На дне род литературы. М

С сентября «Литература» в каждом номере будет печатать материалы для подготовки к ЕГЭ. Среди ваших выпускников обязательно найдутся те, кому придётся сдавать Единый экзамен по литературе. Между тем грамотных пособий для подготовки не хватает, их рекомендации часто противоречат друг другу и заводят учителей и учеников в тупик. Наряду с материалами современными имеют хождение устаревшие. Подчас и по официальным каналам в регионы рассылаются срезовые варианты экзамена, весьма отличающиеся от демоверсии, вывешенной на сайте ФИПИ. В этих условиях, вне зависимости от нашего отношения к сути ЕГЭ по литературе, считаем необходимым помочь всем, кто в этом нуждается, практическими материалами. Следите за нашими публикациями. Для удобства и своевременного получения полной информации полезно оформить подписку: на сайте «Литературы» материалы для подготовки к ЕГЭ открываться не будут.

Лука (задумчиво, Бубнову ). Вот… ты говоришь - правда. Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь… Был примерно такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил…

Бубнов. Во что-о?

Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля… в той, дескать, земле - особые люди населяют… хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке - завсяко-просто - помогают… и всё у них складно-хорошо! И вот человек всё собирался идти… праведную землю эту искать. Был он бедный, жил - плохо… и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, - духа он не терял, а всё, бывало, усмехался только да высказывал: “Ничего! потерплю! Ещё несколько - пожду… а потом - брошу всю эту жизнь и - уйду в праведную землю…” Одна у него радость была - земля эта…

Пепел. Ну? Пошёл?

Бубнов. Куда? Хо-хо!

Лука. И вот в это место - в Сибири дело-то было - прислали ссыльного, учёного… с книгами, с планами он учёный-то, и со всякими штуками… Человек и говорит учёному: “Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?” Сейчас это учёный книг раскрыл, планы разложил… глядел-глядел - нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной - нет!..

Пепел. Ну? Нету?

(Бубнов хохочет.)

Наташа. Погоди ты… ну, дедушка?

Лука. Человек - не верит… Должна, говорит, быть… ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои - ни к чему, если праведной земли нет… Учёный - в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился - как так? Жил-жил, терпел-терпел и всё верил - есть! а по планам выходит - нету! Грабёж!.. И говорит он учёному: “Ах ты… сволочь эдакой! Подлец ты, а не учёный…” Да в ухо ему - раз! Да ещё!.. (Помолчав .) А после того пошёл домой и - удавился!..

(Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.)

Пепел (негромко ). Ч-чорт те возьми… история - невесёлая…

Наташа . Не стерпел обмана…

Бубнов (угрюмо ). Всё - сказки…

Пепел . Н-да… вот те и праведная земля… не оказалось, значит…

Наташа . Жалко… человека-то…

Бубнов . Всё - выдумки… тоже! Хо-хо! Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо!

(Исчезает из окна.)

(М.Горький. «На дне»)

В1 К какому роду литературы относится пьеса «На дне»?

В2 О чём спорят герои пьесы «На дне»? (Ответ дайте в именительном падеже.)

В3 Реплики Луки, рассказывающего о праведной земле, большие по объёму. Как называются такие развёрнутые высказывания одного персонажа в литературном произведении?

В5 В эпизоде можно увидеть, как по-разному реагируют герои на рассказ Луки о праведной земле, что подчёркивает разницу в их взглядах и жизненных принципах. Как в драматическом произведении называют острое столкновение характеров и обстоятельств, положенное в основу сценического действия?

В6 Праведная земля - это условный, иносказательный образ пьесы, имеющий множество значений и обладающий значительной смысловой ёмкостью. Как называется такой образ в литературоведении?

В7 К какому жанру можно отнести рассказ о праведной земле, если для него характерно иносказание, поучительный смысл, значимость заключённой в нём идеи, небольшой объём?

С1 Какие черты романтизма и реализма есть в рассказе о праведной земле и пьесе «На дне» в целом?

С2 Какие идейные и композиционные переклички с русской литературой XIX века можно найти в рассказе Луки о праведной земле?

Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это - одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор - попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров - она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен - в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона - В. Качалов, Луки - И. Москвин, Насти - О. Книппер, Наташи - М. Андреева.

Основной сюжет произведения

Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это - внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику - она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

Временной промежуток пьесы - несколько недель ранней весны. Время года - важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей - мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них - Актера.

Анализ пьесы

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Сатин и Лука

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука - носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Другие персонажи

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча - появился и исчез.

Настя, продающая свое тело «на бульваре», верит в то, что есть светлая любовь, и она была в ее жизни. Клещ, муж умирающей Анны, верит, что он поднимется со дна и вновь станет зарабатывать на жизнь трудом. Ниточкой, которая связывает его с рабочим прошлым, остается ящик с инструментами. В конце пьесы он вынужден их продать, чтобы похоронить жену. Наташа надеется, что Василиса изменится и перестанет ее мучить. После очередных побоев, выйдя из больницы, она больше не появится в ночлежке. Васька Пепел стремится остаться с Натальей, но не может выпутаться из сетей властной Василисы. Последняя, в свою очередь, ждет, что смерть мужа развяжет ей руки и даст долгожданную свободу. Барон живет своим аристократическим прошлым. Картежник Бубнов, разрушитель «иллюзий», идеолог человеконенавистничества, считает, что «все люди лишние».

Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

Главные герои

Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства - по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке.

Сатин - фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.

Есть в произведении и носитель «третьей» правды - Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца. Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому.

Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы - монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке - все для человека!», «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!», «Человек - это звучит гордо!».

Заключение

Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.

Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.

Вариант № 31877

ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. На задания 8-9 дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Выполняя задания 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Выполняя задание 15-16, опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

На задание 17 дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия. Давая ответ, соблюдайте нормы речи.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, ос­нов­но­му принципу ко­то­ро­го - ис­сле­до­ва­нию сложной вза­и­мо­свя­зи характеров и сфор­ми­ро­вав­ших их со­ци­аль­ных обстоятельств - сле­ду­ет М. Горь­кий в пьесе «На дне».


Сатин (приподнимаясь на нарах) . Кто это бил меня вчера?

Бубнов . В карты играл?

Сатин . Играл...

Бубнов . За это и били...

Сатин . М-мерзавцы...

Актёр (высовывая голову с печи)

Актёр . Почему?

Актёр (помолчав)

Актёр . Это дело не твоё...

(выходя из кухни)

(Отнимает книгу у Насти.)

