Как керри называла своего мужчину в сериале. Керри Брэдшоу: экранный образ, ставший примером для подражания

Новая книга Хелен Филдинг "Без ума от него" повествует о том, как "долго и счастливо" жили Бриджит Джонс и Марк Дарси после свадьбы.

В дамских романах "принцы" на порядок прекраснее, чем в жизни, а их "кони" белее. Не секрет, что в глубине души каждая женщина сравнивает своего избранника с неким идеалом, образ которого чаще всего почерпнут из классической литературы, в худшем случае — из современной поп-культуры. Не секрет и то, что большинство мужчин этим идеалам проигрывают еще до выхода на ринг. Так кто же эти "тени", с которыми приходится соперничать несчастным?

Мистер Дарси, роман Джейн Остин "Гордость и предубеждение"

Как отличить в толпе: характер стойкий, нордический. Как истинный английский джентльмен свои истинные чувства скрывает столь тщательно, что немногим героиням удается добраться до его сердца без серьезного ущерба для собственных нервных клеток.

Мистер Фицуильям Дарси впервые появился на страницах романа Джейн Остин "Гордость и предубеждение". Традиционный "байронический герой", которым, по сути, и является Дарси, появлялся в литературе и до, и после, общие черты можно найти и у Онегина, и у Печорина. Но в отличие от Остин, Пушкин и Лермонтов дело до свадьбы не довели и заставили своих героев страдать.

© BBC Television Centre/Chestermead Ltd. (1995) Колин Ферт в сериале "Гордость и предубеждение"


© BBC Television Centre/Chestermead Ltd. (1995)

"…друг мистера Бингли, мистер Дарси, сразу привлек к себе внимание всего зала своей статной фигурой, правильными чертами лица и аристократической внешностью. Через пять минут после их прихода всем стало известно, что он владелец имения, приносящего десять тысяч фунтов годового дохода. Джентльмены нашли его достойным представителем мужского пола, дамы объявили, что он гораздо привлекательнее мистера Бингли, и в течение первой половины вечера он вызывал всеобщее восхищение. Однако позднее, из-за его поведения, популярность мистера Дарси быстро пошла на убыль. Стали поговаривать, что он слишком горд, что он перед всеми задирает нос и что ему трудно угодить. И уже все его огромное поместье в Дербишире не могло искупить его неприятной и даже отталкивающей наружности".

Виновница сегодняшнего торжества Хелен Филдинг не раз сама признавалась, что просто "украла" сюжет "Гордости и предубеждения" для своей дорогой Бриджит. В ее варианте мистера Дарси зовут Марк, он хоть и носит иногда "свитер с оленями" (в фильме), но во всем остальном столь же безупречен и холоден, как и его тезка из XIX века.

"…Богатый, разведенный-со-злой-женой Марк - довольно высокий - стоял спиной к комнате, тщательно исследуя содержание книжных полок Олконбери: в основном серии книг о Третьем рейхе в кожаных переплетах, которые Джеффри выписывает через "Ридерз Дайджест". Это показалось мне довольно забавным - именоваться мистером Дарси и при этом стоять в сторонке, высокомерно поглядывая на других гостей. Все равно, что иметь фамилию Хитклифф и поэтому провести весь вечер в саду, кричать "Кэти!" и биться головой о дерево…"

Мистер Рочестер, роман Шарлотты Бронте "Джейн Эйр"

Как отличить в толпе: таинственный, деспотичный, раздражительный, резкий, со здоровой долей "тараканов". Своих чувств подолгу не скрывает, напротив, охотно кидается в омут с головой, от чего и все его беды и… очарование. Имеет сумасшедшую жену, запертую на чердаке.

© BBC Pebble Mill/BBC Television Centre Тимоти Далтон в сериале "Джейн Эйр"


© BBC Pebble Mill/BBC Television Centre

Не менее популярный герой английского романа - мистер Рочестер, разбивший сердце бедняжке Джейн Эйр. Его загадочность, в начале необъяснимая, а оттого более сексуальная, привлекает к себе читательниц вслед за героиней. Образ мистера Рочестера в романе более чем противоречивый: с одной стороны не возникает сомнений в его любви к Джейн, с другой - он и не пытается скрыть свой плохой характер, что уж говорить, о внезапно "нарисовавшейся" в ходе повествования жене. Но, при всем при этом, персонаж не вызывает антипатии, а скорее сочувствие - не будь законы тех времен столь строги и жестоки, ему не пришлось бы обманывать Джейн и самому отказываться от семейного счастья.

© BBC Films/Focus Features/Ruby Films (2011) Кадр из фильма "Джейн Эйр"


© BBC Films/Focus Features/Ruby Films (2011)

На экране образ героя тоже воплощали не раз, в 1943 году его сыграл Орсон Уэллс, в 1983-м - Тимоти Далтон, а в 2011-м - Майкл Фассбендер. Для Далтона фильм стал одной из важнейших точек в карьере, и долгое время именно с ним у большинства телезрительниц ассоциировался образ Рочестера. Не менее гармоничен в этой роли и Фассбендер, даже если при упоминании его имени в голову в первую очередь приходят "Стыд" или "Люди Икс", а не викторианская Англия.

Князь Андрей Болконский, роман Льва Толстого "Война и мир"

Как отличить в толпе: прост и искренен с друзьями, сдержан и порой высокомерен с посторонними. Глубокая и сложная натура, склонен к самоанализу и депрессии. Небезразличен к судьбам родины. Легко можно отличить в толпе по "взгляду, устремленному в небо Аустерлица".

В русской литературе благородные герои чаще заняты судьбами России и мира в целом, да хэппи-энд в котором все женятся, классической русской литературе не характерен, уже лучше сразу под поезд. Вот и один из главных "мужчин мечты" всех времен и народов, так и остался "несбывшейся мечтой Наташи Ростовой", просто не дожил, а так бы точно простил ее и женился!

