Как появляется душа человека. Подстреленная птица, - иль герой

В самом названии знаменитой поэмы Николая Гоголя «Мертвые души» уже заключен главный замысел и идея этого произведения. Если судить поверхностно, то в названии раскрывается содержание аферы и самой личности Чичикова - он покупал души уже мертвых крестьян. Но для того, чтобы объять весь философский смысл задумки Гоголя, нужно смотреть глубже буквального трактовки названия и даже происходящего в поэме.

Смысл названия «Мертвые души»

В названии «Мертвые души» заключен куда более важный и глубокий смысл, чем это отображено автором в первом томе произведения. Уже долгое время говорят о том, то Гоголь первоначально задумал написать эту поэму по аналогии со знаменитой и бессмертной «Божественной комедией» Данте, а как известно, она состояла из трех частей - «Ад», «Чистилище» и «Рай». Именно им и должны были соответствовать три тома гоголевской поэмы.

В первом томе своей самой знаменитой поэмы автор задумывал показать ад российской действительности, устрашающую и по-настоящему ужасающую правду о жизни того времени, а во втором и третьем томе - уже подъем духовной культуры и жизни России. В какой-то степени название произведения - это символ жизни уездного города N., а сам город является символом целой России, и таким образом - автор указывает на то, что его родная страна находится в ужасном состоянии, и самое печальное и страшное в том, что это происходит из-за того, что души людей постепенно охладевают, черствеют и умирают.

История создания Мертвых душ

Поэму «мертвые души» Николай Гоголь начал в 1835 году и продолжал над ней работать до конца жизни. В самом начале писатель выделял для себя, скорее всего, смешную сторону романа и создал сюжет Мертвых душ , как для длинного произведения. Бытует мнение, что основную идею поэмы Гоголь позаимствовал у А.С. Пушкина, так как именно этим поэтом впервые была услышана реальная история о «мертвых душах» в городе Бендеры. Гоголь работал над романом не только у себя на родине, но и в Швейцарии, Италии и Франции. Первый том «Мертвых душ» был закончен в 1842 год, и в мае уже был издан под названием «Похождения Чичикова или Мертвые души».

Впоследствии работы над романом, первоначальный замысел Гоголя значительно расширился, именно тогда и появились аналогия с тремя частями «Божественной комедии». Гоголь задумал, что его герои прошли своеобразные круги ада и чистилища, чтобы в конце поэмы духовно возвысится и возродиться. Свою идею автору так и не удалось реализовать, полностью была написана только первая часть поэмы. Известно, что работу над вторым томом поэмы Гоголь начал в 1840 году, а к 1845 году у него уже были готовы несколько вариантов продолжения поэмы. К сожалению, именно в этом году автор самостоятельно уничтожил второй том произведения, он бесповоротно сжег вторую часть «Мертвых душ», будучи недовольным написанным. До сих пор неизвестна точная причина такого поступка писателя. Существуют черновые рукописи четырех глав второго тома, которые были обнаружены после вскрытия бумаг Гоголя.

Таким образом, становится понятно, что центральной категорией и одновременно главным замыслом поэмы Гоголя является душа, наличие которой делает человека полноценным и настоящим. Именно это является основной темой произведения, и Гоголь старается указать на ценность души на примере бездушных и черствых героев, которые представляют особый социальный слой России. В своем бессмертном и гениальном произведении Гоголь одновременно поднимает тему кризиса России и показывает с чем напрямую это связано. Автор рассказывает о том, что именно душа - это природа человека, без которой в жизни нет никакого смысла, без которого жизнь становится мертвой и что именно благодаря ей можно отыскать спасение.

Эта теория была впервые озвучена выдающимся богословом христианства первых веков Оригеном. Являясь приверженцем античной , Ориген попробовал несколько переработать учения Платона, Пифагора и иных древних философов о душе, вложив в теорию христианский смысл. Так, Ориген утверждал, что Бог изначально множество душ, которые находились в созерцании Творца. Затем, по каким-то причинам, душам надоело заниматься созерцанием и они отклонились от этого.


Наиболее согрешившие души стали бесами, а наименее – ангелами. А когда был сотворен человек, в него вселились души «средней греховности». Это учение было отвергнуто Церковью в V веке, как противоречащее Священному Писанию. Если рассматривать посылание души в тело в качестве наказания, то тогда не было бы пришествия Христа в мир. Да и сам грех появился только при грехопадении людей.

