Дальше в лес больше дров значение.

  • - С французского: Plus ca change, plus с "est la тёте chose. Автор выражения - французский писатель и журналист Альфонс Жан Карр...
  • - Слова немецкого поэта Генриха Гейне...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. ЧУДО - ДИВО -...
  • - Шутливо о предстоящих земляных работах, настрой на соответствующую интенсивность труда...

    Словарь народной фразеологии

  • - чем больше трясутся руки, тем больше я проливаю и, следовательно, меньше пью. Таким образом, чем больше я пью - тем меньше я пью. Такая вот своеобразная логика в оправдание пристрастия к спиртному...

    Словарь народной фразеологии

  • - исходное...
  • - исходное...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - ДА́ЛЬШЕ, нареч...

    Толковый словарь Ожегова

  • - Ср. Единственное дело их - было лганье... но... чем дальше в лес, тем больше дров. С каждым днем талант лганья стал в них... в несомненно бо/льших размерах. Гл. Успенский. Новые времена. Три письма. 2...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - ДАЛЬШЕ ДА БОЛЬШЕ. Разг. Экспрес. Всё увеличиваясь, усиливаясь. Михаил Михайлович заложил свою Михайловку в земельном банке, дальше да больше, запутался, затянулся, попал, наконец, в лапы к Подугольникову...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См. СЕМЬЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - см. Меньше врется - спокойнее живется...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. МНОГО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Чем дальше в лес, тем больше дров. См. ВЕРНОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Чем дальше в лес, тем больше дров." в книгах

Дальше - больше

автора Журавлёв Андрей Юрьевич

Дальше - больше

Из книги До и после динозавров автора Журавлёв Андрей Юрьевич

Дальше - больше В течение Великой Ордовикской Радиации морской мир планеты сильно изменился по сравнению с кембрийским. Радиацией в биологии называют нарастание разнообразия за короткий (в геологическом смысле) временной период (5 - 10 млн лет).По морскому дну еще

Бери больше - вези дальше...

Из книги С Антарктидой - только на "Вы": Записки летчика Полярной авиации автора Карпий Василий Михайлович

Бери больше - вези дальше... Подходит к концу шестой день моего пребывания в Антарктиде на станции «Молодежная». Гудит пурга, домик руководителя полетов стонет под ударами ветра, который бьет в него тяжелыми полотнищами снега со скоростью до 30 метров в секунду... Кажется,

18. Чем дальше в «лес», тем больше «дров»

Из книги Зеркало моей души. Том 1. Хорошо в стране советской жить... автора Левашов Николай Викторович

18. Чем дальше в «лес», тем больше «дров» Между тем, время текло своим чередом. Будни сменяли друг друга. В мае 1989 производился один весьма интересный эксперимент. Он проводился в Институте Мозга. В специальной камере, в которую не проникают никакие электромагнитные

Дальше в лес – больше дров

Из книги Природы краса автора Санжаровский Анатолий Никифорович

Дальше в лес – больше дров Дальше в лес – больше дров, дале в спор – больше слов.Из леса в лес не ходят по дрова.Где дрова рубят, тут и щепа валится.Щепка от колоды недалеко летит.Как печь топить, так и дрова рубить.Без поджога и дрова не горят.На сырые дрова – подтопка, на

Глава 12 Что дальше? Из чистилища в рай – чего ждать дальше?

Из книги Ctrl Alt Delete. Перезагрузите свой бизнес и карьеру, пока еще не поздно автора Джоэл Митч

Глава 12 Что дальше? Из чистилища в рай – чего ждать дальше? Что теперь? И что дальше? Когда я впервые объявил название книги, то услышал в ответ: «А что это значит? Вообще-то я работаю на Mac! А я давно не пользуюсь компьютером, у меня есть iPad и iPhone!»Но для меня смысл был

Дальше в старину - больше чудес

Из книги Среди тайн и чудес автора Рубакин Николай Александрович

Дальше в старину - больше чудес Когда читаешь и перелистываешь такие книги, от них так и веет далекой-далекой стариной.В старинных книгах много такого, чего в новых книгах вовсе не найдешь. У старинных людей был свой особый язык, особые способы выражать свои мысли, особая

Дальше – больше…

Из книги Журналистское расследование автора Коллектив авторов

Дальше – больше… А дальше мы обращаем внимание на то, что фамилии милиционеров, проводивших задержание или принимавших участие во всех этих трех уголовных делах… повторяются. А одна – С-в – и вообще фигурирует во всех трех случаях.И тут, наконец, в службе расследований

ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ ВОПРОСОВ

Из книги Выбор пищи – выбор судьбы автора Николаев Валентин Юрьевич

ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ ВОПРОСОВ В нашей семье голодание освоили все и давно. Шли годы, росли дети, они тоже, когда пропадал аппетит, просто несколько дней не ели, а когда подросли, то пользовались уже классической схемой РДТ. Этот метод осваивали по нашему примеру и многие

Чем дальше – тем больше

Из книги Лаптежник против «черной смерти» [Обзор развития и действий немецкой и советской штурмовой авиации в ходе Второй мировой войны] автора Зефиров Михаил Вадимович

Чем дальше – тем больше Число летчиков-штурмовиков, получивших в 1943 г. звания Героев Советского Союза, увеличилось по сравнению с прошлым годом на тридцать процентов. Награждены были 43 человека, при этом пятнадцать из них – посмертно. Количество боевых вылетов,

Комплекс «Поларис А-2» - дальше, выше, больше

Из книги Техника и вооружение 2005 12 автора

Комплекс «Поларис А-2» - дальше, выше, больше Развитие идеи вооружения подводных лодок баллистическими ракетами - Часть VI* (окончание)Павел Ка чур* См. «ТиВ» №4,5,7.8/2004 г., № 3–8,10.11/2005 г.Системы боевого управления, связи и навигацииТочность стрельбы БРПА «Поларис А-2»

Комплекс «ПОЛАРИС А-2» - дальше, выше, больше

Из книги Техника и вооружение 2005 11 автора Журнал «Техника и вооружение»

Секрет 7: Живите полнокровной жизнью, или Как сделать так, чтобы он хотел вас все больше, и больше, и больше

Из книги Ты - богиня! Как сводить мужчин с ума автора Форлео Мари

Чем дальше в казенный лес… тем меньше дров.

Из книги Гимназическое. Стихотворения. Записи в альбомах... автора Чехов Антон Павлович

Чем дальше в казенный лес… тем меньше дров. ____________________России нечего бояться за недостаток топлива: в случае оскудения дров и каменного угля можно будет еще долгое время пробиваться канцелярскими архивами.____________________Известно, что в мае маются. Отметим одну подробность,

Бери больше, кидай дальше

Из книги Литературная Газета 6299 (№ 44 2010) автора Литературная Газета

Бери больше, кидай дальше Новейшая история Бери больше, кидай дальше КАК РАБОТАЕМ 75-летие трудового подвига Стаханова подвигло СМИ вспомнить о производительности труда. О теме, на которую было наложено табу на многие годы экономических реформ. Ибо сложившийся в России

Подборка страшных комиксов в сеттинге сельской Америки.

Поклонники жанра хоррор не понаслышке знакомы с гнетущей атмосферой американских лесов. За примерами далеко ходить не надо: можно вспомнить как классику вроде «Зловещих Мертвецов» Сэма Рэйми, так и экспериментальную «Хижину в лесу», поставленную Дрю Годдардом.

Впрочем, к этому сеттингу обращались не только кинематографисты, но и многие авторы комиксов, с ключевыми произведениями которых, вас и познакомит эта подборка. Больше материала о комиксах вы найдёте в моём

Hillbilly by Eric Powell

Эрик Пауэлл - создатель легендарного комикса The Goon. Завершив эпическую сагу, автор сменил курс на более локальные истории в своей новой фентезийной вселенной. Сурового вида главный герой с таинственным происхождением, который путешествует по миру и сталкивается с нечистью из мифов и легенд. Ничего не напоминает? Аналогии с Хеллбоем напрашиваются сами собой, но уже в первом выпуске становится очевидно, что комиксы разные как по духу, так и по исполнению.

За время создания The Goon Пауэлл практиковал мастерство сценария и рисунка, достигнув высокого уровня в Hillbilly. Черпая вдохновение из фольклора Аппалачей, автор использует характерный горный акцент в диалогах для придания произведению аутентичности.

В этом комиксе он отошёл от формата длинного сюжетного романа со множеством персонажей и закрученных линий, сосредоточившись на коротких, но увлекательных сюжетах. Главный герой обожает слушать, рассказывать и обсуждать истории. При этом, как и в жизни, от рассказчика к рассказчику истории видоизменяются, предлагая читателю самому решать: что правда, а что - вымысел.

Для передачи настроения Пауэлл активно работает с цветами: основная часть мира выполнена в приглушенных жёлто-коричневых оттенках, резкими линиями карандаша, будто грубый эскиз в блокноте. При этом автор обладает внушительным набором изобразительных стилей, не превращая комикс в унылое жёлтое месиво. Пауэллу нравится работать с мифологическим бестиарием: здесь вам и многоликие волки, и коварные ведьмы, привычные тролли и характерные для Аппалачей существа, о которых вы вряд ли слышали до этого.