Настя (вставая) (отдавая книгу)

Настя (уходя в кухню) . Очень нужно... как же!

Квашня (в двери из кухни - Барону)

Барон . Сегодня что-то тяжело...

Квашня (Актёру) . Ты смотри же - подмети!

Актёр (слезая с печи) . Мне вредно дышать пылью. (С гордостью)

Анна . Андрей Митрич...

Клещ . Что ещё?

Клещ (подходя к ней) . А ты - не будешь?

Клещ (отходя) (Уходит в кухню.) Актёр (улыбаясь) . Органон...

Актёр (настойчиво)

Сатин . Сикамбр...

Актёр (машет на него рукой)

Бубнов . Ты чего бормочешь?

Бубнов . Это что?

Сатин . Не знаю... забыл...

Бубнов . А к чему говоришь?

Клещ (выходя из кухни)

Актёр . Не твоё дело

М. Горький «На дне»

Ответ:

К ка­ко­му роду ли­те­ра­ту­ры принадлежит про­из­ве­де­ние М. Горького?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Сатин (приподнимаясь на нарах) . Кто это бил меня вчера?

Бубнов . А тебе не всё равно?..

Сатин . Положим - так... А за что били?

Бубнов . В карты играл?

Сатин . Играл...

Бубнов . За это и били...

Сатин . М-мерзавцы...

Актёр (высовывая голову с печи) . Однажды тебя совсем убьют... до смерти... Сатин. А ты - болван.

Актёр . Почему?

Сатин . Потому что - дважды убить нельзя.

Актёр (помолчав) . Не понимаю... почему - нельзя?

Клещ . А ты слезай с печи-то да убирай квартиру... чего нежишься?

Актёр . Это дело не твоё...

Клещ . А вот Василиса придёт - она тебе покажет, чьё дело...

Актёр . К чёрту Василису! Сегодня Баронова очередь убираться... Барон! Барон (выходя из кухни) . Мне некогда убираться... я на базар иду с Квашнёй. Актёр. Это меня не касается... иди хоть на каторгу... а пол мести твоя очередь... я за других не стану работать...

Барон . Ну, чёрт с тобой! Настёнка подметёт... Эй ты, роковая любовь! Очнись! (Отнимает книгу у Насти.)

Настя (вставая) . Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А ещё - барин... Барон (отдавая книгу) . Настя! Подмети пол за меня - ладно?

Настя (уходя в кухню) . Очень нужно... как же!

Квашня (в двери из кухни - Барону) . А ты - иди! Уберутся без тебя... Актёр! Тебя просят, - ты и сделай... не переломишься, чай!

Актёр . Ну... всегда я... не понимаю...

Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них - корчаги, покрытые тряпками) . Сегодня что-то тяжело...

Сатин Стоило тебе родиться бароном...

Квашня (Актёру) . Ты смотри же - подмети! (Выходит в сени, пропустив вперёд себя Барона.)

Актёр (слезая с печи) . Мне вредно дышать пылью. (С гордостью) . Мой организм отравлен алкоголем... (Задумывается, сидя на нарах.)

Сатин . Организм... органон...

Анна . Андрей Митрич...

Клещ . Что ещё?

Анна . Там пельмени мне оставила Квашня... возьми, поешь.

Клещ (подходя к ней) . А ты - не будешь?

Анна . Не хочу... На что мне есть? Ты - работник... тебе - надо...

Клещ . Боишься? Не бойся... может, ещё...

Анна . Иди, кушай! Тяжело мне... видно, скоро уж...

Клещ (отходя) . Ничего... может - встанешь... бывает! (Уходит в кухню.) Актёр (громко, как бы вдруг проснувшись) . Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм - совершенно отравлен алкоголем... Сатин (улыбаясь) . Органон...

Актёр (настойчиво) . Не органон, а ор-га-ни-зм...

Сатин . Сикамбр...

Актёр (машет на него рукой) . Э, вздор! Я говорю - серьёзно... да. Если организм - отравлен... значит - мне вредно мести пол... дышать пылью... Сатин. Макробиотика... ха!

Бубнов . Ты чего бормочешь?

Сатин . Слова... А то ещё есть - транс-сцедентальный...

Бубнов . Это что?

Сатин . Не знаю... забыл...

Бубнов . А к чему говоришь?

Сатин . Так... Надоели мне, брат, все человеческие слова... все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз...

Актёр . В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь... Я играл в ней могильщика...

Клещ (выходя из кухни) . Ты с метлой играть скоро будешь?

Актёр . Не твоё дело (Ударяет себя в грудь рукой.) «Офелия! О... помяни меня в твоих молитвах!..»

За сценой, где-то далеко, - глухой шум, крики, свисток полицейского. Клещ садится за работу и скрипит подпилком.

М. Горький «На дне»

Ответ:

Как на­зы­ва­ет­ся элемент сюжета, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий действующих лиц, их вза­и­мо­от­но­ше­ния и пред­ше­ству­ю­щий завязке?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Сатин (приподнимаясь на нарах) . Кто это бил меня вчера?

Бубнов . А тебе не всё равно?..

Сатин . Положим - так... А за что били?

Бубнов . В карты играл?

Сатин . Играл...

Бубнов . За это и били...

Сатин . М-мерзавцы...

Актёр (высовывая голову с печи) . Однажды тебя совсем убьют... до смерти... Сатин. А ты - болван.

Актёр . Почему?

Сатин . Потому что - дважды убить нельзя.

Актёр (помолчав) . Не понимаю... почему - нельзя?

Клещ . А ты слезай с печи-то да убирай квартиру... чего нежишься?

Актёр . Это дело не твоё...

Клещ . А вот Василиса придёт - она тебе покажет, чьё дело...

Актёр . К чёрту Василису! Сегодня Баронова очередь убираться... Барон! Барон (выходя из кухни) . Мне некогда убираться... я на базар иду с Квашнёй. Актёр. Это меня не касается... иди хоть на каторгу... а пол мести твоя очередь... я за других не стану работать...

Барон . Ну, чёрт с тобой! Настёнка подметёт... Эй ты, роковая любовь! Очнись! (Отнимает книгу у Насти.)

Настя (вставая) . Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А ещё - барин... Барон (отдавая книгу) . Настя! Подмети пол за меня - ладно?

Настя (уходя в кухню) . Очень нужно... как же!

Квашня (в двери из кухни - Барону) . А ты - иди! Уберутся без тебя... Актёр! Тебя просят, - ты и сделай... не переломишься, чай!

