Офорты рембрандта. 

Рембрандт Харменс Ван Рейн — великий голландский художник. С картинами этого живописца вы можете познакомиться тут — . Здесь же мы познакомимся с одной из сторон его творчества, которую он посвятил офортам. Надо сказать, что его живопись, которая цениться во всём мире, которую можно увидеть в самых знаменитых музеях — это лишь часть достояния, которое Рембрандт оставил в истории искусства. Офортами он занимался практически всю свою жизнь и ценил этот вид графического искусства наравне с живописью. Кроме того, что он сам создавал замечательные офорты, он коллекционировал работы других художников. Так в его коллекции находились работы Дюрера, Сегерса, Кастильоне и других.

Искусство этого великого художника поистине разнообразно. Об этом написано немало книг и, вероятно, будет написано ещё не меньше. Офорты и живопись зачастую были взаимосвязаны. Сначала он рисовал офорт, а затем по этой же теме, а иногда и в точности его повторяющую, живопись. Иногда наоборот — офорт дублировал живописное полотно. Некоторые исследователи и историки предполагают его заинтересованность офортами, движимыми денежной стороной. Офорты могли познакомить с его творчеством большее широкую часть зрителей и приносили ему хорошие деньги. Живопись зачастую простаивала в закромах годами и десятилетиями, а вот офорты тут же выставлялись на обозрение. За границей Нидерландов Рембрандта ван Рейна по большей части знали именно как мастера гравёра.

Рембрандт всегда стремился к совершенству, как принято сейчас говорить — был перфекционистом. Он постоянно стремился к идеалу, что приводило к затягиванию создания очередного офорта или картины. На некоторые из них у него уходило несколько лет. Например, гравюру для оттисков » Христос, исцеляющий больных » он создавал целых семь лет. Однако, нельзя назвать его идеализм напрасным, так как стремление к совершенству вознаграждалось получением совершенного произведения, с чем нельзя поспорить.

В настоящее время самая большая коллекция офортов Рембрандта находится в Эрмитаже. Она была завещана Санкт-Петербургскому музею выдающимся искусствоведом и коллекционером Дмитрием Александровичем Ровинским.

Блинщица

Пейзаж с хижиной и сенным сараем

Портрет Яна Лутмы

Три дерева

Три креста (Три распятия)

Христос, исцеляющий больных

Явление ангела пастухам

Автопортрет с широко раскрытыми глазами

Ангел, являющийся пастухам

Бедняки просят милостыню у дверей дома

Бооз насыпает пшеницу в покрывало Руфи

Реферат на тему:

Фауст (гравюра Рембрандта)



«Фауст» (нидерл. Faust , англ. B270 Faust About 1652 ) - один из офортов Рембрандта, имеющий четыре состояния. Первоначально назывался «Алхимик у себя в кабинете», но в XVIII веке получил название «Фауст». Окончательно новое название закрепилось после того, как Гёте поместил этот офорт на обложку издания «Фауста» 1790 года.


Описание

На офорте изображен ученый, на что указывают книги, карандаш в его правой руке, глобус, череп. Как его зовут, неизвестно. Не исключено, что это Иоганн Фауст, герой пьесы «Трагическая история доктора Фаустуса» английского драматурга Кристофера Марло.

На окне виден светящийся круг, в центральной его части стоят четыре буквы INRI, соответствующие надписи на кресте при распятии Христа «Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum», однако у алхимиков аббревиатура INRI имеет второе значение - «Ignis Natura Renovatur Integram» - «Вся природа постоянно обновляется огнем». Далее в круге по часовой стрелке вписан следующий текст:

ADAM Te DAGERAM AMRTET ALGAR ALGASTNA.

Это анаграмма, истинный текст неизвестен, его можно получить из исходного перестановкой букв. Из центра круга высовывается рука, указывающая на что-то в форме овала.


