История школы. История школы Хоровая весна

З наменитый хор и хоровая школа «Весна» начинали свою историю с любительского кружка, который был организован в январе 1965 года талантливым музыкантом, учащимся «Мерзляковки» Александром Сергеевичем Пономаревым. 31 марта состоялось первое выступление коллектива на конкурсе «Музыкальная весна», организованном районным домом пионеров, где ребята заняли первое место. Этот день считается днем рождения хора «Весна», тогда же появилось и его название. Уже в первом концерте хор исполнял произведения классиков – М. П. Мусоргского и А. Г. Рубинштейна.<>

Через год коллектив заметило московское Хоровое общество, и с 1 сентября 1966 года кружок был преобразован детскую хоровую студию «Весна», ее официальным руководителем стал А. С. Пономарев, а первым помощником П. В. Меркурьев. Дети стали обучаться игре на фортепиано, появились уроки сольфеджио и музыкальной литературы. Очень важным событием в жизни коллектива была организация младших хоров и создание системы преемственности в процессе обучения.

15 ноября 1966 года коллектив выступил во Всесоюзном доме композиторов. С этого концерта началась дружба и сотрудничество хора с композиторами Т. А. Попатенко, Ю. А. Левитиным, А. Н. Пахмутовой, М. А. Парцхаладзе и другими. З. Л. Компанеец подарил детям свое произведение «Весна» – первое сочинение, написанное специально для хора. Коллектив стал постоянным участником различных концертов и фестивалей, устраиваемых Союзом композиторов и Московской филармонией.

В 1968 году студия переехала в помещение общеобразовательной школы № 299, появилось единое расписание, где общеобразовательные предметы чередовались со специальными. Еженедельно выходила радиогазета, гимном всех учеников школы стала песня Г. А. Струве «Школьный корабль». Уже на следующий год «Весна» принимала участие в первом сборе хоровых студий РСФСР в «Орленке».

В год пятилетия «Весна» была выселена из здания школы № 299 – начались многолетние мытарства в поисках постоянного места занятий. В качестве временного прибежища было найдено пустующее и непригодное для работы помещение бывшего детского сада. Родители воспитанников студии своими руками в короткий срок отремонтировали отведенную хору часть здания. Детьми был создан крошечный зимний сад, появился аквариумный уголок, а по всем комнатам прыгала ручная белка Муля. Вместо предполагавшихся шести месяцев хору предстояло прожить в этом здании 18 лет. За это время «Весной» были исполнены выдающиеся произведения Г. Щютца, К. Монтеверди, А. Скарлатти, Дж. Перголези, А. Вивальди, Й. Гайдна.

В 1972 году студия была преобразована в вечернюю музыкальную школу, а через четыре года – в дневную, став бюджетной. Тогда же состоялась первая зарубежная поездка в Болгарию – страну, славящуюся своими традициями хорового пения, – которая сразу принесла «Весне» успех. В 1977 году хор отправился на гастроли в Грузию, представив сложные и разнообразные программы выступлений в разных городах, участвуя в филармонических концертах вместе с ансамблем «Мадригал» и Государственным камерным оркестром Грузии под управлением Льва Маркиза. В 1980-е последовали поездки в Чехословакию, ГДР, Австрию. В это же время была записана первая грампластинка, где в частности звучат «Вокализ» С. В. Рахманинова и «Рассвет» П. И. Чайковского в сопровождении оркестра. Оркестровки для них были сделаны молодым московским автором Ефремом Подгайцем – с этого времени началась многолетняя творческая дружба хора с композитором, в результате которой появилось множество прекрасных сочинений – от чудных песен для малышей, таких как «Облака», «Удивительная кошка», «Именины», «Речкина песня», до сложнейших произведений крупной формы, написанных оригинальным современным языком. Среди них – «Как нарисовать птицу», «Поэзия земли», «Лунная свирель», «Черный омут», «Весенняя месса», «Времена года», «Ода греческой вазе», «Нью-Йоркская месса». Эти и другие произведения, созданные на высокохудожественные тексты, отличает особая манера ритмического и гармонического мышления, тонкое понимание и проникновение в мир детской психологии. Все сочинения Е. Подгайца очень гуманистичны, их разучивание требует большой эмоциональной отдачи исполнителей.

В 1987 году хоровая школа обрела новое прекрасное здание.

