытаясь грубо разбить золотое яйцо, овладеть целостным божественным, надмирным знанием, тайной миротворения, нарушили предки Закон, вышли за пределы своей человеческой сущности. За что и поплатились, и плачут...

Моё предположение — это сказка-предостережение , которую требовалось усвоить чуть ли не с младенчества, что-то вроде предельно краткого изложения древнеславянского предания о «грехопадении», о том, как предки людей решили стать равными богам. И о том, что следует помнить о пределах смертного человека, чьё волепроявление ограничено природой преходящего мира, в котором он живёт. В некоторых вариантах сказки за разбиванием яйца следует цепочка несчастий, которые нарастают, как снежный ком — обычно в мифе о нарушении людьми некого космического порядка так и происходит, мир начинает рушиться, прорываются силы Хаоса, и благоденствие людей уничтожается, например, происходит первая смерть. В череде несчастий в одной из версий сказки упоминается, что «внучка с горя удавилась», огонь в печи пылает, изба ходит ходуном, грозя обрушиться (ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается), и хаос распространяется дальше — поповны разливают воду, попадья опрокидывает квашню, поп рвёт священные книги.

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, и разбилось.

Мышка — существо хтоническое, подземное. И наделенное волшебной силой Нижнего мира, превышающей человеческую — по крайней мере, именно в этой сказке. Мышка часто выступает в мифах посредником, вестником, в сказках — оказывает помощь человеку в критической ситуации, обладая знаниями о законах потустороннего мира, сообщает ему, как правильно поступить, или какие слова следует сказать.

В данном варианте, Мышка сыграла негативную роль, вмешавшись в процесс творения, после чего дед с бабой плачут — случилась катастрофа, в которой они оказались виноваты (преступив закон), и затем происходят упомянутые выше несчастья. Мышка выбегает из подпола, из Нижнего мира, происходит прорыв инфернального, уничтожающего стройный изначальный Замысел, и, возможно, изначальное Знание.

Дед плачет, Баба плачет. Не плачь, Дед, не плачь, Баба, — говорит им курочка — я снесу для вас новое яичко, не золотое, а простое.

Этот наименее катастрофичный вариант концовки о многом говорит, и он с точки зрения мифа совершенно логичен. Из-за ошибки предков Золотой век закончился, сознание затемнилось, и возник тот мир, в котором могут жить и действовать смертные люди.

Возможно, сказка о курочке Рябе имела и более развернутое повествование (сказка лишь часть мифа), с какими-то важными деталями, которые со временем были утрачены. Моя реконструкция не претендует на истинность, это лишь попытка истолкования смысла сказки, основанная на знании древней мифологии, и уверенности, что волшебная сказка обладала глубоким и важным значением, и рассказывалась не только для развлечения.

Все с детства знают сказку о Курочке Рябе.
Эта сказка пожалуй рассказывается самой первой.
В силу простоты и незатейливости сюжета?
Подождем отвечать на этот вопрос.
Смысл Курочки Рябы меня волновал давно. Мне все время казалось, что в этой сказке полно недомолвок.
Недавно, я начала изучать Курочку Рябу в очередной раз и у меня снова возникло подозрение, что Курочка Ряба рассказывает совсем не о том, о чем мы все думаем.
Я решила покопаться в вопросе и сразу же наткнулась на то, что в детских книжках печатается усеченная, адаптированная версия сказки.

На самом деле...

Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал.

Попова дочь за водой пошла, ведра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: «Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!» Попадья с горя и выкинула пироги за окошко.

Поп идет: «Что это ты, поподья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!» Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!
* Сказка «Дорогое яичко», Сказки Саратовской области. Саратов, 1937.

Сказка «Курочка»

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.

Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала - все просвиры изломала и побросала.
Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.
Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.
* «Народные руские сказки», Афанасьев А.Н.

Прочитав сказку про курочку в полном варианте, я, кажется, наконец-то поняла её смысл.
Но мне стало интересно, существуют ли какие еще версии толкования сказки.
Удивительно, но вопросом смысла Курочки Рябы интересовалась не только я)).
Вот какие есть интересные версии.

Владимир Топоров (основоположник «теории основного мифа») возводил сюжет сказки к мотиву Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Этот мотив В. Н. Топоров реконструировал по текстам сказочного типа (сюжет 301 — «Три царства: золотое, серебряное и медное») и близким к нему. Предполагалось, что мотив расколотого Мирового Яйца и происхождения из него мира в целом или отдельных его частей (небо, земля, и т. п.) — общий для мифологических представлений многих народов, в том числе славян, прибалтийских финнов, древних греков, у жителей Китая, Индии, Индонезии, Океании, Австралии, Африки и т. д.
Топоров считал, что сказка «Курочка Ряба» является крайним вырожденным вариантом вышеприведённого мифологического представления.
По Л. Г. Мощенской, в «Курочке Рябе» отражается глубинный слой мифопоэтических представлений, сказка содержит в себе космогоническую модель мира, разделенного на верхний, средний и нижний миры. При этом средний мир (Землю) воплощают дед, баба и курочка ряба, нижний мир (преисподнюю) — мышка, а верхнний мир — золотое космическое яйцо. Амбивалентный характер центральных действующих героев сказки, мышки и курочки, позволяет рассматривать сюжет в двух ключах: положительном, созидательном (разбиение яйца - это создание звездного неба) и отрицательном, разрушительном.