Теория творения человеческих душ

Согласно этой , души творятся Богом из ничего для каждого отдельно взятого человека. В таком случае возникает вопрос о времени творения души. Существует два мнения. Первое – момент зачатия, второе – сороковой день. Церковь приняла учение о творении души в момент зачатия. Плюсы этой теории в том, что она показывает нематериальность души, поясняет ее высокое достоинство. Кроме того, можно объяснить разные таланты людей, сообразуясь с мыслью об индивидуальном творении душ Богом для каждого. Однако, и в этой теории есть . Она не объясняет путей греховности человеческой природы. Ведь, если душа творится Богом каждый раз из ничего, то откуда в ней берется грех? Сам грех заключен в воле, душе, а не теле. Получается некоторое несоответствие.

Теория рождения человеческих душ

Теория появляется в IV веке одновременно со вторым взглядом на человеческих душ. Так, предполагается, что душа человека «рождается» от своих . Образно говоря, души рождаются одна от другой, как огонь от огня или свет от света. Но и в этой теории есть минусы. Порой сложно объяснить качественное различие между детьми и их родителями. Или, например, человеку неизвестно от кого именно рождается душа – от души матери или отца, а, может быть, от обоих? Тут можно сказать, что человеку это неизвестно в меру незнания законов духовного мира, установленного Богом. положительной стороной можно назвать передачи греховности человеческой природы от родителей (первородный грех).


В настоящий момент времени Церковь принимает теории о творении душ Богом и рождения последних от родителей. Эти мнения дополняют друг друга и являют возможный взгляд на сущность человеческих душ. Для христианина следует знать, что в моменте происхождения души человек является соработником Богу. То есть, можно предположить, что духовную природу души человек получает именно от родителей, но уникальной личностью люди становятся при непосредственном воздействии Бога, который способен наделить человека различными талантами.

Вам интересны тайны души человеческой? Но вы не хотите сложных научных объяснений или догматических религиозных трактовок?

Рекомендуем вам 10 удивительных историй о жизни души. Писатели открывают любые тайны, доверяясь своей интуиции. И чуткий инструмент творческой интуиции дарит читателям хорошие книги о душе, приглашая погрузиться в волшебный мир и разгадать её загадки.

Художественные и публицистические произведения порой не менее интересны для чтения. Предлагаемые книги объединяет тема души: поиск души, путь к душе, диалог с душой, послания души.

Художественные книги о реинкарнации:

1. Эльза Баркер: «Письма живого усопшего или послания с того света»

Удивительно, но этой книге уже 100 лет. В ней представлены эксперименты по механическому письму, проведенные Эльзой Баркер в 1914-1918 годах.

Поставив карандаш на бумагу и выразив намерение пообщаться со своим умершим знакомым, автор фиксировала всё, что приходит из тонкого мира. Потом лишь слегка подвергала записки литературной редактуре.

Тема потусторонней жизни была для Эльзы совершенно новой. Она ничего не читала об этом раньше, и поэтому в «письмах» нет каких-то шаблонов и стереотипов.

Кроме того, Эльза сама «проверяла» потустороннего адресата, задавая вопросы о фактах ей не известных, но которые могла бы позже проверить. Источник всегда оказывался прав!

2. Радханатха Свами: «Путешествие домой»

Главному герою 19 лет. Он американец еврейского происхождения. У него дружная семья и приятели-хиппи. Его ценности начинали формироваться в духе 70-х: «секс – наркотики – рок-н-рол».

Собрав деньги на перелет в Лондон, он с друзьями отправляется на рок-фестиваль. А там вдруг ощущает, что душа зовет двигаться дальше, на юго-восток. Туда, где суровый индус-пограничник, растроганный его словами:

«Ради духовных сокровищ Индии я оставил все те блага, которые сулит американский образ жизни. Я, рискуя жизнью, добирался сюда автостопом из Лондона. Я очень хочу найти дорогу к Богу. Прошу Вас, будьте снисходительны ко мне!

Я обещаю, что когда-нибудь принесу индийцам пользу. Поверьте, сэр, я еще пригожусь вашей стране. Пожалуйста, дайте мне шанс», - поставит заветную печать в паспорт. Так начнется путешествие домой, путешествие к своей душе.

3. Иван Тургенев: «После смерти»

Признаюсь, для меня было неожиданностью найти у автора хрестоматийных «Муму» и «Отцы и дети» произведение в жанре хоррор! Повесть небольшая, но захватывает с первых строк.

Неуклюже ответив на письмо юной девушки, Яков Аратов начинает лихорадочно размышлять, чем был вызван её порыв. Но на следующий день из газеты узнает о её самоубийстве.

