Мишель монтень краткая биография и интересные факты.

Мишель де Серевилль (иногда Сервиль; фр. - Michel de Séréville; 28 апреля 1922, Сомюр - 23 февраля 2006, Мугер) - французский график, иллюстратор, актер.

После окончания Национальной школы искусств в 1939 году, танцевал в Академии классического танца русских мастеров в Париже и балет Дягилева.

Танцевал в балете всемирно известного «Комеди франсез» и в труппе французского Современного балета, снимался в фильмах парижского телевидения, поставленных по чеховским «Трем сестрам» и «Чайке».

Участвовал также в концертах Русского хора, которым руководил в Париже Федор Сергеевич Паторжинский. Женился на солистке его хора Елене.

Впервые посетил Советский Союз в 1957 году с французской делегацией во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Он был тогда солистом танцевального ансамбля и даже завоевал серебряную медаль за исполнение баскских танцев.

Через два года он снова приехал, но уже совсем в другой роли - роли лейтенанта Пикара из знаменитого советско-французского фильма «Нормандия - Неман». Приезжал на съемки. Он сыграл одну из заметных ролей в популярнейшем в 1950-е годы фильме «Нормандия - Неман» - роль лейтенанта Пикара.

Первая его персональная выставка с успехом экспонировалась в выставочном зале Союза художников Украины в Киеве еще в 1965 году. Татьяна Яблонская любезно предоставила свою мастерскую французскому коллеге. Тогда же о художнике журналист Григорий Кипнис написал в «Литературной газете». Потом выставок было еще много: в салонах и галереях Парижа, а также в Брюсселе, в Денвере (штата Колорадо, США), в Кельне и др. городах мира.

В 1971 году Мишель де Серевилль снова приехал в Киев. В этот приезд, по просьбе Мишеля и его друга по Парижу киевлянина Владимира Скофенко, дипломата, много лет представлявшего Украину в ЮНЕСКО, Григорий Кипнис познакомил их с писателем Виктором Некрасовым. Во время их встреч Мишель постоянно рисовал, выполнил целую серию портретных зарисовок Некрасова.

Проиллюстрировал десятки книг самых популярных авторов, таких как: Вольтер, Стендаль, М. Дрюон, Г. Грин, Дж. Лондон, Ф. Мориак, С. де Бовуар, А. Тройя, А. Деко, Е. Евтушенко и др.

Портрет Виктора Некрасова
работы художника Мишеля де Серевилля, 1971 г.

Шевалье де Бражелон

Он же - лейтенант Пикар из фильма «Нормандия-Неман». А еще...

Статья

Впервые опубликована в газете «Киевские новости»,
18 марта 1994 г., № 12 (107), стр. 6

Включена в книгу Григория Кипниса «Корпункт. На перекрестках встреч». - Киев: Альтерпрес, 2001, стр. 240-246 Мы сидим в просторной гостиной, из которой одна дверь ведет не то в мастерскую, не то в склад картин, а за широкими окнами переливаются яркие краски июньского Парижа. Мы не виделись Бог знает сколько лет, а тут, в парижской квартире художника, я вообще впервые. Он заносит в гостиную одну за другой картины, эффектно расставляет их, старые и совсем новые. Ровно два года назад у него была большая, можно сказать, итоговая выставка, он дарит мне красивую афишу и пишет на ней по-французски, а Лена, жена, переводит: «Гриша - вновь найденному другу - 20 лет спустя! 16.6.93. Париж. Мишель де Серевилль».
Мой приезд в Париж оказался для них совершенно неожиданным и втроем радостно вспоминаем наши встречи в Киеве.
Не знаю, как на кого, а на меня, помнится, уже в первый раз от одного только звучного французского имени с приставкой «де» повеяло вдруг чем-то романтическим, вроде бы как со страниц, скажем, Бальзака или Стендаля. И самое удивительное, что Мишель де Серевилль действительно имел прямое отношение к романам как Бальзака, так и Стендаля. И не только их. Можно назвать еще Золя и Вольтера, а если поближе к нашим временам - то Моруа и Мориака, Эльзу Триоле и Симону де Бовуар, а если вспомнить, к примеру, русских классиков, - то Достоевского и Толстого… Ибо художник проиллюстрировал во Франции около 500 книг - от роскошных и дорогих изданий до рассчитанной на массового читателя серии «Карманная книга».

Мы познакомились с ним в середине 1960-х в Киеве. Выяснилось, что за день до отъезда из Парижа, Мишель завершил и сдал работу по оформлению романов Мориса Дрюона из знаменитой серии «Проклятые короли». Это был не совсем обычный заказ. Издатель признался художнику, что Дрюон категорически возражает против какого бы то ни было рисунка на обложке: только название романа, фамилия автора - и все. Но ведь нельзя же, в самом деле, жаловался издатель, выпускать такое дорогое издание без художественной обложки, столь модной в наше время. «Давайте рискнем убедить автора уже готовой работой», - уговаривал он художника. И тот взялся оформить шесть дрюоновских романов (в том числе, переведенные у нас тогда «Железный король», «Узница Шато-Гаяра» и «Яд и корона»).
- Знаете, чем все закончилось? - улыбался де Серевилль. - Морис Дрюон заявил, что серия «Проклятые короли» задумана им из 18 романов, в связи с чем он предлагает мне иллюстрировать и остальные 12 книг...
Об этом забавном случае Мишель рассказал мне в мастерской нашей знаменитой художницы Татьяны Яблонской. В те дни Татьяна Ниловна любезно предоставила свою мастерскую французскому коллеге. Мишель быстро сошелся с украинскими художниками, они сразу нашли общий язык. Вскоре в выставочном зале Союза художников Украины открылась выставка работ де Серевилля, кажется, одна из его первых персональных выставок. Потом их будет еще много: в салонах и галереях Парижа, а также в Брюсселе, в Денвере (штата Колорадо, США), в Кельне…
Но почему вдруг в Киеве? О, это длинная история. Дело в том, что художник приехал к нам тогда не в первый раз. Впервые он посетил Советский Союз в 1957 году с французской делегацией во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Он был тогда солистом танцевального ансамбля и даже завоевал серебряную медаль за исполнение баскских танцев. Через два года он снова приехал, но уже совсем в другой роли – роли лейтенанта Пикара из знаменитого советско-французского фильма «Нормандия - Неман». Приезжал на съемки.
Как видите, Мишель не только и не просто художник-иллюстратор, он художник и в более широком смысле слова, натура артистическая, на редкость многогранно одаренная. Каждый раз я узнаю какие-то новые подробности его незаурядной творческой биографии. Он, оказывается, танцевал в балете всемирно известного «Комеди франсез» и в труппе французского Современного балета, снимался в фильмах парижского телевидения, поставленных по чеховским «Трем сестрам» и «Чайке». Участвовал также в концертах Русского хора, которым руководил в Париже Федор Сергеевич Паторжинский, наш эмигрант, родной брат прославленного киевского певца-баса, народного артиста Ивана Сергеевича Паторжинского. С Федором Сергеевичем Мишеля сблизило еще и то, что он женился на солистке его хора Елене, с которой душа в душу они живут уже более четырех десятков лет.