«Весна» гастролировала в 12 странах Европы, в Канаде, Японии и Китае, почти в 50 городах России. Хор сотрудничает с известными оркестрами под управлением Владимира Федосеева, Геннадия Рождественского, Михаила Плетнева, Дмитрия Китаенко, Саулюса Сондецкиса, Томаса Зандерлинга, Семена Бычкова и других дирижеров.

Победитель самых престижных международных хоровых конкурсов в Болгарии, Венгрии, Испании, Италии, Канаде, Франции, в 2000 году коллектив стал обладателем высшей европейской награды среди хоров всех типов и возрастов – «Гран-при Европа 2000». Среди последних достижений хора – победы на международном конкурсе-фестивале Cantemus в Венгрии (2010) и конкурсе детских хоров в Италии (2012).

В архиве «Весны» множество грампластинок, фондовые записи на телевидении и радио. За последние несколько лет «Весна» выпустила тринадцать компакт-дисков.

Детский хор «Весна» имени А.С. Пономарёва — это Старший хор Детской музыкальной хоровой школы «Весна» имени А.С. Пономарева, который в марте 2015 года отметил своё 50-летие. Создателем школы и художественным руководителем хора «Весна» на протяжении почти 50 лет являлся Заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов — Александр Сергеевич Пономарёв (1938-2012). С 2012 года хором и школой руководит его ученица, почётный деятель искусств г. Москвы, лауреат международных конкурсов Надежда Аверина.

«Весна» — победитель самых значимых и престижных международных конкурсов, обладатель «Гран — при Европы 2000» среди хоров всех категорий и возрастов. В июле 2016 года хор получил первое место и Гран — при на сложнейшем хоровом состязании – конкурсе современной музыки им. Беллы Бартока (Дебрецен, Венгрия), а в январе 2017 года Гран — при на 12 Международном хоровом фестивале «Silver Bells» (Даугавпилс, Латвия).

Детский хор «Весна» выступал с концертами более чем в 50 городах России и почти во всех странах Европы, а также в Японии, Китае и Канаде. Хор каждый год дает сольные концерты в главных залах Москвы – в Большом, Малом и Рахманиновском залах консерватории, Светлановском зале Дома Музыки и других. «Весна» сотрудничает с известными профессиональными музыкантами, дирижерами, оркестрами и солистами, такими как В.Федосеев, М.Плетнёв, В.Минин, В.Овчинников, А.Бузлов и другими.

Огромен и прекрасен репертуар хора, насчитывающий сотни произведений музыкальной классики разных эпох и народов, стилей и жанров. Хоровая музыка величайших композиторов прошлого и современности (В.А.Моцарта, Ф.Шуберта, Г.Ф.Генделя, Ф.Пуленка, П.Чайковского, М.Глинки, С.Рахманинова, Г.Свиридова, П.Чеснокова и др.) составляют «золотой фонд» репертуара хора. Особое внимание уделяется произведениям крупной формы, среди которых исполненные хором в разные годы: «Gloria» А.Вивальди, «Heiligmesse» Й.Гайдна, «A ceremony of Сarols» Б.Бриттена и др. Многолетнее творческое сотрудничество связывает хор с современными московскими композиторами Е.Подгайцем и В.Рубиным, многие сочинения которых созданы специально для «Весны».

Художественный руководитель и дирижёр
Детского хора «Весна» —

Надежда Владимировна Аверина

Н.В. Аверина - художественный руководитель и дирижёр Детского хора «Весна» им. А.С. Пономарёва, лауреат международных конкурсов, кандидат искусствоведения, про-фессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, почётный деятель искусств г. Москвы.

Училась в Детской хоровой школе «Весна», пела в хоре «Весна» под руководством выдающегося педагога и музыканта А.С. Пономарёва, что и определило дальнейший жизненный путь и выбор профессии.

Окончила дирижёрско-хоровое отделение Московской консерватории имени П.И. Чайковского и её аспирантуру. В 1996 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Проблема репертуара в детском хоровом исполнительстве».

Параллельно с учебой Н.В. Аверина с 1984 года и по сей день преподаёт в Детской хоровой школе «Весна» (работала с младшими и Кандидатским хором, преподавала блокфлейту, сольфеджио, была хормейстером и дирижёром Старшего хора), с мая 2012 г. является директором Детской хоровой школы «Весна» им. А.С. Пономарёва. С 1999 года работает в Московской консерватории на кафедре хорового дирижирования, где ведёт практику работы с детским хором и практику преподавания дирижирования.

