Фактура состоящая из мелодии с аккомпанементом называется. Музыкальная фактура и ее виды (23)

Цели урока:

Музыкальный материал урока:

С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. Сирень (слушание).

С. Рахманинов , стихи Ф. Тютчева. Весенние воды (слушание).

Ж. Бизе.

Г. Струве, стихи С. Маршака. Пожелание друзьям (пение).

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина.

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Работа по теме урока.

Давайте поговорим о фактуре музыкальных произведений.
Что означает этот термин? В Интернете нашёл такое определение:
ФАКТУРА (лат. factura - обработка, от facio - делаю) - совокупность средств музыкального изложения, образующая технический склад произведения, его музыкальную ткань. В отличие от формы, под Фактурой разумеются одновременно (по вертикали) развертывающиеся компоненты произведения. Иногда вместо термина Фактура употребляются выражения: склад, строение, сложение, изложение. Элементами Фактуры являются мелодия, бас, аккорды, фигурация, отдельные голоса, орнаментика, выдержанные звуки и др. Фактура обусловлена содержанием произведения, композиционными принципами (например, гомофония, полифония), выразительными и техническими возможностями инструментов и голосов. Основные формы Фактуры - музыкальные склады: монодический (одноголосный), полифонический, подголосочный, аккордовый, гомофонический; чаще всего применяются смешанные виды этих складов.

Возникли следующие вопросы:
1. Можно ли кратко определить фактуру как характер зависимости интегрального звучания произведения от времени?
2. Фактур бесконечное или конечное множество?
3. Существует ли сомножество благозвучных фактур, признанных в музыкальной практике и наоборот, «запрещённых», т.е. неблагозвучных фактур?
4. Есть ли соответствие между жанром (стилем) произведения и его фактурой?
5. Могут ли два произведения иметь одинаковые фактуры?
6. Может ли быть фактура предметом изобретения (творческой находки) музыканта и распространяется ли на неё авторское право?



ФАКТУРА это устройство, организация, структура музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, это то, из чего она складывается -- мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски. Фактура -- это словно бы "вертикальный разрез" звучащего пласта.

В гитарной практике, в основном, мы встречаемся с тремя элементами фактуры:

1. Мелодия
2. Гармоническое заполнение
3. Бас

Мелодия - главный элемент фактуры. В песнях именно мелодия поётся голосом, и по мелодии мы отличаем одно произведение от другого. В нотах она обозначается штилями вверх, потому что как правило, она находится выше других элементов фактуры. Но нередки случаи, когда мелодия проводится в среднем голосе или даже в басу. Тогда штили могут быть направлены вниз.

Бас - второй по значимости после мелодии элемент фактуры. Бас можно назвать второй мелодией, которая проходит в нижнем регистре, часто этот элемент называют также "басовой линией". Бас - это фундамент произведения, его опора. Именно бас обозначает ритмическую пульсацию, смену гармоний. Басовые ноты, как правило, находятся на сильных долях такта, они являются опорными точками, на которых держатся остальные элементы фактуры. Басовые ноты также могут быть и на слабых долях такта, в том случае когда они входят в состав басовой линии, басовой мелодии. В любом случае басовая линия всегда хорошо различима на слух.

Гармоническое заполнение это третий по значимости элемент фактуры после мелодии и баса. Роль гармонических нот в заполнении пространства между басом и мелодией по вертикали, а также ритмического заполнения по горизонтали. Гармонические ноты создают глубину, объём, полноту звучания фактуры. Как правило, они находятся на слабых долях такта и представляют собой ноты, входящие в состав текущего аккорда.



При игре произведения, при его разборе, очень важно знать роль каждой ноты в фактуре. Только через осознание многослойности музыкальной ткани можно достичь эффекта объёмного звучания, эффекта игры нескольких инструментов на одном.

Музыкальная ткань. Фактура.

Совокупность всех звуковых элементов музыкального произведения составляет музыкальную ткань .

Строение и характер музыкальной ткани называется фактурой (от лат. factūra - строение).
Это же понятие обозначает и музыкальное изложение, склад письма.

  • Монодия (греч. – один, – пение)
    Представляет собой одноголосную мелодию.
    Чаще всего в чистом виде встречается в народной песне.

    Примеры монодии в профессиональной музыке:
    Начальное проведение темы в фуге
    Пролог к опере “Борис Годунов” М.П.Мусоргского
    Вступление к I части симфонии №2 П.И.Чайковского
    Часто одноголосно изложены трубные сигналы или наигрыши пастушьего рожка:
    "Итальянское каприччио" П.И.Чайковского
    Вступление к I действию оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

  • Удвоение
    Промежуточная форма между одноголосием и многоголосием.
    Представляет собой удвоение мелодии в октаву, терцию, сексту или удвоение аккордами.

    Например:
    Вступление к "Шахерезаде" Н.А. Римского-Корсакова
    "Русская" из "Петрушки" И.Ф. Стравинского

Встречается в народной музыке разных национальных культур. В профессиональном творчестве является господствующим.
Оно имеет несколько типов:

I тип Гомофония (греч. – ровный, – звук, голос).
Есть главный мелодический голос и другие мелодически нейтральные голоса.
Обычно, главный голос в гомофонии верхний, но бывает также нижний и даже средний.

Существуют две формы гомофонии, основанные на:

· II тип Гетерофония (греч. – другой, – звук, голос).
Такой вид многоголосия называется еще подголосочной или ветвистой полифонией. Это основная форма народного, особенно русского, белорусского и украинского многоголосия.
Главный мелодический голос сочетается с другими мелодическими голосами, являющимися вариантами главного, ответвлениями от него, подголосками.

III тип Полифония (Контрапункт)

Полифония (греч. – много, – звук, голос)
Контрапункт (лат. punctum contra punctum - точка против точки (нота против ноты))

Совместное звучание контрастных, разных, мелодически развитых голосов. При этом контраст обязателен, а мелодическая развитость переменна:

Реприза увертюры оперы "Нюрнбергские мейсерзингеры" Р.Вагнера

Главная мелодия более выразительная (яркая, значительная), чем другие.

Со второй половины XVIII века возникает новый вид многоголосия – сложное многоголосие.

Вокально-хоровая работа.

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

Урок 27

Тема: Пространство фактуры.

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. Сирень (слушание).

Ø С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. Весенние воды (слушание).

Ø Ж. Бизе. Утро в горах. Антракт к III действию. Из оперы «Кармен» (слушание).

Ø Г. Струве, стихи С. Маршака . Пожелание друзьям (пение).

