Почему три дня характеризуются Мцыри как “три блаженных дня”. Сочинение на тему: Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободной жизни в поэме Мцыри, Лермонтов Что он увидел на воле мцыри

Вспоминая свои скитания в горах, юноша не прекращает полемики со своим идейным противником: гроза – не знак “гнева господня”, а беспредельное счастье, родная стихия для души, объятой бурей переживаний (глава 8). Женская красота не воплощение злого начала, греховности, а высшая гармония, отвергаемая юношей только потому, что свою жизнь он посвятил иным целям. Эпизод встречи с барсом (главы 15-19) становится гимном силе, мужеству, сопротивлению враждебным обстоятельствам:
– …торжествующим врагом
– Он встретил смерть лицом

К лицу,
– Как в битве следует бойцу!
Конечно, это о погибшем барсе. Но в чеканных строках, звучащих как афоризм,- жизненное кредо героя. И, не так ли, гордо, “собрав остаток сил”, смело глядя смерти в лицо, умирает и сам Мцыри? Да, тяжело юноше прощаться с жизнью. Горько (и несправедливо!) обвиняет он себя в неспособности добиться желанной свободы. Болью отзываются в сердце читателей заключительные скорбные строки поэмы. Но, физически сломленный (“На мне печать свою тюрьма оставила…”), герой обнаруживает огромную силу духа; до последних мгновений остается он верен своему идеалу. Ему чужда всякая мысль о небесной гармонии;
– Увы! – за несколько минут
– Между крутых и темных скал,
– Где я в ребячестве играл,
– Я б рай и вечность променял…
Умирающий, но не покоренный, он навсегда остается в нашем сознании как символ мужества и воли. Итак, главная часть поэмы – это диалог-спор, это столкновение противоположных взглядов на жизнь, столкновение мировоззрений. С одной стороны, смирение, пассивность, боязнь потрясений и бурь, отказ от земных радостей и жалкие упования на рай небесный. С другой – жажда бури, тревог, битвы, борьбы, страсть к свободе, глубоко поэтичное восприятие природы и красоты, стремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церковного и всякого иного рабства, мятеж против порядков, освященных именем бога. Читатель обращает внимание нас на мощь и богатство картин кавказской природы, нарисованных поэтом, усиливающих впечатление от необыкновенной фигуры героя, проливающих свет на его отношение к миру (например, глава 6) и помогающих понять его психологическое состояние в различных обстоятельствах (например, главы 11 и 22, вопрос 7-й).
Рассказ Мцыри – это не повествование о событиях, развертывающихся сейчас, а воспоминания о пережитом. Эти воспоминания, естественно, окрашены теми чувствами, которые испытывает герой в момент рассказа. Мцыри как бы пересматривает, переоценивает виденное и пережитое и выбирает наиболее впечатляющие краски для воссоздания картин Кавказской природы и выражения своих чувств. Читатели знают, что юноша столкнулся не только с красотой окружающего мира, но, и с ужасным и безобразным в нем; природа была не только благосклонна, но и безжалостна к нему. Почему же, рассказывая обобщенно о том, что он видел (“Ты хочешь знать, что видел я на воле?”), Мцыри рисует картину кавказской природы в радостных красках? Почему долина, предстающая перед нами в конце его рассказа как выжженная пустыня (глава 22), в главе 6, в начале рассказа, когда герой передает только самые общие и главные впечатления от виденного, изображается совершенно иначе:
– …Пышные поля,
– Холмы, покрытые венцом
– Дерев, разросшихся кругом,
– Шумящих свежею толпой… и т. д.?
Приходим к выводу, что именно таково было его главное впечатление от пережитого, что, несмотря на все испытанные горести, Мцыри утвердился в убеждении, что мир прекрасен. Мощь и величие кавказской природы отвечали духовной силе героя, его свободолюбию и пламенному чувству. И переживания трехдневных скитаний как бы сгладились, померкли в лучах свободы, которую хотя бы на короткий миг Мцыри ощутил.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем и боярин Орша, и купец Калашников, и мятежный борец Мцыри. “Любимый идеал” поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны “пламенная страсть” к свободе, стремление к Read More ......
  2. Романтическая поэма “Мцыри” была создана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. Она написана в форме исповеди главного героя – кавказского юноши Мцыри, попавшего в плен к русским, а оттуда – в монастырь. Поэме предшествует эпиграф из Библии: “Вкушая, вкусих мало Read More ......
  3. Поэтический мир М. Ю. Лермонтова – это тревожный мир исканий, глубокой мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева. Мир Лермонтова – это мир высоких и прекрасных чувств: любви, Read More ......
  4. Я очень люблю поэму М. Ю. Лермонтова “Мцыри”. Мцыри – мой любимый литературный герой. Он очень любил свободу и стремился; к ней. Его совсем маленьким привезли в монастырь: – Он был, казалось, лет шести; – Как серна гор, пуглив и Read More ......
  5. Тема поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда Read More ......
  6. Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” относится к романтическим произведениям. Начнем с того, что основная тема поэмы – свобода личности – характерна для произведений романтиков. Кроме того, герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества – свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви Read More ......
  7. Поэма Лермонтова “Мцыри” была написана в 1839 году и писалась как романтическое произведение. Это исповедь кавказского юноши, прожившего свою основную часть жизни в дали от родины, в монастыре. Еще совсем ребенком он попал в плен к русским, был помилован и Read More ......
  8. М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций А. С. Пушкина и поэтов-декабристов, но в то же время его поэзия стала новым звеном в цепи развития национальной культуры. Романтическая поэма “Мцыри” является одной из вершин художественного наследия поэта. Read More ......
Почему три дня характеризуются Мцыри как “три блаженных дня”

Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободы?

    Надо же, я уж и не думала что кто-нибудь вспомнит о Мцыри!

    Ты хочешь знать что делал я на воле?

    Жил. И жизнь моя без этих трех блаженных дней,

    Была б печальней и мрачней,бессильной старости твоей!

    Так говорил Мцыри старику-монаху, который пришел к нему

    чтобы узнать что делал Мцыри все эти три дня, когда сбежал.

    Ты хочешь знать что видел я на воле? — Пышные поля,

    холмы покрытые венцом дерев, разросшихся кругом…

    Я видел груды темных скал, когда поток их разделял.

    И думы их я угадал… Я видел горные хребты,

    причудливые, как мечты…Вдали я видел сквозь туман,

    В снегах, горящих, как алмаз,

    Седой незыблемый Кавказ;

    Господи, какая поэма! Какие слова!

    Он видел горы, небо, горную бурную реку, девушку-грузинку.

    Он дрался с барсом. Он хотел свободы,

    хотел вернуться к своим родным, от которых

    его оторвали в детстве. Три дня он скитался по

    горам, а потом оказался снова там, откуда бежал.

    Его в степи без чувств нашли и вновь в обитель

    принесли.

    Речь идет о поэме Лермонтова. Главный персонаж Мцыри за три дня жизни на свободе ощущает всю красоту свободы и проживает целую жизнь. Находясь в неволе он всегда хотел узнать:

    В итоге он убедился в том, что мир очень красив и интересен. Увидел природу, ощутил себя самого, вспомнил детство и родителей, любовь и свободу.

    За три дня свободы Мцыри узнал, собственно, что такое свобода. Что такое жизнь без оков и обязанностей. Он увидел мир за пределами монастыря, в котором обитал. В основном это были красоты природы, поскольку дело происходило в горах и степях Кавказа.

    Также он увидел очень красивую девушку, и испытал к ней чувства, которые и должен испытывать нормальный молодой человек при виде красивой девушки.

    Несмышленым ребенком Мцыри был оставлен в монастыре, где он вырос, превратившись в юношу, не видевшего большого мира. Однако, когда его готовили к постригу в монахи, юноша решил бежать на волю.

