Картины ван меера. Бесценный голландец

Вид Дельфта

Его называют одним из выдающихся живописцев золотого века голландского искусства.

Автопортрет

Художник Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft), (Вермеер Дельфтский, Йоханнис ван дер Мер, Йоханнис вер Мер, Вермер Дельфтский), был крещён 31 октября 1632 года в Дельфте. Дата рождения художника точно не известна. Будущий художник родился в семье голландского торговца-содержателя постоялого двора, был вторым ребёнком в семье и единственным сыном.

Достоверно известно, что в декабре 1653 года Jan Vermeer van Delft вступил в гильдию Святого Луки и порядка шести лет изучал основы живописи под руководством Герарда тер Борхома или Леонарда Брамера. Впрочем, это только предположение, поскольку достоверных сведений о этом этапе жизни художника практически нет – больше предположений.

Искусствоведы утверждают, что огромное влияние на творчество художника оказали Карел Фабрициус (ученик Рембрандта) и Питер де Хоох.

В апреле 1653 года Ян Вермеер вступил в брак с Катариной Болнес – деревенской девушкой, которая проживала с семьей в окрестностях Делфта. У художника родилось 15 детей, но четверо умерло ещё в детском возрасте.

Известно, что Вермеер писал в год не более 2 картин и живопись не была для него основным источником дохода – он помогал матери управлять трактиром и постоялым двором. В этом же трактире он выставлял свои работы. А ещё он был деканом гильдии Святого Луки.

За картины художника платили очень приличные деньги, тем более что практически все свои картины он писал на заказ. А ещё Вермеера частенько приглашали, как эксперта, для оценки отдельных картин и коллекций, которые выставлялись на продажу. И за этот труд художнику платили очень приличные деньги, что говорит о его огромном авторитете, как знатока искусства.

С годами материальное положение семьи художника ухудшилось и Ян Вермеер был вынужден брать кредиты.

В 1675 году Jan Vermeer van Delft заболел и через 15 дней умер, был похоронен в семейном склепе на кладбище Делфта. Вдова художника была вынуждена отказаться от наследства и всё имущество художника (включая картину) было продано за долги.

После художника осталось совсем не много картин и одна из самых знаменитых – это «Девушка с жемчужной сережкой».

Девушка с жемчужной серёжкой или Северная Мона Лиза

Изначально эта картина называлась «Девушка в тюрбане». Вскоре её начали называть северной или голландской Моной Лизой. Искусствоведы утверждают, что в этой картине мы видим гений художника в его максимальном проявлении. Тут и бесконечный лиризм, и нежная женственность, и беззащитный, почти детский, взгляд. А ещё кокетливый разворот милой головки и лицо, которое искусно обрамлено жемчужно-голубой косынкой. А ещё мерцающая, как глаза девушки, жемчужина.

На картине, предположительно, изображена дочь художника Мария. Впрочем, это только предположение. Северная Мона Лиза – это такая же загадка, как и легендарная Мона Лиза. Кто был моделью художника и для кого писалась картина – это неизвестно.

Картины художника Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft)

Мастерская художника

Самым ярким примером «интерьерной живописи» Jan Vermeer van Delft принято считать полотно «Мастерская художника» — эта работа была написана в 1666 году. В этой поздней работе уже опытному мастеру передалось очень точно передать атмосферу рабочего места живописца. Предположительно, образ художника в этой картине Вермеер писал с себя.

Спящая девушка Офицер и смеющаяся девушка Девушка, читающая письмо у открытого окна Маленькая улица Молочница
Бокал вина

После смерти отца Яна Вермеера, молодому художнику пришлось продолжить семейный бизнес и содержать трактир, поскольку это был единственный стабильный и гарантированный способ получать деньги для существования всей семьи Вермееров. Хотя Jan Vermeer van Delft к моменту смерти уже был членом художественной гильдии Святого Луки и даже фактически руководил гильдией, доходов эта должность и живопись практически не приносили.

