Кто ты, Манька-Облигация.

Образы этих дам, приятных во всех отношениях, давно уже стали классикой. Многие даже ставят между этими образами знак равенства – дескать обе они уголовницы. И нечего с них брать пример.
Но на самом деле единственное, что их роднит – это происхождение. Обе были дочками преступников.
А дальше начинаются две большие разницы...

Сонька (она же Шейндля-Сура Лейбова Соломониак) была-таки уголовницей.
Ее образ кристально ясен - великосветская воровка, этакий Арсен Люпен в юбке. С 1884 по 1915 мадам Золотая Ручка со свистом грабила банкиров, лесопромышленников и прочих лохов. Сонька работала в Одессе, Москве и Питере. Готовила все свои операции заранее. Специально отращивала длинные ногти, чтобы прятать под ними и выносить из ювелирных магазинов бриллианты.
Короче, Сонька еще при жизни стала легендой уголовного мира. Потому что не попадалась.
Однажды ее все-таки поймали и даже упекли на Сахалин. Но до каторги Сонька не доехала. Антон Палыч Чехов, увидев на Сахалине авантюристку выразил сомнения: "не может быть, чтобы это была она. Каторжанка все время нюхает воздух, как мышь в мышеловке, и выражение лица у нее мышиное".
А одесситы утверждали в 1921 г. когда ЧК расстреляла ее последнего любовника, Сонька ехала в авто по Дерибасовской и разбрасывала деньги "на поминки мужа". Последние деньки Золотая Ручка доживала в Москве. И здесь, на Ваганьковском кладбище ей поставили шыкарный памятник - женская фигура из белого мрамора под черными пальмами. Пьедестал его покрыт надписями вроде: "Соня, научи жить" или "Мать, дай счастья жигану".

Но вот Манька – она каких “мастей” будет?
Вроде бы понятен намек Жеглова: пора, дескать, за 101-й км тебя выселять. Так в те годы пугали проституток.
Но!
Тот же Жеглов утверждает, что папа у Маньки “шниффер был знаменитый, сейфы громил, как косточки из компота”.
А дочка шниффера никак не могла быть проституткой.
Потрошитель сейфов – это была в те годы профессия престижная и уважаемая в уголовном мире. Так что кореша покойного Афанасия Колыванова давно бы посадили его непутевую дочку на ножи, если б она стала позорить фамилию…

Еще одно явное подтверждение расплывчатости образа мы находим во фразе, ставшей уже фольклором: “Надо вспомнить, что ты не Манька, а Мария Афанасьевна Колыванова, что ты человек и что ты гражданка, а не черт знает что...”
Вот это презрительное “черт знает что” можно расценить и так: более точного слова для определения рода занятий Маньки у Жеглова нет…

Аркадий Вайнер характеризует в одном из писем Маньку вовсе не как продажную женщину, а скорее, как тунеядца: “жизнь она прожигает, на какие деньги непонятно, одно слово – попрыгунья-стрекоза”.
Таким образом, вырисовывается некая дама полусвета, вхожая в тогдашние “тусовки” – как непманские, так и воровские.

А вот описания Маньки из книги братьев Вайнеров “Эра милосердия:
… Я только сейчас как следует рассмотрел Маню: хорошенькое круглое личико с круглыми же кукольными глазами, губы накрашены сердечком, и завитые желтые локоны уложены в модную сеточку с мушками. Под круглым зеленым глазом светился наливной глянцевитый фингал, переливающийся, словно елочная игрушка.
…Маня открыла сумочку, достала оттуда кусок сахару и очень ловко бросила его с ладони в рот, перекатила розовым кошачьим языком за щеку и так, похожая на резинового хомячка в витрине "Детского мира" на Кировской, сидела против оперативников, со вкусом посасывая сахар и глядя на них прозрачными глазами. Жеглов устроился рядом с ней, наклонив чуть набок голову, и со стороны они казались похожими на раскрашенную открытку с двумя влюбленными и надписью: "Люблю свою любку, как голубь голубку".

Я из этих описаний выяснил для себя, что Манька:
а) модная (сеточка с мушками),
б) обеспеченная (сахарок грызет, когда вся страна живет по карточкам),
в) общается с плохими парнями (фингал).

При этом Жеглов колет Маньку аккуратно, без наездов (а не как, к примеру, гражданина Груздева). Все говорит о том, что она не преступник, а заблудшая овечка, которую еще можно спасти и перековать...
И не исключено, что сдав рецедивиста Копченого с потрохами, Мария перестала вести антиобщественный образ жизни и стала одним из миллионов нормальных советских граждан.

Здесь должна быть мораль
Что-нибудь насчет того, что надо каяться в грехах и становится нормальной советской гражданкой. Но у меня в голове совсем другая мысль: если бы Манька занялась темными делами по-взрослому, и ей бы поставили памятник. А так поди узнай, где ее могилка...