Актёр . Ну... всегда я... не понимаю...

Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них - корчаги, покрытые тряпками) . Сегодня что-то тяжело...

Сатин Стоило тебе родиться бароном...

Квашня (Актёру) . Ты смотри же - подмети! (Выходит в сени, пропустив вперёд себя Барона.)

Актёр (слезая с печи) . Мне вредно дышать пылью. (С гордостью) . Мой организм отравлен алкоголем... (Задумывается, сидя на нарах.)

Сатин . Организм... органон...

Анна . Андрей Митрич...

Клещ . Что ещё?

Анна . Там пельмени мне оставила Квашня... возьми, поешь.

Клещ (подходя к ней) . А ты - не будешь?

Анна . Не хочу... На что мне есть? Ты - работник... тебе - надо...

Клещ . Боишься? Не бойся... может, ещё...

Анна . Иди, кушай! Тяжело мне... видно, скоро уж...

Клещ (отходя) . Ничего... может - встанешь... бывает! (Уходит в кухню.) Актёр (громко, как бы вдруг проснувшись) . Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм - совершенно отравлен алкоголем... Сатин (улыбаясь) . Органон...

Актёр (настойчиво) . Не органон, а ор-га-ни-зм...

Сатин . Сикамбр...

Актёр (машет на него рукой) . Э, вздор! Я говорю - серьёзно... да. Если организм - отравлен... значит - мне вредно мести пол... дышать пылью... Сатин. Макробиотика... ха!

Бубнов . Ты чего бормочешь?

Сатин . Слова... А то ещё есть - транс-сцедентальный...

Бубнов . Это что?

Сатин . Не знаю... забыл...

Бубнов . А к чему говоришь?

Сатин . Так... Надоели мне, брат, все человеческие слова... все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз...

Актёр . В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь... Я играл в ней могильщика...

Клещ (выходя из кухни) . Ты с метлой играть скоро будешь?

Актёр . Не твоё дело (Ударяет себя в грудь рукой.) «Офелия! О... помяни меня в твоих молитвах!..»

За сценой, где-то далеко, - глухой шум, крики, свисток полицейского. Клещ садится за работу и скрипит подпилком.

М. Горький «На дне»

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между пер­со­на­жа­ми пьесы и обстоятельствами, ко­то­рые при­ве­ли их в ночлежку. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

В от­ве­те пе­ре­чис­ли­те в со­от­вет­ству­ю­щем по­ряд­ке но­ме­ра вер­ных ва­ри­ан­тов в без про­бе­лов и запятых.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Сатин (приподнимаясь на нарах) . Кто это бил меня вчера?

Бубнов . А тебе не всё равно?..

Сатин . Положим - так... А за что били?

Бубнов . В карты играл?

Сатин . Играл...

Бубнов . За это и били...

Сатин . М-мерзавцы...

Актёр (высовывая голову с печи) . Однажды тебя совсем убьют... до смерти... Сатин. А ты - болван.

Актёр . Почему?

Сатин . Потому что - дважды убить нельзя.

Актёр (помолчав) . Не понимаю... почему - нельзя?

Клещ . А ты слезай с печи-то да убирай квартиру... чего нежишься?

Актёр . Это дело не твоё...

Клещ . А вот Василиса придёт - она тебе покажет, чьё дело...

Актёр . К чёрту Василису! Сегодня Баронова очередь убираться... Барон! Барон (выходя из кухни) . Мне некогда убираться... я на базар иду с Квашнёй. Актёр. Это меня не касается... иди хоть на каторгу... а пол мести твоя очередь... я за других не стану работать...

Барон . Ну, чёрт с тобой! Настёнка подметёт... Эй ты, роковая любовь! Очнись! (Отнимает книгу у Насти.)

Настя (вставая) . Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А ещё - барин... Барон (отдавая книгу) . Настя! Подмети пол за меня - ладно?

Настя (уходя в кухню) . Очень нужно... как же!

Квашня (в двери из кухни - Барону) . А ты - иди! Уберутся без тебя... Актёр! Тебя просят, - ты и сделай... не переломишься, чай!

Актёр . Ну... всегда я... не понимаю...

Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них - корчаги, покрытые тряпками) . Сегодня что-то тяжело...

Сатин Стоило тебе родиться бароном...

Квашня (Актёру) . Ты смотри же - подмети! (Выходит в сени, пропустив вперёд себя Барона.)

Актёр (слезая с печи) . Мне вредно дышать пылью. (С гордостью) . Мой организм отравлен алкоголем... (Задумывается, сидя на нарах.)

Сатин . Организм... органон...

Анна . Андрей Митрич...

Клещ . Что ещё?

Анна . Там пельмени мне оставила Квашня... возьми, поешь.

Клещ (подходя к ней) . А ты - не будешь?

Анна . Не хочу... На что мне есть? Ты - работник... тебе - надо...

Клещ . Боишься? Не бойся... может, ещё...

Анна . Иди, кушай! Тяжело мне... видно, скоро уж...

Клещ (отходя) . Ничего... может - встанешь... бывает! (Уходит в кухню.) Актёр (громко, как бы вдруг проснувшись) . Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм - совершенно отравлен алкоголем... Сатин (улыбаясь) . Органон...

Актёр (настойчиво) . Не органон, а ор-га-ни-зм...

Сатин . Сикамбр...

Актёр (машет на него рукой) . Э, вздор! Я говорю - серьёзно... да. Если организм - отравлен... значит - мне вредно мести пол... дышать пылью... Сатин. Макробиотика... ха!

Бубнов . Ты чего бормочешь?

Сатин . Слова... А то ещё есть - транс-сцедентальный...

Бубнов . Это что?

Сатин . Не знаю... забыл...

Бубнов . А к чему говоришь?

Сатин . Так... Надоели мне, брат, все человеческие слова... все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз...

Актёр . В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь... Я играл в ней могильщика...

Клещ (выходя из кухни) . Ты с метлой играть скоро будешь?

Актёр . Не твоё дело (Ударяет себя в грудь рукой.) «Офелия! О... помяни меня в твоих молитвах!..»

За сценой, где-то далеко, - глухой шум, крики, свисток полицейского. Клещ садится за работу и скрипит подпилком.

М. Горький «На дне»

Ответ:

Столкновения между ге­ро­я­ми обнаруживаются с са­мо­го начала пьесы. Как на­зы­ва­ет­ся непримиримое противоречие, ле­жа­щее в ос­но­ве драматургического действия?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Сатин (приподнимаясь на нарах) . Кто это бил меня вчера?

