Подготовка к егэ - универсальный справочник. Типы главных героев

Типы мужских персонажей в аниме
То и дело при просмотре аниме возникает ощущение, что вот этот персонаж явно где-то еще снимался. Он как будто пришел из другого аниме, сменив прическу и одежду, или это кто-то на него сильно похожий. И дело не в том, что уникальности у героя не хватает, а в том, что жанр определяет темперамент, основные черты характера и даже внешний вид персонажа. Не всегда, но очень часто. Да и изобретать в очередной раз велосипед создателям просто лень.

«Аристократ»
Часто, хоть и необязательно, выходец из древнего и уважаемого рода. Наделен силой, высокомерием и тем «злодейским» обаянием, что так привлекают девушек. В любом аниме узнается сразу же по фирменному презрительному взгляду свысока. От него так и веет холодностью и отстраненностью. Также, часто для придания «изюминки» наделен внутренним конфликтом, или недостижимой целью, или какой-нибудь ужасной драмой в прошлом, или хоть какой-нибудь положительной чертой, которая в глазах поклонниц перечеркивает все его возможные злодеяния. Не стоит забывать и об аристократической красоте и утонченности, которые, как известно, из любого сделают предмет девичьих грез.
Особые признаки: скверный характер, красивое лицо.
Представители: Кучики Бьякуя («Bleach»), Сещемару (InuYasha), Шнайзель ви Британия
(«Code Geass»), Вергилий («Devil May Cry»), Курон Канаме («Vampire Knight»).

«Геройский герой»
Главный герой сененов – гремучая смесь пафоса и темперамента. Ценит дружбу, веселье, приключения. Не ценит: собственную жизнь, здравый смысл и объекты материальной культуры. «Ничего не разрушил – день прожит зря», как много героев живут в аниме по этому принципу. Хобби: тренировка, раскачка, приобретение новых друзей и новых, более сильных, врагов, оказание помощи всем, включая маленьких котиков и сопливых девочек. А также еда, сон и прочие плотские удовольствия (с учетом возрастной категории зрителя). Движется по жизни одержимый какой-нибудь важной для всего мира, или собственной деревни, целью. Если персонаж удался, то за его приключениями не скучно наблюдать годами.
Особые признаки: это самый заметный персонаж.
Представители: Узумаки Наруто («Naruto»), Ичиго Куросаки («Bleach»), Камина («Gurren Lagann»), Данте («Devil May Cry»), Блэк Стар («Soul Eater»).

«Разгильдяй»
Поиск денег, выпивки и женщин определяют образ жизни этого персонажа. Ненавидит ограничения, потому часто имеет проблемы с законом. Зато в критических ситуациях внезапно оказывается полон принципов, сострадания к людям и всего того, что так ценится в людях.
Особые признаки: расслаблен и к чужим проблемам внешне равнодушен.
Представители: Спайк Шпигель («Cowboy Beebop»), Муген («Samurai Champloo»).

«Недотепа»
Чаще всего, это ничем не примечательный герой гаремников. Не наделенный ни выдающимся умом, ни красотой, становится главным призом целой толпы девчонок. Как правило, внезапно. Причиной может стать что угодно: переезд в женскую общагу, появление новой одноклассницы, древнее заклятие, любое самое неожиданное стечение обстоятельств. Зато у героя гарема, как правило, мягкий характер, слабость к женскому полу и желание помогать всем, кому ни попадя. Особенно девушкам. Внимание девушек приносит больше проблем, чем удовольствия, но зато личная жизнь бьет ключом.
Особые признаки: доброта и наивность. И тотальная невезучесть.
Представители: Кэйтаро Урашима («Love Hina»), Хидеки («Chobits»).

