Описание картины виктора цыплакова мороз и солнце. Сочинение по картине цыплакова "мороз и солнце"

Русский советский художник Виктор Григорьевич Цыплако́в родился в 1915 году, умер в 1986 году.

Картина «Мороз и солнце» одно из его лучших пейзажных работ. Название своей картины художник взял из стихотворения А. Пушкина «Зимнее утро» , которое начинается именно с этих слов. И при печатании этого стихотворения картина «Мороз и солнце» могло служит ему хорошей иллюстрацией.

На картине художник изобразил суровую русскую зиму. Вся земля покрыта толстым слоем снега, и, по его блеску понятно, что стоит сильный мороз, даже лучи солнца не согревают землю. Ветра нет и снег лежит на земле ровным ковром и искрится в лучах яркого зимнего солнца драгоценными камнями.

Поэтому художник нарисовал картину холодными тонами. Снег такой белизны, что отдает синевой, и небо изображено очень светлым. Темным пятном художник нарисовал сани, запряженные лошадью с седоком, который поднял руку с кнутом и подгоняет лошадь, спеша домой в тепло.

Он в овчинном полушубке, подпоясанном куском веревки и высокой мохнатой папахе. Сани уже заезжают в деревню, первые дома готовы видны слева картины.

Передние сани миновали поворот и лошадь с трудом преодолевает подъем, хотя сани полупустые, просто дорога очень скользкая, да и лошадь утомилась от дальней дороги.

Это видно по передним ногам крепкой деревенской лошади, которые подгибаются, ей приходится быстро перебирать задними ногами, чтобы не упасть. Шея лошади выгнута от усилия, уши стоят торчком.

Из-за сугроба только появилась вторая лошадь, она идет ритмичным и спокойным шагом. Там же заметна голова третьей лошади.

Дома в деревне тоже все покрыты снегом и кажутся сонными. Вокруг как будто все в спячке, птички не щебечут.

Слева стоит новый сруб, покрытый ледяной коркой на чердаке и вокруг окон. У дома красиво изображен куст жимолости, весь в изморози как сосульки, кажется еще немного и куст весь поломается, таким он кажется хрупким.

Виден колодец со старым навесом, он кажется совсем мертвым от мороза.

Четко нарисованы контуры дороги в снегу. Там снег погрязнее, в эту замерзшую грязь вмерзла ветка дерева. Хорошо видны обочины дороги со слежавшимся снегом и грудами льдинок, припорошенными недавним снегопадом.

У ближайшему дому уже ведет протоптанная дорожка имеющая острые края и достаточно скользкая, где нужно идти с опаской.

Вдоль дороги видна линия электропередачи, прогресс добрался и сюда. В домах значит есть электричество.

Среди сугробов стоят замерзшие деревья совершенно без листвы, это белые русские березы, тонкие и изящные, их ветки мороз украсил инеем.

Вдали на горизонте темным пятном виден густой лес. Перед лесом большое поле, там же изображено какое то строение типа амбара.

Виктор Цыплаков - художник, творивший в жанре реализма. Он создавал разнообразные портреты, писал городские пейзажи, обращался к религиозной теме, написал несколько жанровых картин, показывающих революционное время. Однако, лучшей его работой, принёсшей ему известность и затмившей значение других работ в творчестве художника, стал зимний этюд «Мороз и солнце».

Жанр пейзажа был максимально органичен сознанию художника. Наверное, так произошло, потому что Цыплаков родился в глухой деревне Бурминки Рязанской области, единственной достопримечательностью которой можно было считать прекрасную русскую природу вокруг с ее широтой полей и лугов, дремучими непроходимыми лесами и бурными реками.

В картине «Мороз и солнце», написанной в 1952 году, художник как раз и постарался максимально правдоподобно передать красоту родных мест в зимнее время. Название к работе автор позаимствовал из первых строк стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Пейзаж, который рисовал словами поэт в своем произведении, совпадал в сознании художника с картинами воспоминаний родных мест и складывался в единый образ.

Зритель видит суровую русскую зиму. Вся земля накрыта толстым снежным одеялом, которое ярко блестит на солнце. Сильный блеск выдает присутствие крепких морозов. Кажется, что стоит прислушаться лишь на минуту, и сможешь услышать отчетливый скрип снега под ногами.

Цыплаков использовал лишь холодные оттенки. Небеса светлы, почти белоснежны, а снег так чист, что имеет синеватый оттенок. Одним единственным выделяющимся пятном на полотне является лошадь, тащащая телегу по почти непроходимой дороге. Видно, что животному тяжело, но такова его жизнь и работа, лошадка привыкла и смирно тянет сани вперед, высоко поднимая копыта и чувствуя шлепки хлыста на своей шкуре.

