Численность славян в мире. Западные славяне

Одной из самых крупнейших культурных, языковых и национальных общностей практически всех народов Европы являются славяне. Если рассматривать происхождение названия, то стоит уточнить, что ученные разделяют его происхождение на несколько вариантов. В первом слово «славяне» происходит от «слово», то есть от народности, говорящей на одном понятном, доступном им языке и другие для них были немыми, недоступными, непонятными, чужими.

Другой существующий вариант происхождения названия говорит о «очищении или омовении», что предусматривает происхождение от народности, проживающей вблизи реки.

Не менее популярная теория рассказывает о том, что «славяне» произошли от названия первой общины народа, что и дало распространение этому слову по другим территориям в процессе эмиграции, особенно при Великом переселении.

Сегодня насчитывается около 350 млн славян по всем территориям различных государств на Западной, Южной и Восточной областях Европы, что и дало им разделение на разновидности. Так же славянские общины частично находятся и на территории современной Центральной Европы, некоторых частях Америки и на небольших территориях всей .

Самую большую численность славян составляют русские и значение этой цифры около 146 млн человек, второе место по численности занимают поляки, которых на сегодняшний день специалисты насчитывают около 57 с половиной млн человек, а третье место заняли украинцы с цифрой составляющей около 57 млн человек.

На сегодняшний день славян характеризуют только как единую языковую семью, которых частично объединяет религия, некоторые культурные ценности и прошлое единство всего славянского народа. К сожалению не сохранились явные древности, упоминания и реликвии. Можно только лишь почувствовать все единство в фольклоре, летописях и былинах, которые для многих народов актуальны и сегодня.

Восточные славяне

Русские

Русские — как самостоятельный народ всей славянской общности они появились в 14-18 веке. Основным центром образования всего русского народа считается Московское государство, которое с момента создания объединяло территории земель Дона, Оки, и Днепра. После, расширяя границы и завоевывая новые территории, оно расширилось и заселилось до побережья Белого моря.

Углубляясь в историю быта важно отметить местоположение русских поселений. Чаще всего это влияло и на уровень жизни и их быт. Преимущественно люди занимались скотоводством, земледелием, сбором даров природы, особенно лечебных трав, и рыболовством. Ранние народы обрабатывали металл и дерево, что помогало в строительстве и быту. Так же они занимались торговлей, расширяя пути.

Украинцы

Украинцы — первое упоминание слова «украинцы» появилось приблизительно в конце 12 века. До 17 века народность располагалась преимущественно на степной территории окраины Руси, в Запорожской Сечи, но из-за усиленного натиска католической Польши украинцам пришлось бежать на территорию Слободской Украины. Примерно в 1655-1656 году Левобережная Украина объединилась с русскими территориями и только в 18 веке это сделала и Правобережная Украина, что определило ликвидацию Запорожской Сечи и расселению украинцев вплоть до устья Дуная.

Традиционный быт украинцев часто определялся глиняной лепниной домов, многообразием украшений быта. А богатая духовная культура определяется и поддерживается до наших дней в национальной одежде, песнях и украшениях;

Белорусы

Белорусы — народность сформировалась на Полоцко-Минских и Смоленских землях. Во время основного становления народа на быт культуры особенно повлияли литовцы, поляки и русские народности, сделав язык, историю и культуру близкими многим по духу.

По некоторым приданиям народность получила своё название от цвета волос коренного населения — «Белая Русь» и только в 1850 году официально начали употреблять «Белоруссия».
Быт и основные занятия населения не отличались от русских народов, поэтому земледелие было преимущественно. Сегодня у белорусов сохранилось богатое культурное наследие выраженное в праздничных песнях, знаменитой национальной кухне и украшениях для традиционных нарядов мужчин и женщин.

Западные славяне

Поляки

Поляки — коренное население современной Польши, относящееся к группе западных славян. Самыми близкими к полякам по истории развития и становления считаются чехи и словаки.

До 19 века польской единой нации не существовало, были лишь народности, которые подразделялись по этническим особенностям, разновидностям диалекта и территориальным особенностям проживания. Так народность подразделялась на великополян, краковян, мазуров, поморян и других.

Основным занятием поляков была охота для обеспечения себя пропитанием и хорошим торговым сырьем. Особенно ценилась соколиная охота. Помимо охоты в быту применялось гончарное дело, плетение из коры и колесничество.
До наших дней сохранились летописи с описанием богато украшенных домов, находки в виде глиняной расписной посуды и конечно яркие наряды из натуральных тканей с расписным орнаментом, которые активно используются для празднования национальных праздников;

Чехи

Чехи — территорию современной Чехии ещё в 4 веке занимали славянские малочисленные племена вплоть до 10 века. После присоединения этих земель к тогда сильной и могущественной Римской империи чешские народы воссоединились в единое целое на плодородных землях и начали своё интенсивное развитие, заключающееся в земледелии и гончарном деле. До наших дней сохранилась широкая культура чехов, выраженная в сказаниях, знаменитом фольклоре и прикладном искусстве;

Словаки

Словаки — ещё в начале 4 века на территории современной Словакии появились разобщённые племена славян, начинающие постепенное освоение этих земель. Уже в 5 веке племена объединились и создали Нитранское княжество, что спасло их от разорения от постоянных нападений арабов. Это объединение и дало начало будущей Чехословацкой республике, в разделений которой на самостоятельные государства появилась Словения.

Быт и занятия населения были совершенно разнообразными, так как подразделялись в зависимости от местоположения народа. В их число входило привычное земледелие и строительство, чьё подтверждение существования до сих пор находят археологи на территории всей страны. Так же популярным было мелкое скотоводство;

Лужичане

Лужичане — оставшиеся полабско-балтийские славяне, получившие своё название от месторасположения их территорий проживания, а именно от берегов Балтийского моря и реки Эльбы до Лужицких гор. На территорию этих земель некоторая численность славян эмигрировала в количестве всего 8 тысяч человек.

На новой территории лужичане быстро и эффективно развивались занимаясь рукоделием, рыболовством, земледелием и развитием торговли во многих сферах. Такому хорошему развитию способствовало территориальное местоположение. Торговые пути проходили на Восток и в Скандинавию через эти плодородные земли, что помогало поддерживать торговые связи и достойный уровень жизни населения.

