Должностная инструкция моториста. Рулевой моторист на судне Первый рейс рулевой моторист что надо знать

Предисловие

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность «Моторист 2-го класса» относится к категории «Рабочие».

1.2. Квалификационные требования — полное общее среднее образование и профессионально-техническое образование. Первичная профессиональная подготовка. Стаж работы на судах в составе машинной команды — не менее 2 месяцев. Стаж работы на судне должен быть связанным с функциями несения ходовой машинной вахты под руководством квалифицированного механика (судового) или лица рядового состава высшей квалификации. Экзаменационные испытания по требованиям относительно компетентности в соответствии с Кодексом о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ) на право получения свидетельства о квалификации и других документов.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
— основы строения судна;
— назначение, строение и особенности работы главных энергетических установок и вспомогательных механизмов;
— назначение, устройство и действие разнообразных передач мощности главных двигателей на гребные валы, контрольно-измерительных приборов судовых энергетических установок;
— назначение и строение валопроводов и судовых движителей;
— основы физических процессов, происходящих в судовых двигателях внутреннего сгорания;
— терминологию, которую применяют в машинном отделении;
— действия во время аварий и пути эвакуации из машинных отделений;
— английский язык (морскую специфику) в объеме, необходимом для понимание команд;
— основы электротехники и электрооборудования судов;
— назначение судовой сигнализации, которая связывает машинное отделение с мостиком судна;
— расположение на судне аварийно-спасательного, противопожарного оборудования, имущества, инвентаря и его использование по назначению;
— инструкции по эксплуатации, правила технического обслуживания и ремонта судовых технических средств.

1.4. Моторист 2-го класса назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Моторист 2-го класса подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Моторист 2-го класса руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Моторист 2-го класса во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Принимает участие в несении вахты в машинном отделении согласно судовому расписанию.

2.2. Обслуживает главную энергетическую установку и вспомогательные механизмы, вспомогательные котлы и технические средства, обеспечивающие их работу.

2.3. Принимает участие в техническом обслуживании и ремонте судовых технических средств.

2.4. Осуществляет техническое обслуживание механизмов, которые закреплены за ним по судовому расписанию.

2.5. Обеспечивает непрерывную работу механизмов на заданных режимах и принимает меры по устранению недостатков в их работе.

2.6. Поддерживает в машинном отделении чистоту и порядок.

2.7. Принимает меры в случае угрозы аварии, поступления забортной воды, пожара или другой опасности для жизни людей в машинном отделении.

2.8. Проводит подготовку систем пожаротушения к действию.

2.9. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.10. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3.1. Моторист 2-го класса имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Моторист 2-го класса имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Моторист 2-го класса имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Моторист 2-го класса имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Моторист 2-го класса имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Моторист 2-го класса имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Моторист 2-го класса имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Моторист 2-го класса имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Моторист 2-го класса имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Моторист 2-го класса несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Моторист 2-го класса несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Моторист 2-го класса несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Моторист 2-го класса несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Моторист 2-го класса несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Моторист 2-го класса несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Моторист 2-го класса несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

1. Общие обязанности моториста

203. Старший моторист подчиняется первому помощнику механика, а во время вахты находится в распоряжении вахтенного механика.

204. Старший моторист обязан:

знать устройство главных энергетических установок и вспомогательных механизмов; уметь их обслуживать; знать нормативные эксплуатационно — технические показатели работы энергетической установки; участвовать в обслуживании и ремонте всей судовой техники; знать и выполнять правила технической эксплуатации судовой техники; своевременно проводить техническое обслуживание механизмов, закрепленных за ним расписанием по заведованию; знать расположение и назначение трубопроводов, вентилей и клапанов судовых систем и уметь управлять ими; уметь читать и понимать значение показаний приборов своего заведования.

205. Старший моторист может привлекаться по указанию механика к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, после получения инструктажа по правилам безопасности труда на рабочем месте.

206. Старший моторист (старший машинист) руководит работой

мотористов (машинистов) при выполнении технического обслуживания и слесарно — ремонтных работ.

2. Понятие вахтенной службы

224. Вахтенная служба (вахта) на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. Члены судового экипажа, находящиеся на вахте, именуются вахтенными.

225. Вахтенная служба должна обеспечивать управление судном, его безопасность, производственную деятельность, а также контроль за посещением судна посторонними лицами.

Ответственность за организацию вахтенной службы возлагается на капитана, а непосредственное руководство организацией вахтенной службы — на первого штурмана (первого помощника командира) и механика.

Ответственность за надлежащее несение вахты возлагается на лиц, несущих вахту.

226. К несению вахты допускаются лица, получившие отдых длительностью не менее 4 ч.

227. Судовые вахты разделяют на ходовые и стояночные. При стоянке на якоре экипаж несет вахты по ходовому расписанию. При стоянке на швартовах периодичность и продолжительность стояночных вахт устанавливает капитан, исходя из конкретных обстоятельств.

При стоянке судна на швартовах капитан, механик и электромеханик вахты не несут при наличии в штате судна третьего штурмана, третьих помощников механика и электромеханика, а также при соблюдении в период стоянки нормальной продолжительности рабочего времени для остальных лиц командного состава.

228. В ходовой рубке и машинном отделении должны быть инструкции по несению ходовых и стояночных вахт судоводителями и механиками, а в радиорубке, кроме того, и радиоспециалистами.

229. Очередная вахтенная смена предупреждается о заступлении на вахту не позднее чем за 30 мин.

Вахтенная смена должна прибыть к месту несения вахты заблаговременно и до заступления на вахту ознакомиться с условиями плавания и режимом работы технических средств.

Лица командного состава являются на вахту не позднее чем за 10 мин., а лица рядового состава — не позднее чем за 5 мин. до начала вахты.

231. Сменившаяся вахта используется в случае необходимости для временного усиления вахты или подмены отдельных вахтенных.

232. О результатах приема и сдачи вахты члены палубной команды докладывают вахтенному начальнику, а машинной — вахтенному механику; последний затем докладывает об этом вахтенному начальнику.

Без разрешения или приказания вышестоящего по вахте начальника вахтенный не имеет права оставлять вахту или передавать кому-либо исполнение своих обязанностей.

235. При возникновении каких-либо сомнений по ходу несения вахты или при необходимости помощи лицо, несущее вахту, обязано немедленно доложить об этом старшему по вахте.

236. Вахтенные во время тревоги занимают свои места, предусмотренные расписанием по тревогам, только после передачи своего поста лицам, заступающим на вахту согласно расписанию по тревогам.

237. Вахтенные должны быть в установленной для данного рода службы одежде (форме), кроме того, при стоянке на швартовах, а на пассажирских судах и на ходу вахтенный начальник, вахтенный матрос и вахтенный проводник обязаны иметь на левом рукаве нарукавную повязку с тремя полосами; общая ширина полос 9 см, ширина каждой полосы 3 см. Цвет полос: для повязки вахтенного начальника — синий, белый, синий; для повязки вахтенного матроса и проводника — красный, белый, красный.

Моторист на судне

Что должен знать моторист?

zydo : ФОРУМ ПЕРЕЕХАЛ! ВЕСЬ КОНТЕНТ ПЕРЕНЕСЕН В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ОБЩАЙТЕСЬ НА НОВОЙ ПЛОЩАДКЕ—>>> http://odessacrewing.kamrbb.ru/ ================================================================= Что должен знать моторист? Название поправил на более информативное,666

uk.xerson : zydo пишет: Что должен знать моторист? Знать, где лежит ветошь.

sM0yKe : Знать, где лежит ветошь. А ещё ?)) Серьезно, тоже хотелось бы узнать что действительно нужно знать мотористу перед первым контрактом, что бы так сказать лицом в грязь не упасть, ибо в любом случае все реальные знание приходят уже с практикой.

broot : знать, что — 1 сейфети фёрст! 2 никуда не лезть, ничего не крутить без присмотра меха. 3 знать в теории, хотябы в общих чертах судовые системы и механизмы (книгу Судвовй моторсит Дайнего хотябы прочитать)

sM0yKe : broot Спасибо за советы

Gevaly : broot пишет: 3 знать в теории, хотябы в общих чертах судовые системы и механизмы (книгу Судвовй моторсит Дайнего хотябы прочитать) А что не учат и даже в общих и конкретных чертах,что каждый дизель судовой имеет 5 систем. sM0yKe Назовите сразу.Это как таблица умножения.

broot : может — охладительная+подачи забортной воды, смазывающая, топливной подачи, выхлопная, топливного отстоя?