Итого, отличная история, совмещающая в себе уникальную фентези-вселенную с хоррор-элементами и великолепными диалогами о раскаянии, приворотах и глупых людишках.

Harrow County by Cullen Bunn & Tyler Crook

Подростковый и местами довольно наивный комикс, рассказывающий, в том числе, о проблемах взросления. История Harrow County посвящена конфликту девочки и жителей деревни, уверенных в том, что она - очередное воплощение некогда убитой могущественной ведьмы. В попытках доказать свою невиновность, главная героиня выясняет, что действительно обладает связью со сверхъестественными существами.

После этого сюжет произведения начинает стремительно развиваться, а на сцену выходит множество второстепенных персонажей. Каллен Банн, далеко не самый талантливый сценарист, в Harrow County показывает себя на удивление неплохо. Особенно ему удаётся нагнетание ужаса, которое он создаёт с помощью простой формулы: несколько страниц тратится на подводку к развороту, где очередное чудище предстаёт во всём своём отвратительном уродстве. Эдакий аналог скримеров из кино.

Но главной звездой комикса является художник Тайлер Крук, который известен своей работой по B.P.R.D. Умение и любовь рисовать монстров и «боди-хоррор» - это то, что выгодно отличает авторов Harrow County от остальных. Помимо орды нечисти, которая здесь варьируется от маленьких мальчиков без кожи до гигантских демонов, комикс изобилует тошнотворными моментами, вроде людей с изуродованными лицами, гнилой еды, в которой копошатся личинки, и, конечно же, большого количества крови.

Freaks In The Heartland by Steve Niles & Greg Ruth

Неторопливая, волнительная история о важности и, в то же время, порочности семейных уз, о глубоко раненых и убогих - всё это через призму закрытого сообщества.

Грег Рут, художник комикса, помимо прочего известный своими иллюстрациями по мотивам «Твин-Пикс», мастерски справился с передачей тягучей атмосферы произведения. Осенние, грязные тона идеально подходят для изображения деревенской местности: обветшалых амбаров, безграничных полей и пожухших деревьев. С каждым кадром погружаешься в пучину безнадёжности, пропитанной ненавистью и страхом.

Пусть общая канва вселенной недосказана и многие элементы остаются за кадром, игнорируя вопросы читателя, комикс акцентирует внимание на двуликой природе родственных связей. Авторам интереснее рассказывать о неоднозначной моральной сущности уродства, где отсутствие физических изъянов не делает тебя хорошим человеком.

Moonshine by Brian Azarello & Eduardo Risso

Очередная работа знаменитого дуэта, ответственного за криминальный комикс 100 Bullets. Не расставаясь с гангстерами, авторы добавляют своему новому творению щепотки ужасов и сверхъестественных чудовищ.

Moonshine о многом вам расскажет уже своим двойственным названием: позарившись на превосходный самогон, лощёные джентльмены в пиджаках и с пулемётами Томпсона направляют своего человека в Западную Вирджинию дабы заключить сделку и наладить поставки алкоголя. В итоге, герой сталкивается с семейным кланом гордых оборотней, которым не нужны партнёры.

Помещая историю в леса и болота, Азарелло даёт полный карт-бланш Риссо, подчёркивая его непреодолимую любовь к контрасту. Избавившись от контуров, художник с упоением изображает тени, заменяющие собой предметы, строения и даже целые бэкграунды. Будь то затаившийся оборотень в лесной чаще, томный взгляд персонажа или полупустая комната, художник неизменно расчерчивает кадр полумраком.

Помимо восхитительного рисунка и чудовищ с окровавленными пастями, в комиксе присутствуют размышления на тему потери - один из основных лейтмотивов Брайна Азарелло. Главный герой, утративший родного человека, с каждым шагом вглубь диких земель рискует потерять и себя, навсегда заблудившись в безумии лунного света.

Hellboy The Crooked Man by Mike Mignola & Richard Corben

Путешествуя по Вирджинии 50-х годов, культовый демон становится свидетелем вмешательства потусторонних сил, объединяется с местным реднеком, и оба они пытаются выяснить, что здесь вообще происходит.

За рисунок отвечает не сам Майк Миньола, а легендарный автор и художник Ричард Корбен, специализирующийся на жанре ужасов и известный своим характерным стилем, выражающимся в гротескной маскулинности персонажей. На этот раз вместо мускулистых чудовищ Корбен окружает читателей бескрайними массивами хвойных лесов. Потрясающей красоты первородный пейзаж в грубом неряшливом рисунке Ричарда, увлекает и указывает на зловещие тайны, скрытые в недрах нетронутой природы.