Лев Николаевич, никогда своих героев не щадивший, в самом начале описывал князя Андрея так:

"…Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее".

Но если для современных школьниц, Андрей Болконский - это скорее сухой образ и ближе им все тот же Эдвард Каллен, то у гимназисток конца XIX — начала ХХ века, после прочтения романа Льва Николаевича, кровь кипела! Надежда Лохвицкая - писательница-сатирик, известная под псевдонимом Тэффи, — так писала в одном из своих рассказов:

"…Мне тринадцать лет.

Каждый вечер, в ущерб заданным урокам я читаю и перечитываю все одну и ту же книгу — "Война и мир".

Я влюблена в князя Андрея Болконского. Я ненавижу Наташу, во-первых, оттого, что ревную, во-вторых, оттого, что она ему изменила.

— Знаешь, — говорю я сестре, — Толстой, по-моему, неправильно про нее написал. Не могла она никому нравиться. Посуди сама — коса у нее была "негустая и недлинная", губы распухшие. Нет, по-моему, она совсем не могла нравиться. А жениться он на ней собрался просто из жалости.

Потом, еще мне не нравилось, зачем князь Андрей визжал, когда сердился. Я считала, что Толстой это тоже неправильно написал. Я знала наверное, что князь не визжал."

Самый запоминающийся кинематографический образ Андрея Болконского без сомнения создал Вячеслав Тихонов. Актер не раз говорил в интервью, что мечтал об этой роли, но Бондарчук утвердил его лишь с третьего раза. Сам актер не был доволен своей работой и очень переживал, что не смог воплотить на экране все то, что вложил в персонажа Толстой. Но нам, зрителям, сложно представить кого-то другого в этой роли - "Вот он князь нашей мечты!".

Мистер Биг, "Секс в большом городе"

Как отличить в толпе: по скользящему равнодушному взгляду, дорогому костюму и стайке восторженных поклонниц вокруг. Такие мужчины знают, чего стоят, придирчиво выбирают спутницу жизни, в конце концов, находят ту женщину, которую будут ценить, как себя самого, или остаются холостяками навеки. Кэрри повезло (если можно так выразиться) - в эпилоге книги уточняется, что она и Мужчина Ее Мечты все еще вместе, а в фильме дело и вовсе заканчивается свадьбой.

Имя этого персонажа не принято упоминать всуе - Мистер Биг или Мужчина Ее Мечты оставался безымянным на протяжении всех шести сезонов суперуспешного сериала, снятого на основе колонок писательницы Кэндес Бушнелл для New York Observer, и двух последующих полнометражных фильмов. Для главной героини Кэрри Брэдшоу он оказался самым лучшим, хотя мужчин она перевидала, мягко говоря, немало. Элегантный и успешный топ-менеджер крупной компании (к нему Кэрри как-то приходила просить денег на квартиру), в меру заботливый сын (воскресный поход с мамой в церковь - бесценно) и… жуткий сноб и эгоист, не желающий растрачивать себя на настоящие отношения, в которых надо не только брать, но и отдавать.

© HBO Films (2010) Кадр из фильма "Секс в большом городе-2"


© HBO Films (2010)

В книге МММ (Мужчина Моей Мечты) впервые встречается с Кэрри на богемной вечеринке дизайнера Джупа.

"В разгаре вечеринки запасы шампанского мистера Джупа иссякли — не без тонкого расчета хозяина, надо заметить, — и гости толпой ринулись в кухню, выклянчивать у официантов белого вина. Мимо прошел какой-то мужчина с сигарой в зубах, и собеседник Кэрри проводил его взглядом:

— О-о! Это еще что за фрукт?.. Прямо Рон Перельман в молодости, только лучше.
— Я его знаю, — ответила Кэрри.
— Ну и кто же это такой?
— Мужчина Моей Мечты.
— Я так и знал. Все время их с Перельманом путаю.
— Спорим… — выпалила вдруг Кэрри, — что я к нему сейчас подойду и заговорю?— И она лихо взбила свои свежестриженые кудри на глазах у смеющихся мальчиков.
— Совсем спятила! — не поверили они.

Кэрри и в самом деле однажды уже приходилось встречаться с Мистером Мужчина Ее Мечты, но вряд ли он ее помнил.

Дело было в офисе, куда она время от времени наведывалась по своим делам. Она давала интервью программе "Взгляд изнутри" — что-то про чихуахуа, — и тут вошел Мужчина Ее Мечты и принялся трепаться с оператором про то, что, мол, в Париже от этих чихуахуа не продохнуть. Кэрри нагнулась и затянула потуже шнуровку на сапогах.

Сейчас же Мужчина Ее Мечты сидел на батарее в гостиной".

Эдвард Каллен, "Сумерки"

Как отличить в толпе: по золотистому сиянию, которое исходит от объекта, когда он находится на солнце, и тоскливому взгляду. В дождливую погоду попробуйте схватить его за руку: вы должны почувствовать могильный холод. Если этого не произошло, возможно, он не вампир, а просто несчастный человек, или вас уже съели.

© Summit Entertainment/Twilight Productions (2008) Кадр из фильма "Сумерки"


© Summit Entertainment/Twilight Productions (2008)

"Юноша бледный со взором горящим", главный герой вампирской саги, с необъяснимой легкостью покорил сердца миллионов девушек от 5 до 55 по всему миру. В 2008 году по молодежному фэнтези-бестселлеру сняли первый фильм, популярность которого превысила все допустимые пределы разумного, а затем - еще четыре картины, которые также сопровождались массовой истерией. Каллена сыграл инфернальный британец Роберт Патинссон, подписав себе пожизненный приговор на звание самого желанного вампира Вселенной.