    Перед ним открылся удивительный мир природы. За 3 дня он узнает намного больше, чем некоторые люди за всю свою жизнь.

    Первое, что Мцыри ощущает — восхищение прекрасной природой Кавказа , она кажется невероятно прекрасной. На фоне роскошных пейзажей Кавказа юноше вспомнился родной аул, картины детства, близкие люди.

    Его чуткая натура говорит о принадлежности Мцыри к людям, которые общение с дикой природой предпочитают обществу, испорченному фальшью.

    Чувствуется, что Лермонтов противопоставляет героя поэмы своему окружению, которое, в большинстве свом, являлось пустым, молодые люди часто сетовали на скуку, ежедневно прожигая свою жизнь на балах, в салонах.

    На фоне горных пейзажей Мцыри познат дыхание первой любви в образе юной стройной грузинки . Однако, страстно мечтая увидеть свою родину, он не поддатся искушению любви, продолжая свой путь.

    И тут, такая красивая доселе природа, поворачивается к нему другим лицом, настигая его холодной и беспроглядной ночью. Юноша снова ощущает одиночество, томившее его в монастыре, а природа, вместо друга внезапно становится врагом. В облике барса, она встала на пути Мцыри, предложив ему завоевать право на продолжение начатого пути. Сражение с барсом отняло у него последние силы, за время нахождения в монастыре он потерял связь с природой, то особое чутье, которое помогает найти дорогу к родному аулу, поэтому, сделав круг, он невольно возвращается в те места, откуда бежал, и здесь теряет сознание.

    В итоге Мцыри снова оказывается в обители, среди людей, которые его выходили, но представляют совсем другую культуру. Теперь он уже сам приближает свою смерть, его только печалит мысль, что он умрт рабом, так и не увидев своей родины и близких людей.

    За три дня свободы Мцыри для себя узнал и почувствовал намного больше, чем за всю свою вялотекущую жизни в стенах монастыре. Его побег и эти три дня на воле стали настоящим счастьем. Эа эти три дня он вдохнул свободу полной грудью. Он увидел весь мир с иной стороны, которая ранее была вообще ему неведома. Он просто наслаждался великолепием окружающей природв, кавказкими горами, великолепием горного воздуха, бурной речушкой, водопадами. Это скитание по горам было для него чем-то неимоверно прекрасным. Также ему довелось встретиться с опасным противником барсом, где он проявил все свои самые хорошие качества — он был храбр и мужествен.

    И пусть его судьба была умереть, но уже не так тяжело ему было умирать после трх дней настоящего головокружительнго счастья.

    Стремление попасть на родину, обрести свободу толкнуло Мцыри к побегу из монастыря. Не надолго, всего на три коротких дня он обрел долгожданную свободу и какими же насыщенными оказались эти дни. Мцыри познал великолепие свободной природы, он наслаждался видом диких водопадов и гор, он дышал свободным воздухом и думаю был в эти дни бесконечно счастливым. Это главное что он узнал за время побега — что такое счастье. С таким знанием ему и умирать вероятно было не так больно. Он почувствовал вкус жизни, он мог бы познать любовь, ведь он был очарован пением юной грузинки, но тяга к дому оказалась сильнее и он продолжил путь. Ему довелось ощутить чувство опасности, выброс адреналина от схватки с барсом, в которой ему удалось победить и стать Витязем, то есть воином, свободным человеком. Жизнь Мцыри вспыхнула на три дня ярким факелом и он сгорел в его огне.

    Три дня свободы для Мцыри перевернули всю его жизнь, ведь он познал многообразие и красоту Мира. Он был поражен великолепием природы и с интересом впитывал в себя мельчайшую е частичку. Мцыри дышал полной грудью, созерцая красоты и ощущая неведомую доселе свободу. Юноша даже успел влюбиться, хотя это чувство и не привело к взаимности. Жаль, что Мцыри вновь оказался в обители, а Мир снова оказался для него закрытым.

Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободы?

    Надо же, я уж и не думала что кто-нибудь вспомнит о Мцыри!

    Ты хочешь знать что делал я на воле?

    Жил. И жизнь моя без этих трех блаженных дней,

    Была б печальней и мрачней,бессильной старости твоей!

    Так говорил Мцыри старику-монаху, который пришел к нему

    чтобы узнать что делал Мцыри все эти три дня, когда сбежал.

    Ты хочешь знать что видел я на воле? – Пышные поля,

    холмы покрытые венцом дерев, разросшихся кругом…

    Я видел груды темных скал, когда поток их разделял.

    И думы их я угадал… Я видел горные хребты,

    причудливые, как мечты…Вдали я видел сквозь туман,

    В снегах, горящих, как алмаз,

    Седой незыблемый Кавказ;

    Господи, какая поэма! Какие слова!

    Он видел горы, небо, горную бурную реку, девушку-грузинку.

    Он дрался с барсом. Он хотел свободы,

    хотел вернуться к своим родным, от которых

    его оторвали в детстве. Три дня он скитался по

    горам, а потом оказался снова там, откуда бежал.

    Его в степи без чувств нашли и вновь в обитель

    принесли.

    Речь идет о поэме Лермонтова. Главный персонаж Мцыри за три дня жизни на свободе ощущает всю красоту свободы и проживает целую жизнь. Находясь в неволе он всегда хотел узнать:

    В итоге он убедился в том, что мир очень красив и интересен. Увидел природу, ощутил себя самого, вспомнил детство и родителей, любовь и свободу.

    За три дня свободы Мцыри узнал, собственно, что такое свобода. Что такое жизнь без оков и обязанностей. Он увидел мир за пределами монастыря, в котором обитал. В основном это были красоты природы, поскольку дело происходило в горах и степях Кавказа.

    Также он увидел очень красивую девушку, и испытал к ней чувства, которые и должен испытывать нормальный молодой человек при виде красивой девушки.

    Несмышленым ребенком Мцыри был оставлен в монастыре, где он вырос, превратившись в юношу, не видевшего большого мира. Однако, когда его готовили к постригу в монахи, юноша решил бежать на волю.

    Перед ним открылся удивительный мир природы. За 3 дня он узнает намного больше, чем некоторые люди за всю свою жизнь.

    Первое, что Мцыри ощущает – восхищение прекрасной природой Кавказа , она кажется невероятно прекрасной. На фоне роскошных пейзажей Кавказа юноше вспомнился родной аул, картины детства, близкие люди.

    Его чуткая натура говорит о принадлежности Мцыри к людям, которые общение с дикой природой предпочитают обществу, испорченному фальшью.

    Чувствуется, что Лермонтов противопоставляет героя поэмы своему окружению, которое, в большинстве свом, являлось пустым, молодые люди часто сетовали на скуку, ежедневно прожигая свою жизнь на балах, в салонах.

    На фоне горных пейзажей Мцыри познат дыхание первой любви в образе юной стройной грузинки . Однако, страстно мечтая увидеть свою родину, он не поддатся искушению любви, продолжая свой путь.

    И тут, такая красивая доселе природа, поворачивается к нему другим лицом, настигая его холодной и беспроглядной ночью. Юноша снова ощущает одиночество, томившее его в монастыре, а природа, вместо друга внезапно становится врагом. В облике барса, она встала на пути Мцыри, предложив ему завоевать право на продолжение начатого пути. Сражение с барсом отняло у него последние силы, за время нахождения в монастыре он потерял связь с природой, то особое чутье, которое помогает найти дорогу к родному аулу, поэтому, сделав круг, он невольно возвращается в те места, откуда бежал, и здесь теряет сознание.

    В итоге Мцыри снова оказывается в обители, среди людей, которые его выходили, но представляют совсем другую культуру. Теперь он уже сам приближает свою смерть, его только печалит мысль, что он умрт рабом, так и не увидев своей родины и близких людей.