В то время как рисунок максимально эффективно передаёт эстетику одноэтажной Америки, со всеми её полуразрушенными часовнями в лесной глуши и деревянными хибарками, населёнными ведьмами, история фокусируется на мотивах возвращения: возвращения домой, к истокам, воссоединении семьи. Хеллбой здесь служит молчаливым наблюдателем, зачастую оставаясь в тени или на краю кадра, уступая место проклятым маленьким людям, желающим найти покой на этой мёртвой земле.

Вообще, комикс весьма сложный медиум для хорроров: специфика изображения кадров и отсутствие звуков толкает Миньолу и Корбена не на использование стандартных «бу»-моментов и регулярного изображения вызывающих элементов на страницах комикса, а на последовательное выстраивание давящей атмосферы.

Постепенно, страница за страницей, герои погружаются в пучину ведьминских козней, теряют соратников и всяческую надежду на искупление. Когда всё закончится, читатель будет долго вспоминать безмолвные просторы гор, дремучие леса и кривую ухмылку дьявола.

Материал дополнен редакцией

Протоиерей Андрей Лемешонок: Чем дальше в лес, тем больше дров. Когда человек начинает какой-то путь, ему кажется, что все просто, что надо идти вперед, поднять голову и бодро шагать с песней. Но потом картина меняется, и вот человеку кажется: может, он пошел не туда? А может быть, он не дойдет? А может быть, есть какой-то другой путь, обходной, более простой и ровный? И начинаются сомнения, колебания, хотя вначале у него все было просто.

Пришел человек к Богу, и ему кажется, что все: жизнь уже поменялась, он уже святой, и все должны его слушать, и Бог будет во всем ему помогать. Но эти иллюзии, конечно же, очень быстро разрушаются. А может, и не быстро. Чем быстрее, тем лучше, потому что много бед может быть от такого человека, который, любуясь собой, учит всех, как жить с Богом. Очень много людей может это оттолкнуть, когда они видят или чувствуют фальшь, какую-то браваду, какие-то духовные лозунги, за которыми ничего не стоит.

А когда перед человеком стоит его полная немощь, когда он уже не понимает, что ему делать, потому что видит: во всем, во всех его действиях есть грех, - конечно же, это состояние собственной нищеты отрезвляет. Надо, чтобы оно отрезвляло, но не повергало человека в уныние. Поэтому мы все время говорим о том балансировании, о той постоянной внутренней работе, которая необходима верующему человеку, чтобы враг его не использовал и не обманывал.

Иногда нам открываются наши неправильные действия и ошибки. Нужно вовремя остановиться, не обманывать себя и начинать все сначала.

Жизнь верующего человека, христианина, соприкасается уже с иной, новой, вечной жизнью, в которой мы, конечно же, ориентируемся по старым картам, по старым меткам жизни, а жить нужно уже по-другому. Вот это противоречие раздирает, разъедает и разрушает человека. И здесь, действительно, смиренным дается благодать.

Если человек смиряется с самим собой, со своими немощами, если терпит, сознает, что он, вообще, ничего не достоин и сам по себе сегодня ничего сделать не может, то тогда человеку легче. А когда человек наэлектризован гордыней, когда у него много инициативы, много энергии, то тогда ему очень трудно. Нужно остыть, не спешить, не суетиться. От этого человек может заунывать - от того, что все хочет сделать, а его никто не слышит, и никому его эта «духовная» энергия не нужна.

Личная человеческая энергия бывает очень саморазрушительной. Поэтому сила Божия не в силе человеческой совершается. Если бы была сила Божия, да еще плюс сила человеческая, то были бы уже две силы. Когда человек, находясь в немощи, по-настоящему чувствует свою вину, тогда он становится ближе к Богу и начинает реально, может быть, не до конца, но уже реально, правильно видеть, по-другому смотреть на этот мир, потому что не мешает ему его мнение, настроение, какие-то состояния, это удивительно.

Вот я вспоминаю почившую нашу послушницу Тамару. Она была человеком очень строптивым и вспыльчивым, иногда говорила людям вещи неправильные, жестокие даже, я бы сказал. Она привыкла к этому в интернате. Но потом какой переворот случился, когда человек болел, страдал. Она вдруг стала совершенно другая - другие слова, другое состояние души. Правильное состояние, когда человек со своими правдами, обидами, претензиями умирает, а рождается новый человек, который смиряется, принимает волю Божию, благодарит Бога, у которого все, действительно, становится на свои места. Видите, какая перемена может быть! Но это связано с болезнью, с каким-то потрясением.