Романтическая барышня Белла Свон впервые видит своего будущего проблемного кавалера в новой школе (ничего, что Каллену уже более сотни лет - учиться никогда не поздно) в окружении его хладнокровных родственников.

"… высокий, неопрятный, со спутанными бронзовыми кудрями. Он выглядел моложе своих друзей, которые могли быть студентами университета или даже преподавателями. <…> И все же было у них что-то общее: они казались мертвенно бледными, бледнее любого студента, живущего в этом лишенном солнечного света городе. Даже бледнее меня, альбиноски во втором поколении. Несмотря на разный цвет волос, глаза у всех пятерых были почти черные, а под ними — темные круги, похожие на огромные багровые синяки. Словно они не спали несколько ночей или сводили синяки после драки, где им переломали носы. Однако носы, как и остальные черты лиц, были благородными, словно профили королей на старых монетах. <…> Я украдкой взглянула на самого молодого в этой странной компании — он рассеянно смотрел на поднос с едой, тонкие длинные пальцы отщипывали маленькие кусочки от рогалика. Четко очерченные губы чуть заметно двигались, значит, парень что-то им говорит, хотя его родственники безучастно смотрят вдаль".

Не совсем ясно, что в Эдварде Каллене привлекает девушек больше всего - его чувствительное нерешительное сердце (Уйти или остаться? Укусить или поцеловать?) или загадочная внешность и томный взгляд. Одно ясно точно: Эдвард Каллен вдохновляет многих на великие дела.

Кристиан Грей, трилогия "Пятьдесят оттенков серого"

Как отличить в толпе: красив, богат и молод - совершенный экземпляр с формальной точки зрения. Но стоит познакомиться с ним поближе, и оказывается, что в этой голове тараканов больше, чем в сыром подвале. Несмотря на внутреннюю ранимость, из-за детских травм романтическим отношениям он предпочитает садомазохистские развлечения в спальне, так что либо подчиняйся, либо уходи. Впрочем, можно схитрить и попробовать-таки перевоспитать такого мужчину - правда, в обмен придется получить немало плетей.

"Молодой, высокий и очень симпатичный. В великолепном сером костюме и белой рубашке с черным галстуком. У него непослушные темно-медные волосы и проницательные серые глаза, которые внимательно меня разглядывают. Проходит какое-то время, прежде чем я вновь обретаю дар речи".

27-летний искушенный красавец-бизнесмен Кристиан Грей ворвался в жизнь 22-летней неопытной студентки Анастейши Стил - и в наши жизни соответственно — с выходом в 2011 году романа Э. Л. Джеймс. Как известно, писательница была и остается большой поклонницей "Сумерек" Стефани Майер и изначально промышляла интернет-фанфиками (произведениями, написанными фанатами на основе оригинального сюжета или с использованием персонажей того или иного произведения), где отношения Эдварда и Беллы, наконец-то, переходили из разряда сопливо-платонических в сексуально-раскрепощенные. Чуть позже Эдвард превратился в Кристиана и стал героем отдельного произведения, которое с момента появления разлетается с полок магазинов как горячие пирожки. Литературный мужчина мечты нового поколения словно вобрал в себя черты предшественников - этакий мистер Биг с таинственностью Рочестера и холодной отстраненностью Каллена. На каждой второй странице автор не устает воспевать неотразимость своего героя и довольно однообразно описывать впечатление, которое он производит на по уши влюбленную Анастейшу, которая раз за разом "разлетается на тысячи осколков" от одного его прикосновения.

Вполне банальная история любви принца и Золушки и картинно совершенные герои не произвели бы на читателей должного эффекта, не будь изюминки в виде темного и до поры до времени тщательно скрываемого прошлого Грея и, конечно, весьма подробного описания его сексуальных предпочтений и их с Анастейшей утех - настоящая садомазохистская энциклопедия с терминами и понятиями. Сама Джеймс призналась, что писала роман, разросшийся до трилогии, как учебное пособие для мужа, в процессе работы над которым она повеселилась и утомила супруга. Негодование борцов за нравственность и феминисток, сетующих на роман как на унижающий достоинство женщин, разбивается о как весьма прагматичные - кому не нужен властелин мира с внешностью Аполлона и вертолетом - так и о тайные и смелые фантазии миллионов женщин, мечтающих хоть раз попробовать "что-то этакое". А чем больше проясняются подробности тяжелого детства героя, так пагубно сказавшиеся на его характере, тем больше хочется приласкать и обогреть. Одним словом, беспроигрышный авторский ход - роман на стыке эротики и мелодраматической сказки, и герой, воплотивший чаяния всех домохозяек.

Неудивительно, что на походе экранизация романа, режиссером которой станет британка Сэм Тейлор-Джонсон, автор фильма "Стать Джоном Ленноном". Услышав радостную новость, поклонники "50 оттенков" начали гадать, кто же исполнит главные роли - Кристианом видели даже Гослинга. Однако создатели бесцеремонно разбили мечты фанатов и, как ведро холодной воды, обрушили на них известие о том, что в фильме снимутся Чарли Ханнэм и Дакота Джонсон. Рассмотрев фотографии светловолосого британца, доморощенные интернет-критики пришли к выводу, что он совершенно не подходит на роль рокового Грея. Нас же больше беспокоит вопрос о том, куда смотрели папы Дакоты-Анастейши - родной Дон Джонсон и приемный Антонио Бандерас - позволяя дочери пуститься в столь сомнительную авантюру?

Керри Брэдшоу - главная героиня фильма «Секс в большом городе». Умную и сексуальную модницу блистательно сыграла Сара Джессика Паркер. Эта роль принесла актрисе всемирную славу, а ее персонаж, Керри, получил звание «иконы стиля». Над ярким образом главной героини работала целая команда, включая знаменитого дизайнера Патрицию Филд. В чем секрет популярности стильной, смелой и откровенной журналистки Керри Брэдшоу, имеющей в своем гардеробе сотни брендовых туфель?