Ø До чего дошёл прогресс (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Работа по теме урока.

Задачи:

1) эмоционально настроить учащихся на работу;

2)познакомить с темой и целью урока, поставить задачи, эмоционально настроить учащихся на работу.

На экране проецируется видеоряд, включающий картины весны, в сопровождении пьесы П.И.Чайковского «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года».

Все богатства русского пейзажа

В полное владенье нам даны:
Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зелёные весны.
Летний полдень в поволоке зноя,
Вечер, заглядевшийся в ручей,
Узорочье луговин цветное,
Тёплый воск желтеющих полей.
Расписные крылья листопада
Над бездонной синевой озёр.
Всё это твоё, и сердце радо
Целый мир влюбить в родной простор.

Вряд ли есть что-нибудь столь же властно занимающее человеческий ум и воображение, как природа. И это вполне естественно: человек - дитя природы, с первых шагов своих он ощущает могучие силы окружающего мира.

Человек растёт, взрослеет - и его отношение к природе изменяется. Оно становится более многосторонним и осознанным. Учёный наблюдает природные явления и открывает всемирные законы; техник ставит их на службу людям. А лесовод, например, не даёт оскудеть зелёным запасам земли и тем помогает природе сберечь и приумножить свои силы.

А поэт, художник, музыкант находит в природе созвучия своим переживаниям, воплощает их в образы, с помощью которых рассказывает нам о сложных законах жизни человеческой души. Так природа помогает человеку лучше понять самого себя.

Отличие отношения к природе у людей искусства от научного, практического заключается прежде всего в том, что поэт в своих стихах, художник в своих картинах, музыкант в своей музыке наделяет её переживаниями, свойствами и чертами живого существа, иными словами - одушевляет.

И именно сочувственное отношение к окружающей природе - высшей творческой силе нашего мира - позволяет художнику (широком смысле) создавать запоминающиеся образы. Нет ни одного значительного поэта, музыканта или художника, душа которого не отзывалась бы на красоту природы. Русское искусство располагает удивительными образцами пейзажной лирики. “В ней есть душа, в ней есть свобода”, -это сказано о природе. В ней неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов и, может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться…

На нашем сегодняшнем уроке мы постараемся понять, как, с помощью каких средств создали картины русской весны Сергей Рахманинов и Иван Бунин – Композитор и Поэт. Мы приоткроем дверь в творческую мастерскую двух больших художников и сами попробуем свои силы в творчестве: в нашем «приюте муз» будет работать начинающий художник, а лучшим итогом нашей работы будет создание вами сочинений-миниатюр.

Задачи:

1) провести сравнительный анализ произведений разных видов искусства (романс С.Рахманинова «Весенние воды», стихотворения Ф.Тютчева «Ещё в полях белеет снег…» и картины И.Левитана «Весна. Большая вода»);

2) показать значение музыкальной фактуры в создании образа весны.

Сколько прекрасных стихов, картин, музыкальных произведений посвящено весне. Сколько чувств, сколько мыслей и переживаний они выражают. А всё потому, что весна – необычное время года, ведь изменения происходят не только в природе, но и в душе человека. Кажется, что жизнь наполняется каким-то особым смыслом, заставляет двигаться, действовать, не даёт стоять на месте.

Сегодня мы обратимся к романсу С.Рахманинова «Весенние воды». Вспомните, что такое романс? (Романс – это произведение вокального искусства, в котором выражаются чувства.)

· Работа с текстом романса.

В основе романса лежит стихотворение Ф.И.Тютчева. С ним вы познакомились ещё в начальной школе. Давайте прочитаем его. (Слайд №23)

Какие чувства передаёт это стихотворение?

Чувствуете ли вы движение весны? В каких словах оно выражено?

О каком этапе весны идёт речь: это начало, середина или конец весны? Обоснуйте свой ответ.

· Работа с мелодией романса.

Романс С.Рахманинова не только передаёт образ стихотворения, но и вносит в него новую стремительность и динамику. Послушайте это произведение в исполнении камерного хора и фортепиано.

Слушание романса С.Рахманинова «Весенние воды» в исполнении камерного хора.

Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс. По-особенному светло и солнечно звучит мелодия хора. Обратите внимание на её нотную запись в первой строке. Она похожа на ручеёк.

Мелодия построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего. Окончания почти всех фраз – восходящие, что позволяет сделать интонацию ещё более ликующей, восклицательной, чем в стихотворении. (Показ на нотной записи и пропевание учителем.)

Давайте всмотримся в запись аккомпанемента. Скажите, какой инструмент использовал композитор в качестве музыкального сопровождения? (Фортепиано.)

Почему? (Этот инструмент позволяет создать ощущение движения бурлящей воды, охватывающей огромное пространство, ломающего все преграды на своём пути.)

Как вы думаете, фортепиано является только аккомпанементом или самостоятельным участником этого произведения?

Фортепианное сопровождение в этом романсе выступает как самостоятельный участник действия, который по силе выразительности и изобразительности порой превосходит даже хор!

Скажите, чувство и настроение, созданное в романсе испытывает один человек или оно всеобъемлющее, охватывающее всё и вся?

В «Весенних водах» - чувство яркое, открытое, восторженное, охватывающее и природу, и людей, и весь окружающий мир. Кажется, что эта музыка позволяет расширить пространство. Огромную роль в передаче этого пространства играет музыкальная фактура.

Что такое фактура музыкального произведения? (Музыкальная фактура – это особенность записи произведения.)

Какая бывает фактура? (Аккордовая, фигурационная, пластовая, одноголосная, многоголосная.)

Мы с вами уже сказали о том, что хор и фортепиано имеют практически одинаковое значение в создании образа весны. Посмотрите, как различаются нотные записи партий голоса и фортепиано. Но ведь мы воспринимаем их вместе, как единое целое. Перед нами фигурационная фактура. Всмотритесь в запись: если соединить все ноты в строчке, получатся фигуры, волнистые линии. Именно в этих линиях мелодии и заложена выразительность романса.

· Работа с картиной И.Левитана «Весна. Большая вода».

Посмотрите на экран. Перед вами одна из самых известных картин Исаака Левитана «Весна. Большая вода». Она принадлежит к числу самых светлых и жизнеутверждающих образов природы в творчество художника. Народное выражение «большая вода» означает широкий разлив, большое половодье. К сожалению, это красивое выражение теперь крайне редко употребляется.

Скажите, почему художник так назвал свою картину?

Назовите, на что вы обратили внимание в первую очередь? Почему?

Какое настроение создаёт картина?