Борис Заходер считал, что «Курочка Ряба» — это сказка о человеческом счастье: «Счастье — это золотое яйцо — люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула…». Такое толкование встречает поддержку: «Попробуйте рассказать счастье и о легкости его утраты как-то понятнее, образнее, целостнее… Каждый понимает, что сказка об этом»


Господин Стрельников (сайт Проза.ру) считает следующее:
«Таким образом, к концу сказки вырисовывается наиболее правдоподобный вариант ее смысла. Он сводится к следующему: курочка Ряба снесла яичко, похожее на золотое: с особым строением скорлупы (менее вероятно, с позолоченной скорлупой). Дед с бабой, увидев красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенного вкуса и стали его бить, чтобы попробовать. Но, так как яичко было немного крепче простого, а у деда с бабой в старости осталось мало сил, разбить золотое яичко им не удалось. Когда они отложили яичко в сторону, пробежала мышка, хвостиком уронила яичко на пол, и оно разбилось. Дед с бабой заплакали от того, что не смогли попробовать это яичко и от того, что осознали свою старость и слабость. Курочка Ряба стала утешать их, обещая снести яичко не золотое, а простое. Золотым яичком курочка Ряба, видимо, хотела порадовать деда с бабой, но увидела, что оно причинило им только горе. Курочка Ряба решила, что простое яичко, пусть и не столь красивое, по крайней мере, не принесет горя: его можно будет спокойно разбить и съесть.
Итак, по всей вероятности, смысл «Сказки о курочке Рябе» можно обозначить русской пословицей «старость - не радость» .


М.Е. Вигдорчик в статье «Анализ русской сказки "Курочка ряба" в теории объектных отношений» пишет: "Золотое яйцо снесенное курицей — это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. […] Данная интерпретация согласуется с последующей частью сказки, где речь идет о том, что и дед и баба бьют яйцо. Бьют — воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая "мышка" достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них "Курочке Рябе" и ее детородной функции".


С.З.Агранович основывает свой анализ на психоанализе: « Дед и баба - пожилые люди (не случайно!); также они воплощают человеческий коллектив (ведь это разнополая пара).
Яйцо - олицетворение жизни.
Золото — символ смерти (в мифах золото и богатства находятся именно в царстве мертвых, в славянских сказках — Кощей, представитель царства мертвых, всегда связан с золотом).
Золотое яйцо, которое получили дед с бабой, - это «антижизнь, черная метка».
Получив золотое яйцо, дед и баба воспринимают его, как знак приближающейся смерти. Они по очереди пытаются разбить яйцо, но ничего не получается.
Мышь - это посредник между миром живых (земных) и мертвых (подземных). Это существо, которое служит двум мирам, и поступает непредсказуемо. Мышь - двулика, может сотворить как добро, так и зло.
Семья попа - это модель как человеческой семьи, так и сакрального общества.
Разбитое мышью яйцо пугает всех. Мир начинает распадаться, происходит сумасшествие социума. Причина распада в неизвестности. Никто не знает, что будет дальше. Поступок мыши они не в состоянии объяснить в силу ее двуликости.
Наступает развязка: курочка обещает снести яйцо ПРОСТОЕ, а значит подарить ЖИЗНЬ. Конечно, все радуются! Они спасены!»
Таким образом, «детская сказка» оказывается рассказом о жизни и смерти, о социуме, и о том, как складывается борьба за жизнь. Сказка о курочке Рябе транслирует эмоции опасной для жизни ситуации: тревогу, страх, отчаяние, в конце — радость и ликование.

Удивительно, но своей версии я в не нашла.
Хотя, как мне кажется, она весьма многое объясняет.
По моему мнению, сказка учит (втолковывает с малолетства) что все зависит от всего.
Вспоминается бабочка у Бредбери - да, тот самый случай.
Случайно разбитое яйцо влечет за собой целую череду катастроф, человеческих жертв и стихийных бедствий.
Сказка говорит открытым текстом - будьте осторожны, продумывайте свои действия, от них может измениться все вокруг и вы сами, в том числе.
Сказка напоминает: остерегайтесь случайных, немотивированных поступков, они могут принести серьезные последствия.
И это даже не пресловутые пальцы в розетке и прыжок с зонтиком с 5-ого этажа. Это намного серьезнее и глобальнее!
Яйцо часто являлось объектом различных магических обрядов. С помощью яйца часто лечили - считалось, что яйцо способно вытянуть из человека болезни и порчи. Но ворожить могли не все, кому захочется, а только посвященные, четко знающие всю последовательность действий.
Безусловно, в сказке показано, как мышка (существо неразумное) случайно воспроизвела магический обряд (сотворять который, ни дед ни бабка не хотели - от того и заплакали).
Но было уже поздно.
Как разбившееся яйцо не собрать в скорлупу, так и последствия, произведенные случайным магическим обрядом, устранить практически не возможно.
Вот почему сказку про курочку рассказывают детям одной из первых - дети, прежде всего, должны понять, насколько все взаимозависимо в мире, насколько важно по незнанию не оборвать эти связи и не нарушить существующее равновесие.