zydo : спасибо за советы,еще от них не откажусь!

morsan : на судне есть QSMS-читай и выполняй

Gevaly : broot пишет: топливного отстоя? Вы еще фановую припишите сюда.Учите матчасть-тяжело с учебниками на пляже-легко на судне.

shchuchka : стишок расскажу Хорошо быть мотористом Руки все время в солярке Уборка, замывка, зачистка Воняем мы хуже фекалки Под поршнями есть пространство Чистое и светлое И с завидным постоянством Ползаем там с ветошью Но с зарплатой стерпишь все Миллионы хапаем Купишь то и купишь се Снова с голой сракою И имеют нас не раз И в хвосты и в гриву Ничего мы стерпим брат Доставай поллитру

Siva : Что все забыли как сами были мотористами? Посему перефразирую «Чему должен моторист научиться прибыв на судно в первый раз» Ну и естественно мои советы к этому. Научиться правильно и быстро делать замеры по танкам Запомнить в кратчайший срок расположение механизмов, естественно в общих чертах понять зачем они на судне. Запомнить расположение всех датчиков и оперативно снимать параметры при обходе со всех необходимых механизмов. Разобраться с необходимой химией для определенных задач (помывка палубы, фильтров и т.д.) В первую очередь разобраться с системами осушения колодцев и перекатки сладжа, так как зачастую это делает моторист. Изучить инструмент в воркшопе и понимать что за чем, оперативно и правильно подбирать / приносить к месту работы. Знать где находятся предметы связанные с сэйфети (перчатки, каски.), всякие машки, веники, скребки, ветош и т.д., дабы не беспокоить начальство по пустякам Запомнить, что при коллективной работе (помогая друг другу) и качественной сокращается рабочий день и увеличивается овертайм отображаемый в конце месяца. Мож еще кому что нравиться, что бы моторист вновь испеченный умел делать — подскажет. Остальные заумные штучки придут со временем.

Gevaly : Siva пишет: Научиться правильно и быстро делать замеры по танкам И вовремя дренажировать отстойные и расходные. Siva пишет: Изучить инструмент в воркшопе и понимать что за чем, оперативно и правильно подбирать / приносить к месту работы. Или быстро понимать,когда говорят-Быстро принеси эту хрень.

Tim : Я скажу тебе больше, ты можешь почти ничего не знать. Тем более если первый раз. Не переживай, тебе всё покажут и расскажут. И вот тут самое важное не тупить. Чтобы не было так что механик (или сменщик) тебе рассказал, а ты на следующий день всё забыл. Я рекомендую тебе пользоваться блокнотом первое время, куда всё будешь записывать.Например как откачивать колодцы, какое давление должно быть при этом на всасывании и на нагнетании. Любые мелочи, которые тебе кажутся незначительными. Также важно не забывать выполнять поручения непосредственного начальника (второго механика, как правило) С ПЕРВОГО РАЗА. Поверь когда увидят твоё серьёзное отношение к работе, тебе простят небольшие косяки, которые ты попервой обязательно будешь делать. И ещё: первое впечатление о человеке складывается примерно за одну-две недели на борту. Не упусти возможность составить о себе должное впечатление будущего спеца, который стремится узнать больше о своей профессии, а не идёт на обед в 11.45.

zydo : спасиба за советы,думаю не мне одному пригодится!

Серега1985 : Могу написать, что должен уметь — — быстро и красиво замыть-закрасить — крутить болты с гайками — резать прокладки — монтировать-демонтировать трубы. это так. для начала

T.H.S.D : Все видать забыли что есть пароходы и без UMS и там надо не только колодцы уметь осушать но и за механизмами смотреть иногда в одиночку, ночью механика в подвале нет при одиноко работающей динамке например на якоре или в порту если нет балластных тем более. Да и показывать и расказывать особо никто после вахты не будет.Единственный вариант по приезду бежать на вахту к мотористу который уже стоит на вахте и стоять вместе с ним а не идти спать.

zydo : полезного много,буду знать на что упираться теперь хоть!

механик1306 : Спасибо советы были очень полезными, а то штудирую щас литературу моториста и по схемам не видя в живую не потрогав не особо то и понятно)) А то что самое главное это желание так тут я согласен)))

shchuchka : .сублимируя все)) голову иметь надо и бояться за эту голову со всей силой, что в этой голове есть..Судно — не библиотека. Помни, за тебя и твое распиздяйство люди отвечают той же головой. И если ты потом будешь работать на аптеку, то люди, которых ты подвел,будут работать в этой же аптеке

wap.odessacrewing.borda.ru

Обязанности матроса, моториста, рулевого

Моторист подчиняется первому помощнику механика, а во время вахты находится в распоряжении вахтенного механика.

— Знать устройство главных энергетических установок и вспомогательных механизмов; уметь их обслуживать.

— Знать нормативные эксплуатауионно-технические показатели работы энергетической установки.

— Участвовать в обслуживании и ремонте всей судовой техники.

— Знать и выполнять правила технической эксплуатации судовой техники.

— Своевременно проводить техническое обслуживание механизмов, закрепленных за ним расписанием по заведованию.

— Знать расположение и назначение трубопроводов, вентилей и клапанов судовых систем и уметь ими управлять.

Моторист может привлекаться по указанию механика к судовым работам, не входящих в круг его прямых обязанностей, после получения инструктажа по правилам безопасности труда на рабочем месте.

Рулевой подчиняется боцману, а во время вахты находится в распоряжении вахтенного начальника.

— Изучать специальную лоцию и условия плавания района внутренних судовых путей.

— Знать правила, регламентирующие плавание и дополнения к ним (обязанности), касающиеся района плавания, а также действие рулевого комплекса при работе движителей на передний и задний ход при плавании на мелководье, волнении, при ветре, швартовке, отданном якоре и т.д.

— Знать принцип работы различных систем рулевого устройства, авторулевых, уметь осуществлять переход с одного вида управления на другой.

— уметь удерживать судно на постоянном курсе или изменять курс по указанию вахтенного начальника в различных условиях плавания как при визуальной ориентировке, так и с помощью различных систем курсоуказателей.

— Уметь выполнять все работы, входящие в круг обязанностей матросов.

— Следить за чистотой и порядком на ходовом мостике, в рулевой и штурманской рубках и на тентовой палубе.

Во время стоянки судна у причала знать и выполнять обязанности вахтенного у трапа.

В случае возникновения во время стоянки пожара на судне или вблизи него, а также при возникновении других чрезвычайных происшествий вахтенный рулевой немедленно докладывать вахтенному начальнику и действует по его указанию.

Знать месторасположение противопожарного и спасательного инвентаря и уметь использовать его.

Перед отходом судна с место стоянки вахтенный рулевой обязан убедиться в исправности действия рулевого устройства путем перекладки руля с борта на борт и доложить об этом вахтенному начальнику.

Инструкция вахтенного у трапа :

При заступлении на пост вахтенный обязан убедиться в исправном состоянии трапа, наличия предохранительной сетки (если она требуется), поручней и спасательного круга с линем.

Вахтенный у трапа осуществляет контроль за посещением судна, неотлучно находясь у трапа и не допуская на судно посторонних лиц без разрешения вахтенного начальника, местонахождение которого (как и способы вызова) он должен знать.

Основными каналами доставки ДТС (диверсионно-террористических средств) следует считать:

— Скрытый пронос людьми под одеждой или в ручной клади.

— Скрытая доставка среди поступающих грузов и багажа.

Таким образом, контроль людей и их ручной клади на наличие взрывных устройств и огнестрельного оружия должен осуществляться с целью предотвращения проноса этих видов ДТС на судно.

При проходе должны контролироваться:

— Провожающие и другие посетители

Необходимость проведения одновременно с контролем на наличие ДТС — проверки пропусков усложняет процедуру. В качестве камуфляжа самодельных взрывных устройств применяются самые разнообразные, как правило, бытовые предметы: электрический карманный фонарь, вентилятор, светильник, радиоприемник, электроплитка, банки, коробки, термосы и другое.

При обнаружение подозрительных на взрывоопасность ручной клади необходимо получить подробные разъяснения у его хозяина. Если поведение хозяина ручной клади покажется подозрительным, он должен быть задержан до прибытия представителей компетентных органов.

При возникновении опасной ситуации вахтенный помощник капитана должен связаться с ближайшим отделением полиции или со специализированным подразделением и передать им всю имеющуюся информацию.

До прибытия специалистов по обнаружению и обезврежению взрывных устройств ручную кладь следует считать взрывоопасной. Необходимо закрыть доступ в опасную зону. Границы этой зоны определяются с учетом конкретных условий из расчета обеспечения максимального удаления от взрывоопасного объекта.