Мишель и Елена де Серевилли

Мишель де Серевилль и Федор Паторжинский

Мишель учился не только в Художественной академии, но и в Академии классического танца. Впрочем, карьеру танцовщика в связи с серьезной травмой колена пришлось, к сожалению, оставить, и тогда он полностью посвятил себя изобразительному искусству.
- Я не считаю себя только графиком, - говорил мне при первом знакомстве Мишель, показывая обложки не менее, чем трех десятков проиллюстрированных им книг. - Я не терплю однообразия, даже в жанрах. Графику стараюсь перемежать живописью, портреты - пейзажами, жанровые сцены – натюрмортом.
Он любит рисовать пастелью, но работает также и маслом, и акварелью, тушью, углем и даже чернилами. Он удивительно изобретателен в выборе материала - я, например, видел рисунок, сделанный им на…наждачной бумаге - и выглядело это вполне естественно.
Тогда же я впервые написал о Мишеле в «Литературке», а в 1971 году мы снова встретились в Киеве. В этот приезд нас сблизил друг Мишеля по Парижу киевлянин Владимир Скофенко, дипломат, много лет представлявший Украину в ЮНЕСКО. По просьбе Мишеля и Володи я познакомил их с Виктором Некрасовым, и мы провели вместе немало по сей день незабываемых часов. Мишель постоянно рисовал. Помню, во время обеда у Скофенко он сделал прямо на ходу, так сказать, не отрываясь от аппетитного стола, целую серию портретных зарисовок Некрасова (у меня сохранился один из набросков, который я предлагаю читателям «КН»). Перед обедом Виктор повел всю компанию к своим излюбленным местам на Андреевском спуске. Заходили в булгаковский дом № 13, поднимались на смотровую площадку соседнего дома - замка «Ричарда Львиное сердце», откуда открывается изумительный вид на Подол. Тут Мишель пришел от увиденного в неописуемый восторг и громко кричал, что хочет остаться на этой горе, разбить палатку, смотреть на открывающийся отсюда вид Киева, и рисовать, рисовать, рисовать…
Таким - влюбленным в красоту нашего города и его жителей - и остался в памяти неугомонный, темпераментный французский художник. Работал он в те киевские дни жадно и много. Три его новые киевские работы мне (в том числе портрет великой Леси Украинки) удалось тогда опубликовать в «Литературной газете» под рубрикой «Интересные встречи». Он подарил мне на память многоцветный проспект на русском языке под названием «Париж» - с великолепными цветными фотографиями. В своеобразном альбоме-путеводителе указаны самые достопримечательные места великого города под общей «шапкой» - «2000 лет искусства и истории». Самым же любопытным оказалось то, что только недавно, готовясь к поездке во Францию, я перечитал этот короткий, но довольно живой и эмоциональный рассказ о Париже и неожиданно обнаружил в конце имя его автора: «Текст Мишеля де Серевилля». Оказывается, ко всем прочим своим пристрастиям, он еще и отлично пишет...
...Мишель не устает таскать свои картины, постепенно они полностью заполняют гостиную, как бы иллюстрируя его неутомимый труд за последние два-три десятилетия. Комментируя ту или иную работу, он рассказывает, как ушел от иллюстрации книг, ощутив вдруг какую-то зависимость от их авторов, определенную скованность, чуждую его беспокойному и свободолюбивому характеру. Он ведь родом с юга Франции, из страны басков. Видимо, его всегда влекла природа родных мест. Наверное, потому в пейзажах доминирует триада - море, горы, лес. И самые разнообразные, замысловатые деревья. Оттуда же, из детства - и любовь к лошадям. Как художника его вечно привлекали модели в движении. Не засиживался в ателье. Он в свое время и в Академию классического танца поступил потому, что хотел изучать живые модели. Учился там у Ольги Преображенской и Александра Волынина из прославленного дягилевского балета. С удовольствием рисовал с натуры Сержа Лифара и других знаменитых танцоров.
Любовь к лошадям логически привела его в цирк (вспоминаем, что и в Киеве Мишель с интересом ходил на цирковые представления). На смену цирковой серии выставляется спортивная - хоккей, американский футбол, динамизм боевых схваток, напряженность борьбы. Ухватить все эти «мгновения и миги» не так-то просто.
- Нужно постоянно тренировать глаз и руку, - говорит Мишель. - Это как тренировка у стрелка из лука, у музыканта, у танцора. Ежедневные занятия…
Рассказываю Лене и Мишелю, что как-то в журнале «Знамя» наткнулся на статью нашего дипломата «Французы у себя дома», где обратил внимание на такое место (я его выписал и специально привез с собой):
«Однажды мы с женой зашли в гости к французскому художнику и милому человеку. Хотя перед фамилией художника стоит дворянская приставка «де», я никогда не задумывался о его родословной, тем более, что он был беден и предельно прост в общении. Случайно обратив внимание на старинный женский портрет, висевший над дверью гостиной, я ему заметил, что полотно напоминает работы Филиппа де Шампеня, крупнейшего портретиста XVII века. «Это и есть Филипп де Шампень, - сказал мой друг. - Здесь изображена одна из моих прабабушек по материнской линии - мадам де Бражелон». Любители романов Дюма-отца вообразят мое изумление и восторг: «Мишель, дорогой, да ты настоящий Виконт де Бражелон!».
- Ну, положим, не виконт, а только скромный шевалье, как д’Артаньян, - улыбнулся Мишель, - но какое значение сейчас имеет титул? В нашем роду старшие сыновья всегда были офицерами кавалерии, сам я кончил Сомюрское кавалерийское, ныне бронетанковое училище - прославленный «Кадр нуар». Так вот, после выпуска отец мне сказал: «Титул - это только бутылка от вина, а вино - ты сам. Будь же достоин этикетки!»
...Всего два абзаца о художнике, даже не названа его фамилия, но у меня не оставалось ни малейшего сомнения в том, что речь идет именно о Мишеле де Серевилле.
- О тебе? - спросил я его.
- Конечно, - засмеялся он. - Ну, может быть с некоторыми авторскими вольностями, как это бывает с вашим братом.
Я так и знал. Меня, признаться, слегка покоробило слово «бедный», скорее бы подошло - «скромный», но в остальном - совпадение полное. У нас в Киеве, кстати сказать, французского гостя называли то маркизом, то виконтом. Признанный же им самим титул «шевалье», означающий такие понятия как рыцарь, кавалер, - тоже, по-моему, звучит не так уж плохо…
Вспоминая наши киевские встречи, говорим о том, как неожиданно складываются порой человеческие судьбы. В 1971 году мы были в гостях у Федора Сергеевича, того самого, что руководил парижским Русским хором, где солировала Лена и где некоторое время выступал Мишель, увлекавшийся украинскими и русскими народными танцами. К тому времени Паторжинский возвратился из долгой французской эмиграции на родину, - случай, согласитесь, весьма редкий в ту пору (как, впрочем, и ныне, ибо от нас, к сожалению, по-прежнему чаще уезжают, чем к нам возвращаются). Радушно принимал нас тогда вчерашний эмигрант в своей новой киевской квартире, - де Серевилля, Скофенко, Некрасова и меня. А спустя всего лишь три года в Париже в качестве эмигранта окажется Виктор Платонович Некрасов. В упомянутом выше проспекте о Париже Мишель писал: «Как ни странно, эта шумная столица, находящаяся в вечном движении, этот перекресток, на котором встречаются люди со всего мира…» Вот и встретились после Киева на каком-то парижском перекрестке Мишель и Вика (увы, уже давно нет ни Вики Некрасова, ни Федора Паторжинского). А вот сегодня Мишель и Лена встретили меня, как условились, у станции метро Port de Vinctnnes...
При расставании в память о нашем нынешнем свидании в Париже Мишель дарит мне прекрасный каталог своих работ, изданный к аукциону Друо - мне говорили, что по престижности он мало чем уступает Сотби.

Шла там распродажа картин Мишеля, в отеле Друо, в самом что ни на есть центре Парижа. Среди более двухсот работ - графика, книжная иллюстрация (от Джека Лондона до Александра Солженицына), пейзажи, масло, пастель - я, к своему удовольствию, нахожу пять, посвященных Украине. Под № 143 значится «Киев, Андреевская церковь, пастель, 53 х 42. Под № 142 - «Балкон в Киеве» (кажется, это в квартире Федора Паторжинского на бульваре Леси Украинки. А одна работа (№ 138) так и называется - «L’amour de Ukraine», то есть «Любовь к Украине». Любовь, которая с годами не гаснет. Как видите, настоящий друг у нас в Париже - художник и шевалье Мишель де Серевилль...