Благодаря каким краскам, картина выглядит такой солнечной, ведь солнца на ней не видно?

Обратите внимание на деревца, затопленные водой. Какими они изображены?

Благодаря этим тонким деревцам картина становится музыкальной, ведь именно они задают ритм этой картине. Давайте вспомним, что такое ритм? (Ритм – это чередование длинных и коротких звуков в определённой последовательности и строго определённом количестве.)

Посмотрите, действительно, деревца разные по высоте и по толщине. Расположены они неравномерно, как и длительности в нотной записи.

Вспомните нотную запись романса. В ней так же много коротких, восьмых, нот. Эти нотки, как берёзки в воде, создают какой-то ритмический рисунок.

· Вывод.

Итак, мы видим, что поэты, художники, композиторы в своих произведениях не просто создают образ весны, но и передают чувства, эмоции, ощущение движения, динамику. Конечно, каждый из них использует средства выразительности и изобразительности, доступные данному виду искусства. В музыке одним из важнейших средств является фактура, ведь именно в ней запечатлевается всё, что связано с выразительностью музыкального звучания. Мощный хор, стремительные звуки фортепиано – всё это рождает собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.

3. Литературная часть.

· Вводное слово.

Задача: эмоционально настроить учащихся на восприятие стихотворений И.А.Бунина.

Учитель читает стихотворение Б. Л. Пастернака «Март».

МАРТ

Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг.
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.

Чахнет снег и болен малокровьем
В веточках бессильно синих жил.
Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
И здоровьем пышут зубья вил.

Эти ночи, эти дни и ночи!
Дробь капелей к середине дня,
Кровельных сосулек худосочье,
Ручейков бессонных болтовня!

Настежь всё, конюшня и коровник.
Голуби в снегу клюют овес,
И всего живитель и виновник -
Пахнет свежим воздухом навоз.

· Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта

Задача: расширить и углубить знания учащихся о И.Бунине.

Мастером создания поэтических пейзажей является Иван Бунин - выдающийся русский поэт и прозаик. Он родился 10 (22) октября 1870 года в старинной обедневшей HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE" \o "Русское дворянство" дворянской HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%8B" \o "Бунины" семье в самом сердце средней полосы России - в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. В дальнейшем семья переехала в имение HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B7%D1%91%D1%80%D0%BA%D0%B8_%28%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%29" \o "Озёрки (Петрищевское сельское поселение)" Озёрки под HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%95%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%BE%D0%BC&action=edit&redlink=1" \o "Ельцом (страница отсутствует)" Ельцом. Детство, проведённое в небогатом поместье, среди русской природы, русских людей, навсегда поселило в сердце поэта любовь к своему Отечеству.

До 11 лет Иван воспитывался дома, а потом поступил в Елецкую уездную гимназию, (слайд №30) где провёл 4 года. Из-за недостатка средств в семье Бунину пришлось оставить гимназию. Он возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Бунин, Юлий Алексеевич" Юлия. (слайд №31) Много занимался самообразованием, увлекаясь чтением мировой и отечественной литературной классики.

В 17-летнем возрасте начинает писать стихи. В 1887 году состоялся литературный дебют Ивана Алексеевича – были опубликованы его стихотворения и рассказы. Иван Алексеевич умел подмечать каждую новую черту переменчивых картин родной природы.

Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия – высшая награда Российской империи в области литературы. HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1_%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F" 1 ноября HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1909_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1909 год" 1909 года он был избран почётным академиком HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA" \o "Императорская Санкт-Петербургская Академия наук" Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности.

В феврале HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1920" \o "1920" 1920 года Бунин навсегда покинул Россию: он уехал из охваченной огнём гражданской войны страны в Европу. Многие годы поэт прожил во Франции. (слайд №32) Много и плодотворно занимался литературной деятельностью, став одной из главных фигур Русского Зарубежья. В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Нобелевская премия в области литературы. (слайд №33) Он стал первым русским писателем-нобелевским лауреатом.

Вторую мировую войну (с октября HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1939_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1939 год" 1939 года по HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1945_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" 1945 год) провёл на съёмной вилле «Жаннет» в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%81" \o "Грас" Грасе (департамент HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%8B_%28%D0%B4%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%29" \o "Приморские Альпы (департамент)" Приморские Альпы). (слайд №34) Бунин отказывался от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупантами и старался постоянно следить за событиями в России.

Умер Иван Алексеевич во сне в два часа ночи с 7 на 8 ноября HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1953_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1953 год" 1953 года в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6" \o "Париж" Париже. По словам очевидцев, на постели писателя лежал том романа HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Толстой, Лев Николаевич" Л. Н. Толстого « HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%28%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%29" \o "Воскресение (роман)" Воскресение». (слайд №35) Похоронен на кладбище во Франции HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5_%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D0%96%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2-%D0%B4%D0%B5-%D0%91%D1%83%D0%B0" \o "Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа" Сент-Женевьев-де-Буа.

· Поэтическая страничка

Задача: подготовка к анализу стихотворения И.А.Бунина.

Послушаем несколько стихотворений Бунина о весне.

a. Подготовленные учащиеся читают стихотворения Бунина:

· «Ещё и холоден и сыр…»

· «Шире, грудь, распахнись для принятия…»

· «Русская весна»

· «Раскрылось небо голубое…»

Вопрос: с какими чувствами поэт встречает весну?

b. Работа с учебником.

Прочитаем стихотворение «Бушует полая вода…»

Вопросы:

ü О каком весеннем месяце пишет поэт? Как вы это поняли?

ü Где поэт встречает весну – в городе или в деревне? Какие детали позволили вам сделать такой вывод?

ü Что значат выражения «полая вода», «слышишь запах сада», «затишье гумен и дворов»?

ü В каких строках поэт «оживляет», одушевляет весеннюю природу?

ü Каким стихотворным размером написано стихотворение? Как вы думаете, почему Бунин использовал именно ямб?

ü Определите вид строфы и рифмовки.

ü Какое настроение поэт постарался выразить в этом стихотворении?

ü Можно ли сравнить стихотворение Бунина с музыкой Рахманинова и картиной Левитана? Почему?

ü Поэт «рисует» словом. Какие образы помогают Бунину создать картину наступления весны? (Работа по составлению «весеннего словаря» поэта).

c. Работа над сочинением- миниатюрой «Движение весны».

А теперь вам предоставляется возможность самим стать художниками слова. Напишите сочинение-миниатюру «Движение весны». А во время работы вас будет вдохновлять прекрасная музыка.

d. Несколько учащихся читают свои сочинения. Класс даёт свою оценку услышанному.