Девушка с Манхеттена

Керри имеет оригинальное чувство стиля, обожает ходить по брендовым магазинам и носит причудливую, но очень выразительную одежду. Но особую страсть девушка питает к туфлям. В ее гардеробе сотни раритетных вещей от ведущих мировых дизайнеров. Начиная от Маноло Бланик и заканчивая Джими Чу.

Стиль Керри Брэдшоу

Итак, Керри - икона стиля... Наряды, ночные клубы, туфли и даже коктейли, которые пила девушка со своими подружками, стали известными. Стиль Брэндшоу - это безумное сочетание различных направлений, фактур и оттенков. На первый взгляд наряды героини кажутся совершенно безвкусными. Однако, присмотревшись, можно понять, что каждая деталь использована, чтобы подчеркнуть образ, сделать его эффектным и ярким. Что бы ни говорили самые взыскательные критики, стиль Брэдшоу заслуживает особого внимания.

Неожиданно для себя Сара Джессика Паркер и ее героиня переворачивают представления женщин о мировой моде. Например, знаменитая в которой Керри появляется в рекламе автобуса, была приобретена стилистами картины в секонд-хенде за пять долларов. Впоследствии известный дизайнер создал целую модную коллекцию, состоящую исключительно из пачек.

Одежда Кэрри Брэдшоу

Платья, юбки, джинсы - все подчеркивает ее индивидуальность. Все женщины мира с нетерпением ждали выхода новых серий картины, чтобы насладиться яркими и смелыми образами, балансирующими на грани высокой моды. В любом наряде, будь то спортивные шорты с босоножками или элегантное вечернее платье с глубоким декольте, прослеживается тонкая самоирония, прекрасное чувство юмора и женственность. Для гардероба молодой журналистки не существует никаких границ. Яркие цвета, выразительные аксессуары, непонятные формы и откровенные вырезы... В шкафу Брэдшоу найдутся как платья от известных кутюрье, так и молодежные джинсы, купленные на распродаже. Несмотря ни на что, в ее образе чувствуется самоуверенность, даже в самом откровенном наряде.

Любимые наряды Керри Брэдшоу

Сара Джессика Паркер и ее дизайнеры постарались создать образ обычной жительницы Нью-Йорка, старающейся подчеркнуть свою индивидуальность с помощью одежды. При этом самые смелые наряды Керри являются проекцией ее душевного состояния и настроения. Присмотревшись к образу героини, можно понять, что тревожит или утешает девушку, о чем она думает, можно даже угадать профессию ее бой-френда. Белый костюм с узкой жилеткой и широким галстуком подсказывают, что Керри собирается на свидание с банковским клерком. Однажды, влюбившись в модного политика, девушка появляется в винтажном образе а-ля Кеннеди, в плаще от Halston и крупных очках. На свидание с молодым человеком девушка отправляется в клубничного цвета. Строгое платье от Prada, кашемировое пальто, клатч от Fendi будут выбраны для свидания с богатым кавалером. Элегантная синяя накидка, белая рубашка и красное боди появляются на Кэрри, спешащей на встречу с модным художником.

Для выхода в свет экстравагантная журналистка предпочитает легкий жакет с платьем-мини от Marni, делающим ее образ ярким и воздушным. На вечеринке в честь выхода книги девушка появляется в оригинальном кружевном шелковом платье, в босоножках от Manolo Blahnik. Через несколько дней на экранах Керри возникает в розовом платье от David Dalrymple с элегантным клатчем от Judith Lieber.

В нарядах Керри всегда отражается ее неисправимый оптимизм. Даже в минуты грусти и разочарований дизайнеры подчеркивают веру в положительный исход. Чего только стоит образ девушки в радужной юбке и красном пиджаке под дождем.

Лишь в исключительных случаях Брэдшоу становится собой - когда она идет на свидание с «мужчиной своей мечты». Цветочное платье и белые балетки - вот образ настоящей Керри Брэдшоу.

Свадебное платье

Подвенечное платье Керри было создано известным модельером Вивьен Вествуд специально для съемок нашумевшего сериала. Этот наряд стал изюминкой коллекции осень-зима 2007 знаменитого дизайнера. Вышло в свет оно под названием Cave Girl. После съемок платье было выставлено на продажу в интернет-бутике. За несколько дней более 30 невест приобрели знаменитый наряд, стоимость которого составила 20 тысяч долларов. После такого успеха Вивьен Вествуд пригласили к сотрудничеству со стилистами сериала, что добавило интриги вокруг нашумевшего образа. Британский дизайнер пообещал создать не менее оригинальные наряды Керри Брэдшоу, несмотря на то, что она уже сыграла свою свадьбу.

Обувь Кэрри Брэдшоу

Больше всего девушка с Манхеттена гордится своей коллекцией туфель, босоножек, сапог. В ее гардеробе насчитывается четыре сотни пар обуви, каждую из которых она боготворит и ни за что не продаст. В шкафу леди только самые изысканные и качественные модели. Каждая пара стоит не менее 300 долларов. Любимый дизайнер журналистки - В последних сериях девушка появляется в туфлях от

Сумочки Кэрри Брэдшоу

Девушка тщательно относится к подбору деталей для завершения образа. Не менее значимыми, чем обувь, оказываются для Керри сумочки. В ее гардеробе есть изделия на все случаи жизни - это и клатчи, и сумочка-цилиндр, и даже сумка-Эйфелева башня. Все модели - исключительно от самых известных брендов. Это и Chloe, и Christopher, и Fendi, и Gucci, и Hermes Birkin. Все сумочки, которые носит Кэрри, не из дешёвых.

