Переделанные изложение айвазовский в феодосии. Что Айвазовский сделал для родного города

Сочинение по картине И. К. Айвазовского «Лунная ночь. Купальня в Феодосии»

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский ро­дился в Феодосии 17 (30) июля 1817 года. Мальчик рано начал интересоваться искусством, особый инте­рес у него вызывали музыка и рисование. В 1833 году Айвазовский был зачислен в Академию художеств в Петербурге.

Иван Константинович Айвазовский по праву счи­тается выдающимся русским живописцем. Все произ­ведения этого великого художника известны во всём мире.

Многие картины Ивана Константиновича Айва­зовского посвящены морю. Художник подчёркивает характер морской стихии, так точно и реалистич­но передаёт всё, что связано с морем. Одной из самых знаменитых картин является «Лунная ночь. Купальня в Феодосии». Это произведение было созда­но в 1853 году. Картина была написана маслом на холсте.

Мы видим на этом полотне ночное море. Небо, облака, корабль. Свет полной луны освещает окрест­ности. И всё кажется несколько нереальным, эфе­мерным, даже мистическим. Вместе с тем мы можем различить самые мельчайшие детали, поэтому реаль­ность всего, что изображено на картине, несомненна.

На переднем плане картины мы видим тихое спо­койное море. Яркая лунная дорожка кажется такой загадочной и притягательной. Бескрайнее море ухо­дит за горизонт. С правой стороны лунной дорожки плавает девушка. Как ей не страшно здесь одной… Ведь море только выглядит таким спокойным и безмя­тежным. А на самом деле коварство морской стихии известно всем. Впрочем, может быть это русалка? И морская стихия для неё является родным домом. Сразу вспоминаются легенды об этих удивительно красивых обитателях моря. Может быть, они суще­ствуют на самом деле. И на картине изображена одна из них? Но тут же становится ясно, что это всего лишь мечты.

На берегу расположен домик купальни. Здесь дверь открыта, внутри светло. Мы видим девушку. Наверное, она ждёт свою подругу, которая плавает в море. Если внимательно приглядеться, то в правой стороне картины можно увидеть набережную. Её освещает яркий лунный свет. Чуть дальше находятся дома. Они скрыты в темноте, ни огонька не видно в окнах.

В центре картины мы видим парусники. Один из них ярко освещён лунным светом. У причала стоят корабли. Но их не так легко разглядеть, они скрыты ночной темнотой.

Небо кажется особенным, его ярко освещает лун­ный свет. Облака так отчётливо видны.

Они кажутся такими осязаемыми, как будто их можно коснуться рукой.

Красота ночного моря и неба удивительна. На эту картину хочется смотреть снова и снова. И всякий раз в ней удаётся увидеть что-то совсем новое.

В картине есть нечто необычное, мистическое. Здесь, с одной стороны, ощущается редкостное спо­койствие и гармония. Но с другой стороны, чувству­ется грозная сила моря, которое в любую минуту может из спокойного и безмятежного превратиться в грозное и опасное. И тогда разгул стихии заставит позабыть обо всём. Ведь человек беззащитен перед силой морской стихии. Но сейчас об этом не хочется думать. Море такое ласковое, спокойное. Создаёт­ся впечатление, что до нас доносится удивительная морская свежесть.

Данная картина входит в Крымский цикл, создан­ный художником. В настоящее время произведение находится в Таганрогском художественном музее.

29 июля 1817 года родился всемирно известный маринист Иван Константинович Айвазовский.

В самом центре городской набережной стоит памятник скульптора И. Я Гинцбурга. Великий художник изображен в момент творческого вдохновения, сидящим с палитрой и кистью в руках и смотрящим вдаль на море. Надпись на памятнике лаконичная – «Феодосия Айвазовскому». Так, благодарные жители города 85 лет назад увековечили память своему самому выдающемуся жителю. Конечно же, история не любит сослагательного наклонения. Тем не менее, вряд ли маленький уездный городишка пусть и с древней историей стал бы одним из красивейших и развитых городов северного Причерноморья, если бы не Он. На протяжении нескольких десятков лет Иван Айвазовский был самым настоящим Отцом города. Без его разрешения и указания, ничего не предпринималось. Что скажет Иван Константинович, так тому и быть. В его гостиной слагалось общественное мнение, а в его кабинете подвергались предварительному обсуждению все более или менее важные городские дела.