Южные славяне

Болгары

Болгары — первые славянские племена на территории современной Болгарии появились в 5-6 веке. Объединение и расширение началось лишь с 7 века благодаря пришедшим из Центральной Азии булгарам. Объединение тогда правившим ханом двух народов позволило в будущем создать крепкое государство с богатой и насыщенной историей.
На быт и культурное наследие болгар повлияла римская, греческая и османская культуры, которые оставили видимый след в истории страны каждая в свою эпоху. Сегодня можно увидеть памятники архитектуры разных временных рамок, насладиться фольклором, где смешаны несколько разновидностей культур, что и делает ее неповторимой и отличающейся от других;

Сербы

Сербы — коренной народ южных славян. Именно сербы считаются наиболее близкими к хорватам по происхождению, развитию, культурным ценностям, так как на протяжении долгого времени считались одним общим сербохорватским племенем. Разделение истории началось в выбора веры — сербы приняли православие, а хорваты католическую веру.
Наследие культуры и развитие Сербии в целом богато и многогранно. Помимо народных, всемирно известных танцев, впечатляющих нарядов, отличающихся яркими красками и вышивкой, в Сербии и в наши дни чтут некоторые язычные обряды, взявшие основу ещё во времена развития народа до прихода основной веры — православия;

Хорваты

Хорваты — массовое переселение в 6-8 веке на побережье Адриатического моря дало возможность славянским народностям не только расширить численность первых поселенцев заселявших территорию будущей Хорватии, но и укрепить своё положение, объединившись с местными общинами. Пришедшие с Вислы древние хорватские племена отвоевали побережье, принеся свой язык, другую веру и в корне изменив местный быт. Адриатическое море считалось хорошей возможностью для торговли в расширения связей между народами, поэтому местность на территории побережья всегда привлекала различных переселенцев.

В Хорватии до сих пор чудесно соединяются древние традиции и современный ритм жизни. Богатая культура вносит свои правила в современный быт, украшения, традиционные праздники и гуляния;

Словенцы

Словенцы — 6 век, как время активного переселения, стало основой и для народов Словении. Переселившиеся на территории славяне основали практически первое славянское государство — Карантания. Позже государству пришлось отдать бразды правления завоевавшим их франкам, но не смотря на это они сохранили свою историю и независимость, что несомненно повлияло на дальнейшее развитие и вероисповедание. Так же важным шагом в развитии Словении стало написание первой летописи около 1000 года на словенском языке.
Несмотря на периодические войны и периодические экономические потери страна раз за разом смогла возобновлять свой привычный быт и уклад жизни благодаря широко развитому земледелию и прикладному искусству, что позволило наладить торговлю с соседними общинами и государствами.

Сегодня Словения — страна со сложной, но богатой историей, максимальной безопасностью и широким радушием для каждого приезжего, желающего ознакомиться с красивыми видами в духе старинной Европы;

Боснийцы

Боснийцы — несмотря на то, что территорию будущей страны Боснии заселили славяне так же в 6-7 веке, она самой последней образовала целостное и единое государство, правление и приняла христианство как практически единое вероисповедание. Историки утверждают, что изолированность от соседних стран — Византии, Италии, Германии, была тому помехой. Но не смотря на это страна процветала благодаря широчайшему земледелию, чему способствовало расположение ее центральной части на реке Босна.

Несмотря на достаточно тяжелую историю страна отличается ярким культурным наследием и поддержанием его для своих потомков. Посетив страну любой желающий может с ней ознакомиться и погрузиться в интересную историю.

Споры о славянcких народах и единство славян.

Являясь крупнейшей народностью всей Европы все же учёные разных сфер спорят до сих пор о истинном происхождении славянского народа. Кто-то предполагает их происхождение началось от арийцев и германцев, некоторые ученые предполагают даже древнее кельтское происхождение славян. Так или иначе славяне являются на сегодняшний день индоевропейским народом, который из-за переселения распространился на огромную территорию и объединяет своим культурным наследием многие страны и народы, несмотря на их разницу в менталитете, национальности и многогранности развития истории.

Обычаи и традиции помогли сформировать целые государства объединяясь и усиливаясь по прошествию веков, что подарило нам в современном мире культурное разнообразие.

СЛАВЯНЕ, крупнейшая в Европе группа родственных народов. Общая численность славян около 300 млн. человек. Современные славяне подразделяются на три ветви: восточные (русские, украинцы, белорусы), южные (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы) и западные (поляки, чехи, словаки, лужичане). Говорят на языках славянской группы индоевропейской семьи. Происхождение этнонима славяне недостаточно ясно. По-видимому, он восходит к общеиндоевропейскому корню, смысловым содержанием которого является понятие «человек», «люди», «говорящие». В таком значении этноним славяне зарегистрирован в ряде славянских языков (в том числе в древено-полабском языке, где «славак», «цлавак» означало «человек»). Этот этноним (средние словенцы, словаки, словинцы, словени новгородские) в различных модификациях чаще всего прослеживается на периферии расселения славян.

Вопрос об этногенезе и так называемой прародине славян остаётся дискуссионным. Этногенез славян, вероятно, развивался поэтапно (протославяне, праславяне и раннеславянская этнолингвистическая общность). К концу 1-го тысячелетия нашей эры складывались отдельные славянские этнические общности (племена и союзы племён). Этногенетические процессы сопровождались миграциями, дифференциацией и интеграцией народов, этнических и локальных групп, ассимиляционными явлениями, в которых принимали участие различные, как славянские, так и неславянские, этносы в качестве субстратов или компонентов. Возникали и менялись контактные зоны, для которых были характерны этнические процессы разного типа в эпицентре и на периферии. В современной науке наибольшее признание получили взгляды, согласно которым славянская этническая общность первоначально складывалась в ареале либо между Одером (Одрой) и Вислой (одерско-висленская теория), либо между Одером и Средним Днепром (одерско-днепровская теория). Лингвисты полагают, что носители протославянского языка консолидировались не позднее 2-го тысячелетия до нашей эры.