Над телегой возвышается покрытая пушистым снегом береза. Она тоже написана полутонами: светло-розовым, серым, светло-голубым. Кажется, что природа встречает того, кто въехал в деревню. Скоро приехавших порадует и солнце: оно только начало разогреваться. Понятно, что грядущий день будет теплым.

Слева можно заметить несколько домов. Их крыши покрыты снегом, а дворы не чищены. Создается впечатление, что снегопад шел всю ночь, а на картине показано весьма раннее утро, и хозяева еще не успели освободить свое жилища от излишнего снега.

Художник подметил на картине один интересный момент. Хотя в целом изображенная деревня производит впечатление забытого Богом места, в котором все еще властвует старина, электрические столбы здесь уже поставлены. Изменения, происходившие в стране, добрались и до таких глухих деревенек в пару домов.

Однако, стоит заметить, что Цыплаков назвал свою работу «Мороз и солнце», то есть он старался обратить взгляд зрителя на русскую природу, которая прекрасная в любом, пусть и самом непритязательном на первый взгляд месте, и в любое, даже самое суровое, время года.

Урок развития речи по русскому языку Подготовка к сочинению-описанию по картине В. Цыплакова «Мороз и солнце».

Ведерникова В.Г.

Цели:

  1. Подготовить учащихся к самостоятельному сочинению – описанию по картине В. Цыплакова «Мороз и солнце»
  2. Углубить знания учащихся о том, как выражается в живописи отношение художника к изображаемому.
  3. Научить описывать предмет, выражая к нему свое отношение.
  4. Развивать речь учащихся, обогащая ее образно-выразительными средствами
  5. Воспитывать любовь к родной земле, чувство прекрасного.

Форма урока: развитие речи.

Оборудование:

  • интерактивная доска (эпиграф к уроку, портрет художника В. Цыплакова, пейзажные картины В. Цыплакова «Мороз и солнце», «Картошку сажают», «После дождя», «Солнечный день», «Осенний мотив», «На Волге», «Осенний пейзаж», «Снег в деревне», «Снег», «Первый снег»);
  • материал для словесно – стилистической работы;
  • отрывки из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Подготовительная работа:

  • Подготовить сообщение о художнике В. Цыплакове .
  • Подобрать и прочитать выразительно стихотворения, связанные с темой «Зима».
  • Письменный ответ на вопрос «Чему так радуется человек, изображенный на картине?»
  • Найти и выписать теоретические понятия, которые будут изучаться на уроке (композиция, колорит).

Ход урока.

Солнце смеется! …Ликует природа

Всюду приволье, покой и свобода!

Н. Некрасов.

I. Вступительное слово:

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами будем готовиться к домашнему сочинению – описанию по картине В. Цыплакова «Мороз и солнце». Запишите дату и тему урока (Слайд №1).

Тема урока созвучна с поэтическими строчками Н.А.Некрасова. Прочитайте. (Чтение эпиграфа, слайд №2 ). Эти замечательные слова послужат эпиграфом нашего урока.

Запишите. (Демонстрация картины В. Цыплакова «Мороз и солнце», слайд №3 ).

II. Рассказ о художнике Викторе Григорьевиче Цыплакове.

Такую картину не мог нарисовать равнодушный к природе человек. Об авторе этого полотна расскажет нам Пандюрин Андрей (слайд №4).

Ученик. Виктор Цыплаков родился в 1915 году в крестьянской семье, в селе Бурминки бывшей Рязанской губернии, в есенинском краю «березового ситца». Ярких деревенских впечатлений ему хватило на многие годы жизни. Они, разумеется, не могли быть только радостными, тем более в годы гражданской войны, да и позже, когда пришлось испытать немало лишений, когда семья искала, где прокормиться. И все-таки восприятие деревенской жизни у Цыплакова всегда окрашивается теплыми, светлыми тонами. Это весенние пейзажи (слайд №5), в которых с такой тонкостью выражается особое состояние протаявшей, ожидающей тепла земли, не оставляют без внимания летние картины (слайд №6, 7) , пристально вглядывается автор и в осеннее золото (слайд №8, 9, 10).

В этом - один из секретов художественной и жизненной полноты цыплаковской живописи. Художник любит ясные, предвесенние дни, когда снега как бы расцветают, сияя под солнцем, впрочем, он так же охотно пишет серенькие деньки с неярким серебристым светом низкого облачного неба.