«Гений»
Если сила «аристократа» заключается в, хм, силе физического свойства, то сила гения заключается в уме. Некоторые еще умеют мечом махать, приказывать взглядом или убивать записью в тетрадке. Но, по сравнению со способностями строить планы и предугадывать события, остальное идет скорее как бонус. Имеет цель, возвышенную или не очень, и готов добиваться ее любыми средствами, что сильно портит характер. Такой персонаж часто носит очки (не обязательно), оказывается опаснее, чем выглядит и бывает безудержно пафосен, а иногда и безумен.
Особые признаки: ум и наличие «маленьких странностей».
Представители: Ягами Лайт («Death Note»), Лелуш ви Британия («Code Geass»), Гриффит («Berserk»).

«Самурай»
Идеальный самурай – спокойный и сдержанный мастер меча. Порой кажется, что он любит только свою честь и свой меч. Следует бусидо, насколько это возможно. Его сдержанность похожа на холодность «аристократа» и имеет ту же природу – способность к быстрому убийству. Из-за образа жизни (и ужасных личных драм в прошлом) часто одинок и потому привязывается к случайным попутчикам или напарникам. Хотя поначалу изо всех сил старается не подпустить к себе никого слишком близко, потом готов пожертвовать жизнью ради друзей.
Особые признаки: вселенская печаль на благородном лице и меч на поясе.
Представители: Дзин («Samurai Champloo»), Ю Канда («D.Gray-man»), Хадзимэ Сайто («Hakuouki»).

«Звезда»
Обладает неисчерпаемой энергией, с восторгом воспринимает жизнь (или какие-то ее аспекты) и все время об этом говорит. Очень много, и при этом размахивает руками. Производит впечатление недалекого человека, но может сильно удивить внезапной проницательностью. Он просто жаждет быть в центре внимания, становится председателем клубов или стремится выделиться каким-нибудь другим способом. Постоянно занимается никому особо не нужной деятельностью.
Особые признаки: энергичный болтун.
Представители: Тамаки Суо («Ouran High School Host Club»), Виннер Синклер («Karin»).

«Кавайное дитя»
Ему может быть любое количество лет, но выглядит он все равно как маленький мальчик, даже в старшей школе. Обожает одеваться как ребенок, ведет себя как ребенок, не стесняясь, плачет и требует сладкого. Запросто может манипулировать людьми, пользуясь своей внешностью.
Особые признаки: избалованное дитя.
Представители: Мицукуни Ханинодзука («Ouran High School Host Club»), Момидзи Сома («Fruits Basket»).

«Дон Жуан»
Не пропустит ни одной юбки. Пощечины его не останавливают, отсутствие успеха ни сколько не смущает. Неутомимый подглядыватель в бане. Запросто может оказаться вором женских трусиков. Чем старше, тем неудержимее его интерес к девушкам. Высшая ступень – извращенный старикашка, который уже ничего не стесняется.
Особые признаки: обожает женщин.
Представители: Хапосай («Ранма ½»), Доктор Шамал («Reborn!»), Санджи («One Piece»).

Всегда останется кто-то, кого невозможно определить в какие-то рамки, или типаж таких персонажей только формируется. Другие группируются не по роли, которую исполняют, а, скажем, по цвету волос и темпераменту, но почти в каждом удачном персонаже есть та «изюминка», которая выделяет его из череды других. Да и у каждого поклонника аниме есть свой особенный герой.

Персонажей в фильме можно разделить на четыре базовые категории: персонажи-функции , вспомогательные , второстепенные и основные персонажи.

Персонаж-функция служит для выполнения какой-нибудь одной задачи и не влияет на движущие мотивы главных героев. Такой персонаж ничем не выделяется. Выполнив задачу, он исчезает с экрана и из памяти зрителя.

  • Байкеры в «Терминаторе 2» появляются лишь для того, чтобы герой Аронольда Шварценеггера мог отобрать у них одежду и мотоцикл.
  • Защитника Самарканда в начале «Дневного Дозора» используют, чтобы показать, как работает Мел Судьбы.

Работая над характером-функцией, не надо увлекаться деталями. Лишние описания – враг сценариста.