Молодого человека начинают мучить странные сны, видения. В одну из ночей он вдруг явно почувствовал чьё-то присутствие в своей комнате…

Не буду лишать вас удовольствия узнать самим, что было дальше.

4. Дидье ван Ковелер: «Запредельная жизнь»

Роман начинается с оглушающей фразы «Я умер в семь часов утра».

Душа героя пытается анализировать, как это произошло, в какой момент? Почему он ничего не почувствовал? А дальше начинается привыкание к новой роли, новым ощущениям.

Сожаление об упущенных моментах. Похороны. Душа может видеть мысли своих родных, пролистывать чужими глазами своё прошлое.

Послесмертная жизнь возле семьи, но по другую сторону бытия. Каково это, когда твоё присутствие ощущает только старый верный пес?

5. Митч Элбом «Книга смерти. Пятеро, что ждут тебя на небесах»

У главного героя восемьдесят третий день рождения, и этот день последний в его жизни. Обратный отсчет запущен. Пятьдесят минут до смерти, сорок минут, четырнадцать…

Несколько секунд, чтобы совершить подвиг и спасти чужие жизни ценою своей.

И… всё начинается сначала. Боль пропала, тревога стерлась. У Эдди снова день рождения. Ему сегодня пять лет! И нужно всё прожить заново, чтобы оценить каждый поступок, каждое слово глазами души.

6. Питер Джеймс «За сумеречным порогом»

В романе разворачиваются две сюжетные линии. Одна родом из 1960 года, где маленького мальчика, едущего по дороге на велосипеде, сбивает «Форд».

И он, оказавшись на пороге жизни и смерти, встречает душу своей умершей мамы. Вторая переносит читателя на тридцать лет вперед, в 1990 год.

Здесь церковный служитель, проходя мимо свежей могилы, где только что была похоронена 23-летняя хорошенькая жизнерадостная женщина, услышал странный звук из-под земли.

Как околосмертный опыт повлиял на жизнь мальчика? Что раскроет эксгумация тела девушки? В какой момент эти две истории переплетутся? Ответы в романе Питера Джеймса.

7. Ричард Матесон «Куда приводят мечты»

Странная женщина приходит к главному герою с рукописью и утверждает, что этот текст передает ему брат. Злость охватывает героя: ведь его брат умер год назад!

Но незваная гостья настаивает. Она медиум, и записи – послание из другого мира. Так сказано в предисловии. А дальше рассказ с конца.

Авария, боль, мечущаяся душа, которая пытается примириться с произошедшим, обнять близких, найти себе место в новом мире. Рукопись – тоже попытка успокоить родных, объяснить тот новый мир, в который уходит душа.

8. Питер Бигл «Тихий уголок»

В качестве эпиграфа к своему роману Питер Бигл выбрал строчки из стихотворения Эндрю Марвелла: «Могила - тихий уголок, Там нет любви и нет тревог».

Именно в могиле внезапно обнаруживает себя герой произведения - Майкл Морган. Он бился о крышку гроба и выл, но его никто не слышал. Утомившись, Майкл смирился со своей смертью и решил придумывать способы, как провести время.

Легкая, ироничная, но местами довольно глубокая книга о приключениях души, которая только после смерти обнаружила своё существование.

9. Элис Сиболд «Милые Кости»

Книга-бестселлер, экранизированная в 2009 году. Рассказ идет от лица 14-летней девочки, убитой маньяком. Жизнь ДО и мир ПОСЛЕ.

Смешные попытки навредить младшей сестренке, гордость за свои успехи в школе, чудовищный сосед – это всё ДО.

А ПОСЛЕ будет поразительный небесный край, откуда видно, как из тел вырываются души, можно устраивать танцы, причем вместе с собаками, и вообще заниматься тем, что любишь.

10. Анна Гфф «Хочу проснуться, когда все закончится»

Герой решается на операцию по стиранию фрагментов памяти. Небольшое вмешательство удаляет из сознания болезненные события, людей, доставлявших страдания.

Но радость почему-то не спешит заполнять сердце, а жизнь, вопреки ожиданиям, не становится легче. Зато появляется новая неожиданная знакомая – Душа!

Чтение художественных книг погружает в мир образов и чувств, пробуждая память. Книги пробуждают то, что вы давно знали. Приятного чтения книг о душе и для души, друзья!