Отсюда началось постепенное продвижение славян в юго-западном, западном и северном направлениях, coвпадающее в основном с заключительной фазой Великого переселения народов (V-VII века). При этом славяне вступали во взаимодействие с иранскими, фракийскими, дакскими, кельтскими, германскими, балтскими, финно-угорскими и другими этническими компонентами. К VI веку славяне заняли придунайские территории, входившие в состав Восточной Римской (Византийской) империи, около 577 пересекли Дунай и в середине VII века расселились на Балканах (Мёзия, Фракия, Македония , бульшая часть Греции , Далмация, Истрия), проникнув частично в Малую Азию. Одновременно в VI веке славяне, освоив Дакию и Паннонию, достигли приальпийских районов. Между VI-VII веками (в основном в конце VI века) другая часть славян расселилась между Одером и Эльбой (Лабой), перейдя частично и на левобережье последней (так называемый Вендланд на территории Германии). С VII-VIII веков происходит интенсивное продвижение славян и в центральные и северные зоны Восточной Европы. В результате в IX-X вв. сложился обширный ареал славянского расселения: от Северо-Востока Европы и Балтийского моря до Средиземноморья и от Волги до Эльбы. Вместе с этим происходил распад праславянской этнолингвистической общности и формирование на основе локальных прадиалектов славянских языковых групп и позже - языков отдельных славянских этносоциальных общностей.

Античные авторы I-II веков и византийские источники VI-VII веков упоминают славян под разными именами, то называя их обобщённо венедами, то выделяя среди них антов и склавинов. Не исключено, однако, что подобные названия (особенно «венеды», «анты») употреблялись для обозначения не только собственно славян, но и соседних или связанных с ними других народов. В современной науке местопребывание антов обычно локализуют в Северном Причерноморье (между Северским Донцом и Карпатами), а склавинов трактуют как их западных соседей. В VI веке анты совместно со склавинами участвовали в войнах против Византии и частично осели на Балканах. Этноним «анты» исчезает из письменных источников в VII веке. Возможно, что он отразился в более позднем этнониме восточно-славянского племени «вятичи», в обобщённом обозначении славянских групп на территории Германии - «венды». Начиная с VI века византийские авторы всё чаще сообщают о существовании «Славиний» («Славий»). Их возникновение зафиксировано в разных концах славянского мира - на Балканах («Семь родов», Берзития у племени берзитов, Драгувития у драгувитов и др.), в Центральной Европе («государство Само»), у восточных и западных (в том числе поморских и полабских) славян. Это были непрочные образования, возникавшие и вновь распадавшиеся, менявшие территории и объединявшие различные племена. Так, государство Само, сложившееся в VII веке для защиты от аваров, баварцев, лангобардов, франков, объединяло славян Чехии , Моравии, Словакии , Лужиц и (частично) Хорватии и Словении . Возникновение «Славиний» на племенной и межплеменной основах отразило внутренние перемены древнеславянского общества, в котором шёл процесс образования имущей верхушки, а власть племенных князей постепенно перерастала в наследственную.

Появление государственности у славян относится к VII-IX векам. Датой основания Болгарского государства (Первое Болгарское царство) считается 681. Хотя в конце X века Болгария попала в зависимость от Византии, как показало дальнейшее развитие, болгарская народность к этому времени уже обрела устойчивое самосознание. Во второй половине VIII - первой половине IX вв. происходит становление государственности у сербов, хорватов, словенцев. В IX веке складывается древнерусская государственность с центрами в Старой Ладоге, Новгороде и Киеве (Киевская Русь). К IX - началу X вв. относится существование Великоморавской державы, имевшей большое значение для развития общеславянской культуры, - здесь в 863 началась просветительская деятельность создателей славянской письменности Константина (Кирилла) и Мефодия, продолженная их учениками (после разгрома православия в Великой Моравии) в Болгарии . В пределы Великоморавского государства в пору его наивысшего расцвета входили Моравия, Словакия , Чехия , а также Лужицы, часть Паннонии и словенских земель и, по-видимому, Малой Польши . В IX веке возникает Древнепольское государство. Одновременно протекал процесс христианизации, причём большинство южных славян и все восточные славяне оказались в сфере греко-православной церкви, а западные славяне (включая хорватов и словенцев) - римско-католической. У части западных славян в XV-XVI веках возникли реформационные движения (гусизм, община чешских братьев и др. в Чешском королевстве, арианство в Польше , кальвинизм у словаков, протестантство в Словении и др.), в значительной мере подавленные в период контрреформации.

Переход к государственным образованиям отразил качественно новую ступень этносоциального развития славян - начало формирования народностей.

На характер, динамику и темпы складывания славянских народностей определяющее влияние оказали факторы социальные (наличие «полных» или «неполных» этносоциальных структур) и политические (наличие или отсутствие собственных государственно-правовых институтов, стабильность или подвижность границ ранних государственных образований и т. п.). Политические факторы в ряде случаев, особенно на начальных этапах этнической истории, приобретали решающее значение. Так, дальнейший процесс развития великоморавской этнической общности на базе входивших в состав Великой Моравии моравско-чешских, словацких, паннонских и лужицких племён славян оказался невозможным после падения этого государства под ударами венгров в 906. Произошёл разрыв экономических и политических связей указанной части славянского этноса и его административно-территориальное разобщение, что создало новую этническую ситуацию. Наоборот, возникновение и упрочение на востоке Европы Древнерусского государства явилось важнейшим фактором дальнейшей консолидации восточнославянских племён в сравнительно единую древнерусскую народность.

В IX веке земли, населённые племенами - предками словенцев, были захвачены германцами и с 962 стали частью Священной Римской империи, а в начале X века предки словаков после падения Великоморавской державы были включены в состав Венгерского государства. Несмотря на длительное сопротивление германской экспансии, основная часть полабских и поморских славян лишилась независимости и подверглась насильственной ассимиляции. Несмотря на исчезновение у этой группы западных славян собственной этнополитической базы, отдельные группы их в разных регионах Германии сохранялись длительное время - до XVIII века, а в Бранденбурге и под Люнебургом даже до XIX века. Исключение составили лужичане, а также кашубы (последние в дальнейшем вошли в состав польской нации).