    За три дня свободы Мцыри для себя узнал и почувствовал намного больше, чем за всю свою вялотекущую жизни в стенах монастыре. Его побег и эти три дня на воле стали настоящим счастьем. Эа эти три дня он вдохнул свободу полной грудью. Он увидел весь мир с иной стороны, которая ранее была вообще ему неведома. Он просто наслаждался великолепием окружающей природв, кавказкими горами, великолепием горного воздуха, бурной речушкой, водопадами. Это скитание по горам было для него чем-то неимоверно прекрасным. Также ему довелось встретиться с опасным противником барсом, где он проявил все свои самые хорошие качества – он был храбр и мужествен.

    И пусть его судьба была умереть, но уже не так тяжело ему было умирать после трх дней настоящего головокружительнго счастья.

    Стремление попасть на родину, обрести свободу толкнуло Мцыри к побегу из монастыря. Не надолго, всего на три коротких дня он обрел долгожданную свободу и какими же насыщенными оказались эти дни. Мцыри познал великолепие свободной природы, он наслаждался видом диких водопадов и гор, он дышал свободным воздухом и думаю был в эти дни бесконечно счастливым. Это главное что он узнал за время побега – что такое счастье. С таким знанием ему и умирать вероятно было не так больно. Он почувствовал вкус жизни, он мог бы познать любовь, ведь он был очарован пением юной грузинки, но тяга к дому оказалась сильнее и он продолжил путь. Ему довелось ощутить чувство опасности, выброс адреналина от схватки с барсом, в которой ему удалось победить и стать Витязем, то есть воином, свободным человеком. Жизнь Мцыри вспыхнула на три дня ярким факелом и он сгорел в его огне.

«Ты хочешь знать, что видел я / На воле?» - так начинает свою исповедь Мцыри, герой одноименной поэмы М. Лермонтова. Еще совсем маленьким ребенком его заперли в монастырь, где он и провел все свои сознательные годы жизни, никогда не видя большого мира и настоящей жизни. Но вот перед постригом юноша решается на побег, и перед ним открывается огромный мир. Три дня на воле Мцыри познает этот мир, стараясь наверстать все ранее упущенное, и правда узнает за это время больше, чем иные за всю жизнь.

Что же видит Мцыри на воле? Первое, что он ощущает - это радость и восхищение от увиденной природы, которая кажется юноше невероятно прекрасной. И правда, ему есть на что полюбоваться, ведь перед ним роскошные кавказские пейзажи. «Пышные поля», «свежая толпа» деревьев, «причудливые, как мечты» хребты гор, «белый караван» птиц-облаков - все привлекает любопытный взгляд Мцыри. Сердцу его становится «легко, не знаю, почему», и в нем пробуждаются самые дорогие воспоминания, которых он был лишен в неволе. Картины детства и родного аула, близкие и знакомые люди проходят перед внутренним взором героя. Здесь раскрывается чуткая и поэтичная натура Мцыри, который искренне отзывается на зов природы, раскрывается ей навстречу. Читателю, наблюдающему за героем, становится понятно, что он принадлежит к тем естественным людям, которые предпочитают общение с природой вращению в обществе, и душа их еще не испорчена фальшью этого общества. Изображение Мцыри именно таким было особенно важно для Лермонтова по двум причинам. Во-первых, классический романтический герой как раз таки и должен был характеризоваться подобным образом, как человек, близкий дикой природе. А, во-вторых, поэт противопоставляет своего героя своему окружению, так называемому поколению 1830-х, большинство которых было пустыми и безыдейными молодыми людьми. Для Мцыри три дня свободы стали целой жизнью, насыщенной событиями и внутренними переживаниями, - знакомые же Лермонтова жаловались на скуку и прожигали жизнь в салонах и на балах.