В зимних пейзажах обращает внимание виртуозное мастерство, с которым наносит художник красочный слой, то более плотный и весомый, то, напротив, как бы размытый воздухом, почти акварельный (слайд №11, 12, 13). Не случайно этюд «Мороз и солнце» (1952) (слайд № 14), принадлежащий ныне Государственной Третьяковской галерее, вызвал восхищение И. Э. Грабаря. Цыплаков вспоминает, как тот, увидев этот этюд, просто прыгал от восторга, восклицая: «Вот это русское искусство!»

III. Беседа по картине «Мороз и солнце».

Учитель. Эту репродукцию вы видите и на страницах вашего учебника. Рассмотрите его.

Учитель. Что привлекает наше внимание, когда мы смотрим на картину Цыплакова «Мороз и солнце»?

Ученик. Зимний пейзаж.

Учитель. Что изображено на переднем плане картины?

Ученик. Земля как спящая красавица, закованная в голубое; нависший на кустарнике иней; снег, розовеющий на солнце и синеющий в тени; лучи солнца, пронизывающие все предметы, изображенные на картине.

Учитель. Что вы видите слева от дороги?

Ученик. Дома, ярко освещенные солнечными лучами, телеграфные столбы с тонкими нитями проводов.

Учитель. Что изображено в центре картины?

Ученик. Лошади, люди.

Учитель. Что скажете о вознице?

Ученик. Чтение отрывков из письменного ответа на вопрос: «Чему так радуется человек, изображенный на картине?»

Учитель. Что изображено вдали?

Ученик. Поле, раскинувшееся за рекой. На горизонте виднеется лес, нарисованный сплошной линией.

Учитель. Обратите внимание на обилие красок, с помощью которых художник изобразил небо, снег, дали, дом. Какие краски и тона преобладают на картине?

Ученик. Много розового: снег, березы; голубого: небо, снег; коричневого: пятна домов, телеграфные столбы, лошади с возницами, березы; светло-лилового: снег; белого: снег. Цвета, создающие ощущение счастья, радости.

Учитель. Как выписывает художник детали?

Ученик. Неясно, расплывчато, как бы в дымке.

Учитель. Что хотел показать художник этой картиной?

Ученик. Красоту родной природы, необозримые просторы нашей родины. Ничего броского в этом этюде, но эта картина близка и понятна нам.

Учитель. Понравилась ли вам картина, если понравилась, то чем?

IV. Выразительное чтение самостоятельно подобранных отрывков из стихотворений, раскрывающих содержание картины В.Цыплакова «Мороз и солнце»

Учитель. Какие стихотворные строчки вспоминаются, когда смотрите на картину «Мороз и солнце»?

Ученик. Мне вспоминается из ранее прочитанных произведений строчки из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Мороз и солнце; день чудесный:

Ученик.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Ученик.

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

ЗИМЕ

Когда природа хороша

В своём обыкновении,

Зима врывается в дома,

Сквозит мороз метелями.

Но мне особенно мила

Другая снега сторона:

Когда он хлопьями кружится

И тихо на землю ложится.

Ты грезишь раннею зимой –

Великолепною порой:

Когда понурые деревья

Стоят и терпеливо ждут,

Что вновь мороз леса оденет,

Послушно в инее заснут.

Не снега первого любимей,

Бурана хмурого грустней,

Не новогодних поздравлений

Нет лучше для души моей.

Порой сидишь часами в школе

И глаз отводишь поневоле

От в клетку белого листа,

От скучных цифр и письма

Туда, где воздух чистый – чистый,

Где первый снег слегка искрится,

Туда, где правят холода –

Властолюбивая зима!

Домой идешь – момент лелеешь,

Не хочешь внутрь заходить,

Снежинки на ладони греешь –

Так можно ведь совсем простыть!

Но, несмотря на все прогнозы,

По мне зима – хоть круглый год.

За наши русские морозы

Никто не будет так же горд!

Все наши прошлые проказы:

Те санки, валенки, коньки

Как будто вспоминаем разом,

Кидаясь в снег, как чудаки.

Поём, танцуем бесконечно,

Ждём – не дождёмся новый год,

Тепла и волшебства, конечно –

Вот что нам зимушка даёт!

Теперь всё сказано словами,

А фразы сложены в стихи.

Мой снег, я в вас души не чаю,

Зима, вам признаюсь в любви!

V. Вывод:

Учитель. В искусстве Цыплакова сильно выражается глубоко лирическое начало радостной живописной гармонии. Пейзаж и жанровый рассказ составляют нечто нераздельное. В пейзаже Цыплакову удается проникнуть в глубины ее потаенной, скрытой жизни. Природа всегда соотносится с внутренней жизнью человека.