Приблизительно в XIII-XIV веках болгарская, сербская, хорватская, чешская и польская народности начали переходить к новой фазе своего развития. Однако этот процесс у болгар и сербов был прерван в конце XIV века османским нашествием, в результате которого они на пять столетий потеряли независимость, а этносоциальные структуры этих народностей были деформированы. Хорватия ввиду опасности извне в 1102 признала власть венгерских королей, но сохранила автономию и этнически хорватский господствующий класс. На дальнейшее развитие хорватской народности это оказало позитивное воздействие, хотя территориальное разобщение хорватских земель привело к консервации этнического регионализма. К началу XVII века польская и чешская народности достигли высокой степени консолидации. Но в Чешских землях, включённых в 1620 в состав габсбургской австрийской монархии, вследствие событий Тридцатилетней войны и политики контрреформации в XVII веке в этническом составе правящих слоёв и горожан произошли существенные перемены. Хотя Польша до разделов конца XVIII века сохраняла независимость, общая неблагоприятная внутри- и внешнеполитическая обстановка и отставание в экономическом развитии тормозили процесс формирования нации.

Этническая история славян в Восточной Европе имела свои специфические особенности. На консолидацию древнерусской народности оказали воздействие не только близость культуры и родственность диалектов, которыми пользовались восточные славяне, но и сходство их социально-экономического развития. Своеобразие процесса формирования отдельных народностей, а позже - этносов у восточных славян (русские, украинцы, белорусы) заключалось в том, что они пережили стадию древнерусской народности и общей государственности. Их дальнейшее формирование было следствием дифференциации древнерусской народности на три самостоятельных близкородственных этноса (XIV-XVI века). В XVII-XVIII веках русские, украинцы и белорусы вновь оказались в составе одного государства - России , теперь уже как три самостоятельных этноса.

В XVIII-XIX веках восточнославянские народности перерастают в современные нации. Процесс этот протекал у русских, украинцев и белорусов в различном темпе (наиболее интенсивном - у русских, наиболее замедленном - у белорусов), что обусловливалось своеобразными историческими, этно-политическими и этнокультурными ситуациями, которые переживал каждый из трёх народов. Так, для белорусов и украинцев важную роль сыграла необходимость противостоять полонизации и мадьяризации, неполнота их этносоциальной структуры, образовавшаяся в результате слияния собственных верхних социальных слоёв с верхними социальными слоями литовцев, поляков, русских и др.

У западных и южных славян становление наций, при некоторой асинхронности исходных рубежей этого процесса, начинается во второй половине XVIII века. При формационной общности, в стадиальном отношении между регионами Центральной и Юго-Восточной Европы существовали различия: если у западных славян этот процесс в основном завершается в 60-х годах XIX века, то у южных славян - после освободительной русско-турецкой войны 1877-78.

Вплоть до 1918 поляки, чехи и словаки входили в состав многонациональных империй, и задача создания национальной государственности оставалась нерешённой. В то же время политический фактор сохранял в процессе становления славянских наций своё значение. Закрепление независимости Черногории в 1878 создало основу для складывания в дальнейшем черногорской нации. После решений Берлинского конгресса 1878 и изменения границ на Балканах вне пределов Болгарии оказалась бульшая часть Македонии , что в последующем привело к формированию македонской нации. В начале XX века, а особенно в период между первой и второй мировыми войнами, когда западные и южные славяне обрели государственную независимость, этот процесс, однако, был противоречивым.

После Февральской революции 1917 предпринимались попытки создания украинской и белорусской государственности. В 1922 Украина и Белоруссия вместе с другими советскими республиками были учредителями СССР (в 1991 они объявили себя суверенными государствами). Утвердившиеся в славянских странах Европы во второй половине 1940-х годов тоталитарные режимы с господством административно-командной системы оказывали деформирующее воздействие на этнические процессы (нарушение прав этнических меньшинств в Болгарии , игнорирование руководством Чехословакии автономного статуса Словакии , обострение межэтнических противоречий в Югославии и т. д.). Это явилось одной из важнейших причин общенационального кризиса в славянских странах Европы, который привёл здесь, начиная с 1989-1990 гг., к существенным изменениям социально-экономической и этнополитической ситуации. Современные процессы демократизации социально-экономической, политической и духовной жизни славянских народов создают качественно новые возможности для расширения межэтнических контактов и культурного сотрудничества, имеющих прочные традиции.

Современные славянские народы и государства.

Первые сведения о славянах. Венеды.

Происхождение слова «славяне»

В этой книге, адресованной в основном студентам и учащимся России, нет необходимости подробно распространяться на тему, кто такие славяне. Крупнейший славянский народ, русские, составляет в нашей стране так называемую «титульную» или государствообразующую нацию.

Славяне живут преимущественно в Восточной и Центральной Европе (а также в Сибири). В результате иммиграционных процессов славянские диаспоры имеются даже в США, Канаде, Австралии и ряде других регионов планеты.

Русских, по последним имеющимся данным, более 145 млн. Второй по численности славянский народ - украинцы. Их примерно 50 млн человек. Третий по численности славянский народ - поляки. Их число приближается к числу украинцев и составляет около 45 млн. Далее, в порядке убывания численности, белорусов - почти 10 млн, сербов до недавнего времени было не менее 10 млн, чехов - около 10 млн, болгар - более 9 млн, словаков - 5,5 млн, хорватов тоже - 5,5 млн, словенцев - до 2,5 млн, македонцев - 2 млн, муслиман - около 2 млн, черногорцев - 0,6 млн человек16.

На протяжении столетий восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) жили в одном государстве, которое меняло названия (Российская империя, Союз Советских Социалистических Республик), но объединяло эти братские народы, взаимоусиливая их в культурном, экономическом и военно-политическом отношении. В конце 1991 г. в силу сложных социально-политических процессов СССР распался. С этого времени украинцы и белорусы живут в своих отдельных от России и русских национальных государствах.

На Балканском полуострове несколько десятилетий существовала Социалистическая Федеративная Республика Югославия, объединявшая почти всех южных славян - сербов, хорватов, словенцев, македонцев, муслиман и черногорцев. С начала 1990-х годов в силу аналогичных процессов и Югославия постепенно распалась. Вначале из нее почти синхронно выделились и провозгласили создание собственных государств словенцы, хорваты и македонцы. В конце концов в составе Югославии остались только Сербия и Черногория, но недавно Черногория в итоге референдума объявила о своей независимости от Сербии, и Югославия как государство прекратила существование.