О его умении открыть любую дверь в столице по уездной Феодосии ходили легенды. Для амбициозных муниципальных проектов (автором большинства которых был сам Айвазовский) нужны были большие связи и субсидии. И остается только догадываться, как старик их находил….
Но стоило ему вернуться в родной город и пройтись по набережной своею медленной, но бодрой походкой, как всякий обыватель считал за честь снять перед мэтром шляпу и низко поклонится.

Он был первым, кто решил многовековую проблему Феодосии.
В 1887 году Иван Константинович обратился в Городскую думу Феодосии с письмом: «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника» .
Этот источник является началом реки Субаш, впадающей в Азовское море, и находился он на территории имения семьи Айвазовских Шах-Мамай (ныне село Айвазовское).

Через год состоялось торжественное открытие Субашского водопровода. Вода из имения художника пришла в Феодосию, пройдя 26-километровый путь по трубопроводу, построенному городом. Тогда же заработал и фонтан. Он был построен на средства Айвазовского и по его собственному проекту. Воду из фонтана можно было пить бесплатно, из специальной серебряной кружки, расположенной возле фонтанного крана. На кружке было написано: «За здравие его семьи» (то есть семьи Айвазовского). Водой из Субашского источника Феодосия обеспечивалась вплоть до пуска Северо-Крымского канала в 1970 году.

Да будет …порт!
В 1885 г. было принято решение о переводе главного коммерческого порта Крыма из Южной бухты Севастополя. Порт предполагалось перевести в Феодосию или в Стрелецкую бухту Севастополя. Для решения вопроса даже была создана специальная комиссия. Император Александр III предоставил комитету министров. В апреле-мае 1890 г. вопрос о коммерческом порте трижды обсуждался на заседаниях комитета министров. Сторонники Феодосии (среди которых, кстати был и царевич Николай - будущий император России) оказались в меньшинстве.

Однако их сторону принял Александр III , тем самым решив вопрос в пользу Феодосии. По слухам, севастопольский порт стал жертвой интриг армянского старика, который умело использовал все свое влияние и благосклонность Романовых. Разгневанные севастопольские газеты впоследствии еще не один год печатали карикатуры на известного феодосийца. Ну а сам Айвазовский в долгу перед императором не остался. Вскоре по его инициативе и на собранные художником пожертвования, в центре города был установлен памятник Александру III.

Железная дорога
Для дальнейшего развития порта была необходима железная дорога. И опять на помощь пришел Айвазовский. Он стал одним из главных акционеров Акционерного общества феодосийской железной дороги. Постройка этой дороги не только создала удобства для жителей Феодосии, но и в разы повысила оборот местного порта. Линию железной дороги тянули от станции Джанкой Лозово-Севастопольской железной дороги. Кое-где использовали железнодорожные сооружения 1857–1860 гг. Принимались во внимание местные условия: рельеф, освоенность земель. Был выбран наиболее оптимальный маршрут трассы. Железную дорогу вели к феодосийскому порту, кратчайший путь к которому с севера проходил по берегу моря.

В результате трассу проложили по искусственной насыпи у среза воды. В связи с возведением насыпей был полностью уничтожен участок песчаного пляжа. (Не одно поколение феодосийцев безосновательно обвиняет в его гибели И. К. Айвазовского. Ведь художник так мечтал, что ж\д ветка проходила прямо под его окнами. В августе 1892 г. после долгих лет ожидания и неудачных попыток была наконец открыта Джанкой-Феодосийская линия Лозово-Севастопольской железной дороги. Так в одночасье, Феодосия превратилась из провинциального, богом забытого захолустья в современный город.

Музей древностей
Что общего у двух приморских соседок Керчи и Феодосии? Конечно же богатейшая история. Ведь именно эти два города считались самыми древними в России. В 1835 г. по проекту одесского архитектора Георгия Торичелли в Керчи на горе Митридат было построено здание местного музея, в виде афинского храма Гефестиона. Роскошное белое здание сразу же стало новой визитной карточкой города. Но надо было знать характер Айвазовского. Как же так? Ведь Феодосийский музей древностей старше Керченского да и экспонатами побогаче. К тому же здесь есть свой холм Митридат. Айвазовский давно мечтал переместить в большое красивое здание местный музей. Однако денег в городской казне на столь грандиозный культурный проект не было.