Аксессуары Кэрри Брэдшоу

Стиль известной модницы складывается из целостного образа, большое внимание в котором уделяется различным аксессуарам. К летнему платью может быть подобран яркий шарф, к шортам - бусы в три оборота. Старинные броши, пояса и браслеты неожиданно становятся удачным дополнением вычурного образа. Любит Керри всевозможные цветы, которые могут появляться на платье, шапочке, галстуке или браслете. Больше всего она предпочитает розы, используя их на простых платьях-майках.

Украшения Кэрри Брэдшоу

Обожает стильная модница и всевозможные украшения и бижутерию. Основа образа - наличие большого количества бус, сережек и браслетов. Удивительно, но девушке идут как женственные и романтические модели, так и крупные предметы, предназначенные для мужчин. Керри идеально смотрится как с ниткой изящного жемчуга, так и со старинной винтажной брошью, изготовленной известным дизайнером. Зачастую девушка надевает «бабушкины» брошки, отрытые где-то в прошлом веке, которыми неожиданно завершается знаменитый образ Керри Брэдшоу.

Прическа и макияж

Модная журналистка отчетливо осознает, что даже великолепная пара туфель от именитого дизайнера не спасет, если прическа и макияж не будут безупречными. Волосы девушки завиты так, будто они идеально уложены самой природой. Невозможно даже представить, сколько времени провела актриса перед зеркалом, создавая эту прическу. У самой Сары Джессики волосы от природы прямые, однако в сериале она всегда появляется с изящными, слегка небрежными волнами. Эти свободно струящиеся локоны, созданные известным стилистом Кевин Марфи, делают образ Керри легким, стильным и женственным. Что касается макияжа, то девушка предпочитает подводить глаза черным карандашом и серыми тенями, а для губ использует бледные естественные тона. Идеальный образ дополняется элегантными винтажными ноготочками, с маникюром, тщательно подобранным к очередному платью.

Квартира Керри Брэдшоу

Квартирка главной героини хоть и небольшая, но располагается на знаменитой улице Нью-Йорка Манхэттене, где, как известно, самые высокие цены на апартаменты. Стиль этого уютного и роскошного жилья, как и одежда самой героини, подчеркивают индивидуальность девушки. Смешение различных стилей, форм и цветов гармонично сочетаются друг с другом, равно как и ее гардероб. Впрочем, во второй части сериала Керри переезжает в огромную квартиру мужа, где есть шикарная гардеробная с целой витриной любимой обуви. В новой квартире, лаконичной и строгой, девушка не чувствует себя свободной, хотя и живет с любимым человеком, которого она ждала всю свою жизнь.

Цитаты от Керри Брэдшоу

Сериал, в котором снялась Сара Джессика Паркер, мгновенно стал знаменитым. Многие речи, произнесенные умной и тонкой Керри, сегодня повторяют поклонницы со всего мира. Рассуждая об отношениях, девушка отмечает, что она не верит в электронную почту, а «предпочитает звонить и бросать трубку». Отношения между мужчиной и женщиной описываются через ее любимые наряды: «Это как платье от Донны Коран: ты понимаешь, что это не твой стиль, но все равно пытаешься его примерить». Легкая самоирония и неисправимый оптимизм слышатся в словах журналистки: «В конечном итоге ломаются даже компьютеры, рушатся отношения. Лучшее, что можно сделать — это просто глубоко вздохнуть и перезагрузиться». Эти мысли модная журналистка высказывала в своих статьях, сделавшей ее знаменитой в сериале. Тонкие и понятные фразы, отражающие состояние целого поколения, покорили сердца многих женщин. Посмотрев сериал, мы понимаем, что вся наша жизнь зависит от того, как мы к ней относимся. Мы осознаем, что надежда на положительный исход есть всегда.

Заключение

Образ Керри Брэдшоу (фото, использованные в статье, позволяют составить о нем свое представление тем, кто не смотрел упомянутый фильм) романтичный и экстравагантный, вычурный и яркий. Он покорил миллионы поклонниц во всем мире. Сегодня зрительницы с удовольствием пересматривают серии любимого сериала, чтобы разгадать загадку популярности стиля знаменитой журналистки с Манхеттена. О гардеробе Керри мечтает чуть ли не каждая девушка на Земле. Быть может, хотя бы в фантазиях мы можем стать чуть лучше, представив себя в от David Dalrymple и сумочкой от Judith Lieber. Конечно, можно поспорить, заявляя, что главное в человеке - это душа. Но если это душа такой яркой индивидуальности, как Керри Брэдшоу, то самым главным аргументом в ее защиту станет огромная коллекция туфель, шикарная прическа и стильные платья от известных дизайнеров.

Одна моя знакомая недавно написала в своем блоге, что образ колумнистки, легко зарабатывающей на Бланики и платья Gucci, заставил ее мечтать о работе в глянце. Да, стоит признаться, что Кэрри изрядно подпортила молодым и наивным девушкам жизнь, распространив миф о том, что колонка в газете или журнале позволит себя содержать (да еще и очень прилично, с квартирой на одной из авеню Нью-Йорка и горой дорогущей обуви). Каково же было разочарование молодых и талантливых, когда оказалось, что писанина в глянец может покрыть расходы разве что на проезд в муниципальном такси и обеды в столовой с украинской кухней . Но даже не это я считаю самым страшным кидаловом со стороны создателей сериала. Самое несправедливое то, что Кэрри заставила многих девушек поверить, будто Mr.Big – это действительно идеальный мужчина, за которого стоит выйти замуж. И что именно такого отношения со стороны мужчин мы заслуживаем.

Лет пять назад один мой знакомый сказал:

Кэрри просто идиотка.

Я очень оскорбилась, будто приняв сказанное на свой личный счет.

