Грустные картинки. Стихотворение "Грустная картина!" Жадовская Юлия Валериановна

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Осень полна романтики и особой душевности. Природа сияет золотом и багрянцем, люди становятся более сентиментальными, а художники вдохновенно берутся за кисти. И в их творениях, таких разных по исполнению, отражено все самое прекрасное: красочные леса, убаюкивающие мегаполисы дожди, опавшая листва в озерах...

Команда сайт тоже прониклась лиричным настроением и предлагает вам насладиться картинами художников, очарованных осенью.

Городские мелодии Ги Дессата

Талантливый французский художник побывал в самых разных уголках мира. На картинах его можно увидеть и Японию, и Америку. Но более всего запоминаются работы Ги Дессата, посвященные самому романтичному городу на земле - Парижу.

Волшебная акварель Абэ Тошиюки

Дивные акварели японского художника Абэ Тошиюки настраивают на философский лад. Важны мельчайшие детали: плеск реки, шелест листьев, нежность лепестков сакуры... По мнению живописца, «искусство - это зеркало души смотрящего», поэтому вы сами можете задать любой картине свое настроение.

Прекрасная реальность Петера Мёрка Мёнстеда

Петер Мёрк Мёнстед, известный художник-реалист из Дании, чаще всего изображал на своих картинах сельские окрестности, леса и реки. При всей простоте сюжета пейзажи талантливого живописца забыть невозможно. Они исполнены с виртуозным мастерством и зовут нас насладиться созерцанием мира природы.

Солнечный мир Лорана Парселье

Если у вас вызывает грусть пасмурная погода, тогда вам придутся по душе солнечные картины истинного француза Лорана Парселье. На картинах позитивного художника-импрессиониста даже осенью - только прекрасная погода. А его «фирменные» солнечные зайчики сразу поднимают настроение.

Таинственность Джона Эткинсона Гримшоу

Про этого удивительного художника говорили, что он «рисует лунным светом, туманом и сумерками». Его потрясающие картины словно наполнены неким мистическим смыслом. Сегодня работы Джона Эткинсона можно увидеть лишь в каталогах, так как все оригиналы находятся в частных коллекциях. А ведь когда-то родители юного Джона были категорически против его увлечения живописью.

Я не могу людей понять!
Какая грустная картина!
Иль могут только их поднять
Пустые полки мазазинов?!

Готова власть народ пинать.
Она чужда мне и противна!
Я не могу людей понять!
Какая грустная картина!

Власть будет на себя пенять,
Когда обрушится плотина.
Я не могу людей понять!
Какая грустная картина!

Грустно. Грустно.
И на сердце пусто.
Без тебя тревожно,
Счастье невозможно.

Где, моя ты радость?
Мне печаль закралась
В душу безнадёжно.
Без тебя тревожно.

Это наваждение –
Сердечное затмение,
Печаль моя глубокая –
Отрава синеокая –
Разлилась по сердцу,
Никуда не деться.
(И) Душеньку пленила
Думушка о милом.

*
Грустно. Грустно.
Обуяли чувства.
Слишком одиноко,
И душе морока.

Что же мне так тяжко?
Жизнь моя тельняшка –
Встречи и разлуки,
Сердца перестуки.

Картина старая,
Потрескалась уж рамка.
Глаза художницы усталые
Блестят,как бриллиант после огранки.
И в эту ночь дыханье ветра
Несёт божественный аромат.
Трудно представить.что где-то
Есть грязь и зависть,боль и смрад.
Сев на стульчик на балконе,
Посмотрит на Парижа огни.
Что за погоня?
Где хочешь живи,но в Париже умри?
Ароматная сигарета дымится,
Вдохновение вышло на минутку за дверь.
И начинала тихо злиться,
Знала,Муза коварная,ей лучше не верь.
И ногу на ногу закинув,
Лицо...

Картины - окна в мир другой,
Мир красоты. Без зла и фальши.
С них тихо льющийся покой,
Добром ложится в души наши.

Там неба синего простор,
В нём солнце, веселясь, играет,
И красота высоких гор
Своей холодностью встречает.

Плывёт в ладонях берегов
Речушка песней колыбельной.
Над разноцветностью лугов
День в вечер входит постепенно.

Когда не по себе порой,
Не хочет мысль угомониться,
Открою окна в мир другой,
Чтоб, всё забыв, в нём раствориться.

Картина дня: ослепшее от счастья,
Затоптано в любовь, изранено мечтой,
Убитое слезой разорвано на части
С удачей пополам радостью святой.

Толпа же ликовала
И шапки ввысь бросала.
И бегали по церкви
В безумии попы.