Тогда художник решил построить здание сам. На вырученные деньги от его столичных выставок. В 1871 году феодосийские музейщики переехали в новое здание, построенное на холме Митридата. В нем также хранились и те экспонаты, которые были найдены Айвазовским лично. Да, именно. Велики й художник в перерывах между работой занимался археологией. А началом этого хобби послужили найденные им в 1853 году золотые серьги. Вместе с археологом Сибирским Айвазовский вел раскопки курганов на мысе Ильи. Они открыли женское погребение IV века до н. э, как писал сам художник, «золотая женская головка, самой изящной работы, и несколько золотых украшений, а также куски прекрасной этрусской вазы. Эта находка дает надежду, что древняя Феодосия была на этом же месте. Я в восхищении от Феодосии!» Айвазовский отправил драгоценные находки в Петербург, и ныне они находятся в коллекции Государственного Эрмитажа.
К сожалению, здание музея не сохранилось. Также как и его брат-близнец – здание Керченского музея древностей, оно было уничтожено в годы войны.

Всю свою прибыль Иван Константинович тратил на благотворительность. Он также построил, классическую гимназию, городскую библиотеку, храмы и даже помогал с приданым бедным горожанкам. Городу он оставил и свое главное сокровище – картинную галерею с бесценными полотнами. Поэтому проститься с великим Мастером вышел весь город. Это были самые массовые похороны за всю историю Таврической губернии. Многотысячная траурная процессия прошла через весь город. Дорога к древнему армянскому храму Святого Сергия, в котором Айвазовский был крещен и венчался и во дворе которого его похоронили, была усыпана цветами.На его могильной плите на армянском языке высекли надпись: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».

ПЛАН РЕФЕРАТА

1. Детство и отрочество Айвазовского.

2. Удивительное «мастерство художника с одинаковой силой и убедительностью передавать яростный шторм и тихую гладь моря...»

3. Духовная работа перед написанием картиы «Девятый вал». «Когда Айвазовский все это передумал и перечувствовал, тогда сами руки потянулись к палитре и кистям.»

4. Общая композиция картины.

5. Общий колорит картины

6. Смелое новаторство Айвазовского.

7. Гармония романтизма и реализма в картине.

8. Айвазовский – непревзайденный мастер морского пейзажа.

9. Художественный метод Айвазовского.

10. Картины „Девятый вал", „Черное море" и „Среди волн" - это вершина живописного мастерства Айвазовского.

Когда мне была 10 лет родители первый раз отвезли меня на море. С тех пор я просто в него влюбилась, наверно поэтому мой самый любимый художник – И.К.Айвазовский и его картита «Девятый вал».

Иван Константинович Айвазовский - один из крупнейших русских живописцев XIX века. Родился Айвазовский 29 (17 по старому стилю) июля 1817 года в Феодосии в семье разорившегося армянского торговца. До сих пор в городе живут легенды о мальчике, рисовавшем самоварным углем на белёных стенах домов армянской слободки. Он рос в Феодосии, и самые яркие впечатления были связаны с морем; навкрное потому и посвятил он изображению моря все свое творчество.

При содействии губернатора талантливый подросток в 1831 году был принят в Таврическую гимназию, а в 1833 – зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, которую окончил с большой золотой медалью и с правом поездки в Крым, а затем в Европу.

Положение ведущего мастера далось ему сразу. Широкое общественное признание сопутствовало Айвазовскому с первых же шагов. Двадцатитрехлетним юношей он был уже знаменит. Не только соотечественники, но и иностранцы единодушно и восторженно признали его превосходство в живописи марин. Ни один художник не поднялся до восприятия моря как живой стихии, и только Айвазовский, наделив его всеми оттенками своих чувств и переживаний, сумел передать на полотне поэтическое представление своего народа о море как о грозной силе, зовущей к мужеству, отваге, борьбе.