Молодая женщина с кувшином воды Кружевница Астроном Любовное письмо Дама, стоящая у вёрджинела
Прерванный урок музыки

Однако, очень скоро картины молодого художника нашли своих почитателей и покупателей, в том числе и постоянных покровителей-меценатов: местного пекаря Хендрика ван Буйтена и владельца печатной мастерской Якоба Диссиуса. Эти два постоянных покупателя приобрели более двух десятков работ Jan Vermeer van Delft. До настоящего момента не известно, писал ли Ян Вермеер картины по заказам своих меценатов или же, как постоянные покупатели и покровители, эти господа имели право первыми увидеть и выкупить новые работы живописца.

Хозяйка и служанка Дама с бокалом вина Сводница Концерт Женщина, держащая весы
Диана с нимфами

Известно, что со временем Ян Вермеер приобрёл славу не только талантливого художника, но и квалифицированного эксперта, который мог определить подлинность полотен, и их истинную стоимость. Эта деятельность так же приносила художнику существенный доход.

Святая Пракседа Урок музыки

Будучи талантливым художником, Ян Вермеер не имел учеников. Искусствоведы отмечают, что в своих работах художник тщательно прописывал детали интерьеров и городских улиц, а вот человеческие образы тщательно прописывались только в портретах, а в пейзажах фигуры людей художник никогда не прописывал, и люди были только частью, при этом не главной частью, сюжета.

А кроме того, художник считается одним из выдающихся мастеров «любовной живописи» своего времени. Любовь является основным мотивом многих работ Вермеера.

Девушка в красной шляпке Гитаристка

Семейная жизнь художника была счастливой. В 1653 году Ян Вермеер женился на любимой девушки по имени Катарина Болнес. Молодые были очень счастливы, но семейную жизнь молодожёнов отравляли сложные взаимоотношения зятя и тёщи – мать супруги с неприязнью относилась к выбору своей дочери. Всё дело было в вере: Вермеер был протестантом, а жену себе взял из семьи ревностных католиков.

Со временем тёща, видя, как Jan Vermeer van Delft любит свою супругу и детей (детей было 15, четверо умерли в младенчестве), несколько смягчилась, но до конца так и не смирилась, считая, что дочь могла бы найти себе более выгодную партию.

Предположительно портрет художника Яна Вермеера

31 октября 1632 года в Делфте родился Ян Верме́ер (Верме́ер Де́льфтский, нидерл. Jan Vermeer van Delft — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.

Выдающийся голландский живописец, (настоящее имя - Иоаннес Вермеер ван Делфт) непревзойденный мастер камерного бытового жанра и пейзажей, впервые прuменивший метод живой вибрации света и воздуха.
Старшина гильдии живописцев Св. Луки (1662-1671 гг.)

Небольшой голландский городок Делфт. ХVII век.
Тихие улочки, вымощенные кирпичом, заботливо вымытые тротуары, ухоженнные дома, цеховые здания, соборы, узкие каналы вровень с мостовой и цветущие в них кувшинки.
Но это не спящий, заколдованный город. Здесь производится знаменитый делфтский фаянс и прекрасные ковры, процветают ремесла и купечество. А для души горожане разводят певчих птиц, цветы, особенно заокеанские тюльпаны, и коллекционируют картины, благо цех Св. Луки их создает множество.
Размеренная бюргерская жизнь течет упорядочен но и спокойно. Никаких загадок... Хотя есть одна - «Делфтский сфинкс» Ян Вермер Делфтский, художник, своим творчеством проославивший родной город."

Статью я написала, не о художнике, чья жизнь - это сплошная тайна, а о самом, пожалуй, загадочном портрете той эпохи. Я бы назвала эту девушку без имени, самой известной голландкой , которую мы знаем (хотя даже не можем предположить ее имя) по картине известного художника Яна Вермеера « Девушка с жемчужной сережкой » или «Девушка в тюрбане», или просто «Девушка».