Ровно 30 лет назад начались съемки фильма «Место встречи изменить нельзя», в котором снялась знаменитая актриса

Известные картины «Женатый холостяк», «Миллион в брачной корзине», «Зимняя вишня», «Сукины дети» и многие другие, в которых снялась Лариса Удовиченко, появились позже. До этого был фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», в котором Удовиченко сыграла небольшую роль Маньки-облигации, принесшую актрисе огромную популярность. Кстати, Лариса действительно не знала, как правильно писать: облигация или аблигация. Когда она спросила об этом у Высоцкого, все очень хохотали. Именно этот момент режиссер и решил оставить в картине.

Роман с кино у Удовиченко длится вот уже 35 лет. Сейчас, как и прежде, она много снимается, играет в театре. В свои 52 года актриса выглядит просто сногсшибательно, даже как-то язык не поворачивается называть ее Лариса Ивановна. Встретиться с любимицей публики корреспонденту «ФАКТОВ» удалось на Ялтинском кинофестивале, где она была членом жюри. Поздней ночью, уединившись с кинозвездой в одном из ресторанчиков на набережной, мы поговорили «за жисть»…

«Лучше опоздаю куда-нибудь, но высплюсь»

Лариса, выглядите потрясающе! И как только удается всегда оставаться такой шикарной женщиной?

- (Смеется.) Как оставаться? (Вздыхает.) Для начала надо родиться со светлой душой, радоваться жизни и доставлять удовольствие окружающим. Наверное, поэтому я и выбрала актерскую профессию. Если вы заметили, я чаще играю положительных героинь, большей частью снимаясь в комедиях. Будете смеяться, но два года назад я получила на кинофестивале «Улыбнись, Россия», проходившем в Астрахани, приз за вклад в кинокомедию. Из мужчин награду дали Владимиру Зельдину, которому исполнилось уже 92 года, и посмертно - Евгению Леонову. Я вышла, как девочка, с хвостиком, с бантиком, говорю: «Не знаю даже, как чувствовать себя в такой команде». Было очень смешно! Профессия обязывает хорошо выглядеть, следить за собой.

Помогают модные диеты, тренажерные залы?

Ненави-и-ижу тренажерные залы! У меня есть свой комплекс упражнений. Езжу во всякие спа-салоны и обожаю баню - обычную РУССКУЮ, мокрую. Баня очищает. А еще собираюсь заняться йогой. Моя дочка ходила на йогу, подружка, актриса Вера Сотникова, тоже занимается ею. Мы недавно отдыхали с ней вместе, так Вера убегала с пляжа в номер, расстилала там коврик и час занималась. Я к ней как-то постучалась, говорю: «Покажи. Интересно». Она меня просто сразила. Тянутся все мышцы. У меня уже даже книжка есть по йоге - очень интересная. С картинками. Но должен быть тренер, который все подскажет.

А покушать любите?

Обожаю, особенно ночью. Зато не завтракаю. Я люблю вкусную еду, не могу есть что попало. Лучше перехвачу яблочко или грушу, кофе выпью с молоком, если ОЧЕНЬ хочется есть, но дотерплю до того часа, когда приеду домой, достану из холодильника большой кусок мяса или вкусный кусок рыбы… Выдавить на нее лимонный сок, да с помидорчиком…

Хорошо готовите?

Да, но времена, когда я подолгу стояла у плиты, ушли. Сейчас катастрофически не хватает времени. Всегда готовлю ужин. Если варю борщ, то огромную кастрюлю, он ведь может постоять в холодильнике подольше. Друзья любят в моем исполнении голубцы, фаршированные перцы, котлеты, одесскую икру из баклажанов. Всем надоел салат «Цезарь» или креветки под каким-то соусом - их везде полно. Слава богу, я не склонна к полноте, поэтому не придерживаюсь никаких диет. Самое страшное - это худеть. Бывает, конечно, когда за отпуск я набираю полтора-два лишних килограмма. Тогда сажусь на зеленый чай. День-два только его и пью, и килограммы уходят.

Иногда ведь режиссеры требуют от актеров поправиться для конкретной роли…

У меня была такая ситуация в фильме Панфилова «Валентина». Пришлось поправиться на 7 килограммов. Мы жили под Москвой, в какой-то военной части, и там была столовая. Я ела макароны с котлетами, в которых больше хлеба, чем мяса, налегала на пирожные. Плакала, но ела. Потом очень тяжело худела.

Мужчины вами восхищаются, а женщины делают комплименты?

И женщины. Все говорят одно и то же: «Боже, как вы хорошо выглядите». Как-то подошли ко мне в магазине: «Мы вас буквально преследуем, вы ТАК похожи на одну артистку. Правда, на много лет моложе ее… » Я киваю головой в ответ, потому что если начну говорить, точно признают. Это, кстати, минус нашим операторам, которые не умеют, да и не хотят снимать женщин бальзаковского возраста. Для того чтобы на экране получались красивые крупные планы, женщину надо любить. Есть, конечно, операторы - дамские мастера. Я с такими сразу же начинаю кокетничать, заигрывать. Всю жизнь кокетничаю со съемочной группой, всех веселю, и работа спорится. Профессия у нас такая, что непременно должен быть кураж.

А стимулы какие для этого куража?