Образ бушующей морской стихии волновал воображение многих русских поэтов. Ярко отражено это в стихах Баратынского. Готовность к борьбе и вера в конечную победу звучат в его стихах:

Так ныне, океан, я жажду бурь твоих

Волнуйся, восставай на каменные грани,

Он веселит меня, твой грозный, дикий рев,

Как зов давно желанной брани,

Как мощного врага мне чем-то лестный гнев…

Таким море вошло и в сформировавшееся сознание молодого Айвазовского.

Удивительно мастерство художника. С одинаковой силой и убедительностью он умел передать яростный шторм и тихую гладь моря, блеск сверкающих на воде солнечных лучей и рябь дождя, прозрачность морской глубины и белоснежную пену волн. “Движение живых стихий неуловимы для кисти, - говорил Айвазовский, - писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры. Он был убежден, что “человек, не одаренный памятью, сохраняющий впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником - никогда”. Сам он постоянно наблюдал море, но почти никогда не рисовал с натуры.

Айвазовский сумел воплотить в маринистической живописи чувства и мысли, волновавшие передовых людей его времени, что придало глубокий смысл и социальную значимость его искусству.

За последние годы много близких людей ушло из жизни Но смерть Белинского особенно поразила Айвазовского. Как много благородных, прекрасных мыслей внушил ему Белинский во время горячих споров!

Среди своих прежних картин Айвазовский разыскал «Спасающихся после кораблекрушения». Эту картину некогда хвалил Белинский. Она говорила о мужестве. А сейчас настало время, когда мужественные люди поднялись на борьбу за свободу.

Мир уже не был так безмятежен, как это еще совсем недавно казалось Айвазовскому. Теперь не время писать дышащие покоем морские виды. В Европе - баррикады. В Петербурге у Кукольников Белинского называли баррикадником. И Векки, милый друг юности, тоже стал баррикадником, присоединившись к Джузеппе Гарибальди.

Он напишет такую картину, которая будет волновать и потрясать людей. О таком искусстве говорил Белинский...

Но свобода недолго праздновала победу. Революцию подавили. Потух и горячий замысел Айвазовского. Он так и не приступил к картине. Шли дни, недели, месяцы, прошел год…

Однажды в Феодосию пришло торговое итальянское судно. Капитан явился с визитом к Айвазовскому. Он доверительным шепотом поведал, что итальянцы ждут возвращения Гарибальди с чужбины, верят в грядущую победу...

С новой силой пробудились думы о ненаписанной картине. Айвазовский закрылся от всех в мастерской. Шли дни, но он не прикасался к палитре и кистям. Подолгу сидел в кресле с закрытыми глазами, мысль его неустанно работала. Вставало в памяти детство, как во время отдыха рыбаки рассказывают о страшных бурях, о кораблекрушениях. Вставала юность: странствия в чужих краях но морям и океанам. Однажды по пути из Англии в Испанию в Бискайском заливе корабль попал в жестокую бурю. Все пассажиры обезумели от страха. Художник тоже испытывал страх. Но даже в эти часы его не покидала способность любоваться прекрасной грозной картиной бури. Чудом они добрались тогда до Лисабонской гавани.

В памяти вставали и другие бури: в Финском заливе, на Черном море. Люди гибли, но люди и побеждали. Побеждали те, кто был смелее и не сдавался смерти, кто страстно хотел жить. Шторм отступал перед мужеством человека. Людская воля! Он знал о ней не понаслышке, а видел ее воочию: на море, на суше.

Когда Айвазовский все это передумал и перечувствовал, тогда сами руки потянулись к палитре и кистям. Свою картину Айвазовский так и назвал: «Девятый вал».

Тематическое содержание «Девятого вала» построено на сложном противопоставлении драматического сюжета и яркого, мажорного, живописного воплощения образа.

На картине изображено раннее утро после бурной ночи. Над бушующим океаном вставало солнце. Его лучи открыли настежь ярко-алые ворота в грядущий день. И теперь только стало возможно разглядеть все, что недавно скрывал ночной мрак. Пенятся огромные волны, еще вздымаются их яростные гребни. Одна из этих волн самая высокая. Ее зовут девятый вал. А на первом плане картины, на обломке мачты разбитого бурей корабля, спасается маленькая группа людей.