— трогать, перемещать или передвигать ручную кладь,

— оставаться рядом с ней,

— пользоваться поблизости радиооборудованием,

— создавать любые акустические, тепловые колебания или сейсмоколебания вблизи подозрительной ручной клади.

Комплексный подход к обеспечению безопасности судна предполагает организацию контроля на всех возможных каналах проноса ДТС, в противном случае все усилия по контролю у трапа могут быть бесполезны.

Матрос 1 класса .

Матрос 1 класса непосредственно подчиняется боцману, а во время несения вахты находится в распоряжении вахтенного начальника; на несамоходном судне подчиняется шкиперу.

Матрос 1 класса обязан знать и выполнять обязанности матроса 2 класса, а также уметь управлять палубными механизмами, отдавать и выбирать якоря, спускать и поднимать шлюпки, управлять спасательными шлюпками на веслах, с мотором и под парусами (на море), знать расположение водяных танков, их мерительных и воздушных труб, уметь производить замеры воды в танках и температуры в грузовых помещениях, уметь замерять глубину ручным лотом.

Матрос 1 класса на судах, выходящих в море, должен знать и выполнять обязанности рулевого.

Матрос 2 класса .

Матрос 2 класса непосредственно подчиняется боцману, а во время несения вахты находится в распоряжении вахтенного начальника; на несамоходном судне подчиняется шкиперу.

Матрос 2 класса обязан :

— Принимать участие в судовых работах по палубной части.

— Принимать участие в подготовке грузовых помещений, грузовых средств и инвентаря к погрузке и выгрузке, и уборе их по походному.

— Убирать палубы, судовые служебные и санитарно-бытовые помещения.

При выполнении работ, связанных с грузовыми операциями, принимать участие в открытии и закрытии люков трюмов; контролировать исправность тары, маркировку, укладку, сепарирование груза и при необходимости вести счет мест груза; следить за сохранностью и целостью груза, инвентаря и такелажа; наблюдать за исправностью трюмных трапов и другого трюмного оборудования: не допускать в трюм лиц в нетрезвом состоянии; докладывать вахтенному начальнику о всех нарушениях, недостатках, повреждениях и т.п.

— Выполнять все швартовые такелажные малярные работы и работы по забуксировке судов.

— Уметь грести веслами в шлюпке и замерять уровень воды в льялах и сточных колодцах на судне, а при плавании в море, кроме того, уметь осуществить прием и передачу сообщений средствами зрительной связи, выпускать и выбирать забортный лаг и снимать счеты лага, выполнять обязанности рулевого.

— Матрос 2 класса может привлекаться к малярным и такелажным работам в машинных помещениях после получения инструктажа по правилам техники безопасности труда на рабочем месте.

— Принимать участии в подготовке судна к выходу в рейс.

— Принимать участие в подготовке судна к посадке и высадке пассажиров.

— Принимать участие в судовых работах и работах по техническому обслуживанию корпусной части, включая работы на высоте и за бортом.

— Нести ходовые вахты на мостике и стояночные вахты у трапа согласно судовому расписанию.

— Знать расположение по судну аварийно-спасательного, противопожарного оборудования, имущества, инвентаря, уметь их использовать их по назначению.

Обязанности рулевого на ходовой вахте.

— Принимая вахту на руле, рулевой обязан принять от сменяющегося курс, выяснить, как судно слушается руля и доложить вахтенному начальнику о принятом курсе (по ориентирам или курсоуказателю).

— Вахтенный рулевой, находиться на посту управления, обязан строго удерживать судно на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей и рулевого устройства, немедленно докладывая вахтенному начальнику о неисправностях в их работе.

— Вахтенный рулевой обязан выполнять команды только капитана, вахтенного начальника или лоцмана (команды последнего — по разрешению капитана или вахтенного начальника), предварительно продублировать их.

— При плавании с использованием глазомерного метода ориентировки вахтенный рулевой обязан вести постоянное наблюдение за плавучими и береговыми знаками навигационного оборудования, показателями глубин на береговых мачтах, сигналами движущихся и стоящих судах обо всем, представляющем опасность, докладывать вахтенному начальнику.

— Перед отходом судна с места стоянки вахтенный рулевой обязан убедиться в исправности действия рулевого устройства путем перекладки руля с борта на борт и доложить об этом вахтенному начальнику.

— Вахтенный рулевой не является наблюдателем в то время, когда он управляет рулем, используя курсоуказатель.

Сколько зарабатывают мотористы матросы?

Моторист – это человек, обеспечивающий безопасное движение судна на океанских просторах.

От его умелых действий зависит отлаженная работа судовых двигателей и энергетических установок.

Работа на морских судах – это романтика дальних странствий и приключений, и тяжелый физический труд одновременно.

Доходы моряков России

Мотористы работают не только на морских судах, но и на речных.

Поэтому среди них есть и те, которые работают в своем городе.

Средняя зарплата мотористов по регионам в рублях:

  • Астраханская обл. – 62600 ($1050);
  • Тюменская – 27500 ($461);
  • Самарская – 25000 ($419);
  • Иркутская – 22000 ($368);
  • Вологодская – 17500 ($293);
  • Архангельская – 17000 ($285);
  • Волгоградская – 13775 ($231);
  • Саратовская – 10000 ($168);
  • Ивановская – 7800 ($130).
  • В зависимости от выполняемых работ, оплата труда составляет (в руб):

  • токарь-моторист – 90000 ($1509);
  • слесарь-моторист – 47500 ($796);
  • моторист-матрос – 26400 ($442);
  • моторист рулевой – 25500 ($427).
  • Прибыли украинских коллег

    Работа моряка – мечта для многих людей в Украине.

    Устроиться на хорошее место очень трудно, но те, у кого это получается, могут обеспечить свою семью жильем, транспортом и увлекательным отдыхом.

    Средняя зарплата моториста по регионам страны (в грн):

    • Одесская обл. – 20000 ($754);
    • Киевская – 10000 ($377);
    • Донецкая – 4000 ($151).

    Исполняя свои обязанности, специалисты получают (в грн):

  • слесарь-моторист – 9500 ($358);
  • моторист-матрос – 7750 ($292);
  • моторист рулевой – 3000 ($113);
  • моторист судовой – 30000 ($1131).
  • Учеба и карьера

    Чтобы стать мотористом судовым, необходимо иметь:

  • крепкое здоровье;
  • отличное зрение;
  • стрессоустойчивость;
  • координацию движений;
  • хороший глазомер;
  • умение концентрировать внимание.
  • Получают эту профессию в морских колледжах, которые расположены во всех портовых городах.

  • двигатели внутреннего сгорания;
  • устройство палубных механизмов;
  • методы контроля энергетических установок на судне;
  • технику безопасности.
  • Молодые выпускники колледжа зарабатывают не много, но получая опыт и повышая квалификацию, увеличивают свои доходы.

    Продолжая учиться, есть возможность стать капитаном дальнего плаванья.

    Должностные обязанности

    Прежде всего, моторист обеспечивает безопасное плаванье судна.

    В его обязанности входит:

  • обслуживание двигателя и энергетических установок;
  • проведение необходимого ремонта механических приспособлений;
  • соблюдение технической безопасности.
  • Он должен уметь:

  • оказывать первую помощь пострадавшим;
  • производить управление движением судна;
  • использовать подручные средства для спасения экипажа и пассажиров в чрезвычайных ситуациях.
  • Как найти хорошую работу?

    Хорошая работа для моряка – высококлассное судно, работающее в оффшоре.

    Это мечта любого юнги, но добиться таких высот не просто – устроиться без знания английского языка и опыта работы на подобных судах не возможно.

    Только целеустремленные и настойчивые получают такие вакансии.

    Зарплата моториста с опытом составляет 3500 евро в месяц при контракте, оформленном на 90 дней работы и 45 дней отпуска.

    Многие моряки, имея офицерское звание, устраиваются в оффшор даже кадетами с окладом 200 – 500 долларов, только для того, чтобы получить необходимый опыт.

    Крюинговые компании, на суда которых устроиться гораздо легче, предлагают зарплату:

  • моторист-сварщик – $2300;
  • токарь – $2250;
  • моторист 2-го класса – $1500;
  • матрос 1 кл. – $1900;
  • матрос 2 кл. – $1500.
  • Работая матросом или мотористом за 6 месяцев рейса, люди получают $7500 – $9000 .

    В оффшоре можно заработать 100 тыс. долларов в год.