Это еще почему?

Да потому что мужик её просто имеет. Она для него обычная тёлка, которая всегда под рукой, к которой всегда можно приехать пьяным среди ночи, которую можно взять с собой на отдых, если лучший друг в последний момент не смог полететь.

Такая совсем неромантическая рецензия меня огорчила. Но теперь я готова подписаться под каждым словом. И вот, почему.

Этот сериал пользовался и продолжает пользоваться огромной популярностью преимущественно не из-за колоссальной работы, проделанной дизайнером Патрицией Филд, а из-за страдальческих сюжетных линий. Сериал не просто приятно воспринимать визуально, он будто бы окрыляет таких же беспринципных дурнушек, как Кэрри, и дает им шанс и надежду думать, будто однажды Mr.Big станет нормальным мужиком и начнет принимать решения. Ключевое слово тут «нормальный». И не смейте мне говорить, что «нормально» и «ненормально» - это слишком растяжимые или размытые понятия и у каждого они свои. Вот уж не соглашусь. В цивилизованном обществе понятие о чести и порядочности у всех людей (и мужчин в частности) одинаковые. Отношения должны быть НОРМАЛЬНЫМИ, и если вы не понимаете как это, я вам расскажу очень конкретно.

Отношения нормальные, когда они здоровые. В них ты не трясешься над телефоном в ожидании звонка, не ломаешь голову над тем, куда он пропал на две недели, в них ты не встречаешь его в ресторане с другими женщинами, не находишь его фото в Тиндере под выдуманным именем, не ловишь его на регулярном вранье, тебя не прячут от друзей и родственников, а сам факт отношений не скрывают. Ты не узнаешь на десятом свидании, что оказывается у него есть двое детей дошкольного возраста и жена-инвалид, которых нужно содержать. В нормальных отношениях ты четко видишь свое место и понимаешь свое значение в жизни человека , у тебя все в порядке с аппетитом, тебя не мучает бессонница и ты не худеешь на нервной почве на 10 килограмм. Если просто и коротко, то нормальные отношения те, в которых ты чувствуешь себя полноценной и счастливой, а не жертвой морального насилия, где пытают загадочностью и неизвестностью.

Чего стоит сам русскоязычный перевод кодового имени “Mr.Big” – “Мужчина моей мечты”. Эй, вы это серьезно? Правда, давайте поднимем руки те, кто мечтает о таком мужчине? Не вижу ни одной. Единственный плюс Бига в том, что он прилично зарабатывает и не производит впечатление жлоба (хоть за это спасибо). Но какое это имеет значение, если на протяжении шести сезонов «Мужчина ее мечты» о Кэрри не заботится, встречается с другими женщинами и попросту водит ее за нос, придерживая в качестве запасного аэродрома?

Mr.Big – это воплощение всех самых ничтожных человеческих качеств, которые сценаристам каким-то удивительным образом удалось уместить в одном мужчине. Он раб своих страхов, закомплексованный трус, негодяй, врун и искусный манипулятор. Из сезона в сезон он издевается над главной героиней, тогда как она пишет огромные статьи, бесконечно анализируя в них свои отношения, страдает и пытается как-то оправдать поведение нашего героя. Но давайте говорить прямо – для Бига отношения с Кэрри – это действительно просто интим , иногда с элементами романтики для замыливания глаз. И все ответы на вопросы Кэрри, которые она задает Вселенной на протяжении шести лет (нет, вы только вдумайтесь в это – шести лет!) лежат на поверхности.

Самое большое зло, которые посеяла Кэрри – она заставила многих верить в то, что в конце этой истории наступит хэппи энд и Mr.Big на ней женится, что само по себе является утопией и абсолютной невозможностью. Ведь в конце этой истории он женится на ком угодно, но не на Кэрри. Потому что Кэрри - дура с низкой самооценкой, дура, которая будет прощать ему браки с другими женщинами и отношения на стороне, будет готова лететь за ним в Париж (о чем, напомню, её не просили), ждать его ночами и жертвовать чем угодно, лишь бы он остался в её квартире до утра.

У меня есть приятельница, которая потратила на такого «мужчину мечты» 15 лет. Сейчас ей 46, она живет у родителей и находится в том интеллигентном состоянии женского здоровья, когда забеременеть и родить естественным путем невозможно. Мне часто хочется задать ей вопрос – а была ли она хотя бы эпизодично счастлива с мужчиной, с которым провела такой существенный отрезок сознательной жизни? Но я не спрашиваю. Мне кажется, я знаю ответ и он неутешительный.

Другая подруга живет с мужчиной 5 лет в гражданском браке. Его устраивает такое положение дел – без детей, штампов и обязательств, их связывает только общий быт и квартира. На вопрос: «Почему ты не скажешь ему, что хочешь семью?» она отвечает, что боится его огорчить или испугать. Мне кажется, это тот пример вопиющей несправедливости, когда гражданский брак унизителен, и на унижение своих чувств мы идем сознательно. Мы сами делаем выбор в пользу мужчин, которых можно испугать любовью.

А Mr.Big – это просто мудак , который никогда не будет любить кого-то больше, чем себя. И даже если однажды он решится взять на себя ответственность и создать семью, его воображаемой спутнице жизни я хочу выразить свои глубочайшие соболезнования.

Потому что человек, лишенный всяких принципов - никакой не Big. Он very, very, very Small. Независимо от пола.

Читайте также:

Отношения

Просмотрено

Психологи Гарварда обнаружили: Родители, воспитывающие «хороших» детей, делают эти 5 вещей

Эзотерика

Просмотрено

Победитель 17 Битвы экстрасенсов Свами Даши шокировал всю Россию предсказанием на 2017 год

Отношения

Просмотрено

Гениальный Макс Фадеев показал своего 20-летнего сына, который просто стал его копией

Просмотрено

Гороскоп От Известного Астролога ПАВЛА Глобы НА 2017 год! Узнай, что Тебя ЖДЁТ!