Есть такое слово: скорбь и болезнь обретох и имя Господне призвах (Пс. 114: 3–4). Но разве нам нужно всем хотеть болеть? Человек может сказать: я лучше буду болеть, чем грешить. Нет, так не надо говорить! Нужно следить за своим здоровьем. Но в меру, чтобы это не было культом, каким-то идолом. И, в то же время, нужно посильно что-то делать. Для этого не нужно разгадывать какие-то кроссворды - все на виду, у нас есть круг наших дел, обязанностей, те люди, которые нас окружают. Здесь - просто целина, здесь нам нужно еще столько всего исправлять, столько менять!

Но иногда бывает очень трудно преодолеть себя. Потому что ты, в общем-то, заражен грехом, и грех показывает тебе правду человеческую, в которой, конечно же, ты порой не видишь промысла Божия, не видишь смирения, долготерпения Божия и судишь неправильно, делаешь неправильные оценки. Потому что ориентируешься на самого себя.

Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк. 9: 23).Вот как отвергнуться себя? Ведь если ты не отвергнешься себя, то пойдешь не в ту сторону. Как же отвергнуться себя? Можно ли это своими силами? Конечно, нет. Но в христианстве побеждается естества чин . Ведь, действительно, какие рамки ставит нам Дух Святой через апостола: несть иудей, ни эллин: несть раб, ни свободь; несть мужеский пол, ни женский; вси бо вы едино есте о Христе Иисусе (Ср.: Гал. 3: 28). Все живы у Бога: Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробех. Уже нет мертвых, но ты - мертвец, и тебе очень трудно становиться живым, потому что ты привык к жизни мертвой, сонной, расслабленной, где все построено на эгоизме, на какой-то чувственной, душевной основе. Такой человек, конечно, в Царство Божие не войдет.

Чтобы нас все-таки как-то подвигнуть к вечности, нам нужна любовь Божия. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные (Мф. 11: 28). Значит, Господь не делает никаких ограничений - ни по возрасту, ни по каким-то способностям - все придите. Казалось бы, все в равных условиях, все могут трудиться.

Вот подходит человек и говорит: «Что мне делать?» Ты делай хоть что-нибудь, но делай усердно, внимательно, по любви, со смирением. Не нужно на голову становиться или в джунгли какие-то ехать. Возьми тряпку и мой пол, чтобы был чистым, - и это дело будет святым. А если еще делать это с молитвой и смирением…

«Что мне делать? Как спастись?» Как будто бы это какая-то загадка - как спастись! Никого не осуждай и за все Бога благодари, не верь греху, который в тебе живет. Опять же, нужно себя победить, свое мнение, свое «я», растоптать его. Все мы прекрасно все знаем, что нам делать, но духу не хватает сделать. И поэтому обвиняем кого-то, ищем оправдания в каких-то обстоятельствах, что мы не готовы… Мы все ищем чего-то, кого-то, а враг пользуется этим.

Люди-то все не плохие, а просто каждый убеждает себя самого в своей правоте и видит неправду другого человека. И это, конечно, порождает какие-то недоразумения, недоумения, разрушает единство, тот мир Божий, который Господь принес каждому из нас.

Минуты бывают разные. В нас живет грех, он напоминает о себе. В какую-то минуту благодати, когда Господь покрывает все, мы бодрствуем, и тогда нам хорошо, мы, как апостолы, на Фаворе: добро нам зде быти (Ср.: Лк. 9: 33)! Но на нашей маленькой Голгофе мы можем сказать: «Ничего не знаю, я тут ни при чем, отстаньте от меня, не трогайте меня!»

Поэтому созидание чего-то в этом мире - сложное дело. Сложное дело - даже создание просто семьи. Сколько сейчас настоящих семей, где бы люди служили, подчинялись друг другу, любили, видели друг друга? Это - чудо! А говорить, вообще, о Сестричестве, о монастыре - это безумно по-человечески, потому что каждый человек со своим мирком, в котором тесно другому мнению, какому-то другому видению: моя правда, и себе я верю больше всех. А нужно, чтобы Бог нас объединял.

Церковь - это то единство, та конструкция в нашем мире, которая неразрушима, которую не одолеют врата адовы, потому что Христос любит нас, потому что Церковь стоит на любви, на любви Христа к человеку. И эта любовь, и сегодня, и завтра - безответная, потому что мы этой любовью не дорожим, мы к ней привыкаем. Эта любовь не умаляется, и даже там, где умножится грех, преизобилует благодать (См.: Рим. 5: 20). Господь не спрашивает нас: «Достоен ты или не достоен Моей любви?» Он говорит: «Хочешь ли ты этой любви?»