Вспомогательный персонаж или персонаж-ярлык отличается от персонажа-функции тем, что у него есть бросающаяся в глаза особенность, «метка», по которой его мгновенно запоминает и узнает зритель.

  • Персонаж Эдварда Джеймса Олмоса в «Бегущем по лезвию» в каждой сцене складывает фигурки из бумаги.
  • Джоди (Розанна Аркетт) из «Криминального чтива» - фанатичная поклонница пирсинга, у нее есть серьга почти в каждой части тела.

Как правило, ни персонажам-функциям, ни вспомогательным персонажам не уделяют внимания в тритменте. Если можете рассказать историю, не упоминая их, сделайте это. Не сможете - упоминайте только в случае необходимости.

Второстепенные персонажи , как и вспомогательные, обладают яркими индивидуальными чертами и легко запоминаются. Их отличие в том, что они эволюционируют с развитием сюжета.

  • Си-Джей (Майкл Келли) в «Рассвете мертвецов» в начале фильма предстает эгоистом, которого волнует только собственная безопасность. В конце он жертвует жизнью ради спасения остальных.
  • Горлум из «Властелина колец» меняется за время действия несколько раз. Сначала он превращается из противника в помощника главного героя, а после снова становится врагом.

Когда одержимый властью персонаж гибнет в погоне за могуществом, он остается вспомогательным. Если перед смертью он лишается даже той силы, которую имел - это второстепенный персонаж. Его «ярлык» эволюционировал.

Основные персонажи – это герой и антигерой .

Герой должен вызывать одобрение аудитории и заставлять сопереживать. Но и антигерой не менее важен. Это не обязательно злодей, но его действия всегда направлены против героя. Интересный антигерой, бросающий герою достойный вызов – одна из важных составляющих успешного сценария.

  • Чем сильнее зритель настроен против антигероя, тем больше он желает победы герою.
  • Чем более опасным и непобедимым выглядит антигерой, тем сильнее и достойнее смотрится главный герой.

Антигерой не обязательно должен быть человеком. Это может быть и дикий зверь («Призрак и Тьма» ), и насекомые («Москиты» ), и опасный вирус («Эпидемия» ), а также разбушевавшаяся стихия, космические пришельцы, сверхъестественные силы и многое другое.

Иногда проще изобразить интересного и правдоподобного антигероя, чем главного героя, которому хочется сопереживать. Но не стоит нарушать баланс в его пользу. Хороший злодей не спасет плохого героя.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Каждый год в мире выходят тысячи новых сериалов и еще больше продолжений старых, но популярность завоевывают только немногие из них. Ключ к успеху лежит в сюжете, подаче и, конечно же, персонажах. Хотя одно из требований к сериалу - оригинальность, некоторые герои в них весьма схожи.

сайт перебрал наиболее известные сериалы за последние пару десятков лет и выявил самые популярные категории персонажей.

1. Лишний человек

Небогат, не отличается внешними данными, имеет проблемы с общением и личной жизнью - все это признаки лишнего человека. Иногда персонаж пытается так или иначе вписаться в основную компанию, но получается довольно плохо. Он долго остается на задворках жизни, но в конце способен проявить и лучшие свои качества.

  • Примеры: Джоксер («Зена - королева воинов»), Гантер («Друзья») , Стюарт («Теория большого взрыва»).

2. Парочка Шредингера

Сериал есть сериал: чтобы продлить количество сезонов, сценаристы не позволяют отношениям героев наладиться одним махом или развиваться медленно и плавно в ущерб интриге. Поэтому влюбленные встречаются и расстаются, женятся и разводятся, а потом снова и снова повторяют эти действия в течение нескольких сезонов. Но ответ на вопрос, будут ли герои действительно вместе, зритель получает лишь в конце.

  • Примеры: Кэрри и Джон Престон («Секс в большом городе»), Сьюзан и Майк («Отчаянные домохозяйки»), Джей Ди и Эллиот Рид («Клиника»).