Источники

  • Поль Декарг Рембрандт. - Молодая гвардия, 2000.
  • Мелисса Рикетс Рембрандт. - Айрис-Пресс, 2006.
  • Вержбицкий А. Творчество Рембрандта.
  • Офорт на сайте Рейксмюзеума
  • The Complete Etchings of Rembrandt Reproduced in Original Size, Gary Schwartz (editor). New York: Dover, 1994.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 14:10:03
Похожие рефераты: Рембрандт , Рембрандт ван Рейн , Три дерева (Рембрандт) , Три креста (Рембрандт) , Каменный мост (Рембрандт) , Исследовательский проект Рембрандт ,
Оппозиция “свет и тьма, тьма” ведет свое происхождение от простого естественного цикла, который человек наблюдал каждый день, и осмысливал испокон веков, - от суточного изменения дня и ночи, бытие дня и небытие ночи. В плане цвета светлому и темному отвечает пара “белое и черное”. В пространственной модели - верх и низ. В категориях морали - добро и зло, жизнь и смерть. Сегодня мы попробуем углубиться в эти категории, опираясь на произведение Гете и живопись “великого голландца” Рембрандта. Произведения Рембрандта, живописные и графические, разнообразные за сюжетами и глубиной характеристик, составляют одну из вершин европейского и мирового искусства. Они стали своеобразным итогом живописных достижений голландской культуры XVII ст. Родился Рембрандт в 1606 году в Лейдени в семьи мельника Харменса ван Рейна. Очень рано оказалась у мальчика склонность к живописи. Недолго проучившись в Лейденском университете, молодой Рембрандт целиком отдался искусству. Ради занятий живописью оставляет университет и едет к Амстердаму. В скором времени возвращается в родной город, где начинает самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской. В этот период Рембрандт много учит у самой жизни: он пытливо вглядывается в окружающий мир, наблюдает за мимикой и жестами людей, изучает эффекты освещения. Любимым средством Рембрандта было применение эффектов светотени, ее нюансов и контрастов, с помощью которых он достигал большой материальности и направлял внимание зрителя на самое главное в композиции картины. Сдержанная золотистая гамма, лаконичный рисунок и мерцания света предоставляли живописной манере Рембрандта специфичности и эмоциональной выразительности. Именно в лейденский период художник впервые обращается к технике офорт. Офорт - вид гравюры на металле, где углубленные элементы изображения делают способом травления металла кислотами. Для изготовления печатной формы используют медные или цинковые пластинки, полированную поверхность которых укрывают грунтом из асфальта, воска и канифоли и закапчивают восковыми свечками, чтобы получить фон. Рисунок обозначают на грунте иглой к металлу, после этого изображения травят кислотой, а в вытравленные места набивают краску и, пользуясь станком, и печатают на увлажненной бумаге. Стиль офорт возникл в Западной Европе в начале XVI ст. Рембрандт работал масляными красками, карандашом, пером и кистью, а также совершенно владел техникой офорта. Ему принадлежит около 300 офортов. Они посвящены преимущественно библейской и евангельской тематике, но есть произведения и жанровых сюжетов. Офорт “Фауст” был создан во время творческой зрелости мастера (1652-1653 гг.) по мотивам