РАССКАЗ О ДУШЕ И ТЕЛЕ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: РАССКАЗ О ДУШЕ И ТЕЛЕ
Рубрика (тематическая категория) История

Больше молодой человек ничего не хотел говорить без своего адвоката. При этом я еще поднажал. Я сказал ему:

– Душа человека – маленький дом, и комната души обставлена мебелью. Мебель эта – наше настоящее. В случае если бы это самое настоящее холили и лелœеяли, в случае если бы уделяли ему столько внимания, сколько прошлому и будущему (а это стены души), то, может, настоящее и могло бы развиться, может, разрослось, расцвело бы пышным цветом и поднялось бы за счёт стен прошлого и будущего, возвращаясь к своему первозданному порядку и становясь мерой, которые мы давно урезали, пестуя свое прошлое и будущее за счёт отторженного сегодня, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ хиреет всœе больше:и больше. В случае если ты не образумишься, я найду способ оторвать от твоего и без того ущербного настоящего еще кусочек…

Припертый к стене, он с глазу на глаз рассказал мне следующее.

По приглашению нанимателя он приехал из Нью-Орлеана через Лион. Сад, в котором произошло событие, принадлежал сеньору Разину, и госпоже Разин об этом было известно. В саду есть колодец, хотя в нем больше грязи, чем воды. Именно в связи с этим колодцем молодому человеку было дано специальное поручение.

"Мне было ведено, – рассказывает он, – поступить следующим образом. Ежевечерне в полнолуние, сказано было мне, сеньора Витача ворожит. Глядит в блюдо с водой или в какой-нибудь колодец и смотрит, кто является ей в воде. От лика, который ей является, зависит, по ее мнению, ее будущее, судьба любимых ей людей. В первое же полнолуние ты пойдешь вместе с ней и посмотришь, чей лик она вызовет из воды. В случае если мужчина, – приказали мне, -стало быть, в случае если мужчина, убей ее и брось тело в колодец. В случае если в воде женский лик, пусть вдет куда глаза глядят…

В первую же ночь полнолуния пошел я с сеньорой Разин к колодцу. Она сказала, что хочет остудить фрукты. Когда она вытащила ведро, я смотрел, ибо я слеп только в своем делœе. Витача не обращала на меня внимания и наклонилась над ведром, ожидая, когда в нем соберется свет луны. Она ждала, а звезды падали, словно листья. В это время она говорила:

– Пусть Воскресенье венчается с Понедельником, Вторник – со Средой, Четверг – с женской Пятницей, а мужская Пятница с Субботой. Оставь году двенадцать мужских Пятниц и не смей оскоромиться, не пускайся в путь, на войну и в постель с женой. А женские Пятницы да останутся прежними, пусть первая Пятница после каждого полнолуния останется для меня женской. Это молодая Параскева Пятница, святая, покровительница лошадей; Параскева пусть защищает бесплодных; и таких оставь двенадцать в году. И да останется Четверг вдовцом (на мужской неделœе он Пятницами идет), а Суббота – вдовой, когда святые Пятницы будут в женских неделях. И пусть не борются мужские дни с женскими днями недели за превосходство, да будет мир им и явившемуся…

И тут я увидел, что в ведре появляется лик. Хорошо всмотрелся, мужской или женский, и сделал точно так, как было ведено".

Прошу Вас, дон Азередо, после того как прочитаете это письмо, прослушайте кассету. Вы услышите то, чего не напишешь на бумаге. В отличие от наших голосов голос молодого человека с кудрявыми волосами – глубокий, надтреснутый альт, который заикается и не имеет эха.

Хотя Вы всœе это, наверное, уже знаете.

РАССКАЗ О ДУШЕ И ТЕЛЕ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "РАССКАЗ О ДУШЕ И ТЕЛЕ" 2017, 2018.

Благодарю Виктора Рупасова за стихотворение <Душу дьяволу не продам>http://www.stihi.ru/2015/05/22/5765,которое стало моим вдохновением...