    Что для этого надо?

    Знание иностранных языков, преимущественно, английского – одно из главнейших условий.

    Очень пригодятся профессиональные навыки и сертификаты на все виды деятельности.

    Кроме того, для работы на судах дальнего плаванья потребуются:

  • загранпаспорт;
  • паспорт моряка;
  • послужная книжка;
  • медицинская книжка;
  • укол от желтой лихорадки (1 раз в 10 лет).
  • И само собой, огромное желание стать просоленным морским волком.

    Серьезную конкуренцию на рынке труда нашим морякам составляют филиппинцы и китайцы.

    Судовладельцы берут их потому, что это дешевая рабочая сила.

    Победить в этой конкуренции можно только с помощью знаний и проверенных навыков.

    Преимущества профессии

    Одним из главных преимуществ является высокая зарплата.

    Кроме нее существуют и другие радости:

  • Быстрый карьерный рост.
  • Компания-работодатель обеспечивает моряков на время рейса питанием, проживанием и др.
  • Есть возможность увидеть своими глазами многие страны.
  • После каждого рейса предоставляется продолжительный отпуск.
  • Профессионалы всегда пользуются спросом как в море, так и на берегу.
  • Тесное общение с представителями многих национальностей, отшлифовка языковых знаний.
  • Трудности и опасности

    1. Работа моториста на судне – это физически тяжелый труд по 10 – 12 часов в сутки, без выходных и праздников.
    2. Представляет серьезную опасность для здоровья, а также высокую травматичность.
    3. Сложность расставания с близкими.
    4. Много неприятностей могут принести пираты.
    5. Большая психологическая нагрузка от нахождения в замкнутом пространстве.
    6. Могут возникать конфликтные ситуации среди экипажа.
    7. Сертификаты и дополнительное обучение дорого стоят.
    8. Моряков не обеспечивают государственными пенсиями.
    9. Несмотря на все это, работа моряка всегда престижна и интересна.

      Она подойдет всем тем, кого манит романтика дальних странствий и экзотические пейзажи.

      Вахтенный матрос подчиняется непосредственно вахтенному помощнику капитана. На ходу судна вахтенные матросы вы­полняют в основном две главные функции: стоят на руле и ве­дут визуально-слуховое наблюдение за окружающей обстанов­кой.

      Прием и сдача вахты как рулевым матросом, так и впе­редсмотрящим производится только с разрешения вахтенного помощника капитана.Во время несения вахты впередсмотрящему и рулевому матросу категорически запрещается уходить с поста, а также отвлекаться от прямых обязанностей.
      Выполнение каких-либо поручений и иных работ, не связанных с функциями рулевого или впередсмотрящего, допустимо лишь с разрешения вахтенного помощника.

      Прежде чем принять вахту «на руле», матрос обязан получить разрешение вахтенного помощника или капитана: «Разрешите стать на руль!».

      Получив подтверждение: «Становитесь!», матрос осведомляется у сменяющегося о том, как судно слушается руля. и в какую сторону больше ходит. Затем он принимает курс судна по гирокомпасу и путевому магнитному компасу.

      Сдав вахту, сменившийся рулевой матрос рапортует вахтен­ному помощнику.: «Курс по такому-то компасу столько-то граду­сов сдал!», а.ставший к штурвалу матрос повторяет этот же рапорт со, словом «принял».
      Рекомендуется, чтобы матросы докладывали отсчеты обоих курсоуказателей: гирокомпаса, по которому-ведется судно, и магнитного компаса, по которому осуществляется постоянный контроль за курсом.

      Не разрешается производить смену вахты на руле непосред­ственно перед изменением и в момент изменения курса. Нельзя также:менять рулевых при расхождении с судами и обгоне их. В тех случаях, когда судно следует на автоматическом управ­лении, сдающий и принимающий вахту матросы передают курс авторулевого, проверяя, правильно ли он установлен на прибо­ре., Это выполняется независимо от того, что аналогичную про­верку производит заступающий на вахту штурман.
      Эта опера­ция всегда необходима, так как вахтенный рулевой обязан в любой момент быть готовым принять управление рулем, а для этого он должен знать, каким курсом идет судно. Заданный курс записывают либо обозначают иным образом на специаль­ной доске или табло, которые обычно укрепляют перед руле­вым постом.

      Во время вахты на руле матрос обязан точно удер­живать судно на заданном курсе, как можно чаще сличая по­казания гирокомпаса с магнитным. Он должен внимательно следить за исправной работой курсоуказателей и рулевого уст­ройства.
      О всех замеченных отклонениях в работе компасов, как, например, застой картушки,-внезапное изменение курса, ухудшение освещения курсоуказателей, а также о неисправном действии рулевого устройства вахтенный матрос должен немедленно доложить вахтенному штурману. Если судно начнет вдруг плохо слушать руля, матрос обязан сразу доложить об этом.

      Удерживая судно на заданном курсе или приводя его на новый, указанный вахтенным помощником курс, рулевой мат­рос должен избегать резких и чрезмерно больших перекладок руля. Для этого он внимательно следит за угловой скоростью поворота судна, регулируя ее таким образом, чтобы к моменту подхода к линии заданного курса оно могло быть задержано и не перевалило бы этой линии по инерции.

      Вахтенному рулевому необходимо ясно представлять свои действия по всем командам, принятым при маневрировании, особенно когда ему не указывается заранее и конкретно угол поворота. Так, например, по команде «Отводить!», которая по дается обычно после команды «Право (лево) на борт!» и озна­чает, что надо уменьшить стремительность поворота судна, вах­тенному рулевому следует сделать меньшим угол перекладки руля, иначе говоря, отвести руль настолько, чтобы скорость поворота судна заметно снизилась. Во всех случаях, когда ве­личина угла перекладки руля задается командой капитана или штурмана, например, «Десять градусов право руля!» или «Ле­во на борт» и т. д., вахтенный матрос не имеет права самоволь­но изменять положение руля без последующей команды того же или старшего по положению командира.
      Если рулевой, кри­тически оценивая конкретную обстановку, решит, что судоводи­тель, видимо, забыл подать новую команду, то в таком случае он должен один или несколько раз подряд громко напомнить о положении руля, например: «Руль лево на борту», или обратить внимание капитана либо его помощника на то, как ведет себя судно, например: «Судно быстро катится влево!» или «судно влево не идет!» и т. п.

      Вахтенному матросу на руле запрещается сидеть, курить, заниматься посторонними разговорами. Он не имеет права дер­жать при себе железные или стальные предметы, могущие вызывать случайную девиацию магнитного компаса.

      Рулевой матрос обязан хорошо знать все команды как на русском, так и на английском языке. Ему следует твердо усвоить, что каждая полученная команда гром­ко и отчетливо репетуется.

      Вахтенный рулевой матрос должен обладать элементарны­ми знаниями правил управления судном при различных обстоя­тельствах плавания:

      ведя судно по створам, управлять им так, чтобы оба знака (днем) или оба огня (ночью) были постоянно в створе, по но­су судна, причем в момент прихода на створ обязательно за­метить курс и доложить о нем вахтенному помощнику; руле­вой матрос должен знать, что по мере приближения к перед­нему знаку створа курс судна будет несколько меняться, о чем также надо докладывать;

      ведя судно по фарватеру, обставленному знаками плавучего ограждения, вахтенный рулевой следит за тем, чтобы эти зна­ки судно оставляло на расстоянии, исключающем возможность навала на них, особенно в местах поворотов; в случае каких-либо сомнений в правильности курса матрос немедленно докла­дывает вахтенному штурману;

      при плавании на акватории, примыкающей непосредственно к берегам, вести судно (если не будет указано иначе) по бере­говым ориентирам, выбирая для этого в момент команды «Так держать!» какой-нибудь наиболее заметный и достаточно уда­ленный предмет, проектирующийся на горизонте в диаметраль­ной плоскости судна, и одновременно замечая курс по компасу, который докладывать штурману или капитану;

      прк следовании с буксиром всячески избегать резких пово­ротов; совершая их постепенно к плавно, даже в тех случаях, когда в силу каких-то причин судно значительно рьгскнуло в сторону и его нужно привести на курс;

      при следовании на буксире удерживать судно в кильватер буксирующему судну, внимательно следя за всеми его поворо­тами для того, чтобы своевременно повторить их; совершать эти повороты надо по возможности более плавно, не давая свое­му судну переходить за линию нового курса;

      при плавании во льду всячески оберегать корпус судна, его винты и руль от ударов, при этом особое внимание надо обра­щать на предохранение от повреждений скуловых частей корпуса, которые являются наиболее уязвимыми; при невозможно­сти вывернуться так, чтобы вообще не коснуться льда, надо брать льдины на форштевень, ни в коем случае не задевая их скулами судна;

      чтобы не повредить руль при движении судна кормой, после дачи заднего хода немедленно ставить руль в прямое положение, не дожидаясь на этот счет особой команды, и доложить штурману либо капитану: «Руль прямо!»;

      при из­менении хода с заднего на передний перекладка руля из пря­мого положения допускается только при наличии у судна дви­жения вперед, видимого на глаз;

      на ледоколе и на любом дру­гом судне, следующем во главе каравана, следует всячески из­бегать крутых поворотов с тем, чтобы оставляемый канал был бы "по возможности более прямолинейным.