Бубнов . А тебе не всё равно?..

Сатин . Положим - так... А за что били?

Бубнов . В карты играл?

Сатин . Играл...

Бубнов . За это и били...

Сатин . М-мерзавцы...

Актёр (высовывая голову с печи) . Однажды тебя совсем убьют... до смерти... Сатин. А ты - болван.

Актёр . Почему?

Сатин . Потому что - дважды убить нельзя.

Актёр (помолчав) . Не понимаю... почему - нельзя?

Клещ . А ты слезай с печи-то да убирай квартиру... чего нежишься?

Актёр . Это дело не твоё...

Клещ . А вот Василиса придёт - она тебе покажет, чьё дело...

Актёр . К чёрту Василису! Сегодня Баронова очередь убираться... Барон! Барон (выходя из кухни) . Мне некогда убираться... я на базар иду с Квашнёй. Актёр. Это меня не касается... иди хоть на каторгу... а пол мести твоя очередь... я за других не стану работать...

Барон . Ну, чёрт с тобой! Настёнка подметёт... Эй ты, роковая любовь! Очнись! (Отнимает книгу у Насти.)

Настя (вставая) . Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А ещё - барин... Барон (отдавая книгу) . Настя! Подмети пол за меня - ладно?

Настя (уходя в кухню) . Очень нужно... как же!

Квашня (в двери из кухни - Барону) . А ты - иди! Уберутся без тебя... Актёр! Тебя просят, - ты и сделай... не переломишься, чай!

Актёр . Ну... всегда я... не понимаю...

Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них - корчаги, покрытые тряпками) . Сегодня что-то тяжело...

Сатин Стоило тебе родиться бароном...

Квашня (Актёру) . Ты смотри же - подмети! (Выходит в сени, пропустив вперёд себя Барона.)

Актёр (слезая с печи) . Мне вредно дышать пылью. (С гордостью) . Мой организм отравлен алкоголем... (Задумывается, сидя на нарах.)

Сатин . Организм... органон...

Анна . Андрей Митрич...

Клещ . Что ещё?

Анна . Там пельмени мне оставила Квашня... возьми, поешь.

Клещ (подходя к ней) . А ты - не будешь?

Анна . Не хочу... На что мне есть? Ты - работник... тебе - надо...

Клещ . Боишься? Не бойся... может, ещё...

Анна . Иди, кушай! Тяжело мне... видно, скоро уж...

Клещ (отходя) . Ничего... может - встанешь... бывает! (Уходит в кухню.) Актёр (громко, как бы вдруг проснувшись) . Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм - совершенно отравлен алкоголем... Сатин (улыбаясь) . Органон...

Актёр (настойчиво) . Не органон, а ор-га-ни-зм...

Сатин . Сикамбр...

Актёр (машет на него рукой) . Э, вздор! Я говорю - серьёзно... да. Если организм - отравлен... значит - мне вредно мести пол... дышать пылью... Сатин. Макробиотика... ха!

Бубнов . Ты чего бормочешь?

Сатин . Слова... А то ещё есть - транс-сцедентальный...

Бубнов . Это что?

Сатин . Не знаю... забыл...

Бубнов . А к чему говоришь?

Сатин . Так... Надоели мне, брат, все человеческие слова... все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз...

Актёр . В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь... Я играл в ней могильщика...

Клещ (выходя из кухни) . Ты с метлой играть скоро будешь?

Актёр . Не твоё дело (Ударяет себя в грудь рукой.) «Офелия! О... помяни меня в твоих молитвах!..»

За сценой, где-то далеко, - глухой шум, крики, свисток полицейского. Клещ садится за работу и скрипит подпилком.

М. Горький «На дне»

Ответ:

Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ют­ся ав­тор­ские пояснения, ком­мен­ти­ру­ю­щие дей­ствия пер­со­на­жей (выходя из кухни; уда­ря­ет себя в грудь рукой и т.п.)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Сатин (приподнимаясь на нарах) . Кто это бил меня вчера?

Бубнов . А тебе не всё равно?..

Сатин . Положим - так... А за что били?

Бубнов . В карты играл?

Сатин . Играл...

Бубнов . За это и били...

Сатин . М-мерзавцы...

Актёр (высовывая голову с печи) . Однажды тебя совсем убьют... до смерти... Сатин. А ты - болван.

Актёр . Почему?

Сатин . Потому что - дважды убить нельзя.

Актёр (помолчав) . Не понимаю... почему - нельзя?

Клещ . А ты слезай с печи-то да убирай квартиру... чего нежишься?

Актёр . Это дело не твоё...

Клещ . А вот Василиса придёт - она тебе покажет, чьё дело...

Актёр . К чёрту Василису! Сегодня Баронова очередь убираться... Барон! Барон (выходя из кухни) . Мне некогда убираться... я на базар иду с Квашнёй. Актёр. Это меня не касается... иди хоть на каторгу... а пол мести твоя очередь... я за других не стану работать...

Барон . Ну, чёрт с тобой! Настёнка подметёт... Эй ты, роковая любовь! Очнись! (Отнимает книгу у Насти.)

Настя (вставая) . Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А ещё - барин... Барон (отдавая книгу) . Настя! Подмети пол за меня - ладно?

Настя (уходя в кухню) . Очень нужно... как же!

Квашня (в двери из кухни - Барону) . А ты - иди! Уберутся без тебя... Актёр! Тебя просят, - ты и сделай... не переломишься, чай!

Актёр . Ну... всегда я... не понимаю...

Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них - корчаги, покрытые тряпками) . Сегодня что-то тяжело...

Сатин Стоило тебе родиться бароном...

Квашня (Актёру) . Ты смотри же - подмети! (Выходит в сени, пропустив вперёд себя Барона.)

Актёр (слезая с печи) . Мне вредно дышать пылью. (С гордостью) . Мой организм отравлен алкоголем... (Задумывается, сидя на нарах.)

Сатин . Организм... органон...

Анна . Андрей Митрич...

Клещ . Что ещё?

Анна . Там пельмени мне оставила Квашня... возьми, поешь.

Клещ (подходя к ней) . А ты - не будешь?

Анна . Не хочу... На что мне есть? Ты - работник... тебе - надо...

Клещ . Боишься? Не бойся... может, ещё...

Анна . Иди, кушай! Тяжело мне... видно, скоро уж...

Клещ (отходя) . Ничего... может - встанешь... бывает! (Уходит в кухню.) Актёр (громко, как бы вдруг проснувшись) . Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм - совершенно отравлен алкоголем... Сатин (улыбаясь) . Органон...