В 2008 году Н.В. Аверина стала «лучшим педагогом-исполнителем детской школы искусств», получив первое место на конкурсе «Московские мастера», а в 2014 г. стала победителем Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств».

Детский хор «Весна» им. А.С. Пономарёва под руководством Н.В. Авериной неоднократно завоёвывал первые места и Гран-при международных конкурсов: Испания (2006), Венгрия (2010), Италия (2012), Германия и Бельгия (2014). Хор с большим успехом выступал на Международных хоровых фестиваля и концертах в Испании, Италии, Швейцарии, Австрии, Германии, Венгрии, Словакии, Китае и Франции. Начиная с 2012 г. хором, под руководством Н.В. Авериной, дано более 50 концертов в лучших концертных залах Москвы и за рубежом.

Н.В. Аверина автор методических статей, переложений и обработок для детского хора, автор-составитель многочисленных хоровых сборников (среди последних, вышедшие уже семь выпусков «Нотных папок хормейстера» из серии «Золотая библиотека педагогиче-ского репертуара»). Систематически проводит семинары и мастер-классы для хормейстеров, член жюри Российских и Международных хоровых конкурсов.

Программы хора записаны на грампластинки и в фонды телевидения и радио. За последние несколько лет «Весна» выпустила тринадцать компактдисков.

«Весна» — это настоящее чудо, созданное для обычных детей на северной окраине Москвы. Это хор, который «отличает оригинальность творческого мышления, изысканный вкус, блестящая, виртуозная хоровая техника, сценическая экспрессия и артистизм, глубина интерпретации. Это выдающийся певческий ансамбль, ставший образцом для подражания и во многом критерием в оценке современного детского хорового музицирования». Это коллектив, который пять десятилетий дарит людям счастье и радость своим «весенним» творчеством.



Идентификатор: 75258c6e77746a07

Елена 21.11.2016 22:43

Моя любимая "Весна" ! Мой дом! Моя семья!
Никогда и нигде больше я не испытывала той атмосферы! Так вам скажет почти каждый выпускник! Поэтому мы все бежим на "вечер встречи" и вспоминаем,вспоминаем.. Александр Сергеевич был удивительным человеком и педагогом! У него была своя история с каждым ребёнком! И я счастлива, что сейчас школу возглавляет его ученица, Надежда Владимировна! Она сумела сохранить дух школы, за что ей огромное спасибо!
Хор достигает новых высот(гран-при в этом году в Венгрии)
Процветания и успехов нашей "Весне"! Спасибо педагогам и Надежде Владимировне!

Екатерина 01.05.2016 00:19

Я выпускница школы "Весна". Не могу промолчать, читая такие несправедливые слова про Александра Сергеевича Пономарева. Тем, кто учился под руководством Пономарева А.С., очень сильно повезло, что в нашей жизни была "Весна", был Александр Сергеевич, были те мгновения, насыщенные непередаваемыми эмоциями (кто учился - поймет). Чтобы он кого-то унижал или что-то подобное - чушь полнейшая!
Я сама сейчас работаю в школе с детьми начальной школы. Вы знаете, я всякий раз, вспоминая нашу жизнь в "Весне", уверена, что все знаю про
организацию детского коллектива, но на практике сделать что-то подобное -
не получается. Я устаю от детей. Да, устаю от своих 24! Так вот у него в подчинении был не один класс, а вся школа, и каждого он знал лично. И никогда, НИКОГДА я не видела его идущего на занятия с усталостью в глазах или с нежеланием, никогда мы не чувствовали, что безразличны ему. Вот поэтому у него все и получалось. Он мог похвалить, мог поругать. Но всегда это было по делу. И всегда это было в корректной форме. Дорогие родители! Неужели вы и вправду считаете, что ребенка всегда надо только хвалить? Критика нужна и ребенку, и взрослому - любому человеку.
По поводу вынужденной смены руководства говорить ничего не буду, так мои дети там не учатся (территориально мы живем далеко, хотя если бы я осталась жить в Медведково, точно бы привела их в "Весну"), и я не вправе размышлять об этом. Но по поводу звучания - да, были нарекания. Я принимала участие в репетициях, вечерах встречи и слышала, что голоса сиплые, даже фальшь одно время была. Но 17 апреля 2016 года мы были на концерте в БЗК. Я и мои подруги (также выпускницы) сошлись во мнении, что пение очень даже неплохое.