Мцыри продолжает свой путь, и перед ним открываются иные картины. Природа раскрывается во всей своей грозной мощи: молнии, ливень, «грозящая бездна» ущелья и шум потока, похожий на «сердитых сотни голосов». Но в сердце беглеца нет страха, такая природа для Мцыри даже ближе: «Я, как брат, обняться с бурей был бы рад!». За это его ждет награда: голоса неба и земли, «пугливых птиц», травы и камней - всего, окружающего героя, становится ему понятны. Потрясающие минуты общения с живой природой, мечтаний и надежд в полуденную жару под несказанно чистым - таким, что можно бы было и ангела разглядеть - небосклоном Мцыри готов переживать снова и снова. Так он снова ощущает в себе жизнь и ее радость.

На фоне прекрасных горных пейзажей перед Мцыри предстает и его любовь, юная девушка-грузинка. Красота ее гармонична и сочетает в себе все лучшие природные краски: загадочную черноту ночей и золото дня. Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине, и оттого он не поддается на искушение любви. Герой идет вперед, и тут природа поворачивается к нему своим вторым ликом.

Наступает ночь, холодная и беспроглядная ночь Кавказа. Лишь слабо светится где-то вдали огонек одинокой сакли. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество, то самое, которое томило его и в монастыре. А лес все тянется и тянется, окружает Мцыри «непроницаемой стеной», и тот осознает, что он заблудился. Природа, такая дружественная к нему днем, внезапно оборачивается страшным врагом, готовым сбить беглеца с пути и жестоко над ним посмеяться. Более того, она, в облике барса, напрямую встает на пути Мцыри, и ему приходиться биться с равным себе существом за право продолжать путь. Но благодаря этому герой познает неведомую доселе радость, радость честного соперничества и и счастье достойной победы.

Нетрудно догадаться, отчего происходят такие метаморфозы, и Лермонтов вкладывает объяснение в уста самого Мцыри. «То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума» – так отзывается герой о своей мечте вернуться домой, на Кавказ. Да, для Мцыри родина значит все, но он, выросший в тюрьме, уже не сможет найти путь на нее. Даже конь, сбросивший седока, возвращается домой, - с горечью восклицает Мцыри. А вот он сам, выращенный в неволе, подобно слабому цветку, утратил то природное чутье, безошибочно подсказывающее путь, и заблудился. Мцыри восхищен природой, но он уже не ее дитя, и она отторгает его, как отторгает стая слабых и больных животных. Зной палит умирающего Мцыри, мимо него шелестит змея, символ греха и гибели, она мечется и прыгает, «как клинок», а герой может лишь наблюдать за этой игрой…

Всего несколько дней был на свободе Мцыри, а заплатить за них ему пришлось смертью. И все же они не прошли бесплодно, герой познал красоту мира, любовь, и радость битвы. Оттого этм три дня для Мцыри ценнее всего остального существования:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней…

Тест по произведению

«Ты хочешь знать, что видел я / На воле?» - так начинает свою исповедь Мцыри, герой одноименной поэмы М. Лермонтова. Еще совсем маленьким ребенком его заперли в монастырь, где он и провел все свои сознательные годы жизни, никогда не видя большого мира и настоящей жизни. Но вот перед постригом юноша решается на побег, и перед ним открывается огромный мир. Три дня на воле Мцыри познает этот мир, стараясь наверстать все ранее упущенное, и правда узнает за это время больше, чем иные за всю жизнь.