Актёр (настойчиво) . Не органон, а ор-га-ни-зм...

Сатин . Сикамбр...

Актёр (машет на него рукой) . Э, вздор! Я говорю - серьёзно... да. Если организм - отравлен... значит - мне вредно мести пол... дышать пылью... Сатин. Макробиотика... ха!

Бубнов . Ты чего бормочешь?

Сатин . Слова... А то ещё есть - транс-сцедентальный...

Бубнов . Это что?

Сатин . Не знаю... забыл...

Бубнов . А к чему говоришь?

Сатин . Так... Надоели мне, брат, все человеческие слова... все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз...

Актёр . В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь... Я играл в ней могильщика...

Клещ (выходя из кухни) . Ты с метлой играть скоро будешь?

Актёр . Не твоё дело (Ударяет себя в грудь рукой.) «Офелия! О... помяни меня в твоих молитвах!..»

За сценой, где-то далеко, - глухой шум, крики, свисток полицейского. Клещ садится за работу и скрипит подпилком.

М. Горький «На дне»

Ответ:

Развитие дей­ствия сопровождается че­ре­до­ва­ни­ем реплик дей­ству­ю­щих лиц. Ука­жи­те термин, обо­зна­ча­ю­щий такую форму ху­до­же­ствен­ной речи.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Сатин (приподнимаясь на нарах) . Кто это бил меня вчера?

Бубнов . А тебе не всё равно?..

Сатин . Положим - так... А за что били?

Бубнов . В карты играл?

Сатин . Играл...

Бубнов . За это и били...

Сатин . М-мерзавцы...

Актёр (высовывая голову с печи) . Однажды тебя совсем убьют... до смерти... Сатин. А ты - болван.

Актёр . Почему?

Сатин . Потому что - дважды убить нельзя.

Актёр (помолчав) . Не понимаю... почему - нельзя?

Клещ . А ты слезай с печи-то да убирай квартиру... чего нежишься?

Актёр . Это дело не твоё...

Клещ . А вот Василиса придёт - она тебе покажет, чьё дело...

Актёр . К чёрту Василису! Сегодня Баронова очередь убираться... Барон! Барон (выходя из кухни) . Мне некогда убираться... я на базар иду с Квашнёй. Актёр. Это меня не касается... иди хоть на каторгу... а пол мести твоя очередь... я за других не стану работать...

Барон . Ну, чёрт с тобой! Настёнка подметёт... Эй ты, роковая любовь! Очнись! (Отнимает книгу у Насти.)

Настя (вставая) . Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А ещё - барин... Барон (отдавая книгу) . Настя! Подмети пол за меня - ладно?

Настя (уходя в кухню) . Очень нужно... как же!

Квашня (в двери из кухни - Барону) . А ты - иди! Уберутся без тебя... Актёр! Тебя просят, - ты и сделай... не переломишься, чай!

Актёр . Ну... всегда я... не понимаю...

Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них - корчаги, покрытые тряпками) . Сегодня что-то тяжело...

Сатин Стоило тебе родиться бароном...

Квашня (Актёру) . Ты смотри же - подмети! (Выходит в сени, пропустив вперёд себя Барона.)

Актёр (слезая с печи) . Мне вредно дышать пылью. (С гордостью) . Мой организм отравлен алкоголем... (Задумывается, сидя на нарах.)

Сатин . Организм... органон...

Анна . Андрей Митрич...

Клещ . Что ещё?

Анна . Там пельмени мне оставила Квашня... возьми, поешь.

Клещ (подходя к ней) . А ты - не будешь?

Анна . Не хочу... На что мне есть? Ты - работник... тебе - надо...

Клещ . Боишься? Не бойся... может, ещё...

Анна . Иди, кушай! Тяжело мне... видно, скоро уж...

Клещ (отходя) . Ничего... может - встанешь... бывает! (Уходит в кухню.) Актёр (громко, как бы вдруг проснувшись) . Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм - совершенно отравлен алкоголем... Сатин (улыбаясь) . Органон...

Актёр (настойчиво) . Не органон, а ор-га-ни-зм...

Сатин . Сикамбр...

Актёр (машет на него рукой) . Э, вздор! Я говорю - серьёзно... да. Если организм - отравлен... значит - мне вредно мести пол... дышать пылью... Сатин. Макробиотика... ха!

Бубнов . Ты чего бормочешь?

Сатин . Слова... А то ещё есть - транс-сцедентальный...

Бубнов . Это что?

Сатин . Не знаю... забыл...

Бубнов . А к чему говоришь?

Сатин . Так... Надоели мне, брат, все человеческие слова... все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз...

Актёр . В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь... Я играл в ней могильщика...

Клещ (выходя из кухни) . Ты с метлой играть скоро будешь?

Актёр . Не твоё дело (Ударяет себя в грудь рукой.) «Офелия! О... помяни меня в твоих молитвах!..»

За сценой, где-то далеко, - глухой шум, крики, свисток полицейского. Клещ садится за работу и скрипит подпилком.

М. Горький «На дне»

Ответ:

К ка­ко­му литературному на­прав­ле­нию традиционно от­но­сят лирику М. Ю. Лермонтова, которая, по сло­вам одного из исследователей, «поражает бес­по­щад­но­стью отрицания и мо­гу­чим полётом мечты»?


М. Ю. Лермонтов, 1841

Ответ:

Каким тер­ми­ном обозначают сти­ли­сти­че­ский приём, ис­поль­зо­ван­ный автором:

И со­здал я тогда в моём воображенье...

И с той поры бес­плот­ное виденье...

И всё мне кажется: живые эти речи...

И кто-то шеп­чет мне, что после этой встречи...?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.

М. Ю. Лермонтов, 1841

Ответ:

Для уси­ле­ния вы­ра­зи­тель­но­сти речи поэт от­сту­па­ет от обыч­но­го по­ряд­ка слов, например: «голос отрадный», «локон своевольный». Как на­зы­ва­ет­ся этот приём?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.

М. Ю. Лермонтов, 1841

Ответ:

Из приведённого ниже пе­реч­ня выберите три на­зва­ния художественных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных поэтом в стихотворении. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке возрастания без про­бе­лов и запятых.

1) риторический вопрос

2) гротеск

4) звукопись

5) сравнение


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.

М. Ю. Лермонтов, 1841

Ответ:

Определите размер, ко­то­рым написано сти­хо­тво­ре­ние М. Ю. Лермонтова. (Дайте ответ без ука­за­ния количества стоп.)