Григорий Кипнис

Перевезенцев С. В.

Известнейший французский мыслитель Мишель де Монтень (1533–1592) родился на юго-западе Франции в замке Монтень, принадлежащем его отцу. С двух лет началось обучение маленького Мишеля - отец нанял ему учителей латыни. Более того, в семье все - и отец, и мать, и слуги, - разговаривали с ним только на латыни, поэтому с детства Монтень освоил латынь как родной язык. Отец Мишеля вообще стремился привить ему любовь к наукам и потому, едва Мишелю исполнилось шесть лет, отдал его в коллеж города Бордо.

В двадцать один год Мишель де Монтень стал советником Счетной палаты в Периге, а вскоре советником парламента города Бордо. На этой должности он находился до 1570 г., после чего вышел в отставку и занялся литературной деятельностью, проживая в своем родовом замке. Как писал Монтень, он, "давно утомленный рабским пребыванием при дворе и общественными обязанностями... решил скрыться в объятия муз, покровительниц мудрости". В результате, в 1580 г. вышли в свет две первые книги его "Опытов" - произведение, которое принесло Монтеню еще при жизни широкую известность, а впоследствии всемирную славу.

Однако желаниям Монтеня до конца дней своих провести жизнь в уединении не суждено было сбыться. В 1581 г. он был избран мэром города Бордо и по повелению короля Франции занял эту должность. Франция, раздираемая в тот период религиозными войнами между католиками и гугенотами, переживала тяжелые времена. И Монтеню, занимавшему столь значительный пост, не раз приходилось участвовать в решении многих спорных вопросов. Сам он всецело находился на стороне короля и не поддерживал гугенотские притязания. Но в своей политической деятельности Монтень все же старался большинство проблем решать мирным путем.

В 1586–1587 гг. Монтень, уже свободный от обязанностей мэра, продолжил литературные занятия и написал третью книгу "Опытов". Позднее ему вновь пришлось принять участие в политических баталиях и за свою приверженность королю он даже оказался на недолгое время заключенным в Бастилию (1588 г.).

Умер Мишель де Монтень 13 сентября 1592 г. от обострения давно мучавшей его каменной болезни.

Если говорить о философских воззрениях Монтеня, то следует заметить - в своем духовном развитии он пережил увлечение разными философскими учениями. Так, из первой книги "Опытов" видно, что философские предпочтения отдаются Монтенем стоицизму. Затем значительное влияние на его мировоззрение оказывал эпикуреизм. И все же основное направление рассуждений французского мыслителя лежит в русле другого учения, известного с древности - скептицизма.

Сомнение - в силах человеческого разума, в возможности соблюдения человеком нравственных принципов, в исполнении неких общих для всех людей идеалов - вот что пронизывает все содержание "Опытов". Недаром главный вопрос, который ставится в этом сочинении, звучит следующим образом - "Что я знаю?".

Ответ на этот вопрос, который дает Монтень, в принципе, неутешителен - человек знает слишком мало, и, что еще более неутешительно, даже не может знать многого. Причина подобного положения вещей заключена в природе самого человека: "Изумительно суетное, поистине непостоянное и вечно колеблющееся существо - человек. Нелегко составить себе о нем устойчивое и единообразное представление".

О суетности, непостоянстве и несовершенстве человечской природы говорилось задолго до Монтеня. Но он оказался первым, кто вдруг обнаружил - в этом несовершенстве и спрятана вся прелесть человеческого существования. Монтень как бы призывает своих читателей - признайте свое несовершенство, согласитесь со своей собственной посредственностью, не стремитесь подняться над своей неполноценностью. И тогда вам станет легче жить, ибо смысл жизни откроется в самой обыденности и повседневности, а вовсе не в служении каким-то оторванным от реальности идеалам. "Жизнь - вот мое занятие и мое искусство", - утверждает Монтень.

И тогда получается, что истинная мудрость выражается не в многознании или безраздельной вере, а совсем в другом: "Отличительный признак мудрости - это неизменно радостное восприятие жизни..."

Монтень утверждает, что не стоит предаваться страданиям или, наоборот, всячески стремиться к наслаждениям - и то, и другое только прячут от человека радость повседневности. Так, Монтень удивляется стремлению людей к свершению "великих дел" и тому, что люди мучаются собственной посредственностью, восклицая - "Я сегодня ничего не совершил!" "Как! А разве ты не жил? - спрашивает французский мыслитель и продолжает: - Просто жить - не только самое главное, но и самое значительное из твоих дел... А сумел ли ты обдумать свою повседневную жизнь и пользоваться ею как следует? Если да, то ты уже совершил величайшее дело".

Как можно заметить, признавая несовершенство человеческого разума, Монтень призывает именно таким разумом и руководствоваться в жизни, ибо другого нам все равно не дано: "Лучшее наше творение - жить согласно разуму. Все прочее - царствовать, накоплять богатства, строить - все это, самое большее, дополнения и довески".

И Монтень приходит к выводу - жить нужно так, как подсказывает тебе твой разум, не претендуя ни на что большее: "Надо не сочинять умные книги, а разумно вести себя в повседневности, надо не выигрывать битвы и завоевывать земли, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах".

По сути дела, в своих "Опытах" Мишель де Монтень как бы завершает этические поиски мыслителей Эпохи Возрождения. Отдельное человеческое сознание, личное Я, свободное от поиска ответов на "вечные", "проклятые" вопросы о смысле жизни - вот на чем держится все человеческое общество. Гуманистический лозунг "Великое чудо - человек!" находит в рассуждениях Монтеня свое логическое заключение и практическое применение. Ибо вся мудрость веков состоит только в одном - признать несовершенство человека, успокоиться и радоваться жизни. "Мы стремимся быть чем-то иным, не желая вникнуть в свое существо, и выходим за свои естественные границы, не зная, к чему мы по-настоящему способны, - пишет Монтень. - Незачем нам вставать на ходули, ибо и на ходулях надо передвигаться с помощью своих ног. И даже на самом высоком из земных престолов сидим мы на своем заду".

Исходя из подобного мироощущения, Монтень по-новому решает и проблему, которая волновала многих мыслителей с момента возникновения христианства - проблема соотношения веры и разума, религии и науки. Французский философ просто-напросто разделяет сферы действия этих форм человеческого сознания: религия должна заниматься вопросами веры, а наука - познанием природных законов.

При этом, только вера способна дать человеку хоть какую-то незыблемость в этом суетном и непостоянном мире: "Узы, которые должны связывать наш разум и нашу волю и которые должны укреплять нашу душу и соединять ее с Творцом, такие узы должны покоиться не на человеческих суждениях, доводах и страстях, а на Божественном и сверхъестественном основании; они должны покоиться на авторитете Бога и Его Благодати: это их единственная форма, единственный облик, единственный свет".

И так как вера руководит и управляет человеком, то она заставляет служить себе и все другие человеческие способности. Наука же, как продукт несовершенного разума, может лишь немного помочь человеку в освоении религиозной истины, но никогда не сможет заменить ее: "Нашу веру следует подкреплять всеми силами нашего разума, но всегда памятуя при этом, что она зависит не от нас и что наши усилия и рассуждения не могут привести нас к этому сверхъестественному и Божественному познанию". Более того, наука без веры приводит человеческое сознание к атеизму - "учению чудовищному и противоестественному", по определению Монтеня.

Учение Мишеля де Монтеня о мудрости повседневной жизни стало крайне популярным в XVI–XVII вв., а его "Опыты" - одной из самых читаемых книг. Связано это было с тем, произведения Монтеня оказались полностью созвучны новой социально-политической и духовной реальности, в которой начала жить Западная Европа в XVI–XVII столетиях. Все более набирающий силу буржуазный уклад жизни постепенно приводил западноевропейскую цивилизацию к торжеству принципов индивидуализма.

Монтень оказался одним из первых, кто откровенно заявил о нуждах и желаниях "личного Я" в условиях новой исторической эпохи. И не зря многие мыслители последующих времен столь часто обращались к мудрости "Опытов" французского философа. Подводя своеобразный итог развитию гуманистических учений, идеи Монтеня были обращены в будущее. Потому и сегодня "Опыты" стоят в ряду книг, в которых современный человек открывает для себя прелести повседневности.

Мишель де Монтень
Michel de Montaigne
Имя при рождении:

Мишель Экем де Монтень (Michel Eyquem de Montaigne)

Дата рождения:
Место рождения:

замок Монтень (Сен-Мишель-де-Монтень)

Дата смерти:

13 сентября 1592 ({{padleft:1592|4|0}}-{{padleft:9|2|0}}-{{padleft:13|2|0}} ) (59 лет)

Место смерти:
Гражданство (подданство):

Франция

Род деятельности:

французский писатель и философ-гуманист эпохи Возрождения

Произведения в Викитеке
Мишель де Монтень на Викискладе

Мише́ль де Монте́нь (фр. Michel de Montaigne ; полное имя - Мише́ль Эке́м де Монте́нь, фр. Michel Eyquem de Montaigne ; 28 февраля 1533, замок Монтень в Сен-Мишель-де-Монтень - 13 сентября 1592, Бордо) - французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».

Биография

Монтень родился в фамильном замке в городе Сен-Мишель-де-Монтень (Дордонь) вблизи Перигё и Бордо. Его отец, участник Итальянских войн Пьер Эйкем (получивший аристократический титул «де Монтень») был в своё время мэром Бордо; умер в 1568 году. Мать - Антуанетта де Лопез, из семьи зажиточных арагонских евреев. В раннем детстве Мишель воспитывался по либеральной-гуманистической педагогической методике отца - его учитель, немец, совершенно не владел французским языком и говорил с Мишелем исключительно на латыни. Получил прекрасное образование дома, затем окончил колледж и стал юристом.

Во время гугенотских войн Монтень часто выступал как посредник между враждующими сторонами, его одинаково уважали король-католик Генрих III и протестант Генрих Наваррский.

В 1565 Монтень женился, получив солидное приданое. После смерти отца в 1568 г. он унаследовал родовое имение Монтень, гю судейскую должность и выйдя в отставку. В 1572 г., возрасте 38 лет Монтень начинает писать свои «Опыты» (первые две книги опубликованы в 1580 г.). Слово «опыт», по-французски «эссе», обязано своим происхождением именно Монтеню. Его близким другом был философ Этьен де ла Боэси, автор «Рассуждений о добровольном рабстве», некоторые части из которых Монтень включил в свои «Опыты». В 1580-1581 г. писатель путешествовал по Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. Впечатления от этого путешествия отражены в дневнике, опубликованном только в 1774 г. В «Опытах» (Книга третья, Глава X - «О том, что нужно владеть своей волей») Монтень сообщает о себе, что дважды был мэром Бордо. По-видимому, это было после путешествия 1580-1581 г. («Горожане Бордо избрали меня мэром их города, когда я был далеко от Франции и ещё дальше от мысли об этом» ).

«Опыты»

«Шекспир полон реминисценций из Монтеня, Паскаль и Декарт спорили с ним, Вольтер его защищал; о нём писали, на него ссылались полемически или одобрительно, Бэкон, Гассенди, Мальбранш, Боссюэ, Бейль, Монтескье, Дидро, Руссо, Ламетри, Пушкин, Герцен, Толстой»

История публикации

Страница из «Бордоского экземпляра» с правкой Монтеня

Работа над книгой началась в 1570 году. Первое издание вышло в 1580 году в Бордо (в двух томах); второе - в 1582 (с коррективами автора). Опубликованный впервые в 1954-1960 годах русский перевод «Опытов» (он впоследствии неоднократно переиздавался) был выполнен на основе издания А. Арменго (1924-1927), воспроизводящего так называемый «бордоский экземпляр» «Опытов» (издание 1588 г. - четвёртое по счёту - с рукописными коррективами автора). Между тем во Франции наряду с этой издательской традицией существует и иная (вариант текста, подготовленный после кончины писателя в 1595 г. Мари де Гурнон). Именно последний был положен в основу подготовленного исследовательским коллективом во главе с Жаном Бальзамо и выпущенного в серии «Плеяда» в 2007 г. издания «Опытов».

Жанр

В книгах «Опыты», написанных в литературно-философском жанре, автор делится своими размышлениями над различными историческими фактами как прошлого, так и настоящего, наблюдениями над бытом и нравами людей самых разных возрастов и состояний, уровня культуры и положения в обществе.

«Опыты» отличались подлинно гуманистической моралью, были направлены против суеверий и схоластики, фанатизма и жестокости светских и духовных властей. Сравнивая современную ему цивилизацию с жизнью первобытных народов, он отдаёт явное предпочтение последним. Благоразумие, смешанное со скептицизмом, тонкий французский юмор, искренность и правдивость сделали «Опыты» Монтеня одной из любимейших книг людей на протяжении многих последующих веков.

Книга Монтеня, написанная как бы «скуки ради», отличается крайней прихотливостью построения. Никакого чёткого плана не наблюдается, изложение подчиняется прихотливым извивам мысли, многочисленные цитаты чередуются и переплетаются с житейскими наблюдениями. Совсем короткие главы чередуются с пространными; самая большая глава «Опытов» - обладающая вполне самостоятельной ценностью «Апология испанского богослова Раймунда Сабундского». Поначалу книга напоминала компиляцию античной учёности наподобие «Аттических ночей» Авла Геллия, но затем обрела своё неповторимое лицо. Монтень - родоначальник жанра эссе, которому было суждено большое литературное будущее.

Философия Монтеня

«Опыты» Монтеня - это ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа вообще. По словам писателя, всякий человек отражает в себе человечество; он выбрал себя, как одного из представителей рода, и изучил самым тщательным образом все свои душевные движения. Его философскую позицию можно обозначить как скептицизм, но скептицизм совершенно особого характера.

Скептицизм Монтеня - нечто среднее между скептицизмом жизненным, который есть результат горького житейского опыта и разочарования в людях, и скептицизмом философским, в основе которого лежит глубокое убеждение в недостоверности человеческого познания. Разносторонность, душевное равновесие и здравый смысл спасают его от крайностей того и другого направления. Признавая эгоизм главной причиной человеческих действий, Монтень не возмущается этим, находит это вполне естественным и даже необходимым для человеческого счастья, потому что если человек будет принимать интересы других так же близко к сердцу, как свои собственные, то ему будут недоступны счастье и душевное спокойствие. Он критикует человеческую гордость, доказывая, что человек не может познать абсолютной истины, что все истины, признаваемые нами абсолютными, не более как относительные.

Основной чертой морали Монтеня было стремление к счастью. Тут на него оказали громадное влияние Эпикур и особенно Сенека и Плутарх.

Учение стоиков помогло ему выработать то нравственное равновесие, ту философскую ясность духа, которую стоики считали главным условием человеческого счастья. По мнению Монтеня, человек существует не для того, чтобы создавать себе нравственные идеалы и стараться к ним приблизиться, а для того, чтобы быть счастливым.

«Одного философа, который был застигнут в момент любовного акта, спросили, что он делает. „Порождаю человека“, - ответил он весьма хладнокровно, нисколько не покраснев, как если бы его застали за посадкой чеснока» («Апология Раймунда Сабундского »)

Считая, подобно Эпикуру, достижение счастья естественной целью человеческой жизни, он ценил нравственный долг и самую добродетель настолько, насколько они не противоречили этой цели; всякое насилие над своей природой во имя отвлечённой идеи долга казалось ему бесплодным. «Я живу со дня на день и, говоря по совести, живу только для самого себя». Сообразно этому взгляду, Монтень считает самыми важными обязанностями человека обязанности по отношению к самому себе; они исчерпываются словами Платона, приводимыми Монтенем: «Делай своё дело и познай самого себя».

Последний долг, по мнению Монтеня, самый важный, ибо, чтобы, делать успешно своё дело, нужно изучить свой характер, свои наклонности, размеры своих сил и способностей, силу воли, словом - изучить самого себя. Человек должен воспитывать себя для счастья, стараясь выработать состояние духа, при котором счастье чувствуется сильнее, а несчастье - слабее. Рассмотрев несчастья неизбежные и объективные (физическое уродство, слепота, смерть близких людей и т. п.) и несчастья субъективные (оскорблённое самолюбие, жажда славы, почестей и т. п.), Монтень утверждает, что долг человека перед самим собой - бороться по возможности против тех и других.

К несчастьям неизбежным разумней относиться с покорностью, стараться поскорее свыкнуться с ними (заменить неисправность одного органа усиленной деятельностью другого и т. д). Что касается несчастий субъективных, то от нас самих в большой степени зависит ослабить их остроту, взглянув с философской точки зрения на славу, почести, богатство и пр. За обязанностями человека по отношению к самому себе следуют обязанности по отношению к другим людям и обществу.

Принцип, которым должны регулироваться эти отношения, есть принцип справедливости; каждому человеку нужно воздавать по заслугам, ибо так в конечном счёте проявляют справедливость и к самому себе. Справедливость по отношению к жене состоит в том, чтобы относиться к ней если не с любовью, то хотя бы с уважением; к детям - чтобы заботиться об их здоровье и воспитании; к друзьям - чтобы отвечать дружбой на их дружбу. Первый долг человека по отношению к государству - уважение к существующему порядку. Это не подразумевает примирения со всеми его недостатками, но существующее правительство всегда предпочтительней смены власти, ибо нельзя поручиться, что новый режим даст больше счастья или даже не окажется ещё хуже.

Политика и педагогика

Как в сфере нравственной Монтень не выставляет никаких идеалов, так точно не видит он их и в сфере политической. Желать изменения существующего порядка из-за заключающихся в нём - и зачастую неизбежных - пороков, значило бы, по мнению Монтеня, лечить болезнь смертью. Будучи врагом всяких новшеств, потому что они, потрясая общественный порядок, нарушают спокойное течение жизни и мешают человеку наслаждаться ею, Монтень - и по природе, и по убеждениям человек очень терпимый - сильно недолюбливал гугенотов, видя в них зачинщиков междоусобной войны и общественной неурядицы.

Если в своих политических убеждениях Монтень порой чересчур консервативен, то в своей педагогической теории он выступает смелым новатором. Во главе её он ставит принцип как можно более разностороннего развития. По мнению Монтеня, цель воспитания состоит в том, чтобы сделать из ребёнка не специалиста-священника, юриста или доктора, но прежде всего личность, с развитым умом, твёрдой волей и благородным характером; человека, который умел бы наслаждаться жизнью и стойко переносить выпадающие на его долю несчастья. Этот отдел «Опытов» Монтеня оказал влияние на значительную часть последующей педагогики. Отголоски его идей можно найти в педагогических трактатах Яна Амоса Коменского и Джона Локка, в «Эмиле» Руссо, а также в статье Николая Пирогова «Вопросы жизни».

Развивающее обучение

Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества, Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям. Воспитание по Монтеню должно способствовать развитию всех сторон личности ребёнка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием нравственных качеств.

Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развита Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от принуждения в обучении явились своего рода основой теории естественного воспитания Руссо. Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то, что развивающее обучение немыслимо без установления гуманных отношений к детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения. В своей книге «Опыты» в главе «О воспитании детей» Монтень пишет: «Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребёнка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один всё решал и только один говорил; я хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.» Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял говорить учеников, а затем уже говорил сам. «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затвержённого урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую он принёс, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это».

«Пусть его душе будет привита благородная любознательность; пусть он осведомляется обо всём без исключения; пусть осматривает всё примечательное, что только ему не встретится, будь то какое-нибудь здание, фонтан, человек, поле битвы, происходящей в древности, места, по которым проходили Цезарь или Карл Великий». «После того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики; и, какую бы из этих наук он ни выбрал, - раз его ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов. Преподавать ему должны то путём собеседования, то с помощью книг; иной раз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он изложит содержание и сущность книги в совершенно разжёванном виде». В этом заключаются основы педагогической теории Мишеля Монтеня.

Сочинения

  • Опыты. 1580 Т.1. / Т.2. / Т.3.
  • Опыты. / пер. А. С. Бобовича, вступит. статьи Ф. А. Коган-Бернштейн и М. П. Баскина М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1954-1958. В 2-х тт. (Серия «Литературные памятники»).
  • Опыты. - М.: «Правда», 1991. ISBN 5-253-00135-2.

Мишель де Монтень (полное имя - Мишель Экем де Монтень) - французский писатель, мыслитель эпохи Возрождения, философ, автор книги «Опыты». Появился на свет 28 февраля 1533 г. на юго-западе Франции, в г. Сен-Мишель-де-Монтень неподалеку от Бордо, в фамильном замке. Он был продолжателем рода зажиточных гасконских купцов, дворянский титул у которых появился лишь в конце XV в. Для воспитания Мишеля отец использовал собственного педагогическую либеральную методику; общение мальчика с учителем происходило только на латыни. В 6-летнем возрасте Мишеля отдали учиться в школу, а в 21 год у него была уже судейская должность после изучения права и философии в Тулузском университете.

В молодости Мишель Монтень живо интересовался политической деятельностью, связывал с ней амбициозные надежды. Отец приобрел для него должность советника Бордоского парламента, в 80-ые гг. его дважды избирали мэром Бордо. Монтеню довелось жить в эпоху религиозных войн, и его позиция в это время тяготела к компромиссной, хотя он выступал на стороне католиков; в его ближайшем окружении было большое количество гугенотов. Впоследствии он придерживался мнения, что отдельные части католической доктрины не могут быть отброшены ввиду цельности церковного учения. Монтень пользовался репутацией образованного, ученого человека, многие государственные деятели, мыслители того времени были его добрыми знакомыми. Прекрасное знание древних авторов сочеталось в его интеллектуальном багаже с осведомленностью в области новых книг , идей, тенденций.

В 1565 г. Мишель Монтень стал семейным человеком; большое приданое супруги укрепило его материальное положение. Когда в 1568 г. умер отец, Мишель стал наследником родового имения. Он продал судейскую должность, вышел в отставку и с 1571 г. поселился там. 38-летний Монтень в 1572 г. приступает к работе над главным трудом в его творческой биографии – философско-литературными «Опытами», в которых он излагал мысли по поводу исторических событий дней минувших и сегодняшних, делился наблюдениями за самыми разными людьми. На протяжении многих столетий эта книга будет одной из любимых читательской публикой, оценившей ее гуманистическую направленность, искренность, тонкий французский юмор и другие достоинства.

До этого у Мишеля уже был небольшая литературная практика, начавшаяся с выполненного по просьбе отца перевода латинского трактата. С 1572 г. он начинает писать эссе; первые из них представляют собой отклики о прочитанных книгах. Наибольший интерес Монтень проявлял к управлению государством, человеческому поведению, войнам, путешествиям. В 1580 г. в Бордо выходят первые две книги «Опытов», в которых общественным, литературным вопросам уделялось намного больше внимания, чем частным.

После этого события в литературной карьере Монтеня снова активизируется и его общественная деятельность: его второй раз избирают мэром Бордо. В этот период в их местность приезжал Генрих Наваррский. Наследник престола проявил благосклонность к Монтеню, но тот более не был озабочен реализацией политических амбиций, все помыслы были посвящены «Опытам», он старался проводить как можно больше времени в уединении. Написанные позднее дополнения к первым книгам и третья книга «Опытов» во многом носили автобиографический характер.