3. Мэри Сью

Часто в сериалах встречается герой, совершающий поступки и подвиги, которые явно противоречат его физическим и умственным способностям. Иногда персонаж угадывает намерения противника, проявляет чудеса ловкости, силы, интеллекта и сообразительности. А в другой ситуации внезапно становится слабым и уязвимым, словно в прошлой серии не побеждал врагов одной левой.

Словом, Мэри Сью подчиняется исключительно написанному сценарию, а не собственному характеру.

  • Примеры: Дейенерис Таргариен («Игра престолов»), Фиби («Зачарованные»), Зена («Зена - королева воинов»).

4. Красивая стерва

Красивая, умная, умеет манипулировать людьми - вот основные черты женского персонажа, которого можно охарактеризовать одним словом: стерва. Добиваясь своих целей, она презирает моральные ценности, не берет в расчет чувства окружающих, предает и обманывает. Иногда вызывает у зрителей сочувствие, иногда - ненависть.

Однако озлобленность прекрасной стервы вызвана лишь тем, что женщине чего-то не хватает в жизни: денег, власти, признания или просто дружбы.

  • Примеры: Джордан Салливан («Клиника»), Иди Бритт («Отчаянные домохозяйки»), Джорджина Спаркс («Сплетница»).

5. Любимчик женщин

При виде этого героя сердца женских персонажей и телезрительниц начинают биться чаще. Всему виной невероятная обаятельность и привлекательность, перед которой невозможно устоять. Из-за популярности у противоположного пола ему завидуют друзья, зато герой нередко испытывает сложности в построении постоянных отношений.

  • Примеры : Чак Басс («Сплетница»), Оливер Куин («Стрела»), Барни Стинсон («Как я встретил вашу маму»).

6. Герой за пределами экрана

Некоторые герои сериала долгое время или даже постоянно живут за пределами экрана. Мы что-то знаем о них, видим их глазами других персонажей, узнаем об их судьбе, даже слышим голос, но как они выглядят - это загадка. Что ж, отличный ход сценаристов: экономия эфирного времени и затрат на актерский состав. И поддержка интриги, разумеется.

  • Примеры : сосед напротив («Друзья»), мама Говарда («Теория большого взрыва»), Дайан («Твин Пикс»).

7. Этнический стереотип

Расизм - это нехорошо. Но чтобы добавить юмора в ситком, развеять мрачность серьезного сериала, освежить общую картинку, сценаристы включают персонаж, которому свойственны характерные черты представителей его национальности, точнее стереотипы. Внешность, характер, акцент, привычки - все это легко позволяет сделать героя уникальным, но только для конкретного сериала.

И правда, кому не надоели стереотипы, что все русские - опасные мафиози или девушки-блондинки, мечтающие выйти замуж, мексиканцы сплошь горячие и страстные, а среди евреев одни хитрецы?

  • Примеры: Раджеш ("Теория большого взрыва"), Ирина ("Отчаянные домохозяйки"), Крис Терк ("Клиника").
  • Примеры : Джейме Ланнистер («Игра престолов»), Коул Тернер («Зачарованные»), Мориарти («Шерлок»).

10. Красотка-мама

Ох уж эти сериальные мамы... Мало того что они выглядят лучше своих детей, так еще и личную жизнь они устраивают намного проще и быстрее. Причем порой за счет друзей своих же отпрысков. Иногда они демонстрируют качества, более присущие подросткам, а не взрослым опытным дамам: легкомысленность, влюбчивость, необдуманность поступков... А иногда - невероятную мудрость и силу, которые украшают настоящую женщину.

  • Примеры: Донна Смоук («Стрела»), Лили ван дер Вудсен («Сплетница»), Нора Бинг («Друзья»).

А вы знаете какие-нибудь типы персонажей, которые часто встречаются в современных сериалах? Расскажите о них в комментариях.