Что же видит Мцыри на воле? Первое, что он ощущает - это радость и восхищение от увиденной природы, которая кажется юноше невероятно прекрасной. И правда, ему есть на что полюбоваться, ведь перед ним роскошные кавказские пейзажи. «Пышные поля», «свежая толпа» деревьев, «причудливые, как мечты» хребты гор, «белый караван» птиц-облаков - все привлекает любопытный взгляд Мцыри. Сердцу его становится «легко, не знаю, почему», и в нем пробуждаются самые дорогие воспоминания, которых он был лишен в неволе. Картины детства и родного аула, близкие и знакомые люди проходят перед внутренним взором героя. Здесь раскрывается чуткая и поэтичная натура Мцыри, который искренне отзывается на зов природы, раскрывается ей навстречу. Читателю, наблюдающему за героем, становится понятно, что он принадлежит к тем естественным людям, которые предпочитают общение с природой вращению в обществе, и душа их еще не испорчена фальшью этого общества. Изображение Мцыри именно таким было особенно важно для Лермонтова по двум причинам. Во-первых, классический романтический герой как раз таки и должен был характеризоваться подобным образом, как человек, близкий дикой природе. А, во-вторых, поэт противопоставляет своего героя своему окружению, так называемому поколению 1830-х, большинство которых было пустыми и безыдейными молодыми людьми. Для Мцыри три дня свободы стали целой жизнью, насыщенной событиями и внутренними переживаниями, - знакомые же Лермонтова жаловались на скуку и прожигали жизнь в салонах и на балах.

Мцыри продолжает свой путь, и перед ним открываются иные картины. Природа раскрывается во всей своей грозной мощи: молнии, ливень, «грозящая бездна» ущелья и шум потока, похожий на «сердитых сотни голосов». Но в сердце беглеца нет страха, такая природа для Мцыри даже ближе: «Я, как брат, обняться с бурей был бы рад!». За это его ждет награда: голоса неба и земли, «пугливых птиц», травы и камней - всего, окружающего героя, становится ему понятны. Потрясающие минуты общения с живой природой, мечтаний и надежд в полуденную жару под несказанно чистым - таким, что можно бы было и ангела разглядеть - небосклоном Мцыри готов переживать снова и снова. Так он снова ощущает в себе жизнь и ее радость.

На фоне прекрасных горных пейзажей перед Мцыри предстает и его любовь, юная девушка-грузинка. Красота ее гармонична и сочетает в себе все лучшие природные краски: загадочную черноту ночей и золото дня. Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине, и оттого он не поддается на искушение любви. Герой идет вперед, и тут природа поворачивается к нему своим вторым ликом.

Наступает ночь, холодная и беспроглядная ночь Кавказа. Лишь слабо светится где-то вдали огонек одинокой сакли. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество, то самое, которое томило его и в монастыре. А лес все тянется и тянется, окружает Мцыри «непроницаемой стеной», и тот осознает, что он заблудился. Природа, такая дружественная к нему днем, внезапно оборачивается страшным врагом, готовым сбить беглеца с пути и жестоко над ним посмеяться. Более того, она, в облике барса, напрямую встает на пути Мцыри, и ему приходиться биться с равным себе существом за право продолжать путь. Но благодаря этому герой познает неведомую доселе радость, радость честного соперничества и и счастье достойной победы.

Нетрудно догадаться, отчего происходят такие метаморфозы, и Лермонтов вкладывает объяснение в уста самого Мцыри. «То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума» – так отзывается герой о своей мечте вернуться домой, на Кавказ. Да, для Мцыри родина значит все, но он, выросший в тюрьме, уже не сможет найти путь на нее. Даже конь, сбросивший седока, возвращается домой, - с горечью восклицает Мцыри. А вот он сам, выращенный в неволе, подобно слабому цветку, утратил то природное чутье, безошибочно подсказывающее путь, и заблудился. Мцыри восхищен природой, но он уже не ее дитя, и она отторгает его, как отторгает стая слабых и больных животных. Зной палит умирающего Мцыри, мимо него шелестит змея, символ греха и гибели, она мечется и прыгает, «как клинок», а герой может лишь наблюдать за этой игрой…

Всего несколько дней был на свободе Мцыри, а заплатить за них ему пришлось смертью. И все же они не прошли бесплодно, герой познал красоту мира, любовь, и радость битвы. Оттого этм три дня для Мцыри ценнее всего остального существования:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней…

Тест по произведению