Иногда она противостоит состоянию его души, а иногда выражает высоту духовного подъема, прилива жизненных сил, сливаясь в едином потоке, что мы и наблюдаем, глядя на эту картину. Вот почему Цыплаков в центре своего полотна изобразил человека на лошади.

V. Составление примерного плана сочинения-описания картины.

Учитель. Для работы над сочинением необходимо составить примерный план. Ваши предложения.

  • Идея. Что хотел художник показать этой картиной?

На картине Цыплакова «Мороз и солнце» с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение родными просторами, стремиться передать внутренний мир изображаемых им людей, мысли, чувства и переживания в гармонии с природой.

От картины веет Родиной и покоем, как веет покоем от мудрой матери.

  • Описание:
а) улица, б) березы, в) дома, г) лошади с возницами, д) дали, лес е) небо.
  • Средства, использованные художником для раскрытия замысла картины (цвет, светотень, композиция).
  • Впечатление от картины. (Слайд №15)

VI. Словарная работа.

Учитель. Как можно одним словом можно назвать цвет, светотень?

Ученик. Колорит.

Учитель. Что такое композиция? Значение этих слов объяснит Шумская Виктория. (Слайд № 16)

Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. (Яркий, выразительный). Композиция – соотношение, взаимное расположение частей.

Учитель. Великолепный зимний день – основная мысль картины и раскрывается она такими средствами живописи как расположение предметов на полотне, т.е. композицией, сочетанием различных цветов освещения. Раскрытию замыслов художника помогают и краски.

Учитель. Составить словосочетания и предложения со словами композиция, колорит. Варианты ответов (слайд №17): удачная композиция, композиция картины (произведения, поэмы, романа), особенности композиции.

VII. Словарно - стилистическая работа.

Учитель. Подберите синонимы к существительному простор и прилагательному необъятный.

Простор необъятный ширь неохватный даль необозримый приволье бескрайний безбрежный неоглядный беспредельный

Учитель. Составить словосочетания по схеме «прил. + сущ.». (Слайд №18)

Возможные варианты словосочетаний.

необъятные просторы

неохватная ширь

неоглядная даль

необозримое приволье

бескрайнее поле

VIII. Объяснить знаки препинания в следующем предложении (слайд №19).

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Учитель. Расставить знаки препинания в следующем предложении. (Слайд № 20)

Учитель. Проверьте (слайд № 21).

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –…

Учитель. Какое из этих предложений по содержанию не подходит к нашей теме урока. Почему?

IX. Учитель. Во время работы над сочинением иные начинают испытывать затруднения с подбором слов синонимов.

Учитель. Подобрать слова-синонимы к глаголам описывать и понравиться. (Слайд № 22).

Описывать понравиться показывать произвести большое впечатление изображать глубоко взволновать рисовать привлечь внимание знакомить с …запомниться вводить в … запасть в душу

X. Использование фразеологизмов в сочинении.

Учитель. Уместное использование фразеологизмов способствует выразительности речи. Об умелом их применении расскажет нам Лабахуа Светлана.

XI. Вывод.

Учитель . И поэт, и художник изображали одно и то же время года – зимний день. При этом каждый из них использовал разные художественные средства: поэт – слово, художник – рисунок, краски. Прочитав стихотворение, мы представляем этот прекрасный зимний день. Картину художника видим и понимаем, что такое прекрасное произведение искусства мог написать человек, любящий свою землю, Отчизну.

Картина эта как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

XII. Домашнее задание.

Учитель. Представьте, что вы живете в одном из этих домов, которые изображены на картине. Вы подошли к окошку и увидели… Опишите, что вы увидели.

Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце для 9 класса

План

1.Творческий путь великого гения

2.Общее описание картины

3.Анализ полотна

4.Обобщающий вывод

Виктор Цыплаков – советский живописец, известный как мэтр крупных тематических картин. Слава буквально обрушилась на него после защиты дипломной работы. Он работал в направлении реализма, а техника написания картин тяготеет к импрессионизму.

Его творчество неразрывно связано с пленэрной живописью, где вся цветовая гама, передается через солнечный свет и воздух, а также стремится к правдивому изображению богатств природы. Любимым жанром живописи был пейзаж. Большое количество полотен посвящено русской природе, где Цыплаков с точностью передавал жизненную ее силу, которая отражалась в цветовом колорите.