Такие портреты как, Мона Лиза у Леонардо да Винчи или Саския у Рембрандта , живущие своей особой жизнью, имеющие свою историю, завораживают своей таинственностью, своими предположениями и догадками. Да, именно, тайна привлекла меня к этому портрету, а еще одноименный фильм Питера Уэббера, поставленный им по роману Трейси Шевалье. Конечно, изумительна игра актеров, яркость образов, историческая достоверность улиц и интерьеров - возможно, это все придало популярности фильму и наложило свой отпечаток на личность девушки. Кто она и кем была художнику? Любовница, служанка, жена? Рассмотрим все версии, ведь это вам интересно?

Итак, версия первая - любовница.

Некоторые историки изучавшие жизнь художника склоняются к тому, что любовницы у Вермеера , скорее всего не было. В отличие от фильма, где образ жены не очень привлекателен, биографы делают заключение, что Ян Вермеер любил свою жену, имел 15 детей и их брак считался счастливым. Даже в 17 веке, для Голландии такое количество детей было большим, оказывается, голландцы уже в то время знали о мерах предохранения - контрацепции.

Версия вторая - дочь художника

Марии, на тот момент, когда создавалась работа, было лет 11-12. Возможно, что это была и дочь мецената Рюйвена, покровительствовавшего Вермееру , а по возрасту, она была ровесницей Марии. Это предположение реально, но документально нигде не зафиксировано и остается только догадкой.

Версия третья - жена.

Действительно, жена, которая на самом деле была красавицей и «умницей», служила моделью для работ художника, причем неоднократно, и, в принципе, могла быть изображена на портрете. Но возраст ее к тому времени, когда писался портрет, был уже не столь юный, так что при всей привлекательности и реальности, эта гипотеза тоже отпадает.

Версия четвертая - служанка.

Эта версия шаткая и многие биографы Яна Вермеера считают ее несостоятельной. В то время, сословное деление было очень жестким и у служанки, скорее всего не было шанса так близко «подойти» к хозяину, который жил в многочисленной семье и имел жену. Такой вариант был возможен, пример тому Рембрандт , но при определенных условиях, например, если бы художник был одинок и жил замкнуто. В фильме, конечно, показан очень привлекательный образ служанки, возможно после выхода фильма будет существовать «в народе» всего одна версия, но, увы, она исторически неоправданна. Это всего лишь «вольная трактовка» автора книги, по которой был снят фильм.

К сожалению, на самом деле нам так и не суждено узнать всей правды, в отличие от Джоконды и подобных ей женщин, изображенных на холстах великих и не столь великих художников. Хотя, как и в случае с Джокондой всей правды неизвестно никому. Еще немного о самой картине. Наверное, многие из нас, посмотрев на чарующий портрет были хотя бы слегка удивлены тем головным убором, в котором запечатлено юное создание. Это тюрбан.

"Девушка в тюрбане" Яна Вермеера

20 апреля 1653 года, Ян Вермеер Делфтский женится, художнику исполнился всего 21 год. Его избранницей стала Катарина Болнес, девушка из зажиточной семьи, отец последней был владельцем кирпичной фабрики в Гауде. Жизнь Катарины в своей семье была трудной и девушка была по-настоящему несчастной. Отец ее имел буйный нрав и нередко обижал жену и детей. В конце концов, мать Катарины развелась с мужем.