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.

М. Ю. Лермонтов, 1841

Ответ:

В чём смысл слов Сатина: «Дважды убить нельзя»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Сатин (приподнимаясь на нарах) . Кто это бил меня вчера?

Бубнов . А тебе не всё равно?..

Сатин . Положим - так... А за что били?

Бубнов . В карты играл?

Сатин . Играл...

Бубнов . За это и били...

Сатин . М-мерзавцы...

Актёр (высовывая голову с печи) . Однажды тебя совсем убьют... до смерти... Сатин. А ты - болван.

Актёр . Почему?

Сатин . Потому что - дважды убить нельзя.

Актёр (помолчав) . Не понимаю... почему - нельзя?

Клещ . А ты слезай с печи-то да убирай квартиру... чего нежишься?

Актёр . Это дело не твоё...

Клещ . А вот Василиса придёт - она тебе покажет, чьё дело...

Актёр . К чёрту Василису! Сегодня Баронова очередь убираться... Барон! Барон (выходя из кухни) . Мне некогда убираться... я на базар иду с Квашнёй. Актёр. Это меня не касается... иди хоть на каторгу... а пол мести твоя очередь... я за других не стану работать...

Барон . Ну, чёрт с тобой! Настёнка подметёт... Эй ты, роковая любовь! Очнись! (Отнимает книгу у Насти.)

Настя (вставая) . Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А ещё - барин... Барон (отдавая книгу) . Настя! Подмети пол за меня - ладно?

Настя (уходя в кухню) . Очень нужно... как же!

Квашня (в двери из кухни - Барону) . А ты - иди! Уберутся без тебя... Актёр! Тебя просят, - ты и сделай... не переломишься, чай!

Актёр . Ну... всегда я... не понимаю...

Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них - корчаги, покрытые тряпками) . Сегодня что-то тяжело...

Сатин Стоило тебе родиться бароном...

Квашня (Актёру) . Ты смотри же - подмети! (Выходит в сени, пропустив вперёд себя Барона.)

Актёр (слезая с печи) . Мне вредно дышать пылью. (С гордостью) . Мой организм отравлен алкоголем... (Задумывается, сидя на нарах.)

Сатин . Организм... органон...

Анна . Андрей Митрич...

Клещ . Что ещё?

Анна . Там пельмени мне оставила Квашня... возьми, поешь.

Клещ (подходя к ней) . А ты - не будешь?

Анна . Не хочу... На что мне есть? Ты - работник... тебе - надо...

Клещ . Боишься? Не бойся... может, ещё...

Анна . Иди, кушай! Тяжело мне... видно, скоро уж...

Клещ (отходя) . Ничего... может - встанешь... бывает! (Уходит в кухню.) Актёр (громко, как бы вдруг проснувшись) . Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм - совершенно отравлен алкоголем... Сатин (улыбаясь) . Органон...

Актёр (настойчиво) . Не органон, а ор-га-ни-зм...

Сатин . Сикамбр...

Актёр (машет на него рукой) . Э, вздор! Я говорю - серьёзно... да. Если организм - отравлен... значит - мне вредно мести пол... дышать пылью... Сатин. Макробиотика... ха!

Бубнов . Ты чего бормочешь?

Сатин . Слова... А то ещё есть - транс-сцедентальный...

Бубнов . Это что?

Сатин . Не знаю... забыл...

Бубнов . А к чему говоришь?

Сатин . Так... Надоели мне, брат, все человеческие слова... все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз...

Актёр . В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь... Я играл в ней могильщика...

Клещ (выходя из кухни) . Ты с метлой играть скоро будешь?

Актёр . Не твоё дело (Ударяет себя в грудь рукой.) «Офелия! О... помяни меня в твоих молитвах!..»

За сценой, где-то далеко, - глухой шум, крики, свисток полицейского. Клещ садится за работу и скрипит подпилком.

М. Горький «На дне»


На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно. . М-мерзавцы...

Актёр (высовывая голову с печи) . Однажды тебя совсем убьют... до смерти... Сатин. А ты - болван.

Актёр . Почему?

Сатин . Потому что - дважды убить нельзя.

Актёр (помолчав) . Не понимаю... почему - нельзя?

Клещ . А ты слезай с печи-то да убирай квартиру... чего нежишься?

Актёр . Это дело не твоё...

Клещ . А вот Василиса придёт - она тебе покажет, чьё дело...

Актёр . К чёрту Василису! Сегодня Баронова очередь убираться... Барон! Барон (выходя из кухни) . Мне некогда убираться... я на базар иду с Квашнёй. Актёр. Это меня не касается... иди хоть на каторгу... а пол мести твоя очередь... я за других не стану работать...

Барон . Ну, чёрт с тобой! Настёнка подметёт... Эй ты, роковая любовь! Очнись! (Отнимает книгу у Насти.)

Настя (вставая) . Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А ещё - барин... Барон (отдавая книгу) . Настя! Подмети пол за меня - ладно?

Настя (уходя в кухню) . Очень нужно... как же!

Квашня (в двери из кухни - Барону) . А ты - иди! Уберутся без тебя... Актёр! Тебя просят, - ты и сделай... не переломишься, чай!

Актёр . Ну... всегда я... не понимаю...

Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них - корчаги, покрытые тряпками) . Сегодня что-то тяжело...

Сатин Стоило тебе родиться бароном...

Квашня (Актёру) . Ты смотри же - подмети! (Выходит в сени, пропустив вперёд себя Барона.)

Актёр (слезая с печи) . Мне вредно дышать пылью. (С гордостью) . Мой организм отравлен алкоголем... (Задумывается, сидя на нарах.)

Сатин . Организм... органон...

Анна . Андрей Митрич...

Клещ . Что ещё?

Анна . Там пельмени мне оставила Квашня... возьми, поешь.

Клещ (подходя к ней) . А ты - не будешь?

Анна . Не хочу... На что мне есть? Ты - работник... тебе - надо...

Клещ . Боишься? Не бойся... может, ещё...

Анна . Иди, кушай! Тяжело мне... видно, скоро уж...

Клещ (отходя) . Ничего... может - встанешь... бывает! (Уходит в кухню.) Актёр (громко, как бы вдруг проснувшись) . Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм - совершенно отравлен алкоголем... Сатин (улыбаясь) . Органон...

Актёр (настойчиво) . Не органон, а ор-га-ни-зм...

Сатин . Сикамбр...