В 1993 г. распалась на два западнославянских государства, Чехию и Словакию, единая Чехословакия, существовавшая с 1918 г. Лишь западнославянская Польша и южнославянская Болгария так и сохранились в пределах границ, которые они обрели после Второй мировой войны.

В результате на данный момент на планете имеются Россия (столица - Москва), Украина (Киев), Белоруссия или Беларусь (Минск), Чехия (Прага), Словакия (Братислава), Польша (Варшава), Болгария (София), Македония (Скопье), Хорватия (Загреб), Словения (Любляна), Сербия (Белград), Черногория (Подгорица)17.

Российским читателям ведомо, какой духовной трагедией обернулось для всего славянства разрушение СССР и СФРЮ, мощных государств, в которых народы мирно жили, создавая и развивая неповторимо яркие культуры. Одновременно, например, гибель Югославии вылилась в этническую катастрофу.

В начале 1990-х годов состоялась в значительной мере спровоцированная извне война между братскими народами - сербами, хорватами и муслиманами - в югославских областях Босния и Герцеговина18.

Множество боснийских сербов в итоге было изгнано с земель, на которых жили еще их далекие предки. Бездомные люди в массовом порядке бежали тогда в Сербию.

В 1999 г. принявшая их ранее Сербия сама, в свою очередь, стала жертвой агрессии со стороны ряда стран, входящих в военный блок НАТО.

Предлогом для агрессии было декларировавшееся намерение натовцев «защитить» от югославской полиции в сербском крае Косово проживающих там албанцев. Сербию на протяжении 78 дней непрестанно подвергали массированным бомбежкам, в результате которых погибли тысячи мирных граждан, были разрушены старинные города и памятники зодчества.

Албанские бандформирования после этого в условиях полной безнаказанности устроили в Косово серию сербских погромов с многочисленными убийствами безоружных людей, в результате которых сербское население в первой половине 2000-х годов почти поголовно бежало из этого края, бросая свои жилища и имущество19.

В начале 2008 г. при огромной поддержке США и некоторых других стран НАТО Косово объявило о своей «государственной» независимости, хотя такое объявление было сопряжено с грубейшим нарушением устава ООН и международного права.

Иноземные силы в XXI в. уже неоднократно вмешивались во внутренние дела славянских стран, провоцируя в них так называемые «оранжевые революции».

В настоящее время славянский мир находится в состоянии небывалого культурно-исторического разобщения, дезинтеграции.

Тем важнее ныне становится задача знакомства со славянской проблематикой в рамках курса Введения в славянскую филологию20.

Первые сведения о славянах исходят от римских историков Плиния Старшего и Корнелия Тацита 21. Это краткие упоминания, причем оба римских автора именуют славян «венедами».

Так, Плиний в своей «Естественной истории » (98 г. н. э.) пишет: «Некоторые писатели передают, что эти местности вплоть до реки Вистулы (Вислы) заселены сарматами, венедами, скифами, гиррами». Несколько ранее Тацит в своем сочинении «Германия » также в форме проходного упоминания говорит, что рядом с племенами певкинов и феннов живут венеды. Он затрудняется, отнести ли их к германцам, которых неоднократно критикует за «варварство», но утверждает, что «венеды переняли многое из их нравов», строя похожие жилища и также отличаясь оседлым образом жизни.

«Венеды» - этим словом сами славяне себя, видимо, никогда не называли. Это наименование извне: так их называли в древности другие. Похожим образом можно напомнить о всем известном европейском народе, представители которого сами себя зовут «дойчами», а другие народы именуют их по-разному - русские «немцами», французы «аллеманами», англичане «джемэнами» и т. п.

Названия, преломляющие слово «венеды», сохранились до сих пор в финно-угорских языках. По-эстонски русский - vene («вене»), русский язык - vene keel.

Во II в. н. э. Клавдий Птолемей в своем «Географическом руководстве » еще раз кратко упоминает о венедах, которые, по его сведениям (весьма туманным), живут «вдоль всего Венедского залива» (имеется в виду Балтийское море). С запада земли венедов ограничивает, по Птолемею, река Вистула (Висла).

Византийский автор V в. Приск Паннийский оказался в составе посольства, направленного ко двору Атиллы22. Повествуя о тюркских завоевателях гуннах, он неожиданно называет такие слова «гуннского» языка, как названия напитка - medos и название погребальной тризны - strava.

Поскольку в первом слове легко угадывается мед, а второе обозначало трапезу в древнерусском языке и по сей день имеется в некоторых славянских языках, постольку чешский филолог Павел Шафарик (1795-1861), автор труда «Славянские древности » (1837), высказывал обоснованное предположение о присутствии славян в многонациональной по составу орде Атиллы. (Кстати, Приск называет еще и напиток kamos, в котором приходится подозревать квас.)

Больше конкретного знали о славянах готский историк VI в. Иордан и византийские историки VI-VII вв. н. э.

Для автора сочинения «О готах » Иордана, писавшего на латыни (он долгое время служил римлянам и лишь в шестидесятилетнем возрасте сделался «придворным историком» готского короля), славяне - ненавидимые враги, которые «теперь по грехам нашим» «свирепствуют повсюду» и к которым, как и к другим противникам готов, он регулярно выражает подчеркнутое официальное презрение. В частности, он именует их «толпой трусов», «мощных своей численностью», и сообщает, что они «имеют теперь три имени: венеды, анты и склавины»23. Впрочем, в отношении антов, земли которых простираются «от Данастра до Данапра» (от Днестра до Днепра), Иордан делает интересную показательную оговорку, именуя их «храбрейшими» (из славян).

Прокопай Кесарийский (VI в.) в своем труде «Война с готами» подразделяет славян на две категории: западных он именует «славянами», а восточных (наших непосредственных предков) «антами». Прокопий рассказывает:

«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы».

В конце VI в. интересные и подробные сведения о славянах занес в свое военное руководство «Стратегикон » некий византиец Маврикий (автором данного сочинения долгое время ошибочно считали императора Маврикия, впоследствии автора стали условно именовать Маврикий Стратег). Он пишет, например:

«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, при переходе из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?»