Но насильно Бог не навязывает нам Свою любовь. Мы живем милостью Божией, той любовью Божией, которая нас сегодня соединяет, несмотря на все то греховное, что, казалось бы, давно должно было уже нас разъединить. Мы видим, как отдельные люди, поддаваясь своему человеческому видению и какой-то человеческой оценке и правде, уходят на сторону далече. Они решили, что их правда - самая правильная, что их мнение - самое верное, но это ошибка. Когда человек увидит эту ошибку? Он может увидеть ее только в конце жизни, а может увидеть вскоре.

Так тоскливо, когда слышишь о разрушениях… Вот сидишь часами на исповеди, подходят молодые люди и говорят о том, как дьявол разрушает семьи, как ожесточает людей друг на друга. И ему удается сделать самое страшное - родные люди из-за каких-то материальных ценностей, из-за наследства, квадратных метров становятся врагами. Как это страшно! Как человек может продешевить, оказаться в безумии! А такое сплошь и рядом.

Когда постоянно слышишь подобное, то оптимизма и радости становится все меньше и меньше. Но в то же время нужно понимать, что все это временно, поверхностно. Нужно говорить об источнике жизни, о радости, которая есть и действует в этом мире и которая побеждает этот мир. Хотя увидеть это глазами человеческими иногда просто невозможно, тут нужны вера и доверие к Богу. Здесь нужно отвержение себя, своего мнения, своего видения, своей сегодняшней ситуации.

Хорошо, если человек смиряется и слышит, а иногда человек этого не делает и не хочет слышать ничего. Самое печальное, что иногда все это прикрывается псевдоправославными идеями. До абсурда иногда может доходить. Человек со своим «православием» не видит ближнего, который рядом страдает, мучается - не до него! Надо решать космические задачи. И подобное - сплошь и рядом. От этого, опять же, оптимизма не прибавляется, но нужно не терять надежды и веры.

Мы должны помогать друг другу, поддерживать один другого, друг друга немощи носить, чтобы не упасть и не потерять связи с Богом. Наша общая молитва, собрания помогают, наверное, нам, хотя не всегда это бывает. Иногда бывают какие-то веселые мотивы, иногда - грустные, а порой - очень печальные. Но это жизнь, нам нужно жить дальше, проживая, переживая какие-то страницы нашей жизни, ее моменты, периоды и делая вывод из того, что происходит, чтобы нам не ошибиться, не поверить греху, который иногда гораздо правдоподобнее, чем то, что говорит Господь.

Наш путь продолжается, и мы пытаемся что-то найти, что-то открыть в сегодняшней жизни. Самое главное, что Бог рядом, что наша жизнь и жизнь наших близких в Его руках, а не в руках случая, везения, каких-то совпадений. Все под контролем Божиим.

    [saying ]

    ⇒ the further events progress, the more unexpected difficulties and complications arise:

    - the further you get, the harder the going ;

    - things go from bad to worse.

    ♦ "Попервости-то [substand = сначала] было выговор объявили, а потом - дальше в лес, больше дров" (Гинзбург 1). "First I got a reprimand, and then things went from bad to worse" (1b).

    посл.

    Аннинька убедилась, что чем дальше в лес, тем больше дров, и стала окончательно прощаться. (М. Салтыков-Щедрин, Господа Головлёвы) - Anninka saw that the further into the wood, the thicker the trees, and got up to say good-bye.

    Set phrase: as the days grow longer, the storms are stronger, complications begin to set in, the deeper into the wood you go, the more timber seems to grow, the farther in, the deeper (as it goes on, things get more complicated, worse) , the farther into the forest, the thicker the trees, the devil is in the detail (проект легко представить, а сложнее совершить)

    As events develop or when you dig into some hard work, additional problems arise

    Cf: As the days grow longer, the storms are stronger (Br. ). The farther in, the deeper (Br. ). Go farther and far worse (Am. , Br. )

    the deeper you go into something, the bigger the problem get

    The deeper one gets into something, the more involved it becomes

    The deeper one gets into something, the more involved it becomes

См. также в других словарях:

    Чем дальше в лес, тем больше дров. - Чем (что) дальше в лес, тем (то) больше дров. См. ВЕРНОЕ ВЕСТИМОЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Ср. Единственное дело их было лганье... но... чем дальше в лес, тем больше дров. С каждым днем талант лганья стал в них... в несомненно бо/льших размерах. Гл. Успенский. Новые времена. Три письма. 2. Ср. Не уйти ли нам за добра ума отсюда? видно …