Тут не нужны никакие стимулы. Просто включается профессионализм, когда ты не имеешь права быть кислым, уставшим, озабоченным. А вообще, меня мобилизует… одиночество. Когда ты остаешься наедине с собой. Я дома, когда ложусь спать, отключаю все телефоны, даже мобильный. САМОЕ лучшее лекарство для любой женщины - сон. Если я не выспалась, не могу работать, жить не хочется. Лучше опоздаю куда-нибудь, но высплюсь. Если устала и не могу заснуть, а завтра нужно работать или ехать на гастроли, пью успокоительные чаи, травы, полтаблетки снотворного. Особенно тяжело во время переездов. Вечером спектакль и нужно садиться в поезд, чтобы ехать в следующий город. Вот сейчас отправляюсь на Дальний Восток на 10 дней. Ох! Разница во времени, расстояние и каждый день новый город. Везем новую антрепризу «Похищение Сабинянинова». Моя партнерша - гениальная Людмила Гурченко. Весной приедем в Киев, Одессу.

«Такого человека, как Садальский, нет в моей жизни»

Я смотрел потрясающую антрепризу, где вы с Садальским играете.

С Садальским теперь не работаю. И даже не общаюсь, несмотря на то, что одно время мы были очень дружны. Даже не могу назвать это скандалом. Просто нет уже такого человека в моей жизни! Разошлись, и больше не хочу о нем говорить.

Стас большой скандалист, а вы способны устроить шумиху? Говорят, женщина из ничего может сделать три вещи: салат, шляпку и скандал!

НИ-КОГ-ДА! Мне, в отличие от многих других, пиар не нужен. Я и так боюсь на пляж выйти. Жизни нет никакой. Поэтому и ношу темные очки, кепку, чтобы никто не узнал. Конечно, приятны доброе отношение, признательность человеческая. Но растаскивают же на кусочки. К тому же бывают и очень навязчивые поклонники. Тяжело.

С Гурченко вы сошлись характерами?

С Людмилой Марковной работалось великолепно, она замечательный партнер, такая живая, жизнерадостная. Я на нее смотрела и думала: чем-то мы с ней похожи. Наверное, в умении объединить вокруг себя людей. Она никогда не приходила на репетицию в дурном настроении. А как быстро Гурченко учит текст. Только начали репетировать, а она уже все знает. Я говорю: «Людмила Марковна, как это вы столько текста запомнили с ходу?!» Она, видимо, чтобы не обидеть меня, отвечает: «Ну, быть может, потому, что я музыкальная, мне легче запомнить». Думаю, Боже, а я учу-учу, и все никак. А сериалы - это вообще безумие. Возьмите «Дашу Васильеву», которая снималась 9 месяцев. У нас рабочий день составлял 12 часов. 15 книг было снято, а это значит - 15 сценариев. И каждый день надо было учить…

Продолжение сериала про Дашу Васильеву планируется? Вам эта героиня очень идет.

Возможно, будет. Мне Даша тоже очень нравится.

А про Маньку-облигацию из «Место встречи изменить нельзя», говорят, терпеть не можете вспоминать?

Здравствуйте! Никогда в жизни я такого не говорила. Первый раз слышу. Это Садальский ненавидел роль Кирпича, которого он там сыграл. Я, наоборот, говорила Стасу, что это наши лучшие роли с ним.

Вы сразу на нее согласились?

Это была целая история. Говорухин сперва пригласил меня на роль Вари Синичкиной. Я прочитала сценарий, и мне очень понравился эпизод с Манькой. Я попросила режиссера, чтобы он меня попробовал. Но Говорухин отказал: «Нет, ты не подходишь, да и чисто внешне никак». «А на Синичкину я даже не хочу пробоваться!» - ответила я. Так мы и расстались. Прошло время, и вдруг я получаю телеграмму: «Утверждена на роль Маньки-облигации без проб!» Страшно перепугалась, но потом как-то так с божьей помощью справилась. По-моему, неплохо. Меня до сих пор дразнят Манькой-облигацией, а я радуюсь.

С Владимиром Высоцким на съемочной площадке впервые увиделись или были знакомы?

Во время съемок. Я никогда не была его поклонницей, потому что не люблю бардовскую песню. У нас в институте, в общежитии, мальчики слушали кассеты Высоцкого. Но тогда я была юной милой барышней, и мне его мужская лирика была не по сердцу. А теперь понимаю и люблю. Даже книжку его стихов купила. Сейчас, когда читаю, совсем по-другому Володю воспринимаю.

«Долго не забирала свой первый гонорар, говорила: «Я в кино не ради денег снимаюсь»

В вашей биографии, Лариса, написано: родилась в Вене. А мне казалось, вы одесситка…

Папа был военным врачом. Я прожила в Вене до года и с тех пор ни разу так и не была на исторической родине (улыбается). Папа служил то в одном гарнизоне, то в другом, а потом демобилизовался, и мы остались в Одессе, так что мои осознанные детские годы (с семи лет) связаны с этим городом. В детстве меня вообще никак не воспитывали, я как-то так легко жила с родителями. Не досаждала, не хулиганила, хорошо училась. Так хотела быть артисткой, что все свободное время проводила в драматических кружках. Сперва в школьном, потом училась в театре-студии киноактера при Одесской киностудии. Ведь моя мама несостоявшаяся актриса. Война помешала ей окончить Институт музыки и кино. А потом, выйдя замуж за моего отца, она колесила по белу свету. Видимо, ее страсть к кино перешла ко мне. Я, кстати, наполовину украинка - по папиной линии.