Здесь о славянах рассказывает их военный противник, ставящий целью ознакомить своих воинов со способами наиболее эффективной борьбы с ними. Такой автор «не перехвалит». Тем ценнее его объективные свидетельства об особом славянском свободолюбии (их невозможно поработить), выносливости, радушии и гостеприимстве, поразительно гуманном отношении к пленным. Все это - весьма информативные, о многом свидетельствующие черты национального характера.

Информацию, исходящую от Прокопия Кесарийского и Маврикия Стратега, будем неоднократно привлекать ниже в различных разделах «Введения в славянскую филологию».

Вопрос, откуда происходит этноним «славяне», дискутировался на протяжении столетий. Как это обычно бывает, славяне различным образом романтизировали и, в частности, героизировали свое название. Популярна была точка зрения, что они называются так потому, что «покрыли себя неувядаемой славой».

По выражению филолога П.Я. Черных, «в народном славянском сознании имя славянского племени сначала было связано со словом, а потом стало связываться со славой. Как говорит один старый польский писатель: «потому-то народы языка нашего и прозвались славянами, что все вместе и каждый в особенности старались себе заслужить добрую славу рыцарскими подвигами»24.

Оригинальное мнение привел И. Первольф в книге «Славяне, их взаимные отношения и связи». Некий поляк Папроцкий рассуждал, что славяне «назвались или от славы, или от слова: данное слово они всякому охотно исполняли... Впрочем, слава и слово не отличаются друг от друга; слава тому, кто слово исполняет»25.

В средневековой славянской среде даже получила распространение так называемая «жалованная грамота» славянскому народу от Александра Великого (Македонского). Этот любопытный текст гласит:

«Светлому поколению славянскому за великие его службы на вечные времена всю часть земли с севера до самой Италии, и земли на юге, чтоб в них никто другой кроме вашего народа не посмел пребывать и селиться; а если бы кто-нибудь другой нашелся живущим в тех странах, то он должен быть вашим слугою, и его потомки должны быть слугами ваших потомков»26.

П.Я. Черных писал о слове «славянин»: «С древнейших времен в памятниках письменности это имя известно с о после л и с суффиксом -ѣнин. С этим суффиксом обычно в старину образовывались существительные, обозначавшие не только принадлежность к какому-нибудь племени, народу, но и происхождение из какого-нибудь определенного населенного пункта или местности: самарѣнин, галилеянин. Поэтому и в данном случае делают предположение, что славяне получили свое имя от богатой реками местности Слово или от реки Слова» 27.

Все же, вероятнее всего, самоназвание «славяне» образовалось по принципу, широко распространенному среди мировых языков.

Как верно писал все тот же П.Я. Черных, «поскольку словѣне ассоциировалось со словом и получило значение «народ, люди владеющие словом, говорящие на понятном языке», все другие люди, говорящие не на славянских языках, а на других (непонятных) языках, были названы «безмолвствующими, немыми». Это понятие выражалось словом нѣмци (любые иностранцы. - ЮМ.). <...> Так, например, в Москве в начале XVII в. говорили: «(прибыли в Холмогоры) 5000 аглинских немец», идут «датского короля немцы», «шпанского короля немцы», «...в немцы, в Голанскую землю»28.

Народы в древности весьма часто называли себя «имеющими язык», «обладающими словом» - в противоположность иноземцам, которые казались им безъязыкими, немцами (на самом деле язык у иноземцев, конечно, был, но был иным, непонятным). Славяне (словѣне) - «имеющие слово», осмысленно говорящие.

Славянские страны, зажатые между Востоком и Западом, были (и остаются) полем боя и зоной экспансии. Из-за такого невыгодного положения славяне часто смешивались с другими народами. Но некоторых это коснулось в большей мере, другие же смогли этого избежать. Рассказываем, какие народы славянские народы на сегодняшний день наиболее самобытные и чистокровные.

По гаплогруппам

Генетически славянские народы очень неоднородны. В генетике славян хорошо видно смешение с другими народами. Славяне всегда были готовы вступать в контакт с инородцами, никогда не замыкались на себе и тем самым уберегли себя от черт вырождения, которые иногда прослеживаются у народов, живущих в изоляции.

Гаплогруппы - это такой генетический маркер, который свидетельствует о родстве разных человеческих популяций, позволяет выделить людские группы, общий предок которых жил наиболее недавно. Гаплогруппа R1a1 в Европе наиболее характерна для славянских народов - среди славянских народов ее содержание в геноме колеблется от 60% до 30%, что позволяет ученым делать выводы о наибольшей чистоте тех популяций, в которых она доминирует.

К слову, наибольшая концентрация этой гаплогруппы в генетике брахманов северной Индии, у киргизов и монголо-тюркского народа хотонов. Но это не делает их нашими ближайшими родственниками. Генетика куда сложнее, чем наши представления о народах и их родстве.

Наиболее высокая концентрация R1a1 прослеживается у поляков (57.5%), белорусов (51%) русских Юга (55%) и Центра (47%). Это вполне логично, ведь славянские народы появились именно на территории Польши. Наименьшая концентрация этих генов обнаруживается у македонцев, болгар и боснийцев.

Эти цифры могут показаться показательными, однако с точки зрения этнологии, они мало о чем могут сказать. Ведь многие славянские народы складывались гораздо позже процессов формирования гаплогрупп. Главное, о чем говорят эти группы - о путях миграций наших предков, о том, где они задерживались на своем пути, где оставляли свое семя. Также эти данные позволяют соотнести генезис языковых групп с археологическими культурами. То есть на основании этих цифр мы можем, например, утверждать, что среди предков славян и поляков были представители Ямной культуры, и что они были индоевропейцами, но утверждать, что македонцы меньшие славяне, чем белорусы, мы не можем.

По культуре и языку

Славяне постоянно вступали в культурное взаимодействие и смешение с соседями и захватчиками. Еще во время переселения народов славяне оказались под влиянием авар, готов и гуннов. Позже на нам влияли финно-угры, татаро-монголы, (которые, что характерно, не оставили следа в нашей генетике, но оказали сильное влияние на русский язык и еще более сильное на нашу государственность), нации католической Европы, турки, прибалты и многие другие народы. Здесь поляки отпадают сразу - их культура формировалась под сильным влиянием западных соседей.