      Вахтенный матрос должен хорошо знать систему перехода с механического рулевого управления на ручное или резервное и уметь грамотно пользоваться рулевым устройством.

      При выполнении обязанностей впередсмотрящего вахтенный матрос ведет тщательное визуальное наблюдение за горизон­том. водной поверхностью и окружающей обстановкой. Он осу­ществляет также слуховое наблюдение. Обо всем замеченном. матрос немедленно докладывает вахтенному помощнику.

      Впередсмотрящего выставляют на мостике или на баке. Вахта на баке необходима для возможно более раннего обна­ружения всякого рода опасностей: берега, скал, рифов, встреч­ных судов, плавсредств, сооружений на воде, различных пла­вающих предметов, в том числе средств плавучего ограждения». плавающих мин, огней, сигналов и т. п.

      К несению вахты на баке привлекают квалифицированных матросов или специальных наблюдателей, фамилии которых следует заносить в судовой журнал. Перед заступлением на вахту их надо тщательно проинструктировать, о чем сделать запись в журнале.

      Об обнаружении какого-либо объекта или предмета вперед­смотрящий на баке сразу докладывает на мостик, используя. все имеющиеся в его распоряжении средства связи: колокол, рупор, телефон и т. д. Доклады должны быть четкими и ясны­ми; например: «Справа (слева) столько-то градусов вижу судно, буй, скалу, огонь и т. д.» или «Справа (слева) столько-то градусов ясно (слабо) слышу сигналы судна, шум прибоя у берега и т. п.».

      Впередсмотрящий: при каких обстоятельствах не имеет права покидать свой пост без разрешения вахтенного помощ­ника. В случае объявления на судне тревоги он остается на пос­ту до тех пор, пока его не сменит наблюдатель, предусмотрен­ный расписанием по тревогам.

      Смена впередсмотрящих на баке производится обязательно на самом этом посту с немедленным докладом вахтенному по­мощнику по телефону, мегафону или внутрисудовой командной трансляции. Рапортуют поочередно оба,сдающий и прини­мающий вахту на баке по следующей форме: «Вахту наблюде­ния на баке сдал (принял) такой-то!»..

      Старший моторист (моторист) 153. Старший моторист (моторист) подчиняется механику и егопомощникам, а во время вахты находится в распоряжении вахтенногоначальника. 154. Старший моторист (моторист) обязан: (01) знать устройство главных энергетических установок ивспомогательных механизмов, уметь их обслуживать; (02) знать нормативные эксплуатационно-технические показателиработы энергетических установок; (03) участвовать в обслуживании и ремонте всей судовой техники; (04) знать и выполнять правила технической эксплуатации судовойтехники; (05) своевременно проводить техническое обслуживаниемеханизмов, закрепленных за ним расписанием по заведованию; (06) знать расположение и назначение трубопроводов, вентилей иклапанов судовых систем и уметь управлять ими; (07) уметь читать и понимать значение показаний приборов своегозаведования. 155. Старший моторист руководит работой мотористов (машинистов)при выполнении технического обслуживания и слесарно-ремонтных работ.Вахтенный моторист 225. Вахтенный моторист при заступлении на вахту обязан: (01) получить у сдающего вахту моториста сведения о состоянии ирежимах работы обслуживаемых технических средств, о замеченныхнеисправностях в их работе и ознакомиться с распоряжениями,передаваемыми по вахте; (02) поверить исправность обслуживаемых технических средств,чистоту и порядок в машинном отделении; (03) доложить вахтенному механику о замеченных недостатках. 226. Во время вахты вахтенный моторист обязан: (01) находиться на своем посту и вести контроль за работойвверенных ему технических средств и осуществлять управление ими; (02) соблюдать инструкции по обслуживанию технических средствэнергетической установки; (03) выполнять указания вахтенного механика по обеспечениюбесперебойной работы механизмов на заданных режимах, а также другиеего распоряжения. (04) при возникновении неполадок технических средств, пожараили поступления забортной воды внутрь корпуса немедленно доложить обэтом вахтенному механику и действовать по его указанию; (05) поддерживать чистоту и порядок в машинном отделении.

      Организационное обеспечение борьбы за живучесть судна Живучесть судна - это способность судна противостоять аварийным повреждениям, сохраняя, поддерживая или восстанавливая при этом в возможной мере мореходные качества.
      Основные виды аварийных повреждений, как правило, связаны с поступлениями воды в корпус, с пожарами и повреждениями технических средств.
      Живучесть судна обеспечивается конструктивными элементами, организационно-техническими мероприятиями, осуществляемыми при эксплуатации, и борьбой за живучесть судна, проводимой экипажем при аварии.
      Конструктивные мероприятия проводятся проектными и судостроительными организациями на стадии проектирования и постройки судна с целью обеспечения его живучести.
      Организационно-технические мероприятия проводятся экипажем с целью предотвращения поступления воды, возникновения пожаров и аварий технических средств, а также поддержания в исправности и готовности средств, предназначенных для борьбы за живучесть судна.
      В момент аварии успех борьбы за живучесть судна в основном определяется высоким моральным духом, хорошей подготовленностью и четкими действиями членов экипажа.
      Борьба за непотопляемость судна
      Повреждения корпуса судна различаются по размерам (малые - до 0,05 м 2, средние - до 0,2 м 2 и большие - от 0,2 до 2 м 2), по характеру (отверстия от вывалившихся заклепок и болтов, разошедшиеся швы, трещины и пробоины) и по расположению в корпусе (надводные, подводные и на ватерлинии).
      Трещины, разошедшиеся швы и малые пробоины заделываются, как правило, с помощью деревянных клиньев и пробок (рис. 297).
      Клинья изготавливаются из сосны или дуба с острыми и тупыми концами. Иногда торцы клиньев окантовываются кровельным железом или тонкой полосовой сталью.
      Пробки изготавливаются из сосны и применяются для заделки иллюминаторов, круглых небольших пробоин, отверстий от вылетевших заклепок и заглушки трубопроводов.
      При самостоятельном изготовлении клиньев и пробок не следует делать слишком большой угол заоострения, т.к. это приводит к плохой посадке клина (пробел) в местах повреждения. Хранятся клинья и пробки в сухом месте.
      Разошедшийся шов или длинную трещину следует заделывать несколькими клиньями, при этом заделку вертикальной трещины нужно начинать снизу, чтобы последний клин забивать при меньшем напоре воды. Перед непосредственной заделкой пробоины клин (пробку) рекомендуется обернуть смоляной паклей, которая заполнит места неплотного прилегания клина (пробки) к краю пробоины или трещины.

      Средние и большие пробоины, а также расположенные рядом несколько мелких пробоин, заделываются с помощью пластырей (мягких, полужестких и жестких).
      К мягким пластырям относятся парусиновый, шпигованный и кольчужный. Для прогулочных катеров и яхт рекомендуется иметь парусиновый пластырь(рис. 298), изготовление которого не представляет труда.
      Этот пластырь состоит из двух-трех слоев водоупорной парусины, полотнища которой расположены накрест и прошиты насквозь по квадратам нитками для машинной работы. По краям пластырь отделан ликтросом из пенькового смоляного каната. По углам в ликтрос бензелями заделаны коуши для крепления подкильных концов и оттяжек. В середине верхней шкаторины заделан кренгельс, к которому кре­пится промаркированный контрольный штерт (на малом судне, маркировку можно сделать через 10-20 см) для определения положения пластыря по борту судна. Размеры пластыря могут быть различными, в зависимости от типа и размерений судна.

      Техника постановки мягкого пластыря на пробоину (рис. 299) заключается в проведении следующих операций:
      1) Заводка подкильных концов осуществляется, как правило, с носа. При неработающем двигателе концы можно заводить одновременно с носа и кормы.
      Подкильные концы проводятся одновременно вдоль бортов к пробоине и располагаются так, чтобы пробоина оказалась между ними. Чтобы уменьшить вероятность попадания подкильных концов на винт или их зацепления за бортовые кили, рекомендуется в средней части носового и кормового концов закрепить грузы на расстоянии друг от друга, несколько превышающем ширину судна.
      Длина подкильного конца равна двойной длине шкота, и может быть рассчитана по формуле:
      l = 3,2 (Н + 0,5В),
      где l - длина подкильного конца, м;
      Н - высота борта от киля до верхней открытой палубы с учетом высоты фальшборта, м;
      В - наибольшая ширина судна, м.
      Подкильные концы имеют вплесненные в них коуши для крепления их с коушами на нижней шкаторине не пластыря при помощи соединительных скоб.
      2) Подготовка пластыря к постановке производится одновременно с заводкой подкильных концов. Пластырь с его снаряжением (за исключением подкильных концов) подносится к району пробоины,
      расчехляется и разворачивается на свободном месте палубы. Затем к нему крепятся шкоты, контрольный штерт и после заводки - два подкильных конца.
      3) Постановка пластыря производится при отсутствии хода судна. Постановка начинается сразу же после подсоединения с помощью скоб к коушам пластыря подкильных концов. Пластырь постепенно опус-кается за борт и одновременно, по мере его опускания, с другого борта обтягиваются подкильные концы. Когда пластырь опущен на заданную глубину (определяется по маркам контрольного штерта) - на центр пробоины, то закрепляются шкоты и втугую обтягиваются подкильные концы. При обтяжке пласт плотно прижимается к поверхности корпуса. На больших катерах и яхтах обтяжку можно проводить с мощью талей, либо, используя канифас-блок, с помощью судовой лебедки (шпиля, брашпиля). На не6ольших судах обтяжка проводится вручную. Обтянутые концы крепятся на кнехты и другие устройства.
      Для предохранения подкильных концов от повреждений рекомендуется подкладывать под них углы палубного стрингера, планширя фальшборта и т.п. деревянные брусья или доски.
      Наибольшую трудность представляет собой постановка пластыря в оконечностях судна. Это связано с тем, что форма корпуса в этих местах имеет явную кривизну, затрудняющую обеспечение плотности прилегация пластыря к корпусу, либо приводящую к вдавливанию пластыря водой внутрь судна.
      Прилегание пластыря к корпусу считается удовлетворительным, если после начала откачки воды уровень в отсеке начинает снижаться.
      Устройство и постановка других пластырей (мягких и полужестких) в данном пособии не рассматриваются, т.к. они на маломерных судах используются крайне редко. Хотя для судоводителей больших прогулочных катеров и яхт, выходящих в морское плавание, следует иметь на борту более надежные виды пластырей и уметь их применять в аварийных случаях.
      Жесткие пластыри применяются для заделки пробоин как снаружи, так и (при малых размерах). Жесткий деревянный пластырь с мягкими бортами(рис. 300) может применяться на современных прогулочных судах и яхтах для заделки пробоин на плоских участках корпуса, а также для заделки дверей, люков, горловин, иллюминаторов.

      Этот пластырь состоит из деревянного щита, обшитого по периметру парусиной, образующей с завернутой в нее паклей подушку. Размер пластыря должен быть таким, чтобы пробоина со всех сторон перекрывалась на 150-300 мм. Тонкие доски подгоняют одна к другой и они образуют внутренний щит пластыря. На этот щит накладывается парусина так, чтобы остались края для мягких бортов. На парусину поперек первого слоя укладываются толстые доски вплотную одна к другой. Доски пробиваются, тонкими гвоздями. Последующие слои толстых досок располагаются параллельно доскам второго слоя так, чтобы пазы накладываемого слоя находились посредине доски предыдущего слоя. Каждый слой прибивается гвоздями к предыдущему. Расстояние между гвоздями 100-150 мм подлине и 30-40 мм по ширине досок.
      После закрепления досок пластырь переворачивается, загибаются концы гвоздей и по краям делается подушка - мягкие борта из пакли, закрываемые слоями парусины.
      Парусина прибивается к доскам гвоздями. Отношение высоты подушки к ширине составляет 1: 2 или 1: 3, а высота подушки должна соответствовать суммарной толщине досок пластыря.
      При заделке малых пробоин и трещин в качестве уплотняющих прокладок применяются подушки с куделью. Эти подушки изготовляются из парусинового чехла с укладкой ровного слоя просмоленной кудели из пеньки или очесов льна. Толщина подушки составляет до 30 мм.
      Схема постановки жесткого пластыря снаружи показана на рис. 301.
      При постановке пластырей изнутри применяются средства подкрепления . К ним относятся металлические раздвижные упоры (рис. 303) различных размерений, аварийные брусья, деревянные и металлические шаблоны, аварийные струбцины.
      На рис. 302 изображены некоторые способы использования средств подкрепления при постановке жестких пластырей изнутри корпуса.
      При заделке деревянных корпусов пользоваться клиньями не рекомендуется, так как это может привести к расширению пазов или расколоть обшивку. Применение мягкого пластыря на деревянных судах эфективно: парусина под давлением воды заходит в пазы и играет роль конопатки. При небольшом напоре или неширокой пробоине ее удобно заделать фанерой или кровельным железом с помощью гвоздей. По фанеру (железо) кладется промазанная суриком или солидолом парусина.

      Заделку разошедшихся пазов обшивки деревянного судна эффективно производить с использованием опилок, которые в мешках подтягиваются на концах к месту водотечности и выбрасываются в воду. Фильтрующейся водой опилки затягиваются в пазы, где разбухают и плотно закупоривают места водотечности.
      Судоводителям маломерных судов, при подготовке к плаванию необходимо убедиться в наличии и исправности водоотливных средств, средств и инструментов, предназначенных для борьбы за живучесть судна. Получение пробоины, трещины или другого повреждения, связанного с поступлением воды в корпус катера (моторной лодки, парусного судна), является серьезной опасностью для судна и экипажа, особенно при значительном удалении от берега и неблагоприятных метеоусловиях. Только наличие аварийных средств и умение их правильно использовать может предотвратить гибель людей, находящихся на борту аварийного судна.
      Тушение пожаров на судах
      Основными причинами пожаров на маломерных судах являются: неосторожное и небрежное обращение с открытым огнем; воспламенение и взрывы топлива; неисправность электрооборудования и нарушение правил его эксплуатации. Нередко причиной пожара служит брошенная спичка, непотушенный окурок, оставленный без присмотра огонь.
      Решающим фактором спасения судна при возникновении пожара является немедленное тушение очага возгорания.
      Выбор способа тушения пожара зависит от характера пожара и имеющихся средств его тушения.
      Если пожар возник в помещении, то для ограждения притока воздуха помещение необходимо герметизировать и после этого применять средства тушения.
      Существует два основных способа тушения: поверхностный и объемный.
      Поверхностный способ тушения предусматривает действие огнегасительных веществ на поверхности горючего материала.
      При объемном способе огнегасительные вещества вводятся в герметизируемое помещение, в котором возник или может возникнуть пожар.

      Для тушения пожара в начальной фазе используются переносные огнетушители различных типов. (пенные, углекислотные, жидкостные, порошковые и др.), так называемые "покрывала" (кошма, кусок брезента, одеяло), а также вода, песок, сода, асбест, графит и т.д.
      Наибольшее распространение на судах имеют пенные и углекислотные огнетушители.
      Заряд химических пенных огнетушителей (рис. 304) состоит из щелочной и кислотной частей. При приведении в действие огнетушителя щелочная и кислотная части заряда сливаются вместе, вступают в химическую реакцию и образуют пену.
      Пена под действием давления выбрасывается через спрыск. Для приведения в действие огнетушителя необходимо откинуть рукоятку эксцентрика вверх до отказа, перевернуть огнетушитель вверх дном и направить струю пены в очаг пожара.
      Углекислотный огнетушитель (рис. 305) заряжен углекислотой, которая выходя из насадки, быстро испаряется.
      Для выпуска углекислоты присоединяется раструб, свободно вращающийся в вертикальной плоскости и служащий для лучшего снегообразования.
      Огнетушитель приводится в действие путем открывания запорного вентиля до отказа и направления струи снега к очагу пожара. При этом огнетушитель держится вертикально и как можно ближе к очагу пожара.
      В порошковых огнетушителях в качестве заряда используются порошковые составы, которые выбрасываются под давлением
      Покрывала используются для покрытия очагов пожара в целях прекращения доступа к ним воздуха.
      Применение воды при тушении пожаров известно хорошо. Маломерные суда в отличии от больших морских и речных судов не оборудуются стационарными системами пожаротушения, поэтому основным способом доставки воды к очагу возгорания на катере и лодке служит зачерпывание ее ведром и заливание огня.
      Современные большие прогулочные суда и яхты имеют как переносные средства, так и стационарные противопожарные системы водотушения, пенотушения, паротушения и даже системы с применением инертных газов и легкоиспаряющихся жидкостей.
      К недостаткам использования воды при тушении пожаров следует отнести то, что водой нельзя тушить загоревшееся электрооборудование под напряжением, а также порча от воды некоторых предметов и судового оборудования.
      При возгорании электрооборудования его необходимо немедленно обесточить. Для тушения горящего генератора и иного электрооборудования, находящегося под напряжением, используются углекислотные огнетушители, другие средства не рекомендуются. Углекислый газ не влияет на снижение сопротивления изоляции электрооборудования. В случае если для тушения обесточенного электрооборудования использовалась воздушно-механическая пена, то после ее применения электрооборудование требует просушки. После использования воды (особенно морской) или химической пены электрооборудование может быть выведено из строя на длительное время. Если тушение пожара осуществлялось объемным способом с использованием стационарных систем пожаротушения, то помещение может быть введено в эксплуатацию только после его разгерметизации.
      При возникновении очага возгорания на маломерном судне судоводителю рекомендуется:
      1. Немедленно заглушить двигатель и расположить судно так, чтобы огонь и искры ветром относило сторону от легковоспламеняющихся и горючих материалов, находящихся на судне.
      2. Отдать команду находящимся на борту людям одеть спасательные жилеты.
      3. Быстро принять решение о способе тушения очага возгорания и использовать находящиеся на суд;
      противопожарные средства ("покрывала", огнетушитель, вода и др.).
      4. Четко отдавать указания находящимся на борту людям (если этого требуют обстоятельства) по оказанию помощи в тушении пожара и не допустить среди них паники.
      5. В случае невозможности локализовать и потушить пожар отдается команда покинуть судно, подается сигнал бедствия и запрашивается помощь по радио (если есть радиостанция). При этом, учитывая влияние ветра, нужно постараться отплыть как можно дальше от покинутого судна и стараться держаться на воде недалеко друг от друга. Это позволит оказывать необходимую помощь друг другу до подхода спасателей или во время самостоятельного движения к берегу (острову, отмели и т.п.).
      При оставлении горящего катера (мотолодки), яхты необходимо позаботиться о том, чтобы за борт своевременно были брошены спасательные круги, свободные жилеты и другие плавающие предметы, которые можно использовать для спасения. Кроме того, судоводителю следует обеспечить взятие с судна хотя бы спичек, медицинской аптечки (рекомендуется хранить на судне в водонепроницаемой упаковке), ножа, которые могут пригодиться в дальнейшем.
      Обеспечение живучести судна при обледенении
      Для подавляющего большинства маломерных судов с наступлением холодов навигация заканчивается. Однако некоторые судоводители продолжают выходить в плавание до становления льда и могут оказаться в условиях, приводящих к обледенению судна.
      Обледенение - явление крайне опасное, так как приводит к потере остойчивости судна и, если не принять своевременных мер по его освобождению ото льда, опрокидывание судна неизбежно.
      Обледенение судов происходит при температурах наружного воздуха ниже 0"С и при температурах забортной воды ниже 8 "С.
      Наиболее значительное обледенение наблюдается в результате забрызгивания судна. Максимальная интенсивность обледенения установлена при следовании судна на курсовых углах 15" - 45" по отношению к направлению ветра и бегу фронта волн. При следовании в галфвинд или бейдевинд лед быстрее нарастает на подветренной части корпуса, что способствует возникновению статического крена судна.
      Сильное обледенение может иметь место при плавании и в штилевую погоду с температурой воздуха от 1 до -5 "С. Обледенение происходит в результате обильного парения, тумана или переохлаждения осадков.
      Судоводителям маломерных судов настоятельно рекомендуется не выходить в плавание при условиях способствующих обледенению, чтобы исключить неоправданный риск. Но если обледенение все-таки застало маломерное судно в плавании, то борьба с этим явлением сводится к следующим мероприятиям:
      1. При снижении температуры наружного воздуха до значений близких к 0 "С, вести непрерывное наблюдение за частотой забрызгивания судна и началом отложения льда на судовых поверхностях. Немедленно направить судно к ближайшему убежищу.
      2. При угрозе обледенения судна привести в готовность имеющиеся средства борьбы с ним.
      3. Выбирать такие курсовые углы и скорости судна, при которых его забрызгивание и заливание будет наименьшими.
      4. Попеременно изменять курс судна, приводя направление ветра на правый и левый борта с целью устранения неравномерности обледенения бортов и возможности получения судном статического крена.
      5. Не допуская снижения остойчивости до опасных пределов, удалить лед с соблюдением техники безопасности в первую очередь с высоко расположенных конструкций.
      6. Из-за отсутствия на маломерных судах термических средств удаление льда производится в основном с помощью ручных средств (ломы, топоры, скребки, пешни, лопаты и т.п.) с одновременным применением соли и противообледенительных смесей.
      7. Постоянно следить и регулярно окапывать лед со штормовых портиков, шпигатов и других отверстий, обеспечивающих беспрепятственный сток воды с палубы.
      8. При возникновении статического крена из-за несимметричного обледенения, околку льда необходимо производить в первую очередь с высоко расположенных конструкций накрененного борта.
      9. При значительном обледенении носовой оконечности и появления дифферента на нос, околка льда производится в первую очередь носовых конструкций.
      10. Вести тщательный контроль за водонепроницаемостью корпуса. Если справиться с обледенением своими силами невозможно следует запросить помощь, используя средства связи и сигналы бедствия.

      Должностная инструкция моториста-рулевого теплохода

      I. Общие положения:

      1. Назначается, перемещается и освобождается от занимаемой должности приказом руководителя предприятия по представлению директора по эксплуатации флота.
      2. Должностной оклад моториста-рулевого устанавливается согласно штатного расписания.
      3. Моторист-рулевой непосредственно подчиняется капитану теплохода.
      4. В своей работе руководствуется:

      Действующим законодательством Украины, нормативными актами и др. документами;

      Уставом о дисциплине работников речного транспорта;

      Уставом службы на судах речного флота;

      Правилами охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности в речных портах;

      Приказами и распоряжениями руководителя предприятия и капитана теплохода;

      Уставом ОАО «______________»;

      Настоящей должностной инструкцией.

      II. Задачи и обязанности:

      1. Несёт вахту в машинном отделении, согласно судового расписания.
      2. Обслуживает главную энергетическую установку и вспомогательные механизмы, вспомогательные котлы и технические средства, которые обеспечивают их работу, управляет ими.
      3. Несёт вахту в рулевой рубке, согласно судового расписания.
      4. Знает принципы работы различных систем рулевого устройства, авторулевых, умеет управлять ими.
      5. Обслуживает судовые системы и управляет клапанами судовых систем.
      6. Обслуживает электрооборудование машинного отделения.
      7. Принимает участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых технических средств систем и механизмов.
      8. Производит слесарно-монтажные работы по ремонту судовых двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств и систем.
      9. Своевременно проводит техническое обслуживание механизмов, закреплённых за ним расписанием по заведованию.
      10. Читает и понимает значение приборов своего заведования.
      11. Обеспечивает бесперебойную работу механизмов на заданных режимах и принимает меры по устранению недостатков в их работе.
      12. Поддерживает чистоту и порядок в машинном отделении.
      13. Принимает меры в случае угрозы аварии, поступления забортной воды пожара или другой опасности для жизни людей в машинном отделении.
      14. Проводит подготовку систем пожаротушения к действию.
      15. Привлекать­ся по указанию механика к судовым рабо­там, не входящим в круг его прямых обя­занностей, после получения инструктажа по правилам безопасности труда на рабочем месте.
      16. Изучает специальную лоцию и условия плавания района внутренних судоходных путей в которых судно совершает рейсы.
      17. Управляет ручными, паровыми, электрическими, гидравлическими рулевыми приводами, использует авторулевой. Осуществляет переход с одного вида управления на другой.
      18. Удерживает судно на постоянном курсе и меняет курс по приказу командного состава в различных условиях, как при глазомерной ориентировке, так и с помощью различных систем курсоуказателей.
      19. Следит за чистотой и порядком на ходовом мостике и рулевой рубке.
      20. Соблюдает требования техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии на судах.