Укращнську мову розумiхте?

Конечно. Когда приезжаю к родственникам в Хмельницкий, они между собой говорят на украинском, и я все понимаю.

Москву долго покоряли?

Мне очень повезло. Я без проблем поступила и прямо со второго курса стала сниматься. У меня ВСЕГДА было очень много предложений.

Благодаря актерской профессии научились, наверное, машину водить, на лошади скакать, корову доить?

Про лошадь мне не говорите. Я боюсь их жутко! У меня не было ролей, когда надо было стоять у станка или доить корову. Всегда играла благополучных дамочек. А за руль села не оттого, что профессия обязывает. Без машины же никуда. Москва сейчас такая тяжелая для езды, но деваться некуда. Когда снимаюсь, меня возят, когда нет - сама езжу. У меня двухдверный «Мерседес»-купе. Многие говорят: «Возьми шофера». Но я не люблю, чтобы меня кто-то сидел и ждал.

Говорят, режиссеры на вас экономят, ведь в кино вы снимаетесь в своих нарядах.

Очень часто, если только не надо падать в грязь или рвать платье. Это не режиссеры экономят, а продюсеры, которые не дают достаточно денег на костюмы. А я обожаю дорогую одежду. Шитых вещей не ношу, они не сидят так, как фирменные. Поэтому покупаю только наряды проверенных марок. Они носятся долго, их очень легко сочетать между собой.

И много денег тратите на себя, любимую?

А кто вам сказал, что я сама себе любимая? Я как раз себя то и не люблю. МНОГО трачу! Я должна быть модно одета. Не выискиваю скидок и не жду, когда начнутся распродажи. Если мне что-то нужно, иду и покупаю. Есть, конечно, определенные магазины, где я постоянно одеваюсь. Естественно, мне звонят, когда начинаются скидки: «Приходите, купите туфли не за тысячу евро, а за 500». Это приятно.

Свой первый гонорар тоже на наряды истратили?

А как же! Мне было 15 лет, когда я снялась в фильме Александра Павловского «Счастливый Кукушкин». Получила тогда аж 300 рублей. Это были огромные деньги, и я не хотела их брать из кассы. Мне звонили из бухгалтерии: «Приезжайте, получите деньги», а я отвечала: «Нет, я снимаюсь не ради денег, а ради искусства». Стеснялась получать эти несчастные 300 рублей. А потом, когда все-таки взяла их, пошла на знаменитый одесский толчок, где продавалось все. Купила высокие модные сапоги, привезенные моряками из-за рубежа, какой-то плащ. Я всегда была модницей!

Образы этих дам, приятных во всех отношениях, давно уже стали классикой. Многие даже ставят между этими образами знак равенства – дескать обе они уголовницы. И нечего с них брать пример.
Но на самом деле единственное, что их роднит – это происхождение. Обе были дочками преступников.
А дальше начинаются две большие разницы...

Сонька (она же Шейндля-Сура Лейбова Соломониак) была-таки уголовницей.
Ее образ кристально ясен - великосветская воровка, этакий Арсен Люпен в юбке. С 1884 по 1915 мадам Золотая Ручка со свистом грабила банкиров, лесопромышленников и прочих лохов. Сонька работала в Одессе, Москве и Питере. Готовила все свои операции заранее. Специально отращивала длинные ногти, чтобы прятать под ними и выносить из ювелирных магазинов бриллианты.
Короче, Сонька еще при жизни стала легендой уголовного мира. Потому что не попадалась.
Однажды ее все-таки поймали и даже упекли на Сахалин. Но до каторги Сонька не доехала. Антон Палыч Чехов, увидев на Сахалине авантюристку выразил сомнения: "не может быть, чтобы это была она. Каторжанка все время нюхает воздух, как мышь в мышеловке, и выражение лица у нее мышиное".
А одесситы утверждали в 1921 г. когда ЧК расстреляла ее последнего любовника, Сонька ехала в авто по Дерибасовской и разбрасывала деньги "на поминки мужа". Последние деньки Золотая Ручка доживала в Москве. И здесь, на Ваганьковском кладбище ей поставили шыкарный памятник - женская фигура из белого мрамора под черными пальмами. Пьедестал его покрыт надписями вроде: "Соня, научи жить" или "Мать, дай счастья жигану".