Душа Поэта возвышенная и огромная искрилась золотыми и серебряными искорками на голубом светлом фоне ауры. Она выделялась ярким светом в сумрачном мире, куда попал человек после смерти, очаровывая здесь всех присутствующих. С ней стало намного светлее, и люди или сущности со слабой искоркой души или малым свечением старались держаться к ней поближе – не так было страшно возле света, как в жутком и темном мире. Возле Поэта собиралось все больше и больше народу. Сущности отпечатывались в сумраке и становились рядом, идти от света никуда не хотелось. Поэт оглядел присутствующих и одобрительно закивал головой. <Вот и тут ко мне тянутся люди, так же как и в физическом мире, когда читали мои стихи.> Он попытался вспомнить хотя бы строчку из своих произведений, но тщетно, смертные переживания затупили совсем память. Но, вот проскользнула часть стихов, и он воспрянул духом, стараясь передать сущностям свои поэтические переживания. И,сразу его душа увеличилась почти вдвое и засияла еще ярче. Далеко было видно ее свечение и сущности, находившиеся в темном мире, увидели ее далекий свет и устремились к ней.
Демон никак не мог понять, почему сегодня нет в мире сумрака людей, только что покинувших физический мир. Все посланники его пришли пустые, без напуганных душ, злые и вредные.
-Ну, что там?- проговорил демон.
Он сверкнул огненными страшными глазами, из которых вылетели молнии. Шерсть на теле встала дыбом от негодования, длинные уши узкие и тоже обросшие шерстью мотались туда–сюда без ветра.
-Где души?- прорычал он.
Вот и последний посланец явился и тоже пустым.
-Ну?-демон грозно сверкнул глазами.
-В сумраке нет сущностей. Они все тянутся к свету души Поэта, которая озаряет округу на несколько метров.
-Откуда он взялся на нашу голову?
-Он, так же как и остальные, пришел к нам из мира физики, и у него огромная душа возвышенная и чистая. Она сияет и освещает округу яркими молниями света и добра. Именно к ней и стремятся все вокруг, в ее свет и любовь.
Демон побагровел от злости.
-Я сам поговорю с ним, с этим удивительным поэтом,-съязвил он.
Демон распустил черные крылья и устремился туда, где ярко манил к себе золотой искрящийся свет. Вот он встал перед огромной душой, которая искрилась теперь голубыми искорками света и счастья.
-Послушай, Поэт. Мне нужна твоя душа. Я тебе за нее дам все, что ты захочешь:драгоценности, славу, вторую жизнь…
-Зачем тебе душа поэта? Что ты с ней собираешься делать?- не удивился Поэт.
-Я дам тебе власть–власть над всем миром и людьми!
-Она мне не нужна, так же как и драгоценности, деньги, слава. Это у меня все было и при жизни. А еще мне люди отдали свою признательность и любовь… А это самое дорогое в нашей человеческой жизни!
Поэт огляделся вокруг и раскинул руки, обнимая присутствующих.
-Вон сколько у меня поклонников и пусть не все знают мои стихи, но душа притянула и их ко мне.
Люди зашумели и встали поплотнее к Поэту.
-Он наш,-люди пытались загородить поэта.-Его талант принадлежит людям, и мы его без боя не отдадим.
-Глупые, людишки,- прорычал демон. -Что вы будете делать, когда его душа померкнет или уйдет со мной? Вы останетесь в полумраке, дрожа от страха предо мной и своими грехами.
-Не бойтесь, люди,- проговорил Поэт. Я вам помогу. Я вас так люблю, что готов дать по кусочку света каждому в этом царстве сумрака, так же как я оставлял кусочки души в своих произведениях.
Он притянул к себе душу, искрящуюся последней искоркой добра и света, и обнял ее. Она вдруг всколыхнула ярким светом и озарила молнией округу. Еще и еще становились ярче души вокруг Поэта. Им уже не грозил никакой демон, с таким светом они могут долго путешествовать по мирам, пока не найдут светлого провожатого.
И только душа Поэта потихоньку меркла. Она теряла свой свет среди сущностей, которые смотрели со страхом на нее. И, вот она совсем погасла.
Мир сумрака стал темнее, и только вспышки душ людей светились в темноте как великий подарок Поэта!
-Ха-ха–ха,- засмеялся демон.-Глупый Поэт. Ты раздарил свою душу и поэтому мне больше не интересен.
Вот он с досадой распустил свои черные крылья и уже хотел взлететь.
Как вдруг прямо перед толпой проявилась изумительной красоты сущность. Она была такая яркая, что люди на мгновение ослепли. Когда они начали видеть, то поняли, что сущность переливается всеми цветами радуги. И, такое добро, и любовь шли от нее, что мир, в котором господствовал сумрак, стал еще намного светлее.
-Смотрите, это Ангел!-c восторгом проговорила одна из женщин, когда увидела искрящиеся светлые крылья за спиной у светящегося существа.
-Боже! Это же наш Поэт!
-Он, что теперь, Ангел?-люди от счастья просто засияли.
Демон пришел в ярость. Он шагнул навстречу Поэту, но неведомый свет обжог его крылья. Он, почувствовав запах гари и поспешил убраться прочь. Вскоре демон исчез из поля зрения.
-Вперед, друзья мои! У нас еще далекий и трудный путь,–сказал Поэт. -Не бойтесь, я вас прикрою,-и он распустил свои сияющие ярким светом крылья и закрыл ими души людей…