В XVIII-XX вв. Польша была разделена между соседними державами, что тоже повлияло на национальную культуру и самосознание. Русские тоже - в нашем языке много финских и тюркских заимствований, очень сильное влияние на наши традиции оказали татаро-монголы, греки, а также достаточно чужеродные, с точки зрения традиции, преобразования Петра. В России уже несколько веков принято возводить традицию к Византии или к Орде, и при этом полностью забывать про, например, Великий Новгород.

Южные славянские народы поголовно были подвержены сильнейшему влиянию турок - мы можем видеть это и в языке, и в кухне, и в традициях. Наименьшее врияние иностранных народов испытали, прежде всего, славяне Карпат: гуцулы, лемки, русины, в меньшей мере словаки, западные украинцы. Эти народы формировались в ареале западной цивилизации, однако из-за изоляции смогли сохранить много древних традиций и защитить свои языки от большого числа заимствований.

Также стоит отметить старания народов, которые стремятся к восстановлению своей подпорченной историческими процессами традиционной культуры. Прежде всего, это чехи. Когда они попали под власть немцев, чешский язык начал стремительно исчезать, К концу XVIII века его знали только в глухих селах, а чехи, особенно в городах, не знали другого языка, кроме немецкого.

Преподаватель кафедры богемистики Каролав университета в Праге Мария Янечкова рассказывает, что если интеллигент-чех хотел выучить чешский язык, то шел в специальный лингвистический кружок. Но именно такие национальные активисты и восстановили по крупицам почти утраченный чешский язык. При этом очистили его от всех заимствований в довольно радикальном духе. Например, театр по-чешски - дивадло, авиация - лейтадло,артиллерия - делострелетство и так далее. Чешский язык и чешская культура очень славянские, но это было достигнуто благодаря стараниям интеллектуалов Нового Времени, а не благодаря непрерывной трансляции древней традиции.

По политической преемственности

Большинство славянских государств, существующих сегодня, достаточно молодые. Исключения - Россия, Польша и Сербия. Эти страны всю свою историю боролись за свою независимость, стремились сохранить свою индивидуальность и сопротивлялись захватчикам до конца.

Поляки, наследники древней и сильной державы, возникшей в X веке, дрались до последней капли крови за свою независимость с русскими и немцами. Но с начала XVIII века и до 1917 попали под власть других держав. Еще более древняя Сербия попала под власть турок в 1389 году. Но все 350 лет османского ига сербский народ неистово сопротивлялся, и своими силами смог отстоять свою свободу, культуру и веру.

Но единственное славянское государство, которое никогда не было зависимым от других - Россия (если не считать Ига). Русский народ впитал многое у своих соседей, русские традиции и русский язык сильно видоизменились под натиском инородцев. Однако мы всегда остервенело боролись за свою самобытность и независимость.

Германские народы

Немцы. Основу немецкого этноса составили древнегерманские племенные объединения франков, саксов, баваров, алеманнов и др., смешавшиеся в первые века нашей эры с романизированным кельтским населением и с ретами. После раздела Франкской империи (843 г.) выделилось Восточнофранкское королевство с германоязычным населением. Название (дойч) известно с середины Х в., что свидетельствует о формировании немецкого этноса . Захват земель славян и пруссов3 в Х-ХI вв. привел к частичному ассимилированию местного населения.

Англичане. Этническую основу английской нации составили германские племена англов, саксов, ютов и фризов, завоевавших в V-VI вв. кельтскую Британию. В VII-Х вв. сложилась англосаксонская народность, впитавшая и кельтские элементы. Позднее англосаксы, смешавшись с датчанами, норвежцами и после Нормандского завоевания Англии в 1066 г. выходцами из Франции, положили начало английской нации .

Норвежцы. Предки новержцев - германские племена скотоводов и земледельцев - пришли в Скандинавию в конце III тыс. до н. э. В древнеанглийских источниках IX в. впервые встречается термин "нордманн" - "северный человек" (норвежец). Образование в Х-Х! вв. раннефеодального государства и христианизация способствовали формированию примерно в это время норвежской народности. В эпоху викингов (IX-XI вв.) переселенцы из Норвегии создали колонии на островах Северной Атлантики и в Исландии (фарерцы, исландцы) .

Славянские народы

Славяне - крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению народов. В ее состав входят славяне : восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане) и южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, муслимане, македонцы, боснийцы). Происхождение этнонима "славяне" недостаточно ясно. Можно полагать, что он восходит к общеиндоевропейскому корню, смысловым содержанием которого являются понятия "человек", " люди". Этногенез славян, вероятно, развивался поэтапно (протославяне, праславяне и раннеславянская этнолингвистическая общность). Ко второй половине I тыс. н. э. сформировались отдельные славянские этнические общности (союзы племен).

Славянские этнические общности первоначально формировались в ареале либо между Одером и Вислой, либо между Одером и Днепром. В этногенетических процессах принимали участие различные этносы - как славянские, так и неславянские: даки, фракийцы, тюрки, балты, финно-угры и т.д.1 Отсюда славяне начали постепенно продвигаться в юго-западном, западном и северном направлениях, что совпадало в основном с заключительной фазой Великого переселения народов (У-УИ вв.). В результате в К-Х вв. сложился обширный ареал славянского расселения: от современного Русского Севера и Балтийского моря до Средиземноморья и от Волги до Эльбы .

Появление государственности у славян относится к УП-ГХ вв. (Первое Болгарское царство, Киевская Русь, Великоморавская держава, Древнепольское государство и др.). На характер, динамику и темпы формирования славянских народностей в значительной степени повлияли социальные и политические факторы. Так, в IX в. земли, населенные предками словенцев, были захвачены германцами и стали частью Священной Римской империи, а в начале X в. предки словаков после падения Великоморавской державы были включены в состав Венгерского государства. Процесс этносоциального развития у болгар и сербов был прерван в XIV в. османским (турецким) нашествием, растянувшимся на пятьсот лет. Хорватия ввиду опасности извне в начале XII в. признала власть венгерских королей. Чешские земли в начале XVII в. были включены в состав австрийской монархии, а Польша пережила в конце XVIII в. несколько разделов .