Но вот Манька – она каких “мастей” будет?
Вроде бы понятен намек Жеглова: пора, дескать, за 101-й км тебя выселять. Так в те годы пугали проституток.
Но!
Тот же Жеглов утверждает, что папа у Маньки “шниффер был знаменитый, сейфы громил, как косточки из компота”.
А дочка шниффера никак не могла быть проституткой.
Потрошитель сейфов – это была в те годы профессия престижная и уважаемая в уголовном мире. Так что кореша покойного Афанасия Колыванова давно бы посадили его непутевую дочку на ножи, если б она стала позорить фамилию…

Еще одно явное подтверждение расплывчатости образа мы находим во фразе, ставшей уже фольклором: “Надо вспомнить, что ты не Манька, а Мария Афанасьевна Колыванова, что ты человек и что ты гражданка, а не черт знает что...”
Вот это презрительное “черт знает что” можно расценить и так: более точного слова для определения рода занятий Маньки у Жеглова нет…

Аркадий Вайнер характеризует в одном из писем Маньку вовсе не как продажную женщину, а скорее, как тунеядца: “жизнь она прожигает, на какие деньги непонятно, одно слово – попрыгунья-стрекоза”.
Таким образом, вырисовывается некая дама полусвета, вхожая в тогдашние “тусовки” – как непманские, так и воровские.

А вот описания Маньки из книги братьев Вайнеров “Эра милосердия:
… Я только сейчас как следует рассмотрел Маню: хорошенькое круглое личико с круглыми же кукольными глазами, губы накрашены сердечком, и завитые желтые локоны уложены в модную сеточку с мушками. Под круглым зеленым глазом светился наливной глянцевитый фингал, переливающийся, словно елочная игрушка.
…Маня открыла сумочку, достала оттуда кусок сахару и очень ловко бросила его с ладони в рот, перекатила розовым кошачьим языком за щеку и так, похожая на резинового хомячка в витрине "Детского мира" на Кировской, сидела против оперативников, со вкусом посасывая сахар и глядя на них прозрачными глазами. Жеглов устроился рядом с ней, наклонив чуть набок голову, и со стороны они казались похожими на раскрашенную открытку с двумя влюбленными и надписью: "Люблю свою любку, как голубь голубку".

Я из этих описаний выяснил для себя, что Манька:
а) модная (сеточка с мушками),
б) обеспеченная (сахарок грызет, когда вся страна живет по карточкам),
в) общается с плохими парнями (фингал).

При этом Жеглов колет Маньку аккуратно, без наездов (а не как, к примеру, гражданина Груздева). Все говорит о том, что она не преступник, а заблудшая овечка, которую еще можно спасти и перековать...
И не исключено, что сдав рецедивиста Копченого с потрохами, Мария перестала вести антиобщественный образ жизни и стала одним из миллионов нормальных советских граждан.

Здесь должна быть мораль
Что-нибудь насчет того, что надо каяться в грехах и становится нормальной советской гражданкой. Но у меня в голове совсем другая мысль: если бы Манька занялась темными делами по-взрослому, и ей бы поставили памятник. А так поди узнай, где ее могилка...

Ларису Удовиченко называют одной из самых красивых актрис советского кино. Нежная, тонкая, благородная красота актрисы покорила зрителей всего огромного Советского Союза. «Дочки-матери», «Золотая мина», «Женатый холостяк», «Мэри Поппинс, до свидания!», «И это всё о нём», «Самая обаятельная и привлекательная»… За 45 лет в кино Лариса Ивановна сыграла более 120 ролей!

В интервью «Слободе» Удовиченко рассказала, какую роль считает любимой, зачем снялась в ремейке «Кавказской пленницы» и как поддерживает себя в прекрасной форме.

— Лариса Ивановна, Вы — академик российской кинематографической премии «Ника» и смотрите много кино. Что из последнего увиденного Вам понравилось?
- Я влюблена, считаю, что это великая картина Станислава Говорухина - «Конец прекрасной эпохи». На «Золотом орле» она уже получила приз за лучшую режиссёрскую работу. Жаль, что Ваня Колесников не получил приз за лучшую мужскую роль, он играет просто замечательно. Там так много его крупных планов: красивых, благородных, аристократических даже. Этот фильм будет и на «Нике». Посмотрите его — это счастье!



Школьница Лариса Удовиченко, 1970 г.

— Одна из Ваших свежих работ — фильм «Кавказская пленница». Как Вы относитесь к подобным ремейкам?
- Очень плохо. Я согласилась в нём сняться только потому, что моим партнёром был Гена Хазанов. Мне хотелось с ним похулиганить. Фильм я не смотрела и смотреть не буду, как будто его и не было (смеётся). Мою роль играла Нина Гребешкова, с которой я знакома. Она очаровательная женщина, мы много общались. Независимо ни от чего, мне хотелось сыграть с Хазановым и побывать в шкуре Гребешковой.

— Вы снялись в четырёх сезонах детектива о Даше Васильевой. А романы Донцовой читали?
- Да Боже сохрани! (Смеётся). Я вообще никакие детективы не читала, кроме Агаты Кристи и Себастьяна Жапризо. И когда мне продюсер Игорь Толстунов предложил сыграть Дашу Васильеву, я сказала, что ничего Донцовой не читала. Он пообещал, что мне понравится и привёз две книги. И я как раз с ними уехала отдыхать. Несколько раз начинала читать, но откладывала в сторону — не шло! Смотрю по сторонам, а на пляже все читают детективы Донцовой (смеётся). Думаю — наверное, я чего-то не понимаю. Начала читать глубже. А потом так втянулась! И сейчас, когда нечего делать, иногда читаю романы Дарьи. Я отдыхаю за ними. Сама Донцова интеллигентная женщина, у неё мягкий юмор и нестрашный сюжет, всё с позитивом и надеждой на хороший конец. Это прекрасно.