Просмотрено

0 Добрый дедушка Ленин, от которого стынет кровь. Рассекреченные телеграммы

Американская писательница Кэндис Бушнелл придумала другую американскую писательницу - Кэрри Брэдшоу - главную героиню книги «Секс в большом городе». Благодаря сериалу, снятому по книге, Кэрри стала настоящей иконой стиля, предметом обожания и подражания для миллионов женщин. История любви Кэрри и ее мужчины преподносит героине настоящие уроки. В материале «Леди Mail.Ru» вместе с ней учимся и мы.

Для Сарры Джессики Паркер роль Кэрри стала звездной

Многие считают, что «Секс в большом городе» повествует о женщинах, лишенных чувства собственного достоинства: они могут провести ночь с любым встречным, о любви не имеют понятия, во главу угла ставят плотские утехи. Но подобное можно увидеть только на поверхности.

Умная, сексуальная, раскованная, Кэрри Брэдшоу ведет колонку о сексе и любви в городской газете, питает слабость к туфлям известных брендов и проносит через весь сериал сильное, порой граничащее с ненавистью, чувство к мужчине ее мечты - Джону Престону.

Любить женатого

Джон Престон всегда был больше мужчиной Кэрри Брэдшоу, нежели чьим-то другим, но это не помешало ему жениться на другой. Модели по имени Наташа он все равно изменял с нашей героиней. Кэрри такой опыт привел не только к угрызениям совести и необходимости скрывать отношения от подруг, но и к драматическому раскрытию их тайной связи. Обманутая жена застает Кэрри на брачном ложе, преследует ее и падает с лестницы, получая травмы. Кэрри отвозит ее в больницу, но после этого решает поставить крест на отношениях с Джоном: «Все кончено, ничего больше не вернешь».

Поэтому: никто не застрахован от «порочной» связи с женатым мужчиной. Кто-то находит в себе силы отказаться от подобных отношений, даже если любовь к несвободному человеку застилает глаза, другие не способны бороться с соблазном и бросаются в эту связь, как в омут, с головой. Но слишком мал процент случаев, когда такие отношения заканчиваются хорошо, в большинстве своем они приносят лишь угрызения совести и боль.

Титул Мужчины Мечты достался актеру Крису Ноту

Не давать пустых надежд

Отношения Кэрри с преданным ей Эйданом Шоу, можно назвать, пожалуй, самыми романтическими. Страстная девушка, почувствовав влечение и симпатию к новому знакомому - дизайнеру мебели, вскоре начинает волноваться: слишком уж все спокойно между ними. Наша героиня уверена, что любит, но тем не менее испытывает дискомфорт от любых его попыток быть ближе. Ее раздражает то, что Эйдан питает слабость к деревне, просит Кэрри бросить курить, приглашает на встречу с родителями, предлагает жить вместе.

Опасаясь обидеть любимого, девушка соглашается со всеми его желаниями, в том числе и с предложением руки и сердца. Однако носит подаренное кольцо на шее в качестве . С самого начала Кэрри догадывается, что эта связь вряд ли перспективна, ведь Эйдан хочет свадьбы и детей, а она - встреч с подругами, свободы и городской суеты в противовес тихой деревне. «Ты слишком доступен», - говорит Кэрри Эйдану, чувствуя, что ей не хватает страсти прежних отношений с Мистером Бигом.

Поэтому: если вы понимаете, что у вас с мужчиной разные взгляды и ожидания, то, возможно, стоит быть честной и с собой, и с ним и прекратить ни к чему не ведущие отношения. Они могут затянуть вас настолько, что будет крайне сложно выбраться. Любовь может делать вас счастливой, а не раздражительной. Не давайте пустых надежд, если не сможете их оправдать.

За роль Эйдана Джон Корбет был номинирован на премию «Золотой глобус»

Уйти, чтобы вернуться

Отношения Кэрри с циничным и успешным Джоном Престоном (Мистером Бигом) напоминают американские горки - то они на подъеме, то идут на спад. В те моменты, когда Кэрри кажется, что теперь уж точно все серьезно, Престон отдаляется от нее, словно боится, что его приручат. Он тактично возвращает главной героине вещи, которые та намеренно день за днем оставляет в ванной: зубную щетку, фен, косметику. Он не находит в себе силы признаться в любви и не ставит Кэрри в известность, когда принимает решение уехать в Париж на долгое время.

«Я не рассматривалась как фактор принятия решения! В одно мгновение он мой, в следующее он отпихивает меня - поверить не могу, что это снова происходит» , - разоряется героиня, узнав новость об отъезде Джона. Лишь в те моменты, когда Кэрри покидает аттракцион, Престон понимает, что хочет быть с ней, и вновь появляется в ее жизни.

Эта история повторилась несколько раз: во время отношений с Эйданом Шоу - второй серьезной любовью в жизни главной героини, и в финале сериала, когда Кэрри уезжает в Париж с русским художником Александром Петровским. Но если в первый раз Кэрри позволяет Мужчине Мечты снова ворваться в ее устоявшийся мир и перевернуть все вверх дном, то во второй она принимает волевое решение о том, что между ними больше ничего не будет, это конец.

«Ты делаешь так каждый раз! Каждый раз! Как будто у тебя есть встроенный радар! У Кэрри забрезжил новый роман, нужно срочно все испортить! Я больше не позволю тебе сделать это! Все, с меня хватит! Не звони мне больше никогда! Забудь мой телефон, забудь, как меня зовут! И можешь сколько угодно дежурить под моими окнами, потому что я здесь больше не живу!» - бросает наша героиня, когда Престон уговаривает ее не уезжать.