    Чѣмъ дальше въ лѣсъ, тѣмъ больше дровъ (чѣмъ далѣе въ споръ, тѣмъ больше словъ). Ср. Единственное дѣло ихъ было лганье... но... чѣмъ дальше въ лѣсъ, тѣмъ больше дровъ. Съ каждымъ днемъ талантъ лганья сталъ въ нихъ... въ несомнѣнно бо̀льшихъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Чем дальше в лес, тем больше партизан

    Чем дальше в лес, тем ну её на фиг - (от посл. Чем дальше в лес, тем больше дров чем дальше развиваются события, тем больше возникает трудностей; влез звучит как в лес) исходное знач … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    Чем дальше в лес, тем третий лишний - (от посл. Чем дальше в лес, тем больше дров чем дальше развиваются события, тем больше возникает трудностей; влез звучит как в лес) исходное знач … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    Чем дальше в лес, тем больше дров (чем далее в спор, тем больше слов) Ср. Единственное дело их было лганье... но... чем дальше в лес, тем больше дров. С каждым днем талант лганья стал в них... в несомненно бо/льших размерах. Гл. Успенский. Новые… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    ЧЕМ ДАЛЬШЕ // ВЛЕЗ, ТЕМ БОЛЬШЕ ИНТЕРЕС / В ЛЕС, ТЕМ БОЛЬШЕ ПАРТИЗАН - посл. перед.: Чем дальше в лес, тем больше дров. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не факалось посл. перед., макар.: Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало., англ.: to fuck заниматься любовью … Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий

Подборка страшных комиксов в сеттинге сельской Америки.

В закладки

Поклонники жанра хоррор не понаслышке знакомы с гнетущей атмосферой американских лесов. За примерами далеко ходить не надо: можно вспомнить как классику вроде «Зловещих Мертвецов» Сэма Рэйми, так и экспериментальную «Хижину в лесу», поставленную Дрю Годдардом.

Впрочем, к этому сеттингу обращались не только кинематографисты, но и многие авторы комиксов, с ключевыми произведениями которых вас и познакомит эта подборка. Больше материала о комиксах вы найдёте в моём телеграм-канале.

Hillbilly

Эрик Пауэлл - создатель легендарного комикса The Goon. Завершив эпическую сагу, автор сменил курс на более локальные истории в своей новой фентезийной вселенной. Сурового вида главный герой с таинственным происхождением, который путешествует по миру и сталкивается с нечистью из мифов и легенд. Ничего не напоминает? Аналогии с Хеллбоем напрашиваются сами собой, но уже в первом выпуске становится очевидно, что комиксы разные как по духу, так и по исполнению.

За время создания The Goon Пауэлл практиковал мастерство сценария и рисунка, достигнув высокого уровня в Hillbilly. Черпая вдохновение из фольклора Аппалачей, автор использует характерный горный акцент в диалогах для придания произведению аутентичности.

В этом комиксе он отошёл от формата длинного сюжетного романа со множеством персонажей и закрученных линий, сосредоточившись на коротких, но увлекательных сюжетах. Главный герой обожает слушать, рассказывать и обсуждать истории. При этом, как и в жизни, от рассказчика к рассказчику истории видоизменяются, предлагая читателю самому решать: что правда, а что - вымысел.

Для передачи настроения Пауэлл активно работает с цветами: основная часть мира выполнена в приглушенных жёлто-коричневых оттенках, резкими линиями карандаша, будто грубый эскиз в блокноте. При этом автор обладает внушительным набором изобразительных стилей, не превращая комикс в унылое жёлтое месиво. Пауэллу нравится работать с мифологическим бестиарием: здесь вам и многоликие волки, и коварные ведьмы, привычные тролли и характерные для Аппалачей существа, о которых вы вряд ли слышали до этого.

Итого, отличная история, совмещающая в себе уникальную фентези-вселенную с хоррор-элементами и великолепными диалогами о раскаянии, приворотах и глупых людишках.

Harrow County

Подростковый и местами довольно наивный комикс, рассказывающий, в том числе, о проблемах взросления. История Harrow County посвящена конфликту девочки и жителей деревни, уверенных в том, что она - очередное воплощение некогда убитой могущественной ведьмы. В попытках доказать свою невиновность, главная героиня выясняет, что действительно обладает связью со сверхъестественными существами.

После этого сюжет произведения начинает стремительно развиваться, а на сцену выходит множество второстепенных персонажей. Каллен Банн, далеко не самый талантливый сценарист, в Harrow County показывает себя на удивление неплохо. Особенно ему удаётся нагнетание ужаса, которое он создаёт с помощью простой формулы: несколько страниц тратится на подводку к развороту, где очередное чудище предстаёт во всём своём отвратительном уродстве. Эдакий аналог скримеров из кино.