Вопрос о литературном герое — в его соотнесенности с автором-творцом — естественное завершение всего раздела «Структура литературного произведения». Форма художественного произведения как целого, по М. М. Бахтину, представляет собой «тотальную реакцию» автора «на целое человека-героя». Другими словами, форма произведения — это граница героя (как целого — отсюда и понятие «завершения» героя), которая создается как его активностью (самоопределение), так и путем определения (ограничения) героя автором.

Ясно, что такое понимание не может относиться к любому образу человека в литературном произведении. Читатель интуитивно отличает «главных» изображенных лиц (персонажей) от второстепенных и тем более — только названных: как по степени участия в ходе событий, так и по степени близости их автору или авторской заинтересованности, так или иначе выраженной — в прямых или косвенных оценках — и тем самым управляющей читательским интересом (это заметнее всего, например, в авантюрной литературе).

Отсюда задача соотнести различные существующие обозначения изображенных в литературном произведении лиц или фигур — герой, персонаж, характер, тип — с реальной их множественностью и различием функций.

Обратившись к определениям, которые можно найти в справочной литературе, мы обнаруживаем две существующих параллельно и противоположных по смыслу тенденции. Понятия, обозначенные четырьмя терминами, смешиваются везде, где за их общую основу принимается «образ человека в литературе» и различаются лишь в тех случаях, когда героя, характер и тип соотносят с понятием «персонаж», принимая за исходное (как минимум) представление о действующем лице, имеющем определенные сюжетные функции.

Образ — одно из самых неопределенных и в то же время наиболее частотных литературоведческих понятий. Отметим, кстати, все еще популярное и по-прежнему безоговорочное употребление выражения «система образов» в смысле «системы персонажей», хотя и любое сюжетное событие, и любой элемент стилистической структуры (скажем, сравнение или метафора) тоже образы.

Неудивительно, что если исходить из термина «образ», литературный герой, характер и тип оказываются почти в равной мере образами и признаются взаимозаменяемыми. Иногда «характером» считают даже и «образ повествователя» (Н. Владимирова).

Разграничительную, дифференцирующую роль играет понятие персонаж, под которым обычно подразумевается любой «субъект действия», «действующее лицо», а также любой субъект речи, говорящий. С этой точки зрения, во-первых, персонаж может быть отличим от главного героя по степени участия в действии — как второстепенное действующее лицо и, кроме того, от лирического субъекта, который может быть назван героем, но не персонажем, поскольку не является носителем действия.

Во-вторых, характер может быть противопоставлен типу: как индивидуализированный персонаж неиндивидуализированному или как персонаж, в котором раскрыт «внутренний» аспект, т.е. побудительные причины поведения и поступка, показана «самодеятельность», персонажу, показанному лишь «извне», через поведение и поступок.

Таким образом, необходимо учесть различия ролей изображенных лиц в сюжете или типы их сюжетных функций. Кроме того, следует различать сюжетную функцию персонажа (являющуюся объектом для других изображенных лиц либо только для автора и читателя) и «содержание» литературной личности, которое с этой ролью в сюжете может не совпадать (роль — возможный объект для нее самой). Отсюда значение понятий «точка зрения» и «кругозор» для классификации разновидностей героя.

Теория литературы / Под ред. Н.Д. Тамарченко — М., 2004 г.

Персонаж (фр. personnage, от лат. persona – особа, лицо, маска) – вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. В том же значении в современном литературоведении используются словосочетания литературный герой, действующее лицо (преимущественно в драме, где список лиц традиционно следует за названием пьесы). В данном синонимическом ряду слово персонаж – наиболее нейтральное Героем (от греч. heros – полубог, обожествленный человек) в некоторых контекстах неловко называть того, кто лишен героических черт. Понятие персонажа (героя, действующего лица) – важнейшее при анализе эпических и драматических произведений, где именно персонажи, образующие определенную систему, и сюжет (т.е. система, ход событий) составляют основу предметного мира. В эпосе героем может быть и повествователь (рассказчик ), если он участвует в сюжете (Гринев в "Капитанской дочке" Пушкина) В лирике же, воссоздающей прежде всего внутренний мир человека, персонажи (если они есть) изображаются пунктирно, фрагментарно, а главное – в неразрывной связи с переживаниями лирического субъекта (например, воображаемый собеседник в стихотворении М. Цветаевой "Попытка ревности"). Иллюзия собственной жизни персонажей в лирике (по сравнению с эпосом и драмой) резко ослабевает.