Поэтому: не каждый мужчина может понять, насколько вы ему дороги, если во время отношений больше думает о своей свободе, нежели о вашем совместном счастье. К сожалению, некоторых присутствие рядом женщины и слова «я тебя люблю» автоматически лишают независимости. Недаром говорят: «Имея, не храним, а потерявши, плачем». Иногда только получив отказ, мужчины осознают, как сильно нуждаются в любимой.

Конец любви - не конец жизни

Расставания в жизни Кэрри Брэдшоу случались не раз - кроме прощаний с Мистером Бигом и с Эйданом Шоу, ей пришлось пережить разрыв с талантливым писателем Джеком Бергером. Последний, кстати, не сумев справиться с ревностью к успеху Кэрри на фоне собственных неудач, рвет с ней посредством записки, оставленной на столе. Но как бы то ни было, после любого расставания Кэрри находит в себе силы двигаться дальше - улыбаться, писать, встречаться с подругами и кружить головы мужчинам. Наша героиня даже придумывает законы, которые помогают ей отнестись проще к неприятным событиям в любви.

«Я вывела первое правило расставания: избавиться от тех фото, где он сексуальный, а ты - счастливая. Правило расставания номер два - лги, это намного проще. Правило номер три - пока не будешь эмоционально стабильна, не ходи по магазинам. Правило номер четыре - не переставай думать о нем ни на секунду, потому что именно тогда он и появится. И в заключение - самое важное правило: не важно, кто разбил тебе сердце, и сколько времени потребуется, чтобы его склеить - ты не сможешь пережить это без твоих друзей».

Поэтому: с разрывом отношений не заканчивается история личной жизни. Помимо прекратившейся связи с вами остаются ваши друзья, родные и близкие люди, хобби, увлечения, интересы и, что самое главное - вы сами. Важно продолжать жить. Если кто-то разбил вам сердце, придется потрудиться, чтобы собрать его по кусочкам и вновь впустить туда кого-то. Но следует всегда помнить, что это лишь этап жизни, на смену которому придет другой - более счастливый.

Импозантный мужчина Крис Нот отмечает сегодня 60-летие. Лицо этого актёра знакомо каждой поклоннице романтической эпопеи «Секс в большом городе» — его героиня Кэрри Брэдшоу потратила немало сил на завоевание своего Мистера Бига .

Строптивый принц

На экране «мужчина мечты» Кэрри, прямо скажем, далёк от совершенства: да, он красив, умён и богат, но сколько проблем доставляет влюблённой в него женщине! Довести Мистера Бига до алтаря Брэдшоу сумела только со второй попытки, спустя много лет после первой встречи. Сам актёр утверждает, что он вовсе не так упрям и заносчив, как его герой. «Иногда ко мне подходят женщины и спрашивают, почему мой герой так ужасно поступает с Кэрри. А я не знаю, что ответить. Я бы так не поступил», — говорит он.

В реальной жизни актёр тоже не спешил под венец: в 2012 году он женился на своей подруге Таре Уилсон спустя 10 лет отношений, их сыну на тот момент было четыре года.

Крис Нот и Сара Джессика Паркер в сериале «Секс в большом городе». 1998 год. Фото: www.globallookpress.com

Адвокат для персонажей

Надо сказать, что фильмография Криса Нота не отличается разнообразием. Среди его известных работ — сериалы «Закон и порядок» и «Хорошая жена». В первом Крису досталась роль детектива Майка Логана — полицейского с трудной судьбой и горячим нравом. Логан работает в отделе полиции Нью-Йорка, который специализируется в основном на убийствах, а в свободное время не прочь выпить и познакомиться с очередной красоткой. За пять лет персонаж Криса Нота стал одним из главных в сериале, но в 1995 году продюсеры решили не продлевать контракт с актёром, что очень расстроило телезрителей.

В 2009 году на канале CBS стартовал сериал «Хорошая жена», в котором партнёршей Нота стала ещё одна звезда телеэкранов из прошлого — Джулианна Маргулис («Скорая помощь»). Первые серии прошли с большим успехом, и в итоге сериал разросся до шести сезонов. Герой актёра Питер Флоррик — бывший прокурор штата Иллинойс, который растратил государственные деньги на проституток и угодил за решётку. Флоррик — тот ещё негодяй. Пока его жена Алисия пытается оправдать мужа и наладить жизнь их общих детей, он занимается только спасением своей шкуры — и более чем успешно.

Крис Нот всегда защищает своих персонажей. «Всех моих героев неправильно понимают, — говорит он. — Они не идеальны, они конфликтны и сложны, как и все люди. Так что мне кажется, что называть их плохими немного лицемерно».

Актёр Крис Нот в телесериале «Агент под прикрытием», 2004 год. Фото: www.globallookpress.com По словам актёра, играть отрицательных персонажей ему интереснее, потому что они привлекают гораздо больше, чем идеальные герои. «Вспоминается фраза, которую мы произносили на уроках устной речи в качестве фонетического упражнения: "I’m Glad To Be Bad" (англ. "Мне нравится быть плохим")», — шутит он .

Театральный роман

Очевидно, серьёзными ролями Нота большое кино не балует, зато театральные сцены открыты для актёра. В его резюме — бродвейская постановка пьесы Гора Видала «Шафер» и роль Гамлета , сыграть которую хотя бы раз в жизни мечтает каждый театральный актёр. «Не хочу мелькать в дурацких романтических комедиях, так что на сцену у меня больше планов, чем на киноплощадку. Я уже играл Шекспира и хотел бы ещё. Люблю русских драматургов и с удовольствием сыграл бы в какой-нибудь пьесе Чехова . Для актёра это просто подарок».

* Мистер Биг (Mr. Big) в переводе с английского — Большой Человек.