Задача: подвести итоги урока, оценить работу учащихся, настроить их на внимательное отношение к изменениям в природе и в человеческой душе, а также отражение этого в произведения разных искусств.

Эпиграфом нашего урока были строки из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…». Храмы создают люди, архитекторы, живописцы… И каждый из них вместе с работой привносит частичку своей души. Так же и в природе. Да, человек не создал лес, солнце и небо, но именно он наполнил всё вокруг чувствами, мыслями, переживаниями. Именно благодаря произведениям искусства начинает трудиться человеческая душа.

Сегодня на уроке поработали и вы, и ваша душа потрудилась, что отразилось Ваших творческих работах: в пейзажах, нарисованных словами и красками.

Что Вам особенно понравилось и запомнилось на уроке?

Что нового, интересного для себя вы узнали?

Особенно хотелось бы отметить работу…

Весна – это особое время года. Время перемен, время перехода от покоя к движению.

Любовь земли и прелесть года,

Весна благоухает нам! –

Творенью пир даёт природа,

Свиданья пир даёт сынам!..

Дух жизни, силы и свободы

Возносит, обвевает нас!..

И радость в душу пролилась,

Как отзыв торжества природы,

Как Бога животворный глас!..

(Ф.И.Тютчев)

//Особое место в творчестве композитора занимают романсы. В них Рахманинов предстает другой стороной своего творческого облика. Преимущественной сферой его камерного вокального творчества была лирика, мир личных чувств и настроений. Исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм отличается фортепианное сопровождение и в романсах Рахманинова. К числу наиболее популярных относятся - "Сирень", "Не пой, красавица", "Весенние воды", "Ночь печальна", "Отрывок из Мюссе", "Я опять одинок".

"Сирень" (слова Ек. Бекетовой) – одна из самых драгоценных жемчужин рахманиновской лирики. Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы, выраженных посредством тонких музыкально-живописных элементов. Вся му зыкальная ткань романса певуча, мелодична. Спокойные, распевные вокальные фразы непринужденно льются одна за другой. Выразительная фигурация фортепиано ассоциируется с представлением о колеблемой легким ветерком листве. Ощущение покоя возникает и благодаря пентатонической ладовой окраске: вокальная мелодия и сопровождение первых тактов романса выдержаны в бесполутоновом звукоряде ля-бемоль - си-бемолъ - до - ми-бемоль - фа.

В дальнейшем, по мере развития, композитор выходит за рамки пентатоники, В середине романса выделяется задушевностью и теплотой широкая мелодическая фраза ("В жизни счастье одно"), поддержанная красивым инструментальным подголоском и оттененная мягким поворотом в тональность II ступени (си-бемоль минор). Значительно обновлена и реприза. (Романс написан в простой двухчастной форме.) Композитор сохраняет лишь тональность и рисунок фортепианного сопровождения. Сама же мелодия здесь новая, с широкими интервалами и острыми задержаниями в кульминации ("Мое бедное счастье"). Зато тем более свежо и кристально чисто в заключении звучат у рояля диатоническая мелодия и прежняя пентатонная фигурация, которыми завершается романс.

В романсах Рахманинова образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созерцательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой

формы, сочностью и густотой красок, блеском и сложностью фортепианного изложения.

В таком стиле Рахманиновым написан романс "Весенние воды" (слова Ф. И. Тютчева). Это музыкальная картина русской весны, поэма восторженных, радостно ликующих чувств. В вокальной партии господствуют призывные мелодические обороты: мотивы, построенные на звуках мажорного трезвучия, энергичные восходящие фразы, заканчивающиеся энергичным скачком. Их волевой характер усиливается пунктирными ритмическими фигурами. Блестящая, можно сказать, концертирующая, партия фортепиано очень содержательна и играет чрезвычайно важную роль в создании общего, жизнеутверждающего характера произведения и его живописного, картинного облика. Уже вступительная фраза фортепианной партии - в бурно взлетающих пассажах, в экспрессивном звучании увеличенного трезвучия - воссоздает атмосферу весны, рождая музыкальный образ пенящихся весенних потоков.

Эта фраза развивается далее на протяжении почти всего романса и приобретает самостоятельное художественное значение, становясь как бы лейтмотивом весны. В кульминациях произведения он превращается в радостные звоны, возвещающие торжество светлых сил.

Музыкальное развитие, благодаря неожиданным терцовым сопоставлениям мажорных тональностей (Ми бемоль мажор - Си мажор - Ля бемоль мажор, Ми бемоль мажор - Фа диез мажор), отличается яркими тональными контрастами. Необычным для камерного жанра является и глубокое преобразование тематизма.

Сила и напряженность музыкального развития вызвали появление в романсе двух ярких и мощных кульминаций. Одна из них достигается при сопоставлении Ми-бемоль мажора и Фа-диез мажора ("Весна идет! Мы молодой весны гонцы"). В вокальной партии здесь появляется широкая (в объеме децимы), круто устремляющаяся вверх, ликующая фраза "Она нас выслала вперед!", поддержанная бурными взлетами аккордов у фортепиано (вступительный мотив). Вслед за тем музыка приобретает мечтательный и сдержанный характер: внезапно спадает звучность, дважды замедляется темп, облегчается фортепианная фактура.

Andante ("И тихих, теплых майских дней") начинает новую волну нарастания: ускоряется темп и учащается ритмический пульс (восьмые сменяются триолями). Энергичные восходящие секвенции фортепиано приводят ко второй, не менее впечатляющей, но на этот раз чисто инструментальной кульминации. Она напоминает патетические виртуозные эпизоды фортепианных концертов композитора. Последний звук вокальной партии "затопляется" лавиной бурно низвергающихся октав, приводящих к патетическому, подобному возгласу трубы, призыву "Весна идет!". Он сопровождается плотным, как будто "вибрирующим" (повторяющиеся триоли) аккомпанементом с острозвучащим наложением аккорда "доминанты с секстой" на тоническую квинту.

Антракт к третьему действию - картина ночи в горах. «Звучит» тишина и «слышен» покой горных вершин. На сцене - скалистый пейзаж Сиерры. Через горные перевалы крадутся отважные контрабандисты. Хозе кажется «своим» среди этих смелых и вольных людей. Но его непрестанно мучит совесть и мысли о матери, которая ждет и верит в него.//

Вокально-хоровая работа.

Ø Г. Струве, стихи С. Маршака . Пожелание друзьям (пение).

Ø Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. До чего дошёл прогресс (пение).