Неистовству стихии художник противопоставил мужество и отвагу людей, спасающихся на обломке мачты после кораблекрушения. Гребни валов поднимаются над их головами. Со страшной силой и гневом она вот-вот обрушится на потерпевших крушение. А усталые, измученные, они судорожно прижимаются друг к другу, надеясь во взаимной поддержке найти спасение от нависшей над ними гибели. Тема борьбы человека со слепым могуществом стихии чрезвычайно характерна для живописи романтизма. У Айвазовского трагический конфликт между людьми и природой играет сравнительно незначительную роль; все внимание художника сосредоточено на жизни самой стихии.

Айвазовский так построил свою картину и ввел в нее наиболее яркие и звучные цвета, что не смотря на драматизм происходящего, заставил любоваться красотой бушующего моря. В картине нет чувства обреченности или трагизма.

Художник нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Картина наполнена глубоким внутренним звучанием. Она полна света, воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический характер. Этому в значительной степени способствует колористический строй картины. Она написана самыми яркими красками палитры. Колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового, лилового цветов неба и зеленого, синего и фиолетового - воды. Яркая, мажорная, красочная гамма картины звучит ликующим, радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.

Зритель сразу же может представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки.

Кто эти несчастные, как попали они сюда? Еще вчера утром их корабль вышел из гавани в открытый океан. Был ясный, солнечный день, безмятежно сияла высокая, чистая лазурь неба. Спокойная ширь океана манила к дальним, неведомым берегам. Но к вечеру поднялся ветер, грозовые тучи быстро заволокли небо. Океан заволновался. Ослепительные молнии прожигали небо. Громовые раскаты сотрясали воздух. Валы поднялись кругом, непрерывный круговорот валов. Они все ближе и ближе обступали корабль и наконец дружно ринулись в атаку на него. Только вспышки молний освещали эгу смертельную схватку с грозной стихией. Гул громовых ударов и ревущих валов заглушал треск ломающегося корабля и крики людей, погибающих в морской пучине. И те, чьи сердца были преисполнены мужеством, решили не сдаваться. Несколько друзей держались все время вместе, не потеряли друг друга, даже когда тонул корабль. Они вцепились в обломки корабельной мачты, в грохочущем хаосе ободряли друг друга и поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра...

И они выдержали. Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи расцветили тяжелые волны. Солнце вступили в союз с людской волей. Жизнь, люди победили хаотический мрак ночной бури в океане Буря напрягает свои уставшие за ночь мышцы. Но они уже ослабли. Еще немного - и пройдет последний, девятый вал.

По существующему поверью, каждый девятый вал во время шторма превосходит по силе все предшествующие. Огромные волны, подобные горам, поднимаются и бушуют на безграничном просторе, сливающемся с небом, по которому мчатся гонимые бешеным ветром облака. Солнце, едва поднявшееся над горизонтом, разрывает густую завесу туч и пронизывает золотым сиянием волны, пену и повисшую в воздухе водяную пыль. В его картине действительно бушует ветер и волнуется море. Могучим усилием воображения и творческой памяти он создал правдивый и впечатляющий образ разгневанной природы.

С поразительной точностью уловлены в картине мотивы движения. Все в ней охвачено стремительным порывом - и бегущие облака, и вспененные воды, и судорожно прижавшиеся к мачте фигуры людей. Это единство движения сообщает образу особую законченность и цельность.

Смелым и новаторским было цветовое решение картины. В сравнении с тонкой и сдержанной колористической гаммой русских пейзажистов первой половины XIX века «Девятый вал» должен был поразить зрителей напряженной яркостью и богатством цветовых сочетаний. Художник с изощренной зоркостью подметил и воспроизвел зеленые, белые, сиреневые и синие оттенки морской воды и влажного воздуха, объединив их золотистым тоном отблесков солнца. Для Айвазовского, как и для всех романтиков, цвет был средством художественного выражения чувства, и именно в колористическом строе «Девятого вала» с наибольшей отчетливостью воплощено романтически возвышенное мироощущение мастера.

Несмотря на то, что „Девятый вал" относится к одной из картин русской пейзажной живописи, в которой с наибольшей определенностью отражены черты романтизма, смысловое и живописное содержание картины родилось не в мире грез, а органически сложилось в результате наблюдений художника над природой.