1588-ой подарил Монтеню встречу с молоденькой девушкой, Мари де Гурне, которая была страстной поклонницей его идей, скрасила его одиночество и стала для него кем-то вроде приемной дочери. После смерти кумира она опубликовала посмертное издание «Опытов», над которыми тот продолжал трудиться до последнего вздоха.

Мишель Монтень не мог похвастаться железным здоровьем; стариком он ощущал себя, еще не дожив до 60-летнего юбилея. Он старался противостоять многочисленным болячкам, ведя активный образ жизни, однако значительно улучшить состояние ему не удавалось. В 1590 г. Мишель Монтень ответил отказом на приглашение приехать от Генриха IV, а в 1592 г., 13 сентября, находясь в собственном замке, скончался.

МОНТЕНЬ

МОНТЕНЬ

(Montaigne) Мишель (1533-1592) - фр. , писатель, политический деятель эпохи Возрождения; от увлечения стоицизмом (пирронизмом) пришел к греч. скептицизму Лукреция и Эпикура. Выступал против теологического догматизма и схоластического авторитаризма, утверждая, что познавательная человека всегда осуществляется между знанием и незнанием. Говорил о необходимости личной убежденности, вытекающей из индивидуального опыта; подчеркивал роль чувств в приобретении знаний, считая их «нашими господами». Широко трактуя , одновременно отвергал рационального познания Бога и разумного подтверждения религиозных догматов; в понимании Бога вслед за антич. мыслителями утверждал, что боги создаются людьми по своему образу и подобию, вместе с тем стремился освободить божественное существо от большинства антропоморфных характеристик. Взглядам М. свойственна натуралистически-пантеистическая ; в соответствии с ней всемогущество Бога заменяется всемогуществом природы, которая в свою очередь подчиняется некоему единому вселенскому порядку.
Центральное в философии М. принадлежит вопросам этики и вытекающим из нее социальным выводам. Противник и критик традиционной аскетической морали, М. проповедует в согласии с природой и разумом; и удовольствие являются основным двигателем человеческих поступков. В социальном учении М. - сторонник естественного равенства людей, идеализирующий « » человечества. Практически-философские воззрения М. изложены в «Опытах», в которых запечатлены ход и наблюдения и самонаблюдения их автора; благодаря этой работе в философии и литературе стал утверждаться жанр «эссе» - опыта, поставленного человеком на самом себе, являющимся одновременно и наблюдателем, и объектом наблюдения. Философия М. оказала влияние на философию фр. Возрождения, на формирование опытной методологии Нового времени, на Б. Паскаля, Ж.Ж. Руссо, феноменологическо-экзистенциалистскую философию 20 в.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

МОНТЕНЬ

(Montaigne) Мишель Эйкем де (28.2.1533, замок Монтень, близ Перигора,-13.9.1592, там же) , франц. философ эпохи Возрождения. М. вошёл в историю философии как сторонник скептицизма; однако его мировоззрению чужд . М. выступал с резкой критикой господствовавшего схоластич. догматизма, авторитаризма и фидеизма. Ядром его осн. филос. произв. , написанного пофранцузски («Опыты», v. 1-2, 1580 ; рус. пер. , кн. 1-3, 1954-60; 19792) , является вопрос: «что я знаю?». Выступая против закоренелых предрассудков и предубеждений, М. доказывал ограниченность и несовершенство человеч. познания, его историч. и необходимость постоянного совершенствования на основе объективного познания естеств. закономерностей природы. Согласно М., нельзя довольствоваться достигнутым: «философствовать - значит сомневаться». В воззрениях М. звучат материалистич. мотивы: жизнь и деятельность людей подчинены законам природы; зависима от тела. Не отрицая бытия бога, М. считал теологию ложной наукой, закабаляющей разум. Он отрицал души и посмертное воздаяние. Произв. М. было включено Ватиканом в 1676 в индекс запрещённых книг.

Этика М. близка к эпикурейскому гедонизму. Веротерпимость, лояльность, доброжелательность - непременные устои нравственности. Воззрения М. оказали большое влияние на философию франц. Возрождения и Просвещения.

Oeuvres completes, v. 1-12, P., 1924-41. История философии, т. 2, М., 1941 , с. 38-41; История философии, т. 1, М., 1957 , с. 312-15; Богуславский В. М., «Опыты» М. М., «ВФ», 1956 , № 5; Рыкова H., M. M., в кн. : Писатели Франции, М., 1964 ; Peursen С. A. van, M. de Montaigne, Amst., 1954 ; Moreau P., Montaigne, P., 19584; Joukovsky F., Montaigne et la probleme du temps, P., 1972.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

МОНТЕНЬ

MOHTEHЬ (Montaigne) Мишель Эйкем де ( . 28 февр. 1533, замок Монтень, в Перигоре – . 13 сент. 1592, там же) – франц. юрист, политик и философ, занимавшийся проблемами морали; блестящий писатель и очеркист, по своему мировоззрению ярко выраженный скептик (его постоянный вопрос: Что я знаю? – Que sais je?), о значительном влиянии которого свидетельствует вся франц. философия вплоть до Бергсона. Монтень разоблачал суетность людей и бесполезность человеческого разума, все вновь и вновь ссылаясь на сомнительность человеческого существования (при этом он опирался на идеи Стой). Природа – воспитатель. Большая часть традиционного слишком неважна, чтобы для ее ниспровержения подвергаться опасности. Благоразумие в жизни – самая необходимая . Осн. произв.: «Essais», 1580 (рус. пер. «Опыты», 1954).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

МОНТЕ́НЬ

(Montaigne), Мишель де (28 февр. 1533 – 13 сент. 1592) – . просветитель, философ-скептик. Выходец из купеческой семьи, мэр Бордо, депутат Генеральных штатов. Друг Генриха IV, политический деятель передовой буржуазии, боровшейся за страны, за прекращение гражд. войны и . В философии M. доминирует эпикурейская, материалистич. тенденция – "жизнерадостное , подготовившее XVIII века" (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 4). М. считал, что возникновение, и исчезновение сознания определяются состоянием человеч. тела, над к-рым не властно; люди, как и их братья, животные, – дети "нашей матери-природы"; объективным непреложным законам природы подчинены все вещи, все живые существа, в т.ч. и люди. Волюнтаризм и – вздорные иллюзии. Материальный – это все, что есть; никакого потустороннего мира не существует. Учение о бессмертии и воздаянии – такой же , как рассказы о сверхъестественном, о чудесах и прорицаниях. Все это противоречит здравому смыслу и законам природы. М. смело выступал против охоты за ведьмами, против зверских расправ с жертвами ср.-век. предрассудков. Решительно отвергая христ. этику с ее призывом к умерщвлению плоти и самоуничижению, критикуя этич. взгляды стоиков (влияние к-рых он испытал на себе), М. провозглашает и индивидуализм. По М., взгляд, будто и образ мыслей его соотечественников единственно и естественный, рушится при ознакомлении с античностью и с народом только что открытого Нового Света. М. провозглашал идею естеств. равенства людей и идеализировал "естественное " человечества, где счастливая жизнь и исключительно высокие моральные качества людей обусловлены отсутствием сословного и имуществ. неравенства, гос-ва и религии. Все эти преимущества были утрачены с развитием цивилизации. Общепризнанные политич., этич., эстетич. положения лишены, по М., разумных оснований, навязаны силой авторитетов, воспитания и обычаев. М. требовал отказа от мнений, принятых на веру, призывал представить все вопросы на суд разума. Несмотря на лойяльные декларации М. о том, будто его учение унижает разум и укрепляет веру, на деле проникнуто рационализмом и подрывает религию. Вера, по М., вовсе не нисходит на людей свыше: "... есть не что , как их собственное измышление..." ("Опыты", кн. 2, М.–Л., 1960, с. 292), созданное, "... чтобы налагать узду на и держать его в подчинении" (см. тамже, с. 353). Лежащий в основе всех религий взгляд, приписывающий богу разум, волю и вмешательство в судьбы людей, явно антропоморфный вымысел. М. доказывал, что все религии противоречат здравому смыслу (там же, с. 198). Поэтому "хорошими христианами" являются "простые умы, мало любознательные и мало развитые" (там же, кн. 1, с. 390), те же, кто способен здраво судить о религии, лишь притворяются верующими (см. тамже, кн. 2, с. 132). М. показывал, что религии, в особенности , с момента своего возникновения порождают нетерпимость, бесчеловечные расправы с инакомыслящими, преследование науки, уничтожение культурных ценностей. Бесчинства представителей раннего христианства "... причинили науке гораздо больше вреда, чем все пожары, произведенные варварами" (там же, с. 401). М. показывал огромный вред, наносимый религией обществу. "Наша религия создана для искоренения пороков, а на деле она их покрывает, питает и возбуждает" (там же, с. 134). Борьба против фидеизма и фанатизма средневековья – гл. задача скептицизма. Но, излагая доводы скептиков, М. заходил дальше, чем требовала эта задача; он часто был не в силах справиться со скептич. аргументацией и допускал агностич. утверждения. На деле, однако, его направлен не против науки, а против теологии и схоластики. М. обличал пустоту догматич. учености теологов, призывал свергнуть гнет авторитетов и поставить на место схоластич. умозрения, опирающееся на факты и разумное, естественное их . Ощущения, по М., это "... основа, ... всего здания нашей науки" (там же, с. 302). М. – один из первых в 16 в. выдвинул о важной роли опыта в познании, а также мысль об историч. характере возникающих на пути науки и преодолеваемых преград: "то, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем... Поэтому ни трудность исследования, ни мое бессилие не должны приводить меня в отчаяние, ибо это только мое бессилие" (там же, с. 269).

М. выдвинул прогрессивные педагогич. идеи: школа должна не "начинять " учащегося, а развивать его разум; ни одно филос. учение не должно ему преподноситься как – ознакомившись с различными воззрениями "пусть сделает самостоятельно" (кн. первая, там же, кн. 1, с. 195–96). Изучаться должны не только книги, но прежде всего сама жизнь, и люди. При этом интеллекта должно сочетаться с физич. воспитанием.

М. оказал большое влияние на атеизма и материализма во Франции и за ее пределами. Наследниками и продолжателями его идей являлись Гассенди, Декарт, Бейль, "либертены", Р. Бэкон, а позднее Вольтер, Руссо и франц. материалисты 18 в. Для многочисл. трудов совр. бурж. историков философии характерно искажение взглядов М. В работах Г. Янсена "Монтень-фидеист" (H. J. J. Janssen, Montaigne fidéiste, 1930), M. Ситолё "Подлинный Монтень – теолог и солдат" (M. Citoleux, Le vrai Montaigne, théologien et soldat, 1937), К. Склафера "Религиозная душа Монтеня" (С. Sclafert, L"ame religieuse de Montaigne, 1951), а также в работах Ж. Коппена (1925), М. Дреано (1936, 1952), Г. Трюк (1945), Г. Фридриха (1949), Ж. Шевалье (1956) и др. M. изображается активным защитником религии, в особенности католицизма, реакционером в политике. Т. Сюран (1903), Р. Думик (1905), Р. Рихтер (1903–08), Э. Фор (1926), Э. Ауэрбах (1946), А. Крессон (1952), И. Гиршбергер (1955) и мн. др. приписывают М. , агностицизм, политич. .

В. Богуславский. Москва.

Соч.: "Опыты" ("Essais") – осн. соч. М. Издано впервые в Бордо в 1580. При жизни автора вышло еще три издания (Бордо, 1582, Париж, 1587 и 1588, последнее – в 3 книгах, значительно дополненное). Людовик XIV запретил печатание "Опытов" (1670), а Ватикан включил их в 1676 в "Индекс запрещенных книг". В один из экз. тиража 1588 М. внес большое поправок. В первом посмертном издании (Лион, 1593) они не учтены, но начиная с париж. изд. 1595 в какой-то мере принимались во . Текст 1595 многократно переиздавался без особых изменений. Лишь в начале 20 в. выяснилось, что париж. изданием 1595 правка М. учтена неудовлетворительно. В 1912 с пометками автора издан фотомеханич. способом, после чего в печати появляются новые, окончательные версии, в их числе изд. на франц. яз. – 1924–27. Переводы на англ. яз.: первый – 1603, 1685, новый – ; на нем.: первый – 1753–54, 1793–99, новый – 1915; на исп.: 1899, , 1941, 1948, 1947–51; на каталонском: 1930–35; на итал.: в отрывках 1590, полный 1633, новый – 1953; на голл.: 1674; на дат. – 1955; на венг. – 1803; на швед. – 1923; на фин.: 1955; на польском: 1909, . На рус. яз. частично переведено С. Волчковым – "Михайла Монтаниевы ...", СПБ, 1762. Затем вышел неполный перевод В. П. Глебовой ("Пантеон литературы", 1891, март, июнь, 1892, июнь, сент.). Взгляды на воспитание детей, "Женское ", 1891, No 6–7, 9. Мысли о воспитании детей. Избр. места из "Опытов", пер. с франц. Б. Смирнова, в кн.: Раблэ Ф. и Монтэнь М., Мысли о воспитании и обучении, М., 1896. Новое рус. издание: вступ. статьи Ф. А. Коган-Бернштейн и М. П. Баскина, изд. подготовили А. С. Бобович, Ф. А. Коган-Бернштейн, А. А. Смирнов, Н. Я. Рыкова, кн. 1–3, М., 1954–60.

Л. Азарх. Москва.

Oeuvres complètes, вступит. ст., комментарии и примечания Арменго, v. 7–6, Р., 1924–27; Journal du voyage en Italie par la Suisse et l"Allemagne en 1580 et 1581, P., ; Gesammelte Schriften, Bd 1–8, 2 Ausg., 1915.

Лит.: Миллер О., M. и его взгляд на народную словесность, "Отечеств. записки", 1864, т. 155, No 7; Л-кий И., Очерк развития скептич. во Франции в XVI и XVII вв., "Знание", 1873, No 1, 3, 8, 12; Mережковский Д., Монтань, "Рус. мысль", 1893, кн. 2; Пиков В., У истоков эмпиризма, "Под знаменем марксизма", 1933, No 5; История философии, т. 2, М., 1941 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1957 (см. Именной указатель); Коган-Бернштейн Φ. Α., Μ. Монтень и его "Опыты" в кн.: Монтень М., Опыты, кн. 1, М.–Л., 1954; Баскин М. П., M. M. как философ, там же; Богуславский В. М., "Опыты" М. М.,"Вопр. философии", 1956, No 5; Коган-Бернштейн Φ. Α., Филос. воззрения М. М., в кн.: Монтень М., "Опыты", кн. 3, М.–Л., 1960; Кессель Л. M., M. и его "Опыты", "Вестн. истории мировой культуры, 1961, No 1; Воnnefon P., Montaigne, l"homme et l"oeuvre, P., 1893; Gide Α., Essai sur Montaigne, P., 1929; Ρlattard J., Montaigne et son temps, P., ; Villey P., Les sources et l"évolution des Essais de Montaigne, 2 éd., v. 1–2, Ρ., 1933; Strowski F., Montaigne. Sa vie publique et privée, P., ; Brunschvicq L., Descartes et Pascal, lecteurs de Montaigne, N. Y.–P., ; Weiler M., Pour connaitre la pensée de Montaigne, , 1948; Friedrich H., Montaigne, Bern, ; Сallоt Ε., Von Montaigne zu Sartre, Meisenheim, 1953; Schon P. M., Vorformen des Essays in Antike und Humanismus, Wiesbaden, 1954; Моreau P., Montaigne. L"homme et l"oeuvre 4 éd., P., ; Fraure D. M., Montaignes discovery of , N. Y., 1955; Tannenbaum S. Α., Μ. Ε. de Montaigne (A concise bibliography), N. Y., 1942.