Сегодня все устали -
Так много нарыдали:
Посередине площади
Из слез стоят столпы.

Глаза засеребрились -
Так стало всем светло!
На площади у церкви
Валялось грудой зло..

Картина дня многообразна,
Но каждый видит лишь своё:
Кому глядится безобразной,
Кому-то дивной предстаёт.

Прочны суждения шаблоны.
Но, нет виновных, есть беда.
Любви творящие Законы
Из тени выведут всегда.

Врачуя силою незримой,
Она обходится без слов.
Ее мотив неповторимый
Непреходящ и вечно нов.

Наверное вы не раз замечали, что после бурного веселья, праздника, веселой вечеринки с друзьями приходит странное ощущение грусти и перед глазами маячат, потерянности и опустошенности. Да, конечно, хорошо было бы списать всё на излишек алкоголя, ведь если верить докторам, именно он может вызвать такое неприятное состояние депрессивности. Но если время празднества и веселья прошло совсем невинно, то почему же неясное чувство грусти непрошено вползает в душу. Самый простой и кажется банальный ответ дают те, кто весь смысл слова “радость” сводит к постоянным развлечениям. Сегодня нам было весело, а завтра грустно, потому что праздник был без грустных картинок , а значит и повод продолжать веселье ушел, вот и вся причина хандры. Только вот не кажется ли вам, что и от праздников можно устать, что бесконечная череда развлечений только притупляет ощущение праздника, новизны и ещё глубже толкает человека в депрессивную яму, выход из которой такой человек начинает искать в более острых ощущениях. Ведь не даром в конце отпуска или после новогодних праздников, устав от безделья, нам хочется чем-нибудь занять себя, или в конце концов просто отправится на работу. Да и слишком убога и примитивна такая теория, так как сводя потребности человека к получению удовольствий и избеганию случаев ведущих к их потере, низводит человека до уровня скота, чуждого моральных обязательств и нравственных идеалов. Другое объяснение феномена заключается в естественном психологическом истощении, подобном тому, как выполнив тяжелую физическую работу, человек может ощущать усталость, легкое недомогание и желание заснуть или посмотреть . А чтобы такое объяснение не показалось вам слишком уж простым, постараемся превести его в философскую плоскость дуализма. Всё в мире должно быть уравновешенно, ночь и день, тепло и холод, зима и лето. Так что ничего удивительного нет в том, что грусть сменяет веселье и наоборот. Простой закон маятника. По крайней мере такая теория более практична, рационалистична и не дает место отчаянию напоминая, что “всё ещё будет”. На этом пожалуй можно было бы остановиться если бы не исключения, с которыми приходится сталкиваться не так уже и редко. Не после всех радостных событий приходит грусть. Замечали ли вы, что встреча с дорогим вам людьми, которых давно не видели или достижение какой-либо положительной цели не приносит того убийственного чувства пустоты и отчужденности. А испытуемая радость, умаляясь, просто мало помалу сравнивается с естественным течением жизни. А еще эту форму грусти редко испытывают дети, точнее если испытывают, то она лишена той примеси опустошения и депрессивности свойственной взрослым. А поэтому, какими бы разумными не казались эти две теории, они так и не дают ответа на поставленный вопрос. Причины этого феномена далеко не в естественных физиологических процессах, не в сменяющих друг друга дуалистических принципах, а в том, чем мы наполняем наше естество во время праздничных веселий. Ведь подобное привлекается подобным. Посмотрите, как пусты и бессодержательны бывают наши часы веселья и что составляет их основную часть. Еда, алкоголь, шутки и сомнительного качества развлечения… А где вещи и события не наделяются более высоким смыслом и идеей, где само понятие удовольствия и радости сводится к удовлетворению потребностей тела, собственного тщеславия и мелких интеллектуальных запросов – там расплатой всегда служит печаль и опустошенность. Пустота развлечений, которую мы не замечаем, уходя влечет за собой еще большую пустоту, психологический вакуум, порождая непонятное чувство грусти и потери и грустные картинки нам в руки в такой момент. Если можно выразится более просто, всё это от бездуховности и невнимательности к внутреннему состоянию души и протекающим в ней процессам. По мере того, как энергия нашего внутреннего Я замещается внешним впечатлениями и становится от них зависимой, наш внутренний мир беднеет и опустошается. Но если нет худа без добра, возможно именно такие моменты грусти дадут возможность человеку задуматься об её причинах, о своей жизни, и о смысле жизни вообще. Ведь поступая так человек учится мыслить, и только так он может начать развиваться и обогащать свой внутренний мир, и кто знает, может ему удастся найти источник такой радости, которая не иссякнет никогда.