«Девятый вал» представляет собою вершину первого, романтического периода в его творчестве. Отдавшись воображению, но создал один из величайших своих шедевров.

Эта картина нашла широкий отклик в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи.

Осенью 1850 года ос выставил ее в Москве, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Смотреть «Девятый вал» приходили по многу раз, как когда-то ходили на «Последний день Помпеи».

Увидел «Девятый вал» и девятнадцатилетний юноша Иван Шишкин, незадолго до этого приехавший в Москву из Елабуги. Долго стоял он зачарованный ярко-зеленым цветом волн, золотистыми и розовато-лиловыми отблесками от пробивающегося сквозь туман солнца.

Юноша не мог оторвать взгляд от чудо-полотна. Он явственно слышал гул моря. И этот гул, казалось, сливался с гулом вековых со­сен в родных лесах под Елабугой...

И, может, именно в эти мгновения духовно рождался еще один замечательный русский художник.

Творчество Ивана Константиновича Айвазовского вызывает у зрителей большой интерес и чувство глубокого восхищения. Море, возвеличенное им и в шторм, и в штиль, на протяжении всей жизни художника питало его воображение.

Море для Ивана Константиновича Айвазовского всегда было синонимом свободы, олицетворяло силу и мужество, звало к противоборству, призывало верить в высокое предназначение человека, идти к цели сквозь испытания и беды.

Всю свою жизнь он посвятил изображению моря; он создал и поднял на большую высоту особую область пейзажной живописи - марину, которая до Айвазовского почти не имела своих представителей в русском искусстве. Айвазовский является бесспорно центральной фигурой и крупнейшим мастером морского пейзажа в русском искусстве XIX века. В этой области он был и остается выдающимся непревзойденным мастером.

Способность поэтически воспринимать самые обыденные явления в природе нашла яркое отражение в его произведениях. Пишет ли художник группу рыбаков, перебирающих сети у баркаса, лунную ночь после бури, Одессу при восходе луны или Неаполитанский залив при утренней заре - он всегда находит в зрительном образе природы неуловимые черты, вызывающие в нашей памяти поэтические или музыкальные ассоциации.

Картины Айвазовского глубоко содержательны, эмоционально насыщенны. Его живописные образы иногда возвышаются до широких обобщений, отражающих многие стороны жизни и передовые идеи своего времени. С особой отчетливостью это сказалось на произведениях, ставших основными вехами на пути развития его творчества. Картины „Девятый вал" (1850, Русский музей), „Черное море" (1881, Третьяковская галерея) и „Среди волн" (1898, Галерея Айвазовского, Феодосия) являются результатом многих предварительных поисков определенного образа морской стихии. Эти произведения - вершина живописного мастерства Айвазовского. Они и сейчас пользуются наибольшей популярностью, потому что в них ярче, чем во многих других картинах, отразились мастерство, идейная направленность и содержательность творчества художника.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта

Вопрос открыт 10.03.2018 в 22:35

Набережная Феодосии, крошечного городка Крымского
полуострова, была полна гуляющих. Лето 1897 года выдалось жарким,
впрочем, в этом благословенном краю климат редко разочаровывал
любителей морских купаний и солнечных ванн. Суетясь и хлопоча, как
группы чаек, это многоязыкое, по-курортному яркое, весёлое и
беспокойное течение медленно плыло по набережной вдоль моря,
перетекало через переезд у вокзала и вливалось в городские улочки.
По набережной медленным, неторопливым шагом двигался старик
лет восьмидесяти, с тростью в смуглой руке, в белом просторном
костюме и соломенной шляпе. Время от времени его узнавали и вежливо
приветствовали. Среди прочих участников южного дефиле старик
выделялся тем, что не спешил деловито занять лежанки у воды.
Горбоносое лицо его с восточными чертами дышало суровой гордостью.
Старик, прищурившись, глядел на полосу прибоя. Море начиналось сразу
за мощёной набережной, и старик с жадностью смотрел на него, будто
никогда не видел.
Айвазовский, знаменитейший маринист, вырвался из светской
петербургской круговерти и возвратился сюда, в город своего детства.
Здесь и песок, и камни помогают работать. Ни с чем не сравнимое
наслаждение творчества!
Давно позади разочарование столичной публики, узнавшей, что
мастер, которым восхищается вся Европа, в самом расцвете сил и славы
бросил столицу и уехал «на край света». Откуда им знать, что для него
жить – значит работать. Да и побольше хотелось сделать для Феодосии.
Один лишь положительный момент в утомительной славе –
достаток. На свои средства Иван Константинович выстроил несколько
зданий, благоустроил родную Феодосию, обзавёлся домом-мастерской,
она же картинная галерея. Помог постройке порта и вот этой железной
дороги, идущей вдоль набережной. Это он настоял, чтобы рядом с морем
вырос низенький уютный вокзал, чтобы море широко, до самого
горизонта заливало окна поезда с левой стороны, обещая прохладу и
удовольствие приехавшему северянину. Чтобы в двух шагах от вагонного
окна с правой стороны проплывали заросли южной зелени, крыши
огнедышащих закусочных, уходили назад невысокие южные домики.
Чтобы можно было немедленно выскочить из тамбура, подбежать к морю
и окунуться в зеленоватую морскую волну, насладиться её прохладным
шелестом. А затем броситься на гальку и со счастливым, блаженным
вздохом втянуть в лёгкие весь благословенный южный воздух,
пропитанный запахами кофе, жареного мяса, рыбы, моря н нагретого
камня.
Айвазовский удовлетворённо улыбнулся. Он отблагодарил свою
Феодосию, где появился на свет Ованесом Гайвазовским (уже взрослым
он узнал, что фамилия их предков была Айвазян), а стал первейшим
маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским.
Художник отвернулся от слепящей полосы прибоя и медленным
шагом направился к стоящему неподалёку дому, по пути отмечая, до чего
же этот пёстрый, разноязычный городок колоритен: красно-коралловые
черепичные крыши, островки изумрудной зелени, серый пористый
камень старинных крепостей, кусочки синего моря, переходящего в небо,
кобальтовые тени среди охры старых двухэтажных домиков, живописные
трещины старых стен, дворы с босоногой ребятнёй, пёстрая толпа,
матросы с внешностью пиратов. Тут поневоле станешь художником,
когда Феодосия сама просится на кончик кисти.
(442 слова) По Л. Караваевой
Творческое задание
Напишите подробное изложение.
Опишите своё любимое произведение живописи, включив в рассказ
несколько фактов биографии художника.

Эффект великого русского художника И.К. Айвазовского в том, что он словно бывал во всех штормах, тонул в каждом кораблекрушении, принимал участие во всех морских баталиях и написал об этом в своих прекрасных картинах. Поэтому, глядя на картины Айвазоского избавиться от эффекта присутствия невозможно. Он часто говорил: "Море жестоко, а человек в морской стихии беспомощен!".
В 2017 году 17 июля исполняется 200 лет И.К. Айвазовскому , маринисту-романтику, мастеру русского классического пейзажа, передающего на полотне красоту и мощь морской стихии.
В Феодосии И.К. Айвазовский прожил долгую, полную творческого огня и неукротимой энергии жизнь. В Феодосии художник родился и умер на 83 году жизни.
Как только позволили финансы, Айвазовский обосновался в родной Феодосии на берегу Черного моря, где купил участок и выстроил на нем дом, напоминающий по стилю итальянские палаццо.
Особняк всегда был полон гостей - многие приезжие желали увидеть знаменитого художника и его работы. Со временем Айвазовский превратил его в частный музей, открытый для посетителей, и пристроил галерею. Сегодня это здание Феодосийской национальной картинной галереи им. Айвазовского.
В собственном доме на берегу Черного моря в Феодосии, Айвазовский работал в своей мастерской и в нём он прожил более полувека.

У главного фасада дома художника установлен бронзовый памятник, на постаменте которого лаконичная надпись: "Феодосия - Айвазовскому".
В эту короткую фразу благодарные потомки вместили большое чувство восхищения, гордости и глубокого уважения к своему знаменитому земляку, первому Почетному гражданину Феодосии, много сделавшему для экономического и культурного развития города.
Помимо открытия в Феодосии картинной галереи Айвазовский в 1871 году по своему проекту и на свои средства строит здание археологического музея, становится одним из организаторов первой публичной библиотеки.
Он постоянно заботится об архитектурном облике родного города. При его участии были спроектированы и построены здания концертного зала, дачи известного публициста и редактора газеты "Новое время" А. С. Суворина.
По проекту художника и благодаря его энергии были построены морской торговый порт и железная дорога.
Фонтан И. К. Айвазовского - своеобразная визитная карточка Феодосии.
Город издавна испытывал трудности с водоснабжением, пресной воды катастрофически не хватало. В июле1888 года, гостивший в Феодосии писатель А. П. Чехов писал: ":Деревьев и травы в Феодосии нет:". Проблема была решена в 1887 году, когда для улучшения водоснабжения города, И. К. Айвазовский подарил городу 50 тысяч ведер воды ежесуточно из имения Су-Баш (ныне с. Айвазовское Кировского района).
Строительство водопровода велось весной - летом 1888 года, на его сооружение городом было потрачено 231 689 рублей, весьма большая по тем временам сумма. В город вода поступила уже в сентябре, а 1 октября (18 сентября по старому стилю) 1888 года, в день официального открытия водопровода, произошел пуск фонтана на Ново-базарной площади.
По своей форме фонтан представляет прямоугольное сооружение восточного стиля с большими навесами от крыши, выстроен из местного камня-ракушечника, частично сохранилась каменная облицовка. Фонтан был выстроен на средства и по проекту И. К. Айвазовского. Закладка его состоялась 12 сентября 1887 года после богослужения в Феодосийском Александро-Невском соборе.
Городская дума собиралась назвать фонтан именем Александра III, были подготовлены и отправлены по инстанциям соответствующие документы. Не дожидаясь принятия решения городские власти приготовили закладную плиту на которой были выбиты слова "Императора Александра".
Однако, учитывая заслуги И. К. Айвазовского, Высочайшим Указом, последовавшем в сентябре 1888 года, было велено дать фонтану имя великого художника. В связи с этим на закладной плите фонтана вместо слов "Императора Александра" выбили "И. К. Айвазовского", денег на новую плиту, по видимому, уже не было, поэтому было принято решение вырезать ее центр с надписью и вставить блок с новым текстом. Если присмотреться к закладной плите, то перед первой буквой в имени И. К. Айвазовского четко видны детали буквы "И" большего размера, от слова "Императора", а после окончания имени детали буквы "А" от слова "Александра".
За пользование феодосийско-субашским водопроводом взималась плата, но воду из фонтана пили бесплатно. По центру фонтана, над краном находилась серебряная кружка с надписью: "Выпейте за здоровье Ивана Константиновича и его семьи". спустя некоторое время возле фонтана возник павильон восточного стиля (здание не сохранилось): слева находилась чебуречная, справа готовили шашлыки, кафе так и называлось "Фонтанчик". В теплое время года столики устанавливали за легкой оградой прямо под открытым небом. На рубеже 19 и 20-го веков этот уголок города пользовался у горожан большой популярностью.

Бронзовый памятник Айвазовскому в Феодосии был установлен на гранитном постаменте в 1930 году. Его соорудил русский скульптор Илья Гинцбург. Важно то, что скульптор лично знал Айвазовского, он запомнил излюбленные позы художника и именно так изобразил его в своей работе. Памятник в Феодосии поставили жители города в знак благодарности великому художнику-маринисту и известному меценату.
Иван Константинович принимал активное участие в развитии города. Он подарил Феодосии железную дорогу, водопровод и свою картинную галерею с тысячами непревзойденных работ.
Великий художник изображен в момент творчества - он уверенно сидит откинувшись немного назад, его рукав приколот, чтобы не измазать его краской (говорят, что именно так делал Айвазовский). В его левой руке палитра, а взгляд устремлен вдаль на море, расстилающегося перед ним Феодосийского залива. В правой руке должна была быть кисть, но сразу после установки памятника появилась странная «традиция» - кисть постоянно похищают.
Памятник покрыт патиной, это образующийся слой зеленой пленки из-за воздействия влаги на протяжении длительного времени.
Памятник Айвазовскому в Феодосии стоит у главного входа в картинную галерею. На постаменте высечены простые слова: «Феодосия - Айвазовскому».