Одна из выдающихся картин мастера «Мороз и солнце». В ней художник выразил умение сочетать цветовые оттенки со светом. На создание этого шедевра Цыплакова вдохновило стихотворение А.Пушкина «Зимнее утро», строчки, которого воспевают красоту зимней поры года.

На картине изображен морозный день в сельской деревне. Вся поверхность земли покрыта снегом. Полотно светлое, но холодное. Художник применял белый цвет, и добавлял к нему цвета – розовый, желтый, серый, голубой. Вся картина светится различными оттенками, но холод в ней как раз и пронизывается белым цветом.

Небо на картине светло-голубое, но в некоторых местах затемнено, был сделан акцент на том, что в любой момент может пойти снег. Интересно то, что мастер не нарисовал именно солнца. Но о том, что оно отображается на полотне, понятно благодаря игре света и тени. С помощью контраста и насыщенности мазков, художник показал солнечный день, а также ощущение мороза.

Земля укрыта настолько белоснежным покрывалом, что оно отдает, синим цветом. Центральное действие немного смещено вправо. Это дорога, по которой заезжает в деревню лошадь, запряженная в сани, а управляет ей мужчина. Он машет рукой, скорее всего, увидел кого-то из своей семьи, и стремиться поскорее, попасть в теплый дом, отогреться от мороза.

Цыплаков создал композицию, в которой спокойствие и безмятежность нарушились движением. При написании композиционного центра, художник использовал темные и розовые краски, которые сразу привлекают внимание. Эти несколько цветовых пятен, создали гармонию колорита, несмотря на большую часть монохромии пейзажа.

Целостность полотна достигнута тем, что художник поместил в центр картины точку соединения перспективы. По левой стороне от дороги видны несколько домов. Тени от деревьев, которые видны на снегу возле дома, «говорят» о том, что на картине изображена вторая половина дня. Их крыши усыпаны снегом. Вся улица находится в состоянии глубокого сна, до появления лошадей.

Видны светло-коричневые столбы, по которым пущены провода с электричеством. Справа видны высокие березы, которые прикрывают заснеженными ветками часть горизонта. Вдали видна густая полоска леса, разграничивающая небо и землю. Это полотно завораживает игрой света и тени, переходами голубого и розового, которые неощутимо выливается в синие тона, а за тем рассеивается в белом цвете. Удивительно, как обычный бытовой пейзаж, мог закодировать в себе столько информации.

Когда смотришь на полотно, хочется перенестись к этому зимнему чуду, насладиться яркими цветами, прокатиться в санях, почувствовав при этом «вкус», запах и цвет настоящей зимы. Виктор Цыплаков всю жизнь работал над тем, чтобы с реалистической точностью передать каждую мелочь, особое внимание уделял свету. Он считал, что передача света в пространстве – это сложная задача, которую не каждый художник может выполнить. Но сам Цыплаков справился и примером может служить не только данная картина, но много других работ художника.

/ / Сочинение-описание по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце»

Известный художник В. Цыплаков с огромным удовольствием изображал на своих полотнах красоты русской природы. Он рисовал все пейзажи с натуры, наблюдая за временами года, за сменой дня и ночи.

Моей любимой картиной является «Мороз и солнце». Глядя на нее, я словно переношусь на ту улицу, которая полностью заметена снегом. Он повсюду – и на крышах домов, и на деревьях. Думаю, совершенно недавно тут прошла снежная метель, которая и оставила за собой столько сугробов.

С одной стороны картины виднеется угол дома, который также припорошен снегом. Также, зритель обращает особое внимание на упряжку лошадей, которые тянут сани. Они едут из леса, с полным возом дров. Скорее всего, на улице стоит сильный мороз, поэтому человек, который сидит в упряжке, погоняет лошадок все быстрее и быстрее. Он хочет зайти в теплый дом и скорее согреться. Да и резвые скакуны не отказались бы от корма и уютного сарая.

На заднем плане картины заснеженный пейзаж равномерно соединяется с небом, которое укрыто пышными облаками. Из-за них, на землю проникают яркие лучи солнца. Они совершенно не греют все вокруг, однако, заливают дома, поля и луга светом. Снег, под солнечными лучами, переливается, искрится.

Картина наполнена голубыми тенями. Они делают ее более мягкой, отвлекают от холодного и промерзлого пейзажа. Вдали, на горизонте, мы видим темную полосу. Это густой и могучий лес, который также припорошен снегом после ушедшей метели.

Картина «Мороз и солнце» вызывает на моей душе спокойствие и тишину. Я представляю, как можно наслаждаться таким великолепным пейзажем, глядя из окна. Внутри тепло и комфортно, а на улице торжествует настоящая зимняя стихия.