IV. Итог урока.

Итак, мы видим, что поэты, художники, композиторы в своих произведениях не просто создают образ весны, но и передают чувства, эмоции, ощущение движения, динамику. Конечно, каждый из них использует средства выразительности и изобразительности, доступные данному виду искусства. В фактуре непременно запечатлевается всё, что связано с выразительностью музыкального звучания. Мощный хор, стремительные звуки фортепиано – всё это рождает собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.

V. Домашнее задание.

Определение фактуры

Конкретная художественная организация хорового много­голосия реализуется в фактуре. Фактура (лат. factura - обра­ботка, от facio - делаю) - совокупность средств музыкально­го изложения, образующая технический склад музыкального произведения, его музыкальную ткань. Поэтому иногда вмес­то термина «фактура» употребляются как синонимы значения: склад, строение, сложение, изложение, подразумевающие "компоненты произведения, развертывающиеся по вертикали. Элементами фактуры являются мелодия, бас, отдельные голо­са, аккорды, выдержанные звуки, фигурация, орнаментика.

С точки зрения исполнителя очень важной особенностью фактуры является то, что она является категорией, связанной с пространственными компонентами музыкального восприя­тия. Как отмечает Е.В. Назайкинский, «связи пространствен­ных представлений с различными элементами фактуры - с аккордикой, взаимным расположением голосов, соотношени­ем тембров и регистров, с дифференциацией линий, Основные вопросыов, фактурных пластов многоголосного целого - едва ли не наибо­лее очевидны. Ведь понятие музыкальной фактуры включает в себя все три измерения пространства: "глубину" - расслоение на функционально разнородные Основные вопросыы, "вертикаль" - диф­ференциация линии и пластов по высотнорегистровому поло­жению, "горизонталь" - время, необходимое для разверты­вания всех необходимых деталей фактуры» 1 .

Не менее важной для исполнителя особенностью фактуры является то, что она связана не только с пространственными, но и временными ощущениями и ассоциациями. Так, фактур­ная «глубина», охват крайних высотных регистров часто вы­зывает представление о далеком историческом прошлом, о вос­поминаниях, о мечтах и т.д., а смена фактуры, фактурная многослойность и многоОсновные вопросыовость - о взаимосвязи прошло­го и настоящего, мечты и реальности.

И наконец, нельзя недооценивать роль изложения как фак­тора формообразующего.

Поскольку фактура представляет собой одно из наиболее стабильных, устойчивых музыкальных средств, ее изменения сразу же воспринимаются как важные и значимые.

В зависимости от того, какой общий принцип (склад пись­ма) лежит в основе музыкальной ткани, всю совокупность из­вестных в хоровой практике типов фактуры можно свести к следующим разновидностям:

мелодико-подголосочный склад - изложение, в котором главная мелодия проводится в одном из голосов, осталь­ные же голоса (подголоски) представляют собой вариан­ты-ответвления основного мелодического голоса. Эта фактура свойственна ряду народно-песенных культур, и в частности русской народной песне;



мелодико-гармонический склад - соединение одного из голосов, выполняющих мелодическую функцию, с гар­монической функцией остальных при одинаковом рит­мическом рисунке обоих элементов фактуры;

гомофонный склад - разнофункциональное соединение голосов, где мелодию ведет главный голос, а остальные голоса играют роль гармонического сопровождения с от­личающимся от мелодии ритмом;

гармонический (аккордовый) склад - изложение, при котором все голоса выполняют не мелодическую, а под­черкнуто гармоническую функцию;

полифонический склад - многоголосное изложение, ос­нованное на равноправии и относительной мелодической самостоятельности голосов, выполняющих разные мело­дические функции;

Аккордовый склад моноритмично дублирует линию либо верхнего голоса, либо баса и в последнем случае может быть лишен самостоятельной развитой мелодии.

Различные типы фактуры (склада), используемые в хоро­вом письме, можно условно разделить на две группы:

Первые подразумевают известную темброво-регистровую слитность и уравновешенность звучания по вертикали, тогда как соединения с различной функцией голосов требуют, как правило, тембрового и динамического обособления хоровых партий.

Остановимся теперь подробнее на характеристике каждой из основных функций хоровой ткани.

Вдовершение сказанного хочется обратить внимание на то, что работа исполнителя над различными типами фактуры тре­бует от него наличия соответствующего вида слуха. Дело в том, что музыкальный слух обладает сложной структурой, включающей в себя множество компонентов, направленных на восприятие различных сторон музыки (звуковысотной, рит­мической, динамической, тембровой и т.д.). В исполнительс­кой практике в последнее время утвердилось разделение музы­кального слуха в зависимости от его объекта на мелодический, гармонический и полифонический слух. Под мелодическим слухом понимают способность полно и убедительно раскрыть (в восприятии и исполнении) эмоционально-психологическую сущность одноголосно изложенной музыкальной мысли. Гар­монический слух - та же способность по отношению к много­голосию, т.е. комплексам звуков различной высоты в их од­новременном сочетании и в связи созвучий. Полифонический слух - способность, направленная на целостное восприятие специфических свойств полифонической музыки и полифоничности в целом.

Введение

Отличительной чертой музыкальной культуры эпохи Возрождения явилось бурное, стремительное развитие светского искусства, выразившееся в широком распространении в 15-16 веках многочисленных песенных форм- французских chansons, испанских вильянсико. итальянских фроттол, вилланелл, английских и немецких многоголосных песен, а также мадригала. Их появление отвечало жизненным потребностям времени, тем прогрессивным тенденциям в области идеологии, философии, культуры, которые были связаны с интенсивно утверждавшимися передовыми принципами гуманизма. Небывалого расцвета достигли изобразительное искусство, архитектура, литература. В эпоху Возрождения широкое развитие получает инструментальная музыка. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров- сольной песни, кантаты, оратории, оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

музыкальный инструментальный фактура песенный

Понятие " Музыкальная фактура"

Рассмотрим, что такое фактура. Фактура-это форма изложения музыкального материала, которая проявляется и в статике (например, то или иное расположение аккорда). Фактура, являясь внутренней содержательной стороной произведения, относится к музыкальной форме, которою в широком общеэстетическом смысле следует понимать как художественно-организованное воплощение идейно-образного содержания в специфических музыкальных средствах. Но понятие музыкальной формы имеет и более специальное значение как сама организация музыкального материала в процессе его развития, иначе говоря формообразование, приведшее к той или иной структуре целого и его составных частей. В таком аспекте музыкальной формы условно обособляется и фактура, как область, в которой рассматривается не процесс развития музыкального материала (в соответствующих структурах), а выразительные средства сами по себе, в их взаимодействии, взаимопроникновении, совокупности и единстве.

В музыкальном движении фактура может в общем сохраняться, выдерживаться в том же или в частично изменённом виде. В других случаях она получает определенное развитие. Так, при повторении или новом проведении того же тематического материала само изменение фактуры обновляет музыкальный образ, а следовательно, создаёт его переосмысление и развитие в соотношении с предыдущим (что особенно характерно для так называемых фактурных вариаций). Фактура может в бесперерывном или прерывистом музыкальном движении существенно изменяться, включая новые приёмы изложения, или контрастно сменяться совершенно другой фактурой. Какого бы ни было фактурное развитие, его, однако, не следует отождествлять с процессом формообразования, как таковым. Вместе с тем, дифференцированные таким образом области- фактура и формообразование- подчиняются в целом музыкальной форме в ее указанном выше широком общеэстетическом значении. Отсюда следует, что фактура всегда является важным компонентом художественного содержания произведения, как средство воплощения музыкального образа.

Компоненты музыкальной фактуры. Средства выразительности музыки весьма разнообразны. К ним относятся- мелодика, гармония, ритм, темп, тембр, динамические оттенки, артикуляция, штрихи, агогика и т. д. В своём сочетании и единстве они создают ту или иную художественную образность или придают ей разные оттенки. Основополагающую композиционную роль играют мелодика, гармония и ритм. В процессе развития музыкальной формы они служат факторами формообразования, в строении звуковой ткани представляют собой основные конструктивные компоненты музыкальной фактуры. Они неразрывно взаимосвязаны в художественном содержание музыкального произведения и могут рассматриваться как самостоятельные специфические области в том или ином научном аспекте. Мелодика непременно включает в себя ритм, как организующее начало всякого движения. Вне ритма она представляет собой лишь абстрагированную мелодическую линию и в качестве таковой может рассматриваться только как схема прямолинейного или гибкого (волнообразного) движения. Такое рассмотрение тоже бывает необходимым, но по существу выразительным средством служит именно ритмизованная мелодика. Мелодическое развитие содержит любые интервалы, но главную роль играет секундовая связь звуков, что имеет, как увидим далее, существенное значение в мелодической фигурации. К понятию гармонии в широком(современном) смысле относятся любые одновременные сочетания (как вертикаль звуковой ткани), состоящие даже из двух разных звуков, то есть так называемые гармонические интервалы. В более узком, специальном смысле под гармонией подразумеваются такие созвучия, которые организованы по вертикали (согласованность звуков), и в этом отношении ей противопоставляется понятие дисгармонии. При большем количестве звуков вводится понятие аккорда, которое относится к разного рода созвучиям, как консонантным, так и диссонантным, но подчиняющимся особым закономерностям и приобретшим основополагающее организационно-гармоническое значение в музыкальном искусстве. Сущность же любого аккорда заключается в том, что он является представителем ладогармонической системы музыкального мышления. В качестве такого он служит организующей силой гармонии и не только по своему звучанию, но и по своей ладовой направленности, то есть выполняет ту или иную функцию с большей или меньшей определённостью. Ритм, как организующий фактор всякого прерывистого движения (чередование звуков, как музыкальных с определенной высотностью, так и немузыкальных), действует в музыке во многих случаях самостоятельно, приобретая иногда главенствующее значение (например, на ударных инструментах). Но в непосредственной связи с мелодикой и гармонией он служит обычно сопутствующим компонентом. Ритмическая организация звуков основана на объединение их в группы, образующие ту или иную систему отсчета во времени. Эта система и представляет собой метр, являющийся своего рода канвой, на основе которой образуется тот или иной ритмический рисунок мелодического и гармонического движения. Рисунок этот может быть простым и совпадать с метрической сеткой (канвой), но чаще бывает свободным, а иногда и очень сложным. Метр и ритмический рисунок могут рассматриваться отдельно в условных аспектах. Соотношение того и другого подчеркиваеться названием метроритм, но мы будем прибегать к общему понятию ритма, включающему обе стороны организации звуков. В медленном темпе звуки объединяются по два (сильный -слабый), в более быстром - по четыре, при большем ускорении- по восемь; такая тенденция к ритмической квадратности в самом восприятии имеет важное значение в музыке. Восьмизвуковое объеденение является пределом. Как выяснилось, фактура представляет собой синтез основных компонентов (иногда очень сложный), и для понимания их роли и взаимосвязей необходимо рассматривать ее с разных точек зрения, в тех или иных условных аспектах, Исходить надо при этом от общего представления об основных типах фактуры- музыкальных складах, об их смешении, взаимопроникновении.

Музыкальная фактура (лат. factura – устройство , строение ) – способ изложения, строение музыкальной ткани, музыкальный склад.

Исторически в музыке сложились три основные типа фактуры :

Полифония (лат. polyphonia от греч. πολυφωνία – многозвучие) – мелодическое многоголосие, складывающееся из одновременного звучания относительно самостоятельных мелодических линий. Полифоническая фактура сложилась в эпоху средневековья. Существует три основные типа полифонии: контрастная, имитационная (канон, мотет, инвенция, фуга), подголосочная (или вариантная гетерофония, характерная для народного многоголосия).

Гомофония или гомофонно-гармоническая фактур а берет начало в полифонии. Отечественный музыковед Асафьев назвал ее «остывшей лавой готической полифонии». В рамках гомофонии различают аккордовую (протестантский хорал) и гомофонно-гармоническую фактуру, которая состоит из нескольких пластов (например, из мелодии и аккомпанемента).

Одним из способов динамизации, расцвечивания гомофонно-гармонической фактуры является гармоническая фигурация – последовательное, а не одновременное изложение звуков аккорда. Разновидностей гармонической фигурации довольно много. Вот некоторые из них:

1) арпеджированное изложение аккордов (И. С. Бах. Прелюдия C-dur, ХТК, том I)

2) вальсообразный аккомпанемент (Ф. Шуберт. Вальс op.77,№2)

3) альбертиевы басы, названные так в честь итальянского композитора Доменико Альберти (1710-1740) в Сонате C-dur, K.545 В. Моцарта

Конспекты по элементарной теории музыки. Содержание
Фактура в музыке (от лат. factura - устройство, строение, обработка, склад)– способ изложения, музыкальный склад, строение музыкальной ткани.

Исторически сложились три типа фактуры :

Существует три основных типа полифонии : контрастная, имитационная (канон, мотет, инвенция, фуга), гетерофония (характерна для народного многоголосия).