книги И. Шписа “История о докторе Иоганна Фауста, прославленного волшебника и чернокнижника”. Изображение большого прямоугольного окна в глубине на противоположной черной стене занимает верхнюю правую часть офорту; на первом плане хорошо видно высокую серую фигура прославленного алхимика, дне и ночи погруженного в тайне черной магии. Фауст, взволнованный, встал из деревянного кресла, ручка которого виднеется в левом нижнем уголку, и оперся обеими руками об край рабочего стола. Алхимик напряженно вглядывается в странное видение, которое возникло в нижней части окна и осияло его пасмурное жилье - сияющий магический диск с расположенными внутри него концентрическими кругами латинскими буквами. Диск горит холодным и ярким пламенем. По правую сторону от него виднеется еще один диск, на этот раз эллиптической формы, извлеченный вверх и вниз. В прозрачном ореоле этих светлых фигур из мрака над столом едва обрисовываются таинственные темные гроздья рук неизвестного существа - вызванного Фаустом духа. Стол завален книгами и письмами, перед пюпитром, лежит полураскрытая книга ученого доктора, а между нами и столом дело установлено старинный глобус. Видно лишь верхнее полушарие, поскольку нижний край изображения проходит в самый раз по его экватору. Слева, в полутьме кабинета, за Фаустом мы видим срезанную верхним краем офорту свисающую пеструю штору, а за ней, на подъеме - человеческий череп. На офорте Рембрандта в выражении худого старого лица Фауста - вопросительно и беспокойно. Именно такое расположение духа сопровождает и героя Гете. И подобно большому произведению немецкого художника, эта гравюра также овеяна тайной и озарена дивом. Мы, созерцая ее, проникаемся так же беспокойством и ожиданием, как доктор Фауст. Вдохновенная сосредоточенность ученого, его внутреннее напряжение - продолжительное и беспрерывное. Они поддерживают его бытие. Гравюра Рембрандта “Фауст” стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. И в самом деле, даже для современного зрителя, которого тяжело привести в удивление, этот офорт при его первом рассмотрении сразу становится явлением магической силы. В нем впервые видно самый свет: солнце, которое в других картинах Рембрандта лишь угадывалось, вдруг передвинулось. Сквозь затемненный фаустовский кабинет проникает свет, оно нас заслепляет. Это интенсивное действие света в 50-е года (время создания офорта) становится главным предметом художественных экспериментов Рембрандта. Художник использует прием иррадиации света (иррадиацией называется увеличение размеров светлых фигур за счет изображения их на темном фоне и наоборот). Благодаря этому Рембрандт еще более усиливает таинственность события, которое служит сюжетом картины. Вместе с тем художник подчеркивает творческую силу вдохновенного человека в ее стремлении проникнуть в тайне Вселенной. Не выходя за границы повседневности, не взлетая в надоблачную высоту и не опускаясь на дно морское, мыслящий герой Рембрандта через таинственные изображения света в своей комнате стремится постичь смысл человеческого бытия. Кажется, будто свет картины “великого голландца” пророчит рождение через 200 лет литературного шедевру - трагедии Гете “Фауст”.