Актёр (машет на него рукой) . Э, вздор! Я говорю - серьёзно... да. Если организм - отравлен... значит - мне вредно мести пол... дышать пылью... Сатин. Макробиотика... ха!

Бубнов . Ты чего бормочешь?

Сатин . Слова... А то ещё есть - транс-сцедентальный...

Бубнов . Это что?

Сатин . Не знаю... забыл...

Бубнов . А к чему говоришь?

Сатин . Так... Надоели мне, брат, все человеческие слова... все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз...

Актёр . В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь... Я играл в ней могильщика...

Клещ (выходя из кухни) . Ты с метлой играть скоро будешь?

Актёр . Не твоё дело (Ударяет себя в грудь рукой.) «Офелия! О... помяни меня в твоих молитвах!..»

М. Ю. Лермонтов, 1841

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. Как рас­кры­ва­ет­ся в ро­ма­не А. С. Пуш­ки­на «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?

С17.2. По­че­му Ба­за­ро­ва можно на­звать «рефлектирующим нигилистом»? (По ро­ма­ну И. С. Тур­ге­не­ва «Отцы и дети».)

С17.3. Как в рас­ска­зе М. А. Шо­ло­хо­ва «Судьба человека» вы­ра­жен гу­ма­ни­сти­че­ский про­тест пи­са­те­ля про­тив бес­че­ло­веч­но­сти войны?

С17.4. Тема революции и гражданской войны в произведениях отечественной литературы (на примере одного-двух произведений).

Рубеж XIX-XX веков в развитии русской литературы ознаменован появлением новых веяний, течений, нестандартным подходом к решению поставленных в произведении проблем, оригиналь ностью художественных форм. И если в драматургии признанным новатором стал А. П. Чехов, то развил и усовершенствовал его новаторские принципы, как-то: подтекст, завуалированность основ ного конфликта, обилие сюжетных линий, организация сцениче
ского действия по принципу «разобщенности» персонажей, - другой отечественный писатель и драматург Максим Горький. Он создал ряд ярких и серьезных пьес, среди которых особое место занимает пьеса «На дне», богатая и разнообразная не только по идейному содержанию, но и по художественному воплощению, ставшая литературным памятником драматургическому мастерству автора.
Пьеса стала своеобразным завершением цикла произведений Горького о босяках и представляет со^ой отрывок из жизни обитателей ночлежки. Сам автор определил жанр пьесы как «картины», то есть зарисовки, сцены; однако условность, обобщенность образов, аллегоричность, подтекст говорят о более глубоком, философском содержании пьесы, являющей собой сложное сочетание элементов драматического, трагического и даже комического. Драматична судьба почти всех героев, опустившихся на «дно» жизни; трагичен неразрешимый конфликт в душе некоторых из них (Актер), а также смерть (Анна, Актер). Есть и комические эпизоды, например сцена совместной жизни Квашни и Медведева. Жанровое своеобразие заключается также в том, что в ткань пьесы введены отрывки различных жанров: притчи (монологи Луки о «праведной земле» и задержанных ворах), любовный роман, пересказанный Настей как часть ее биографии; стихи Беранже, народные песни, реминисценции из Данте, Шекспира. Тем не менее все эти, такие разные, отрывки мастерски, органично соединены М. Горьким и составляют единое художественное целое.
Продолжая традиции Чехова, Горький построил пьесу не на одном, а на нескольких конфликтах: любовном, социальном, философском. Любовный треугольник (Пепел, Василиса, Наташа) и развитие отношений в нем являются основной интригой; социальный конфликт - между хозяевами и обитателями ночлежки. Однако, как говорил Горький, «основной вопрос, который я хотел поставить, - это - что лучше, истина или сострадание?», то есть главным в пьесе конфликтом является философский: противопоставлены гуманизм Луки и гуманизм Сатина, две точки зрения на сущность правды, веры, на человека и отношение к нему, на будущее. В этом конфликте наиболее выражена авторская позиция: Горький явно мыслит, как Сатин, другими словами. Сатин - авторский резонер. Вообще драма - род литературы, в котором высказать свою точку зрения автору очень сложно; Горький использует для этого монологи Сатина и сам ход событий, развитие действия; не случайно в финале все те, кто верил Луке, умирают или трагически сходят со сцены (Наташа исчезает, Пепла ссылают на каторгу), а сторонники теории Сатина, приспособившись к ужасным условиям жизни, продолжают плыть по течению. Собственно сюжет поражает обилием различных линий; каждый герой рассказывает свою предысторию, есть много комментариев одновременного со сценическим действия (рассказы о Пепле и Наташе в финале, до этого - о связи Василисы и Пепла). Внесценическое действие и герои значительно расширяют рамки изображаемого времени, а также имеют еще одно немаловажное значение: вся пьеса предстает как отрывок, вырванный из однообразной жизни ночлежников. На это играет и особенность композиции: все акты начинаются с бытовых за-
рисовок повседневной жизни, это придает пьесе настроение безысходности, безвыходности ситуации, невозможности для босяков вырваться из этого мира. Три из четырех актов (II, III, IV) кончаются смертью (Анны, Костылева и Актера соответственно); трагичность этих сцен производит тяжелое и подавляющее впечатление на зрителя.
Горький действительно тонко продумывал сценическую организацию, постановку пьесы, об этом свидетельствуют развернутые ремарки, подробные описания места действия и вида действующих лиц. В афише указан точный возраст персонажей, в среднем - 30 лет; в этом возрасте люди обычно находятся на пике карьеры, а герои пьесы «На дне», напротив, оказываются на «дне» общества, жизни; символика названия тонко продумана автором. Символич- ны также и сценические детали, как-то: окошко в первом и четвертом акте, исчезающее, как надежда героев на лучшую жизнь; перегородка, в начале отделявшая комнату Пепла, исчезающая в финале. В отличие от Чехова, Горький приводит в конце героев к духовному единению: разобщенность сменяется взаимопониманием. Вообще принципы построения системы персонажей тоже являются чеховской традицией: герои делятся на группы, во-первых - на хозяев и обитателей ночлежки; обитатели ночлежки, в свою очередь, на сторонников Луки и сторонников Сатина.
Образы, созданные Горьким, рельефны и многоплановы; именно поэтому, из-за разницы в трактовках, до сих пор существует несколько точек зрения на возможное прочтение пьесы. Характеры создаются в пьесе, в первую очередь, через афишу, сообщающую имя и возраст; во-вторых, образы неразрывно связаны с интерьером: в «подвале, похожем на пещеру», люди рычат, хрюкают, шипят и издают прочие животные звуки. Далее, каждый рассказывает свою биографию. Также впечатление о герое складывается благодаря стилевой окраске его речи: у Луки много пословиц, у Бубнова - «воровских» афоризмов (например, народ «был честной, да позапрошлой весной...»). Действующие лица нередко дают друг другу характеристику, дополняя образы; так, Луку после его исчезновения описывают почти все. Образы раскрываются, например, и через параллелизм притчи о «праведной земле» и трагедии Актера; вообще Горький наделяет своих героев даром предвидения, предсказания: Наташа возле постели мертвой Анны пророчит себе такой же конец («в подвале, забитая...»), Пеплу предсказывают, что Наташа «через него» пропадет. С помощью этих художественных средств Горький нагнетает тягостную атмосферу, усиливает ощущение беспросветности, создает более четкие и сценичные образы, интригует зрителя.
Как свидетельствуют документы, зрители, пришедшие на премьеру пьесы «На дне» во МХАТ в 1903 году, рыдали. Реакция на пьесу разных литературных школ была разнообразной, дискутировали о проблематике и авторской позиции, но никто не мог опровергнуть совершенства выбранной Горьким художественной формы, наиболее полно отразившей его замысел, сделавшей пьесу яркой, многоплановой, глубокой, захватывающей.