Дарья Донцова и Лариса Удовиченко.

— Это правда, что Ваша мечта — сняться у Никиты Михалкова?
- Об этом все мечтают! Но я снималась в его русско-итальянской картине «Автостоп». Потом поехала на съёмки фильма «Урга — территория любви» и прожила там два с половиной месяца. Я должна была играть Татьяну, которая живёт там с ребёнком-китайчонком. Мы снимали в монгольских и китайских степях. Никиту Сергеевича так это увлекло, что русская часть из фильма ушла, и снимались монголы. Но мы все жили дружной семьёй, я варила на электрических плитах еду — на китайской прожить было нельзя. Как на войне было (смеётся).


Красавица Лариса Удовиченко, 1975 г.

— Какие съёмки вспоминаете с особой теплотой?
- Где хорошие режиссёры и актёры, конечно.
— Я думала, Вы ответите, что это «Место встречи…»
- Вы знаете, «Место встречи…» — это судьба, это даже не обсуждается! Это роль моей жизни, как выяснилось. Очень люблю эту картину. А Станислав Говорухин — мой любимый режиссёр и друг.

Причём мне ведь сначала предложили сыграть роль Вари Синичкиной, возлюбленной Шарапова. Но я не захотела. Слишком уж она лирическая, правильная.

И когда Говорухин меня вызвал, сразу же сказала ему о том, что хочу сыграть Маньку Облигацию. Он сначала отказался: «Нет, ты внешне не подходишь. Посмотри на себя — маленькая, лирическая, инфантильная. Какая из тебя проститутка со стажем?!» А потом согласился: «Я подумал: раз ты так хочешь, значит, что-то себе придумала, вот и решил попробовать». Я очень волновалась! Владимир Высоцкий и Владимир Конкин всеми силами помогали мне. И все равно я мандражировала, зажималась, но… Знаете, у актёров есть такой термин «нахальство от зажима». Вот оно из меня просто попёрло, благодаря чему в результате получилось так, как получилось.



«Место встречи изменить нельзя», 1979 г.

— У Вас есть секрет, как оставаться женственной, стройной и красивой?
- Стараюсь не распускать себя, держусь в рамках, слежу за весом, не позволяя ему подняться выше 57 кг. Неделю могу сидеть на сельдереевом супе. Это легко, так как каждый день можно что-то добавлять: овощи, фрукты, отварную баранину, дикий рис. За неделю, не голодая, можно избавиться от двух кило. Но потом, если не держать себя в руках, они быстренько вернутся. Сейчас ехали из Алма-Аты такие уставшие, я ночь не спала, выпила таблетку, чтобы заснуть. Приехала домой, а через несколько часов уже выезжать в Тулу. Уснула, не поела. И по дороге к вам прошу: «Остановите, дайте хоть какую-нибудь сосиску съесть!» (смеётся). Остановились в кафе, там такие вкусные сосиски с белым хлебом и огурчиками, да ещё штрудель. Столько радости было!



Спектакль «Женитесь на мне!», с Сергеем Колесниковым. Тула, февраль 2016 г.

Из досье Myslo
Лариса Ивановна Удовиченко
Родилась 29 апреля 1955 г. в Вене (Австрия).
Окончила ВГИК.
Живёт в России и Франции, имеет квартиру в Ницце.
Была замужем за кинорежиссёром Андреем Эшпаем (сейчас муж Евгении Симоновой), пианистом Геннадией Болгариным.
Семья: дочь Мария (1988 г. р.).

Теперь молодежь и не знает, что это такое, когда вся страна, улицы всех городов пустеют, если по телевизору показывают новое, да еще и интересное кино. Так было в 1973 году, когда все жители СССР смотрели "Семнадцать мгновений весны", а утром на работе делились впечатлениями от просмотра. А потом, в 1979 году, так же обсуждали Жеглова и Шарапова в киносериале "Место встречи изменить нельзя". Актеры - Владимир Высоцкий и Владимир Конкин, которые сыграли роли сыщиков МУРа, были самыми известными в Советском Союзе.

И сама история вызвала большой интерес у зрителей. На фоне большой победы Советского Союза над фашисткой Германией послевоенная Москва в августе — ноябре 1945 года была наводнена различными преступными группировками. Они чувствовали себя вполне вольготно на фоне всеобщей разрухи и старались побольше урвать у государства, которое пережило тяжелое время войны.

"Место встречи изменить нельзя": актеры, история создания

За основу сценария взята только что вышедшая и успевшая понравиться многим книга "Эра милосердия".

Когда Высоцкому попал в руки один из первых экземпляров книги, он пошел к Аркадию Вайнеру и сразу заявил - должен сниматься фильм. И в роли Жеглова должен быть только он. Сам писатель удивился, сказав, что есть и много других хороших актеров: "Например, Николай Губенко или Сергей Шакуров, оба хорошие, талантливые актеры".

Высоцкий согласился, что актеры они хорошие, но образ Жеглова, капитана милиции, который работает не просто в милиции, а в МУРе, да еще в Отделе по борьбе с бандитизмом, хорошо удастся только ему.

Подбор актеров

Создателями фильма "Место встречи изменить нельзя" актеры и роли подбирались практически единогласно. Вот за роль Шарапова была настоящая борьба. На эту роль пробовались многие известные актеры. Но в результате был отобран и утвержден Владимир Конкин.

На роль, как сейчас говорят, милиционера "под прикрытием" подбирались для фильма "Место встречи изменить нельзя" актеры Леонов-Гладышев и Андрей Градов. Но Градов отказался, Леонов смог сыграть небольшой по экранному времени, но яркий образ веселого и оптимистичного вора Векшина. И пусть эта роль и небольшая, но по своему трагизму она надолго врезается в память зрителя.

Промокашка удивил всех

А на роль Промокашки в фильме "Место встречи изменить нельзя" Иван Бортник был утвержден сразу.

Знаменитая сцена, где бандиты выходят из подвала магазина, окруженные отрядом московской милиции, долго не получалась. Сцена выходила серой и статичной. Бандиты молча выходили из магазина и молча садились в "воронок".

И по просьбе режиссера С. Говорухина как-то оживить эпизод Иван Бортник задумался и полез в подвал. По команде "мотор" из подвала вышел настоящий уголовник "промокашка", который на ходу кричал, матерился: "Мусора, суки…". По пути пропел куплет "…На скамье подсудимых". И когда "милиционеры" вели его к машине, проходя мимо Жеглова-Высоцкого, успел даже плюнуть тому в лицо.

Надо сказать, в роли милиционеров снимались реальные сотрудники, и когда они увидели такое поведение актера, поверили в то, что перед ними реальный уголовник. И они стали относиться гораздо жестче и даже по пути в "воронок" несколько раз ударили. При этом ударили вполне ощутимо, так что актер закричал от боли. А тут еще милиционеры закричали "Ах ты, тварь, да мы тебя сейчас здесь же и задавим!"…

Как только на экраны вышел фильм "Место встречи изменить нельзя", актеры стали получать письма от зрителей. Например, одна из зрительниц, которая работала в суде, была поражена тем, как Бортник передал характер уголовника "промокашки". По роду своей работы она перевидала много уголовников и была удивлена, насколько точно показана ущербность и тупиковость людей этого рода деятельности.

Послевоенная Москва

На фоне разгула преступности в Москве советские власти приняли решение усилить ряды московской милиции военными, возвращающимися с фронта. Особенно хорошо это прозвучало во фразе младшего сержанта Варвары Лисичкиной (Наталья Данилова) - "нас скоро заменят на более опытных мужчин-фронтовиков". Одним из таких фронтовиков и оказался бывший разведчик, старший лейтенант Шарапов. И ему сразу "повезло" - он попал на расследование дела об убийстве Ларисы Груздевой.

Надо сказать, что и за основу книги братья Вайнеры взяли реальное уголовное дело Евгения Миркина по обвинению в убийстве жены и приговоренного к смертной казни. Уже после вынесения приговора муровцы продолжили дело и нашли материалы, которые подтверждали невиновность врача. Благодаря работе сыскарей МУРа Миркина оправдали.

Вот и в сюжет фильма так же органично вплетается история банды "черной кошки", которая терроризировала Москву своими вылазками, грабила магазины и склады. Как и показано в фильме, уголовники не жалели никого - ни стариков, ни женщин, ни детей.

Вот на фоне таких событий подбирались для фильма "Место встречи изменить нельзя" актеры. Промокашка был как бы собирательным образом типичных уголовников тех времен.

Обаятельный антигерой

В 1975 году выходит на экраны страны новогодняя комедия "Ирония судьбы...!". В ней одну из запоминающихся ролей второго плана сыграл актер Александр Белявский.

Но настоящую известность принесла актеру роль Евгения Фокса. И до сих пор зрители при имени этого актера вспоминают обаятельного мерзавца Фокса как главную работу этого актера.

Кандидатуру Белявского предложил Владимир Высоцкий, из Одессы в Москву послали срочную телеграмму с предложением сниматься в фильме. Что интересно, в Москве самого артиста не оказалось. В это время он осваивал полученные шесть соток в селе Ершово. Но стоило ему узнать, что в картине предполагается участие Юрского, Высоцкого, Конкина и Джигарханяна, он отложил земледелие и сел на самолет.

Как рассказывает сам режиссер С. Говорухин, на роль отрицательного персонажа пробовались в картине "Место встречи изменить нельзя" актеры. Фокс, таким как его задумал режиссер, получился только у Александра Белявского. Хотя первоначально на эту роль был утвержден Борис Химичев.