      Задачи и обязанности моториста-рулевого при несении вахты в рулевой рубке:

      1. Заступая на вахту, проверяет действие сигнальных огней, а в дневное время наличие поднятых флагов и знаков, необходимых в данной обстановке, также ознакамливается со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.
      2. При стоянке на якоре или швартовых ведёт наблюдение за окружающей обстановкой, следит за положением и натяжением якорной цепи, швартовыми, кранцами, сходнями, трапами, якорными огнями и знаками, наличием противокрысиных щитков на швартовых, а также за тем, чтобы за борт не свешивались тросы, шланги и т.д. О всех изменениях обстановки докладывает вахтенному начальнику.
      3. Принимая вахту на руле, выясняет у сменяющегося курс, как судно слушается руля.
      4. Строго удерживает судно на заданном курсе, следит за работой курсоуказателей и рулевого устройства, немедленно докладывает вахтенному начальнику о неисправностях в их работе.
      5. Выполняет команды только вахтенного начальника или капитана, предварительно продублировав их.
      6. При плавании с использованием глазомерного метода ориентировки, постоянно ведёт наблюдение за плавучими и береговыми знаками навигационного оборудования, показаниями глубин на сигнальных мачтах, сигналами на движущихся и стоящих судах. Обо всех опасностях немедленно докладывает вахтенному начальнику
      7. Перед отходом судна с места стоянки проверяет действия рулевого устройства путём перекладки руля с борта на борт и докладывает об этом вахтенному начальнику.

      III. Обязанности работника по соблюдению требований

      нормативно-правовых актов по охране труда:

      1. Должен заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровье окружающих людей в процессе выполнения любых работ или во время пребывания на теплоходе или территории предприятия.
      2. Знать и выполнять требования нормативно – правовых актов по охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты.
      3. Проходить в установленном законодательством порядке предварительные и периодические медицинские осмотры.

      IV. Должен знать

      1. Устав службы на судах речного флота.
      2. Правила трудового распорядка.
      3. Устройство судовых двигателей внутреннего сгорания и правила их эксплуатации.
      4. Основные неисправности двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств и систем, способы их определения и устранения.
      5. Нормативные эксплуатационно-технические показатели работы энергетической установки.
      6. Процедуры несения вахты в машинном отделении.
      7. Назначение и расположение трубопроводов, вентилей и клапанов судовых систем.
      8. Требования охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.
      9. Основы электрооборудования судов и судовой автоматики.

      10. Назначение и устройство приборов автоматики судовых двигателей внутреннего сгорания и вспомогательных котлов.

      11. Слесарное дело и технологическую последовательность во время ремонта судовых двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств, судовых систем и их арматуры.

      12. Основы такелажных и малярных работ.

      13. Основные действия по защите окружающей природной среды.

      14. Назначение, устройство и действие различных передач мощности от главных двигателей на гребным валы, контрольно-измерительных приборов, судовых энергетических установок.

      15. Назначение и устройство валопроводов и судовых движителей.

      16. Основы физических процессов, которые происходят в судовых двигателях внутреннего сгорания.

      17. Действия во время аварий и пути эвакуации из машинного отделения.

      18. Назначение судовой сигнализации, которая связывает машинное отделение с мостиком судна.

      19. Расположение на судне аварийно-спасательного, противопожарного оборудования, имущества, инвентаря и его использование по назначению.

      20. Инструкцию по эксплуатации, правила технического обслуживания и ремонта судовых технических средств.

      21. Специальную лоцию и условия плавания района внутренних судовых путей, в которых судно совершает рейсы.

      22. Правила регламентирующие плавание судов и дополнения к ним, касающиеся района, в котором плавает данное судно.

      23. Рулевое устройство и действия рулевого комплекса при работе движителей на передний и задний ход при плавании на мелководье, волнении, при ветре, швартовке, отданном якоре и т.д.

      24. Принцип работы различных систем рулевого устройства, авторулевых.

      V. Права:

      1. Получать необходимую информацию для выполнения своих обязанностей.
      2. Вносить вышестоящему руководству предложения по улучшению организации своего труда.

      VI. Ответственность:

      Моторист-рулевой несет личную ответственность за:

      1. Несоответствие принятых им решений действующему законодательству Украины.
      2. Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных данной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.
      3. Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством
      4. Дачу недостоверной информации о состоянии выполнения работы.
      5. Нарушения требований законов и других правовых актов по охране труда.
      6. Ненадлежащее обеспечение сохранности вверенных ему ценностей.

      VII. Взаимоотношения:

      Все вопросы, связанные с исполнением своих должностных обязанностей решает с директором по эксплуатации флота и командным составом судна.

      VIII. Квалификационные требования:

      Среднее или профессионально-техническое образование. Первичная профессиональная подготовка. Стаж работы на судах в составе машинной команды не меньше 2-х месяцев, который связан с функциями несением ходовой машинной вахты под руководством квалифицированного механика или особы рядового состава высшей квалификации. Должен иметь соответствующий диплом или свидетельство про квалификацию, дающее право работать в данной должности.

      Руководитель подразделения __________________________________ __ __________ г.

      (подпись, ФИО)

      СОГЛАСОВАНО:

      Юрисконсульт _______________________________________ __ __________ г.

      (подпись, Ф.И.О.)

      Инженер по охране труда ______________________________________ __ __________ г.

      (подпись, Ф.И.О.)

      С инструкцией ознакомлен:_____________________________________ __ __________ г.

      (подпись, Ф.И.О.)

      В соответствии с Уставом службы на судах Министерства речного флота на всех самоходных судах, на которых штатным расписанием предусмотрены должности рулевых, мотористов-рулевых (машинистов), во время движения на посту управления судном должны находиться два члена экипажа — вахтенный начальник и моторист-рулевой.

      Моторист-рулевой подчинен непосредственно первому штурману, боцману, а во время вахты — вахтенному начальнику.

      Моторист-рулевой должен знать: основные правила, регламентирующие плавание судов, и дополнения к ним, касающиеся района, в котором плавает данное судно; специальную лоцию и условия плавания в районе, в котором судно совершает рейсы;

      Устройство и руководства по эксплуатации главных двигателей, вспомогательных механизмов, систем дистанционного управления и средств автоматизации механизмов машинного отделения;

      Рулевое устройство, проводку штуртроса и правила ухода за ним; действие руля при работе машин на передний и задний ход;

      Технико-эксплуатационные данные судна и его маневренные качества;

      Действие якорных устройств;

      Способы швартовки судна;

      Передовые методы технической эксплуатации главных двигателей и вспомогательных механизмов машинного отделения, обеспечивающие продление межремонтных периодов их работы;

      Причины появления неисправностей в работе главных двигателей, вспомогательных механизмов, систем дистанционного управления и средств автоматизации механизмов машинного отделения; способы их предупреждения и устранения;

      Эксплуатационные нормативно-технические показатели работы силовой установки;

      Правила техники безопасности, судовой санитарии и основы противопожарной защиты судна.

      Моторист-рулевой должен уметь:

      Управлять судном в различных условиях под руководством вахтенного начальника;

      Производить подготовку, пуск в работу, регулирование режима работы, остановку главных двигателей и вспомогательных механизмов;

      Выполнять работы по спуску и подъему шлюпок, обращаться с ручными, паровыми, электрическими и гидравлическими рулевыми машинами;

      Непосредственно управлять работой палубных вспомогательных механизмов;

      Управлять шлюпкой, выполнять такелажные и малярные работы, а также мелкий ремонт по судну;

      Своевременно проводить технические уходы за закрепленными за ним механизмами и устройствами.

      Перед вступлением на вахту моторист-рулевой должен проверить:

      Исправность действия рулевого устройства, сигналов, наличие и готовность запасных сигнальных фонарей;

      Режим работы главных и вспомогательных двигателей.

      Во время вахты моторист-рулевой обязан:

      Неотлучно находиться на посту управления, вести постоянное наблюдение за плавучей и береговой обстановкой, показаниями глубин на сигнальных мачтах, сигналами иа движущихся и стоящих судах, управлять судном по командам вахтенного начальника и дублировать его команды;

      Следить за показаниями приборов и средств контроля за работой главных двигателей и вспомогательных механизмов.

      При подготовке судна к плаванию рулевой-моторист должен участвовать в ремонтных работах, вооружении и оборудовании судна.


      На заметку: В наше время мало кто читает книги, потому что множество полезной информации можно найти и в интернете. Например, ответы на вопросы можно найти на научно-познавательном сайте для детей и взрослых. Почемуха.ру.