Специфические особенности имело развитие славян в Восточной Европе. Своеобразие процесса формирования отдельных наций (русских, украинцев, белорусов) заключалось в том, что они в равной степени пережили стадию древнерусской народности и были сформированы вследствие дифференциации древнерусской народности на три самостоятельных близкородственных этноса (XIV-XVI вв.). В XУII-XУIII вв. русские, украинцы и белорусы оказались в составе одного государства - Российской империи. Процесс формирования наций протекал у этих этносов в различном темпе, что обусловливалось своеобразными историческими, этнополитическими и этнокультурными ситуациями, которые переживал каждый из трех народов. Так, для белорусов и украинцев важную роль сыграли необходимость противостоять полонизации и мадьяризации, неполнота их этносоциальной структуры, образовавшаяся в результате слияния собственных верхних социальных слоев с верхними социальными слоями литовцев, поляков, русских и др. .

Процесс формирования русской нации протекал одновременно с формированием украинской и белорусской наций . В условиях освободительной войны против татаро-монгольского ига (середина XII - конец XV в.) проходила этническая консолидация княжеств Северо-Восточной Руси, образовавших в XIУ-XУ вв. Московскую Русь. Восточные славяне ростовских, суздальских, владимирских, московских, тверских и новгородских земель стали этническим ядром формировавшейся русской нации. Одной из важнейших особенностей этнической истории русских было постоянное наличие слабозаселенных пространств, соседних с основной русской этнической территорией, и многовековая миграционная активность русского населения. В результате постепенно сформировалась обширная этническая территория русских, окруженная зоной постоянных этнических контактов с народами, различными по происхождению, культурным традициям и языку (финно-угорскими, тюркскими, балтскими, монгольскими, западно- и южнославянскими, кавказскими и др.).

Украинский народ формировался на основе части восточнославянского населения, входившего ранее в состав единого древнерусского государства (IX-

XII вв.) . Украинская нация складывалась в юго-западных районах этого государства (территория Киевского, Переяславского, Чернигово-Северского, Волынского и Галицкого княжеств) преимущественно в XIУ-XУ вв. Несмотря на захват в XV в. большой части украинских земель польско-литовскими феодалами, в XУI-XУII вв. в ходе борьбы с польскими, литовскими, венгерскими завоевателями и противодействия татарским ханам консолидация украинского народа продолжалась. В XVI в. сложился украинский (так называемый староукраинский) книжный язык.

В XVII в. Украина воссоединилась с Россией (1654 г.). В 90-х годах XVIII ст. в состав России вошли Правобережная Украина и южные украинские земли, а в первой половине XIX в. - придунайские. Название "Украина" употреблялось для обозначения различных южных и юго-западных частей древнерусских земель еще в XII-

XIII вв. Впоследствии (к XVIII в.) этот термин в значении "краина", т. е. страна, закрепился в официальных документах, получил широкое распространение и стал основой для этнонима украинского народа .

Древнейшей этнической основой белорусов были восточно-славянские племена, частично ассимилировавшие литовские племена ятвягов. В IX-XI вв. входили в состав Киевской Руси. После периода феодальной раздробленности с середины XIII - в течение XIV в. земли Белоруссии входили в состав Великого княжества Литовского, затем в XVI в. - в состав Речи Посполитой. В XIV-XVI вв. формировался белорусский народ, развивалась его культура. В конце XVIII в. Белоруссия воссоединилась с Россией .

Другие народы Европы

Кельты (галлы) - древние индоевропейские племена, обитавшие во второй половине I тыс. до н. э. на территории современной Франции, Бельгии, Швейцарии, южной части ФРГ, Австрии, северной части Италии, северной и западной частей Испании, Британских островов, Чехии, частично Венгрии и Болгарии. К середине I в. до н. э. были покорены римлянами. К кельтским племенам относились бритты, галлы, гельветы и др. .

Греки. Этнический состав территории Древней Греции в III тыс. до н. э. был пестрый: пеласги, лелеги и другие народы, которых оттеснили и ассимилировали протогреческие племена - ахейцы, ионийцы и дорийцы. Древнегреческая народность стала формироваться во II тыс. до н. э., а в эпоху греческой колонизации побережья Средиземного и Черного морей (VIII-VI вв. до н. э.) образовалось общегреческое культурное единство - эллины (от названия племени, населявшего Элладу - область в Фессалии). Этноним "греки" первоначально относился, по-видимому, к одному из племен в Северной Греции, затем был заимствован римлянами и распространен на всех эллинов. Древние греки создали высокоразвитую античную цивилизацию, сыгравшую большую роль в развитии культуры Европы. В средние века греки составляли основное ядро Византийской империи и официально назывались ромеями (римлянами). Постепенно они ассимилировали мигрировавшие с севера группы фракийцев, иллирийцев, кельтов, славян, албанцев. Османское господство на Балканах (XV - первая половина XIX в.) в значительной степени отразилось на материальной культуре и языке греков. В результате национально-освободительного движения в XIX в. образовалось греческое государство .

Финны. Финская народность сформировалась в процессе слияния племен, живших на территории современной Финляндии. В XII-XIII вв. финские земли были завоеваны шведами, оставившими заметный отпечаток на культуре финнов. В XVI в. появилась финская письменность. С начала XIX до начала XX в. Финляндия входила в состав Российской империи со статусом автономного великого княжества .

Этнический состав населения Европы в целом приведен в табл. 4.3.

Таблица 4.3. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ЕВРОПЫ (данные приведены по состоянию на середину 1985 г., включая бывший СССР)

Народы

Численность,

Народы

Численность,

тыс. чел.

тыс. чел.

Индоевропейская семья

Романская группа

Итальянцы

Французы

Словенцы

Македонцы

Португальцы

Черногорцы

Германская группа

Кельтская группа

Ирландцы

Англичане

Бретонцы

Голландцы

Австрийцы

Греческая группа

Албанская группа

Шотландцы

Балтийская группа

Норвежцы

Исландцы

Уральская семья

Славянская группа

Финно-угорская группа

Украинцы

Белорусы