В. Богуславский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

МОНТЕНЬ

МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель Эйкемде (28 февраля 1533, замок Монтень в Перигоре, Франция - 13 сентября 1592, там же) - французский философ-скептик, писатель-гуманист и просветитель эпохи Возрождения. Происходил из купеческой семьи Эйкемов, получившей “дворянство мантии” в конце 15 в. Окончил Коллеж в Бордо (1546). В 1558-71 - советник бордоского парламента (судебного учреждения), в 1581-85 - мэр Бордо. В 1588 - депутат Генеральных штатов, на короткое был заключен в Бастилию, освобожден благодаря Екатерине Медичи; друг Генриха IV. Как общественный деятель Монтень выступал за примирение различных политических сил, сильную центральную , единство нации и государства, прекращение гражданских войн, свободу вероисповедания (осудил Варфоломеевскую ночь и преследование гугенотов).

Главным делом своей жизни Монтень считал написание “Опытов” (“Les Essais”, кн.1-2,1580; рус. пер. 1954-60), над которыми работал до самой смерти и выпустил при жизни еще три издания (1582,1587,1588; последние два - в трех книгах). Владея виртуозной техникой интроспекции, Монтень - через описание самого себя - воссоздал в “Опытах” обобщенный образ философствующего аристократа эпохи Возрождения - мыслителя-скептика, гуманиста, моралиста и вольнодумца.

Провозгласив, что “философствовать - значит сомневаться” (здесь и далее цит. по изд.: Опыты в трех книгах, кн. 2. M., 1980, с. 307), Монтень выступает с критикой схоластики, всякой отвлеченной философии, догматической теологии, притязаний разума на “всеведение”. Однако этот критический не мешает ему придерживаться четких позиций натурализма, эмпиризма и эпикуреизма. В отличие от философов-рационалистов он видит не только силу разума, но и его слабость, ограниченность и тенденциозность: вместо “неподкупного разума” имеет “инструмент из свинца и воска, который можно удлинять, сгибать и приспособлять ко всем размерам” и благодаря которому легко составить “сто мнений об одном и том же предмете” (кн. 2, с. 498). Вслед за Монтенем Паскаль будет учить о “разуме-флюгере”, который вращается во все стороны под влиянием чувств, воображения, памяти, интереса и вообще всякой выгоды. Схоластическому разуму Монтень противопоставляет “естественный ум” и человека, схоластической науке, “богом которой является Аристотель”, и “колючим хитросплетениям диалектики” - “новое знание” и “новую науку”, опирающиеся на жизненный , фактическое изучение объектов, свободное исследование. Он признает, что “знание и являются уделом только Бога” (кн. 2, с. 389), человек же постепенно продвигается в познании, и то, “что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем” (с. 493); т. о., Монтень занимает гибкую позицию между “чистым неведением” (агностицизмом) и “самомнением всезнания”.

Смелый критик исторического христианства с его религиозным фанатизмом, обличитель эмпирических нравов, бытующих в Церкви, Монтень обвиняет современных ему христиан в религиозном нечестии и сетует на то, что “божественное и небесное учение” находится в “столь порочных руках” (кн. 2, с. 383). В 1676 Церковь внесла “Опыты” в Индекс запрещенных книг. Все последующие вольнодумцы опирались на Монтеня в их оппозиции религии и Церкви. Вместе с тем Монтень считал “чудовищным и противоестественным учением”, обличал “безумие человеческого самомнения”, гордыню “атеистического ума”. Монтень намерен обуздать эти “высокомерные притязания” средствами самого разума, просветленного возвышающей верой в Бога-творца, “великого зодчего” вселенной. Он одобряет замысел испанского богослова Раймунда Сабундского обосновать в “Естественной теологии” (в духе Фомы Аквинского) “все положения христианской религии с помощью естественных доводов и доводов человеческого разума” (кн.2, с. 381).

Монтень видит в философии (не умозрительно-схоластической, а “живой античной мудрости”) “умного наставника”, высвечивающего главные жизненные ценности и дарующего духовное и физическое здоровье человеку. “Душа, ставшая вместилищем философии, непременно наполнит здоровьем и тело” (кн. 1, с. 150). Культ “естественного человека”, счастья и радостей жизни - основа гуманизма Монтеня, заостренного против христианского аскетизма, стоицистского нравственного ригоризма (“пугала, устрашающего человеческий”) и всяческого насилия над личностью. Ему больше по душе “мягкий эпикуреизм”, “этика наслаждения”, в которой он видел избавления от страдания и трагизма жизни. Где для человека , там должны быть для него и радость, и здравый . Не “ходульный аскетизм”, а жизнь в соответствии с разумом и простыми требованиями нашей “матери-природы” - такова, по Монтеню, основа человеческого достоинства и “естественной добродетели”. Этой “великой простоте”, малодоступной людям высшего света, вращающимся в “зачумленном мире” сословного лицемерия, суеты показной жизни, следует учиться у простых крестьян или даже у “дикарей” Нового Света, живущих в согласии и гармонии с природой. Несовершенному человеку, “полному лжи и слабости”, Монтень противопоставляет “естественного человека”, считая даже, что “уменье достойно проявить себя в своей природной сущности есть совершенства и почти божественное” (кн. 3, с. 311). Монтень развенчивает схоластическую трактовку человека как “царя природы” и считает его “сыном природы”, как бы “забывая” о его сотворении Богом “по своему образу и подобию”. Отсюда его “естественные размышления” о жизни и смерти (“ни природа, ни разум ничего не говорят нам о бессмертии”), душе и теле и т. д.

“Опыты” оказали влияние на развитие философии и культуры в Европе. Они способствовали развенчанию одностороннего рационализма и утверждению принципов натурализма и эмпиризма (Бэкон , Гассенди, Паскаль , Локкидр.), скептицизма (Декарт , Паскаль), вольнодумства (Паскаль , Бейль, Вольтер , Юм, французские материалисты), гуманизма в педагогике (Локк , Руссо). После Монтеня в Европе был подорван “строгого трактатного философствования” и стал популярным свободный размышлений в форме “опытов”, или “эссе”, получивший наименование “эссеистского стиля философствования”. Этой изящной форме в философии отдали дань Бэкон, Паскаль, Вольтер, Юм, Шопенгауэр, Ницше и многие другие.

Соч.: Oeuvres complètes, ν. 1-6. R, 1924-27; Essais, v. 1-3. P., 1992; в рус. пер. : Опыты в трех книгах. M.-Л„ 1954-60; 2-е изд., М., 1979-80.

Лит.: Богуславский В. М. У истоков французского материализма и атеизма. М., 1964; Он же. Скептицизм в философии. М., 1990; Рыкова Н. Я. Писатели Франции. М., 1964; Michel P. Continuité de la sagesse française (Rabelais, Montaigne, La Fontaine). P., 1965; Clauser A. Montaigne paradoxal. P., 1972; Norton G. Montaigne and the introspective Mind. P., 1975; Montaigne (1580-1980). Actes du Colloque international (USA- France-1980). P., 1983; Screech Μ.Α. Montaigne and melancholy: The Wisdom of the “Essais”. L., 1983; Konsiantinovic J. Montaigne et Plutarque. Gen., 1989; TortelJ. Montaigne. P., 1990; Montaigne et la révolution philosophique de XVI11 siècle. Brux., 1992.