3. Гомофонно-гармоническая фактура берет начало в полифонии. Отечественный музыковед Асафьев назвал ее «остывшей лавой готической полифонии». Различают собственно аккордовую фактуру (протестантский хорал) и гомофонно-гармоническую, которая разделяется на несколько пластов (например, мелодию и сопровождение).

May · 15

Дмитрий Низяев

Этим термином в музыкальной теории называют строение музыкальной ткани. Несколько невразумительно звучит, верно? Боюсь, что в одной фразе это понятие точнее и не выразишь. В современном понимании, при четком делении музыки на мелодию и аккомпанемент, фактурой можно назвать тип этого аккомпанемента, его устройство: чередование баса и аккорда, просто фон из длинных аккордов, гитарный перебор, сопровождение, организованное в самых разных ритмах - все это разные фактуры. Так вот, поиск, подбор новой фактуры - тоже один из инструментов аранжировщика. Вы можете облечь мелодию в нежные полупрозрачные одежды, окружить тонкими кружевами, или снабдить острыми активными ритмами, или заковать в броню и поставить на гусеницы - одними лишь средствами фактуры.

Мы, пожалуй, продолжим терзать нашу бедную "елочку", чтобы виднее была разница на одном и том же примере, хорошо? Итак, первая же фактурная формула, которая нам известна (поскольку мы ее слышим по сто раз на дню от нашего убогого радио) - формула "ум-ца" или "ис-та" или "бум-шварк", или как ее только ни называют, короче говоря, чередование баса и аккорда. Что будет с нашей песенкой, если дать ей такое сопровождение? Послушаем (пример ). Кстати, для тех, кто интересовался уроками об аккордах на нашем сайте: ноты набраны мной с таким использованием обращений трезвучий, какое рекомендуется для плавного голосоведения. Вообще, всегда стремитесь к естественности, тогда Ваша музыка будет легче находить поклонников, быстрее запоминаться. Просто будет приятнее!

Но вернемся к нашим баранам. Я умышленно лишил этот пример всяких украшений, чтобы было заметнее то, что с ним можно сделать. Как Вам звучание? Не правда ли, похоже на пьяного слона? Может, это и не годится для детской колыбельной, но запомним, понадобится может быть: вот так, если потребуется, мы будем изображать пьяный крупный скот.

Но это - лишь скелет фактуры. Даже примитивное "ум-ца" вполне может стать разнообразнее, есть целая куча вариаций этого ритма. Посмотрим, как это можно обработать. Для начала, не изменяя тембра, можно внести штриховые краски: пусть бас, как более тяжелое и неповоротливое от природы создание, "ходит" крупными длительностями, тупо и тяжело. Для пущего утяжеления его можно удвоить в октаву снизу. А вот аккорды, соответствующие более подвижным тембрам, мы исполним более стаккатно, легко: (пример ).

Далее, можно варьировать эту фактуру, заполнив все восьмые в такте ровными аккордами. При этом фактура потеряет эти наглые акценты на слабых долях, зато станет динамичнее, устремится вперед. Позволим ей это, увеличив темп (пример ).

Можно затем добавлять какие-либо ритмические дробления в аккомпанирующую формулу и даже совсем изменять ритм - оставаясь в пределах принципа "чередование баса с аккордом": Я попробую просто-напросто вставить в басовую партию в нескольких местах вспомогательные звуки (выбирая их из тех, которые входят в состав того трезвучия, которое "живет" в данный момент) и другие вспомогательные нотки - как бы короткие гаммы перед некоторыми опорными долями. А в аккордовой части фактуры - просто смещу аккорды взад и вперед от их "законных" моментов времени, создам некую джазовую "кривизну", синкопность (пример ). Для тех, кто не в курсе: синкопа - это именно смещение звукового удара, акцента в сторону от сильной доли такта - типично джазовое явление. Ну как, повеселее зазвучало?

Дальше, можно, к примеру, удвоить каждый "бас-аккорд" (пример ), намекая на популярный некогда танец "шейк", и так далее - что позволит Ваша фантазия. Фактура будет приобретать всевозможные танцевальные оттенки до тех пор, пока Вы не изменяете размер и сохраняете хотя бы намек на это самое чередование "ум-ца". Ничего не изменится в характере музыки, если подключить ударную группу. Ведь Вы будете просто вынуждены здесь повторить ту же формулу "бас-барабан - малый барабан (или маленькая тарелочка"хэт")". Музыка утяжелится, но останется танцевальной, причем грубой и тяжелой, как это сейчас модно (пример ). Такой тип фактуры создается очень (я бы сказал, слишком) легко: берете любую музыку и добавляете удары малого барабана на четных долях такта. Этим нынче зарабатывают свой хлеб сотни звезд, но нам с Вами этого не пристало! Слишком легко достигается - значит и цена такой работы - грош. И долговечность, и ценность любого искусства ВСЕГДА прямо пропорциональны затраченному труду, вернее, мучениям. Потому, познакомившись с фактурой "ум-ца", продолжим вооружаться средствами, которые недоступны никаким звездам, о-кей? Значит, двигаемся дальше.

Фактура может быть вывернута наизнанку, то есть роль мелодии поручается басовому голосу, а аккомпанемент перебирается наверх. И тут появляется еще целый набор красок, смотря по тому, каков тип аккомпанемента и какой именно инструмент ведет тему (примеры , ). Слышите? Тремолирующая гитара вызывает ассоциации с фольклором, с балалайкой или домрой, в другом случае сочетание колоколов с литаврами придает мелодии некую величественность, а в третьем - напоминание о, быть может, балетной музыке Чайковского, он обожал пульсирующие флейты и певучие темы виолончели. Вы должны уметь изобразить любой стиль, любую эмоцию - ведь не зря же все эти композиторы на свете жили. Все уже придумано, пользуйтесь!

Какие еще типы фактуры существуют? Аккордовая. В принципе то же самое, только гармонии не раскладываются во времени. Весьма многоликий, между прочим, тип. Вот несколько примеров (отдохнем малость от "елочки", согласны?) - остинато (то есть однообразная пульсация, повторение) создает - в быстром темпе - напряжение, ожидание какой-то развязки (пример ), или - реже - воодушевление, приподнятость (пример ), а в медленном темпе - либо эффект траурного шествия, либо мягкую качку медленного танца (пример ), полностью аккордовое оформление как темы, так и сопровождения - прекрасное средство для кульминаций (пример ).

Арпеджированное сопровождение - вотчина арфы или гуслей. Если Вы напишете свободное, вне ритма, "блуждание" арфы по звукам трезвучия, получится вроде как шум водопада. Такой прием, кстати, здорово наполняет оркестровую партитуру объемом и широтой размаха, не перегружая при этом ни Ваш слух, ни секвенсор Вашего компьютера (пример ). Такое же арпеджированное сопровождение, но в условиях ритма и размера хорошо служит полноценным аккомпанементом, а не только "подкраской", и даже может совсем заменить собой мелодию. Прекрасный пример тому - первая прелюдия из классического сборника Баха "Хорошо темперированный клавир" (пример ). Это тот удивительный случай, когда фактура аккомпанемента столь точна и полна, что даже в мелодии нужды не возникло. Впрочем, мелодия тоже прекрасно чувствует себя в сопровождении арпеджио, вплетенного в ровный ритм (пример ).

Еще разновидность арпеджио, так называемая "фигурация" - это, по сути, те же аккорды, равномерно разложенные по одной нотке, ровными длительностями. Пользовался этим еще Моцарт, как всегда, весьма остроумно. Фигурация не требует никакого мастерства (ею пользуются при подборе на слух все дети даже сегодня), и в то же время фигурация прекрасно показывает все гармонии, создает ритмическую сетку, "канву" - как нынешняя ритм-гитара. Два классических примера фигурации - "ломаное" движение (пример ) и "прямое" (пример ).

Вот, это наверно, все основные виды фактуры. Но на этом еще рано успокаиваться, потому что наша цель - передать разнообразные эмоции, душевные состояния воображаемого музыкального персонажа, не так ли? И музыкальная фактура имеет свойства, отвечающие за ее эмоциональное содержание. Это, во-первых, расположение музыки по регистрам (то есть на высотной оси) и во-вторых, во времени. Не пугайтесь чересчур строгих определений, на самом деле все очень просто.

Существует условное деление высотного (или частотного, если хотите) диапазона на отрезки или зоны - "регистры", которые так и называются - высокий, средний и низкий. Как можно легко догадаться, звучание этих регистров окрашено эмоционально так же, как окружающие нас в жизни звуки: нижний регистр занимают звуки страшные, угрожающие, мощные, таинственные. Ассоциируйте их, с чем угодно: локомотив, медведь, подземный гул, ракетный двигатель, тьма, смерть и т.п. Стало быть, почти все, что Вы напишете в этом регистре, будет вызывать те же ощущения и у Ваших слушателей. Средний регистр - наиболее близкий звучанию спокойного человеческого голоса, естественно настраивает на отдых, повествует. В этом регистре хорошо писать длинные спокойные мелодии, никого не напрягающие и ничего не требующие. Высокий же регистр - опять подключайте воображение - это птичье пение, это истошный крик, это ветер, колокольчики, напряжение, кульминация, прозрачная дымка - все зависит от тембра, от инструмента, которому Вы поручите ведение темы. Согласитесь, поющая в третьей октаве нежная флейта и заходящаяся истошным визгом дисторшн-гитара - совсем разные сферы! Но чаще всего, если Вы не предпринимаете каких-то специальных необычных мер, работает элементарная закономерность: чем выше звучание, тем больше напряжение. Поэтому самая главная кульминационная нота в почти любой мелодии - самая высокая. Вот пример: миниатюра Грига из сюиты "Пер Гюнт" - шествие гномов. В начале (и в конце тоже) тема этих самых гномов рисует их сказочность, их крошечные шажки, их таинственность (пример ). А в кульминации - заметьте, АБСОЛЮТНО та же фактура, прямо до последней ноты - музыка захватывает верхний регистр, вернее даже охватывает почти весь музыкальный диапазон. И получается - та же музыка, те же ноты, но эмоционально - какая-то оргия нечистой силы, волосы шевелятся от ужаса (пример )! Таким образом, Вам подвластны практически любые эмоции за счет контрастного применения разных регистров, как в сопоставлении, так и одновременно.

Кроме того, величина эмоционального напряжения Вашей партитуры напрямую зависит от густоты, насыщенности фактуры. Проще говоря, чем больше нот у Вас будет одновременно звучать в тех же регистровых рамках, тем музыка будет массивнее, а следовательно, напряженнее. В этой каденции (пример ) я плавно расширяю диапазон, начиная в среднем регистре и постепенно захватывая все более широкие границы вверх и вниз. Начинаем почти во сне, заканчиваем в восторге. Аналогично же работает и насыщенность, плотность фактуры и "по горизонтали", во времени: Чем активнее в среднем движение, чем мельче длительности, чем менее ровен ритмический рисунок, и чем больше возникает синкоп и ритмических противоречий между разными партиями - тем более резкие, активные эмоции это будет вызывать.

Напоследок пара слов о технологии, один совет. Есть глубокие физические причины, по которым красиво и пропорционально звучат только такие сочетания звуков, высоты (или частоты) которых располагаются на шкале возможно ближе к логарифмическому закону. Сейчас поясню. Вы видели когда-нибудь шкалу логарифмической вычислительной линейки? Помните, как у нее расставлены деления - слева широко, а далее все теснее и теснее. По этому же закону располагаются на звуковысотной шкале частоты обертонов. И этому же закону Вам придется следовать, если Вы хотите, чтобы Ваши созвучия были плотными, "вкусными", сочными, вызывали резонанс, так сказать, в позвоночнике слушателей. А именно: Чем ниже в аккорде расположены ноты (причем, это касается не только собственно аккордов, но и аккордовых фигураций, арпеджио, и даже всей фактуры в целом), тем шире должны быть между ними интервалы. Обычно басовые голоса движутся октавами, квинтами или квартами, а верхние - как угодно, хоть хроматизмами. Сами попробуйте, нажмите интервал терции в первой-второй октаве, и сравните с большой и контроктавой - намного тяжелее, даже тупее звучит. Вот. Есть, конечно, исключения: вспомните примеры, где мы с Вами поручали мелодию басам. Но это - особая ситуация, ее никак не назовешь классической. Мелодия оказывается в крайне невыгодных акустических условиях, и, как следствие - аккомпанемент по возможности разрежается, облегчается, сводится к гармоническому неподвижному фону. Общий же закон Вы можете проследить во всех моих примерах - арпеджио, бас-аккорд, фигурация - везде в нижнем конце фактуры используются широкие интервалы.

В качестве тренировки предлагаю Вам взять любую понравившуюся Вам тему и написать вариации с применением всех типов фактуры, о которых мы говорили. Насладитесь тем, как разительно переокрашивается настроение музыки при столь непохожем оформлении.