Ирина 02.03.2016 18:13

Напиши мне, пожалуйста, как звали ту девочку, которая заставляла убирать ее кровать. Я ее наверняка знаю. Это мой выпуск или последующий. мой e-mail [email protected]
А насчет еды - это правило общее для всех в хоре, было такое. Для меня первый лагерь тоже был потрясением немалым, но сейчас условия содержания и кормежки в лагере получше, дети на мой взгляд более внимательные друг к другу. Есть другие плюсы, но есть и минусы - эта школа для старших и выездных детей дороговата, программа более сложная и ее надо быстро сдавать. Правда, что и с младшими занятия стали более энергичными и профессиональными. Реально можно подготовиться к непростой жизни в старшем хоре. Но опять минус - детей в младшие хоры набирают сейчас очень много. Как будет формироваться концертный коллектив, если в старший хор переводят 15-17 человек ежегодно, неизвестно. Скорее всего будут отчисления, хотя возможно эту проблему решит коммерческое отделение, которое появилось недавно.

Наталия 16.05.2014 12:16

Здравствуйте, я мама ребенка, который учится в этой школе уже 7 лет, пошли в 5 лет и сейчас заканчиваем 5 класс.
Что я хочу сказать. Скорее всего мы из школы будем уходить.... но! только потому что у меня мальчик, а мальчики (ну не все, конечно),но более ленивы и несобраны.
Школа- уникальна! Если ваш ребенок способный, если в нем горит искорка, если ему нравится музыка- то вам несомненно сюда!
Но никто не говорит, что ребенку будет легко!
это большой ТРУД И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ- учится в этой школе!
конечно, везде бывают перегибы но то что школа дает! получить в другой невозможно! Да и в наше время вообще получить что-то ХОРОШЕЕ бесплатно практически нереально!
Учителя-это просто преданные своему делу люди, которые отдают все свои силы ради обучения вашего ребенка!
Я очень жалею, что мой мальчишка ленится, я очень хочу чтоб он там и дальше учился, и он тоже хочет туда ходить, там друзья, там интересно и здорово, но там спрашиваю много, а он сейчас вступает в пору взросления и его все сложнее и сложнее организовать.
Хочется ходить, но не хочется делать! поэтому мы решили, что пусть не ходит тогда... ну не насильно же заставлять, хотя он пожалеет, вот вырастет и пожалеет...
Так вот, хочу сказать про школу. Его поддерживают, его "тянут", чуть ли не уговаривают заниматься, потому что когда ребенок поет... у него и лицо меняется и весь он тянется в эту музыку!
Школа построена по принципу общего дома, похожа на наши старые пионерские лагеря, там поддержка, взаимовыручка и ДИСЦИПЛИНА!,
Ребенку будет сложно и ему в школе не понравится, если он привык что дома все крутится вокруг него, если не привык к ответственности и не привык трудится. Такие да, они уходят, и уходят обиженными, что вокруг них и в школе никто не вращается...
Что бы добиться таких результатов, которых добилась школа, конечно нужны ДИСЦИПЛИНА и ТРУД, без них школа бы превратилась в обычную, рядовую музыкальную школу, из которой дети выходят и благополучно все забывают и больше никогда не обращаются к музыке.
Если ваш ребенок горит и дышит музыкой, он умеет и будет трудится- то вам сюда!
Если вы хотите чтобы ребенок учился в престижной школе, ездил на гастроли, но при этом не хотите трудится и уважать учителей, то вам наверное надо поискать что-то другое.
В Весне живут люди, которые любят ее, которые отучившись, приводят туда своих детей, которые "дышат" музыкой)