Но главной звездой комикса является художник Тайлер Крук, который известен своей работой по B.P.R.D. Умение и любовь рисовать монстров и «боди-хоррор» - это то, что выгодно отличает авторов Harrow County от остальных. Помимо орды нечисти, которая здесь варьируется от маленьких мальчиков без кожи до гигантских демонов, комикс изобилует тошнотворными моментами, вроде людей с изуродованными лицами, гнилой еды, в которой копошатся личинки, и, конечно же, большого количества крови.

Freaks In The Heartland

Неторопливая, волнительная история о важности и, в то же время, порочности семейных уз, о глубоко раненых и убогих - всё это через призму закрытого сообщества.

Грег Рут, художник комикса, помимо прочего известный своими иллюстрациями по мотивам «Твин-Пикс», мастерски справился с передачей тягучей атмосферы произведения. Осенние, грязные тона идеально подходят для изображения деревенской местности: обветшалых амбаров, безграничных полей и пожухших деревьев. С каждым кадром погружаешься в пучину безнадёжности, пропитанной ненавистью и страхом.

Пусть общая канва вселенной недосказана и многие элементы остаются за кадром, игнорируя вопросы читателя, комикс акцентирует внимание на двуликой природе родственных связей. Авторам интереснее рассказывать о неоднозначной моральной сущности уродства, где отсутствие физических изъянов не делает тебя хорошим человеком.

Moonshine

Очередная работа знаменитого дуэта, ответственного за криминальный комикс 100 Bullets. Не расставаясь с гангстерами, авторы добавляют своему новому творению щепотки ужасов и сверхъестественных чудовищ.

Moonshine о многом вам расскажет уже своим двойственным названием: позарившись на превосходный самогон, лощёные джентльмены в пиджаках и с пулемётами Томпсона направляют своего человека в Западную Вирджинию дабы заключить сделку и наладить поставки алкоголя. В итоге, герой сталкивается с семейным кланом гордых оборотней, которым не нужны партнёры.

Помещая историю в леса и болота, Азарелло даёт полный карт-бланш Риссо, подчёркивая его непреодолимую любовь к контрасту. Избавившись от контуров, художник с упоением изображает тени, заменяющие собой предметы, строения и даже целые бэкграунды. Будь то затаившийся оборотень в лесной чаще, томный взгляд персонажа или полупустая комната, художник неизменно расчерчивает кадр полумраком.

Помимо восхитительного рисунка и чудовищ с окровавленными пастями, в комиксе присутствуют размышления на тему потери - один из основных лейтмотивов Брайна Азарелло. Главный герой, утративший родного человека, с каждым шагом вглубь диких земель рискует потерять и себя, навсегда заблудившись в безумии лунного света.

Hellboy The Crooked Man

Путешествуя по Вирджинии 50-х годов, культовый демон становится свидетелем вмешательства потусторонних сил, объединяется с местным реднеком, и оба они пытаются выяснить, что здесь вообще происходит.

За рисунок отвечает не сам Майк Миньола, а легендарный автор и художник Ричард Корбен, специализирующийся на жанре ужасов и известный своим характерным стилем, выражающимся в гротескной маскулинности персонажей. На этот раз вместо мускулистых чудовищ Корбен окружает читателей бескрайними массивами хвойных лесов. Потрясающей красоты первородный пейзаж в грубом неряшливом рисунке Ричарда, увлекает и указывает на зловещие тайны, скрытые в недрах нетронутой природы.

В то время как рисунок максимально эффективно передаёт эстетику одноэтажной Америки, со всеми её полуразрушенными часовнями в лесной глуши и деревянными хибарками, населёнными ведьмами, история фокусируется на мотивах возвращения: возвращения домой, к истокам, воссоединении семьи. Хеллбой здесь служит молчаливым наблюдателем, зачастую оставаясь в тени или на краю кадра, уступая место проклятым маленьким людям, желающим найти покой на этой мёртвой земле.

Вообще, комикс весьма сложный медиум для хорроров: специфика изображения кадров и отсутствие звуков толкает Миньолу и Корбена не на использование стандартных «бу»-моментов и регулярного изображения вызывающих элементов на страницах комикса, а на последовательное выстраивание давящей атмосферы.

Постепенно, страница за страницей, герои погружаются в пучину ведьминских козней, теряют соратников и всяческую надежду на искупление. Когда всё закончится, читатель будет долго вспоминать безмолвные просторы гор, дремучие леса и кривую ухмылку дьявола.

Материал дополнен редакцией

Написать