"Женщина в красной шляпе"

Годы замужества, считают эксперты, были для Катарины самыми счастливыми, хотя и была она постоянно беременной и кормящей матерью. Когда художнику исполняется 22 года, в семье родился первый ребенок - дочь Мария (1654 год), которая предположительно, изображена на портрете «Девушка с жемчужной сережкой ». В награду награду от тещи, Ян Вермеер получает 300 гульденов, плюс 200 - для Марии, которую назвали в честь матери жены.
В этот период он создает полотно «Диана со спутницами» и теряет друга - художник Карел Фабрициус погибает от взрыва на пороховом складе, который разрушил почти пол города Делфт и унес немало жизней

Картина "Диана со спутницами"

В 23 года он пишет еще три картины, две из которых утрачены. В 24 года, написанная художником картина «Сводница» позволяет ему оплатить свое членство в Гильдии Святого Луки. В 25 лет (1656 год) им начата картина «Спящая служанка» и закончена в 1657 году. В 1658 году у художника родилась дочь Элизабет и названа она была в честь сестры тещи.

"Спящая служанка"

Что интересно, ни одного своего ребенка Ян Вермеер не назовет именами своих родителей. В свои 26 лет художник создает еще две картины «Девушка, читающая письмо у окна», законченная лишь в 1659 году, и полотно «Маленькая улочка». Экспериментируя с камерой обскура, прообразотом фотоаппарата, художник, пишет еще две картины «Молочница» и «Офицер и смеющаяся девушка».

"Офицер и смеющаяся девушка"

Еще один ребенок рождается в семье художника 1660 году, но он вскоре умирает и имя его до нас не дошло. В том же году, Яном Вермеером созданы две работы - «Девушка с бокалом вина» и «Бокал вина». Художник живет со своей семьей в двухэтажном доме Марии Тинс, на втором этаже которого расположена его мастерская.
Свой первый пейзаж «Вид Делфта », Вермеер напишет в 1661 году, ему 29 лет, а в 30 появились на свет еще две картины «Молодая женщина с кувшином воды» и «Уроки музыки». Финансовое благополучие мастера достигает своего рассвета, помимо этого он становится самым молодым главой Гильдии Святого Луки.

Молодая женщина с кувшином воды

1663 год, Вермеер создает серию полотен, посвященных женщинам, которые поглощены своими делами, это «Дама с жемчужным ожерельем» и «Дама в голубом, читающая письмо». Этот год дарит художнику сына Янниса. Еще одна любопытная деталь, касающаяся художника, в его доме не было собственных картин, это известно по высказыванию французского дипломата, который посетил дом Яна Вермеера .
Единственную картину он нашел в доме булочника. Это говорит о востребованности художника при жизни, картины которого хорошо продавались и нередко писались на заказ. Так, в 1682 году, в коллекции хозяина печатной мастерской Якоба Диссиуса находилось 19 картин художника

«Дама в голубом, читающая письмо»

Известная нам картина «Девушка с жемчужной сережкой » написана в 1666 году и, если сверить факты, то получается, что его дочери Марии всего 12 лет и видимо, это лично мое мнение, на картине изображена не она. Как бы, не была молода девушка, изображенная на картине, она явно старше Марии. В этом же году были написана еще одна картина, «Концерт». Как художник Ян Вермеер достигает своей вершины. На следующий год семья художника хоронит еще одного ребенка и написана еще одна картина, а в 1668 году известная картина «Астроном».

Астроном

В 1669 году погибает еще один ребенок художника, и он вновь пишет две картины: «Географ» и «Кружевница». В этом же году умирает Рембрандт , в возрасте 63 лет. 13 февраля 1670 года уходит из жизни мать Вермеера , а немного позже и его сестра. В наследство художник получает гостиницу «Мехелен», где он прожил несколько лет после женитьбы, а его самого второй раз выбирают руководителем Гильдии Святого Луки.
В тот же год появляется на свет картина «Любовное письмо». Мастер заметно меняет свой стиль, его картины становятся элегантнее и утонченнее. Через год художник получает наследство от сестры и пишет картину «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой».

"Дама, пишущая письмо, со своей служанкой"

В последующие годы им написаны еще три картины, а в конце 1675 года, в возрасте 43 лет, художник скоропостижно скончался. Поговаривают, что в следствие франко-голландской войны, финансовые дела Вермеера шли из рук вон плохо, он был в долгах. Вдове с 11 детьми помогала ее мать, которая дожила до 87 лет и содержала всю большую семью художника. Как известно старшая дочь Мария вышла замуж, сын Янис стал юристом, а Франциск - хирургом. Остальные дочери так и не вышли замуж и прожили свою жизнь в бедности. Катарина, жена художника пережила его на 12 лет.

"Кружевница"

Перед вами прошли 43 года, которые были отведены художнику судьбой. Ян Вермеер Делфтский , знаменитый голландец «золотого века», чьи работы ставят на один уровень с мировыми шедеврами, не заслужил от современников даже поминального камня на могиле...

P.S. Все фотографии, для оформления статьи, взяты из интернета

Середина 17-го столетия - это новый этап в развитии голландской живописи. Бытовой жанр в это время обогащается новыми художественными возможностями, расширяет свои формальные границы. Творчество некоторых художников бытового жанра достигает высот философских обобщений. Вместе с тем бытовой жанр совершенствует достижения предыдущего периода. Особенно этот процесс воплотился в искусстве Яна Вермеера.

Вермеер - одна из наиболее загадочных фигур всего голландского искусства 17-го столетия. Этот художник при жизни был известным мастером, но совершенно забытым уже на рубеже 18-го века. Его называли при жизни "Делфтским сфинксом", и он был очень популярен. Вермеер признан великим живописцем, его имя стали упоминать наравне с Рембрандтом и Хальсом.

Тем не менее знаем мы об этом художнике очень мало. Известно, что он родился в Дельфте в семье торговца картинами. В 1653 году он вступил в живописную гильдию св.Луки, где его несколько раз выбирали деканом. По всей вероятности, Вермеер всю жизнь прожил в Дельфте; известна лишь его одна поездка в Гаагу в 1672 году, где он выступил в роли эксперта при покупке итальянских картин.

Судя по всему, Вермеер был обеспеченным человеком. Он владел несколькими домами, а также имел дело по торговле картинами, составлявшее основной заработок художника. Живописью он занимался "для себя". Художник написал не более сорока живописных полотен (известно, что работал он очень медленно).

О личности самого художника больше всего сведений, пожалуй, можно подчерпнуть непосредственно из его картин. Ранние произведения Вермеера имеют явную ориентацию на искусство итальянского Возрождения. Но он старается глубже вникнуть в суть итальянского искусства, обращает внимание на психологическую сторону сюжета в картине. Творческой зрелости достигает он рано. Уже после своего двадцатипятилетия художник окончательно предпочитает бытовой жанр в живописи.

Художник углубляется в открывающуюся перед его взором человеческую жизнь. Образы в его произведениях часто очень похожи и как бы переходят из картины в картину. Их образы обладают особой самопогруженностью, внутренней независимостью.

Вермеер умел оживить каждую деталь интерьера, из безмолвного предмета превратить ее в источник чувств и мыслей. Эти детали он наделял особым светом, заставляет их сверкать и переливаться, вызывая ощущение необычности. Особый тип интерьера, созданный Вермеером, - бытовые сцены с двумя-тремя фигурами. При этом он добивается ощущения гармонии. уравновешенности. Ему нравится радостное и спокойное человеческое бытие. Он сознательно упрощает сюжет, рассаживает своих героев в спокойных, задувчивых позах. Он как бы останавливает время, чтобы дать себе возможность узнать и познать неуловимую гармонию мира.

К сожалению, Вермеер создал всего два пейзажа, изобразив свой родной Дельфт, родные улочки.

И все же Вермеер - это признанный мастер бытового жанра. В его интимных сюжетах действие всегда происходит в комнате, куда через окно падает мягкий свет, заставляя сверкать нитку жемчуга, светлый локон или шляпку гвоздя в спинке стула. Излюбленные цвета Вермеера - небесно-голубой, лимонно-желтый и белый.

Титулованный и престижный при жизни, но так быстро забытый, несмотря на оставленное им богатейшее наследие, нидерландский художник Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft, 1632–1675) известен также как Вермеер Дельфтский. Он, пожалуй, достоин первого места среди живописцев Золотого века голландского искусства. До наших дней дошло 34 его достоверно подлинных работы, а авторство еще пяти остается под вопросом.

Мастер бытовой и жанровой живописи, он был одним из представителей так называемой дельфтской школы и гордо носил имя Дельфтского сфинкса. Вермеер - это портреты или изображения группы людей в тщательно исполненных интерьерах. Помимо них сохранились упоминания о трёх написанных пейзажах родного города художника, лишь два из которых дошли до наших дней - это «Вид Дельфта» (Gezicht op Delft, 1661) и «Маленькая улица» (Het straatje, 1657‒1658).

К сожалению, сведений о судьбе гениального живописца осталось крайне мало. Есть предположения, что родился он в довольно богатой семье предпринимателя-торговца, занимавшегося в основном продажей шелковых изделий. Ян был вторым по старшинству ребёнком и единственным сыном своих родителей.

Что касается художественного образования Вермеера, достоверно известно лишь то, что в 1653 году он был принят на обучение в гильдию Святого Луки, которую впоследствии не единожды возглавлял, раз за разом становясь её деканом. Но имя его наставника скрыто завесой тайны. Предполагается, что это могли быть Леонарт Брамер, Герард тер Борх или Карел Фабрициус, хотя ни подтверждений, ни опровержений этому нет. Кроме того, огромное влияние на будущего великого художника оказал голландский мастер жанровой живописи . Сам же Вермеер сыграл не последнюю роль в творческом становлении огромного количества художников, среди которых Фрэнк Уэстон Бенсон и многие современные деятели искусства.

Ранние произведения Вермеера ориентированы на искусство итальянского Возрождения. Однако стоит отметить, что его подача была несколько отличной от классических методов художественной системы Ренессанса. Дельфтский сфинкс пропускал каждый сюжет через призму личностного восприятия. Ему было свойственно добавлять в картины элементы романизма и караваджизма.

В 1653 году Вермеер женился на Катарине Болнес. Всего в их семье было 15 детей, четверо из которых умерли в детстве.

По одной из версий на самой известной картине художника, (Het meisje met de parel, 1665), изображена его дочь Мария. Однако это предположение не подкреплено фактами, да и возраст девушки - на момент написания картины ей было не больше 12 лет - заставляет усомниться в его достоверности. Но тайна имени модели ничуть не портит шедевр, а, напротив, придаёт ему некую ещё большую притягательность и мистичность. Вокруг этого полотна, несомненно наиболее значимого и принесшего Вермееру современную мировую известность, выстроено огромное количество предположений.

Надо отметить и склонность художника к экспериментам. Ему доставляло удовольствие играть с перспективой, писать необычные ракурсы, помещать на картины зеркала, расширяя тем самым пространство. Зачастую интерьер становится главным героем полотна наравне с людьми, настолько детально и вдумчиво он написан. Хорошо заметна эта склонность художника в картине «Бокал вина» (Het glas wijn, 1660).



Поразительно, насколько тщательно выполнены элементы меблировки. Главную роль здесь играет… стул, помещенный прямо в центр картины. Именно на него сразу же падает взгляд. А после переходит на витраж, элементы которого едва ли не ярче всех остальных предметов в комнате, включая наряды мужчины и женщины, пьющих вино. Отдельного внимания заслуживает картина, расположенная на стене прямо за спинами людей. У зрителя может сложиться впечатление, что в этом тёмном портрете он видит самого себя.

Ещё одна картина - «Молочница» (Het melkmeisje, 1658–1661) - вошла в историю голландской живописи благодаря своей почти абсурдной простоте и живости обыденного сюжета.



Вермеер увековечил ежедневные рутинные обязанности одной из служанок. Девушка сосредоточенно выполняет привычное для неё действие – наливает молоко в миску. Свет из окна падает на её лицо, выражающее спокойствие и лёгкую усталость. Помимо этих элементов на картине лишь две корзины, висящие на стене, и незамысловато накрытый стол. Это произведение искусства притягивает взгляд и восхищает своей простотой и гениальностью.

На самом деле, написание картин едва ли было основным занятием Вермеера. За год он мог создать не более двух-трёх полотен. Мастер творил, наслаждаясь процессом, стремясь запечатлеть не сиюминутный порыв, а максимально продуманный и обобщённый портрет времени. Вермееру претили экспрессия и пафос, он стремится подчеркнуть обыденность и простоту жизни.

Уже при жизни картины художника отлично продавались. Цены на них были впечатляюще велики для того времени. Особенной популярностью они пользовались среди меценатов. Но не только они были источником финансового благосостояния. Живопись была приятным времяпрепровождением, хобби. Основной же доход приносила помощь матери в управлении трактиром, доставшемся ей в наследство, а также работа деканом гильдии Святого Луки. Вермеер долгое время занимал этот пост, что говорит о его неоспоримом авторитете среди художников и востребованности как специалиста в области искусства.

Однако к концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось из-за начавшейся войны с Францией. Семье пришлось влезть в долги. Возможно, именно поэтому гений Золотого века голландского искусства надолго был забыт. Его имя снова появилось на горизонте мировой живописи лишь спустя два столетия. После себя он оставил великолепное наследие, которое и в наше время восхищает как обычных людей, так и настоящих ценителей искусства.

Практически ни одну из его оставшихся работ нельзя гарантированно застать на месте — они путешествуют из музея в музей, собирая тысячи зрителей даже сольным представлением.

Короткая жизнь

Вермеер родился в Делфте 31 октября 1632 года, прожил всего 43 года и умер при странных обстоятельствах. Современники полагали, что причиной быстрой и ранней смерти была нервная истощённость художника, связанная с семейными проблемами и бедностью.

Самая известная работа

Самая известная и «гастролирующая» работа Вермеера — «Девушка с жемчужной серёжкой», принадлежащая Гаагскому музею. Иногда её гастроли, например, по Японии и Америке затягиваются на годы.

Картина Яна Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой», около 1665 года

Два века неизвестности

До середины XIX века работы Вермеера считались третьесортными, пылились в запасниках и рядовых частных коллекциях. Художник был «переоткрыт» искусствоведами Густавом Ваагеном и Теофилом Тор-Бюргером , которые упоминали о возможных 66 произведениях. Только во второй половине двадцатого века Ян Вермеер был признан величайшим художником «Золотого голландского века».

Символы и знаки

В работах Вермеера огромную роль играют символы и знаки, часто ими он зашифровывает библейские аллегории, вопросы морали и нравственности, выбора и любви. Так, например, весы в руках у героини картины «Женщина с весами» символизируют предстоящий в конце жизни Божий Суд, на котором будут «взвешены» все помыслы и поступки.

Многодетность

У Яна Вермеера и его жены Катарины было 15 детей, при этом беременностей у Катарины было ещё больше, иногда дети умирали новорождёнными.

Медлительность

Вермеер даже при жизни был одним из самых ярких художников «Золотого голландского века» и определённо самым талантливым в «Гильдии Святого Луки» (самом крупном объединении художников Делфта), при этом наименее «плодовитым». За всю жизнь он написал не более 40 - 45 работ (часть из них утрачена), в то время как коллеги зарабатывали на портретах, рисуя их по несколько штук в месяц. Купцы уважали и любили Вермеера, часто давали ему заказы, но не были довольны темпом. При этом работы Вермеера заказчиками оплачивались чрезвычайно высоко.

Работы, которые можно увидеть

Всего на сегодняшний день известно о 34 работах художника, и существует ещё как минимум три, авторство которых приписывается Вермееру: «Девушка, сидящая за вирджиналем», «Святая Праксидия», «Девушка с флейтой».

Картина «Девушка с флейтой», 1665-1670 гг., предположительно, принадлежащая кисти Яна Вермеера

В розыске

Одна из картин — «Концерт» — была украдена 18 марта 1990 года из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. О её судьбе до сих пор ничего не известно.

Фрагмент картины Яна Вермеера «Концерт», около 1663/1666 гг.

Тёща

Тёща Вермеера — жёсткая и волевая Мария Болнес — дала согласие на брак дочери с художником только после того, как рождённый в протестантской семье Ян принял католичество. Мария настояла на том, чтобы семья дочери жила в её доме. Всю жизнь Вермеер страдал от тяжёлого напористого характера Марии, которая оказывала влияние на дочь и недолюбливала зятя за неумение зарабатывать деньги. Особое недовольство Марии вызывала «медлительность» зятя.

Дельфтская коробочка

Некоторые интерьерные работы художника изначально писались для «коробочек» — популярного способа представления картин в Делфте. Работа помещалась в специальный ящик со свечами, в ящике проделывались дырочки. Глядя на картину через них, можно было увидеть некоторую трёхмерность пространства. Одна из таких коробочек сохранилась и выставлена в Национальной галерее Лондона.

Камера-обскура

Ян Вермеер был одним из первых художников, кто воспользовался камерой-обскурой в работе над картинами. Следы использования камеры можно заметить, например, в неестественном блеске металлических предметов и неестественной белизне некоторых деталей.

Жёлтый жакет

Одним из самых часто встречающихся предметов на работах художника определённо является жёлтый жакет с оторочкой из горностая. Это был праздничный жакет Катарины, который художник любил и просил для своих моделей.

Образ Катарины

Катарину тоже можно увидеть в работах Вермеера, хотя и не так явно и часто, как, например, Саскию Рембрандта (Вермеер был его последователем и опосредованным, через Карела Фабрициуса , учеником). Беременную Катарину мы видим на картине «Женщина с весами».

Гений света

Яна Вермеера считают непревзойдённым мастером работы со светом, больше никто и никогда не смог повторить такую тщательную, тонкую и гениальную передачу света и тени. Неизвестно, что именно позволяло художнику достигать таких результатов: талант, технические приспособления, специальные краски, которые он делал сам из очень дорогих пигментов, или, по всей видимости, уникальное сочетание всех этих факторов.

Нищета

Вермеер умер на пороге нищеты. Начавшаяся в 1672 году война изменила рынок картин. Их прекратили покупать. Художники практически перестали получать заказы. Чтобы содержать семью и сгладить недовольство тёщи, Ян вынужден был влезть в кредиты и продать почти все оставшиеся у него работы. В 1675 году Вермеер скоропостижно и без явных причин умирает. После смерти Марии вдова Вермеера Катарина вынуждена была отказаться от наследства и раздать долги кредиторам. Катарина напишет в дневниках, что «Ян умер, потому что стыдился разорения». В сохранившейся описи предметов можно найти много вещей, использованных в произведениях Яна Вермеера. В том числе знаменитый жёлтый жакет Катарины.

Кто владеет

Больше всего картин Вермеера принадлежит музеям и частным коллекционерам в США. В России нет ни одного произведения этого голландского художника.

Подделка и скандал

Работы Вермеера неоднократно пытались подделывать. Самым громким стал скандал, разразившийся в 30-х годах прошлого века, когда обнаружилось, что сразу несколько работ (одна из них — безусловно талантливая «Христос в Эммаусе») не принадлежат перу Вермеера, а написаны художником Хан ван Меегереном . К моменту разоблачения Меегерен сумел продать несколько работ на сумму около 30 миллионов долларов в перерасчёте на современный курс. При этом «подлинность» произведений признавали многие авторитетные искусствоведы и оценщики.

Картина Хана ван Меегерена «Христос в Эммаусе», выдававшаяся за работу Яна Вермеера.