Чаще всего литературный персонаж – это человек. Степень конкретности его изображения может быть очень разной и зависит от многих причин. Он может занимать в системе персонажей разное место и, соответственно, быть нарисован в полный рост или представлен через немногие детали.

Но в рамках эпизода в центре внимания часто оказывается именно эпизодическое лицо. Сам выбор героя в сильной степени зависит от жанра ; можно говорить о «жанровых героях» в традиционалистской литературе. Так, в эпопее герой, по Н. Буало, должен быть благородным и по происхождению, и по характеру, но при этом быть правдоподобным.

Структура образа в эпических произведениях иная, чем в драме . Принципы и приемы изображения определяются замыслом произведения, творческим методом писателя: о второстепенном персонаже реалистической повести в биографическом, социальном плане сообщено больше, чем о главном герое модернистского романа. Наряду с людьми в произведении могут действовать и разговаривать животные, растения, вещи, природные стихии, фантастические существа, роботы («Лягушка-путешественница» В.М.Гаршина, "Маугли" Р. Киплинга, "Человек-амфибия" А. Беляева).



Есть жанры, виды литературы, в которых такие антропоморфные персонажи обязательны или очень вероятны: сказка, басня, баллада, анималистская литература, научная фантастика и др.

Персонажную сферу литературы составляют не только отдельные субъекты, но и собирательные герои (их прообраз – хор в античной драме). Интерес к проблемам народности, социальной психологии, в частности к психологии толпы, стимулировал в XIX– XX вв. развитие данного ракурса изображения, введение в сюжет массовых сцен (рабочая слободка в романе М. Горького "Мать"). Близки к собирательным групповые персонажи, где число лиц ограничено и обычно они названы по имени (семь «временно-обязанных» мужиков в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).

В большинстве произведений есть внесценические персонажи, расширяющие его пространственно-временные рамки и укрупняющие ситуацию («Мизантроп» Мольера, «Горе от ума» Грибоедова). Это понятие применяется не только к драме но и к эпосу, где аналогом сцены можно считать прямое (т.е. данное не в пересказе какого-то героя) изображение лиц. Так, в рассказе Чехова «Хамелеон» к внесценическим лицам относятся генерал и его брат – любители собак разных пород. Есть произведения, где внесценический герой является главным. Такова пьеса М. Булгакова «Александр Пушкин (Последние дни)», действие которой происходит после гибели поэта.

Еще один вид персонажа – заимствованный , т.е. взятый из произведений других писателей и обычно носящий то же имя. Такие герои естественны, если заимствовался сюжет (Федра и Ипполит в трагедиях «Ипполит» Еврипида, «Федра» Сенеки, «Федра» Расина). Но известный читателю герой (а к неизвестным в подобных случаях не обращаются) может вводиться в новый ансамбль персонажей, в новый сюжет (Молчалин в цикле Салтыкова-Щедрина «В среде умеренности и аккуратности», Чичиков, Ноздрев и другие герои «Мертвых душ» в «Похождениях Чичикова» Булгакова). В подобных случаях заимствование персонажа, с одной стороны, обнажает условность искусства, с с другой – способствует семиотической насыщенности изображения и его лаконизму: ведь имена «чужих» героев, как правило, давно стали нарицательными, автору не нужно их как-то характеризовать.

Можно выделить и другие виды персонажей. Напр., вводится двойник , чье фантомное существование порождено раздвоенностью сознания героя (традиция, имеющая глубокие корни в мифологии, религии): таковы черт Ивана

Сознание и самосознание персонажа.