Если бы Рембрандт не писал картины, то свое имя в веках он прославил бы офортами, которые также являются шедеврами. Поговорим о двух офортах Мастера.

"Три дерева", согласно "Википедии" - …самый знаменитый "офорт Рембрандта с пейзажем. Изображение трудно интерпретировать, хотя некоторые исследователи высказывают предположение, что три дерева символизируют три креста…

На офорте полностью доминируют три крупных дерева, они противостоят порывам ветра, гонящего облака. Пейзаж оживлен башнями далекого города (возможно, Амстердама), на который надвигается дождь, полями, на которых видны люди, коровы и лошади. Высоко в небе летит стая птиц. Слева стоит рыбак, а рядом сидит его жена с корзиной. Справа на холме расположился художник, недалеко от него запряженная телега. В зарослях прячется пара влюбленных". Если копия офорта будет выполнена на высоком уровне, то гостям, пришедшим к обладателям дома с интерьером барокко и копиями шедевров, будет непросто отыскать в зарослях влюбленную пару. Во всяком случае, гости, занимаясь этими поисками, скучать не будут.

Позволим себе небольшое лирическое отступление. Мы уже убедились в том, что практически любая копия шедевра может стать предметом споров среди гостей дома, где находятся копии творений великих мастеров. С одной стороны может показаться, что описание офорта или картины не имеет ничего общего с интерьером дома. На самом деле здесь прямая связь. Всё, находящееся в жилище и отражающее дух той или иной эпохи, непременно становится не просто частью интерьера, но и предметом разговоров, так или иначе касающихся элементов убранства. Получается, что понятие "интерьер" включает в себя нечто большее, чем отделка помещения, мебель, декоративные элементы и проч. От того, что будет представлять собой интерьер, зависит настроение хозяев дома и их гостей. Те же цвет и свет влияют на настроение и психическое состояние в целом не меньше, чем музыка или кинофильм. Интерьер подобен одежде, которая одним нравится, а другим - нет. Окружающая нас домашняя обстановка должна приходиться впору хозяевам дома, как приходится впору костюм. Неслучайно на форуме телепередачи "Квартирный вопрос" мнения постоянно разделяются, и то, от чего приходят в восторг одни, вызывает негативную реакцию других. И это нормально, так как все люди не могут одинаково воспринимать то или иное убранство помещений.

Сегодня мы говорим о барокко в интерьере. Но все ли желающие иметь такой интерьер готовы к нему? Надо понимать, что достаточно длительный отрезок жизни обладателям этого убранства придется жить в доме, где будет царить атмосфера другой эпохи. К таким интерьерам надо относиться как к любимому человеку: если тебя к нему тянет, и никого другого ты не хочешь видеть в качестве спутника жизни, то душевный комфорт обеспечен. Если же к интерьеру относиться как к очередному увлечению, то и интерьер ответит тем же - он не принесет желаемого комфорта и быстро надоест.

Выбирая стиль давно ушедшей эпохи, мы должны понимать, что на уровне подсознания нам придется принимать правила того времени, которое отражено в каждой детали. Если внутренне мы к этому готовы, то нас ждет уют и ощущение гармонии с окружающим миром. Следовательно, в нас будет формироваться то самое мироощущение, о котором так много говорили философы. Вот и получается, что интерьер - это, своего рода, философия, с которой каждый из нас сталкивается ежедневно. Вот почему так важны в интерьере детали и, в частности, произведения искусства, позволяющие взглянуть на мир под другим углом и дающие пищу для размышлений и разговоров.

На этом рассуждения о философской составляющей интерьера мы заканчиваем и продолжаем беседу о творениях Рембрандта.

Еще одной величайшей работой Мастера является его офорт "Фауст" . Тот же источник говорит нам, что "Фауст" имеет "четыре состояния. Первоначально назывался "Алхимик у себя в кабинете", но в XVIII веке получил название "Фауст". Окончательно новое название закрепилось после того, как Гёте поместил этот офорт на обложку издания "Фауста" 1790 года.

На офорте изображен ученый, на что указывают книги, карандаш в его правой руке, глобус, череп. Как его (ученого - прим. А. К.) зовут, неизвестно. Не исключено, что это Иоганн Фауст, герой пьесы "Трагическая история доктора Фаустуса" английского драматурга Кристофера Марло". К "Фаусту" Гёте этот офорт не имеет отношения, так как выполнен он был за 100 лет до рождения Гёте. Но история доктора Фауста (Фаустуса), которую впоследствии изложил в своем произведении великий Гёте, будоражила умы европейцев еще в XVI веке.

"На окне, - сообщает "Википедия", - виден светящийся круг, в центральной его части стоят четыре буквы INRI, соответствующие надписи на кресте при распятии Христа "Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum", однако у алхимиков аббревиатура INRI имеет второе значение - "Ignis Natura Renovatur Integram" - "Вся природа постоянно обновляется огнем". Далее в круге по часовой стрелке вписан следующий текст: ADAM Te DAGERAM AMRTET ALGAR ALGASTNA - это анаграмма, истинный текст неизвестен, его можно получить из исходного перестановкой букв. Из центра круга высовывается рука, указывающая на что-то в форме овала".

Как мы видим - снова загадки… загадки…

В следующий раз мы уделим немного внимания , о существовании которой, благодаря фильму Эльдара Рязанова, знают практически все жители бывшего СССР, после чего продолжим разговор о живописцах эпохи барокко, чьи шедевры (разумеется, их копии) могут стать значимой частью интерьера барокко.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: artinternational, 7room.jimdo, samdizayn, mego-design, bse.sci-lib