По признанию самого актера, эта роль если и сделала его известным, но надолго испортила карьеру в кино. Многие режиссеры после выхода на широкие экраны страны советского блокбастера не видели Белявского в другой роли, кроме как "антигероя".

Эх, Маня!...

Яркой и запоминающейся ролью стала Манька Облигация в исполнении Ларисы Удовиченко. И это несмотря на то, что ей первоначально предлагали роль Вари. Но артистка сразу заявила - либо она сыграет Облигацию, либо вообще сниматься в картине не будет.

На эту роль в фильме "Место встречи изменить нельзя" актеры пробовались и другие. Зрители могли увидеть и артистку Любовь Полищук в этом образе.

Но теперь уже ставшая знаменитой фраза: "Аблигация или Облигация?" крепко связана с образом Маньки в исполнении именно Ларисы Удовиченко.

Зрители, не избалованные советским кинематографом, писали артистке письма даже из тюрем. И ей приходилось обращаться уже к настоящей милиции за помощью с просьбой оградить ее от внимания таких поклонников.

Музыкальное оформление

И, конечно, не обошлось без музыки и песен. Но как ни хотел Высоцкий спеть в этом сериале, и даже были планы включить в финальных сценах каждой серии песни в исполнении всеми любимого барда, но от этих планов решено было отказаться. И это решение позволило фильму сохранить дух того времени.

Единственный эпизод, где включен небольшой отрывок из песни Вертинского, был исполнен Высоцким, но текст песни перемежался разговором с Шараповым.

Но совсем без музыки в фильме не обошлось. Сцены в ресторане были сыграны с участием знаменитого певца. На заднем плане, среди ресторанного оркестра, Сергей Мазаев играет на саксофоне.

Также в эпизоде ожидания начала фильма в кинотеатре в фойе исполнялась песня «Неудачное свидание».

Сами песни исполняли профессиональные музыканты для фильма "Место встречи изменить нельзя", актеры саунтреки только обыгрывали.

Также в фильме прозвучала песня "Бомбардировщики", где ее поют сотрудники МУРа, едущие в автобусе на субботник.

В эпизоде, где Фокс танцует с официанткой, звучит танго Jalousie ("Ревность"), которое было написано еще в 20-х годах датчанином Жокобом Гарде.

Вор в законе

Блистательно сыграл вора в законе уже известный на то время артист Евгений Евстигнеев.

Ему удалось передать образ профессионального вора, который имел узкую специализацию - вещи из театрального гардероба. Тут уже без помощи красотки не обойтись. Именно она и выносила из гардероба вещи по номерку, который и умел доставать из карманов богатых зрителей Ручечник. Для многих телезрителей стала крылатой фраза, сказанная им на допросе у Жеглова: "А сегодня что, постный день?".

Я сказал горбатый!

На роли членов банды в фильме "Место встречи изменить нельзя" актеры подобрались тоже колоритные. Членов банды сыграли:

  • Саша Белявский.
  • Виктор Павлов.
  • Валерия Заклунная (любовница "Горбатого").
  • Иван Бортник.
  • Олег Савосин.
  • Володя Жариков.
  • Татьяна Ткач (подруга Фокса).
  • Александр Абдулов.
  • Рудольф Мухин (шофер банды).

И, конечно, Армен Джигарханян (главарь банды Карп).

Теперь уже известно, что роль Карпа предлагалась актёру Ролану Быкову. Несмотря на все отговорки артиста на его небольшой рост, эту роль отдавали ему.

Но во время съемок эпизодов с Карпом Быков попал в клинику с сердечным приступом. И тогда в срочном порядке было принято решение пригласить на эту роль Армена Джигарханяна. И несмотря на то, что на тот момент он вообще ничего не слышал о романе "Эра милосердия", он дал согласие на съемки. И сейчас трудно представить другого "горбатого" вместо А. Джигарханяна.

Начало съемок

После показа на голубых экранах фильма "Место встречи изменить нельзя" актеры и роли, которые они исполняли, стали в один миг знаменитыми на всю страну. Надо сказать, что кинокартина не была отмечена государственным наградами, хотя и вышла к празднику Дня милиции.

32 года назад 10 мая в городе Одессе начались съемки этого пятисерийного фильма. Во время отсутствия Станислава Говорухина работу над фильмом продолжал Владимир Высоцкий. И надо сказать, процесс съёмок при его руководстве значительно ускорялся. Если процесс эпизода был рассчитан по сценарию на семь дней, Высоцкому удавалось снять за четыре. При этом в обсуждении вопросов, как лучше снять тот или иной эпизод, принимала участие вся труппа.

Фильм стал народным

Теперь этот проект прочно вошел в обойму самых любимых фильмов для многих поклонников советского кино. И фразы из ленты: "Есть подозрение, мил человек, что ты стукачок", " Кофелек-кофелек... Какой кофелек?", " Ну и рожа у тебя, Шарапов!", "А пистолет, Володя, перевесит все другие улики..." - часто произносили многие люди, особенно стараясь подчеркнуть хрипотцу голоса Высоцкого.

Сам фильм "Место встречи изменить нельзя", актеры, фото кинокадров стали достоянием многих сайтов любителей кино.