Анна 23.04.2014 18:33

Чувствуется, что предыдущие отзывы писали неуверенные в себе люди с самого детства. Я выпускница этой школы, училась как в старом здании, так и в новом. Школа прекрасная, восхитительная, уникальная. Я точно знаю, что многие выпускники этой школы приводят туда уже своих детей!!! Из школы уходили единицы, так что девушка, проучившаяся 3 года..., не знаю каким ребенком она была. Ленивые, бесцельные, не любящие музыку там на долго не задерживаются, да и зачем? Помимо музыкального образования дети учатся ответственности, умению работать, дружить, приобретают множество просто бытовых навыков. Хор дает множество концертов, ездит во всевозможные поездки по стране и за рубеж, летом все отправляются в лагерь. Иногда отрыв от родителей знаете ли приносит реально много пользы. Летний лагерь это первая поездка для детишек готовящихся вступить в ряды Старшего хора "Весна" .Да, помню, что многие ребята реально испытывали дискомфорт БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ. Не могли самостоятельно, не постирать, не одеться, не ложку с вилкой держать и т.д. Каждому детенышу назначается шев, такой же ребенок, только постарше. Ни кто ни кого не бросал. Через месяц родители не узнавали свое чадо. В последующие годы этот малыш уже становится сам "родителем" для таких же новичков, каким он был когда-то. Процесс обучению музыке, подчеркну, классической и жизни в этой школе един и непрерывен. Очень, очень, рекомендую.

Екатерина 07.12.2013 23:06

Я абсолютно согласна с мнением Елены, я тоже училась в этой школе и всё сказанное ей - правда!!! У Пономарева были любимцы, которые поют ему дифирамбы, но о том, сколько было обижено и унижено девочек ни слова не говорят! Не отдавайте туда детей, любовь к музыке не стоит их нервов! Мне 41 год, но при воспоминании об этом до сих пор передергивает! И еще... Может быть это мое личное, но у хора резко уменьшилось его уникальное звучание с тех пор, как стала руководить Аверина. Может, Пономарев и не умел уважать детей, но хор пел классно. А с Авериной все потеряет. Это не мое мнение, это мнение человека, который к "Весне" не имеет никакого отношения, и который каждый год ходил на отчетные концерты. Послушал - и сказал - все пропало, поют чистенько, стараются, но ушла жизнь из звука. Так что, товарищи родители, подумайте очень много раз, прежде чем отдавать туда ребенка, травма, которую там могут нанести, останется у него на всю жизнь. Вот так.

Пожалейте своих детей! Ведь есть много других достойных музыкальных школ.

История школы началась на северо-восточной окраине Москвы в далёком 1964 году, когда по просьбе жителей студент музыкального училища недавно вернувшийся после службы в армии, организовал детский хоровой кружок. День 31 марта 1965 года (выступление в районном Доме пионеров на празднике "Музыкальная весна") стал днём рождения хора. "Пели тогда программу интересную и, как нам казалось, сложную, заняли первое место в конкурсе и были счастливы", – вспоминал . Именно тогда дети дали название хору – "Весна", а себя стали называть "веснушками".

понимал, что полноценное хоровое музицирование невозможно без всестороннего музыкального развития детей. Именно с этой целью в 1966 г. кружок был преобразован в детскую хоровую студию "Весна". Дети стали обучаться сольфеджио, музыкальной литературе, игре на фортепиано. В этом же году состоялся первый серьёзный концерт хора во Всесоюзном доме композиторов. Постепенно хор становится постоянным участником различных концертов и фестивалей, устраиваемых Союзом композиторов и Московской филармонией.

В 1972 году студия была преобразована в вечернюю музыкальную школу в которой обучалось уже более 200 детей. Авторитет "Весны" был настолько высок, что через четыре года вечерняя школа стала дневной, бюджетной. Она получила официальный статус хоровой школы, т.е. школы, где основой музыкального образования являются хоровые занятия, но все дети хорошо владеют инструментом, разбираются в теории и истории музыки. Кульминационным и завершающим этапом учёбы всех "веснушек" в школе является Старший хор – Детский хор "Весна", известный сегодня своими достижениями, как в нашей стране, так и далеко за её пределами, а богатая событиями история хора - это и есть история "Весны".

Школа росла и развивалась, но почти 25 лет у "Весны" не было достойного помещения. Хоровой кружок, организованный в 1964 г., два года размещался в полуподвале ЖЭКа (ул. Верхоянская д.18, к.1). Хоровая студия «Весна» три года занималась в стенах общеобразовательной школы №299 (ул. Ленская д.24). Почти 18 лет школа ютилась в нескольких комнатах небольшого детского садика (Ясный проезд, д.7, к.3). Лишь в декабре 1987 года "Весна" переехала в свой собственный дом. Два года длилось строительство здания и все два года в этом принимали участие все "веснушки": педагоги, родители, дети. А главной движущей и вдохновляющей силой являлся . Общими усилиями детей и взрослых постепенно удалось вдохнуть жизнь в обычное типовое школьное здание, и сегодня здесь царят красота, теплота и уют…