Драма как род литературы предполагает обязательную постановку произведения на сцене. При этом ориентация на сценическую интерпретацию, на первый взгляд, ограничивает драматурга в средствах выражения своей позиции. Он не может напрямую обратиться к читателю, выразить свое отношение к своим же героям. Авторская позиция выражена в ремарках, в развитии действия пьесы, в монологах и диалогах героев. Ограничено и время действия, ведь спектакль не может длиться долго.

В 1902 году благодаря новаторским постановкам по пьесам А.П.Чехова Максим Горький увлекся Московским Художественным театром. Он писал Чехову, что не любить театр «невозможно, не работать для него – преступление». Однако первые пьесы – «Мещане» (1901) и «На дне» (1902) – показали, что Горький не просто драматург-новатор, но и создатель нового вида социальной драмы . Критики называют его драматические произведения пьесами-диспутами. Дело в том, что особая нагрузка в пьесе ложится на драматургический конфликт – острое столкновение героев. Именно конфликт движет сюжет, заставляя зрителя напряженно следить за его развитием. У Горького ведущую роль играют идеологические конфликты, резкое противопоставление общественных, философских и эстетических воззрений персонажей.

Предметом изображения в пьесе М. Горького «На дне» становится сознание людей, оказавшихся на «дне жизни» в результате глубинных процессов в обществе начала ХХ века. Анализ пьесы показывает, что социальный конфликт развивается на нескольких уровнях. Во-первых, противостояние хозяев ночлежки, Костылевых , и обитателей – бесправных ночлежников. Во-вторых, каждый из ночлежников пережил в своем прошлом личный социальный конфликт, из-за которого и оказался в таком жалком положении.

Сатин попал в ночлежку Костылевых после тюрьмы, совершив убийство «подлеца» из-за родной сестры. Клещ , всю жизнь работающий слесарем, потерял работу. Бубнов сбежал из дома «от греха подальше» , чтобы ненароком не убить свою жену и ее любовника. Актер , имевший прежде звучный псевдоним Сверчков-Задунайский, спился, оказавшись невостребованным.

Судьба вора Васьки Пепла была предопределена с рождения, ведь он, будучи сыном вора, и сам стал таким же. Всех подробней об этапах своего падения рассказывает Барон : его жизнь прошла как во сне, учился в дворянском институте, служил в казенной палате, где растратил общественные деньги, за что на две недели был арестован.
Есть еще любовный конфликт: появление в ночлежке Наташи , 20-летней сестры Василисы, заставляет Ваську Пепла отказаться от своей любовницы Василисы , жены содержателя ночлежки 54-летнего Костылева, за что она впоследствии жестоко мстит и ей, и ему.

Переломным моментом становится появление странника Луки . Этот «беспачпортный бродяга» уверен, что человек прежде всего достоин жалости, и теперь старается всех утешить, в том числе и обитателей ночлежки. Умирающую от чахотки Анну старик убеждает не бояться смерти: только она принесет ей долгожданные успокоение, которого бедная женщина никогда не знала. Спившемуся от отчаяния Актеру Лука дает надежду на исцеление в бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське Пеплу он советует начать новую жизнь с любимой Наташей в Сибири.

При этом о себе Лука ничего не сообщает: читателю мало о нем известно, только то, что «мяли много, оттого и мягок…» . Однако имя Лука вызывает ассоциацию с лукавым, с понятием «лукавить», то есть «обманывать, врать». Да и отношение автора к нему неоднозначное: оно выражается в развитии сюжета. Когда Лука исчезает при весьма неприятных обстоятельствах (в момент, когда убивают Костылева, а Василиса обваривает кипятком Наташу), дальше события разворачиваются совсем не так, как предсказывал Лука. Пепел на самом деле оказывается в Сибири, но не по своей воле, а как каторжанин, якобы за убийство Костылева. Актер узнает о том, что не существует бесплатной больницы, где лечат от алкоголизма, и, не веря в свои силы, повторяет судьбу героя притчи Луки о праведной земле – вешается на пустыре.

Именно судьба Актера становится ключевым вопросом в оценке критики. Долгое время считалось, что Лука проповедует «утешительную ложь», которая заставляет человека отказаться от борьбы, а значит, несет только вред. Якобы герой дал всем ложную надежду. Но ведь он не обещал поднять их со дна жизни, он продемонстрировал их собственные возможности, показал, что выход есть, и только от человека зависит, каким он будет.

Поэтому главное обвинение Горький выдвигает не Луке, а героям, которые не способны найти в себе силы противопоставить свою волю суровой действительности. Таким образом, он вскрывает одну из важнейших черт нашего национального характера – неудовлетворенность действительностью, критическое к ней отношение, но при этом неспособность к тому, чтобы эту реальность хоть как-то изменить в лучшую сторону.

Продолжателем мысли автора становится другой герой – Сатин. В последнем действии он, как будто продолжая разговор со стариком, произносит свой знаменитый монолог, в котором самой известной становится фраза: «Человек – это звучит гордо!» .

Да, фраза эта звучит оптимистично, но по-прежнему люди оказываются на «дне» жизни не только в силу внешних обстоятельств, но и по своей слабости и безверию. И пьеса М. Горького «На дне» даже через сто с лишним лет все так же актуальна.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького