Гарри поттер и окаянное дитя читать офлайн. Гарри Поттер и проклятое дитя - Джоан Роулинг

Дж. К. Роулинг, Джон Тиффани, Джек Торн

ГАРРИ ПОТТЕР И ПРОКЛЯТОЕ ДИТЯ

Части первая и вторая

www.pottermore.com

перевод: pargeo

Version 2.10 (18.10.2016)

Harry Potter and the Cursed Child Parts One and Two may not be performed in whole or in part and no use may be made of it whatsoever except under express licence from the rights holders of the work, J. K. Rowling and Harry Potter Theatrical Productions Limited.

Please email [email protected] with any enquiries.

Данный перевод не является официальной, авторизованной, согласованной, санкционированной и пр. версией пьесы «Гарри Поттер и проклятое дитя» на русский язык, и не предназначен для широкого распространения. Читая его, вы соглашаетесь с тем, что нарушаете авторские права авторов и распространителей.

Версия 2: полностью переформатирована (epub-docx-epub), с удалением ряда графических элементов, а также текста, не имеющего отношения к пьесе.

* * * ДЖ.К. РОУЛИНГ

Посвящается Джеку Торну:

Он вошел в мой мир и сотворил в нем прекрасное.

ДЖОН ТИФФАНИ

Посвящается Джону, Луису, Максу, Сонни и Мерлу - настоящим волшебникам…

ДЖЕК ТОРН

Пока мы репетировали, он пускал слюни.

* * *

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

СЦЕНА ПЕРВАЯ

КИНГС-КРОСС

Шумный железнодорожный вокзал, полный спешащих людей. В вокзальной суматохе мы видим две большие клетки, которые водружены на две тележки, заставленные багажом. Тележки толкают вперед два мальчика, ДЖЕЙМС ПОТТЕР и АЛЬБУС ПОТТЕР. Их мать, ДЖИННИ, идет за ними. Здесь же и тридцатисемилетний мужчина, ГАРРИ, который несет на плечах свою дочь ЛИЛЛИ.


АЛЬБУС

Папа, он продолжает это говорить.


ГАРРИ

Джеймс, прекрати.


ДЖЕЙМС

Я всего лишь сказал, что он может оказаться в Слизерине. Это же правда, так что… (суровый взгляд отца его останавливает ) Ну ладно, ладно.


АЛЬБУС (смотрит на мать )

Вы ведь будете мне писать?


ДЖИННИ

Хоть каждый день, если тебе хочется.


АЛЬБУС

Нет. Не каждый день. Джеймс говорит, что большинство получает письма из дома примерно раз в месяц. Я не хочу…


ГАРРИ

В прошлом году мы писали твоему брату три раза в неделю.


АЛЬБУС

Что? Джеймс!

АЛЬБУС укоризненно глядит на ДЖЕЙМСА.


ДЖИННИ

Да. Лучше не верь всему тому, что он рассказывает тебе о Хогвартсе. Твой брат шутник.


ДЖЕЙМС (с ухмылкой )

Может, мы, наконец, пойдем, а?

АЛЬБУС смотрит на отца, потом на мать.


ДЖИННИ

Вам нужно пройти прямо сквозь стену между платформами девять и десять.


ЛИЛЛИ

Я так взволнована!


ГАРРИ

Не останавливайтесь и не пугайтесь, что врежетесь в нее, это очень важно. Лучше делать это на бегу, если нервничаете.


АЛЬБУС

ГАРРИ и ЛИЛЛИ кладут руки на тележку АЛЬБУСА; ДЖИННИ толкает тележку ДЖЕЙМСА, и все вместе они бегут прямо через барьер.


Цифровое сердце

волшебного мира

www.pottermore.com

Пьеса «Гарри Поттер и проклятое дитя. Части первая и вторая» не может

быть публично исполнена полностью или частично или каким бы то ни было

образом использована для получения выгоды без явно выраженного разрешения

правообладателей (Дж. К. Роулинг и Harry Potter Theatrical Productions Limited).

По любым вопросам обращайтесь по адресу: [email protected]

J. K. Rowling, Jack Thorne, John Tiffany

Harry Potter and the Cursed Child Parts One and Two

Джеку Торну, который пришел в мой мир и

создал в нем нечто прекрасное.

Дж. К. Роулинг

Для Джо, Луиса, Макса, Сонни и Мерле...

Вы все волшебники…

Джон Тиффани

года. Пока мы репетировали, он сопел.

Джек Торн

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Г а р р и П о т т е р.

Р о н У и з л и.

Г е р м и о н а Г р е й н д ж е р.

Д р а к о М а л ф о й.

Д ж и н н и П о т т е р.

А л ь б у с П о т т е р.

С к о р п и у с М а л ф о й.

А м о с Д и г г о р и.

Д е л ь ф и Д и г г о р и, его племянница.

П р о ф е с с о р М а к г о н а г а л л.

С е в е р у с С н е г г.

А л ь б у с Д а м б л д о р.

Д о л о р е с А м б р и д ж.

Р о у з Г р е й н д ж е р - У и з л и.

Д ж е й м с П о т т е р - м л а д ш и й.

Л и л и П о т т е р - м л а д ш а я.

П л а к с а М и р т л.

В е д ь м а - п р о в о д н и ц а.

М а д а м Т р ю к.

Д я д я В е р н о н.

Т е т я П е т у н ь я.

Д а д л и Д у р с л ь.

Р а с п р е д е л я ю щ а я ш л я п а.

Х а г р и д.

С т а н ц и о н н ы й с м о т р и т е л ь.

С е д р и к Д и г г о р и.

В и к т о р К р а м.

В о л а н - д е - М о р т.

Д ж е й м с П о т т е р - с т а р ш и й.

Л и л и П о т т е р - с т а р ш а я.

К а р л Д ж е н к и н с

К р э й г Б о у к е р

студенты

М л а д ш и й

Хогвартса.

П о л л и Ч а п

Я н н Ф р е д е р и к с

М а л е н ь к и й

Г а р р и П о т т е р.

Ю н а я Г е р м и о н а

Г р е й н д ж е р.

В т о р о с т е п

е н н ы е л и ц а.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

АКТ ПЕРВЫЙ

СЦЕНА ПЕРВАЯ

КИНГС-КРОСС

Оживленный, битком набитый людьми вокзал. Все куда-то торопятся. Среди шума и

суеты раздается громыхание двух огромных клеток на вершине нагруженных

тележек. Их толкают два мальчика, Д ж е й м с и А л ь б у с П о т т е р ы. Их мать,

Д ж и н н и, идет следом. Тридцатисемилетний мужчина, Г а р р и, держит свою

дочь, Л и л и, на плечах.

А л ь б у с. Пап. Он продолжает это говорить.

Г а р р и. Джеймс, прекрати.

Д ж е й м с. Я только сказал, что он может попасть в Слизерин. И

он может… (Под пристальным взглядом отца.) Ладно.

А л ь б у с (смотрит на мать) . Вы ведь будете мне писать?

Д ж и н н и. Каждый день, если захочешь.

А л ь б у с. Нет. Не каждый день. Джеймс говорит, что большинство

ребят получает письма из дома примерно раз в месяц. Я не хочу, чтобы…

Г а р р и. В прошлом году мы писали твоему брату три раза в неделю.

А л ь б у с. Что? Джеймс!

Альбус осуждающе смотрит на Джеймса.

Д ж и н н и. Да. Не стоит верить всему, что он рассказывает тебе

про Хогвартс. Твой брат очень любит шутить.

Д ж е й м с (с ухмылкой) . Пожалуйста, мы уже можем идти?

Альбус смотрит на отца, потом на мать.

Д ж и н н и. Все, что тебе нужно сделать, - это пройти прямо через

барьер между девятой и десятой платформой.

Л и л и. Жду не дождусь!

Г а р р и. Не останавливайся и не бойся, что врежешься, это очень

важно. Лучше разбежаться, если нервничаешь.

А л ь б у с. Я готов.

Гарри и Лили кладут руки на тележку Альбуса… Джинни берет тележку Джеймса, и

вся семья устремляется к барьеру.

СЦЕНА ВТОРАЯ

ПЛАТФОРМА ДЕВЯТЬ И ТРИ ЧЕТВЕРТИ

Платформа покрыта густым белым паром, который выпускает Хогвартс-экспресс.

Здесь тоже очень тесно... Но вместо людей в хорошо сшитых костюмах, идущих по

своим делам, теперь волшебники и ведьмы в мантиях. Большинство из них занято

тем, что прощается со своим любимым потомством.

А л ь б у с. Вот и она.

Л и л и. Ого!

А л ь б у с. Платформа девять и три четверти.

Л и л и. Где они? Они здесь? Может быть, они не приехали?

Гарри указывает на Р о н а, Г е р м и о н у и их дочь Р о у з. Лили бросается к ним.

Дядя Рон. Дядя Рон!!!

Лили бежит, и Рон поворачивается к ней. Он хватает ее на руки.

Р о н. Это ли моя любимая Поттер?

Л и л и. Покажешь для меня фокус?

Гарри, Рон, Гермиона и Джинни снова оказываются на платформе, с которой отправляется экспресс в школу волшебства и чародейства. Но на этот раз Хогвартс приготовился принять в ученики уже их детей. В конце седьмой и, как предполагалось, последней книги о Гарри Поттере, главные герои закончили свой путь в Хогвартсе, выросли и обзавелись собственным потомством. В 2015 году читателей ошеломляют неожиданной новостью – всех поклонников Гарри Поттера ждет продолжение истории. Театральная пьеса была создана совместными усилиями Джоан Роулинг, Джека Торна и Джона Тиффани. Билеты на нее раскупили за 2 года до показа, а книгу поклонники Гарри Поттера ждали с таким предвкушением, с каким не ждали еще ни одну из предыдущих частей.

В ночь с 30 на 31 июля поступила в продажу пьеса, а прямо с утра на Джоан Роулинг обрушился шквал критики от читателей. «Я искренне надеялся, что влюблюсь в эту книгу также, как в семь предыдущих, но я очень разочарован», «Это история – не продолжение седьмой книги, а сплошная бессмыслица», «Джоан Роулинг должна была постыдиться издавать такое» — и еще более ста аналогичных гневных комментариев. Если вспомнить, с каким трепетом относились читатели к Джоан Роулинг и с каким нетерпением ожидали выхода каждой из 7-ми частей книги, становится понятно – что-то в этом мире пошло не так.

Читатели были недовольны великим множеством моментов – от нелепо задуманной интриги до размытых образов главных героев. В пьесе, впервые за 7 вышедших частей, происходит смена персонажей. Несмотря на то, что ученики Хогвартса уже выросли, Роулинг по-прежнему представляет читателю образ выжившего мальчика 19 лет спустя – и он не очень-то изменился. Гарри мучают кошмары, где он видит себя запертым в темном чулане, шрам нестерпимо болит, а злая тетка Петуния возлагает на него всю работу по дому.

Травмы детства все еще тревожат Гарри, хотя он уже повзрослел и обладает всем, к чему так долго стремился. У него есть прекрасная жена и любимые дети, верные друзья рядом, высокая должность в министерстве и любимое дело – сражение с темными силами и их сторонниками. Единственное, что огорчает Гарри – это его натянутые отношения с сыном Альбусом. Тот изо всех сил старается быть похожим на своего успешного отца, но абсолютно не имеет способностей в квиддиче, недоволен распределением на факультет Слизерин и не пользуется особой популярностью в школе чародейства.

Школа изображается опять-таки с точки зрения Альбуса. Чуть ли не впервые, Хогвартс вызывает некое отторжение в душе читателей. Единственная отдушина для Альбуса – это дружба с таким же затравленным подростком, как и он сам – Скорпиусом Малфоем. Недоброжелатели даже распустили сплетни о том, что отец Малфоя – это сам Волдеморт. На самом же деле у Волдеморта не сын, а дочь, которая намеревается с помощью магии вернуться в прошлое и изменить судьбу отца. Основа сюжета – это воронка времени, которая переносит нас в самое начало: Турник трех волшебников и Годрикова впадина, где Гарри потерял родителей. Джоан Роулинг изображает каждый эпизод глазами взрослого Гарри, который вновь и вновь переживает события многолетней давности. Большое внимание в пьесе уделено конфликту отцов и детей – постоянное противостояние младшего поколение старшему, Гарри не удается найти общий язык с сыном, а у Волдеморта тоже может родиться ребенок.


Пьеса «Гарри Поттер и проклятое дитя. Части первая и вторая» не может быть поставлена частично или полностью и не может использоваться кроме как по прямой лицензии от правообладателей произведения, Дж. К. Роулинг и Harry Potter Theatrical Productions Limited.

По всем вопросам вы можете адресоваться на следующий электронный почтовый адрес:

Часть первая

Действие первое

Сцена первая

Вокзал полон народу; все деловиты, куда-то спешат. Среди кутерьмы – две нагруженные тележки, на каждой сверху погромыхивает большая птичья клетка. Тележки везут два мальчика, одну – ДЖЕЙМС ПОТТЕР, другую – АЛЬБУС ПОТТЕР. За ними идет их мать ДЖИННИ. ГАРРИ, мужчина тридцати семи лет, несет на плече дочь ЛИЛИ.

Пап. Он опять.

Джеймс, уймись уже.

Я только сказал, что он может попасть в «Слизерин»… а он еще как может… (увядая под гневным взглядом отца) … все, молчу.

АЛЬБУС (матери)

Вы будете мне писать? Будете?

Каждый день, если хочешь.

Нет. Нет. Не каждый день. Джеймс говорит, большинство получает письма из дома раз в месяц. Я не хочу, чтобы…

Твоему брату в прошлом году мы писали по три раза в неделю.

Чего? Джеймс!

Да. Не верь всему, что он рассказывает о «Хогварце». Он большой шутник, твой брат.

ДЖЕЙМС (с ухмылкой)

Можно мы уже, пожалуйста, пойдем?

Нужно просто идти прямо в стену между платформами девять и десять.

Правообладателям и читателям!
Данное произведение защищается авторским правом, поэтому, вы можете ознакомиться с легальным фрагментом. Если начало вам понравилось, то можно приобрести легальную полную версию произведения по ссылке на последней странице фрагмента у нашего проверенного и надежного партнера.

Пьеса «Гарри Поттер и проклятое дитя. Части первая и вторая» не может быть поставлена частично или полностью и не может использоваться кроме как по прямой лицензии от правообладателей произведения, Дж. К. Роулинг и Harry Potter Theatrical Productions Limited.


По всем вопросам вы можете адресоваться на следующий электронный почтовый адрес:


[email protected]

Посвящается Джеку Торну, который вошел в мой мир и волшебно его преобразил.

Дж. К. Роулинг

Джо, Луис, Макс, Сонни и Мерл - это вам… колдунам поголовно…

Джон Тиффани

Часть первая

Действие первое

Сцена первая

ВОКЗАЛ КИНГЗ-КРОСС

Вокзал полон народу; все деловиты, куда-то спешат. Среди кутерьмы - две нагруженные тележки, на каждой сверху погромыхивает большая птичья клетка. Тележки везут два мальчика, одну - ДЖЕЙМС ПОТТЕР, другую - АЛЬБУС ПОТТЕР. За ними идет их мать ДЖИННИ. ГАРРИ, мужчина тридцати семи лет, несет на плече дочь ЛИЛИ.


Пап. Он опять.


Джеймс, уймись уже.


Я только сказал, что он может попасть в «Слизерин»… а он еще как может… (увядая под гневным взглядом отца ) … все, молчу.


АЛЬБУС (матери)

Вы будете мне писать? Будете?


Каждый день, если хочешь.


Нет. Нет. Не каждый день. Джеймс говорит, большинство получает письма из дома раз в месяц. Я не хочу, чтобы…


Твоему брату в прошлом году мы писали по три раза в неделю.


Чего? Джеймс!

...

АЛЬБУС возмущенно смотрит на ДЖЕЙМСА.

Да. Не верь всему, что он рассказывает о «Хогварце». Он большой шутник, твой брат.


ДЖЕЙМС (с ухмылкой)

Можно мы уже, пожалуйста, пойдем?

...

Альбус смотрит на отца, затем на мать.

Нужно просто идти прямо в стену между платформами девять и десять.


Тут все так здорово!


Главное, не останавливайся и не бойся врезаться, это самое важное. Лучше всего с разбегу, если нервничаешь.


...

ГАРРИ и ЛИЛИ берутся за тележку АЛЬБУСА, ДЖИННИ - за тележку ДЖЕЙМСА, и все вместе стремглав бегут к барьеру.

Сцена вторая

ПЛАТФОРМА 9¾

Она вся окутана густым белым паром «Хогварц-экспресса».

И здесь тоже полно народу - только не деловых людей в строгих костюмах, а колдунов и ведьм в мантиях. Все пытаются пробиться к своим обожаемым отпрыскам и попрощаться.




Платформа 9¾.


Где все? Они здесь? А вдруг они не пришли?

...

ГАРРИ показывает на РОНА, ГЕРМИОНУ и их дочь РОЗу. ЛИЛИ со всех ног несется к ним.

Дядя Рон. Дядя Рон!!!

...

РОН оборачивается и, когда подбегает ЛИЛИ, подхватывает ее на руки.

Из всех Поттеров самая моя любимая.


Приготовили мне фокус?


Слыхала про дух-нос-долой? Есть такой в «Удивительных ультрафокусах Уизли». Патентованная вещь.


Мам! Папа опять со своими дурацкими штучками.


ГЕРМИОНА

По-твоему, дурацкие, а он считает - суперлюкс, а я… что серединка на половинку.


Так, минуточку. Дайте-ка я пожую… воздуха. А теперь я… уж прости, если от меня попахивает чесноком…

...

Он дышит Лили в лицо. Та хихикает.

От вас пахнет овсяной кашей.


Бум. Бам. Бамс. Юная леди, приготовьтесь: больше вы не сможете чувствовать запахи…

...

РОН сдергивает нос с ее лица.

Где мой нос?


...

Раскрывает ладонь: там пусто. Это был дурацкий фокус. Все в восторге от того, какой он дурацкий.

Вы глупый.


Все опять на нас уставились.


Это из-за меня! Я жутко знаменитый. Мои эксперименты с носами - нечто легендарное!


ГЕРМИОНА

Это уж точно.


Припарковался-то хоть нормально?


Нормально. Гермиона думала, я не сдам мугловый экзамен на вождение, представляешь? Она считала, мне придется заморочить экзаменатора.


ГЕРМИОНА

Ничего подобного я не думала, я бесконечно в тебя верила.


А я бесконечно верю, что он заморочил экзаменатора.



...

АЛЬБУС тянет ГАРРИ за мантию. ГАРРИ смотрит на сына.

Как ты думаешь… а вдруг… что, если меня зачислят в «Слизерин»?..


И чем это плохо?


«Слизерин» - колледж змей, черной магии… туда не берут храбрых.


Альбус Злотеус, тебя назвали в честь двух директоров «Хогварца». Один из них был слизеринец - и, пожалуй, я в жизни не встречал никого храбрее.


Но что, если…


Если это так важно для тебя, для тебя лично , Шляпа-Распредельница учтет твои чувства.



Мои учла.

...

До сего дня он ни разу не произносил этого вслух, и еще мгновение слова как будто звенят у него в голове.

В «Хогварце» ты повзрослеешь, Альбус. Честное слово, тебе нечего там бояться.


Кроме тестралей. Их берегись.


Они же невидимые?!


Слушай своих учителей, не слушай Джеймса и не забывай наслаждаться жизнью. Так, а теперь, если не хотите, чтобы поезд ушел без вас, давайте-ка запрыгивайте…


Я побегу за поездом до конца платформы.


Лили, стой смирно.


ГЕРМИОНА

Роза, не забудь передать от нас привет Невиллу.


Мам, ну как я передам профессору привет?

...

РОЗА направляется к поезду. АЛЬБУС оборачивается, напоследок обнимает ДЖИННИ и ГАРРИ и идет следом за РОЗОЙ.

Ну, всё тогда.

...

Он забирается в вагон. ГЕРМИОНА, ДЖИННИ, РОН и ГАРРИ стоят и смотрят на поезд - на платформе звучат свистки.

С ними же все будет хорошо, да?


ГЕРМИОНА

«Хогварц» - великое место.


Великое. Прекрасное. И еды полно. Я бы все отдал, чтобы опять туда.


Ал переживает, что его зачислят в «Слизерин». Странно.


ГЕРМИОНА

Это что! Роза переживает, когда она побьет квидишный рекорд по числу голов - на первый год или на второй. И скоро ли ей разрешат сдать экзамены на С.О.В.У.


Вот никак не пойму - и в кого она такая амбициозная?


А ты бы, Гарри, как отнесся, если б Ал… ну, если и правда?


Между прочим, Джинни, мы всегда подозревали, что и ты можешь угодить в «Слизерин».



Честно, Фред с Джорджем принимали ставки.


ГЕРМИОНА

Не пора нам уже отсюда? А то все пялятся.


На вас троих всегда пялятся, когда вы вместе. И когда по отдельности - тоже. К вам вечно взгляды прикованы.

...

Они вчетвером направляются к выходу. ДЖИННИ останавливает ГАРРИ.

Гарри… с ним все будет в порядке? Да?


Конечно, как же иначе.